до н. э. и увод в плен Иехонии, Седекия не оставил мысли выступить против Вавилонии. Он встретился с посланцами из Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона в самом начале своего правления ( Иер. 27:3 ) и, очевидно, установил контакт с фараоном Псамметихом II (см. коммент. к Иер. 34:21 ). См. коммент. к Иер. 37:5–8 о походе египетского войска. Фараон Априй откликнулся на просьбу Седекии о помощи, но это не предотвратило падения Иерусалима. 17:17. Крепостные валы и осадные башни. Хотя в дошедших до нас вавилонских хрониках нет описания осады Иерусалима (см.: 4Цар. 25:1 ), аналогичная операция описывается в анналах Сеннахирима за 701 г. до н. э. Можно предположить, что ожидалась длительная осада, поскольку были произведены трудоемкие работы по сооружению насыпей и башен. Эта тема более подробно обсуждается в коммент. к Иер. 6и Иез. 4:2 . 17:18. Клятва и договор. Судьба Седекии была предопределена тем, что он нарушил клятву и договор. Договоры между народами обычно включали проклятия, угрожавшие нарушителям договора, и скреплялись клятвой верности соответствующим богам. Тем самым, нарушение клятвы влекло за собой наказание виновных богами-покровителями. 17:22. Посадка кедра на высокой горе. Подобно тому, как большой орел сорвал верхний побег кедра (ст. 4), теперь Яхве (Которого символизирует орел) возьмет нежную отрасль, верхушку кедра, и посадит ее на высокой горе. Резонно предположить, что это означает продолжение династии Давида через потомков Иехонии. Сходные растительные метафоры возрождения дома Давидова встречаются в Ис. 11и Иер. 23:5 . 17:23. Мировое дерево. Образ мирового дерева встречается во многих древних мифологиях. Оно предстает в качестве символа красоты и плодородия, черпая свои силы из земных вод и давая пищу и убежище под своими ветвями всем тварям. В древних текстах Ближнего Востока симметрия и устойчивость мирового дерева противостоят смерти и служат обетованием непрерывности существования. Часто встречающееся в ассирийском искусстве стилизованное изображение дерева жизни, возможно, символизирует заботу царя о своем народе (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:7–9. Учителя обычно призывали своих учеников подражать им в жизни. О труде Павла и его соработников см. в коммент к 1Фес. 2:9 . Как указывают некоторые комментаторы, выражение «есть хлеб», по-видимому, было еврейской метафорой образа жизни (см., напр.: Быт. 3:19 ). 3:10. Хотя высказывание Павла не имеет явных параллелей с другими текстами, некоторые еврейские и греческие выражения обнаруживали близкий смысл. В иудаизме отчетливо подчеркивалось нравственноезначение труда, а благотворительности придавалось большое значение. В притчах неоднократно говорилось о необходимости оказывать помощь обездоленным и об ответственном отношении к труду тех, кто могтрудиться. Слово «есть» относится либо к пище, которую предоставляют другие верующие (ср.: 3:12), как, например, в синаго-гах, где заботились о нуждающихся иудеях, либо к пище, которая подавалась на общихцерковных трапезах (ср.: 3:14), как это обычно практиковалось в религиозных организациях и в греко-римском мире. 3:11,12. О выражении «ели свой хлеб» см. в коммент. к 3:7–9. «Суетятся», т. е. живут праздно или создают видимость активной деятельности, растрачивая время на пустяки, – или то и другое вместе. Некоторыехристиане, очевидно, избрали для себя такой стиль жизни, характерный как для странствующих философов, так и для Павла с помощниками. Но хотя Павел и его сотрудники решительно отстранились от «плохих» философов-киников (см. коммент. к 1Фес. 2:1–12 ), некоторые фессалоникийцы могли полностью придерживаться взглядов киников, но, в отличие от Павла, киники не работали, а просили милостыню. 3:13. «Делая добро» – речь здесь идет, в том числе, и о благотворительности, как в иудаизме; Павел не хотел, чтобы его читатели неверно поняли его предыдущие высказывания. 3:14,15 . Для членов « " синагоги предусматривались разные уровни дисциплинарных взысканий, которые восприняли и церкви (за исключением физического наказания). Даже в более поздних предписаниях рав-винов, которые не допускали разнообразную практику наказаний, имевшую место во времена Павла, окончательное исключение из общины означало, что этот человек считался неверным, а потому подвергалсяпроклятию (ср.: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5:5 ; Мф.18:15–20 ); но и не столь строгие наказания, которые еще позволяли рассматривать верующего членом религиозного сообщества, тоже были. Ессеи также прибегали к разного рода дисциплинарным мерам по отношению к членам своей общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

14:24. Мужская проституция. Информацию о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в мужском, так и в женском роде и, вероятно, является эвфемизмом, обозначающим категорию лиц, исполняющих определенные функции. Такое же понятие используется в аккадской литературе по отношению к лицам, посвященным на служение при храмах и святилищах. «Блудники» и «блудницы» были такими же храмовыми служителями, как кормилицы и повитухи. Какие именно функции исполняли эти мужчины, точно неизвестно. 15:9–24 Аса, царь Иудеи Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 14–16 . 15:18. Тавримой, Хезион. Эти имена встречаются только в данном контексте. Арамейские источники этого периода не существуют, а в ассирийских анналах арамейские цари этого времени не упоминаются. Форма имен не вызывает сомнений в их арамейском происхождении, но никакой иной исторической информацией мы не располагаем. 15:25–32 Нават, царь Израиля 15:25. Хронология. Попытка библейского автора согласовать годы правления царей Израиля и Иудеи не всегда увенчивается успехом. По всей вероятности, первым годом царствования Асы был 914 г. до н. э., а Нават начал править не ранее 911 г. до н. э. Кроме того, несмотря на то что царствование Навата охватывает два года, фактически оно продолжалось всего несколько месяцев до того момента, когда он был убит в результате заговора осенью 910 г. до н. э. 15:27. Гавафон. Расположенный примерно в 2 милях к западу от Газера на филистимской территории, Tell el-Melat был, вероятно, всего лишь заставой на границе с Израилем (следует отметить, что он упоминается среди владений Данова колена в Нав. 21:23 ). Стратегическое значение его местоположения подтверждается упоминанием в перечне завоеваний фараона Тутмоса III (1468 г. до н. э.) и в рассказе о подавлении мятежа в Азоте в анналах ассирийского царя Саргона II (713г.до н.э.; Ис.20:1 ). 15:29. Истребление дома предшественника. Обсуждение темы политических «чисток» в период смены правления см. в коммент. к 3Цар. 1:21 . Уничтожая всех будущих претендентов на престол, Вааса повышал вероятность того, что ему будут наследовать члены его рода. Исполнение проклятия на дом Иеровоама (14:7–16) напоминает по форме «Проклятие Аккада» периода Ур III, направленное против аккадского царя Нарам-Сина, чей поступок (осквернение святыни в Ниппуре) навлек на его царство гнев богов. 15:33–16:7 Вааса, царь Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:3. Тактика обмана. Хотя в древней ближневосточной литературе не встречаются примеры точно такого же рода, случаи нечестного поведения и обмана в процессе заключения международных договоров были довольно частым явлением. 9:7. Евеи. Евеев часто путают с хорреями, а тех и других вместе отождествляют с хурритами. Хурриты – индоевропейские племена, которые, объединившись, создали царство Митанни, просуществовавшее примерно с 1500-го до 1350 г. до н. э. (см. коммент. к 9:1). Часть переписки хурритов Митанни с египтянами сохранилась в амарнском архиве. Хурриты составляли основное население Хеттского царства и города-государства Нузи. В египетских документах этого периода Ханаан часто обозначается как «земля Хуру». 9:10. Сигон и Ог. Историческая информация о Сигоне и Ore нигде, кроме Библии, не встречается. Это были аморрейские цари, потерпевшие поражение от израильтян в Трансиордании. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 9:10. Астароф. Астароф назван здесь столицей Васана. Он часто упоминается в египетских текстах этого периода, в амарнских письмах и в поздних ассирийских текстах. Некоторые исследователи считают, что Астароф встречается в угаритских текстах как город, в котором правит бог Эл. В наши дни он известен как Телль-Аштара, расположенный на реке Ярмук в 25 милях к востоку от моря Галилейского. 9:14. Вопрошание Господа. Вопрошание Господа осуществлялось посредством оракулов, для чего в Израиле обычно использовался такой механизм, как урим и туммим. См. коммент. к 7:14–18. 9:17. Города Гаваона. Два из трех городов Гаваона можно идентифицировать с некоторой долей уверенности. Кефира – это современный Khirbet el-Kefireh, в 5 милях к югу от Гаваона. Кириаф-Иарим, в нескольких милях от Кефиры, – Tell el-Azhar. Беероф обычно локализуют к северу от Кефиры, в районе Вефиля и Гая, в el-Bireh или Nebi Samwil. 9:18. Обязывающая природа клятв. В культурах, наделявших богов могуществом и способностью активно вмешиваться в жизнь, клятвам придавали очень большое значение. Обеты не исключали возможности послабления ( Лев. 27 ; Чис. 30 ), но неисполнение клятв ставило тех, кто их приносил, под угрозу божественного возмездия. Если человек не держал слово, значит, имя бога, которого он призывал, было для него пустым звуком. Хеттский царь Мурсили (XIV в. до н. э.) истолковывал войну и чуму как следствие нарушения договоров, скрепленных клятвами. Правота Иисуса Навина, считавшего эту клятву священной, подтвердилась во 2Цар. 21 , где нарушение такой же клятвы привело к ужасным последствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:17,18. Пришельцы используются для подневольного труда. См. коммент. ко 2:2 и 2о трудовой повинности и использовании труда чужеземцев. 3:1. Гора Мориа. Это уточнение призвано подчеркнуть связь местоположения храма и жертвоприношения Исаака (см. коммент. к Быт. 22:2 ), даже просто по названию. 3:1. Гумно Орны. См. коммент. ко 2Цар. 24:18–25 о покупке этой земли Давидом. Гумно, как и городские ворота, служило официальным местом, где распределялось зерно, происходили собрания (см.: 3Цар. 22:10 ) и где мог явить Свое присутствие Господь (см.: Суд. 6:36–40 ). Иногда гумно располагалось за пределами города, на возвышенном месте, где ветер помогал провеивать зерно, очищая его от мякины. Выбор места для храма в Древнем мире был важным мероприятием, которое часто отнимало много времени и сил. Считалось, что божество само выбирало себе место. Здесь же указан совсем другой процесс. Вместо этого, выбиралось место, издавна известное своими священными традициями. Здесь не вопрошают оракулов и не ищут указания на предназначение конкретного места через божественные послания. 3:2. Хронология. Соломон приступил к сооружению храма в начале своего правления, в середине 60-х годов X в. до н. э. Второй день второго месяца был весной, после окончания сезона дождей и первых религиозных праздников. Первый день месяца, вероятно, открывал праздник новомесячия (новолуния), а второй день был рабочим. 3:3,4. Размеры храма. Этот текст описывает размеры храма, но не полностью, и они отличаются от тех, которые приводятся в 3Цар. 6 (в локтях: 60 х 20 х 30). В 1 Пар. не приводится высота главного сооружения – лишь высота притвора в ст. 4. Этот замер затем может определяться просто по фундаментам. Есть также терминологические разночтения, которые могут объясняться изменениями в живом языке со временем. «Локоть» здесь несколько короче стандартного локтя во Втор. 3:11 . В отличие от описаний месопотамских храмов, которые призваны прославить построившего их царя, в этом библейском тексте дается достаточно информации, чтобы читатель мог зримо представить себе (если не реконструировать в своем воображении) все сооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:16. Буря как суд Божий. Бог бури уже упоминался в этой книге несколько раз. Суд бога бурь сопровождается молниями, которые воспламенят дерево Израиля. Более подробно эта тема обсуждается в коммент. к 1Цар. 7:10 . 11:18–23 Заговор против Иеремии 11:21. Анафоф. См. коммент. к 1:1. 11:21. Пророчествование может быть наказано смертью. В ряде мест Писания говорится о том, что лжепророки по закону заслуживают смертного приговора. Пророчествование как призвание и профессия было широко распространено на Ближнем Востоке в древности, но смертный приговор лжепророкам первоначально был известен только в Израиле. Вместе с тем, жители Анафофа не считали предсказания Иеремии ложными. Они просто угрожали ему, стремясь заставить его замолчать. Считалось, что произнесение пророчества способно привести его в действие (см. коммент. к 36:23), поэтому они надеялись, что несчастья не произойдут, если заставить Иеремию замолчать (угрозами или убийством). 12:1–17 Жалоба Иеремии и ответ Бога 12:4. Причины сетования земли. В Древнем мире считалось, что бедствия наступали, когда божество гневалось и лишало людей своей защиты. Народ тогда сталкивался с множеством проблем, которые, по поверьям, вызывались бесовскими силами. Во Втор. 32Бог говорит, что в ответ на нечестие Израиля Он сокроет Свое лицо, а затем посмотрит, «какой будет конец их», т. е. как они проживут без Его благословения и защиты. Здесь, в книге Иеремии, Бог сокрыл Свое лицо (отчего наступили засуха и голод), но нечестивые убеждены, что Бог не увидит, что с ними будет (в оригинале здесь то же выражение, что и во Втор. 32:20 ), поскольку они решили полагаться только на себя. 12:9. Разноцветная птица и хищники. Это выражение встречается только в данном контексте, и многие исследователи считают, что речь идет вовсе не о птице, а о гиене, которую окружили хищные птицы. Такое предположение подкрепляется Септуагинтой, а также родственными семитскими языками, но в целом толкование этого фрагмента затруднительно. 13:1–14 Винный мех 13:4. Евфрат. Река Евфрат протекает в 350 милях к северу от Анафофа, т. е. дорога туда и обратно заняла бы слишком много времени! Как полагают некоторые исследователи, в данном случае речь идет о вади Pharah, который расположен примерно в 4 милях к северо-востоку от Анафофа (см.: Нав. 18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:1–11 Христиане в светских судах Обосновав право церкви действовать как суд в делах, касающихся сексуальных извращений (гл. 5), Павел обращается к необходимости учреждения церковных судов (6:1–8), а затем снова возвращается к вопросам аморального сексуального поведения (6:9,12–20). Не исключено, что в 6:1–8 речь идет о тяжбе между отцом и сыном из 5:1; если это так, то подобная тяжба, образно говоря, выставляет напоказ грязное белье церкви перед всем миром. Еаагол «отнимаете» (6:7,8) подкрепляет высказанное предположение (ср.: 1Фес. 4:4–6 ), но вопрос «не лучше ли оставаться обиженными?» (6:7), пожалуй, противоречит ему. Еврейские общины по всему Средиземноморью имели собственные суды в синагогах. Вынесение внутренних распрей иудейских и христианских общин на светский суд было роскошью, которую эти религиозные меньшинства не могли себе позволить; в обществе о них и без того ходило множество клеветнических слухов. См. коммент. кДеян. 18:12–17. 6:1 . В римских судах постоянно разбирались разного рода тяжбы. Дела начинали рассматривать на рассвете и порой заканчивали прения на закате солнца. Судьи всегда выбирались из среды состоятельных людей, а большинство тяжб вращалось вокруг денежных вопросов. 6:2. С представителями высших классов обращались более снисходительно во всех юридических инстанциях; это предпочтение проявлялось даже в предписанных законом наказаниях. Кроме того, те, кто стоял на более низкой ступени социальной лестницы, не могли подвергать судебному преследованию представителей высших классов. Но Павел убежден, что даже верующие из социальных низов достойны судить. 6:3. Согласно многим еврейским преданиям, праведные будут судить народы; возможно, этому суду подвергнутся и ангелы, которые, как считалось, правили народами. «Дела житейские» были, как правило, связаны с собственностью, особенно у состоятельных людей; но прелюбодеяние (рассматриваемое как похищение жены) тоже могло в сознании древних подпадать под эту общую категорию (см. коммент. к 6:5). 6:4,5. Эти стихи, возможно, следует читать не как упрек, а как повеление: " поставляй те своими судьями ничего не значащих», в противоположность миру (см. коммент. к 6:2); такое прочтение подкрепляет мысль,что малейшие из христиан более компетентны в вопросах права, чем мудрейшие из язычников (ср.: 2:14,15).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

    3:9,10. Об утверждении относительно безгрешности см. в коммент. к 3:6,7. Некоторые исследователи полагают, что Иоанн заимствует здесь образ «семени» у своих оппонентов, поскольку эта концепция позднее была известна среди гностиков; но этот образ уже был хорошо известен в христианской традиции (Иак. 1:18,21; 1 Пет. 1:23; см. коммент. к 1 Пет. 1:23). Считалось, что ребенок наследует природу отца через его семя, а потому Иоанн может здесь использовать этот образ для разъяснения своей мысли: рожденные от Бога через обращение в веру теперь отражают в себе Его характер, а те, кто не отражает его, имеют другую природу. Согласно Ветхому Завету, грех можно преодолеть, опираясь на слово, написанное или пребывающее в сердце человека (см., напр.: Пс. 118:11; Иер. 31:32,33).     3:11—13. Убийство Каином Авеля часто пересказывалось в иудейских преданиях с вымышленными деталями; подчас нечестие Каина описывалось весьма подробно. Он стал олицетворением нечестия (см., напр.: Книга Юбилеев и 1 Енох.; фарисеи иногда связывали Каина с саддукеями и их отрицанием грядущей жизни в вечности); в одном дохристианском еврейском тексте он назван «неправедным» (Прем. 10:3). Филон неоднократно использовал образ Каина как символ эгоизма и иллюстрировал на его примере тезис: «чем сильнее гонения, тем лучше», как здесь (ср.: Гал. 4:29). Некоторые более поздние гностики, противники закона, считали Каина героем.    Убийство брата рассматривалось в древности как одно из самых чудовищных преступлений (напр., у «Цицерона, Горация); Иоанн называет «братом» каждого члена христианского сообщества. Убийца считался сыном дьявола (3:10), поскольку первые дела дьявола принесли смерть Адаму (см. коммент. к Ин. 8:44); в некоторых более поздних раввинистических текстах утверждается, что отец Каина был злым ангелом, даже самим дьяволом. Соперничество между родными братьями (Быт. 37:8; 1 Цар. 17:28) могло развиваться постепенно, но поступок Каина прервал этот процесс.     3:14,15. Убийство было смертным грехом по ветхозаветному закону, а потому заслуживало геенны, согласно более поздним иудейским воззрениям. Иисус приравнивал ситуацию, которая ведет к убийству, к самому убийству (ср.: Мф. 5:21,22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

15:19–23. Обращение с первенцами животных. Обычай посвящать первенцев животных божеству не имеет аналогий в других культурах древнего Ближнего Востока, хотя некоторые ученые утверждает, что сведения о подобной практике встречаются в угаритских текстах. Даже если это так, тексты дают нам мало информации о смысле этого обычая. 15:23. Запрет на употребление крови. См. коммент. к Лев. 17и Втор. 12:16,20 . 16:1–17 Три главных праздника 16:1–17. Еврейский религиозный календарь. Другие варианты календаря встречаются в Исх. 23:12–19; 34:18–26 ; Лев. 23 и Чис. 28, 29 (см. соответствующие коммент.). 16:1. Авив. Авив (март – апрель), считавшийся первым месяцем еврейского календаря, связан с событиями исхода (см. коммент. к Исх. 13:4; 23:15 ). Полагают, что название этого месяца заимствовано из хананейского календаря. Позднее, когда в Израиле были приняты названия месяцев из вавилонского календаря, первым месяцем стал нисан. В Исх. 23авив связан с праздником опресноков, а в Книге Второзаконие – с Пасхой. 16:1–8. Пасха. Ср. с пасхальными установлениями в Исх. 12 . Законодательство в Книге Второзаконие учитывает изменения, происшедшие в израильском обществе со времен исхода, и переносит празднование Пасхи в то «место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (ст. 6), т. е. в Иерусалим. 16:9–12. Праздник седмиц. Второй из великих праздников, известный также под названием Пятидесятницы, наступает через семь недель после начала жатвы пшеницы ( Исх. 34:22 ). В земледельческом цикле он знаменует завершение периода жатвы пшеницы и традиционно ассоциируется с дарованием закона на Синае. Кроме того, этот праздник связан с возобновлением завета и паломничеством. Празднование сопровождалось принесением «жертвы возношения» из двух хлебов, жертвоприношением животных (семерых годовалых агнцев, одного тельца и двух овнов) и жертвой возлияния в благодарность за добрый урожай. Кроме того, в качестве жертвы за грех народа в этот праздник приносится козел. 16:13–17. Праздник кущей. Последний праздник перед установлением сезона дождей приходился на осень и знаменовал начало нового цикла земледельческих работ (пятнадцатый день седьмого месяца). В этот период происходил сбор и закладывание в хранилища последнего зерна и плодов. Этот продолжающийся в течение недели праздник известен также под названием «праздник собирания плодов» ( Исх. 23:16 ). Его отличительной особенностью было сооружение украшенных зелеными ветвями шалашей. Слово «кущи» в названии этого праздника впервые появляется в Книге Второзаконие и, по-видимому, отражает обычай жнецов сооружать шалаши на полях, чтобы работать от зари до зари, не возвращаясь домой (см.: Лев. 23:42 ). Еврейская традиция связывает этот праздник с воспоминаниями о странствиях в пустыне. К празднику кущей было приурочено освящение храма Соломона в Иерусалиме ( 3Цар. 8:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:36. Носил бы запись на плечах. На плечах носили то, чем можно было гордиться (см.: Ис. 9:6; 22:22 ). Кроме того, надписи на повязках, носимых на голове, запястьях или на шее, служили постоянным напоминанием и свидетельством для окружающих ( Прит. 6:21 ; Исх. 8:16 ; Втор. 6:6; 11:18 ). 32:1–37:24 Речи Елиуя 32:2. Вузитянин. Вуз был племянником Авраама ( Быт. 22:20,21 ) и, возможно, родоначальником этого арамейского (Рамова) племени. Иеремия упоминает Вуза наряду с Савой и Деданом ( Иер. 9:25; 49:32 ; в русском переводе это упоминание отсутствует). В хрониках ассирийского царя Асархаддона встречается географическое название Вазу, которое может быть отождествлено с селением на острове Бахрейн в Персидском заливе. 32:19. Вино неоткрытое/новые мехи. Новые мехи могут выдержать забродившее вино, поскольку они растягиваются по мере увеличения объема вина, но если не давать выход парам, мехи может разорвать. 33:15,16. Бог говорит в ночном видении. См. коммент. к Иов. 4:13–15 . 35:10. Песни в ночи. Ночь обычно связывалась с опасностями и страхами, поэтому «песни в ночи» могут отражать перемену в настроении человека, когда к нему возвращается присутствие духа или он выражает твердую веру в Бога. С другой стороны, некоторые семитские термины, родственные слову, переведенному как «песнь», имеют значение силы или защиты, что находит параллели и в древнееврейском языке (напр., в песни Моисея в Исх. 15:2 ). 36:14. Блудники. Упоминаемые здесь «блудники», вероятно, связаны с хананейским культом плодородия. В целом о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в женском, так и в мужском роде и служит эвфемизмом для обозначения лиц, выполняющих определенные функции. В аккадской литературе этим понятием обозначаются мужчины и женщины, посвященные на служение в святилище или храм и входившие в число храмового персонала наряду с кормилицами и акушерками. См. также коммент. к 4Цар. 23:7 . 36:27. Круговорот воды в природе. Хотя некоторые комментаторы пытаются истолковывать этот стих как научное описание круговорота воды в природе, из контекста ясно, что речь идет о другом (см.: ст. 32, где Бог повелевает молнии, «кого разить»). На Ближнем Востоке в древности считали, что дождь изливается из небесного океана – огромного водного резервуара, который в виде мантии окаймляет землю, а также из подземного источника. Таким образом, существовали воды «нижние» и воды «верхние». Считалось, что именно из этих вод Бог изливает на землю капли дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010