Как следует из описания деятельности созданной в епархии специальной комиссии, принимавшей решение, какие имена включать и какие не включать в состав Собора, то вопрос о том, был ли канонизован тот или иной подвижник или нет, при решении вопроса о внесении того или иного имени в список, даже не ставился . Празднование Собора Костромских святых было учреждено в 1983 г . по благословению Патриарха Пимена; в список имен Собора впоследствии стали вписываться «техническим образом» имена неканонизованных усопших. В Соборе Костромских святых, например, в 2003 г . не было имени Димитрия Красного, князя Галичского (+ 1441). О канонизации его в прошлом ничего неизвестно, материалы о нем на предмет канонизации никогда не рассматривались, однако, имя его оказалось в списке Собора Костромских святых в 2005 г . как местночтимого святого, соответственно без его канонизации. Такая же ситуация была и с архимандритом Никитой Костромским (+ середина XV), имени которого не было в Соборе Костромских святых ни в 2002 г ., ни в 2003 г ., он не был канонизован ранее, не был канонизован и впоследствии, однако его имя было внесено в список имен святых этого Собора. В 1987 г . архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) подал Патриарху Пимену рапорт, с просьбой учредить Собор Рязанских святых, к которому был приложен список имен, где были имена как канонизованных святых, так и имена неканонизованных усопших. Например, в него был включен архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (+1655), архиепископ Рязанский Гавриил (1785–1862), блаженная Любовь Суханова (1852–1921) и не прославленный в то время в лике святых епископ Феофан Затворник (1815–1894). О том, что сам архиепископ Симон, несмотря на приложенный к рапорту список имен, считал этих подвижников неканонизованными, свидетельствует то, что спустя 10 лет, в 1997 г ., он подал прошение о канонизации архиепископа Мисаила в лике местночтимых святых Рязанской епархии, после чего тот был канонизован как местночтимый святой. Епископ Феофан Затворник был канонизован для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в 1988 г . В Собор Ростово-Ярославских святых в 2005 г . к списку имен Собора, учрежденного в 1964 г ., где были в то время имена только канонизованных святых, было добавлено более 80 имен неканонизованных усопших и 1265 безымянных. Причем, включены были имена и тех, материалы о которых рассматривались ранее и вопрос о канонизации которых не был решен положительно, как, например, о епископе Прохоре (+1328) с. 227]. Среди других в списке Собора был епископ Симон Ростовский (+1-я половина XII), упоминания о котором нет ни у Е.Е. Голубинского, ни даже у архиепископа Филарета (Гумилевского), который, зачастую без детального изучения, помещал в свои книги имена неканонизованных усопших; оспаривалось само существование личности этого святителя, который отождествлялся с другим епископом Симоном.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Библиографический список Библиографический список, подготовленный ко второму тому «Воспоминаний соловецких узников», дополняет основной материал сборника. Публикации, представленные в списке, показывают жизнь Соловецких лагерей от их создания до 1929 г. При отборе материала использовались издания лагерного периода – статьи из газеты «Новые Соловки», журналов «Слон», «Соловецкие острова», «Карело-Мурманский край», сборники трудов Соловецкого общества краеведения. Они выделены в рубрики «Дыхание времени...» и имеются почти во всех разделах списка. Сюда же включены современные публикации документов того периода. Исследовательские материалы (рубрики «По следам...») анализируют события на основе раскрытых документов, воспоминаний. Хронологические рамки этих материалов иногда переходят за 1929 г., охватывают и более поздние годы, которые будут представлены в следующих выпусках книжной серии. Некоторые стороны лагерной жизни (Спорт, Общественная жизнь, СОП) специально не изучались, поэтому публикаций пока нет. Внутри рубрик библиографические записи расположены по алфавиту. Список не претендует на полноту отбора, он лишь показывает основные вехи и может служить подспорьем в изучении истории Соловецких лагерей особого назначения. Предистория СЛОН Дыхание времени... Боговой, И. В Соловецком монастыре т [экспедиция в Соловецкий монастырь во главе с М. Кедровым, С. Поповым и М. Морозовым]//Известия Архгубревкома и Архгубкома РКП. 1920. 4 мая. Зорин. Соловецкий пожар 1923 года//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 39–51. Описание построек на острове Анзер. 1923 год/подгот. Ю.М. Критский//Тогда на Анзерском острове...: сб. материалов по истории Соловецкого отшельничества/сост. С.В. Морозов. M.: Т-во сев. мореходства, 2000. С. 144–151: рис. По следам... Балан, С.Б. Список монашествующей братии Соловецкого монастыря на юбилейный 500-й год (1429–1929)//Соловецкий сборник/Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник. Архангельск, 2005. Вып. 2. С. 182–183 : 4 л. ил. Броникова, Е.П. Обзор фотоисточников по Соловкам (1919–1926) в собрании Архангельского областного краеведческого музея//Соловецкий сборник. Архангельск, 2005. Вып. 2. С. 175–179: фот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня есть много православных храмов, где находится икона «Споручница грешных». Древний Корецкий образ так и остается одной из главных реликвий Свято-Троицкого монастыря в Корце. Помолиться перед старинной прославленной святыней, возвращенной Церкви, можно и в Николо-Одринской обители. А знаменитый список, привезенный в Москву, уже 175 лет доступен верующим в Никольском храме в Хамовниках. Икона «Споручница грешных» в храме святителя Николая в Хамовниках, телеканал «Союз» Интересно, что московский подполковник Бонческул не только передал список иконы «Споручница грешных» в хамовническую церковь, но и отправил еще один список в Троицкий собор города Троицкосавска (Кяхта) Иркутской губернии. Подаренная икона тоже скоро стала известна благодаря происходившим от нее знамениям. Забайкальский образ стал символом заботы Богородицы о сибиряках. Старинные списки есть в Успенском храме города Кяхта, в Вознесенском и Троицком храмах Улан-Удэ, а также Свято-Воскресенском храме Читы. Святыня добралась не только до Восточной Сибири, но и до Китая. В первой половине ХХ века храм в честь иконы Богородицы «Споручница грешных» был построен в Шанхае, но сейчас он не действует. Еще один список был передан в Рязанскую область, в Пронский Спасский монастырь, где вскоре верующие также стали замечать милость и помощь Божью по молитвам перед святыней. Сейчас в обители находится новая, написанная на Афоне икона, а привезенная в XIX веке исчезла после революции. Но сделанный с нее еще тогда список, также почитаемый чудотворным, находится в Казанском храме села Срезнево и привлекает большое количество паломников. Нередко храмы в честь образа «Споручница грешных» строятся при исправительных учреждениях. Молитва у иконы «Споручница грешных» Обратиться к Божьей Матери можно своими словами или словами любого знакомого и любимого славословия. Есть и специально составленные тексты молитвы у иконы «Споручница грешных». В них подчеркивается, что мы раскаиваемся и призываем Богородицу стать поручительницей нашего покаяния.

http://foma.ru/ikona-sporuchnica-greshny...

Впервые к изучению Жития прп. Иннокентия Комельского обратился В. О. Ключевский, который охарактеризовал единственный известный ему список памятника (список С) как «краткую записку, очень скудную известиями и исполненную неточностями» и отметил, что автор Жития не знает о появлении прп. Иннокентия у прп. Нила Сорского еще до основания последним скита, а также ничего не пишет о странствиях его с учителем на Восток (68). А. Ф. Бычков опубликовал часть Жития прп. Иннокентия Комельского по списку А (69). О списке С упомянул Н. П. Барсуков (70). Краткие сведения о святом, используя список С, привели архиепископ Филарет (Гумилевский) (71) и М. В. Толстой (72). О Житии прп. Иннокентия Комельского писал Г. М. Прохоров (73). Он же частично опубликовал памятник по списку А и отметил, что «будучи распространен, можно сказать, «агиографическим пустословием»» он послужил основой для Жития, отраженного в списке В. Назвал Прохоров и источники Жития - «Завет» прп. Иннокентия и надпись на его надгробии (74). Э. В. Шульгина посвятила специальную работу миниатюрам рукописи, в которой помещен список С и опубликовала миниатюру, изображающую прп. Иннокентия (75). Во всех 3 списках упоминается о том, что до нашествия казанских татар 1538 г. в монастыре имелось «писание» о преподобном, списки которого частично были унесены бежавшими из монастыря монахами, а частично сгорели во время разорения обители. Следов этого «писания» не обнаружено. Наиболее ранняя редакция, возникшая после пожара 1538 г., тоже не сохранилась. Вывод о том, что такая редакция существовала можно сделать, сличив тексты первой и второй редакций. В отдельных местах совпадение между ними практически полное. В частности, в рассказе о погребении преподобного расхождения не выходят за рамки ошибок и дополнений копииста Список А  Списки В, С   И тако поживе во иночестве лета довольна, и управляя свое житие по Бозе. И преставися к Господу в вечныи покой в лето 6999 году месяца марта в 19 день, на память святых мученик Хрисанфа и Дарьи. Братия ж, вземше честное его и многострадальное тело, любезнаго своего отца, и учителя, и наставника ко спасению, со псалмы и песньми надгробными погребоша его честно, по его завещанию, идеже бе сам повеле ся погрести - во углу монастыря близ ржавца. И на могилу его камень положищи, и на нем подписаша лета, и месяц, и день преставления его. Такоже и образ подобия его братия написаша, каков бе преподобный отец Инокентий (л. 100 - 100 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

90. ГИМ. Собр. Чудовского мон. 17/319. Ркп. перв. пол. XVI в.; 4°; 302 л. I; полуустав. Список полный 91. РГБ. Собр. П.П. Шибанова (Ф. 344) 86. Житие Василия Нового и Киево-Печерский патерик кон. в. (л. 134–136 XIX в.); 4°; 440 л. – VIII; полуустав. Печерский патерик занимает л. 134–433 об.; список полный. К отличительным признакам списков этого вида следует отнести также отсутствие концовки с летописью Кассиановской второй редакции и расположение Слова об оковании гроба Феодосия на своем первоначальном месте в сказании Симона о создании Успенского собора, что доказывает обращение редактора к древней основе Патерика в поисках нового пути преобразования структуры сборника. К этой группе близок список Патерика, хорошо известный в науке, учтенный исследователями памятника: 92. РНБ. Общее собр. ркп. книг (Ф. 560). F.I.271. Ркп. XVI в.; 1°; 122 л. (по нижней пагинации); полуустав в два столбца. Печерский патерик занимает л. 1–120 об.; список полный, но есть отклонения в расположении текстов. О ркп. см.: С – с. 374; Ш – с. 21; А – с. 91. Второй вид ( K I – II ,2 ). Зачатки хронологического принципа организации материала внутри патерикового ансамбля, который станет ведущим в редакции К II , видны в списках Патерика, где сказание об основании монастыря предваряет тексты «феодосьевского» цикла: житие святого, рассказ о перенесении мощей и об оковании гроба, похвальное слово Феодосию, далее следуют летописные рассказы о первых печерских подвижниках, «слово» о Нифонте Новгородском, Послание Феодосия о латинской вере и заметка о смерти печерского игумена Поликарпа. 93. ГИМ. Музейское собр. 1295. Ркп. кон. XV – нач. XVI в. (л. 1–21, 30, 200 – треть 201 – XVII в.); 4°; 207 л.; полуустав, близкий к скорописи, нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 4–201, есть позднейшие вставки. 94. БАН. Архангельское собр. 690 (Дух. сем. 59) 571 . Сборник слов, повестей и поучений перв. трети XVII в.; 4°; 401 л. III; полуустав. Печерский патерик занимает л. 5–312 об.; список полный. О ркп. см.: А. – с. 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди светских лиц, сделавших в мон-рь вклады книгами, были Б. В. Кутузов, дьяк Д. Мамырев, кн. Д. И. Оболенский. После смерти владельцев в б-ку передавали келейные собрания. Так, келейное собрание старца Дионисия Звенигородского насчитывало 10 книг, Арсения (Плещеева) - 12, Паисия (Мичурина) - 13 книг. Среди сохранившихся редких памятников монастырской б-ки - один из старших списков «Сказания о Индийском царстве» (РГБ. Вол. 309), черновые тексты Русского хронографа (Там же. 583), старший список «Повести о Меркурии Смоленском» (Там же. 577), древнейший полный комплект Четьих-Миней (Там же. 590-598). В б-ке обители хранится единственный известный список нач. XVI в. особой редакции Хроники Иоанна Зонары («Паралипомен») с послесловием редактора и писца 1408 г. (РГБ. Вол. 655), а также единственный список переведенного с греч. языка проскинитария «Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г.» (РГБ. Вол. 387. Л. 632-648; опубл.: Голубцова М. А. К вопросу об источниках древнерус. хождений во Св. Землю. Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г. М., 1911). Из б-ки И. В. м. происходит древнейшая известная рукопись «Миротворного круга» (ГЛМ. 142). В сборнике Дионисия Звенигородского (РГБ. Вол. 661) находился основной список «Сказания о Мамаевом побоище». В волоколамских сборниках содержались также самые ранние списки Житий прп. Евфросинии Суздальской, Евфимия прп. Суздальского, а также первоначальная редакция Повести о Николе Зарайском ( Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 371, 375, 417-418). В октябрьский том Минеи-Четьей (РГБ. Вол. 591) включен старший русский и один из древнейших во всей рукописной традиции список Жития прп. Иоанна Рыльского в редакции Георгия Скилицы. Общий книжный фонд И. В. м. состоял из книг, находившихся в б-ке, в кельях, на подворье в Москве и в храмах близлежащих вотчин. На протяжении XVI в. трижды составлялась опись б-ки. В 1-й из известных описей (составлена старцем Зосимой и книгохранителем Паисием), которая датируется 1545(1575?) г., насчитываются 930 рукописей и 2 старопечатные книги ( Георгиевский.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Чудеса П. не получили большого распространения: известны 8 списков текста. Первоначальная редакция с 29 чудесами сохранила прямую речь, имена персонажей и много подробностей об их происхождении (наиболее ранний список этой редакции: РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 36. Л. 63-74, посл. четв. XVII в.; опубл. с разночтениями по списку РНБ. НСРК. Q. 61. Л. 219 об.- 235, кон. XVII - нач. XVIII в., в кн.: Ромодановская. 2005). В списке ОЛДП последнее датированное чудо относится к 1661 г.; 29 чудес перечислены также в рукописи: РГАДА. Ф. 196 (Мазур.). 1180, кон. XVII в. (24 л.) и в списке 2-й пол. XIX в.: РГБ. Ф. 178. 4306. Л. 85-98. Более поздние варианты текста, содержащие 44 чуда (напр., список РНБ. Тихан. 343. Л. 87-121 об., нач. XVIII в. (включает миниатюру с изображением П.)) или 47 чудес, более приближены к агиографическим канонам (к этой редакции относятся, в частности, список «Сказания об иерее Петре», введенный в научный оборот Н. П. Барсуковым (совр. шифр: ГИМ. Барс. 878, конволют 1-й пол. XVIII в. и кон. XVIII - нач. XIX в., последние чудеса датируются 1717-1718 гг. (42 л.)), и список чудес из собрания Суворовых: ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 97, сер. XIX в., изданный в 2011). В списке из собрания Барсова перечень чудес предваряется вступлением - «Сказанием о чюдесах святого священноиереа Петра новоявленнаго Черевковскаго чюдотворца», написанным на бумаге кон. XVIII - нач. XIX в., текст сопровождается похвалой П. Список РНБ. Тит. 4408, 2-я пол. XVIII в., содержит только фрагментарную запись чудес (c 29-го по 36-е). Обе редакции чудес свидетельствуют о существовании «панихидной памяти» или «панихидного празднования» П.: в тексте указывается как на пение панихид у гроба П., так и на служение молебнов святому; в одном из чудес поздней редакции отмечено, что одновременно «певше молебная и понихиду» (Чудеса святаго сщмч. иерея Петра, Черевковского чудотворца. 2011. С. 698). В 1658 г. по благословению архиеп. Вологодского и Белозерского свт. Маркелла (1645-1663) над гробом П. была сооружена часовня, сгоревшая в пожаре 1687 г. ( Копытков. 2007). Гроб, вероятно, был вынесен из огня и помещен под спудом в новой часовне. В нач. XVIII в. в ней был установлен надгробный памятник, который потом заменили ракой, украшенной посеребренной решеткой и позолоченным балдахином. В 1718 г. усердием прихожанина В. А. Калинина на гробницу был изготовлен образ П., о чем сообщается в предпоследнем, 46-м чуде. Записи чудес после 1718 г. неизвестны. В 1731 г. в Черевкове построили каменную ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

2 Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.–Л., 1965. С. 164. 5 А(рсени)й и(ером). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. М., 1878. С. 218. Впрочем, это утверждение ныне отвергнуто; см. Моисеева Г. Н . Указ. соч. С. 151. 6 См. о нем: Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 259–262; Троицкий Патерик. С. 354–356; Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 3. Май, Июнь, Июль, Август. СПб., 1882. С. 447–450; Архимандрит Макарий. Митрополит Иоасаф и Троице-Сергиев монастырь//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Международной конференции 21 сентября — 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 85–102. 7 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 131. О Соборе, осудившем “Исаака Собаку”, см. Архимандрит Макарий . Церковный Собор 1549 года//Альфа и Омега. 1998. 2(16). С. 141–145. 8 Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1885. С. 374–376. 11 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 9. 66. 13 Смирнов С. К. Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15. 15 В наше время в Лавре были погребены Святейшие Патриархи Алексий I (1945–†1970) и Пимен (1971–†1990). 16 “По описи монастырской 1641 г. над могилою его была гробница, неизвестно когда упраздненная”. — Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… С. 9. 17 Архимандрит Макарий. Епископ Филофей Рязанский//Макариевские чтения. Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Росийской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 27. Однако сведений о погребении в Лавре епископа Филофея не сохранилось; см.: Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре… Впрочем, данный список не является полным и исчерпывающим; см. об этом: Ткаченко В. А. Список погребенных 1880 г. как источник по истории некрополя Троице-Сергиевой Лавры//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции 4–6 октября 2000 г. Сергиев Посад, 2002. С. 265–276.

http://pravmir.ru/svyatitelskie-nadgrobn...

Г.Н. Геннади Содержание I. Описания отдельных монастырей II. Сборники описаний монастырей Дополнение. Русский монастырь на Афонской горе Список авторов и издателей Азбучный список названий     печатать позволяется, с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург, 4 июня 1854 года. Ценсор Ю. Шидловский.     Предлагаемый здесь список содержит в себе библиографическую опись книг о Русских монастырях и церквах и составлен по экземплярам Императорской Публичной Библиотеки, Географического Общества и частного собрания П. С. Шишкина. Все книги, упомянутые в наших библиографических пособиях, здесь показаны; но кроме того показаны некоторые, не означенные в других каталогах. При всем моем желании привести в известность все книги, заключающие в себе описания или историю монастырей и церквей, вероятно, в этом списке найдутся пропуски и, может быть, ошибки. Поэтому всякое дополнение или исправление будет мною принято с благодарностью и может быть полезным, если со временем, как должно надеяться, мы дождемся полного обзора всей нашей географической литературы. Я, разумеется, не мог здесь помещать всех книг, в которых только мимоходом говорится о монастырях или где помещены их описания между прочими статьями. В таком случае опись моя не имела бы границ, и нужно бы было составить обзор и журнальных статей. Но я не мог не внести сюда некоторых отдельных оттисков статей из журналов, иногда печатанных в значительном количестве и обращенных в продажу. Я старался всегда узнавать и означать, откуда взяты такие брошюры. Книги расположены по азбучному порядку имен городов, в уездах которых находятся монастыри и церкви. В конец приложены особые азбучные списки имен авторов и издателей и названии монастырей и церквей. Январь 1854. Предлагаемый здесь список содержит в себе библиографическую опись книг о Русских монастырях и церквах и составлен по экземплярам Императорской Публичной Библиотеки, Географического Общества и частного собрания П. С. Шишкина. Все книги, упомянутые в наших библиографических пособиях, здесь показаны; но кроме того показаны некоторые, не означенные в других каталогах. При всем моем желании привести в известность все книги, заключающие в себе описания или историю монастырей и церквей, вероятно, в этом списке найдутся пропуски и, может быть, ошибки. Поэтому всякое дополнение или исправление будет мною принято с благодарностью и может быть полезным, если со временем, как должно надеяться, мы дождемся полного обзора всей нашей географической литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

46. РГБ. Собр. Иосифо-Волоколамского мон. (Ф. 113) 604. Киево-Печерский патерик и сборник слов посл. четв. XV в. (л. 1–201) и нач. XVI в. (л. 203–386) 548 ; 4°; 386 л. III; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–201 об.; список неполный. Дополнительные статьи помещены на л. 202–242 об. О ркп. см.: С – с. 373. 47. ГИМ. Епархиальное собр. 386 549 . Ркп. втор. пол. XVI в.; 4°; 276 л. IV; полуустав нескольких почерков. Список полный. О ркп. см.: С – с. 373; А – с. 55–57 Г-495). 48. ИРЛИ. Древлехранилище. Карельское собр. Ркп. XIX в.; 4°; 150 л. (1 чист.); полуустав и скоропись нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 3–134 об.; список полный. Третий вид (А III ), или минейный. Списки этого вида включают летописное сказание об основании Печерского монастыря, но особого типа, приближающегося по форме к патериковым житиям святых, – Житие Антония Печерского краткой редакции. Другие отличительные черты этой группы списков Патерика – наличие «слова» об Исакии, одном из первых подвижников монастыря, и отсутствие похвалы Феодосию Печерскому . Структурная непохожесть данного вида на другие, изолированность и непродуктивность этой линии в истории текста памятника объясняются, во-первых, генетической связью с группой списков первоначальной редакции, которые содержат жития основателей лавры, но, как правило, на правах литературного «конвоя» (О II ,3 -О II ,4 ) 550 , во-вторых, практическим назначением миней четьих, их жанровыми требованиями. 49. РГБ. Собр. Иосифо-Волоколамского мон. (Ф. 113) 597. Минея четья на май посл. четв. XV в.; 1°; 461 л. I; полуустав нескольких почерков большей частью в два столбца. Печерский патерик занимает л. 41–136 об.; список полный. О ркп. см.: С – с. 373. 50. РНБ. Софийское собр. (Ф. 728) 1375. Минея четья на май XVI в.; 1°; 533 л. IV (по нижней пагинации); полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–130; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 47–48; А – с. 49–51. Четвертый вид Арсеньевной редакции (А IV ). Этот вид существенно отличается от всех предшествующих особым порядком расположения материала в сборнике, когда нарушаются авторский и жанровый принципы построения Патерика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010