6 февр. 1915 г. на петроградском подворье митр. Петроградский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы рус. воинству. Местонахождение иконы в наст. время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. В России неск. списков с иконы находилось в Вятской губ. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Христорождественском мон-ре. 19 нояб. 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губ. В 1882 г. игуменией вятского Преображенского жен. мон-ря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губ. в праздничные дни 12 дек., когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 янв. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губ. В наст. время один из чтимых списков находится в слободском Свято-Екатерининском соборе. В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому) , еп. Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения сщмч. Иоанна Кочурова , пресв. Екатерининского собора. Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского мон-ря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом жен. мон-ре Воронежа. В 1999 г. отмечалось мироточение иконы.

http://pravenc.ru/text/155570.html

4 октября — Собор Новгородских святителей (в день памяти святого благоверного князя Владимира Новгородского, †1052). Начало общей панихидной памяти было положено в 1439 году. Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI — XVII вв. Список имён — Минея Октябрь. М., 1980. С. 835 (см. также 10 февраля). 4 октября — Собор Казанских святых (в день обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского — 1595). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Казанском и Марийском Пантелеимоне. Список имён предполагается опубликовать в Минее дополнительной. 5 октября — Собор Московских святителей Петра (†1326), Алексия (†1378), Ионы (†1461), Филиппа (†1569) и Ермогена (†1612). Установлен Патриархом Иовом 5 октября 1596 года, впоследствии внесены имена святых Филиппа (1875) и Ермогена (1913) 3 ; службу составил князь Симеон Шаховской, автор XVII века. 10 октября — Собор Волынских святых (в день святителя Амфилохия, епископа Владимира Волынского, †1122). Установлен в 1831 году. Тропари и кондаки написаны протоиереем А. Хойнацким. Список имён — Минея Октябрь. С. 259–261, 836. 23 января — Собор Костромских святых (в день памяти преподобного Геннадия Костромского, †1565). Установлен в 1981 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Костромском и Галичском Кассиане 4 . Тропарь, кондак и величание составлены архиепископом Костромским и Галичским Кассианом. Список имён — Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 302–303. 29 января — Собор Великопермских святителей, Герасима († ок. 1441), Питирима (†1456) и Ионы (†1470). Установлен Патриархом Ермогеном около 1607 года. Служба составлена епископом Афанасием (Сахаровым) в день памяти святой благоверной княгини Анны Новгородской (†1056). Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI–XVII вв. Список имён — Минея Февраль. С. 772 (см. также 4 октября). В неделю 2-ю Великого поста — Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Установлен в кон. XVII — сер. XIX вв. Канон иеромонаха Мелетия Сирига (2-я пол. XVII в.). Список имён — Минея Февраль. С. 767–770. В связи с данным Собором необходимо обратить внимание на рукописный сборник, составленный в Киево-Печерской Успенской Лавре в 1953 году: “Дополни­тель­ная Печерская минея”. Источники дополнительных текстов различны: Анфологион сер. XVIII в., вновь написанные тексты в Киево-Печерской Лавре в 20-е годы и в 40–50-е годы. Поскольку сборник сложился к 1953 году и отражает богослужебную практику Киевской Лавры последнего периода, мы рассматриваем его в данном разделе.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Список с грамоты о пропуске монастырского насада с 400 пуд. соли к Вологде и обратно с нужными для монастыря запасами, с коего насада никаких пошлин, кроме таможенных, брать не велено: последовала лета 7059, от Р. Хр. 1551. II. Царя Михаила Феодоровича Список с грамоты о том, что оному монастырю в Двинском уезде в поморьи дана во владение третья доля Варзуги с рыбными ловлями, тонями и с иными угодьями, куда из того монастыря и обратно пропускать без задержания: последовала лета 7123, от Р. Хр.1615 года. Два списка с жалованной грамоты одинакового содержания, коею велено, на основании жалованных грамот прежних царей, владеть прежде данными монастырю деревнями, землями, покосами, рыбными ловлями и иными угодьями, а оброк с них платить на Москве; монастырские дощаники с солью 4000 пуд. и на десяти возах рыбы к Вологде и оттуда с монастырскими запасами пропускать без пошлин; монастырских крестьян и служек, кроме душегубства, судить игумену, а игумена и старцев в духовных делах митрополиту Новгородскому, а в светских самому государю; воеводам и послам и приказным людям на монастырских дворах насильно не становиться, а монастырю и монастырским крестьянам и служкам никаких обид не чинить: последовала лета 7132, от Р. Хр. 1624 г., за подписом дьяка Прокопия Пахирева, с красною большою государственною печатью. На обороте грамоты написано: Царь и великий князь Михайло Феодорович всея Руси самодержец. Список с грамоты о том, чтобы отказанную монастырю Вагиностровскую поскотинную на кошке землю Вагиностровским крестьянам в тягло не притягивать: последовала лета 7139, от Р. Хр. 1631 г. за приписью дьяка Баима Болтина. Список с грамоты об освобождении из Николаевского монастыря сосланного в оный стольника Матфея Колычева: лета 7142, от Р. Хр. 1634 года. III. Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича Список с грамоты о сборе новой десятой деньги с животов, лавок, промыслов и заводов: последовала лета 7186, от Р. Хр. 1678 года. Список с грамоты о льготе против прежнего по рублю с двора стрелецких денег: последовала лета 7188, от Р. Хр. 1680 г. IV. Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

64. ГИМ. Собр. Донского мон. 13. Киево-Печерский патерик и Житие Григория Амиритского сер. XVI в. 1 ; 361 л. I; полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–205об.; концовка читается на л. 205–205об.; список полный. 65. Гос. архив Нижегородской обл. 167 (2р/П-20). Киево-Печерский патерик и сборник житий 1564 г. (см. запись на л. 323); 1°; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–324; концовка читается на л. 323; список полный. 66. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 746. Ркп. 1636 г. (см. запись на л. 290об.); л. 5–25, 139–243 нач. XVII в.; 4°; IX 295 л. (5 чист.); крупный полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–290об.; концовка читается на л. 290–290об.; список полный. Второй вид (К I ,2 ): 67. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) 898. Ркп. нач. XVI в.; 4 ; 239 л.; полуустав (л. 2 об., 238 писаны другой рукой). На л. 238 – концовка особого рода, без летописи редакции. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. 68. РГБ. Собр. А.П. Гранкова (Ф.711) 86/24, пост. 1975г. 557 Сборник житий и поучений сер. XVI в. (копия списка 1464 г., составленного в Печерском монастыре по повелению иерея Иакова, см. запись на л. 194–194об.); 1°; 464 л. VII (III I 234 230 III); полуустав. Печерский патерик занимает л. 1(235)-194(429)об.; на л. 194–194об. концовка нетрадиционного характера; список Патерика полный (летописная заметка о пострижении Святоши входит в состав его жития, что характерно для списков Патерика редакции 1462 г.). 69. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) 389. Ркп. 1644 г. (см. запись на л. 1); 1°, 369 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. В Кассиановской первой редакции Патерика обнаруживается ряд текстуальных изменений. В Слове, что ради прозвался монастырь Печерским, содержится указание на его автора – Нестора, имя которого трижды упоминается и в Слове, о перенесении мощей Феодосия Печерского . В Житии Феодосия указан год пострижения будущего святого – 1032, вставлен эпизод посещения печерского игумена перед смертью князем Святославом. Автором этих вставок, по мнению А.М. Кубарева, был Кассиан, по убеждению А.А. Шахматова, они принадлежали даже не Иоанну, а были сделаны ранее, ибо уже «Берсеньевский» список Патерика 1406 г. включал ряд дополнений (именование Феодосия архимандритом всея Руси, сравнение его с Феодосием Иерусалимским, указание на город, где родился святой). Отсутствие в этом списке эпизода посещения Феодосия перед смертью князем Святославом А.А. Шахматов объяснял так: эта вставка рассказывала о прощальной беседе Феодосия с братией, где упоминалось о правах, дарованных монастырю, следовательно, «есть основание думать, что редакция списком, и, быть может, оригиналом которой является Берсеньевская рукопись, была составлена епископом тверским Арсением, бывшим некогда архидиаконом у Киприана митрополита... а потому несомненно хорошо знакомым с возражениями Софийского клира на несправедливые притязания Печерского монастыря» 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

64 Список послания императора Льва I к Анатолию, епископу Константинопольскому. Ibid. Том. IV отд. 3, XVII. 69 Ibid. Ч. IV. Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь 150 епископов. 70 Соборное послание. VII Вселенский Собор, Деяние VII, стр. 294. Деяние Вселенских соборов т. VII. Казань 1891 г. 72 Эдикт императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой Церкви близ так называемого дикимвала. Ibid стр. 259 73 Деяние Вселенских Соборов. Т. I. Отд. III, стр 29–32. Срав. Послание Императора Константина к никомидийцам против Евсевия и Феогниса. Ibid. Отд. XIX. 74 Речь императора Константина святому Собору. Отд. VI. Срав Отд. VII Деяния Вселенских Соборов. Т. I, стр. 38. 77 Высочайшее послание, отправленное к собору в Никею императорами Валентинианом и Маркиапом. Деяния Вселен. Соб. Т. III. Отд. I, стр. 51. Срав. список с Высочайшего послания императрицы Пульхерии к военачальнику Вифинии. Ibid. 78 Список с Высочайшего повеления, посланного от императора Маркиана к епископам всех стран. Ibid. Отд. I, стр. 50. 86 Деяние Всел. Соб., т. IV. Казань, 1873 г., отд. III. Послание Лукиана, епископа Базского, к императору Льву XXIV. 93 Послание епископов области Геллеспонтской к императору Льву, XLIX и послание епископов области Пафлагонии. 95 Список послания св. папы древнего Рима Льва, к императору Константину, подтверждающего действия VI Вселенского Собора, Ibid. Т. VI, стр. 271. 97 Приветственное слово отцов Собора собравшегося в Константинополе в Императорском дворце Трулле к императору Юстиниану. Т. VI, стр. 271. 99 Второе послание св. папы Григория о святых иконах. Деяния Вселенских Соборов. Т. VII, отд. 2. 107 Послание святого Собора к Феодосию Великому, с приложением постановленных отцами правил. Ibid. Отд. II, ст. II. 110 Список послания императрицы Пульхерии к военоначальнику Вифинии. Список со второго Высочайшего послания к святому Собору. Ibid. Т. III. Отд. I. 111 Наприм., см. Деяние Второе Халкидонского Собора. Т. III стр. 228, Деяние Четвертое. Т. IV, стр. 29 в друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Второй вариант (О ). Восходит к редакции О I ,1–1 , в отличие от которой включает на правах литературного «конвоя» не только Житие Феодосия Печерского , но и похвалу этому святому. 8. РГАДА. Собр. Саровской пустыни (Ф. 357) 118. Сборник слов, поучений и житий XVI в. (л. 8–341) и XVII в. (остальные); 4°; 367 л. XXXI; полуустав и скоропись нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 8–341 об.; список полный. 9. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) 388, Ркп. нач. XVII в.; 4°; 335 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: Ш – с. 5; А – с. 14–15. Третий вариант (O I , 3 ). Близок к редакции О I,1–1 , но, кроме особой, краткой, формы Жития Феодосия, содержит сказание об основании Киево-Печерского монастыря. 10. РГБ. Собр. А.П. Гранкова (Ф. 711) пост. 1975 г. Ркп. перв. трети XVII в.; 4°; 183 л. IV; полуустав. Список полный. Четвертый вариант (О ). Характеризуется большой частотностью; как дополнение к Патерику включает тексты Похвалы Феодосию Печерскому , Послания Фотия в Печерский монастырь (нач. XV в.) и летописного сказания о создании лавры. Такой порядок следования частей конвоя присущ спискам первого типа, в списках второго типа «слово» об основании монастыря расположено перед похвалой Феодосию, что свидетельствует о стремлении переписчиков «выпрямить» хронологическую нить повествования. Первый тип (О ): 11. РГБ. Собр. Рогожского кладб. (Ф. 247) Киево-Печерский патерик и сборник поучений кон. XV – нач. XVI в. (л. 1–91) и втор. четв. XVI в. (л. 94–145), л. 92–93, 175 – позднейшие; 4°; III 175 л. (4 чист.); полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–91 об.; список неполный. 12. РГБ. Собр. ОИДР (Ф. 205) 157. Ркп. нач. XVI в.; 4°; 226 л. (24 чист.); полуустав и четкая мелкая скоропись нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–150; список полный. О ркп. см.: М – стлб. 158; Ш – с. 5; А – с. 2–4. 13. ГИМ. Синодальное собр. 552. Ркп. кон. XVI в.; 4°; 241 л.; четкая мелкая скоропись. Печерский патерик занимает л. 7–175 об.; список полный. О ркп. см.: С – с. 375; А – с. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Директор Гимназии А. Успенский , Инспектор Чистяков, Законоучитель Рождественский. Из Григорьева-Бизюкова монастыря Сердечно приветствуем Вас, Владыко, и Отца Инспектора Академии с храмовым праздником, молитвенно желая долгоденствия Вам, всем учащим и учащимся. Помощник Начальника Семинарии Иеромонах Никон, Преподаватель Иеромонах Павлин. Из Саратова Невыразимо счастливы поздравить Вас, Владыко, и Дорогую Академию с торжественным праздником и великим в ее истории днем. Священник Крылов, Кряжимский, Покровский, Фортунатов, Яхонтов. Из Н.-Новгорода Поздравляю Дорогого Владыку, всю братию с Академическим праздником. Духовно пребывающий с Вами Иеромонах Варнава. Журналы собраний Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1915 год//Богословский вестник 1916. Т. 3. 10/11/12. С. 449–544 (4-я пагин.). —449— трудно найти указанную рукопись. 18 и 19–20 обозначены непоследовательно: для первой рукописи указан б-ки, для второй описания; следовало бы 10 (96) и 32 (202). В 10 (96) на обор. 1 л. оглавления две пометки относительно автора жития Василия блаженного, сделанные одна (чернилами) Филаретом Гумилевским , другая (карандашом) А. В. Горским, у о. Кузнецова переданы неточно: первая: «Аврамия Палицына» (стр. 14) в другом месте (236 стр.) «Житие принадлежит Аврамию Палицыну» (следует: «Аврамия Палицына Келаря»); вторая: «ни откуда не видно» (надо: «Ни из чего не видно, чтобы это было соч. Аврамия»). Характеризуя данный список, автор опускает ту его особенность, что список дефектный (после 95 л. нескольких листов недостает). Наконец, о. Кузнецов опустил один список б-ки Моск. Дух. Акад., а именно дополнит. – дар покойного Д. Ф. Голубинского , список первой полов. XIX в. (на бумаге вод. знак 1832), – представляющий сокращенную копию с древнего «списка», хранящегося при Покровском соборе. Гораздо было бы естественнее распределить списки житий и других сказаний о блаженном Василии по группам, как автор сделал это во второй своей монографии относительно списков сказаний о бл. Иоанне и списков служб ему (стр. 403–406). И главнейшие группы списков жития Василия намечаются сами собой. а) К Чудовскому списку 317, текст которого автор дает в своей книге, естественно примыкают отмеченные им 5, 7, 17, 18, 22, 23. b) К группе, представителем которой является новый список Покровского собора, автор относит 37, 38 и З9. с) Житие особого состава, представленное одним списком самого автора (новой копией, сделанной им с рукописи, неизвестно кому принадлежащей). Из 41 конечно, должны быть выделены те рукописи, которые дают лишь незначительную часть сказаний: одно похвальное слово 11) или несколько чудес 10). Такая группировка сразу вводила бы читателя в круг сказаний о блаженном Василии, да и самого автора избавила бы от обязанности повторять много раз замечания вроде того, что такой-то список сходен с 317 Чудов. б-ки и под.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1235 Восстановление Болгарской патриархии 1238 Воссоединение Галицкой и Волынской земель кн. Даниилом Романовичем 1230-е гг. Создание Угровской и Луцкой епархий путем отделения от епископии Владимиро-Волынской (Угровская кафедра вскоре перенесена в Холм) 2051 Список составлен игуменом Андроником (Трубачевым) . Открывая «Хронологический список...» годом Крещения Руси, считаем необходимым предварить этот список упоминанием о видении во Влахернском константинопольском храме ок. 936 г. блаженному Андрею Юродивому (предположительно новгородскому славянину) Пресвятой Богородицы, распростирающей Свой Покров над молящимися (1 октября) (1. С. 609–610; 6). 2052 Список использованной литературы помещен после «Хронологического списка явлений Пресвятой Богородицы». 2054 Список составлен А. В. Назаренко. В список включены только достаточно надежно засвидетельствованные иерархи; курсивом даны гипотетические даты; в квадратные скобки помещены имена архиереев, заимствованные из поздних источников. За основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X–XII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А. В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. Даты, указанные в настоящем списке, могут не совпадать с датами, приводимыми высокопреосвященным Макарием. 2056 В зависимости от того, принимаем мы сообщение Киевской летописи об участии Николая уже в сане еп. Полоцкого в рукоположении печерского архимандрита Василия летом 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Сто. 626–628) или отвергаем это сообщение как анахронизм (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 339. Прим. 156). 2057 Если только не тождествен Ефрему Переяславскому и Ростовская кафедра не пустовала, как считают М. Д. Приселков и А. В. Поппэ, в период ок. 1093 – ок. 1136 г. или не находилась в подчинении митрополитов Переяславских (Я. Н. Щапов), которые тем самым уже не были бы титулярными. 2058 Если сообщение о поставлении Кирилла, в котором епархия не обозначена (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 290), действительно относится к Туровской (что весьма вероятно), а не к Ростовской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Далее Зееберг, как и я, приводит по порядку имена и всех остальных епископов, поименованных в заголовке новооткрытого послания (не распределяя их по провинциям, как это делал Швартц), указывает, где можно, их кафедры и сообщает об них все те сведения, какие сохранились в источниках, в особенности же те, которые не безразличны для вопроса об их догматическом направлении. Так как кафедры большинства этих епископов указаны были – при помощи списков епископов анкирского, неокесарийского, никейского вселенского и антиохийского посленикейского соборов – самим Швартцем, и им же указан и высоко-важный для характеристики догматического направления некоторых из членов этого собора и даже и для вопроса о подлинности новооткрытого документа – список истинно-православных епископов, «мужей апостольских» у Athan. ер. ad episcopos Aegypti et Libyae n. 8, то вполне понятно, что список 3ееберга представляет только некоторые незначительные пункты отличия в сравнении с моим списком. Но я так долго остановился на вопросах об адресате и председателе антиохийского собора, что уже по этому одному не имею возможности (не рискуя тем, что моя заметка о книге Зееберга превысит размерами самую эту книгу) входить здесь в подробный разбор его списка. А главное: не только список Зееберга, но и мой список в Хр. Чт. 1911, июль – август, стр. 846–50 нуждается теперь в новом пересмотре. Дело в том, что в 1911 году я вынужден был списки епископов соборов анкирского, неокесарийского и антиохийского посленикейского брать из старинного издания соборных деяний Биния (Бинè), последний список еще и у F. Nau (по cod. Par. syr. 62) В настоящее время Е. Schwartz издал в греческом переводе еще два сирских списка (по рукописям А и F): один более полный (в 29 имен) и с указанием кафедр для большинства епископов, другой более короткий (в 20 имен) и без обозначения кафедр. 1-й список представляет собою Praesenzliste – перечень всех епископов, явившихся на собор, составленный при начале его писцами и занесенный в деяния его, в начале их; 2-й – подписи самих епископов под канонами. Эти сирские списки Швартц считает наиболее приближающимися к греческому оригиналу 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Но впоследствии список этот покойным Архиепископом Казанским Павлом был значительно сокращен. Так от 9 марта 1892 года за 94 покойный Архиепископ Павел препроводил в Казанскую Духовную Консисторию список школ и церквей-школ, в котором назначались к постройке 13 церквей-школ и 5 школ, а именно предполагалось построить: по Казанскому уезду при Феодоровском монастыре школу; в д. Гондыревой- церковь -школу; по Царевококшайскому уезду церкви-школы: в дер. Кугэнерь,– в дер. Пуял (Акшубино тоже), в д. Изикугунуре и в д. Старом Мазикове; по Козмодемьянскому уезду в дер. Средних Шешкарах- церковь -школу; по Мамадышскому уезду в дер. Верхних Шунях-церковь-школу; по Чебоксарскому уезду в д. Мерешпосях-школу; по Цивильскому уезду церкви-школы-в д, Алдиаровой и в д. Старых Арабосях; по Спасскому уезду в д. Хураде- церковь-школу и в д. Березовой Гриве-школу; по Тетюшскому уезду в д. Кущелге-церковь-школу; по Ядринскому уезду в д. Большом Чурашеве-церковь-школу, по Чистопольскому уезду в д. Якушкине-церковь-школу; по Лаишевскому уезду в д. Мельничном Починке-школу; по Свияжскому уезду в с. Исакове-школу. Сей же список в марте месяце 1892 года препровожден был покойным Архиепископом Казанским Павлом Г. Уполномоченному по общественным работам в Казанской губернии Маркизу Паулуччи. Во исполнение предложения покойного Архиепископа Павла Казанскою Духовною Консисторией 11 марта 1892 года предписано было местным благочинным распорядиться немедленным образованием в селениях, указанных в вышеупомянутом списке, строительных комитетов по постройке церквей-школ и школ и о составе вновь образовавшихся комитетов донести Епархиальному Начальству. Г. уполномоченный заведующему общественными работами по Казанской губернии маркиз А. Ф. Паулуччи от 12 марта 1892 года за 203 сообщил покойному Архиепископу Казанскому Павлу, что список церквей-школ и школ, предполагаемых к постройке в Казанской Епархии, им получен, и при этом просил его сообщить ему список председателей местных строительных комитетов и ходатайствовал об устройстве еще двух школ: в селе Дюсьметеве Мамадышского уезда и в селе Ключищах Свияжского уезда, так что предполагалось уже к постройке не 18, а 20 школ, 16 марта 1892 года Казанскою Духовною Консисторией назначены были председатели вновь образованных местных строительных комитетов и список сей препровожден был г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010