Не только... речи, но и самый вид, прикосновение, самое присутствие» этого «сильного духовно человека уже благотворно и спасительно» действовало на существо другого человека, врачевало «его недуги, возбуждая его к доброму, вызывая в нем молитвы и слезы» (245, 246, 248). Отличительным устроением души преподобного Амвросия была самоотверженная любовь к людям. – «Вот этой-то любовью было проникнуто все существо нашего батюшки. Засвидетельствует это всяк, сколько-нибудь знающий отца Амвросия. Свидетельством этого вся жизнь его» (248). Особенно любил старец детей – «он и сам имел детскую, незлобивую душу... Надо было видеть нашего батюшку посреди детей, окружающих его, обнимающих и целующих, – как был он тут особенно трогателен, как часто мы видели тут его слезы душевного умиления» (249). Текла рекой и ручейками к отцу Амвросию вся Русь. – «И знатные и убогие, и учёные и простецы, и духовные и мирские, мужчины, женщины и дети – все стекались сюда... И как часто случалось, что человек, раз приехавший, и, может быть, из простого любопытства, под обаянием святой души старца оставался здесь навсегда» (248). – Своим современникам иеромонах Трифон внушает: «Ехать в Оптину и побеседовать со старцем» (78–79). И сам он своей душой устремлён в эту святую обитель – духом он там. «Очень мне хотелось бы, хотя на несколько дней, летом побывать в Оптиной, только навряд ли придётся, – пишет он из Московской Духовной Академии, – работы к экзамену так много, что нет свободного времени. Большинство предметов семинарского курса мне мало или совсем не знакомо, а то, что знакомо было, от времени позабыл, поэтому весьма опасаюсь за успешный исход экзаменов и возлагаю все упование на Господа и на молитвы любящих меня и молящихся за меня» (71)... «Опять неудержимо повлекло обратно в Оптину; надеюсь с Божией помощью как-нибудь осуществится это намерение, надеюсь даже захватить кое-кого из нашей академической братии, даже убеждаю отца ректора побывать в Оптиной, хотя на короткое время, и, может быть, мне и удастся склонить его к этому; впрочем, человек предполагает, а Бог располагает» (74–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Sermo de Domino Nostro (Гомилия о Господе Нашем - Col. 145-274); переиздана в CSCO. Vol. 270-271. Sermo de Admonitione et Poenitentia (Гомилия об увещевании и покаянии - Col. 275-310) ( Biesen. N 52). Sermo de Peccatrice (Гомилия о грешнице - Col. 311-338); гомилия стихотворная; переиздана в CSCO. Vol. 311-312. Sermones in Hebdomadam Sanctam (Гомилии на св. седмицу - Col. 339-566); 8 стихотворных гомилий; переизданы в CSCO. Vol. 412-413. Hymni Azymorum (Гимны об опресноках - Col. 567-636); переизданы в CSCO. Vol. 248-249. Hymni de Crucifixione (Гимны о Распятии - Col. 637-714); переизданы в CSCO. Vol. 248-249. T. 2. Открывается Житием Е. С., написанным в VI в. (Vita Sancti Ephraemi - Col. 1-90). Commentaria in Isaiam, Lamentationes, Jonam, Nahum, Habacuc, Sophoniam, Aggaeum (Комментарии на Исаию, Плач, Иону, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея - Col. 103-310) ( Biesen. N 133); взяты из катен Севира Антиохийского; дополняют издание этих комментариев в Assemani. T. 4, 5. Sermo de Admonitione (Гомилия об увещевании - Col. 311-334) ( Biesen. N 50); принадлежит Исааку Антиохийскому , под его именем была переиздана в: Homiliae S. Isaaci Syri Antiocheni/Ed. P. Bedjan. P., 1903 (Гомилия 34). Sermo de Reprehensione (гомилия об укорении - Col. 335-362); переиздана в CSCO. Vol. 305-306. Sermo de Reprehensione (Гомилия об укорении - Col. 363-392); переиздана в CSCO. Vol. 311-312. Sermo de Magis, Incantatoribus et Divinis, et de Fine et Consummatione (Гомилия о магах, гадателях, божественных, и о конце и истреблении - Col. 393-426); стихотворная гомилия; возможно, принадлежит не Е. С., а Исааку Антиохийскому; переиздана в CSCO. Vol. 320-321. Hymni de Nativitate (Гимны о Рождестве - Col. 427-510); переизданы в CSCO. Vol. 186-187. Sermo super illud «In Principio» (Гимн на слова «В начале» - Col. 511-516) ( Biesen. N 152); состоит из отрывков утерянной прозаической гомилии на Пролог Евангелия от Иоанна; часть текстов заимствована из Гимнов о Церкви (38. 18). Hymni de Maria (Гимны о Марии - Col.

http://pravenc.ru/text/376984.html

226-227 ГЕРМАН († между 666 и 675), аббат мон-ря Грандис Валлис; совр. Швейцария, прмч. (пам. зап. 21 февр.) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 227-228 ГЕРМАН (Джаджанидзе), прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 14 авг.) - см. Назарий, Герман, Иерофей, Симон, Виссарион, новомученики Грузинской Православной Церкви ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 228-229 ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские 229-233 233-234 234-235 235-236 ГЕРМАН (Свайко Джозеф; род. 1932), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митр. всей Америки и Канады ( 2002 - 2008) 237-239 ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря 239-241 241-245 245-246 246-247 247-248 ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 248-249 249-250 250-251 251-252 ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец 252-253 ГЕРМАН (Хребтович [Хрептович] Юрий Федорович; † 1558), архиеп. Полоцкий, Витебский и Мстиславский 253-254 ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) 254-260 260-262 ГЕРМАН III († не позднее нояб. 1278), патриарх К-польский (1265 - 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей 262-263 263-264 264-265 ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон, преподобномученики Гареджийские 266-355 266-295 295-334

http://pravenc.ru/vol/xi.html

И далее в Житии рассказывается о том, что «посадници же любовию послушаша святителя и отмериша под церковь и под монастырь земли на все страны по H (50. – Л.С.) сажен, и повелел епископ Никита возградити церквицу древяну малу и освятить, и едину келецу поставити мнихом на прибежище». 142 Об этой постройке, ее местонахождении и возможном архитектурном облике будет рассказано далее. 145 Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 58–59. Е.Е. Голубинский , М.Н. Тихомиров, В.Л. Янин считают текст духовной грамоты подлинным, впоследствии несколько подновленным. С.Н. Валк полностью отрицает подлинность этого текста (см.: Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта//Валк С.Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб., 2000. С. 527). 147 Голубинский Е. История русской церкви. Вторая половина. М., 1904. Т. 1, ч. 1. С. 618–619. В книге Е. Голубинского выписки из Студийского устава в редакции патриарха Алексия, составленной для основанного им Успенского монастыря, даются по Синодальной рукописи 330. 149 Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеке христианского Востока. Киев. 1895. Т. 1, ч. 1. С. CLXII. 152 Секретарь Л.А. История изучения собора Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря//Ежегодник НГОМЗ. 2003. Великий Новгород, 2004. С. 104–111. 164 Лившиц Л.И. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII века/Л.И. Лившиц, В.Д. Сарабьянов, Т.Ю. Царевская. СПб., 2004. С. 752. 165 Царевская Т.Ю. Целительский аспект почитания Св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII века//Вестник православного Свято-Тихоновского университета. М., 2011. Вып. 1(4). С. 26–41. 167 Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. XV–haчaлo XX в. СПб., 2010. С. 198, 211–212, 214, 232, 236, 248–249, 252, 265–267, 269, 276–277, 280, 292–293. В 1683 г. географа Энгельбрехта Кемпфера, немца, препроводили по «большому желанию» в Антониев монастырь шведский комиссар Хисинг и господин Финхаген (С. 248–249). Адам Олеарий, ученый-математик и некоторые другие иностранцы, посещавшие монастырь в XVII в., отмечали, что иноверцев туда не допускали (С. 198:236). В 1709 г. датский дипломат Юст Юль попросил владыку дать проводника для сопровождения его в монастырь Св. Антония, где он приобрел Житие святого (С. 265– 266). Немецкий ученый Иоганн Георг Гмелин, посетивший Новгород в 1733 г., написал, что он и сопровождавшие его люди очень хотели увидеть монастырь Св. Антония, но при посещении его их не допустили к мощам святого (С. 277 –278). Некоторые путешественники отмечали, что в монастырь стекается много людей из всей России, чтобы получить исцеление от мощей Св. Антония (С. 198:252).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Возражая Фоме Аквинскому, И. Д. С. утверждал, что внутренняя жизнь Св. Троицы совершается без всякого отношения к творению, как к идеальному, так и к реальному. По словам Фомы, «Отец, мысля Себя, и Сына, и Святого Духа, и все прочее, что содержится в Его знании, зачинает Слово» ( Thom. Aquin. Sum. th. I 34. 1). Если принять этот тезис, окажется, что Слово вторично по отношению к знанию Бога о творении. И. Д. С., напротив, считал, что «никакое Лицо не утверждается в Своем личном бытии посредством некоего отношения к творению, и никакое личное свойство не выражает отношения к творению» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 18. 1//EdWad. Vol. 5. P. 1003). Т. о., всякое отношение к творению есть нечто общее для трех Лиц, а не свойство к.-л. одного Лица Св. Троицы (см.: Minges. 1930. T. 2. P. 244-248). Будучи произведением совершенного Бога, все творение в той или иной мере отображает своего Творца. Для пояснения различных уровней такого отображения И. Д. С. использовал понятия «отпечаток» (vestigium) и «образ» (imago). В соответствии с его делением, «образ есть отображение (repraesentativum) целого, и этим он отличается от отпечатка, который есть отображение некой части» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 3. 3. 4//EdVat. Vol. 3. P. 340). Всякая тварная сущность, будучи сотворена в соответствии с Божественным замыслом и образцом, «отображает Бога как [Его] отпечаток» (Idem. I 3. 2. 1//Ibid. P. 200). При этом высшее творение, т. е. «разумная природа», есть не только отпечаток Бога, но и его образ, причем в этом образе отражено единство и троичность Первообраза: «Разумная природа, поскольку она имеет в себе одну сущность и многие действия (operationes), между которыми есть определенный порядок происхождения (ordo orginis), отображает (repraesentat) Троицу... так что разумная природа... есть отпечаток и образ [Троицы]» (Ibidem; ср.: Minges. 1930. T. 2. P. 248-249). Эта разумная природа отождествляется И. Д. С. с человеческой душой, которая «отображает всю Троицу; ибо поскольку она есть одна сущность, имеющая разум и волю, она отображает Божественную сущность... а три Лица она отображает при помощи своих потенций, реализуемых в актах» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. II 16//EdWad. Vol. 6. P. 774; ср.: Minges. 1930. T. 2. P. 249-250). Еще один способ отображения Св. Троицы в творении И. Д. С. видел в трансценденталиях - высших метафизических понятиях: ««Единое» применительно к творениям отображает единство, приличествующее Отцу; «истинное» - истинность, приличествующую Сыну; «благое» - благость, приличествующую Святому Духу; все это - абсолютные совершенства субстанции, отображающие абсолютные совершенства Бога, свойственные [Божественным] Лицам» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 3. 2. 1//EdVat. Vol. 3. P. 182; ср.: Minges. 1930. T. 2. P. 133). Учение о творении

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

РФА. 121. С. 408–410. РИБ. Т. 6. Стб. 475–482. РФА. 122. С. 411–413. РИБ. Т. 6. Стб. 482–488. ПСРЛ. Т. 8. С. 95; Т. 25. С. 248–249. ПСРЛ. Т. 8. С. 95; Т. 25. С. 248–249. Мощи свт. Фотия были обретены наряду с мощами других Первосвятителей после начала строительства нового Успенского собора в Московском Кремле 27 мая 1472 г. Этот день празднуется ныне как один из дней памяти свт. Фотия, второй день памяти Первосвятителя отмечается 2 июля, в день его преставления. После завершения строительства Успенского собора мощи свт. Фотия были вновь помещены под спудом в юго-западном углу собора, рядом с мощами свт. Киприана — предшественника Фотия на Киевской кафедре. Могилы обоих митрополитов ныне венчает общая рака. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900. С. 415. РФА. 90. С. 291–292. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. 1. 1952. 108. С. 86–87. Тарасов А. Е., Маханько М. А. Иона, митрополит Киевский и всея Руси//Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 392–404. Акты феодального землевладения и хозяйства. Т. 1. М., 1951. 95. С. 92. Тарасов А. Е., Маханько М. А. Указ. соч. С. 392–404. ПСРЛ. Т. 35. С. 34, 57, 59. Там же. Т. 17. Стб. 417–420. РИБ. Т. 6. 49. Стб. 419–422; РФА. 21. С. 132–133; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841. 18. Стб. 27. ОР РНБ, F. I. 476, л. 153–153 об. (опубл.: ПСРЛ. Т. 17. Стб. 419–420). Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский и всея Руси//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154. Там же; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 70. ПСРЛ. Т. 35. С. 59. Там же. Т. 5. Вып. 1. С. 42; Вып. 2. С. 44. Monumenta mediiaevi historica resgestas Polonia eillustrantia. Kraków, 1891. Т. 14. Арр. 17 Ibid. T. 2. 32. S. 77. Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский… С. 152–154. Там же. 152–154. Там же. С. 152–154. ПСРЛ. Т. 35. С. 121. Любавский М. К. Очерки истории Литовско-Русского государства. М., 1915. С. 323—325. Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский… С. 152–154.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Книга четвертая. 1. Речь царя к архиереям и окружавшему их духовенству (229–233). 2. О посылке Иосифа Галисийского к патриарху с прошением разрешить царя от отлучения (233–234). 3. Как получил царь обвинительную записку на патриарха (234–237). 4. Об образе и месте суда над патриархом (237–238). 5. Как патриарх отправился к царю и вскоре ушел от него (238–241). 6. Как собравшиеся архиереи послали Арсению последнее решение собора и как затем последовало осуждение его (241–245). 7. Как три архиерея отправлены были собором к Арсению объявить ему о низложении (246–247). 8. Как царь посылает вывесть патриарха из патриархии, и что тогда случилось (247–248). 9. Как смотрели на низложение Арсения патриархи восточные – Александрийский и Антиохийский (248–249). 10. Как хотелось Арсению, когда он еще патриаршествовал, возвратить сан архиерея бывшему Сардскому епископу (249–250). 11. Речь царя о сектантах (250–255). 12. Об избрании на патриаршество Адрианопольского епископа Германа и о личных его свойствах (255–257). 13. Как Герман введен в патриархию, и что потом делалось (257–260). 14. Как патриарх взял к своей церкви Оловола и возложил на него должность ритора и учителя (260–261). 25. Как некоторые придворные, обвиненные в оскорблении Величества, запутали в свое дело и Арсения (261–263). 16. О поездке писателя истории с архиереями к Арсению, и о том, что с ними там случилось (263–267). 17. Как придумал царь освободиться от отлучения, и чрез кого (267–268). 18. Как Иосиф советовал Герману отказаться от патриаршества (268–270). 19. Об Иакинфе, кто он и откуда, и о лицах, его окружавших (270–272). 20. Как царь настроил Сардского епископа Халазу предложить Герману совет о сдаче патриаршества (273–275). 21. Герман оставляет патриархию (275–278). 22. Об Адрианопольском епископе Василие или Варлааме (278–279). 23. Собор избирает на патриаршество Иосифа (278–281). 24. Как устранен был Ираклийский епископ Пинаха от права хиротонисать патриарха и уступил свое право Митиленскому епископу Григорию (281–282). 25. Иосиф снимает с царя отлучение (282–283). 26. О браке Андроника Тарханиота, сына царской сестры Марфы с дочерью западного Иоанна (283–285). 27. О погибели восточных областей по причине отозвания деспота Иоанна с войсками на запад (285–289). 28. О сектанстве в церкви, и о Пантепоптских монахах (289–292). 29. О посольстве великого дукса Ласкариса и бывшего патриарха Германа в Пеонию, для привезения оттуда невесты царскому сыну Андронику; также о венчании и короновании их (292–297). 30. Бегство великого коноставла Тарханиота к его тестю Иоанну (297–299). 31. Поход деспота Иоанна с тысячами войска против Иоанна западного и отвага последнего (299–307). 32. О совершенной победе, одержанной Филантропином над итальянским флотом (308–309).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь свт. Петра, митр. Московского, в Переславле-Залесском. 1585 г. Фотография. 2018 г. Фото: З. А. Зверева Церковь свт. Петра, митр. Московского, в Переславле-Залесском. 1585 г. Фотография. 2018 г. Фото: З. А. Зверева Извлечение из этого «Поучения...», посвященное вопросу о вдовствующем духовенстве, в качестве «Правила/поучения Петра митрополита» встречается в Кормчих книгах с XVI в. (старший список нач. XVI в. PHБ.F.II.80. Л. 671, нач.: «Аще у попа умреть попадия, идеть в монастырь...»; Корогодина. 2017. Т. 1. С. 248-249, 522; Т. 2. С. 123). Однако текст данного «Правила...» без обозначения авторства П. обнаружен М. В. Корогодиной уже в списке сер. XV в. РГБ. Рогож. 253. Л. 198 (Там же . Т. 1. С. 141, 142, 144, 249). Это обстоятельство заставило исследовательницу сомневаться и в авторстве П. большого «Поучения...», составной частью к-рого является фрагмент о вдовствующем духовенстве. Корогодина отметила и стилистические отличия: «...в то время как весь текст Поучения написан витиеватым языком в духе пастырских назиданий, правило о вдовых попах отличается четкостью и краткостью формулировок и по стилю должно быть отнесено к церковным правилам, а не поучениям» (Там же. С. 249); фрагмент о вдовствующем духовенстве, по ее мнению, является в «Поучении...» заимствованием из др. источника, а само «Поучение...» сформировалось, возможно, в нач. XVI в. (в рукописях оно сопровождается правилом Собора 1503 г. о «вдовых попах»), «при этом церковный обычай, предписывающий вдовым священникам постригаться в монастырь или переставать служить, был известен значительно раньше, хотя и не являлся повсеместно распространенным, не был узаконен соборными правилами, и, по всей видимости, не должен связываться с именем митр. Петра. Упоминания об этом церковном обычае мы находим с кон. XIV в., хотя на раннем этапе акцент смещен в сторону повторных браков священников, а не их служения» (Там же. С. 250; см. также: Там же. С. 381). Еще одно поучение, в рукописной традиции имеющее авторство П.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Неожиданная смерть царя Алексея Михайловича, последовавшая 29 января 1676 года всего лишь на 47 году его жизни и ровно через неделю после падения знаменитой обители, была, по мнению людей старой веры, наказанием Божиим за разгром монастыря и, конечно, не помогла росту престижа царской власти. Место Тишайшего занял больной четырнадцатилетний ребенок, и период новых серьезных смут наступил для государства Российского. Примечания Аввакум. Сочинения... С. 62; ЛЗАК. Т. 24. С. 52-72; Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 413. РИБ. Т. 23 (Дела Тайного Приказа). С. 1273. Аввакум. Сочинения... С. 713—714; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I. М., 1954. С. 183 Щапов А.П. Соч. Т. I. С. 466. Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н.И. Поповым. Т. I. М., 1864. С. 8—18, 134—136; Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923. С. 119. Соловьев С.М. Т. VI (XII). С. 309. Соловьев С.М. Т. VI (XI). С. 278. Тхоржевский С. Указ. соч. С. 119—121; Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина. М.-Л., 1931. С. 255. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. II. М., 1959. С. 340. Тихомиров Б. Разинщина. М.—Л., 1930. РИБ. Т. 39. С. XXXV; Аввакум. Сочинения... С. 249, 846. Материалы для истории раскола... Т. V. С. 204; ДРВ. Т. XVIII. С. 92. Фролов В. Указ. соч. С. 469. ДРВ. Т. XVIII. С. 82. Аввакум. Сочинения... С. 249. ЛЗАК. Т. 24. С. 315; Аввакум говорит о смерти Авраамия, но не указывает времени его казни. См.: Аввакум. Сочинения. С. 57, 65. Там же. С. 248—249, 846. ЛЗАК. Т. 26. С. 22. Там же. Т. 24. С. 361. Русская старина. X. 1908. Т. X. С. 684; Pascal P. Op. cit. P. 456. Житие боярыни Морозовой... С. 154—156; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц… С. 126. Житие боярыни Морозовой... С. 159—160. Там же. С. 165. Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 269. Аввакум. Сочинения... С. 393—396. Житие боярыни Морозовой... С. 196.

http://sedmitza.ru/lib/text/439550/

См.: Канонник. М., 1994. С. 170. 19  Κωνσταντνου Πρωτοψλτου. Τυπικν εκκλησιαστικν кατ το φος της του Χριστο Μεγλης Εκκλησας. Εν Κωνσταντινουπλει, 1838. Σ. 158. 20  Иоанн Нейчев, свящ. Типикон. Стара Загора, 1909. С. 230. 21  Святогорский устав церковного последования/пер. с греч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2002. С. 140. 22  Николаевич Василий, протоиер. Великий Типик (Устав Церкви). Белград, 1984. С. 168. 23  Иоанн (Маслов), архим. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 12. 24  Арсений (Швецов), еп. Уральский (старообрядческий). Краткий практический устав. Уральск, 1908. Л. 11 об. 25  Чиновник. Указ о звону и о чину в пост Великии и в Пятдесятницу до Недели всех святых; Голубцов А. П., проф. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 88. 26  Голубцов А.П., проф. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 159-160. 27  Там же. С. 1. 28  Голубцов А.П., проф. Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903. С. 72. 29  Стихира из службы Преображения Господня на «Господи, воззвах», на Слава; и ныне «Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже…». 30  Тропарь из службы иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радости». 31  Голубцов А.П., проф. Чиновник нижегородского Преображенского собора. М., 1905. С. 40. 32  Парфенов А., свящ. Чиновник ростовского Успенского собора//URL: 33  Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 270 об.//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/. 34  «На Прежесвященнои братия ходят ко Святыни. На целовании ставят образ Пречистые Богородицы в трапезе на налои. И преж прощаются у власти или у попа. И пред образом кладут по два поклоны земных, и Спасов образ целуют в ногу, а образ Богородицы и Чюдотворьцев целуют в руку, и третеи поклон в землю жь» (Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. М., 2002. С. 99). 35  Обиходник Троице-Сергиевой лавры. Рукопись. Ф. 304/I. 249. Л. 418-421//URL: http://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-249/. 36  Обиходник Иосифо-Волоцкого монастыря. Ф. 304/I. 739. Л. 89//URL: 37  Келарский обиходник Матфея Никифорова. С. 96. 38  Валаамский монастырь. СПб., 1864. С. 269-270. 39  Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев, 2007. С. 172. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/151133.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010