Елма Преждесвященная всюде бывает, кроме Палестины» 272 . Примеру лавры Саввы Освященного следовал Афон. Здесь литургия Преждеосвященных совершалась только в Великом посту и лишь в среду и пятницу 273 . На первой седмице поста – только в пятницу. «В Великую Четверодесятницу единою ямы на день, разве Субботы и Неделя, в первую же убо неделю несть тра-пезы в Понедельник и в Среду, занеже вси постятся разве болних. В Вторник и Четверток бывает трапеза, ямы же хлеб точию и пием теплую воду. В Пяток же бывает Преждесвященная» 274 , – так пишет Никон Черногорец. Русская Церковь держалась константинопольской традиции. Литургию Преждеосвященных совершали в среду и пятницу сырной седмицы, во все постные дни Четыредесятницы, включая Великую Пятницу 275 . Изменение в отношении дней совершения литургии Преждеосвященных происходило в конце XIII – начале XV столетий в связи с распространением Иерусалимского устава. Сарайский епископ Феогност в 1276 году обращался от имени митрополита Кирилла к Константинопольскому патриаршему собору с рядом вопросов. Собор 1301 года на вопрос 3-й «пети ли в Великий Пяток службу?» ответил: «Святыми отцы установлено: службы в том дни несть». На вопрос 11-й «в сырную неделю, в среду и пяток, постную службу служите или Иванову?» ответил: «Не поется тогда служба ни постная, ни Иванова, но в девятый час часы с вечерней поют» 276 . Новую богослужебную практику подтверждал и митрополит Киприан (1380–1382) в поучении духовенству: «В среду Мас-леныя недели и в пятницу нет никакой службы, но только часы с вечернею, такоже и в Великою Пятницю потомуж» 277 . По-видимому, старая традиция уступала место новой не без труда. Спустя почти 150 лет после ответов Константинопольского патриаршего собора на вопросы Сарайского епископа митрополит Московский Фотий (1410–1431) писал по этому же поводу в Псков: «А еже в среду и в пяток сырная недели, не прияхом ниже в Палестине, ни в Святой Горе, ниж в царствующим Цариграде, не прияхом в сии дни, рекше в среду и пяток сырная недели, ниже свершеную литургию, ни Прежсвященную стваряти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В среду, как бы для обличения сребролюбия Иуды, изображена вечеря у Симона прокаженного. Когда «блудница простре власы Владыце, истощала миро многоценное» и изливала его со слезами на пречистые ноги Господа, тогда Иуда течет к иудеям и глаголет беззаконным, «что ми хощете дати и аз вам предам во еже распяти Его». В Страстную седмицу (после вечерни недели ваий) облачение бывает в темные одежды. Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа», а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток перед пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50 псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с Великого четверга до пасхальной субботы включительно, эта молитва не читается. В понедельник, вторник и среду положено на 3, 6 и 9 часах чтение четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий», в приходских церквах обыкновенно чтение евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В Великую среду оканчиваются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». На часах перед литургией вместо обычного отпуста священник читает молитву «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы как священник, так и братия (народ) просят друг у друга прощения. Затем бывает три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны великие. В Великий четверток воспоминается, как Господь смирился нас ради, умыл ноги учеников и преподал страшное таинство Тела и Крови Христовой, как молился в Гефсиманском саду и был предан Иудою. К особенностям службы Великого четвертка относится, во-первых, то, что на 1 часе полагается прокимен и паремия пророчества Иеремии (11:1«23; 12:1–5:9–15), в которой пророк созерцает враждования старейшин иудейских против Христа, видит Его кротость и незлобие, с какими предает Он Себя в руки беззаконных, и скорбь об них.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

556 . Отчет о деятельности Русского археологического института в Константинополе за 1895 г. – ИРАИК, 1896, т. 1, с. 23–53. Экскурсия на Афон (Ф. И. Успенский, О. Ф. Кульф, Б. А. Панченко): с. 29–33. 557 . Очерк Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Изд. 2-е. СПб., 1873. 15 с. Изд. 4-е. М., РПМА, 1881. 15 с.; 1 л. илл. Изд. 6-е. Μ., ΡΠΜΑ. 1884. 558 . Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Сост. А. А. Павловс кий. Н. Новгород, 1907. 784, III, 6, XVI с. По Афону (описание русских обителей) и сведения для путешествующих в Иерусалим: ч. 2 (прил.), с. 3–111. Устав братства русских обителей: с. 95–100. 559 . – Иллюстрированный путеводитель по святым местам Востока. Сост. А. А. Павловс кий. Под ред. А. И. Поповиц кого. Кн. 1–2. СПб., 1903. Кн. 1. XI, 240 с. с илл., 1 л. карт. Кн. 2. 217, IV с. с илл., 2 л. карт. Беспл. прил к ж. «Рус. паломник». По Αфону: кн. 1, ч. 2. 560 . Путеводитель по Святой Горе Афонской. Привет с Афона. В память 300-летия царствования дома Романовых 1613–1913 составил А. Павловс кий, под ред. архимандрита Александра. [Афон], БРОА. Рус. тип., 1913. 193 с. с илл. 561 . – Справочная записная книжка для паломников по России, Афону и Палестине. Н. Новгород, 1908. 96 с. Беспл. прил. к ж. «Монастырь» за 1908 г. 562 . – Спутник русского паломника по Святой Горе Афон. Сост. А. Павловс кий. М., 1905. IV, 185, 3 с. с илл. 562а. Паисий, игумен Хилендарский. – См.: Сказание о святой Афонской Горе, составленное для митрополита Московского Макария ... 765). См. также: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.). Из сказаний... Паисия 1550 года... 409). 563 . Πаисий, иеромонах. Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михаило-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881. IV, 190 с. Об Афоне: с. 17–66, 140–177. 564 . – Записки Саратовского Спасопреображенского монастыря иеромонаха Паисия о путешествии его в Иерусалим, на Синай и Афонскую Гору в 1841 г. – ЧОЛДП, 1887, кн. 8, с. 59–76.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В песнопениях в среду и пяток Св. Церковь восхваляет честные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа, особенно же воспевает благодеяния для рода человеческого, принесенные страданиями Господа. «На кресте, – воспевает Св. Церковь , – пригвождаем, Христе Боже, яко человек, человеческое естество обожил еси и начало злобнаго умертвил еси змия, нас освободил еси клятвы» (служба в среду 1 гласа, стихиры на Господи воззвах), «собрал еси языки, бывшия далече от Тебе, дабы они могли славить многую Твою благостыню...» (там же седален по 3-й кафизме). В апостольском же чтении, положенном в среду на Литургии, восхваляется великое уничижение и смирение Сына Божия, какое Он благоволил принять ради нашего спасения. Здесь говорится, что Иисус Христос, несмотря на божественное Свое достоинство и равенство с Богом Отцом, «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:6,7 ). За такое смирение и Бог превознес Иисуса Христа, «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем. Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:9,10 ). Как же нам, христианам, не воспоминать с особенным благоговением тех дней, в которые совершилось великое дело искупления рода человеческого и избавление наше от греха, проклятия и смерти?! Но когда Иисус Христос испытывал тяжкие мучения на кресте, все оставили Его, самые ученики разбежались «страха ради иудейского», одна только Матерь Его неразлучно была с Ним, видела все Его страдания и Сама вместе с Ним испытывала ужасные мучения. Потому-то и Св. Церковь , воспоминая в среду и пяток страдания Иисуса Христа, вместе вспоминает и Его пречистую Матерь и восхваляет тяжкие Ее страдания. «У креста, – поет Св. Церковь , – предстоящи Сына и Бога Твоего, и долготерпение Того смотряющи, глаголаше плачущи Мати чистая: увы Мне, Чадо сладчайшее; что сия страждеши неправедно, Слово Божий» (служба 1 гласа, вторник вечера, стих. на Господи воззвах). Такие чувствования проводятся в стихирах на Господи воззвах, в каноне на повечерии и в утреннем каноне, посвященном в среду и пяток в честь Богородицы. Видите, братия, какие важные события вспоминаются в среду и пяток!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приведши эти слова Августина, Ратрамн замечает: „Вот что писал Августин о посте в среду и пятницу, показывая, почему он был установлен в церкви; и, однако, этот пост в среду и пятницу не наблюдался одинаково всеми восточными и западными церквами, но каждая из них наблюдала такой пост, какой ей был угоден. Кто постился в эти дни, не порицались от непостившихся в оные; каждая церковь держалась обычая, преданного ей от предков. Удивительно, замечает он, почему же греки осуждают римлян за пост в субботу?» 643 . В поучительный пример востоку, позволявшему себе осуждать латинскую церковь по данному случаю, Ратрамн указывает религиозную терпимость церкви латинской. „В Британии, говорит он, принято поститься каждую пятницу, и однако, британцы не подвергаются отлучению за это от других членов западной церкви, не имеющих обыкновения поститься в этот день. Среди народа Скоттов монахи постятся каждый день, за исключением дня воскресного, до 9-го часа (3-го) летом, и до вечера зимой. И хотя этого обыкновения не узаконила ни церковь восточная ни церковь западная, однако, менее постящиеся не подвергают отлучению строго постящихся в стране Скоттов» 644 . Теперь посмотрим, что говорит история древней церкви до IX века относительно еженедельных постов. Еженедельные посты по своему происхождению принадлежат глубокой древности. До четвертого века церковь восточная и западная соглашались в том, что одинаково постились в среду и пятницу каждой недели 647 . В пользу этих постов имеем самые ясные свидетельства из времен древних. О них говорят Климент Александрийский , Ориген , Тертуллиан , Епифаний Кипрский , Правила апостольские и Постановления апостольские. В Постановлениях апостольских причины установления постов в эти именно дни, а не другие указываются такие: „в среду и пятницу повелено нам поститься: в среду ради того, что в этот день предан был Господь, в пятницу ради страданий Его» (Кн. V, гл. 15. Писатель IV века Палладий называет эти посты „православными, и общими постами, которых никто не может разрешать без крайней необходимости, и замечает: „в среду предан был Господь, и в пятницу Он распят.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В постный день праздника Воздвиженья Креста Господня 14 сентября разрешается вкушение овощей и елея; «сыра же и яиц и рыбы никакоже дерзнем коснутися». В день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя – 29 августа запрещается вкушение мясной, молочной (сырной) и рыбной пищи, а разрешается только елей и овощи. В навечерие Богоявления – 5 января, или «Крещенский Сочельник» не разрешается вкушать мяса, сыра и рыбы, но позволяется вкушать варёную растительную пищу с елеем. В этот день, как и в Рождественский Сочельник, положено вкушать пищу лишь однажды – вечером по окончании Божественной литургии, вечерни великого освящения воды. Постными днями, когда не разрешается вкушать скоромной пищи, являются также среда и пятница в течение всего года, за исключением так называемых «сплошных седмиц», когда пост в среду и пятницу отменяется. Это бывает в промежуток времени между Рождеством Христовым и Богоявлением, в неделю мытаря и фарисея, в неделю сырную (масляницу), в светлую (пасхальную) седмицу и троицкую седмицу. Пост в среду установлен в воспоминание предание Господа Иисуса Христа на смерть Иудою, а в пятницу – в воспоминание самих страданий и крестной смерти Его. Этот пост установлен ещё в первые времена христианства, при св. Апостолах ибо хранение его предписывается 69-м Апостольским правилом, которое гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.» По уставу, пост в среду и пятницу положено хранить до вечера и вкушать пищу только однажды, но разрешается варёная пища с елеем, а в некоторых случаях и рыба, как напр. в среду преполовения и в среду отдания Пасхи. 14. ВОПРОС: Кем были установлены правила о постах? ОТВЕТ : Св. Апостолами и их преемниками – Мужами Апостольскими и Святыми Отцами на церковных соборах – Вселенских и Поместных, правила коих приняты всею Церковью . 15. ВОПРОС: Что такое «сплошная седмица»?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приготовление к Деяниям: диакон: «Возстаните на молитву»; свящ.: «Мир всем»; «И духови твоему»; молитвы такие же, как на коптской литургии после соборных посланий и после Деяний, и две другие общего содержания; возглас: «Деяния служителей сего проповедания, отец наших апостол, чистых и исполненных благодати, избранных и праведных, преизбыточествующих благодатию Св. Духа. Молитвы и благословения их да сохранят всех нас христиан во веки веков, аминь»; после чтения — перифраз Деян. 6, 7 (об умножении верующих) и: «Свят (3) Бог Отец Вседержитель, Свят (3) Сын Единородный, живое Слово Отчее, Свят (3) Дух Св. вездесущий» (Еп. Порфирий. Вероуч., богосл… коптов, 125–127. Богослужение абиссинов, 56–59). 941. Missale rom., I, 2, 20. 942. В житии (сост. в XII b.), прп. Иоанна Дамаскина и Космы. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. СПб., 1897, IV, 336. Карабинов И. Постная Триодь, 84. 943. Описана F. Conybear " ом, Rituale armenorum. Par., 1905, 507. 944.  Агнесе Льюис, которою и издан: Lewis A. A Palestinian Syriac lectionary, 1897. 945.  Карабинов И. К истории Иерусалимского устава//Хр. Чт. 1912, март, 360–382; апрель, 483–494. 946. Описание их: Иванов А Греч. рукоп. Апостол, принадл. Предтечевской церкви в г. Керчи. Греч. рукоп. Евангелие, наход. в библ. Таврическ. сем. Отт. из «Зап. Имп. Русск. Археол. Общ.». СПб., 1886, I. 947.  Глубоковский Н. Греч. рукоп. Евангелистарий из собр. проф. И. Е. Троицкого. СПб., 1897//Прил. к Хр. Чт. 1896–1898 г., 15, 39–40. 948.  Scrivener F. A Plain Introduce to the Criticism of the N. T. Lond, 1894, 1, 349. 949. Остромирово Евангелие 1056–1057 г., хран. в Имп. Публ. б. Фотот. изд. СПб., 1883. 950. Одним из главных побуждений для Лютера удержать прежнюю систему было отсутствие хороших комментариев (пособий для проповедника) на другие отделы Нового Завета ( Luther. Deutsche Messe und Ordnung des Gottesdienstes, 1526 г. Alt. Kirchenjahr, 147). 951.  Иероним. Ер. ad Ager. 952.  Григорий Турский. De vitis patrum, с 17. 953.  Hefele. Conciliengeschichte. III, 15. 954. Толедск. Соб. IV, пр. 17. 955.  Карл Великий. Epist. ad lectores Homiliarii// Migne. Patrol. s. lat. 95, 1160. 956.  Alt. Kirchenjahr, 148. 957.  Thalhotfer. Handb. d. katolisch. Liturgik. II, 68; I, 39. 958.  Alt. Das Kirchenjahr, 136–140. 959. Missale rom., 238. Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение коптов, 144; ср. Богосл. абиссин, 67. Петровский. Апост. лит. вост. ц., прил. 76. 960.  Swainson. The Greek Liturgies, 40, 196, 290. 961.  Goar. Εχολγιον, 93, 151. Прот. Орлов. Лит. Василия Великого, 214. 962. ερατικν, 110. 963. Missale romanum, h. 309. Goar. Εχολγιον, 126. 964.  Migne. Patrol. s. lat. 85, 119, 120, 476. 965.  Петровский А. Апост. лит. вост. ц., прил. 80–81.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Новый Сад, 1936. С. 25-31; Православная рус. проповедь: (Лекции по гомилетике). Харбин, 1937; Отчет о поездке к сирийским христианам Индии//Хлеб Небесный. 1937. 1. Прил. С. 1-8; 2. Прил. С. 1-4; Дружный отпор насильникам нашей религии: Слово на всерелиг. собрании 7 февр.//Там же. 3. С. 16-17; Домашний молитвослов (для усердствующих). Харбин, 1937, 19432; Сокращенный правосл. катехизис. Харбин, 1938. Омск, 1991р; Жизнь студенческая в МДА за мое время (1893-1897 гг.)//Хлеб Небесный. 1939. 1. С. 4-7; Новогодние думы//Там же. С. 19-21; Псалтирь: (Что такое представляет собой она для верующего человека)//Там же. 1939. 2. С. 15-18; Долг и мерность (к 50-летнему юбилею высокопреосв. архиеп. Мелетия)//Там же. 10. С. 10-12; Мысли правосл. богослова по поводу книги прот. И. Шадрина «Отчего произошел раскол Рус. Церкви» (Харбин, 1937)//Там же. 1941. 9/10. С. 47-50; Псалтирь Протолкованная. Харбин, 1941. Т. 1; Думы о наших днях и днях последних (с ночи на Пасху)//Хлеб небесный. 1942. 6. С. 4-14; Требник. Молитвослов для усердствующих. М., 1999. Арх.: ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 110. Д. 1827. Л. 242 об.- 245; РГВИА. Ф. 784. Оп. 1. Д. 1. ГИА Дал. Востока. Ф. 757. Оп. 2. Д. 172. Л. 1-8 об. Лит.: Журналы заседаний Совета МДА за 1898 г. Серг. П., 1899. С. 9-15; Наречение и хиротония во епископа о. архим. Димитрия//Хлеб Небесный. 1934. 6. С. 30; Возлюбленной во Христе рус. правосл. пастве в рассеянии сущей: [Обращение митрополитов Антония, Евлогия, Феофила, Анастасия и еп. Димитрия, принятое 6/19 нояб. 1935 г. по итогам архиерейского Совещания]//Протоколы Совещания под председательством Свят. Патриарха Варнавы по вопросу об установлении мира и единства в РПЦЗ. Новый Сад, Прил.: Протоколы 1-4; Гурьев В., прот. В. Богословский факультет Ин-та Св. Владимира//Там же. 1939. 11. С. 55; он же. 10-летие Братства им. св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова//Там же. 1944. 9/10. С. 46; Андроник (Елпидинский), архим. Из годового отчета правосл. миссионера в Индии за 1938 г.//Там же. 1939. 3. С.

http://pravenc.ru/text/178149.html

Дмитриевский. Описание. II, 333, 720, 827, 929, 645, 588. 411 Но она же в числе других молитв прочитывались и при помазании больного в чине Барберинова евхология. 415 Во всяком случае должно отметить генетическую зависимость шестой молитвы от молитвы в чине исповеди «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого». 418 Имена последних двух святых иногда и не встречаются в ряду с другими, например, в рукописях Московской Синодальной библиотеки и 281, Севастьянова собрания 472. Дмитриевский. Богослужение в русской церкви. Прил. 124. 419 В рукописях Афоно-Ватопедской библиотеки 133 и 134, Афоно-Есфигменской библиотеки 208. Дмитриевский. Описание. 2, 276, 769, 843. Рукописи Московской Синодальной библиотеки 280 и 281. Дмитриевский. Богослужение в русской церкви. Прил. 124. 420 Рукописи Синайской библиотеки 980, Александрийской в Каире Патриаршей библиотеки 455. Дмитриевский. Описание. 2, 433, 667. 422 Весьма распространенным в рукописях было и такое начало данной молитвы: Благоутробне, многомилостиве Господи Боже наш, не хотяй смерти грешного... 425 В рукописи Севастьянова собрания 472. Дмитриевский. Богослужение в русской церкви. Прил. 134., прим. 6. 428 В рукописи Синайской библиотеки 988 с произнесением: Господи, помилуй (40 раз). Дмитриевский. Описание. 2, 591. 429 Во многих рукописях об отпусте делается глухое замечание: «И отпуст», – на основании которого еще нельзя с уверенностью заключить, как именно происходил в них отпуст. 433 Дмитриевский. Описание. 2, 485, 881. Еще в рукописи Афоно-Пандократорской библиотеки 149. Дмитриевский. Описание. 2, 485, прим. 441 Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. 62. Кекелидзе относит слова «пречистое Твое таинство» к елеосвящению (с. 449). Но более уместно их относить к евхаристии, как по связи речи, так и по местоположению этой молитвы на литургии по принятии евхаристии. 447 В современном чине исповедания православно-русской церкви одна только третья молитва находится. 448 В рукописи 77, 17 в., 448, 17 в., 407, 18 в. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. 195, 198, 222.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010