11. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 10 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-24/

На вечерне поются прокимны: А. Дне, именно – в седмичные дни. На каждый день седмицы есть особый прокимен. Эти прокимны находятся в Служебнике и Часослове. В Великом же посту на вторник, среду, четверток, пяток и субботу 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц и на вторник, среду и четверток Страстной седмицы прокимны вечерни находятся в Триоди. Они взяты из псалмов, по порядку их 366 в Псалтири. Таким образом, на каждый из указанных дней Великой Четыредесятницы и страстной седмицы положен особый прокимен. В среду и пяток сырной седмицы пред паремией положены прокимны дня, а по прочтении паремий – прокимны Триоди. Прокимны Триоди назначаются на вечерне пред той и другой паремией, и – на 6-м часе пред паремией и после паремии. В сих прокимнах в Великий пост как бы кратко поется вся Псалтирь. Итак, прокимны Триоди не имеют тесной связи с паремиями, кои следуют своему ряду, как прокимны – своему; прокимны не имеют тесной связи и с воспоминаниями службы дней седмичных. Посему они не суть прокимны в собственном смысле, бывают не только пред чтением, но и после чтения паремии (на 6-м часе). И пред чтением прокимнов чтец глаголет токмо глас, на который должно петь прокимен, а слово «прокимен» не глаголет 367 . Б. На праздники и в праздники поются великие прокимны. 368 : 1) На все Недели в году поется один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися» 369 . 2) В вечер Недель: сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, и 5-й Великого поста (но не в Неделю ваий, в которую поется великий прокимен обычный, воскресный) поются два прокимна, попеременно: «Не отврати лица Твоего» ( Пс.68:18, 19, 30, 33 ) и: «Дал еси достояние» ( Пс.60:6, 3, 5, 9 ). Но если в понедельники 4-ой или 5-ой седмицы случится Благовещение, то в эти недели – прокимен дне (Тип., 25 март.). 3) Особые великие прокимны поются на вечерне во всю седмицу пасхальную (См. в Служебнике после месяцеслова). 4) В вечер Недель: Пасхи. ап. Фомы и Пятидесятницы. 5) В вечер праздников Господних: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они случатся в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток. Если же эти праздники будут в субботу, то в субботу вечера поется прокимен: «Господь воцарися», а великий прокимен праздника поется на самый праздник, в пяток вечера (Тип., послед. 14-го сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Между тем, как Иисус Христос возлежал в дому Симона, первосвященники, книжники и старейшины Иудейские, постоянно наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Тогда в беззаконное соборище приходит один из двенадцати учеников Иисуса Христа – Иуда Искариот, и предлагает: что ми хощети дати и аз вам предам Его? С радостью приняли неправедные судьи коварный замысел Иуды, зараженного корыстолюбием, и поставиша ему тридесят сребреник. Оттоле неблагодарный ученик искаше удобна времени да предаст Спасителя мира ( Мф.26:3–16 . Мк.14:1–11 ). Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его помазавшей Его миром: во всем мире речется и еже сотвори сия, в память ея, Православная Церковь в Великую среду воспоминает преимущественно о жене грешнице, возлившей миро на главу Спасителя, проповедуя миру, еже сотвори сия, в память ея, и вместе обличает предательство Иудино. Синаксарь на Великую среду начинается стихами: Жена полагающи телеси Христову миро Никодим предприят 369 смирналой. «Се лукавый совет, плачевно воспевает Церковь в Великую среду, воистину собрася неистово: яко осужденника осудити горе Седящаго и Судию всех Бога. Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, течет к Иудеям». Грешница принесла к ногам Христовым главу свою, как говорит и св. Златоуст 370 : «Иуда простер руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а сей взять сребреники. Грешница принесла миро для помазания Господа: ученик соглашася с беззаконными; она радовалась, тратя миро многоценное: сей заботился продать Неоценимаго; она Владыку познавала, а сей от Владыки удалялся; она освобождалась от греха, а сей делался пленником его». О жене грешнице и о предательстве Иудином Церковь воспоминает в Великую среду с древних времен. В IV веке Амфилохий, епископ Иконийский, Иоанн Златоуст говорили беседы в Великую среду о жене грешнице, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно Исидор Пелусиот упоминает об ней в своем писании и относит ее знаменательное выражение веры и любви к Спасителю, к Великой среде 371 . В VΙΙΙ веке Косма Маиумский , в IX преподобная Кассия сочинили многие стихиры для Богослужения в Великую среду, ныне поемые в этот день. Св. Златоуст в LXXX беседе своей на Евангеле от Матфея говорит о жене грешнице: «эта жена, по-видимому, есть одна и та же у всех Евангелистов: но нет. Три Евангелиста, мне кажется, говорят об одной и той же; но Иоанн – о другой, некоторой чудной жене – сестре Лазаря. Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, дабы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поскольку проказа казалась ей болезнью нечистою и гнусною, и между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, – иначе не восхотел бы остаться у прокаженного, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и душевную ее нечистоту».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения. Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает!. Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания». На утрени в Великую Среду Церковь благовествует пророческие слова Господа о многоплодной смерти Его; о прославлении Его гласом Бога Отца: прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю, и что он есть свет мира (Ин. 12, 17–50). В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене–грешнице, Церковь по совершении Часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы:«Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которой она в продолжение Великого поста ежедневно, на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о решимости Иуды предать Господа (Мф. 26, 6–16). В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве св. Ефрема Сирина:«Господи и Владыко живота моего»и проч. После среды постановлено совершать эту молитву до Великого Пятка только инокам в келиях. Таким образом молитва св. Ефрема Сирина в среду седмицы сырной начинается, и в Среду Страстную оканчивается. Обыкновение оканчивать чин великопостного богослужения в Великую среду есть древнее. О нем упоминает в 4 веке Амвросий медиоланский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Церковь не только определяла время поста, а и следила за выполнением своих постановлений о посте. Церковь определяла даже выбор пищи, какую должны были употреблять верующие. Мы не ссылаемся на церковный устав, где сделаны подобные постановления, а приводим только место из одного слова «О посте» – место, показывающее, что чисто обрядовые вопросы составляли также содержание и поучений церковных. «Если будет петрово говение или филиппово, то в понедельник, среду и пяток рыбы не есть, но хлеб с овощами однажды в день, а во вторник и четверток вкушать рыбы дважды днём, точно так же в субботу и в воскресение». «А главное, – говорит проповедник, – великий пост содержите со всею крепостию и верою» 793 . Предлагая пост, проповедники указывают основания для поста: то, что «постом душа очищается», что «пост к животу от смерти приводит», «царство небесное подаёт», а относительно постов в среду и пятницу кроме того добавляют, что эти дни нужно соблюдать честно, «понеже в среду бысть совет на убиение Христово, а в пяток Христос распят дух Отцу предает» 794 . С другой стороны, проповедники выясняют, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста и пьянства 795 , блуда и хождения на позор 796 . Вообще же проповедники советуют «проводить постные дни в полном воздержании от всякого зла». Русский народ настолько проникся церковным учением о посте, что несоблюдение постных дней кажется ему величайшим грехом. Народ свято чтит среду и пятницу (а по местам и понедельник), также строго соблюдает и посты: Петров, Успенский, Филиппов и Великий, особенно Великий. Вот в каком виде представляются народные воззрения на пост в памятниках народного творчества. В «Свитке Иерусалимском» Иисус Христос даёт следующие наставления о посте. Чада вы мои! Поимейте вы три дни в неделю: Среду и пятницу, воскресения Христова. В среду жидовья на Христа совет советали, В пятницу распят был Сам Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После вечерни совершается литургия как св. Василия Великого , так и св. Иоанна Златоустог о и Преждеосвященных Даров. Литургия св. Василия Великого совершается после вечерни: а) в Великий четверток и в Великую субботу; равным образом, б) в навечерия Рождества Христова и Богоявления, если только эти навечерия не случатся в субботы и воскресения. Литургия св. Иоанна Златоустог о совершается после вечерни в Благовещение, когда оно случится: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Великой Четыредесятницы; б) в понедельник, вторник, среду и пяток Страстной седмицы (Тип., 26-го марта). Литургия Преждеосвященных Даров всегда совершается после вечерни. В который день литургия совершалась после вечерни, в тот день повечерие бывает одно, без вечерни 292 .• Когда не положено совершать литургии, тогда, исключая тех дней, в которые совершаются царские часы, вечерня следует за часами и чином Изобразительных. Именно – в следующие дни, в кои не бывает литургии, вечерня следует за часами и чином Изобразительных: а) В среду и пяток сырные. б) В понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы. Когда вечерня совершалась сряду за часами, тогда вечером отдельно от вечерни бывает повечерие. Смотря по дню седмицы или празднику, который за сим следует, повечерие бывает то великое, то малое. Накануне праздников, например, Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (Точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Великое повечерие вообще совершается на дни Великой Четыредесятницы – на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы. В прочие дни – повечерие малое. В те же дни, в которые не положено совершать литургии и бывают царские часы, вечерня совершается отдельно от часов царских, и после вечерни бывает малое повечерие. Так указано: а) В Великий пяток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В этот день богослужение совершается только по Триоди; канон рядового святого Минеи переносится на одно из повечерий по усмотрению настоятеля. Сразу отметим, что служба Великого канона не совмещается ни с каким-либо праздником, ни даже с предпразднством или отданием Благовещения. Более того, даже в среду 5й седмицы, то есть накануне службы Великого канона, совершение праздничной службы невозможно. В противном случае на литургии в среду пришлось бы вместе со стихирами праздника петь 24 стихиры Великого канона, а это не только неудобно с точки зрения Устава, но несовместимо в смысле идейного содержания. Потому полезно запомнить следующие правила: — если в среду или четверг случится праздник полиелейный, то служба святого переносится на вторник; — если в среду или четверг случится Благовещение Пресвятой Богородице или храмовый праздник, то на вторник переносится служба Великого канона (стихиры Великого канона в таком случае поются на вечерне в понедельник); — если в четверг случится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородице (соответственно, сам праздник — в пятницу), то служба канона остается на месте, а служба предпразднства переносится на среду. В целом в день Великого канона службы совершаются по великопостному чину, но имеют немало индивидуальных особенностей.   Литургия Преждеосвященных Даров (в среду) Все особенности службы ограничиваются только пением стихир на «Господи, воззвах…»; в остальном — обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. На «Господи, воззвах…» всего поется 30 стихир (с учетом стихиры на «И ныне» — 31 стихира): дневные стихиры Триоди на 6 (самогласен — дважды , мученичен и подобны — по разу ) и 24 стихиры Великого канона, называемые также «стихиры по алфавиту». «Слава» — последняя стихира «по алфавиту»; «И ныне» — еще одна стихира, не входящая в число 24 стихир, но имеющая ту же заключительную фразу «Господи, прежде даже до конца…». Припевы для стихир указаны в самой Триоди: они берутся преимущественно из «Господи, воззвах…» от стиха «Падут во мрежу свою…» и до конца; когда же закончатся эти стихи, берутся два стиха из стиховны, а для оставшихся — припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

     Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.      В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост 28 ноября – 6 января 2014      Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.      Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы       Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять:      Святки – с 7 января по 18 января,      Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2014 по 16 февраля,      Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2014 по 2 марта,      Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 21 апреля по 27 апреля 2014,      Троицкая – неделя после Троицы с 9 июня по 15 июня 2014. Пост в среду и пятницу      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

Когда на великопостных часах читается паремия или Евангелие, тогда эти молитвы читаются после паремии и Евангелия. В Великом посту на 1-м часе (на котором не положено чтения из Лествичника) молитвы: «Стоны моя направи» и «Да исполнятся уста моя» поются на двух клиросах. Молитву: «Стоны моя направи» поют точно так, как антифоны степенны на утрени, т. е. молитва разделяется на три стиха, или части, и каждый стих поет сперва один дик, потом другой (в Типиконе и Триоди Постной указано, где начинается и оканчивается каждый стих). Молитва же: «Да исполнятся уста моя» поется без разделения ее трижды, велегласно и косно (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). На великопостных часах в среду и пяток сырные не полагается пения сих молитв указанным образом, а бывает чтение их (Тип., послед. сырной среды), равно нет указания на это изложенное выше пение и в дни праздников великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, 9-го марта, аще день постен), ни в храмовые праздники (Тип., храм. гл. 34, 35-я) ни в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта). На крестопоклонной седмице в понедельник и среду на 1-м часе, вместо «Стопы моя», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и стихиры Кресту (Тип., послед. понедельника 4-й седмицы Великого поста) и бывает поклонение Кресту, хотя бы случился и храмовый праздник (Тип., храм, гл. 34 и послед. 25-го марта, аще в среду крестопоклонную). На тех часах, на которых читаются паремии (именно: на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, З-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; на 1-м часе – в страстной четверток и на всех царских часах), сряду после Богородична часов поется тропарь. На великопостных часах этот тропарь называется тропарем пророчества (Тип., послед. сырной среды и последование понедельника 1-й седмицы Великого поста) потому, что поется пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему. На царских часах, на каждом часе поется по три тропаря, так что на всех часах поется двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В этот день богослужение совершается только по Триоди; канон рядового святого Минеи переносится на одно из повечерий по усмотрению настоятеля. Сразу отметим, что служба Великого канона не совмещается ни с каким-либо праздником, ни даже с предпразднством или отданием Благовещения. Более того, даже в среду 5-й седмицы, то есть накануне службы Великого канона, совершение праздничной службы невозможно. В противном случае на Литургии в среду пришлось бы вместе со стихирами праздника петь 24 стихиры Великого канона, а это не только неудобно с точки зрения Устава, но несовместимо в смысле идейного содержания. Потому полезно запомнить следующие правила: – если в среду или четверг случится праздник полиелейный, то служба святого переносится на вторник; – если в среду или четверг случится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, то на вторник переносится служба Великого канона (стихиры Великого канона в таком случае поются на вечерне в понедельник); – если в четверг случится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы (соответственно, сам праздник – в пятницу), то служба канона остаётся на месте, а служба предпразднства переносится на среду. В целом в день Великого канона службы совершаются по великопостному чину, но имеют немало индивидуальных особенностей. Как уже было отмечено, служба четверга 5-й седмицы является уникальной среди служб седмичных дней поста. Литургия Преждеосвященных Даров (в среду) Все особенности службы ограничиваются только пением стихир на «Господи, воззвах...», в остальном – обычное последование Литургии Преждеосвященных Даров. На « Господи, воззвах ...» всего поётся 30 стихир (с учётом стихиры на «И ныне» – 31 стихира): дневные стихиры Триоди на 6 (самогласен – 2 раза, мученичен и подобны – по разу) и 24 стихиры Великого канона, называемые также стихиры «по алфавиту». «Слава» – последняя стихира «по алфавиту»; «И ныне» – ещё одна стихира, не входящая в число 24 стихир, но имеющая ту же заключительную фразу «Господи, прежде даже до конца...». Припевы для стихир указаны в самой Триоди: они берутся преимущественно из «Господи, воззвах...» от стиха «Падут во мрежу свою...» и до конца; когда же закончатся стихи «Господи, воззвах...», берутся два стиха из стиховны, а для оставшихся – припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» 415 . Малое повечерие и полунощница

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010