19:2. Ворота Харшиф. Буквально: «ворота черепков»; упоминаются в Писании только здесь. Возможно, это Навозные ворота (известные из Книги Неемии), через которые навоз и керамический лом, наряду с прочим мусором, вывозился в Енномову долину. Если ворота Харшиф находились рядом с этой долиной, то это была юго-восточная часть Иерусалима. 19:5. Сожжение сыновей и дочерей. См. коммент, к 7:31. 19:9. Каннибализм на Ближнем Востоке в древности. Во времена голода или осады отчаяние доводило людей до каннибализма. Каннибализм имел место в Самарии ( 4Цар. 6:24–31 ) и в Иерусалиме (Пл. 4:10), а позднее – во время войны с Римом (по данным Иосифа Флавия). В Месопотамии угроза голода, заставляющего «есть плоть сыновей и дочерей», была типичным проклятием. Изредка в месопотамских источниках упоминается каннибализм, вызванный теми же причинами, что и случаи каннибализма, описанные в Библии (страшный голод, осада). 19:10,11. Сокрушу народ сей, как сокрушен сосуд. Этот образ известен уже со времен древних шумеров. В «Плаче о разрушении Ура» говорится о том, что народ Ура был сокрушен как глиняный кувшин. 19:13. Кадят воинству небесному. Жертвы языческим астральным богам часто приносились на кровлях домов (см.: 4Цар. 23:12 ; Соф. 1:5 ). Нинсун, мать Гильгамеша в месопотамской эпической поэме о Гильгамеше, поднимается на крышу, чтобы воскурить фимиам Шамашу, богу солнца. Такой же ритуал описывается в эпосе о Керете из Угарита (см. также коммент. к 8:2). 20:1–18 Противостояние и заточение в темницу 20:2. Колода у Верхних ворот. Значение понятия, переведенного как «колода», остается неясным. Это слово также встречается в Иер. 29и 2Пар. 16:10 («темница»). Скорее всего, речь идет о каком-то приспособлении, сковывающем свободу движения, либо просто о подземной тюрьме или темнице. В любом случае, понятно, что Иеремия был заточен в темницу. 20:11. Божественный воитель. Представление о том, что божество принимает участие в сражении, было широко распространено на Ближнем Востоке в древности. И в Египте, и в Месопотамии победы приписывались богам. Столкновение устраивало само божество, которое сражалось затем на стороне своего монарха (см. коммент. к 1Цар. 4:3–7 ). В Египте полки назывались в честь богов, под знаменем которых они сражались. В Ханаане божественным воителем считали бога, ответственного за природные катаклизмы. Однако все эти народы признавали, что боги воюют через своих посредников, которые исполняют в битвах их повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:29. Ср.: 2:2,3; здесь автор использует аргумент «насколько же более». Всякого рода мусор может быть попран, но священное требует благоговейного к себе отношения, а попрание святыни считалось кощунственным актом (см., напр.: Ис. 63:18 ; Мф. 7:6 ). Обращение со святыней как с обыденными или нечистыми вещами почиталось за великий грех; христиане были освящены кровью Христа (см. коммент. к 9:19–22), но другие иудеи могли просто рассматривать мертвое тело Иисуса как нечистое тело ( Втор. 21:23 ). Оскорбление Духа влекло за собой суд ( Ис. 63:10 ). 10:30. Автор цитирует Втор. 32:35,36 , приводя первые строки ci. 36 и 35, чтобы подчеркнуть следующий контекст: Бог Сам будет судить Свой народ. В отличие от большинства приводимых им цитат, эта ближе к оригинальному еврейскому тексту, чем к тексту дошедшего до нас греческого перевода с языка оригинала. 10:31. Давид предпочел «впасть в руки Бога живого», полагаясь на Его милость, но этой милости предшествовал суровый и скорый суд ( 2Цар. 24:14–16 ; этот суд предписывался законом в Исх. 30:12 ). Выражения «впасть в [чьи-то] руки» и «живой Бог» были весьма характерны для иудейской религиозной лексики. 10:32–39 Уверенность в их стойкости Хотя отступничество было реальной угрозой для верующих, автор твердо убежден в том, что его читатели, которым уже многое довелось испытать, не станут отступниками (ср. коммент. к 6:9). 10:32,33. Слово «подвиг» относится к языку спортивных «состязаний» (ст. 32, NIV) или к «конфликту» (NASB; см. коммент. к 12:1–3) и в сочетании с термином «зрелище» может создать впечатление, что читатели были брошены на арену гладиаторских боев. Хотя автор, возможно, не имел в виду, что они буквально погибнут там (в 12показано, что они живы), эта образная картина призвана показать всю остроту и опасность их борьбы. Невозможно определить, о каких конкретных обстоятельствах здесьговорится, поскольку не известно, где это происходило (определить местонахождение получателей послания – трудная задача; см. введение). 10:34. «Расхищение имения» – конфискация имущества христиан – хорошо согласуется с ситуацией, которая имела место в Македонии ( 2Кор. 8:2 ), где преследованиям подвергались христиане из Фессалони-ки и Филипп; но о каких конкретных преследованиях идет речь здесь, мы не знаем. Не вызывает сомнений тот факт, что это происходило в Римской империи; иудеи был изгнаны из Рима во время правления Тиберия и Клавдия, хотя они могли захватить с собой движимое имущество (за исключением тех, кто был изгнан Тиберием). Притязания александрийских иудеев на римское гражданство привели в итоге к восстанию иудеев в начале II в. н. э., массовому уничтожению еврейского населения и конфискации их собственности; в I в. н. э. многих иудеев вытаскивали из своих домов и убивали, а их дома были разграблены во время городского мятежа. Христиане, которые еще рассматривались как малая иудейская секта, вызвали даже еще большую ненависть в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

44:17. Богиня неба. См. коммент. к 7:18. 44:18. Каждения и возлияния. Каждение в Древнем мире обычно сопровождало принесение жертв богам. Его благоуханный аромат эффективно заглушал любые неприятные запахи, возникавшие в процессе совершения обрядов. Благовония были дорогими (см. коммент. к Лев. 2:1 ), но считалось, что боги одобряют их воскурение. В Месопотамии каждение использовалось при принесении жертв посвящения и примирения. Люди верили, что фимиам помогает доставить молитвы божеству, которое вдыхает его (более подробные сведения на этот счет приведены в коммент. к Исх. 30:7,8 ). Жертвы возлияния были широко распространены по всей Месопотамии на протяжении всей ее истории и включали приношения воды, вина и крови (ср. действия Давида во 2Цар. 23:16 ). 44:19. Пирожки с изображением богини. Использование пирожков, по форме напоминающих богиню, было заимствовано из Месопотамии. Древнееврейское слово kawwanim родственно аккадскому kamanu, «сдобная выпечка», которая связывалась с культом богини Иштар. Пирожки пеклись в золе и к ним добавляли мед или фиги. Ритуальные тексты, описывающие празднества eshsheshu в Месопотамии, содержат упоминания о мясных и выпечных приношениях. 44:30. Поражение Вафрия. Как и Исайя в гл. 7, пророк Иеремия передает знамение о замыслах Яхве непокорному народу. Вафрий (у Геродота – Априй) был четвертым царем 26-й династии, который стал преемником Псамметиха II в 589 г. до н. э. Он послал на помощь свою армию в Палестину во время осады Иерусалима царем Навуходоносором, но быстро отозвал ее (см.: Иер. 37:5 ). Его морской поход, который был наступлением во фланг вавилонских наземных войск, можно считать почти успешным – он завершился завоеванием Кипра. После падения Иерусалима Вафрий предоставил возможность беженцам устроиться на поселение в районе египетской Дельты. Излишние упования на наемные войска и неспособность контролировать греческую колонию в Киринее в конце концов погубили его. По свидетельству Геродота и данным, полученным по фрагментам стелы этого периода, он был убит во время мятежа, который возглавил его преемник Амасис ок. 570 г. до н. э. 45:1–5 Обличение Варуха

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

57:8. Культовая проституция. Так называемая священная проституция на древнем Ближнем Востоке была во многом связана с обетами (см. коммент. к Втор. 23:17,18 ). Тексты из хананейских и месопотамских источников, посвященные культовой проституции, в лучшем случае недостаточно ясны. Из них можно заключить, что иногда проституция процветала под эгидой храмов. В Ветхом Завете имеется немало примеров того, что празднества приводили к разгулу страстей, но это не означает, что в этих регионах проституция была узаконена. 57:9. Молох. В Ветхом Завете Молох представлен как хананейский бог, которому приносили в жертву детей. Есть документальные свидетельства о поклонении богу Милки (Милку) в Эбле и Мари еще в 3-м тыс. до н. э. Ему поклонялись и в Ассирии, и в Вавилонии, и в Угарите (где он известен как Mlk). Из этих текстов явствует, что Молох был богом подземного мира, связанным с культом предков. Само имя Молох, вероятно, происходит от семитского корня, обозначающего «царь». См. коммент. к Ис. 57относительно того, что с Молохом связано приношение в жертву детей в финикийской части Северной Африки (см. также коммент. кЛев. 18:21). 57:9. Посылала послов, унижалась до преисподней. Речь идет о тех, кто занимается некромантией – искусством вызывания духов с целью получения совета. Эти послы, вероятно, приходили в святилища, где поклонялись силам преисподней, чтобы узнать их волю через прорицания. Богом преисподней был Молох. 57:13. Сборище. В угаритской литературе это понятие употребляется по отношению к духам покойных. 58:1–14 Посты и суббота 58:2. Получение информации через оракулы. Древние жители Месопотамии, Анатолии и Египта прибегали к помощи оракулов для общения со своими богами, начиная примерно с 2000 г. до н. э. Письма из Мари показывают, что бог Даган говорил со своими почитателями на языке оракулов, снов, видений и устных повелений. Он передавал послания не только пророкам и пророчицам, но и простым людям. Так, например, некая женщина по имени Янана утверждает, что Даган пришел к ней во сне и сообщил, что только Зимри-Лим (царь Мари) может спасти похищенную девушку, которая была ее спутницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

до н. э.) всем завоеванным народам предписано приносить в жертву богам Ассирии первородное овец, виноградной лозы и финиковой пальмы. В Израиле первые плоды урожая традиционно составляли часть содержания священников. В Чис. 18:12,13 в этом ряду упоминаются зерно, вино и елей (масло). Здесь к этому списку добавляются плоды фруктовых деревьев. 10:36. О первородных. Практика искупления первенцев людей и нечистых животных обеспечивала приток денежных средств на нужды храма. Более подробную информацию о предписаниях закона, касающихся первенцев, см. в коммент. к Исх.13:1–3 . 10:37. Приношения священникам и левитам. Независимо от того, съедали ли молящиеся часть жертвы, определенная доля жертвоприношений предназначалась для священников. Такая же практика существовала в Вавилонии, где царь, жрец и другие служители храма получали причитающуюся им часть жертвоприношений. Уже в шумерских текстах употребление в пищу отделенного в качестве святыни считалось тяжким преступлением. Почти все народы древнего Ближнего Востока были обязаны содержать свои храмы аналогичным образом. Пища предназначалась для бога (богов), но доставалась, конечно, служителям культа. Более подробную информацию о десятине см. в коммент. к Чис. 18:31,32 . 11:1–36 Возвращение жителей Иерусалима 11:1,2. Почему народ не хотел жить в Иерусалиме? Сам факт использования жребия наводит на мысль, что некоторых пришлось возвращать в Иерусалим принудительно. На Ближнем Востоке и в Средиземноморье в древности считалось, что жребий позволяет Богу (или богам) решить исход определенной ситуации. Поэтому те, кто был избран вернуться в Иерусалим, рассматривали это как повеление Бога (более подробная информации о бросании жребия приводится в коммент. к Нав. 7:14–18 и Ион. 1:7–10 ). Поскольку Иерусалим был опустошен и служил предметом раздора между евреями и окрестными народами, в V в. до н. э. он не был безопасным местом для проживания. Кроме того, народ отнюдь не стремился бросить свое хозяйство и подвергать риску свои земельные владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:5. Облачный столб. См. коммент. к Исх. 13:21,22 и 33:10. Здесь облачный столб сходит на скинию собрания, чтобы произвести суд. В хананейской литературе верховный бог Эл также пребывает в шатре (где собирался священный совет), в котором вершит суд и отдает повеления. 12:6. Пророки. К этому времени на древнем Ближнем Востоке уже сложился институт пророчества. Как показывает этот текст, обычным способом получения откровений были сны и видения. Более пятидесяти текстов из города Мари (за несколько столетий до Моисея) хранят пророческие высказывания, адресованные царю Мари, Зимри-Лиму. Яхве мог говорить через любого человека, но опыт Моисея ставит его в исключительное положение среди других пророков. Символическое содержание снов и видений требовало истолкования (с помощью толкователей снов или гадателей; см. коммент. к Быт. 40:5–18 ), но Моисею не приходилось решать подобные головоломки, чтобы понять откровения Бога. 12:10. Болезнь Мариам. Болезнь Ганзена (современное название проказы) была неизвестна на древнем Ближнем Востоке до времен Александра Македонского (см. коммент. к Лев. 13:1–46 ). Кожное заболевание, описанное здесь и в других местах Ветхого Завета, напоминает скорее псориаз или экзему. Сравнение с мертворожденным младенцем в ст. 12 подтверждает этот диагноз, так как упоминает отслаивание кожи (не характерное для болезни Ганзена), а не омертвение кожных покровов. 13:1–33 Осмотр обетованной земли 13:22. Масштабы исследования. Пустыня Син – область, простирающаяся к югу от воображаемой линии между южной оконечностью Мертвого моря и Средиземным морем (ее другое название – Негев). Эта пустыня образует южную границу Ханаана. Рехов обычно отождествляют с Tell el-Balat Beth-rehob, примерно в полпути от побережья Средиземного моря до Асора. Емаф – это, по всей вероятности, современный Lebweh в верховьях Оронта. Здесь проходила южная граница государства Хамат и, следовательно, северная граница Ханаана. Эти географические названия позволяют предположить, что соглядатаи исследовали землю между Иорданом и Средиземным морем на протяжении 350 миль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

49:9,10. Черты возрождения. В ассирийской литературе справедливое правление характеризуется процветанием страны, должным почитанием богов, радостью, освобождением заключенных, исцелением больных и удовлетворением насущных потребностей всех нуждающихся. Сходные черты, ставшие неотъемлемым элементом мессианских ожиданий, отчетливо проступают в замыслах Яхве о восстановлении Своего народа. 49:11. Строительство дорог. См. коммент. к 40:3. 49:12. Синим. Синим – город у первого порога Нила, на границе Египта и Нубии. На этом месте, известном из греческих источников как Элефантина, ныне расположен город Асуан. 49:18. Убранство невесты. Израильские невесты иногда облачались в расшитые одежды, надевали драгоценности, особый пояс и покрывало. Есть множество текстов из Месопотамии, в которых описывается обмен подарками между двумя семействами, которые собираются породниться через брак, но мало говорится об облачении невесты или самом свадебном обряде. 49:26. Метафорический язык. «Есть собственную плоть» и «пить собственную кровь»: образ самой безысходной ситуации (см. коммент. к 9:20). 50:1–11 Грех и наказание 50:1. Дети, проданные в счет долга. По обычаям древнего Ближнего Востока для займа или заклада требовался залог в виде личных ценностей. В случае, если таковых не имелось, должники или члены их семей могли быть проданы в рабство. Так, например, законы Среднеассирийского царства предусматривали возможность залога детей в счет уплаты долгов. Конечно, члены семьи и многочисленные родственники прилагали все усилия, чтобы не допустить продажи членов семьи. См. коммент. к Исх. 21:2–6 . 51:1–23 Бог избавляет Свой народ 51:6. Исчезновение неба и земли. Этот стих не относится к числу апокалиптических видений, связанных с последними событиями в истории земли. Автор подчеркивает незыблемость Божьего спасения, превосходящего истинность и вечность самого творения. Согласно представлениям, распространенным на древнем Ближнем Востоке, вселенная (или, скорее, материя) не была сотворенной сущностью. В вавилонском эпосе о творении материя, очевидно, существовала вечно и в определенный момент была использована Мардуком для создания неба, земли и подземного мира (преисподней). Здесь также не встает вопрос о конце материального мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

коммент. к Неем. 5:7 ). 30:1–31:9 Слова Агура и матери Лемуила 30:25. Муравьи. См. коммент. к 6:6. 30:26. Горные мыши. Скорее, речь идет о дамане, копытном животном, которое обитает на крутых склонах и горных утесах, в недоступных местах, где он находит защиту от врагов и живет в изоляции (см.: Пс. 103:18 ). Помимо того, это свидетельствует об умении приспособиться в практически непригодных для жизни местах и о высоких потенциальных возможностях организма этого животного. 30:27. Саранча. См. коммент. к Ам. 4и Иоил. 1:4–7 о разрушительной силе саранчи. Тот факт, что саранча перемещается огромными стаями без видимого вожака, делает ее еще более зловещей. 30:28. Ящерица ( в русском переводе – «паук»). Способность ящерицы быстро перемещаться по земле ( Лев. 11:29 ), находя самые безопасные места, в том числе в царском дворце, вызывает зависть у некоторых людей, которые хотели бы попасть в такие хоромы. 31:4–7. Пьянство в Древнем мире. Производство разного вида пива и вин из фиников и винограда в Месопотамии и Египте известно с древнейших времен (ок. 4000 г. до н. э.). В ассирийском искусстве часто изображаются сцены пиров: мужчины и женщины едят за уставленными яствами столами и пьют из чаш и через соломинку. В вавилонском эпосе «Энума элиш» боги пируют, потягивая через трубочку сладкий ликер (что было вызвано необходимостью, поскольку напитки оставляли на дне сосуда густой осадок). В шумерском «Гимне Нинкаси» воспевается процесс брожения и возносится благодарение за напиток, который утоляет жажду и в изобилии изливается, подобно водам Тигра и Евфрата. Вред, причиняемый пьянством, отмечается в Пс. 68и Прит. 20:1 , описывается в Есф. 1:3–8 и Дан. 5:1–4 , а также во всей древней литературе Ближнего Востока. Египетская литература премудростей предостерегает против злоупотребления вином, чреватым потерей самоконтроля и неизбежным осуждением со стороны общества. В текстах из Мари, однако, опьянение рассматривается как благоприятное условие для получения божественного откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    15:14,15. В древности различали разные виды дружбы, и греко-римские писатели часто касались этой темы. Дружбой могли называть политические или военные альянсы, участники которых часто преследовалиличные интересы; о царях или патронах, покровительствовавших зависимым от них людям, так называемым клиентам (особенно в римском обществе), говорили, что они связали себя узами «дружбы»; фарисеи также встречались в кругу «друзей». В традиционном греческом представлении о дружбе обязательным условием было равенство сторон, и некоторые философские школы, например эпикурейцы, особенно ценили такую дружбу.    Идеалами дружбы в древней литературе были верность (вплоть до готовности отдать за друга жизнь), равенство и совместное владение имуществом, а также взаимное доверие. Иисус сосредоточивает внимание на последнем аспекте в ст. 15, где Он проводит различие между другом и рабом, который тоже может быть верным, но которому не поверяют сокровенные тайны. Еврейские авторы, в том числе Филон, иногда противопоставляли друзей Бога и рабов Бога.    В Ветхом Завете друзьями Бога названы два человека: Авраам и Моисей. История их дружбы и доверительных отношений с Богом пополнилась в иудаистской традиции многочисленными подробностями. Если здесь содержится аллюзия на некий ветхозаветный прецедент, то, вероятно, речь идет о Моисее (ср. коммент. к 14:8). Но если этот текст утверждает, что Иисус поверяет самые сокровенные чувства Своим последователям, то из контекста явствует, что природа Его чувств — любовь.     15:16,17— Еврейские учителя постоянно подчеркивали, что Израиль был избран Богом и получил особое предназначение (через Авраама; другая возможная аллюзия — в ст. 15); см. коммент. к 15:1. О прошении «во имя» см. в коммент. к 14:12—14.     15:18—16Ненависть мира     15:18—21. Евреи считали, что языческие народы ненавидят их за то, что они избранники и посланники Бога, страдающие ради Него. Вероятно, они были возмущены тем, что Иисус причисляет их к «миру», но меньшинство, принадлежавшее к преследуемым сектам в иудаизме (таким, как ессеи в Кумране), тоже причисляло большинство Израиля, обвинявшееся сектантами в отступничестве, к «миру», т. е. к своим врагам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

32:14. Овны Васана. Регион Васана (см. коммент, к Втор. 3:1 ) славился своими тучными пастбищами и стадами. 32:17. Жертвы бесам. Слово, обозначающее здесь бесов, встречается в Ветхом Завете только в Пс. 105:37 . В Месопотамии этим словом обозначали духов-хранителей (shedu)> заботящихся о здоровье и благополучии людей. Это не имя божества, а разновидность сверхъестественных существ (наподобие херувимов в Ветхом Завете). Shedu могли причинять людям вред с такой же легкостью, с какой они оказывали покровительство, поэтому для их умилостивления полагалось приносить жертвы. Их представляли в виде крылатых существ (напоминающих херувимов; см. коммент. к Быт. 3и Исх. 25:18–20 ), но, в отличие от богов, у них не было идолов, перед которыми им можно было бы поклоняться (см. коммент. к Втор. 4:28 ). 32:22. Основания гор. По представлениям древних царство мертвых находилось под землей – там, где лежат основания гор, особенно тех, которые поддерживают небесный свод. Хотя израильтяне, несомненно, пользовались категориями подобного мировоззрения, здесь перед нами, скорее, пример поэтического использования языка. 32:23–25. Представление о божественном возмездии на древнем Ближнем Востоке. Голод, болезни, дикие звери, войны – таковы орудия богов, желающих наказать своих подданных. В истории и литературе кажущаяся бессистемность этих «деяний Бога» привела к тому, что их стали считать знаками божественного недовольства. В эпосах об Атрахасисе и Гильгамеше рассказывается о том, как боги пытались сократить с помощью этих средств население земли до потопа. В отличие от Ветхого Завета, где определены преступления, которые могут привести к подобным наказаниям, на древнем Ближнем Востоке наказания указывали только на то, что какое-то божество чем-то недовольно, и людям приходилось только догадываться, какое преступление они могли совершить. В качестве примеров можно привести молитву хеттского царя Мурсили, в которой он просит о прекращении чумы, некоторые шумерские и аккадские тексты «плачей» о разрушенных городах и наставления египетских мудрецов (в частности, Ипувера). Все они отражают воззрение, что национальные бедствия являются наказанием богов. Пожалуй, наиболее ярким примером служит эпос об Эрре, в котором цивилизация едва не погибла из-за хаоса и разрухи, учиненных неистовством Эрры (близкого вавилонскому богу Нергалу). Однако текст Втор. 32 следует рассматривать с учетом того, что он составлен в форме договора, каковая исключает случайность, произвольность и необъяснимость наказаний. Наоборот, наказания полностью соответствуют преступлению, заключающемуся в нарушении условий договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010