20:9,18. По жребию. Эпизоды с бросанием жребия накануне битвы образуют композиционное обрамление Книги Судей. В начале книги на вопрос израильтян «кто из нас прежде пойдет на Хананеев – воевать с ними?» Господь отвечает: «Иуда пойдет» (1:1,2). И в заключительном эпизоде Иуда снова назначается «идти впереди» на войну с вениамитянами (20:18). Израильтяне традиционно обращались к жребию при распределении земли (см.: Нав. 14:2; 19:1–51 ) или при необходимости найти виновных (см.: Нав. 7:14–21 ; 1Цар. 14:41,42 ). Это такая форма гадания, в которой решение, основанное на показаниях жребия, определяется ответом Бога на поставленный вопрос (см. коммент. к Суд. 1:1,2 и 18:5,6). 20:15. Двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч. См. обсуждение проблемы больших чисел в коммент. к 20:2. 20:16. Семьсот левшей – метателей из пращи. Вероятно, такова была численность отряда отборных воинов, одинаково хорошо владеющих обеими руками (см. коммент. к Суд. 3:15 ). Они так метко метали камни, что могли противостоять даже превосходящим силам противника (см.: 1Пар. 12:2 о другой группе отборных воинов-вениамитян, специалистов по метанию камней из пращи). 20:26. Пост. О соблюдении поста на древнем Ближнем Востоке известно очень мало. Как правило, пост соблюдали во время траура. В Ветхом Завете пост почти всегда сопровождает обращение к Богу с прошением. Идея поста заключается в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом ( Пс. 68:11 ). После второго поражения от вениамитян израильтяне решили снова обратиться за советом к Богу, но сначала соблюли пост и принесли жертвы, дабы удалить любой грех или иное препятствие, послужившее возможной причиной их поражения. См. также: 1Цар. 7и 2Пар. 20:1–4 . 20:26–28. Ковчег в Вефиле. Это единственное упоминание ковчега в Книге Судей, поэтому на протяжении всего повествования мы не знали, где хранился ковчег и как он использовался. Принято считать, что в этот период место хранения ковчега неоднократно менялось. В начале 1 Цар. ковчег находится в Силоме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:14. Аморреи. Наряду с хананеями аморреи составляли основное население Ханаана до прихода израильтян и филистимлян. Дополнительную информацию см. в коммент. к Чис. 13:29 . 7:16. Территория Самуила. Округ, включающий Вефиль, Галгал и Массифу, по-видимому, находился на территории Вениамина. Было несколько городов с названием «Галгал», в том числе на северной границе территории Иуды. Если здесь подразумевается этот Галгал, то Самуил начинал обход от Рамы, где был его дом, и шел около 15 миль на юго-восток до Вефиля. Пройдя еще 2 мили к югу, он попадал в Массифу, а оттуда почти 10 миль шел до Галгала. Обратный путь составлял 25–30 миль. Впрочем, возможно, здесь идет речь о каком-то другом Галгале, менее отдаленном от Вефиля и Массифы. В документах из Мари упоминается прорицатель Asqudum, который регулярно обходил четыре города, предлагая горожанам свои услуги. 7:17. Жертвенник в Раме. Текст не уточняет, предназначался ли этот жертвенник для жертвоприношений, или был памятником (см. коммент. к Нав. 22:9–34 ). Если на этом жертвеннике совершались жертвоприношения, то, вероятно, он заменил жертвенник, который находился в Силоме и был уничтожен филистимлянами. 8:1–22 Просьба о царе 8:2. Сыновья Самуила. Самуил «судил» в округе, очерченном в 7:16. Это было несколько иное судейство, чем то, которое описано в 7:6, и заключалось оно в решении гражданских споров (см. коммент. к Исх. 18:13–27 и Втор. 16:18–20 ). Такие же функции выполняли сыновья Самуила, которые отнюдь не принадлежали к разряду судей-спасителей, фигурирующих в Книге Судей. В отличие от Самуила, судившего в центральной части Израиля, они судили на далекой окраине (см. следующий коммент.). 8:2. Вирсавия. Вирсавия (Tell es-Sebá) расположена на южной окраине обетованной земли, в Негеве, в 3 милях к востоку от современного города. Археологические раскопки показывают, что в этот период процесс превращения временного поселения в постоянное только начался; появились первые немногочисленные дома. Население Вирсавии составляло менее 200 человек. Следовательно, это было очень скромное назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

86 . При пересечении византийской границы иноземные послы должны были предстать перед местным военным начальником (ρχων, γεμν), тот осведомлялся о целесообразности посольства, заблаговременно сообщал о нем в столицу и давал разрешение на дальнейшее следование, см.: Helm. Untersuchungen, и сл. 87 . διαπειλεν ρξαμνου κα διαμαρτρασθαι: анаколуф – вместо διαμαρτρασθαι ожидалась бы финитная форма или inf. praes. О плеоназме ρχομαι в aor. + inf. praes. verb, dicendi см.: Rosen-quist. Studien, 43, Anm. 9; 67, Anm. 11; Blass, Debrunner. Grammatik, § 392.9. 88 . Этот фрагмент, по крайней мере содержательно, является прямым продолжением фр. 63 (выше). 89 . ς τν βασιλσα; βασιλς (πολς) – обычный у византийцев парафраз для Константинополя, унаследованный им от Рима (Euseb. V. Const. Ι.26 etc.); калькой с него является славянское Царьград. 90 . δοντων; part, praes. создает двусмысленность, формально фразу можно понимать и так, что славяне разоряют империю в данный момент, и так, что они вообще часто занимаются этим. Учитывая то, что время начала осады Сирмия и начала крупного нашествия славян (см. коммент. 93) приблизительно совпадает, а также сообщение М. об убийстве на имперской территории аварского посла славянами, первое предположение кажется более вероятным. 91 . Очевидно, речь идет о попытке тюрков взять Херсон (в античности – Херсонес Таврический). Тюрки вступили во враждебные отношения с Византией в 575/576 г.: М. фр. 43, 45. 92 . Император хочет сказать следующее: если авары останутся в Паннонии, тюрки, вероятно, не отправятся за ними туда, если же авары прибудут на Нижний Дунай ради войны со славянами (ср. коммент. 57.2; 84), то тем самым окажутся в пределах досягаемости тюрков, своих злейших врагов (de Boor. EL, 205, 25; 462, 6; Boissevain. ES, 18, 7). 93 .1. Если M. говорит не об одном из мелких, местного масштаба набегах славян, перед нами, возможно, свидетельство о начальном этапе того крупного нашествия, начавшегося в третий год правления Тиверия императора (Io. Eph. VI.24; 5 окт. 580 – 4 окт. 581), о котором сообщает Иоанн Эфесский (Io. Eph. VI.25 ), а также Иоанн Бикларский (Io. Bicl. 216, 14) (см. наст, изд., с. 396). Ср. также коммент. 90; об абсолютной дате см. коммент. 76.2.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

1:2. Аккарон (Экрон). Филистимский город Экрон (Tel-Miqne) расположен примерно в 60 милях от Самарии. Дополнительные сведения об этом древнем селении см. в коммент. к Суд. 1и 1Цар. 5:10 . 1:8. Одеяние Илии. Обсуждение «милоти» Илии см. в коммент. к 3Цар. 19:19 . В данном тексте, однако, нет особого упоминания о милоти, а говорится только о волосах, что может относиться как к одежде, так и к нему самому. Последнее наиболее вероятно, поскольку слово, переведенное как «пояс», обычно обозначает набедренную повязку, которая была бы не видна, если бы на нем была верхняя одежда. Хотя, разумеется, не исключена возможность, что он был одет во власяницу, из-под которой была видна кожаная набедренная повязка. 1:10. Огонь с неба. Боги бури на древнем Ближнем Востоке обычно были вооружены стрелами молний, с помощью которых они посылали огонь. На всем протяжении этого периода ассирийские цари называли богов «пламенеющими» или «посылающими перед собой огонь». Асархаддон (Ассирия, VII в. до н. э.) говорит о своих военных походах как о неугасимом пламени. Считалось, что именно таким способом божество вступает в сражение. Огонь, принесенный его молниями, был главным оружием. 1:17. Хронология. Престол унаследовал брат Охозии, Иорам, который царствовал, согласно Тилю, с 852-го по 841 г. до н. э. Таким образом, в этот период времени в Иудее и Израиле правили цари с идентичными именами. 2:1–18 Илия взят на небо 2:1. Галгал. Существует несколько мест под названием Галгал, поэтому трудно сказать с уверенностью, какое из них подразумевается здесь. Наиболее известный Галгал находится в районе Иерихона (см. коммент. к Нав. 4:19 ), однако то обстоятельство, что путь пророков из Галгала в Иерихон лежал через Вефиль, ставит эту гипотезу под сомнение. Кроме того, в ст. 2 сказано ( в оригинале), что они спустились в Вефиль, что было бы лишено смысла в случае с данным Галгал ом. Другой возможный вариант – это Галгал, расположенный в окрестностях Гивы и Михмаса (см. коммент. к 1Цар. 13:4 ), всего в нескольких милях к югу от Вефиля, путь в который действительно лежит вниз по склону.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    6:6—11 Законно — делать добро    См. коммент. к Мк. 3:1—6.     6:6. Мускулы и нервы «сухорукого» были атрофированы; таким образом, рука усохла и не могла функционировать.     6:7—10. И снова Иисус не нарушает закон; хотя многие вероучители возражали против проведения лечения, без которого на это время можно было обойтись, «протягивание руки» не рассматривалось как работа, и Богмог ответить на молитву об исцелении в субботу.     6:11. Непреднамеренное нарушение субботы или спорных предписаний обычно не подвергалось особому наказанию; смертная казнь (Исх. 31:14; 35:2) предусматривалась в Ветхом Завете только для тех, кто полностью отвергал субботу. Таким образом, противники Иисуса здесь зашли слишком далеко, забыв даже о своих собственных установлениях.     6:12—16 Избрание Двенадцати    См. коммент. к Мк. 3:13—19.     6:12. Здесь Иисус поступает, как в свое время Моисей. Моисей молился на     горе, получая наставления о помощниках (Исх. 19:24; 24:1,2; ср: 31:1,2) и последователях (Чис. 27:15—23; ср!: 20:23—29).     6:13—16. У некоторых учеников было два имени, а иногда и прозвище, поэтому списки Двенадцати избранных учеников иногда в Евангелиях различаются, при этом могут встречаться и одинаковые имена, например: два Симона, два Иуды, два Иакова (эти имена были в то время распространенными).     6:17—26 Благословения и проклятия    См. коммент. к Мф. 5:3—12. Благословения и проклятия («горе») — широко распространенный литературный прием, особенно в Ветхом Завете и в иудаизме; здесь поучения Иисуса созвучны благословениям ипроклятиям завета, который был дан на горе (см.: Втор. 27:28). Перечисленные у Луки благословения и проклятия тесно связаны с Ис. 65:13—16.     6:17—19. О проповеди Иисуса, которую Он произнес «на ровном месте», см. в коммент. к Мф. 4:23—25.     6:20. Некоторые из состоятельных учеников Христа оставили все и стали бедными, даже нищими, но последовали за Ним (см.: 18:28). За понятиями «нищие» и «нищие духом», возможно, стоит один и тот же арамейский термин, который означает и то и другое. Понятие «нищие» стало в некоторых еврейских кругах определением благочестивых людей, поскольку нищие не имели ничего и полагались только на Бога. Сочувствие к нищим и беднякам усилилось после того, как римский военачальник Помпеи перераспределил земельную собственность иудеев примерно за столетие до рождества Иисуса; как и подавляющее большинство населения Средиземноморья, иудеи в массе своей были бедными. Еврейский народ мечтал о «Царстве Божьем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    2:17. «Безводные источники» были хуже всего; они обманывали надежды на получение воды, что было особенно тяжело в климатических условиях Востока. Ад иногда описывался как «мрак вечной тьмы».     2:18,19. Греческие философы часто говорили, насколько опасно потворствовать плот ским страстям; этот образ может быть распространен и на тех, кто использовал эти страсти как профессию (проституция). Потерпевшие поражение в сражении и захваченные в плен становились рабами. Большинство философов говорили о свободе от страстей, а не о вседозволенности; Евангелие говорит о свободе от греха, а не о сво боде греха.     2:20,21. В еврейских текстах говорится о «пути правды»; см. коммент. ко 2:15. 2:22. Одна из пословиц, которую приводит здесь Петр, взята из Библии (Прит. 26:11, о том, что глупый повторяет свою глупость);другая пословица заимствована из внебиблейского источника (из древней истории об Ахикаре), но в ней просматривается знакомый образ. И собаки, и свиньи считались нечистыми животными (ср.: Мф. 7:6), и еврейские читатели испытывали к ним чувство гадливости; они вызывали также и другие схожие ассоциации.     3:1—7 Непреложность грядущего суда    Подобно многим эллинизированным евреям (эллинистам), а также поздним гностикам, лжеучителя принижали роль грядущего суда, тем самым подвергая людей опасности греха, который был свойствен и лжепророкам прошлого (гл. 2; см. коммент ко 2:1). Теперь автор обращается непосредственно к истокам их безнравственных по ступков; подобно многим иудейским учителям, он признает, что недооценка или отсутствие веры в грядущий суд обычно приводит к аморальному поведению или даже моральному релятивизму (см. также коммент. к Иуд. 3:4). Некоторые комментаторы рассматривают гл. 3 как другое послание, которое отличается от гл. 1 и 2, но в этом нет необходимости: здесь есть вполне естественный переход, особенно если учесть, что Петр в данном случае не связан с По сланием Иуды.     3:1,2. Некоторые философы говорили о «чистом разуме», который не затронули эмоции; Петр имеет в виду идеи лжеучи телей (2:20). О «напоминании» см. в коммент. к 1:12. О заповеди Иисуса здесь ср. с Мф. 24:42—44 (особенно для 2 Пет. 3:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

6:22. Роль клятвы в судебном процессе. Общие сведения о практике принесения клятв см. коммент. к Втор. 1:9–18 . Клятвы были широко распространены на Ближнем Востоке в древности, особенно в кодексах законов, где они требовались в случаях расследования кражи или порчи имущества. Они также появляются в контексте договоров, когда бог (боги) призывается в свидетели при заключении соглашения. 7:5–7. Количество и виды жертвоприношений. Здесь перечислены всесожжения, хлебные приношения и мирная жертва. См. коммент. к Лев. 3:1–5 , Лев. 2:1–3 и 6:14–23, где обсуждаются соответствующие жертвоприношения и их использование. В данном случае не уточняется, сколько было жертв всесожжения (которые были сожжены на жертвеннике целиком), а также приношений от всего народа в виде мирной жертвы (которые использовались для праздничной трапезы). По-видимому, царь предназначил большую часть жертвенного мяса для общей трапезы в честь религиозного праздника. Указанные количества весьма значительные, но они не противоречат в целом тем цифрам, которые приводятся в разных других источниках по Ближнему Востоку. Когда в 879 г. до н. э. царь Ашшурнасирпал II устроил пир в честь освящения своего дворца в Калахе, то на его приготовление пошло 5 тыс. овец, 1 тыс. агнцев и крупного рогатого скота, 500 оленей, 500 газелей, 34 тыс. птицы и 10 тыс. рыб. 7:8. От входа в Емаф до реки Египетской. См. коммент. к 3Цар. 4о границах царства Соломона. «Вход» в Емаф (в текстах из Эблы – Ematu) – это, скорее всего, современный Lebweh на одном из истоков реки Оронт. Расположенный примерно в 45 милях к северу от Дамаска, этот пункт на южной границе земли Емаф и северной границе Ханаана обозначал северную окраину Соломонова царства. Река Египетская отождествляется с вади al-Arish. 7:12–22. Ответ Господа. В речи Бога можно выделить несколько интересных моментов. Во-первых, в отличие от бытовавшей на древнем Ближнем Востоке практики выбора места до строительства храма (см. коммент. к 3:1), выбор Бога определяется при освящении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:23–25. Царь наглый. Описание в ст. 23–25 относится к Антиоху IV Епифану, который правил со 175-го по 164 г. до н. э. Выдающийся ум этого человека сочетался с коварством, лицемерием, страстью к интригам и склонностью к предательству. Краткий очерк его деятельности см. в коммент. к 11:21–39. 8:26. Сокрой это видение. См. коммент. к 12:4. 9:1–27 Семьдесят седьмин 9:1. Хронология. Если допустить, что царствование Дария-мидянина совпадает с правлением Кира, то первый год его царствования должен быть 539 г. до н. э. Как и в предыдущем случае (см. коммент. к 7:1), датировка знаменует важные перемены в жизни мировых держав. 9:2. Пророчество Иеремии. В 597 г. до н. э. пророк Иеремия написал письмо пленникам ( Иер. 29 ), предсказав, что время изгнания продлится семьдесят лет. Вероятнее всего, именно это интересует сейчас Даниила, который обдумывает, не настало ли время возвращения из плена. 9:3. Пост, вретище и пепел. В Ветхом Завете пост почти всегда сопровождает обращение к Богу с прошением. Идея поста заключается в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом. Посыпание головы прахом или пеплом – типичный способ выражения скорби в Ветхом Завете, встречающийся также во времена Нового Завета. Этот обычай был распространен также в Месопотамии и Ханаане. В основе многих траурных ритуалов лежит стремление отождествить себя с мертвым. Нетрудно догадаться, что посыпание головы пеплом символизирует погребение. Вретище делалось из козьей или верблюжьей шерсти и было грубой и неудобной одеждой. Часто оно прикрывало только бедра. 9:17,18. Опустошение города и святилища. Иерусалим был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и лежал практически в руинах. 9:21. Гавриил. См. коммент. к 8:16. 9:21. Быстро прилетел. В Ис. 6 летают существа, названные серафимами, а в Зах. 5 описывается видение, в котором фигурируют женщины с крыльями, но это единственное место, где упоминается летающий ангел. Хотя другие сверхъестественные существа (которые упоминались ранее, а также херувимы) изображаются с крыльями, о наличии крыльев у ангелов нигде не говорится, вместе с тем, в изобразительном искусстве они предстают именно такими вот уже на протяжении более полутора тысяч лет. В месопотамском искусстве духи-хранители, как и некоторые демоны, изображались крылатыми. В ветхозаветной апокрифической литературе самые первые упоминания о летающих ангелах встречаются в Книге Еноха 61(хотя в эту категорию включаются также херувимы и серафимы). Грамматическая конструкция древнееврейского текста настолько сложна, что многие комментаторы (не без основания) полагают, что здесь выражается скорее усталость (y " p), чем полет ( " wp).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:3. Овен как астральный знак Персии. В более поздней литературе (в первые века нашей эры) возникла традиция соотносить знаки зодиака с различными странами, и Персия ассоциировалась со знаком Овна. Однако мы не располагаем достоверными данными о том, что такая связь была установлена уже во времена Даниила. 8:9. Небольшой рог. По-видимому, здесь речь идет о царе из династии Селевкидов Антиохе IV Епифане, чья деятельность во II в. до н. э. будет подробно рассматриваться ниже. 8:9. Прекрасная страна. Из 11:16,41 ясно, что речь идет об Израиле. Антиох III организовал военные походы на Восток, против Парфии, Армении и Бактрии в период между 212-м и 205 гг. до н. э., а в 200 г. до н. э. в битве при Панин (Panium) установил контроль над Палестиной. Но ни ему, ни его сыну Антиоху IV не удалось подчинить себе Египет. Антиох IV также вел завоевательные войны на Востоке и был известен своими действиями против Иудеи и Иерусалима (см. коммент. к 11:21–39). 8:10. Низринул часть небесного воинства. Небесным воинством на древнем Ближнем Востоке называли собрание богов, многие из которых были представлены небесными телами (планетами или звездами). В Библии это выражение иногда используется в контексте осуждения незаконного почитания астральных богов (см. коммент. к Втор. 4:19 ). Но в некоторых случаях это выражение используется для обозначения совета ангелов Яхве (см. коммент. ко 2Пар. 18:18 ) или падших ангелов (возможно, в Ис. 24и особенно часто в ветхозаветной апокрифической литературе). Наконец, это может просто относиться к звездам без всякой их персонификации ( Ис. 40:26 ). В «Мифе об Эрре и И шуме» Эрра утверждает, что лишит планеты их великолепия и сорвет звезды с неба. Здесь небесное воинство представляет одну сторону в космическом сражении и временно становится жертвой сил зла, воплощенных в роге, что указывает на наличие в рядах небесного воинства Божьих избранников. 8:11. Ежедневная жертва. Речь, вероятно, идет о жертве всесожжения, которая приносилась каждый день утром и вечером (см. коммент. к Исх. 29и Чис. 28:1–8 ). Этот ритуал отвечал одному из важнейших установлений о служении в святилище и предназначался для сохранения присутствия Яхве среди израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:9 . Стоики говорили о божестве как о наполненном всем сущим, обычно в пантеистическом смысле этого понятия; грекоязычные еврейские писатели модифицировали этот язык, чтобы соотнести его с верховным правлением Бога, которому подчиняется все сущее. Для Филона «полнота» может означать насыщенность,сумму сил, осуществляющих правление Божье, как обозначение самодостаточности Бога в Себе Самом; гораздо позднее иудейские мистики стали говорить о небесах вокруг престола Божьего как о Его полноте. Другие еврейские авторы писали о Духе Божьем, премудрости или славе, наполняющей мир, как в Ветхом Завете, что, вероятно, не относится к данной теме. Какой бы смысл ни вкладывал Павел в понятие «полноты», он дает ясно понять, что доступ ко всему, что есть Бог, возможен только через Христа; подобная роль в древнем иудаизме часто приписывалась Божественной Премудрости. 2:10. Выражение «начальство и власть», возможно, относится к ангельским силам, которые, как считалось, управляют миром (см.: 1:16; см. коммент. к Еф. 1:19–23 ). Это учение было принято на вооружение приверженцами чуждых для христианства воззрений, теми, кто стремился оказать свое влияние на христиан из Колосс (см. коммент. к 1:16; 2:18). Из разных вариантов значений понятия «глава» (1:18) термины «начальство» и «власть» представляются наиболее подходящими, хотя Иисус является и их «источником» тоже (1:16). 2:11,12. Обрезание, творимое человеческой рукой, называлось «плотским» (см.: Быт. 17:11 ). В Ветхом Завете и ряде еврейских (главным образом, у ессеев) текстов говорится о «духовном» обрезании ( Втор. 10:16; 30:6 ), которое, как говорится в Свитках Мертвого моря, помогает преодолеть злые побуждения (см. коммент. к Рим. 7:14–25 ). Павел может здесь обыгрывать греческую идею о теле как «могиле», из которой можно выйти путем мистических опытов, а также об окончательном избавлении от оков смерти; если это представление было искушением для его читателей, то Павел говорит, что они уже испытали полное избавление от воздействия плоти, в котором они нуждались.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010