69 Urenaeus, I, 26; III, 11, Clemens, Strom, II, 118; III, 25, 26. Описание Ипполита (Pseudo-Tert., Epiph.; 25, 26; Philasmr., 33; Phomius, cod. 232) относится к учению офитов. 70 Деяния, VI, 5; эго был один из семи первых диаконов: „И Николая антиохийца, обращенного из язычников“; никаких дальнейших подробностей не имеется. Климент, свидетельствуя о безнравственности секты, снимает это обвинение с Николая, о котором он передает следующий рассказ. Николай имел любовницу, в которую был чрезвычайно влюблен. Когда апостолы упрекнули его в этом, он привел ее в собрание и предложил уступить ее желающему. С тех пор он жил с своей единственной женой, от которой имел сына образцового поведения и дочерей, оставшихся девственницами. Его правилом было – изнурять плоть ( Παραχρσ θαι τ σαρκ пренебрегать, злоупотреблять плотию). Также выражается и евангелист Матфей. Для них эти слова имели аскетический смысл, но сектанты толковали их в безнравственном смысле. 74 В изображении Pseudo-Term. 48; Epiph., 28; Philasmr., 36. Philosophumena (VII, 33) лишь воспроизводят слова св. Иринея. 75 По словам Иииполита, Керинф учил, что Иисус еще не воскрес, но воскреснет с другими праведниками. Это неправдоподобное утверждение опровергается свидетельством св. Иринея. 80 Ср. Polycarp. Ad Philipp. VII: „Тот, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, – антихрист; кто не верит свидетельству креста, тот от диавола, кто искажает слова Господни в духе своих страстей и говорит, что не будет ни воскресения, ни суда, тот первородный сын сатаны». 84 Ad Magnes VIII. В древних изданиях было сказано: στιν αυτο Λογος διος, οκ π σιγς προελ ν (Который есть Его предвечное Слово, не из молчания происшедшее). Св. Игнатий, по-видимому, опровергает здесь валентинианство, по которому Слово действительно исходит из Молчания ( σιγ), супруги вечной Глубины. Этим пользовались, как аргументом против подлинности этого послания и остальных. Но Цан доказал (Р Р. apost., II, 36), что слов δι ς οκ нет в самых надежных списках. Они представляют вставку той эпохи, когда Προλευσις (исхождение) Слова во времени было отвергнуто и осуждено православными богословами. Но это учение долго пользовалось популярностью, как видно будет далее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

123 Множество разных соборов, еретических и православных, собирались в Антиохии как до, так и после настоящего Собора. Смотри о них в т. 1 «Синодикона» (с. 263). 124 Причина, по которой собрался настоящий Собор, заключалась в следующем. Константин Великий построил в Антиохии большую восьмиугольную церковь , оставив ее незаконченной. Закончил ее постройку его сын Констанций. Находясь в Антиохии по случаю персидской войны, он захотел освятить эту самую церковь спустя пять лет после смерти отца. Потому Евсевий Константинопольский, найдя повод, убедил императора собрать настоящий Собор якобы для того, чтобы освящение прошло более торжественно, а на самом деле со скрытым намерением ниспровергнуть термин «единосущие», как говорит Сократ (кн. 2, гл. 8) (PG 67, 196А.). Тем не менее в своем определении этот Собор провозглашает Сына Божия истинным Богом, непреложным и неизменяемым, точным образом естества, воли и славы Отчей. Поэтому и II Вселенский собор в 5-м правиле принял определение настоящего Собора, ибо оно не противоречит Никейской вере, хотя прямо и не называет Сына единосущным. 125 Очевидно, различают настоящий Собор и состоявшийся при том же Констанции в Антиохии еретический Собор 370 г., о котором упоминает Милиас в т. 2 «Синодикона» (Вероятно, здесь имеет место опечатка издателей или ошибка прп. Никодима. Констанций правил в 337–361 гг. При нем в Антиохии состоялись Соборы 338,341.344.358, 360–61 гг., большинство из которых были проарианскими. Какой из этих Соборов имеет в виду прп. Никодим, установить не удалось.). Ведь кроме правил настоящего Собора не существует правил другого Собора, состоявшегося в Антиохии. 131 О том, что определение о Пасхе вынес I Вселенский собор, свидетельствует и само послание Никейского собора александрийцам, которое находится в кн. 1, гл. 9 «Истории» Сократа. Оно гласит: «Благовествуем вам о согласии в вопросе о праздновании святейшей Пасхи: вашими молитвами устроено и это дело...» – и пр. (PG 67, 81В-84В.) Свидетельствуют также Епифаний в главе о 69-й ереси (Epiph. Adv. haer. 69.11//PG 42, 220A.); Евсевий в «Жизни Константина» (кн. 3, гл. 18) (PG 20,1073C-1077A.) и в «Церковной истории» (кн. 1, гл. 9 или, по другим источникам, 8) (Соответствие не найдено.); Созомен (кн. 1, гл. 21) (PG 67,924В.); Сократ (кн. б, гл. 16 и 18) (Соответствие не найдено.). Епифаний в главе о 70-й ереси говорит, что еретики авдиане совершали Пасху вместе с иудеями на том основании, «будто так поступала Церковь » с древних времен (Epiph. Adv. haer. 70. 9//PG 42, 353.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Применительно к учению о Троице термин «Е.» впервые стали использовать антитринитарии (монархиане, согласно Тертуллиану - Tertull. Adv. Prax. 3; см. ст. Монархианство ), к-рые утверждали единство (monarchia) Божества и отрицали Троичность. Ересь появилась в кон. II в. и состояла из 2 течений: динамистов (или адопциан) и модалистов. Исходным вопросом для них являлось отношение Богочеловека к троичному Богу. Динамисты утверждали, что Христос есть простой человек (ψιλς νθρωπος), в к-ром действовала особая Божественная Сила, а модалисты учили, что Христос - Сам Бог Отец, принявший плоть ради нашего спасения. При этом и те и другие употребляли по-своему термин μοοσιος. В дальнейшем понимание и употребление этого термина еретиками затрудняли принятие его при выработке правосл. терминологии в учении о Пресв. Троице. Главный представитель динамизма на Востоке Павел Самосатский отрицал самостоятельное бытие Бога Слова и учил, что Логос единосущен (μοοσιος) Богу, но в смысле полного тождества (ταυττης) ( Clem. Alex. Exc. Theod.). Логос, по его мнению, существует в вечном тождестве с Богом не только по сущности и природе, но и по личному своему бытию. Логос не обособляется от Бога как отдельная божественная Личность, но остается лишь силой Божией ( Epiph. Adv. haer. 65). Вероятно, Павел Самосатский понимал единство Логоса с Богом в аристотелевском смысле, т. е. как единство по акциденции, когда одно объединено с другим как качество последнего ( Arist. Met. 5. 6. 1015). Т. е. Логос един с Отцом как свойство с Отчей сущностью. Ложные представления Павла Самосатского о Е. и сам термин в таком понимании были осуждены отцами Антиохийского Собора 268 г. ( Euseb. Hist. eccl. 7. 27-30). Модализм распространился на Востоке в основном под влиянием Савеллия . Согласно основному положению его учения, «один и тот же есть Отец, и Сын, и Св. Дух, так что это три наименования одной ипостаси, или как тело, душа и дух в человеке» ( Epiph. Adv. haer. 62). Единство Отца и Сына Савеллий выражал с помощью понятий «одна ипостась», «одно подлежащее», «монада» и употреблением слова υοπτωρ (Сыно-Отец). Бог открывается в трех Лицах (τρα πρσωπα) - Отец, Сын, Дух. При этом для Савеллия лицо (πρσωπον) не есть ипостась (πστασις), a скорее только имя (νομα), ипостась же мыслится как сущность (οσα) ( Kelly. 1972. P. 254).

http://pravenc.ru/text/189557.html

1) Катехизис Великий, о тайне миропомазания, глава 77, лист 376 на обор. и 377 Зри выше под литерою I, число 2. 2) В той же главе указание на 4-е послание Климента папы Римского, лист тойже Святой Климент, папа Римский, в послании 4-м глаголет: всяк со тщанием да укоряет ко крещению; посем же печатлен быв от епископа, прияти имать седмеричную благодать Святого Духа. Зане, глаголет, без сей тайны никтоже совершен христианин может быть. 3) В той же главе о миропомазании, лист 377 на обороте Святой Дионисий Ареопагитск ий, ученик святого Апостола Павла, в церковном священноначалии, части третьей, глава 4, сице пишет… Помазание миром подает Святого Духа пришествие, содевающее совершенство. 4) Блажен. Симеона Фессалонитского, книга 1, глава 73 Не помазавшийся миром, ниже Богу, ниже ангелом знанни (т.е., знаеми), и непечатствовани тии и незнаменанни Христу. 5) Того же Симеона Солунского и в той же 73 главе Якоже не крестивыйся не очищается, ниже возрождается в жизнь вечную: тако по крещении не помазывайся ни печати знамения имать Святой Троицы, ниже благодати Духа: друг друга бо держатся божественные тайны; якоже нераздельна Троица, и тоя дары. Приложение Ь 1) Блаженного Симеона, архиепископа Фессалонитского, кн. 1, глава 77 Не может крестить без мира, сие же архиерейства есть. Тем все божественные тайны, и во всех священных архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое. Приложение Ъ Святого священномученика Игнатия Богоносца послание 1 к Траллианам, лист 3 на обороте Нужно убо есть, елика аще творите, без епископа ничтоже творить вам. Но повинуйтеся и пресвитеру, яко Апостолам Иисуса Христа, упования нашего, в Немже пребывающе с Ним обрящемся. Подобает же и диаконам, сущим служителем таинств Иисус Христовых, во всем угождать: не бо брашну и питию суть служители, но церкви Божьей служебники. Подобает убо их согрешений ошаяватися, яко огня паляща. Они убо аще и таковы суть: но вы срамляйтеся их, яко Христа Иисуса, егоже стражи суть места. Зане и епископ (Бога) Отца всех образ есть; пресвитеры же, яко сонм Божий и союз Апостолов Христовых: без них церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных. (Ниже:) И без епископа, и пресвитеров, и без диаконов что-либо творяй, таковой оскверняется совестью, и не верного горший есть. (Ниже:) Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа, и Его уставление умаляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Первее – крещение, второе – помазание мира, третие – печать чтеца, четвертое – рукоположение иподиакона, пятое – рукоположение диакона, шестое – рукоположение священника, седмое – рукоположение епископа. Совершен убо обретается епископ в вышереченных. Сего ради един имать благодать подателную 112 и тайносовершителную Святаго Духа. Глава 27. Яко у епископа токмо миро и рукоположения, и рукама его во вся дарования постизает епископства благодать Сего ради един 113 делает и творит рукоположения и миро. И тема двема достизает везде. И вся той действует, подражая Бога, понеже благодатию Его есть одеян и богатея. Ибо архиерей есть, иже действует вся священники и клирики своими, яже той 114 рукоположи. Сие глаголет и божественный Дионисий 115 . И како сие бывает, слыши: никто же священник может священнодействовати или ино что действовати, аще не имать рукоположение. И сие бывает от архиереа, убо архиерейство действует священником. Паки священник не может священнодействовати без жертвеника, и сей освящается от мира, и миро от архиерея бывает. Убо без архиереа ниже жертва бывает, ниже священник, ниже жертвеник отнюдъ. Убо сия вся суть собственная архиереа. Паки никто же крещает, аще не имать рукоположение – сие же рукоположение бывает от архиереа. Паки никто же может крестити без мира – и сие от архиереа бывает. Убо вся божественная таинства архиерейство действует, и без него ниже жертвеник можаше быти, ниже рукоположение, ниже миро святое, ниже крещение, ниже един христианин. От него же убо есть истинное христианство и вся таинства Христова. Добре есть бываемое, яко да не помазуются рукополагаемии архиерее или священници чювственным миром, зане ни едино вещественное дело делают, но вся духовная. Вещественное убо миро, еже и «чювственное» глаголется, то, еже бывает от вещей, яже зрятся и объемлются от всякаго человека, иже зрит и объемлет. Духовное же есть оно, еже ниже зрится, ниже объемлется. И сие есть призывание Святаго Духа, зане приближишася ко истинному Миру, сие есть Иисус Христос , Его же имя есть «миро излиянное», сиречь благодать

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Ссылается Перетрухин на историю Ветринского, который говорит, что на Востоке в разное время несколько церквей частных были без епископа. Но что же из этого? Вот в настоящее время у нас в Петербурге, после смерти митрополита Палладия, нет митрополита, так неужели это доказывает, что и нигде, во всём свете теперь нет епископов? Перетрухину нужно было бы доказать, что нигде ни одного православного епископа в истинной церкви Христовой не останется, как это случилось с их обществом. «Не велика беда, говорит Перетрухин, что у нас не было епископов». Если это так, то невелика беда, что и у беглопоповцев их нет, не велика беда быть и беспоповцем. А я скажу, что очень велика беда: «без епископа, говорит св. Златоуст, не может быть и церкви» (Марг. л. 154 об.), без него «ниже баню (крещение) имаши, ниже тайнам причащаешися, ниже благословения приимаеши: убо ни христианин еси» (Беседы на 14 посл. стр. 2552); и блаженный Симеон Солунский учит, что «без того (епископа) ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: через тое (архиерейство) убо истинное христианство, и Христове через тое вся тайны» (кн. 1. гл. 77); «без них, учит св. Игнатий Богоносец , церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (1 посл. к Тралл.). Если для Перетрухина «не велика беда» к какому бы то ни было толку принадлежать, то, конечно, оставаться и без епископа «не велика беда». Но для лиц, ищущих вечного спасения, дорожащих своей душой оставаться в таком обществе, которое не может быть (за неимением епископов) даже названо «церковью избранной, собранием святых», – будет большой бедой. Таких лиц, которые думают спастись только одной верой или исповеданием веры, а о таинстве священства говорят, что «не велика беда», если его и не будет, св. Златоуст называет младенцами, не имеющими твёрдой веры и убеждений, но вдающимися и скитающимися всяким ветром учения (там же стр. 1692). Не побоялся Перетрухин в защиту такого учения, что Церковь Христова может быть без епископа, выставить свидетелем св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сам Иосиф рассказывает 37 об обычаях и частной подвижнической жизни некоторых знаменитых иноков монастырей Кирилло-Белозерского, Саввино-Тверского 38 , Савватиевой пустыни 39 , Андрониковского и Чудовского (Московских) и Калязинского. Все эти монастыри Иосиф или посетил сам, или слышал рассказы об их уставах и обычаях от очевидцев 40 . Из слов Иосифа мы знаем, что во всех именованных монастырях было общежитие. Например о Кирилло-Белозерском монастыре он говорит: «обычай бяше того монастаря таков: в кельях не ядяху, ниже пияху, ниже вне монастыря исхождаху без благословения настоятеля, ниже отрочата монастыри живяху, ниже на дворцех, но вся бываху у них по свидетельству Божественных писаний и общежительных преданий» 41 ; почти то же самое говорит он и о Саввином-Тверском монастыре: «бяше предание их (Саввы и Варсанофия) 42 таково, еже никако же ни кому же не ясти, ни пити, кроме трапезы, ниже вне монастыря исходити, кроме благословения, ниже отрочатом жити по келлиям, ниже на дворцех, ниже женскому ходу быти на монастыри, но вся бываху по свидетельству общежительных преданий». Много было исполнителей такого общежития. Иосиф передал нам краткие сведения о преподобном Сергие, Кирилле Белозерском, учениках последнего Иннокентие и Христофоре и последователях его устава: святом старце Досифее Неведомицыне, Симеоне Киримилове, Михаиле Тропареве, Иринархе Сулоле, Феогносте Обобурове; говорит о Варфоломее – строителе Симоновского монастыря и его единомышленниках – Иване Златом, Игнатие Иконописце и Ионе, который был в последствии митрополитом, «иже яко видеша обычая монастырская изменяеми и благочестие отметаемо, не молчаше, ниже в небрежение полагаху сего, но возбраняху, не попущающе безчинию и мятежу бывати и многу скорбь и печаль от тогда бывших архимандритов приимаху» 43 . С особенной похвалой Преподобный отзывается о строгой ревности по благочестию Саввы, настоятеля Тверского Саввина монастыря, который более 50-ти лет управлял монастарем и о известном уже нам Саввином брате Варсанофие Неумое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

О сем блаж. Симеон Солунский в книге первой в главе 76 пишет: «Слыши: ни един же священнодействовати иерей может в Дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать: сия же от архиерея есть, убо архиерейство чрез того действует. Паки: иерей тайноводств не действует без жертвенника, сей же чрез миро освящается, миро же чрез архиерея самого совершается: темже кроме архиерея, ниже жертва, ниже иерей, ниже жертвенник весьма, убо вся сия чрез архиерея суть. Паки: никто же крещает, аще не хиротонию имать: сия же от архиерея. И паки: не может крестити без мира, сие же архиерейства есть. Темже вся Божественвыя тайны, и во всех священных архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: чрез тое убо истинное христианство и Христовы чрез тое вся тайны». Игнатий Богоносец , к Филадельфийцам (послание третье) пишет: «сии Христовы суть, иже со епиекопом суть». Св. Киприан в письме к Флоренцию Папиану пишет: « церковь есть стадо, прилепляющееся своему пастырю: а посему знай, что епископ в церкви, и церковь во епископе, и ежели кто не с епиекопом, тот и не в церкви». И сам св. Златоуст о таинстве хиротонии в нравоучении 11 на послание к Ефесеем пишет: «Непщуете ли сие довлети, рцы ми, еж глаголати, яко православни суть, а яже рукоположения, исчезают и погибают? и кая польза есть иных, сему (рукоположению) не сущу опасну? Якоже бо за веру, тако и за сие ратоватися подобает». Виждь, како наместники апостольские и церковные учители глаголют: без епископа ни жертвенник, ни жертва, ни миро святое, ни церковь , ниже христиане могут быти. А, по словам св. Златоуста, аще и вера таяжде, исчезнувшей же хиротонии, кроме тоя никаяже польза иных, аще оная не соблюдена опасно. И влепоту, где нет источника преподания даров Св. Духа на совершение таинств, тамо несть и таинств, а без таинств несть и спасения, и прочая вся, то есть и самая вера, без таинств остаются тщетными, сей, сиречь хиротонии, не сущей. Ты же глаголеши, яко мощно церкви существовать и кроме епископства! Яве есть, яко противная учению святому глаголеши, и в такое впадаеши заблуждение, что при всем твоем тщании благоугодить Богу, по свидетельству св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Святая Церковь, между прочими наставлениями, завещавает принимающему пострижение иноку нижеследующее: «Да не предпочтеши, что паче Бога: да не возлюбиши ниже отца, ниже матерь, ниже братию, ниже кого от своих, ниже самого себе возлюбиши паче Бога, — ниже царствия мира, или упокоения коего-либо буди или чести. Нищеты да не отвращаешися, ниже озлобления, ниже уничижения человеческого, ниже иного чесого, еже непщуеши быти неудобно, и возбранен будеши тещи за Христом; но присно взирай на яже во упованиих по Богу живущих благая, и вся от века помышляй мученики и преподобные, иже многими поты и труды, и бесчисленными кровьми и смертми сия стяжаша. Трезвися во всех, злопостражди, яко добр воин Христов: Сам бо Господь и Бог наш, богат сый в милости, нас ради обнища, быв по нам, да мы обогатимся Царствием Его. Подобает убо и нам подражателем Его быти, и Его ради вся претерпети, преспевающим в заповедех Его день и нощь. Сам бо Господь рече: аще кто хощет вслед Мене ити, да отвержется себе, и да возмет крест свой, и да последует Мне, еже есть готову присно быти, даже до смерти, на всякое исполнение заповедей Его. Ибо и алкати имаши, и жаждати, и нагствовати, досадитися же и укоритися, уничижитися и изгнатися, и иными многими отяготитися скорбными, ими же сущиий по Богу живот начертавается. И егда сия вся постраждеши, радуйся, глаголет Господь, яко мзда твоя многа на небесех во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки, аминь». Святая Церковь, произнесши это изложение своего духовного образа мыслей (мудрования, разума), в котором показано чудное сочетание заповедей Христовых с крестом Христовым, требует от принимающего пострижение, чтоб он, во-первых, исповедал истину этого изложения, во-вторых, дал обет последовать ему. Она вопрошает вступающего в иночество: «Сия вся тако ли исповедуеши в надежди силы Божия, и в сих обетех пребывати обещаешилися даже до конца живота благодатию Христовою?» Затем, пострижение дается только тому, кто признает произнесенное здесь учение Святой Православной Церкви истинным и даст обет доказывать всежизненною деятельностию услышанную, признанную, исповеданную им истину» [ 1018 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Святая Церковь , между прочими наставлениями, завещавает принимающему пострижение иноку нижеследующее: «Да не предпочтеши что паче Бога: да не возлюбиши ниже отца, ниже матерь, ниже братию, ниже кого от своих, ниже самого себе возлюбиши паче Бога, – ниже царствия мира, или упокоения коего-либо буди или чести. Нищеты да не отвращаешися, ниже озлобления, ниже уничижения человеческого, ниже иного чесого, еже непщуеши быти неудобно, и возбранен будеши тещи за Христом; но присно взирай на яже во упованиих по Богу живущих благая, и вся от века помышляй мученики и преподобныя, иже многими поты и труды, и бесчисленными кровьми и смертми сия стяжаша. Трезвися во всех, злопостражди, яко добр воин Христов: Сам бо Господь и Бог наш, богат сый в милости, нас ради обнища, быв по нам, да мы обогатимся царствием Его. Подобает убо и нам подражателем Его быти, и Его ради вся претерпети, преспевающим в заповедех Его день и нощь. Сам бо Господь рече: «аще кто хощет вслед Мене ити, да отвержется себе, и да возмет крест свой, и да последует Мне», еже есть готову присно быти, даже до смерти, на всякое исполнение заповедей Его. Ибо и алкати имаши, и жаждати, и нагствовати, досадитися же и укоритися, уничижитися и изгнатися, и иными многими отяготитися скорбными, ими же сущий по Богу живот начертавается. И егда сия вся постраждеши, радуйся, глаголет Господь, «яко мзда твоя многа на небесех» во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки, аминь». Святая Церковь , произнесши это изложение своего духовного образа мыслей (мудрования, разума), в котором показано чудное сочетание заповедей Христовых с крестом Христовым, требует от принимающего пострижение, чтоб он, во-первых, исповедал истину этого изложения, во-вторых, дал обет последовать ему. Она вопрошает вступающего в иночество: «Сия вся тако ли исповедуеши в надежди силы Божия, и в сих обетех пребывати обещаешилися даже до конца живота благодатию Христовою?» Затем пострижение дается только тому, кто признает произнесенное здесь учение Святой Православной Церкви истинным и даст обет доказывать всей жизненною деятельностию услышанную, признанную, исповеданную им истину» 646 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010