Главные два вида, на которые могут быть возведены все ветви раскола: поповщина и беспоповщина. Главные виды поповщины: собственно поповщина и дьяконовщина. Главные виды беспоповщины: поморяне и феодосеевщина. Списки наименований мельчайших раскольничьих толков, с распределением их по сказанным главным разрядам: список св. Димитрия ростовского ; список Феофилакта Лопатинского; список Симона, архиепископа рязанского; список протоиерея Андрея Иоаннова; список Церковной истории архимандрита Иннокентия; список, составленный по новейшим сведениям. Изображение поповщины в ее вероучении, обрядах, внутреннем общественном устройстве и отношениях к общему государственному порядку. Изображение беспоповщины с тех же сторон и в тех же отношениях. Особое прибавление о духе и составе злейших выродков раскола: молокан, духоборцев, хлыстов и скопцов. Эта часть в особенности должна быть обогащена приложениями, содержащими в себе все источники, из которых почерпаются, или посредством которых распространяются заблуждения раскола во всех его видах. Эти источники суть: а) Старописные и старопечатные церковные книги, в сущности невинные, но исполненные неумышленных ошибок и погрешностей, коих исправление в новопечатных книгах дало повод к происхождению раскола. Этим книгам должен быть составлен полный список, с отметкою тех из них, которые в особенности уважаются раскольниками. б) Так называемые учительские книги, писанные и печатные до раскола, но подающие повод раскольникам подтверждать ими свои заблуждения; таковы: Деяния Стоглавого собора; жития разных святых, в особенности Евфросина псковского и трех мучеников литовских; слова, приписываемые Максиму Греку : Книга Веры; Книга Кирилла иерусалимского ; Катихизисы Большой и Малый и т. п. Книг этих должно быть объяснено происхождение, показано содержание, и, наконец, те места их, которыми пользуются раскольники, должны быть представлены в подлинном тексте. в) Собственные сочинения раскольников, которых находится великое множество, большею частию скрывающееся во мраке неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших († по­сле 1453). Список имён не опубликован. Имена, упоминающиеся в тексте службы, смотри: Минея Май. Ч. 3. С. 429–444. В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Новгородской. Установлен около 1931 г. Служба состоит из текстов XVIII в. (тропарь) и XIX в. Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 456–458. В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Псковской. Установлен по благословению Патриарха Пимена при митрополите Псковском и Пороховском Иоанне в 1987 году. Автор службы Ю. Малков. Публикация службы и списка имён предполагается в Минее дополнительной. В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Вологодской. Установлен в 1841 году епископом Вологодским Иннокентием (Борисовым), первоначально праздновался 17 августа. Некоторые тексты службы (тропарь, кондак, молитва и, возможно, другие) написаны епископом Иннокентием. Список имён — Минея Май. Ч. 3. С. 487–468. В неделю 3-ю по Пятидесятнице — Собор всех святых земли Белорусской. Установлен по благословению Патриарха Пимена 3 апреля 1984 года в ответ на рапорт митрополита Минского и Белорусского Филарета. Служба составлена Б. Даниленко. Список святых — Минея Май. Ч. 3. С. 476. 10 июня — Собор Рязанских святых (в день перенесения мощей (1609) святителя Василия, епископа Рязанского, †1295). Установлен 2 февраля 1987 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Рязанском и Касимовском Симоне. Служба составлена архиепископом Симоном. Публикация службы и список имён предполагается в Минее дополнительной. 10 июня — Собор Сибирских святых (в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского, †1715). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Омском и Тюменском Максиме. Служба составлена епископом Максимом. Список святых — Минея Июнь. M., 1986. Ч. 1. С. 349–350 (нуждается в пополнении по списку Сибирского патерика: см. “Православный благовестник”. 1916. 12. С. 172–173). Эти имена необходимо внести и в список Всех святых, в земле Российской просиявших — Минея Май. Ч. 3. С. 355–380.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

  И то, и другое событие с некоторым правом можно было бы считать установлением канона, если бы мы имели список книг, которые в качестве священных собрал праведный Неемия или которые избрали для перевода Богоизбранные толковники. Но точного списка ни для того, ни для другого события мы не имеем. Разделение между признанными и непризнанными, каноническими и неканоническими было установлено иудейской общиной лишь после отвержения Христа Спасителя вождями иудейского народа, после разрушения Иерусалима, на грани 1-го и 2-го века по Рождестве Христовом, собранием иудейских раввинов в гор. Иамнии в Палестине. Среди раввинов наиболее выдающимися были рабби Акиба и Гамалиил Младший. Ими был установлен список в 39 книг, которые они искусственно свели в 24 книги, соединив в одно: книги Царств, книги Ездры и Неемии и 12 книг малых пророков, по числу букв еврейского алфавита. Этот список был принят иудейской общиной и введен во все синагоги. Он и является тем «каноном», в соответствии с которым книги Ветхого Завета называются каноническими или неканоническими. Конечно, этот канон, установленный иудейской общиной, отвергшей Христа Спасителя и потому переставшей быть Ветхозаветной Церковью, потерявшей всякое право на то Божие наследие, каковым является Священное Писание, — такой канон не может быть обязательным для Церкви Христовой. Тем не менее, Церковь считалась с иудейским каноном, например, список священных книг, установленный Поместным святым Собором Лаодикийским, составлен явно под влиянием Иамнийского списка. Список этот не включает ни Маккавейских книг, ни Товита, ни Иудифи, ни Премудрости Соломоновой, ни третьей книги Ездры. Однако и этот список не вполне совпадает со списком иудейского канона, так как список Лаодикийского Собора включает книгу пророка Варуха, послание Иеремии и 2-ю книгу Ездры, исключенные иудейским каноном (в Новом Завете Лаодикийский Собор не включил в канон Откровения св. Иоанна Богослова). Но в жизни Церкви Лаодикийский канон не получил преобладающего значения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

18. По донесениям преосвященных о разных происшествиях за 1893 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 2645. 19.  Польсков К.О. Теологический метод VS метод в теологии.//Философия и культура. 9 (93), 2015. 20. Послужной список священника Александра Васильевича Щеглова//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 525. 21. Послужной список священника Александра Георгиевича Винокурова//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 1046. 22. Послужной список священника Алексия Иоанновича Мраморного (1887 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 516. 23. Послужной список священника Дмитрия Пенчикова (1897 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 17. Д. 158. 24. Послужной список священника Иоанна Григорьевича Коновалова//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 344. 25. Послужной список священника Николая Ивановича Добровидова//РГИА ДВ. Ф. 1009. Оп. 2. Д. 39. 26. Послужной список священника Симеона Никаноровича Казанского (1879 г.)//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 129. 27. Послужные списки священнослужителей//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 210. 28. Представление Вениамина, епископа Камчатского, в Святейший Правительствующий Синод от 8 сентября 1873 г.//РГИА. Ф. 796. ОП. 156. Д. 1028. 29. Различные документы, распоряжения по округам о. Сахалин//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 1408. 30. Рапорт благочинного 15 округа священника Петра Вотчинского от 18 декабря 1922 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 525. 31. Рапорт благочинного 22 участка Камчатских церквей протоиерея Виктора Тимошенко от 1 июня 1891 г.//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 546. 32. Рапорт благочинного 22 участка Камчатских церквей священника Александра Унинского от 3 декабря 1893 г.//РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 2236. 33. Рапорт от управления Рыковской каторжной тюрьмы в Управление ссыльнокаторжными в Приморской области от 8 марта 1883 г.//РГИА ДВ. Ф. 1134. Оп. 2. Д. 135. 34. Рапорт священника Симеона Казанского епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Вениамину от 1 октября 1870 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 7. 35. Телеграммы северного телеграфного агентства от 25 июля 1890 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 69. 36.  Тиллих П. Избранное. Теология культуры/П. Тиллих. – М., 2017.

http://bogoslov.ru/article/5847019

1323 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37. л. 2 об.; АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1956 г. 1324 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 31 августа 1953 г. 1328 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Исмаила (Невдачина). В послужном списке о. Исмаила и в списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г., 1  января 1957 г. и 1  декабря 1959  г. его отчество указано, как «Григорьевич», но в списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1954 г., 1 января 1955 г., 1 января 1960 г., 1 января 1961 г. – «Георгиевич». 1336 Там же. Послужной список иеромонаха Исмаила (Невдачина). Далее сведения о его жизни приводятся в соответствии с этим списком. 1339 Документы Сумского епархиального управления позволяют утверждать, что в 1962 г. о. Исихий жил в Сумской епархии. Ему была назначена пенсия 20 рублей в месяц. (АСЕУ. Выписка из журнала 20 заседания пенсионного Комитета при Священном Синоде от 3 декабря 1962 г.). 1340 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Павла (Васильева). В списках насельников Глинской пустыни на 1 января 1956 г., 1 января 1957 г., 1958 г. указано, что о. Павел родился в Тамбовской губернии. 1346 АСЕУ. Послужной список монаха Валериана (Опенько). Далее сведения о его жизни приводятся в соответствии с этим списком. 1359 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 3 об.; АСЕУ. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление (без даты). 1367 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) в Сумское епархиальное управление от 28 декабря 1953 г. 1374 Там же. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1954 г. 1376 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1956  г. 1379 Там же. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия архиепископу Черниговскому и Нежинскому Андрею от 23 апреля 1958 г. 1380 Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Терицкаройский//ЖМП. 1985. 6. С. 58. По данным послужных списков Глинской пустыни за 1918 г. митрополит Зиновий родился в 1895 г. в семье мещанина (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 76).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

сценарий событий далекого будущего (38:8): и о сохранении земли Израилевой нападение на восстановленный Израиль; в 38:17; (гл. 39 – уничтожение Гога); 39:8, 22 дается осмысление событий как Разные модели интерпретации: исполнения раннее данных пророчеств; а) (вторичное?) изображение при помощи эпилога глава, посвященная Гогу, битвы с самостоятельными мотивами включается в ряд остальных пророчеств и жесткой рамкой о благополучии b) аутентичное ядро неопределенного объема текстов (ср. пророчества для народов) с множеством дополнений Общая позиция: эпилог в 39:23–29 1.5.4 Видение нового Храма (т.н. «проект конституции») в гл. 40–48: В этом видении детально описывается осуществление нового порядка в государстве согласно программе, данной в 37:24b–28 (царь из дома Давидова, жизнь на унаследованной земле, завет мира, Яхве живет в своем святилище среди израильтян, признание народами и освящение Израиля). Благодаря тому, что в этом видении содержатся описания перемещения и движения вокруг Храма, а также благодаря сообщению в нем о явлении славы Яхве, оно соответствует первому видению Храма (ср. обратную отсылку в 43:3, «ангел-толкователь» в 8:2 слл.; 40:3 слл.; начало движения пророка от восточных ворот – 40:6 и возвращение к восточным воротам в конце – 42:15; 43:1, через которые во время первого видения слава Господня покидает Храм – 10:19, здесь происходит и вход славы Яхве – 43:2 слл.). Текст Структурные особенности Содержательные особенности 40:1–4: вступление к видению Сообщение об основных измерениях святилища (дублирующая датировка, присутствие руки Яхве, перемещение, появление «ангела-толкователя», сообщение об измерении; 40:5–42:20: движение по территории Храма, начиная от восточных ворот и заканчивая ими 42:15]) 43:1–12 Окончание движения – 43:1, Возвращение как освящение нового Храма и возвращение славы Яхве, предсказание вечного присутствия в нем Яхве заключительная подпись – 43:12 43:5 слл. 43:13–46 Продолжение движения и объявление Оформление освященного Храма и указания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

От... растворения и побеждения, от переходов от одних к другим человек более и более познает свою немощь, – постепенно возвеличивается пред ним Бог и, наконец, соделывается для него всем, предметом всей любви его, надежды, веры (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 539). Источник. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 146). Источник. Если не будешь поблажать страстям – узришь умерщвление их. Если же будешь поблажать им, беседовать с ними, питать их в себе и услаждаться ими – то они умертвят тебя (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 149). Источник. Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущении, называемого на монашеском языке бранию, нет лучшего оружия для новоначального, как исповедь (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 149). Источник. Для того, чтобы противостать духам злобы, и победить их благодатию Божиею, надо знать с тонкостию, кто они, надо знать с точностию образ борьбы с ними, знать условия победы и побеждения (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 319). Источник. Чтоб противостать падшим духам, надо видеть их... Нам, невидящим падших духов телесными очами, надобно научиться видению их душевными очами (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 331). Источник. С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению благодетельствующего нам Бога, вступают духи в борьбу открытую (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 335). Источник. При правильной борьбе с духами является от этой борьбы обильная душевная польза, и инок приходит в особенное преуспеяние (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 336). Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены будут Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток. Попытки их получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 335–336). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Малодушие и смущение рождаются от неверия; но только что подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восшедшего солнца (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 148). Источник. Взятие креста своего, т. с. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 151). Источник. ...Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 277). Источник. Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 287). Источник. Стяжавший веру стяжал Бога деятелем своим, встал превыше всех ухищрений не только человеческих, но и демонских (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 299). Источник. Верующий живою верою в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 336). Источник. Человеку, растленному умом, никак не возможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 362). Источник. ...Верующему во Христа невозможно умереть вечною смертью иначе, как отречением от Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 437). Един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2, 5 ). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь . С Господом тот, кто с Церковью . Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 74–75). Источник. Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, которые искренно веруют, и на то, что им дается через веру. Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго. Возьмите кого-либо из шедших вслед Господа и увидите, как он мало-помалу растет духом, – и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим. Простой, неученый – до чего дошел? Неверам многоученым уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

См. главу I. 1599 Ср. Гомер. Илиада 6, 182. 1600 Типичное " " общее место " " агиографической литературы: святой овладевает науками, однако лишь в той степени, в какой это не препятствует " " благочестию " " . 1601 Сл. 43, 23, 10–25, 2; 172–176=1.618–619. 1602 См. Гомер. Илиада 6, 506–507. 1603 Сл. 43, 24, 28–31; 180=1.619. 1604 Сл. 43, 25, 13–17; 182=1.620. 1605 Имя Евстафия не упоминается в " " Похвальном слове " " Григория. Причина этого умолчания заключается в том, что после 373 г., когда произошел разрыв между Василием и Евстафием по вопросу о почитании Святого Духа, епископы Севастии оказались в оппозиции Кесарийской Церкви; в 375 г. конфликт приобрел публичный и скандальный характер. Естественно, что в кругу друзей Василия Евсевий стал восприниматься как persona non grata. См. Grobomont. Basile I, 56. 1606 Письмо 2 (Григорию); ed. Courtonne, 6–10=рус. пер., сс. 5–7. 1607 Григорий ссылается на распространенную в его время практику возводить в священные степени сразу после принятия Крещения. Подробнее об этом см. в разделе " " Достоинство сана и недостоинство его носителей " " главы II. 1608 Сл. 43, 25, 25–28; 184=1.620. 1609 " Кажется, что успех Василия в качестве проповедника и его зарождающаяся популярность задели самолюбие епископа " " , — пишет Ж. Бернарди; см. SC 384, 188 (note 5). 1610 Т. е. Евсевия. 1611 Евсевия. 1612 Имеются в виду западные православные епископы, сосланные в Малую Азию Констанцием за исповедание никейской веры (в их числе был Иларий Пиктавийский). Поскольку Евсевий Кесарийский принадлежал к числу омиусиан, эти епископы могли обвинить его в неправославии и настроить против него часть Церкви. 1613 Сл. 43, 28, 1–29, 14; 188–192=1.621–622. 1614 См. выше цитату из 2–го Письма Василия. 1615 Сл. 43, 62, 1–30; 258–260=1.641–642. См. этот текст в разделе " " Монашество " " главы II нашей книги. 1616 Сл. 43, 33, 13–17; 198=1.624. 1617 Сл. 43, 33, 18–22; 198=1.624–625. 1618 Об этом голоде Василий упоминает в Письмах 27–м и 31–м. В Письме 31–м он, в частности, говорит: " У нас еще не кончился голод, поэтому мне нужно остаться в городе, или ради снабжения (голодающих), или из снисхождения к бедствующим " " : ed. Courtonne, 73=рус. пер., с. 46. 1619

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010