Святитель Афанасий Великий говорил: " Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа " . " Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу " , - говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу, " аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен " . Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. Большую часть дней среды и пятницы в году (если они не приходятся на дни больших постов) разрешается сваренная растительная пища с елеем. В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается, и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается растительная пища с растительным маслом. Сплошные седмицы (седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы: 1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

9. В среду и пятницу седмицы, следующей после праздника Пресвятой Троицы, пост отменяется и разрешается употребление любой пищи. 10. В течение пятидесяти дней после Пасхи в среду и пятницу разрешается употребление вареной с растительным маслом пищи и вина. Если дни Преполовения Пятидесятницы или Отдания Пасхи выпадают на среду, разрешается рыба. Далее Типикон дает следующее указание: «Нецыи же разрешают и в прочия (дни)». Сложившаяся к настоящему моменту практика подразумевает, что в среды и пятницы всей Пятидесятницы разрешается употребление рыбы. содержатся в 33й главе Типикона   Указания Типикона о том, как следует поститься в течение Рождественского и Петрова постов Указания В течение Рождественского и Петрова постов во вторник и четверг разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина. В понедельник, среду и пятницу разрешается употребление пищи без растительного масла. В субботу и воскресенье разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Если в понедельник, вторник или четверг празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то в эти дни разрешается употребление в пищу рыбы. Если же день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, празднуется в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление в пищу вареной пищи с растительным маслом и вина. Если празднование памяти святого, которому положено «бдение», совершается в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Если на среду и пятницу выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, в эти дни также разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.   Указания Типикона о том, как следует поститься в течение Успенского поста Указания В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение. Во вторник и четверг разрешается употребление вареной без растительного масла пищи. В субботу и воскресенье разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина.

http://azbyka.ru/shemy/posty-v-vetkhom-i...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

М., 1908. Прил. 1. С. 523−524; Масленникова И.Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. Л., 1955. С. 159−162. В новейшем исследовании Н.В. Синицына мало останавливается на интересующем здесь нас сочинении, видя в нём поздний элемент «Филофеева цикла», контаминацию цитат из апокрифических правил Пятого собора и постановлений Владимирского собора 1273 г. (см.: Синицына Н.В. Третий Рим. С. 170). 1740 Н.В. Синицына справедливо указывает, что нельзя датировать это сочинение на основе его гипотетической связи с какими-либо мероприятиями или событиями (см.: Синицына Н.В. Третий Рим. С. 170). 1741 См.: Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века/Подгот. А.И. Плигузова, Г.В. Семенченко. М., 1986. Т. 1. С. 141 (публикация одного из списков); М., 1992. Т. 5. С. 959−963 (здесь в статье А.И. Плигузова представлена история исследования «правила»). 1742 РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 9/1086, л. 103−104 об.; 22/1099, л. 331–331 об. См.: Каган М.Д., Понырко Н.В., Рождественская М.В. Описание сборников XV века книгописца Евфросина//ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 79, 118. 1743 Шибаев М.А. К вопросу о бумаге Толстовского списка Софийской 1 летописи и сборников Ефросина//Древнерусская книжность: Археология, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 200−207. 1744 «Правило Кирилла митрополита, сошедшегося во Владимире с епископами на поставление Симеона, епископа Владимирского» (Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Прил. С. 57; Синицына Н.В. Третий Рим. С. 365), в действительности, не Симеона, а Серапиона. О «правиле» Кирилла II см.: Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. М., 1994. Кн. 3. Прил.: О сочинениях митрополита Киевского Кирилла II . 1745 РГБ, ф. 304/I (собр. Троице-Сергиевой лавры), 205. Кормчая, полуустав, XVI в., в лист. Л. 290 об.: Глава 51. Правило Кирила митрополита, сшедшихся епископ, Долмата ноугородскаго, Игнатия ростовьскаго, Феогноста переславьскаго, Симиона полотьскаго на поставление епископа Серапиона володимерьскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. Л. Янин читает здесь титул епископа 56а). Греческий титул ????? исследователь византийских печатей В. Лоран интерпретирует как pretre (священнослужитель, жрец), считая, что он применяется, однако, исключительно к епископу. См.: Laurent V.Op. cit. P., 1965. Т. V, pars 2. P. 33. Янин В. Л.Актовые печати. Т. 1. С. 54—57, 176—178, 230, 234. Рыбаков Б. А.Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964. С. 28—32. 25. Историко-математические исследования. М., 1953. Вып. 6. С. 191. «Се есть въпрошание Кюриково, еже въпраша епископа Ноугородьского Нифонта и инех» (РИБ. СПб., 1908. Т. VI. Стб. 21—22; по списку 1282 г.). Макарий (Булгаков).Указ. соч. 3-е изд. СПб., 1889. Т. 3. Прил. 1. С. 297. Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 310, 443—444. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 383—384. А. В. Карташев считает, что титул архиепископа был привезен Нифонту в 1155 г. митрополитом Константином как награда от патриарха. Вскоре новгородская кафедра добилась присвоения ей постоянного титула архиепископии с обычным подчинением митрополиту. См.: Карташев А. В.Указ. соч. Т. I. С. 185; Лихачев Д. С.«Софийский временник» и новгородский политический переворот 1136 г.//Ист. зап. М., 1948. Т. 25. С. 240— 265; Хорошев А. С.Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 30. Янин В. Л.Актовые печати. Т. 1. С. 54—56. Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 444. Янин В. Л.Печать новгородского епископа Ивана Попьяна//ВИД. Л., 1978. Т. IX. С. 52. ГВНП. М.; Л., 1949. 10. С. 160. НПЛ. С. 22. Янин В. Л.Печать новгородского епископа. С. 53. Там же. НПЛ. С. 23; см. также: Янин В. Л.Печать новгородского епископа. С. 5? Хорошев А. С.Указ. соч. С. 26—27. Янин В. Л.Печать новгородского епископа. С. 54—56; см. также: Хоро шее А. С.Указ. соч. С. 26. Макарий (Булгаков).Указ. соч. 3-е изд. Т. 3. Прил. 1. С. 297. Acta Patriarchatus Constantinopolitani. 1315—1402/Ed F Miklosich, J. Muller. Wien, 1860. T. I. P. 347. N 156; P. 522. N 267; РИБ. T. VI. Прил. O,19. C. 51—52, 115—116; Макарий.Указ. соч. СПб., 1868. Т. 4 Поил X 1-е изд. С. 324—325.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

28. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 5-й. Прп. Василия исповедника. Прп. Кассиана Римлянина (память переносится с 29 февраля). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба прп. Василия исповедника переносится на повечерие в пяток вечера (см. 27 февраля), а служба прп. Кассиана Римлянина – на повечерие в Неделю вечера (см. 1 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Триоди: «Моря чермную пучину…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-13/

В течение всей поездки Ее Высочества никаких происшествий не случилось. Игнатченко.   24 мая 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна. Утром выхода в церковь не было, так как Ее Высочество принимала настоятеля часовни св. Пантелеймона о[тца] В 5 ч[асов] 30 м[инут] вечера вышла в Покровский собор к всенощной. По окончании всенощной в 7 ч[асов] вечера Ее Высочество принимала депутацию от старшин в числе 40 человек во главе с земским начальником, преимущественно старшины из горцев, все в своей форме. По окончании приема Ее Высочество старшинам раздавала книжки – описание Марфо-Мариинской обители. В 7 ч[асов] 40 м[инут] к Ее Высочеству приехал из Кремлевского дворца Его Императорское Высочество великий князь Дмитрий пробыл час, уехал. В течение дня никаких происшествий не случилось. Игнатченко.   25 мая 1912 г. Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна в 6 ч[асов] 30 м[инут] утра с поездом 14 Московско-Ярославской жел[езной] дор[оги] выехала в Троице-Сергиеву лавру, куда прибыла в 8 ч[асов] 30 м[инут] утра, где остановилась в Митрополичьих покоях. В 9 ч[асов] 20 м[инут] утра на монастырских лошадях выехала в Черниговский монастырь. Через 30 м[инут] на этих же лошадях поехала во вновь отстроенное здание отделения Общины сестер где присутствовала при освящении здания домовой церкви. По окончании обедни в 1 ч[ас] 25 м[инут] дня вернулась в лавру. В 5 ч[асов] вечера вышла в малый Троицкий собор к вечерне. По окончании вечерни в 7 ч[асов] 26 м[инут] вечера выехала в Москву, куда прибыла в 9 ч[асов] вечера. На собственных лошадях отправилась в обитель по Б[ольшой] Ордынке. В течение поездки никаких происшествий не случилось. Саженов, Игнатченко.   26 мая 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в 9 ч[асов] утра вышла в церковь к обедне, по окончании обедни в 10 ч[асов] 30 м[инут] утра тут же выехала в город, через 1 ч[ас] 20 м[инут] вернулась домой. В 6 ч[асов]. вечера вышла в Покровский храм к всенощной, по окончании всенощной в 8 ч[асов] 30 м[инут] вечера Ее Высочество в малом храме обители принимала прибывших на торжество волостных старшин в числе 45 человек. Каждый из старшин от Ее Высочества лично получили по иконке и книжке – описании Обители. В 9 вечера к Ее Высочеству приехал Его Императорское Высочество великий князь Дмитрий Павлович. В течение дня никаких происшествий не случилось. Игнатченко.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Кафизма 18-я – без поклонов (см.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...». Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 4-й: «Исповедайтеся Богу Небесному, яко Благ, яко в век милость Его», стих: «Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе». По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 108-е: «Иисусу бывшу в Вифании...» . Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. После «Буди имя Господне...» – 3 великих поклона . (Обычно они совершаются с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.) Примечание. И «абие упраждняются совершенно (т. е. прекращаются) в церкви бываемыя поклоны» до дня Святой Троицы. Келейно же и до Великого Пятка совершаются (ср.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). Согласно же указаниям Триоди Постной, поклоны прекращаются после трех поклонов «по пренесении Честных Даров» на великом входе (ср.: Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»). Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...». В среду вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Четвертка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 6-й (песни 4-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари – сколько есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию. По 4-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Ядый, Владыко...». По Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием...» (см. на утрене Великого Четвертка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (но не «Грядый Господь на вольную Страсть...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-01/

Можно предполагать, что в эпоху Стоглавого собора споры о посте в этот день еще не были окончательно решены, являясь отголоском ожесточенных споров о посте в среду и пятницу, если в эти дни случаются двунадесятые праздники. Происхождение этих споров весьма древнее: они начались еще в IX веке на Востоке, усилились в XI и XII веках и наконец в первой половине XII же века появились и в русской церкви. Ранее XII века у нас этот вопрос не возникал, хотя, как видно из послания преп. Феодосия Печерского в. к. Изяславу Ярославичу, во второй половине XI века на Руси не было определенных правил относительно поста в среду и пятницу. 360 В первой половине XII века образовались две партии: одна, представителем которой был Леон, епископ ростовский, не разрешала поста в среду и пятницу ни для каких праздников; другая, во главе которой стоял Поликарп, игумен Киево-Печерского монастыря, держалась противоположного мнения. В 1158 году состоялся в Киеве собор, на котором Леон был осужден. Но на соборе 1168 года был осужден и Поликарп, и было постановлено, что пост в среду и пятницу разрешается только для вух праздников: Рождества Христова и Богоявления. 361 Таким образом, спор не был решен окончательно, и сомнения продолжали существовать. Определенного мнения о посте в среду и пятницу не было даже в начале XIV века, что видно из вопросов Феогноста, епископа Сарайского, Константинопольскому патриаршему синоду (1301 г.). 362 По всей вероятности в связи с вопросом о посте в среду и пятницу находился и вопрос о посте в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Но этот вопрос уже в конце XIV века считается решенным, как можно заключить из следующего места в послании митрополита Киприана игумену Афанисию (1390 – 1405 г.): «На Усекновение главы Ивана Предтечи и Крестителя мяса не ясти, ни млека, ни рыбы, аще в который день ни пригодиться»… «О дне же святыя Парасковее в прошаеше: и се ти ведомо буди, яко несть поста в той день, кроме среды и пятка» (А. И., т. 1, 253, стр. 476). Из последних слов митрополита Киприана можно заключить, что пост в среду и пятницу был так уважаем, что даже считали нужным поститься в день св. Параскевы, вероятно на том основании, что имя «Параскева» (греч. Παρασκευ) значит «пятница». Постановление митрополита Киприана о посте в день усековения главы Предтечи было повторено и митрополито Фотием в его поучении Псковскому духовенству 1416 г.: «на Усекновение главы Иоанна Предтечя… мяса и млека не ясти» (А. И., т. 1, 22). Постановлениям митрополитов Киприана и Фотия следует и Стоглавый собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляются толченые ядра грецких орехов. Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это не обязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед. Как поститься в среду и пятницу Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его. Святой Афанасий Великий говорил: " Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа " . Пост среды и пятницы столь же важен, как и другие посты. Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: " Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен " . Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2135...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010