465. Святитель Игнатий (Брянчанинов): [Отрывки из писем без указания адресатов и дат]//О терпении скорбей: [Сб.]/Сестричество во имя прмц. вел. кн. изд.]. — М., 2000. — С. 67–73. — (Отечник; 466. Письма духовных лиц святителю Феофану: [Письмо свт. Игнатия от 4 июня 1865 г.]: (в сокр.)//Феофан Затворник (Говоров). Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем: Из неопубликованного. — М., 2001. — С. 596. Материалы для изучения жизни и творений святителя Игнатия (Общие работы) 467. Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова). — СПб.: тип. мор. м-ва в Гл. адмиралтействе, 1867. — 13 с. 468. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками и письма преосвященнейшего к близким ему лицам/[Под ред. архим. Игнатия (Малышева)]. — СПб.: тип. Второго отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1881. — 288 с. разд. паг., 1 л. портр. Рец.: Новые книги: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881//Странник. — 1882. — Июнь. — С. 328–333. 469. Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова). — 2-е изд. — СПб.: тип. мор. м-ва в Гл. адмиралтействе, 1881. — 15 с. 470. Игнатий (Садковский). В поисках Живого Бога: Преосв. Игнатий и его аскетическое мировоззрение. — М.: печ. А. И. Снегиревой, 1913. — 78, II с. — (Религиозно-филос. б-ка). Рец.: Богосл. библиогр. листок: Прил. к «Руководству для сел. пастырей». — 1913. — С. 184–187. — Подпись: Ф. К. 471. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. — Киев: тип. 1-й Киев, артели печ. дела, 1915. Ч. 1. Жизнь и личность епископа Игнатия Брянчанинова. — 417 с., 9 л. ил.: портр. Ч. 2. Морально-аскетические воззрения епископа Игнатия Брянчанинова. — 408, VI, 291 с., 2 л. портр. Рец.: Лебедев А. Библиографическая заметка//Вологод. епарх. вед. — 1915. — С. 387–389; Самуилов B. Библиография//Церк. вед. — 1915. — С. 2062–2068; Епифанович С., Тихон, архим. Отзывы о печатном сочинении и. д. доцента императорской Киевской Духовной академии Леонида Соколова под заглавием: «Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2-х ч. с прил.» (Киев, 1915), представленном в Совете академии на соискание степени магистра богословия; Постановление Совета жизни//Тр. Киев. Духов. акад. — 1916. — Т. 3. — Нояб./Дек. — C. 34–65, 65–82 (Прил.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Севастьянова ввела в научный оборот «Завещание-устав» Н. для братии Воскресенского монастыря. В 1660-1666 гг. Н. создал его на основе завещания прп. Иосифа Волоцкого ( Севастьянова. 2011. Прил. 4). Н. дополнил свой текст цитатами из Свящ. Писания, выдержками из рукописных сборников XVII в. Н. живо интересовался отечественной и мировой историей, был собирателем летописей. Обширные летописные сборники, Воскресенский и Никоновский, получили свое название по месту хранения и их владельцу. В годы Патриаршества Н. был создан патриарший летописный свод 1652 г., в котором нашли отражение политические симпатии и идеалы Н. Н. был собирателем книг и создателем крупных б-к - Патриаршей, Воскресенской и Ферапонтовской. Наиболее обширной и разнообразной являлась Патриаршая б-ка Н. в Москве. В ней были собраны древние славянские переводы книг из 39 мон-рей страны. В результате поездки Арсения (Суханова) на Афон в 1653-1655 гг. б-ка пополнилась 395 книгами и рукописями, в числе к-рых помимо богослужебных книг были сочинения Гомера, Гесиода, Эсхила, Плутарха, Фукидида, Демосфена, визант. хроники, грамматики и т. п. Личная б-ка патриарха в Воскресенском мон-ре в 1658 г. насчитывала 156 книг, 5-ю часть к-рых составляли книги светского содержания ( Луппов С. П. Книга в России в XVII в. Л., 1970. С. 133-136). В состав этого собрания входили книги московской и киевской печати, рукописные. В б-ке имелись книги разного содержания - четьи, естественнонаучные, житийные, исторические, географические (из редких - Космография, перевод сочинения Г. Меркатора). В келейной б-ке Н. были книги на латыни («Лечебник» с русским переводом), на греческом («Грамматика», Псалтирь), польском и немецком языках (Библии) ( Севастьянова. 2007. Прил. 9). Н. этих языков не знал. Основная часть Патриаршей б-ки хранится ныне в Синодальном и Воскресенском собраниях ГИМ ( Савва (Тихомиров), архим. Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 1855). Воскресенская б-ка до нач. XX в. хранилась в Новоиерусалимском мон-ре, в 1906-1907 гг. значительная ее часть была передана в Синодальную б-ку (ныне в ГИМ). Во время ссылки в Ферапонтово Н. много читал. Из царских даров была сформирована б-ка из 43 печатных и 13 рукописных книг ( Севастьянова. 2007. Прил. 9). Память и почитание

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Не позднее кон. XV в. под влиянием К. д. оформился Чин шествия на осляти, происходивший в Москве и крупнейших городах России (прежде всего в Новгороде) в Вербное воскресенье, во время к-рого правитель (великий князь, позднее царь) или его наместник (в провинции) исполнял роль конюшего святителя (митрополита (позднее патриарха) или епархиального архиерея). Церемония просуществовала ок. 200 лет и была отменена лишь в годы царствования Петра I (1682-1725). В XVI в. (более точная датировка нуждается в уточнении) К. д. послужил также источником «Повести о белом клобуке», дошедшей в 2 редакциях - краткой и пространной. До нач. 10-х гг. XVII в. в Москве (скорее всего в составе царской или патриаршей б-ки) находилась греч. рукопись сказания о К. д., вероятно пергаменная, к-рая в 1610 г., во время Смуты, была вывезена в Польшу и в 1633 г. от имени кор. Владислава IV преподнесена великим коронным подскарбием Е. Оссолиньским во время визита в Рим папе Урбану VIII в качестве подлинника (Kubala L. Jerzy Ossolisky. Warsz., 1924. S. 49, 333). Данное обстоятельство делает допустимым предположение, что рукопись могла иметь форму свитка. Современное местонахождение списка не установлено, поэтому вопрос о его взаимоотношении со слав. переводами остается открытым. В южнослав. традиции К. д. получил известность лишь с распространением на Афоне и в Сербии печатной Кормчей (М., 1653). Изд.: Терновский Ф. А. Изучение визант. истории и ее тенденциозное приложение в Др. Руси. К., 1876. Вып. 2. С. 134-145 [троицкая ред.]; Павлов А. С. Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греч. и слав. переводе//ВВ. 1896. Т. 3. С. 59-82 ред.]; РФА. 1988. Т. 4. Прил. 49. С. 814-824; Прил. 50. С. 825-836. Лит.: Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина//ИОРЯС. 1926. Т. 30. С. 205-225; Wieczynski J. L. The Donation of Constantine in Medieval Russia//The Catholic Historical Review. Wash., 1969. Vol. 55. N 2. P. 159-172; Плигузов А. И. Соборный ответ 1503 г.//РФА. 1988. Т. 4. Прил. 10. С. 784-796; он же. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI в. М., 2002. С. 360-369.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Д. состоял членом-соревнователем Общества истории и древностей российских (с 1829), был действительным членом этого об-ва (с 1832), членом-корреспондентом Костромского статистического комитета (с 1854). Похоронен на кладбище при Ильинской ц. в с. Ильинском (ныне Судиславский р-н Костромской обл.). Во время Великой Отечественной войны церковь разобрали, после 1945 г. кладбище было уничтожено, могила утрачена. Осенью 1989 г. в ходе подготовки к 195-летию Д. по инициативе Костромского обл. отд-ния Всероссийского фонда культуры при помощи потомков Д. удалось установить точное место его погребения и восстановить могилу, на которой 22 окт. 1989 г. была отслужена панихида. Летом 1990 г. на могиле установили металлический крест и ограду, освященные 7 июля того же года прот. А. Андросовым. 14 июля 1994 г. могилу посетил А. И. Солженицын . 21 окт. 1989 г. в связи со 195-летием Д. в Нерехте прошли первые Диевские краеведческие чтения, в 1994 г.- вторые, в 1999 г.- третьи. В 2001 г. первые Диевские чтения прошли и в пос. Судиславле. В 1989 г. в Нерехте на доме, где Д. жил в детстве, и на здании бывш. Мариинского жен. уч-ща, в к-ром он преподавал, установлены мемориальные доски. В 1999 г. имя Д. присвоено Нерехтской районной б-ке. В 1889 г. большую часть рукописного наследия Д. приобрел у его потомков А. А. Титов , к-рый в кон. XIX - нач. XX в. опубликовал ряд трудов Д. К 2007 г. большинство рукописей хранится в ОР РНБ (фонд А. А. Титова), в т. ч. «История Костромской епархии», «Описание Богородицкого Игрицкого монастыря», «История Костромы» и др. Часть рукописей осталась в Ростове и находится в ОР Ростовского музея-заповедника. Неск. рукописей оказалось в собрании Костромской губ. ученой архивной комиссии и к 2007 г. хранятся в фондах Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Арх.: РНБ ОР. Ф. 775. Ед. хр. 3941-4022; РГБ ОР. Ф. 79. 3; КИАХМЗ. КОК 24738, 24761; ГМЗРК ОР. Ф. А. А. Титова. Соч.: Ист. описание Костромского Ипатского мон-ря. М., 1858; Благодетели мои и моего рода: Восп./Предисл.: А. А. Титов//РА. 1891. Кн. 2. С. 61-89; Суздальская иерархия. М., 1892; Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою//ЧОЛДП. 1892. Февр. Отд. 3. С. 1-43; Мат-лы для библиогр. словаря: Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губ./Предисл., изд.: А. А. Титов//Библиогр. зап. 1892. 5. Прил. С. 1-24; 8. Прил. С. 25-43; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ./Предисл.: А. А. Титов. М., 1909; Биогр. очерк прот. М. Диева с прил. его писем И. М. Снегиреву: 1830-1857. М., 1909; Письма о. М. Диева к И. М. Снегиреву/Предисл.: А. А. Титов. М., 1909; Г. Нерехта в XVIII и в 1-й четв. XIX в.//Тр. Костромского науч. об-ва по изуч. местного края. Кострома, 1919. Вып. 13. С. 65-113.

http://pravenc.ru/text/172006.html

1985. 114. Обложка РПЦЗ издавала центральные официальные журналы «Церковные ведомости» (Сремски-Карловци, 1922-1930) и «Церковная жизнь» (1933-1944 в Югославии, 1947-1950 в Мюнхене, далее в США), в к-рых публиковались послания Соборов и Синода РПЦЗ и др. документы; епархиальные: «Святая Земля» при Русской духовной миссии в Иерусалиме (Иерусалим, 1934-1940), «Сим победиши» Бразильской епархии (Сан-Паулу, 1955-1967), «Церковное слово» Австралийско-Новозеландской епархии (Кройдон, 1955-.), «Церковный голос» Западноевропейской епархии (Версаль, 1955-1957), «Вестник Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви» (Женева, 1974-1991; с 1978 г. «Вестник Западноевропейской епархии Русской Церкви за рубежом»), «Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей» (Мюнхен, 1986-.), «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий» (Н.-Й.; Монреаль, 1987-1993). Духовно-просветительные журналы издавались монастырями и приходами РПЦЗ: «Православная Русь» при джорданвиллском во имя Св. Троицы мон-ре (Ладомирова, 1928-1940 (в 1928-1934 выходил как газ. «Православная Карпатская Русь»); Джорд., 1949-.), «Хлеб небесный» при харбинском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре (Харбин, 1926-1946), «Путь Христов» (Харбин, 1929), «Православная жизнь» (прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1950-.), молодежный ж. «Православный благовестник» (Сан-Франциско, 1962-1969), детский ж. «Детство во Христе» (прил. к ж. «Православная Русь») (Ладомирова, 1935-1940; с 1939 «Детство и юность во Христе»), возобновилось издание ж. «Русский паломник» (Чико (США); М., 1990-.). Выпускались также богословские, пастырские и миссионерские Ж. д.: «На страже Православия» (Лондон, 1939), «Православный путь» (богословско-философский ежегодник, прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1951-.), «Православное обозрение» (Монреаль, 1960-1986), «Русский пастырь» при Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии (Сан-Франциско, 1988-2003). Приходы, находившиеся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) (впосл.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Лит.: Альбов И., свящ. Семена Царствия Божия//Колокол. 1909. 1136, 24 дек.; Из академической жизни: 1. Избрание новых почетных членов МДА//БВ. 1912. 12. С. 863-872; Ф. Д. Самарину († 23 окт. 1916) от друзей. Серг. П., 1917; Спасовский М. М. В. В. Розанов в последние годы своей жизни. Н.-Й., 1968; Переписка Ф. Д. Самарина и свящ. П. А. Флоренского/Публ.: Г. Г. Суперфин//Вестн. РХД. 1978. 125. С. 251-271; Андроник (Трубачёв), игум. Московский кружок//Лит. Иркутск. 1988. Дек.; Переписка П. А. Флоренского и В. А. Кожевникова/Публ.: И. В. Никитина, А. В. Шургаия//ВФ. 1991. 6. С. 85-151; Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт филос. автобиографии. М., 1991; он же. Мутные лики: Типы религ. мысли в России. М., 2004; Арсеньев Н. С. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях нач. ХХ в.//Восп. о серебряном веке/Сост.: В. Крейд. М., 1993. С. 300-311; он же. Дары и встречи жизненного пути. СПб., 20132; Полищук Е. С. М. А. Новосёлов и его «Письма к друзьям»// Новосёлов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. С. V-LIII; Половинкин С. М. Кружок ищущих христианского просвещения//Рус. философия: Малый энцикл. словарь. М., 1995. С. 287-289; Флоренский П., свящ. Около Хомякова: Критич. заметки//Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 278-336; Взыскующие града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках/Сост., вступ. ст.: В. И. Кейдан. М., 1997; Переписка свящ. П. А. Флоренского и М. А. Новосёлова/Публ.: И. В. Никитина, С. М. Половинкин. Новосиб.; Томск, 1998; Никитина И. В., Половинкин С. М. «Московский авва»//Там же. С. 9-35; Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым/Публ.: С. М. Половинкин. Томск, 2001; Дубинин А., свящ. Переписка В. А. Кожевникова с Ф. Д. Самариным и деятельность Кружка ищущих христ. просвещения//БТ. 2005. Сб. 40. С. 274-288; Кожевников В. А. Письма Ф. Д. Самарину/Публ.: свящ. А. Дубинин//Там же. С. 288-354; Фудель С. И. Начало познания Церкви: Об о. Павле Флоренском//Собр. соч.: В 3 т. М., 2005. Т. 3. С. 281-376; Дурылин С. Н. В своем углу. М., 2006; Розанов В. В. В чаду войны: Ст. и очерки. М., 2008; он же. Письма к П. А. Флоренскому/Публ.: С. М. Половинкин// Он же. Лит. изгнанники. М., 2010. Кн. 2. С. 194-412; Тихомиров Л. А. Дневник (1915-1917). М., 2008; Краткие сведения о деятельности «Кружка ищущих христианского просвещения»//БТ. 2013. Сб. 45. Прил. 3. С. 472-473; О задачах и характере устраиваемых «Кружком» бесед//Там же. Прил. 1. С. 468-469; Переписка мч. Михаила Новосёлова с Ф. Д. Самариным, 1905-1913 гг./Публ., коммент.: Е. С. Полищук//Там же. С. 425-468; Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения»//Там же. Прил. 2. С. 470-472.

http://pravenc.ru/text/2462055.html

725 Расписание монастырей киевской епархии, с показанием подсудности их другим старейшим монастырям, сделано на основании реестра этих монастырей 1723 г. (Описание документов и дел архива Св. Синода, т. III, прил. XXIX) и ведомости 1766 г. – И. Евгения, Опис. Киевософ. собора, прил. 43. 728 А. 3. Р. 101. Об осуждении на изгнание (банниции) по настоянию Поцея, двух братских священников Григория и Карпа, 160. 729 А. 3. Р. IV 175. Подле Троицкого мужского монастыря находился женский, обращенный также в униатский, вероятно в одно время с отнятием на унию мужского Троицкого монастыря. Монахини не имели своей особой церкви и ходили в церковь мужского монастыря. О правосл. женских монастырях в Вильне – Литов. епарх. ведом. 1868 г. 730 Напечатан в Материалах для западно-русской церкви, С. Голубева. Труды Киевск. акад. 1878 г. июль. 731 Два поучения Карповича на Преображение Господне и на Успение Богородицы напечатаны, с переводом на русский язык, в Чтениях в Общ. ист. и древн. росс. 1878 г. кн. 1. 734 Прежде служения в Вильне Бобрикович был игуменом Киевского Межигорского монастыря. Собр. соч. Максимовича, т. II, стр. 261. В Приложениях к сочинению Голубева: Киевский митрополит П. Могила, напечатано письмо М. Иона к Иосифу Бобриковичу от 12-го января 1625 г. с известиями о положении церковных дел и о путешествии на восток Мелетия Смотрицкого (прил. X). 736 Акты вилен. археогр. ком., XI, 59. Слуцкий архимандрит Самуил Шитик присутствовал на киевском соборе 1640 г. и был маршалком оного (Русская историч. библиотека, т. IV, стр. 28, 54, 88). 737 «Извещаю – писал Максим Филимонов от 25-го мая 1659 г. к князю Трубецкому – что митрополит киевский и все владыки и архимандриты, как Тукальский, Василевич, игумен слуцкий и протопопы некоторые до Варшавы к королю на сейм поехали – на нечестивое сборище». 741 В 1678 г., нуждаясь в деньгах на свои надобности, он занял у свято-духовского братства 26 тысяч злотых под залог фольварка Хотянович и трех деревень имения Лебеды. (Акты вилен. арх. ком. XI. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В заключение отметим, что «Евангелие Иуды» не стало тем древним текстом, который мог бы поколебать устои традиционного христианства или представить в ином свете его происхождение и первоначальную историю. Такие источники вряд ли будут когда-либо найдены. Эта уверенность обусловлена в первую очередь тем, что сами по себе настойчивые попытки найти их и представить широкой публике как подлинные свидетельства о настоящем христианстве отражают определенное умонастроение, а не реальные факты. Главный же факт Православия — чудо Воскресения Христова — как был, так и останется непреложным основанием христианской веры. М. Ковшов, иерей А. Тимофеев, А. Серафимовская Сноски 1 Как ни горько говорить об этом, но именно русские православные христиане – в первую очередь новомученики и исповедники, прославленные в конце XX ст., – в первую очередь могли бы подтвердить печальную правоту этого утверждения. 2 «Когда Гегель излагал свою философию истории, ссылаясь на определенный ряд событий, то вдруг один из его слушателей, изучавший историю, запротестовал: «Но, господин профессор, факты говорят иначе!». «Тем хуже для фактов», – ответствовал Гегель». Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? 3 Эванс К. Сфабрикованный Иисус. – С. 322. 4 Ястребов Г. Источники сведений об Иисусе из Назарета. Прил. II к: Райт Т. Иуда и Евангелие Иисуса. – С. 182. 5 Витковский В. Евангелие Иуды. Прил. I к: Райт Т. Иуда и Евангелие Иисуса. – С. 140. 6 Райт Т. Иуда и Евангелие Иисуса. – С. 72. 7 Витковский В. Евангелие Иуды. – С. 136. 8 Цит. по: Райт Т. Иуда и Евангелие Иисуса. – М.: Эксмо, 2009. – С. 56. 9 Евангелие Иуды. Прил. I к: Райт Т. Иуда и Евангелие Иисуса. – С. 145. 10 Там же. – С. 153. 11 Райт Т. Иуда и Евангелие Иисуса. – С. 49. Читайте также: Не я ли, Господи? Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа Два предательства (ВИДЕО) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/evangelie-iudy-protiv-...

46 Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, дни 1–12. СПб., 1897. Столб. 200. То же по спискам ОЛДП (изд. ОЛДП. СПб., 1881. С. 4), только после “но ясно” вставка: “и не косно”. В списках Волоколамского сборника Московской Духовной академии (далее — ВС МДА) сокращено — “и Божиим книгам учився” 640. Л. 99); “и Божиим книгам научився” 634. Л. 96). 48 Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 197. Ср. Митрополит Макарий (Булга­ков). Указ. соч. Прил. 3. C. 308. 51 Повесть о Стефане, епископе Пермском (по сб. XVI в. Синодальной библиотеки)//ПамСРЛ. C. 121; Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Прил. 18. С. 342. По списку ВС МДА “вдан бывает учитися божественным писанием, возрасту пришедшему бысть разумен зело и скоро грамоту извыче” 640. Л. 133 и об.). 62 Там же. С. 28; то же по: Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Прил. 20. Только вместо “да разумеет” поставлено (и, по-видимому, правильнее) “разумеяше”. Ср. рукопись МДА 634. Л. 3 об.–6; Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883. Столб. 1404–1463. 65 Житие Алексия, митрополита Московского (по спискам Императорской Публичной Библиотеки)/Изд. ОЛДП. IV. СПб., 1877–1878. С. 26–27. То же по сокращенному списку ВС МДА 634. Л. 170: “та же времени бывшу и книжному учению вдан бывает”. 69 Сказание помещено в ПСРЛ. T. I. СПб., 1846. С. 207. Ср. Житие, изданное Московской Синодальной Типографией в 1798 г. Л. 4. 71 По рукописи ВС МДА 632. Л. 32. То же по списку Софийской библиотеки XVI в. в: Повесть о Ионе, архиепископе Новгородском//ПамСРЛ. С. 28 и по списку в: Великие Минеи-Четии. Ноябрь, дни 1–12. Столб. 163–164. 72 Житие Арсения, издания по “древним рукописным книгам” и “из напечатанных” Тверского Желтикова монастыря. Житие святителя Арсения Тверского. Тверь, 1852. 74 Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 25–30. Столб. 2269. То же в: Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 28. 75 По списку Солов. Библиотеки, напечатанному в Православном Собеседнике. 1859. С. 354. Но в тексте жития, изд. Московской Синодальной Типографией (1830 г.), заимствованном из Четиих Миней и “древних в монастыре обретающихся харатейных книг”, просто: “и воспитан отрок в книжном учении”. — Л. 9 об.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

18 марта 1745 г. Н. прибыл в Переяслав и 15 июня обратился к духовенству епархии с пастырским посланием. Заметив «небрежение» священно- и церковнослужителей к обучению своих сыновей грамоте, он приказал приводить последних «для освидетельствования в катедру, начав с четвертого года». 18 июля 1748 г. в кафедральном Вознесенском мон-ре случился пожар: здание славяно-латинских Переяславских школ (семинарии) сгорело вместе со всеми деревянными строениями. Н. перенес занятия в частный дом, не дожидаясь разрешения Синода (получено позже). При Н. в Михайловском мон-ре Переяслава, где почивали мощи прмч. Макария (Токаревского), архим. Овручского, завершилось строительство каменной колокольни и нового собора. 6 окт. 1749 г. епископ направил в Синод свидетельства чудес от мощей (ОДДС. Т. 29. Прил. XXV), ходатайствуя о разрешении поместить святыню в соборе. Синод подтвердил, что о мощах «сомнения никакого не имеет», и позволил епископу действовать «по своему рассмотрению». 13 мая 1750 г. Н. возглавил торжество перенесения мощей преподобномученика из монастырской трапезной церкви в собор. 13 мая 1751 г., «при узнании кончины», Н. донес Синоду о том, что все свое имущество и деньги «без остатка… своима рукамы роздал». Его отпевание совершил митр. Киевский и всей Малой России Тимофей (Щербацкий). Погребен под алтарем собора Вознесенского мон-ря. Имп. Елизавета пожаловала Н. как архимандриту Александро-Невского мон-ря «особый орденский знак св. Александра Невского для ношения на груди вместо панагии» ( Архангельский. 1876. 6. С. 186). При отъезде из столицы епископ оставил его в монастырской ризнице. Пожалование «орденского знака» первому епископу С.-Петербургскому предшествовало началу традиции награждения духовных лиц орденами (1796) более чем на 50 лет. Соч.: Письмо архиеп. Новгородскому Феофану (Прокоповичу) о кончине еп. Белгородского Епифания//ОДДС. Т. 11. Прил. 7. Стб. 962; Донесение Синоду от 18 авг. 1743 г. о кладбищах в С.-Петербурге//Там же. Т. 23. 251. Стб. 343-345; Указ-послание… о церковном благочинии и пастырских обязанностях священников - от 15 июня 1745 г.// Пархоменко В. А. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии (1733-1785) в связи с общим ходом малороссийской жизни того времени. Полтава, 1908. Прил. С. X-XII; Предсмертное донесение в Синод…- от 13 мая 1751 г.//Там же. С. XIX.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010