Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост в 2024 году С 28 ноября 2024 года по 6 января 2025 года. Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки – с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса) Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи Троицкая – неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Анастасий Синаит (XI в.) замечает, что в его время некоторые сокращали Рождественский пост до 2-х недель, иные до 12 дней, а некоторые даже до одной недели. Для устранения такого разнообразия Церковь , на соборе Константинопольском в 1166 году, под председательством Луки Хризоверга, – на том самом соборе, на котором определены были и границы Успенского поста, – определила: «При недостатке письменных узаконений, на основании неписанного Церковного Предания, начинать пост 14 ноября», когда празднуется память св. апостола Филиппа. И так сделано, может быть, с тою целью, чтобы памятью св. апостола Филиппа напомнить христианам установление поста апостольское. Посему пост сей носит еще название Филиппова, или просто Филипповки. Кроме сих 4-х годовых постов, в Церкви соблюдаемы были, с самых первых времен, посты еженедельные – в среду и пяток . Этот пост столь же древен в Христианской Церкви, как и пост св. Четыредесятницы. Начало свое он ведет непосредственно от самих апостолов. Доказательств на это мы имеем много: во-первых, в самых правилах апостольских, которыми руководились древние отцы Церкви и соборы. Так, 69-е правило апостольское, за несоблюдение поста в среду и пяток, угрожает клирику извержением из сана, а мирянину – отлучением. Далее, в постановлениях апостольских неоднократно упоминается о посте среды и пятка. Так, в 7-й книге, 24-й главе, говорится: «Поститесь в среду и пяток, поскольку в среду произнесен суд на Господа, в пятницу потому, что тогда Господь претерпел крестную смерть при Понтии Пилате». Наконец, имеем на это свидетельства у отцов Церкви: Климента Александрийского , Тертуллиана (во II в.), Оригена , упоминающего о посте в 4-й и 6-й дни седмицы, Петра Александрийского (III в.), который учреждение этого поста прямо приписывает апостолам, Василия Великого и, наконец, Епифания Кипрского , который говорит, что в среду и пяток пост продолжался до часа 9-го, потому что в среду взят был Господь, а в пяток – распят. Апостолы предали в сии дни совершать пост в исполнение того, что сказано: «Егда отимется от них жених, тогда постятся» ( Мф.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

905 Но в день св. апостолов Петра и Павла в том лишь случае бывает разрешение на мясо и яйца, если праздник этот не случится в среду и пяток (Тип., гл. 33-я и послед. 29-го июня). В Петров пост Устав позволяет вкушать рыбу в субботы и Недели (воскресения). В другие же дни седмицы вкушается рыба в праздники. В понедельник, вторник и четверток позволяется вкушать рыбу, если случится праздник с великим славословием; в среду же и пяток – только в праздники с бдением и храмовые (Тип., гл. 33-я). Если не случится праздника в понедельник, среду и пяток, то запрещается вкушать елей и вино. В Номоканоне Большого Требника (прав. 266) сказано: в посты святых апостолов и Рождества Христова и Богородицы сухо ямы три дни, сиречь понедельник, среду и пяток, хранимся от рыбы, и масла, и вина, кроме немощи, ямы же сочива без елеа, якоже и в великую Четыредесятницу; хотящий же благоугодити Богу, в субботу и в Неделю токмо ядят рыбу и елей. 910 В дни поста, в которые не случится святой, имеющий праздничный знак или предпразднство, или попразднство, полагается в Типиконе петь на утрени, вместо: «Бог Господь», «Аллилуиа». К таким дням принадлежат 3-е и 4-е августа (Тип., послед. 3-го и 4-го августа). В Типиконе сказано: «Аллилуиа или тропарь», т. е., можно петь и то и другое. В 33-й главе Типикона читаем о днях Успенского поста: «творим и коленопреклонения, даже до причащения». 911 Если праздник Успения случится в среду и пяток, то на мясо, сыр и яйца не разрешается (Тип., послед. 15-го августа). Рыбу позволяется вкушать в Успенском посту только в праздник Преображения Господня (Тип., послед. 6-го августа и Тип., гл. 33). В понедельник, среду и пяток Устав предписывает сухоядение; во вторник и четверток позволяет варение без елея; в субботу и Неделю варение с елеем и вино (Тип., гл. 33). 912 Иногда же это пение совершается по 6-й песни канона. Так, в рукописном уставе 1645 г. Московской Троицкой лавры сказано, что на бдении на день Успения Богородицы по 6-й песни чтут Пролог, и после Пролога поют Блажени непорочны надгробная. И по Славам поют «Слава и ныне» и «Аллилуиа». Облачится архимандрит, и священницы, и диаконы и раздают свещи братии, и праздник ставят среди церкви. Архимандрит кадит в первой Славе образы и клиросы и всю церковь и братию. А на другой Славе и третьей священницы токмо образы и клиросы, и диакон со свещею. А кафизму говорят со своими припевы Богородицы, якож надгробная в Великую субботу, а пропев кафизмы и риз совлачатся (Церковно-Историч. Месяц. Св. Троицкой Сергиевой лавры, изд. 2, М., 854 г., стр. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разрешай посты, егда брат к тебе приидет. посты же соборныя, сиречь, среды и пятки, и великия 40-ца, не разрешай. но иже от своего произволения, сиречь понедельник, вторник. и четверток. Никифора патриарха. Аще навечерие коего любо Владычняго праздника, в среду или в пяток случится, не достоит разрешати поста в вечер, ради утрешняго праздника. Вопрос. Не достоит ли разрешити среду и пяток, ради памяти святаго великаго, или апостола. Ответ. Отвеща собор, никакоже. небо сию и сию рекоша апостоли, но просто всякую среду и пяток. Обаче настоятеля в том разсуждение да держится. праведнику бо закон не лежит. Ельма же в памяти святых, и Господьских праздник. паче же в няже бдения бывают, достоит нам разрешати пост среды и пятка. Глаголет Великии Григории. еллинския быти со пресыщением, и вино питием праздники. А отец наш Иоанн Лествичник показует не творити извета чревообъядению, праздники. Глаголет и Лаодикийскаго собора правило, не достоит иноку разрешати поста во все лето, кроме субот и недель. в тыя бо достоит и варение ясти, и порано разрешати, и не ожидати девятаго часа, и просто вси отцы повелевают согласно, яко подобает иноку все лето поститися, до часа 9-го кроме субот и недель. Аще кто Бога ради, произволит воздержатися от вина, или сыра, или иного чесого, невозбраняется от отец, токмо особночиние, яко мнению подательно. А со советом воздержаяися, и сокрушением сердца, и многим смирением, не точию да не возбраняется, но и да поработитится на овощие. или ин вид обилующ. Глаголет бо Великии Антонии, послушание с воздержанием, покаряет и зверя. Изряднее же всяк спастися хотяи, всяку среду и пяток всего лета, по 69-му правилу святых апостол, сухоядением, и водопитием, должен есть совершати. аще ли кто не может, за немощь телесную, да разрешает на вино точию, и то с сокрушением сердца, удаляяся всячески рыбы и масла. храняижеся и вина, яко заповеди исполнитель, мзду обрящет. О Господьских праздницех, в среду, или в пятки. Аще Господьскии праздник случится в среду, или в пяток разреши на рыбы, и оливу сиречь квас. Аще ли праздник святых апостол, единаго от дванадесяти, на вино и оливу разреши. в прочия же памяти празднуемых святых на вино точию разреши. тако бо изобразиша божественнии отцы. разсуждению же искуснаго настоятеля не прекословь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И именно такое частное приложение этой мысли сделано было очень рано. В первой половине XVIII века были такие раскольники, которые поклонялись только на восток. 572 Так поступают теперь и дырники. Обыкновенно они делают в восточной стороне избы небольшую дыру, и когда нужно, вынув затычку дыры, молятся в неё непосредственно на восток. Отсюда самое название – «дырники». Последователи толка существуют в разных местностях, но в самом незначительном количестве. Незначительна и другая отрасль самокрещенства – толк «средников», получивших такое название от того, что в среду празднуют первый день Пасхи и вообще среду считают за воскресение, а воскресение, по их счету четверг, проводят как будни. Основанием для этого служит то, принимаемое старообрядцами всех согласий, мнение, что Христос Спаситель родился в 5500 году. Средники утверждают, что теперь идет 1895 год, но по их мнению, это тот самый год, который по нашему счету был 1887 годом, потому что, тогда как по нашему летосчислению теперь идет от сотворения мира 7403 год, по счислению средников – только 7395 год. Вследствие этого в 1895 году средники праздновали Пасху не 2 апреля, как православные, а 5 апреля, – в число, которое падало на первый день Пасхи в 1887 году и которое в 1895 году приходилось в среду пасхальной седмицы. В 1893 году православные праздновали Пасху 28 марта, а средники – 24 марта, т. е. в среду на страстной неделе, потому что назад тому 8 лет, в 1885 году, православные праздновали Пасху 24 марта. Таким образом, когда мы празднуем Пасху ранее средников, то их Пасха падает на среду нашей пасхальной седмицы, а когда мы празднуем Пасху позже, то средники празднуют её в среду нашей страстной седмицы, – и во всяком случае счет дням недели у них ведется со среды. 573 Средники существуют в губерниях: Астраханской, Саратовской и Тамбовской. Так как самокрещенство произвело перерыв в преемственности крещения, а обращение последователей глухой нетовщины за крещением в Церковь православную для безпоповцев по меньшей мере странно, то в нетовщине явились новые уклонения от её начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В составе Кормчих Чудовской и др., более поздних редакций сохранилось «Правило» М. (окружное послание?), посвященное дисциплинарным вопросам (нач.: «Благословение Максима, митрополита всея Руси, к всем христианом правоверным»). В нем святитель прежде всего напоминает о необходимости соблюдения поста в среду и пятницу («пяток»); скоромными являются пасхальная седмица, неделя после дня Св. Троицы («но и в сю среду и пяток, иже ли суть благочьстивии от человек, сии не ядять мяса, аще ли ядят сии, несть удръжанно» - ПДРКП. Стб. 139), перед началом Петровского поста. Если день св. апостолов Петра и Павла придется на среду или пятницу, «не достоить христианом мяс ясти, но праздновати святыи день и ясти рыбу» (Там же. Стб. 140). 1 авг. «не ясти мяса, в который день причтется, не ясти ни рыбы», если праздник Успения Пресв. Богородицы придется на среду или пятницу, «не ясти мяса, но Пресвятыя ради Богородиця ямы рыбу» (Там же); мясо предписывалось не есть и в праздник Преображения Господня, на какой бы день он ни пришелся. С началом Рождественского поста на праздник ап. Филиппа, если это будет среда или пятница, «не подобно ясти мяс християном»; в рождественский сочельник мясо и рыбу не едят, после Рождества Христова вкушается мясо «и до Васильева дни» (1 янв.). Если крещенский сочельник придется на субботу или воскресенье, то «по службе Иоанна Златоустаго, хлеб и вино да ядять дондеже по вечерни». На праздник Крещения и в среду и в пятницу «подобает ясти мясо», «в иную среду и пятницу не ясти мяса и до недели, иже пред мясопусты, и сию всю неделю неудръжанно ясти мясо про ересь арьменьскую» (Там же. Стб. 141-142). В заключительной части «Правила» М. обращается к теме церковного освящения брака, считая его необходимым, поскольку «жена спасения ради человечьскаго бысть». В данной части «Правила» отражен тот факт, что церковное таинство Брака обычно игнорировалось в массе рус. населения. М. призывает священников: «...аще и старии суть и младии, да венчяются в церкви» (Там же. Стб. 142). Е. Е. Голубинский предполагал, что последняя часть «Правила», посвященная христ. браку, не принадлежит М., а дописана «каким-нибудь безграмотным писцом по какой-нибудь случайной причине» ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Пол. 1. С. 93-94), однако для таких сомнений никаких серьезных оснований, ни исторических, ни текстологических, не имеется. Как отметил Г. М. Прохоров , «написано Правило простым языком, без цитат Св. Писания и риторических оборотов» ( Прохоров. 1987. С. 254). Почитание

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Св. Епифаний Кипрский , изображая пощение древних христиан в среду и пяток, говорит: «в церкви бывают собрания, учрежденныя Апостолами, в среду и в пяток и в день воскресный. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 3 по полудни), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни поститься в исполнение слов Иисуса Христа: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни ( Лк.5:35 ). Пост для нас учрежден не для того только, чтобы мы тем могли возблагодарить Пострадавшаго за нас, но и для того, чтобы для нашего спасения исповедывать страдания, которыя терпел за нас Господь, и чтобы посты служили умилостивлением пред Богом, оскорбляемым нашими грехами» 190 . Лев Великий , епископ Римский, пишет: «Возлюбленные, чтобы очиститься вам посредством изнурения плоти и дел милосердия от всякой скверны греха, поститесь по средам и пяткам, а субботы проводите во бдении при мощах св. Апостола Петра, по молитвам коего милосердый Господь, как я уверен, милостиво примет ваш пост и обеты, посредством Господа нашего Иисуса Христа» 191 . Киевский митрополит Петр Могила говорит: « Церковь , возбуждая нас в среду и пяток своим священным песнопением к размышлению о милостях, дарованных нам Исусом Христом чрез крест, установила в сии дни пост для того, чтобы мы, делаясь чрез то способнее к духовному размышлению, были благодарны к Искупителю, не только духом, но и телом, усмиряя плоть воздержанием от вкусных и утучняющих мяс и других яств, и таким образом сими чувствами благодарности и благоговения хотя мало участвуя в страданиях Спасителя нашего. Бог и от Израильтян требовал не одного внутренняго памятования о чудесном избавлении их от рабства Египетскаго, но и внешняго, чтобы они, посредством чувственных знаков, как-то, чрез отложение всего кваснаго и употребление опресноков, смешанных с горькими травами, усмиряя тело, являли тем благодарность свою» 192 . Итак пост в среду и пяток установлен Церковию по великому благоговению к событиям страданий и смерти Господа. Празднуя еженедельно воскресение Его, Церковь установила воспоминать еженедельно и великие события страданий и смерти Господа, предшествовавшие воскресению Его из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мы же, благочестивые слушатели, воззовем к Иоанну Предтече словами Церкви: «Пророче, Крестителю и Предтече Христов! ум наш управи и волны страстей укроти; исцели струпы души нашея; ум наш омраченный озари божественным твоим ходатайством и всякого сопротивного обстояния, всякия скорби и нужды избави нас...» (Служба 2 гласа, вторник, канон, в 1-й и 3-й песнях). 4) Богослужение в среду и пяток посвящено воспоминанию страстей Христовых. Известно, что в среду Господь наш Иисус Христос предан был на пропятие одним из 12 учеников Своих – Иудой Искариотским. С сего дня начались те ужасные страдания, какие терпел ради нас Богочеловек. С сего же дня, можно сказать, началось самое искупление наше. «Он изъязвлен был за грехи наши, – говорит пророк Исаия, – и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ). В пяток совершен был приговор над Богочеловеком, и неповинный Страдалец, весь измученный беззаконными людьми, предан был на поносную смерть вместе со злодеями. В этот день Иисус Христос распят был на кресте, где испытал самые тяжкие мучения, и умер, предав дух Свой Богу Отцу. В память таких событий св. Церковь с самых времен апостольских посвятила среду и пяток благоговейному воспоминанию страстей Христовых. Христиане в эти дни собирались во храм для общественного богослужения, где пребывали до 3-х часов пополудни и дотоле не вкушали пищи. Писатели Церкви свидетельствуют об особенном уважении христианами сих дней. Тертуллиан говорит, что некоторые христиане в среду не причащались божественных Таин Христовых, сокрушаясь о своих грехах, ради которых пострадал Спаситель. Ориген , Климент Александрийский и др. тоже говорят о богослужении в пяток, когда христиане собирались во храм и там занимались молитвой, пением псалмов, чтением Св. Писания, проповеданием слова Божия и подобными богоугодными делами. С IV века, после обретения Честного и Животворящего Креста Господня Константином и Еленой, Св. Церковь постановила в среду и пяток совершать поклонение Всечестному Древу Креста, на котором претерпел Иисус Христос тяжкие страдания. Таким образом, в среду и пяток вспоминаются как страдания и смерть Иисуса Христа, так и прославляется и самое орудие страданий Господа – древо крестное. В память страданий Христовых Св. Церковь учредила с самых времен апостольских соблюдать пост в сии дни, за исключением особенных праздников господских.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Уставе сей пост называется по времени продолжительности своей четыредесятницею. Примеч. О хранении постов Петрова, Успенского и Рождественского в древней христианской Церкви свидетельствуют Уставы: Иерусалимский святого Саввы Освященного, Студийский и Святые Отцы Церкви: Афанасий Великий 602 , Амвросий Медиоланский 603 и блаженный Августин 604 . Святой Лев, Папа Римский 605 , (V-ro века) так говорит об установлении церковных постов: церковные посты так распределены в году, что закон о воздержании усвоен всем временам года, именно: весенний пост мы совершаем в Четыредесятницу, летний после Пятидесятницы, осенний в седьмом месяце а зимний (Рождественский) ныне. Пост седьмого месяца, то есть сентября, по церковному счислению перенесен на месяц август для того, чтобы не сходиться с язычниками, которые постились в то время 606 . § 179. Причина и древность установления постов в среду и пяток и время разрешения поста в сии дни Правило апостольское (69), отлучающее от Церкви непостящихся в среду и пяток и свидетельства святых Отцев Игнатия Богоносца 607 , Климента Александрийского 608 , и других удостоверяют, что еще со времен апостольских христиане сохраняли пост в среду и пяток. поскольку в среду предан Господь на страдания, а в пяток претерпел крестную смерть, то христиане, с благоговением воспоминая сии священные события, всегда провождали среду и пяток в посте и молитве. В первенствующие времена христиане в сии дни стояли в храме на молитве, как воины на страже, и продолжали свое Богослужение до девятого часа дня, или, по нашему счислению, до третьего часа по полудни. От чего дни сии назывались днями стояния 609 . Разрешается только пост в сии дни, ради светлости некоторых великих праздников Господских, как-то: 1) в светлую седмицу праздника Пасхи, в которую всякий день, по торжественности Богослужения, во всем подобится первому дню светлого праздника; 2) От первого дня праздника Рождества Христова до Богоявления, кроме навечерия сего последнего праздника; 3) в седмицу Пятидесятницы. Кроме того святая Церковь разрешила пост среды и пятка; 4) в неделю мытаря и фарисея, чтобы не иметь никакого общения с еретиками – армянами, которые, по наставлению своего учителя Сергия, постились во всю эту седмицу 610 . По той же причине разрешается пост среды и пятка; 5) и в сырную седмицу, в которую постились яковиты, или, что тоже, нынешние копты, держащиеся ереси монофизитов и постящиеся в воспоминание покаяния ниневитян; постились также во всю сырную седмицу тетрадиты (от ττρα или τσσαρα четыре), которые так названы потому, что в среду, то есть в четвертый день седмицы, во все время года не постились, а на сырной неделе постились всю седмицу 611 . § 180. Причина и древность установления поста: 1. в праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010