24:1. Сихем . Расположенный в 35 милях к северу от Иерусалима в горной местности на территории Ефрема, Сихем (Телль-Балата) господствовал над торговым маршрутом, проходившим между горами Гаризим и Гевал. Его археологическая летопись насчитывает двадцать четыре слоя и простирается от эпохи халколита до эллинистического периода. В течение среднего бронзового века городом, по-видимому, владели гиксосы, которые возвели огромные крепостные валы и построили храм. Египтяне, вновь появившиеся в этом регионе в XVI в. до н. э., полностью разрушили город средней бронзы III. Однако в период поздней бронзы Сихем восстанавливается и упоминается в амарнских текстах как резиденция местного царя Лабайу, который на словах выражал преданность Египту, а на деле создавал мини-империю в Северном Ханаане (1400 г. до н. э.). В слоях железного века разрушения не обнаружены, следовательно, израильтяне могли овладеть этим городом, не встретив сопротивления (он не упоминается в перечне городов, завоеванных Иисусом Навином; 12:7–23). Вероятно, Сихем был избран для проведения церемонии возобновления завета по причине его связи с патриархами (жертвенник Авраама в Быт. 12:6 ; покупка поля Иаковом в Быт. 33:18–20 и др.). Не исключено, что израильтяне совершали эту церемонию неподалеку от хананейского святилища (или даже на его территории) на возвышенности в черте Сихема, утверждая тем самым превосходство своего Бога над хананейскими богами (дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 9:1 ). 24:2–27. Процедура возобновления завета. Процедура возобновления завета следует установленному в Древнем мире образцу, используемому также в Книге Второзаконие. Дополнительную информацию см. в статье «Завет и древние ближневосточные договоры» в коммент. к Втор. 2 . 24:2. Языческие корни Израиля. Родиной патриархов была Месопотамия, страна с политеистическими религиозными традициями. Здесь говорится о том, что Авраам и его родичи поклонялись множеству богов, в том числе богам-покровителям своего города, обожествленным предкам, а также различным богам языческого пантеона, исцеляющим болезни и обеспечивающим плодородие. Дав обетование завета, Яхве просто отучил их от этой практики (см. статью «Религия Авраама» в коммент. к Быт. 12 ). Это важное свидетельство, подтверждающее, что Авраам не был наследником некоей непрекращающейся традиции древнего монотеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

коммент. к Дан. 4:10–12 ). 18:1–32 Ответственность за грех 18:5–9. Негативное исповедание (отрицание вины) в «Книге мертвых». Поскольку душу, или ка, мертвого египтянина должен был исследовать Осирис, бог подземного мира, подготовиться человеку к этому «последнему экзамену» помогал специально созданный «учебник», названный «Книгой мертвых». Судя по рисункам и рельефам на стенах гробниц, учение, изложенное в этой книге, восходит к началу раннединастической эпохи (2500 г. до н. э.). Одним из наиболее важных ее разделов было утверждение о невиновности в форме негативного исповедания, отрицания вины. В нем содержатся заявления такого рода: «Я не согрешил против своих соседей» и «Я не обращался плохо со скотом». Аналогичное свидетельство можно найти в Иов. 31 . 18:6. На горах жертвенного не ест. Очевидно, речь идет об идолопоклонстве на высотах (bamot). Однако трудно найти библейские аналогии или древние законы на Ближнем Востоке, которые помогли бы пролить свет на эту практику. Вероятно, ее можно сравнить с детскими жертвоприношениями в 16:20, а также со склонностью иудеев устраивать возвышения «на всякой площади». Обвинение в поклонении на высотах встречается и в Ос. 4:13 . 18:6. Идолы дома Израилева. По всей видимости, Иезекииль использует стандартное выражение, бытовавшее в конце периода царств или во времена вавилонского плена и означавшее крайнюю степень осквернения, связанного с идолопоклонством. Его язык нарочито приземлен, и он не случайно упоминает идолов наряду с нечистотами. 18:8. Ростовщичество на Ближнем Востоке в древности. Опираясь на библейский закон, Иезекииль рассматривает практику ростовщичества как неправедную. См. коммент. к Исх. 22о практике займов на Ближнем Востоке в древности и коммент. к Втор. 15:1–11 , где обсуждаются финансовые системы, которые существовали в этих областях Древнего мира. 18:20. Личная ответственность в Древнем мире. Хотя социальная структура на древнем Ближнем Востоке ориентировалась преимущественно на группу (племя, клан, род), идея личной ответственности нашла отражение в литературных и философских произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Бланш Жак Эмиль (1861—1942) — французский художник и писатель, автор многочисленных портретов современников. Оффранвиль (деп. Приморская Сена) — любимое место летнего отдыха Ж. Э. Бланша. Жакоб Макс (1876—1944) — французский поэт, близкий к кругам кубистов. 303 Лозен Антонен Номпар де Комон Ла Форс герцог де (1633—1723) — блестящий придворный времен Людовика XIV. ...подобно Плинию Старшему... — см. коммент. к с. 91. Дез Эссент — герой романа Гюисманса «Наоборот» (см. коммент. к с. 160). Ламбер Анн Терез маркиза де (1647—1733) — французская писательница, автор произведений о проблемах воспитания; была хозяйкой известного салона. Деборд-Вальмор Марселина ( наст. имя Марселина Фелисите Жозефина Деборд, жена Ф. П. Ланшантена, прозванного Вальмор, 1786— 1859) — французская поэтесса, снискавшая славу крупнейшего элегического поэта XIX в.; примыкала к романтизму и оказала влияние на Сент-Бёва, Бодлера, Верлена. «Это пригодится для смерти Бергота» — Прототипом писателя Бергота явился в основном философ А. Бергсон (см. коммент. к стр. 162). 307 «Записки и приключения знатного человека» — Роман о Манон Леско, составивший последний (седьмой) том «Записок и приключений знатного человека, удалившегося от света» (т. 1—7, 1728—1733), — наиболее известная книга Антуана Франсуа Прево д " Экзиля (1697—1763), изображающая трагедию любви в обществе, основанном на социальном неравенстве. 309 Два тома «Узницы»... — речь идет о пятом томе цикла М. Пруста «В поисках утраченного времени», изданного посмертно (1923).   РОМАН   Опубликовано в 1928 г. в 18-й серии «Кайе де ла кензен». На русском языке печатается впервые.   313 ...ароматами из разбитой вазы — Мориак использует строку из стихотворения Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» (сборник «Стансы и стихотворения», 1865). Траз Робер де (1884—1951) — швейцарский писатель, возглавлявший в период между двумя мировыми войнами «Женевское обозрение». 314 Эгалитаризм (от франц. egalite — равенство) — мелкобуржуазная утопическая идея об устранении противоречий капитализма путем уравнительного передела частной собственности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Вероятно, Иеремия вспоминает о плаче в Раме потому, что это селение было перевалочным пунктом, в который приводили жителей Иерусалима перед отправкой в Вавилон (см.: 40:1). Ассоциации с Рахилью вызваны тем, что Рама находится вблизи Целцаха, где погребена Рахиль (см. коммент. к 1Цар. 10:2 ). 31:21. Путевые знаки и столбы в Древнем мире. Хотя путевые знаки появились только в римскую эпоху, наказ Иеремии о том, чтобы изгнанники отмечали свой путь столбами, позволяет полагать, что подобная практика не была чем-то новым. С другой стороны, дороги определялись по заметным ориентирам на местности (ittu в эпосе о Гильгамеше и поэме «Энума элиш») или по их назначению («Царская дорога» в Чис. 20:17 ). 31:21. Дева Израилева. См. коммент. к 18:13. 31:23. Гора святая. Для жителей древнего Ближнего Востока, как и для древних греков, с чьей мифологией мы хорошо знакомы, горная вершина была местом пребывания божества (см. коммент. к Ис. 14:13 ). Поскольку Иерусалим был местом пребывания Бога и находился на возвышенности, его называли «святой горой Божьей». 31:33. На сердцах их напишу. Существовала практика предсказаний, когда божеству задавали вопрос и искали ответ на него, изучая внутренности жертвенных животных. При этом жрецы-предсказатели взывали к божеству, прося его записать свое откровение на внутренностях животного, чтобы они смогли узнать и объяснить другим его волю. В другой часто используемой молитве гадатели просили божество вложить истину во внутренности. И глаголы («вложу», «напишу»), и существительные («внутренности», «сердце») в этом стихе те же, что и в предсказаниях гадателей в аккадской литературе. Но если Иеремия и использует язык и концепцию предзнаменований, то лишь как средство донесения своей вести. Воля и уставы Господа будут познаны, если израильтяне и иудеи тщательно исследуют свои сердца. 31:36. Основы мироздания. В Месопотамии верили, что скрижали судьбы содержат установления, определяющие все будущие события на земле. Люди воспринимали знамения очень серьезно, поскольку считали, что эти установления отражаются в движении небесных тел, поведении животных и даже во внутренностях животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Militärgeschichte, 152 и сл.); вместе с тем Прокопий (Proc. I.15.3) именует дукса ατρατηγς, Дабрагез же (как и прочие таксиархи у А.) действует по приказам стратигов. Недвусмысленные случаи употребления ταξαρχος как термина, обозначающего военачальника вообще, нередки у Феофилакта (например, Theoph. Sim. 1.12.1), отличавшегося наибольшей среди ранневизантийских историков вольностью в употреблении терминов (ср.: Grosse. Militärgeschichte, 146, Anm. 3); по-видимому, на подобных примерах основывается Брайчевский (К истории, 130), Утверждая, что и в нашем случае ταξλιαρχος – просто «военачальник»; ср. произвольный перевод Френдо: «two commanders» (аналогично – ив других местах, где упомянуты таксиархи). Но рядом с λοχαγς наше ταξαρχος должно обозначать более конкретное понятие (сходно – Agath. Hist. IV. 13.2–4); то же касается и слова лохаг – командир лоха, λχος – подразделения тагмы (ср. коммент. 4.1), т.е. рангом ниже таксиарха (Grosse. Militärgeschichte, 274). Мнение Мюллера и Гроссе кажется нам более убедительным; показательно место Agath. Hist. IV. 18.1 (отр. ΙΙΙ): в числе сотни отважнейших воинов на особое задание послан стратигами таксиарх Феодор – едва ли подходящая роль для дукса (численность его отряда в другом эпизоде – не более пятисот воинов; см. коммент. 10.1); аналогично – Agath. Hist. II.6.4. стратиги не сочли возможным вверить руководство четырехтысячным отрядом таксиархам Максенцию и Феодору, известнейщим военачальникам: Agath. Hist. IV. 13.3. 6 .2. По мнению Штайна (Stein. Histoire, II, 815), Дабрагез в Agath. Hist. III.6.9 (отр. I) – еще только трибун, но ко времени событий, о которых говорится в Agath. Hist. III.21.6 (весна 556 г.) был повышен в таксиархи, т.е., по Штайну, в дуксы. Ср. коммент. 7. 7 . λμγγειρος, см.: Moravcsik. ВТ, II, 123. Отождествление его с λμιγζορ (Οννος τ γνος: Agath. Hist. IV. 15.1–2; J. Classen in: Agathiae... libri, 403: «fortasse»; Stein. Histoire, II, 815) основано лишь на созвучии; между тем отчасти на этом отождествлении Штайн и строит свои предположения относительно чина Дабрагеза (см.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

67:5. Шествующий на небесах. В угаритской эпической литературе бог бури Ваал обычно именуется «восседающим на облаках». Примеры встречаются и в цикле мифов о Ваале и Анат, и в эпосе о герое Акхате. Образ Бога, шествующего на небесах, властвующего над ветрами и стихиями, служит в Псалтири еще одним примером того, как традиции других культур берутся на вооружение, чтобы продемонстрировать господство Яхве над природой и народами (см.: Пс. 103:3 ; Иер. 4:13 ). 67:7. Одинокие и сироты. В египетской «Повести о красноречивом поселянине» представлен идеал служения обездоленным и слабым. Царь в этом произведении периода Среднего царства назван «отцом сироты и мужем вдовы». В этом псалме Яхве представлен как сострадательный законодатель, проявляющий заботу о сиротах, вдовах и пришельцах, как если бы они принадлежали к обществу израильтян (см. коммент. к Втор. 24:17,18 и 24:19–22 о справедливости по отношению к обездоленным). В Еккл. 4:8,9 также говорится о бедственном положении одиноких и обездоленных. 67:7. Освобождает узников. В древности на Ближнем Востоке освобождение узников (из долговой тюрьмы) часто имело место в первый или второй год начала правления царя (а затем периодически повторялось). Так, например, старовавилонский царь Аммисадуга (XVII в. до н. э.) аннулировал финансовые долги именем Шамаша. Таким образом, освобождение в первую очередь касалось должников, а также тех, кто попал в долговое рабство. В отличие от израильского закона о «юбилеях», этот вавилонский указ целиком зависел от воли монарха и, по-видимому, не был основан на божественном повелении. Пример воплощения этих норм в жизнь идеальным царем см. в коммент. к Ис. 11:1 . Освобождение рабов исторически зафиксировано в правление последнего царя Иудеи, Седекии ( Иер. 34:8–10 ). Об этой и других особенностях правления справедливых царей см. в коммент. к Ис. 49:9–11 . 67:14. Голубица, крылья которой покрыты серебром и золотом. Среди исследователей нет единого мнения относительно значения этого выражения. Некоторые считают, что здесь речь идет о спасающихся бегством царях, штандарты которых были увенчаны изображением голубицы, символом хананейской богини Астарты. Другие истолковывают этот образ как обозначение Израиля (об использовании образа птицы см. также: Пс. 73:19 ; Ос. 7:11 ). Наиболее убедительной представляется гипотеза Тейта (Tate) о том, что украшенные голуби знаменовали победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:11. Источник жизни. Как утверждает египетский мудрец Аменемопе, полнота жизни проявляется в мудрых речах и поступках, а «глупцы, разглагольствующие в храме, подобны дереву, посаженному в закрытом помещении», которое чахнет и гибнет от недостатка света. С другой стороны, «мудрецы, которые блюдут себя, подобны посаженному в саду дереву», которое приносит сладкие плоды, дает тень и расцветает «в саду вечности». 11:1. Неверные весы. Многие торговцы и ростовщики древности постоянно испытывали искушение использовать неверные весы. В вавилонском кодексе Хаммурапи предпринимались попытки препятствовать этой практике посредством высоких штрафов и запрещения провинившимся ростовщикам впредь заниматься этой деятельностью. Но литература премудростей преследовала иную цель – побуждать людей к честным поступкам. Так, красноречивый поселянин из египетской нравоучительной повести предупреждает царя и его чиновников об опасности ситуации, когда «те, кого уполномочили отпускать полной мерой, обманывают народ». Он надеется, что царь оценит разумность избавления от столь вредной практики. См. также коммент. к Ам. 8:5,6 . 11:15. Ручательство. См. коммент. к 6:1. 11:30. Древо жизни. См. коммент. к 3:18. 13:24. Воспитание детей в Древнем мире. В древних законах (см. свод шумерских законов и Исх. 20:12 ) и в нравоучительных произведениях большое внимание уделяется тому, чтобы научить детей почитать и слушаться родителей. Так, например, стало крылатым изречение ассирийского мудреца Ахикара: «Пожалеешь розгу, испортишь дитя». Он также отмечает, что те, «кто не почитает своих родителей, будут прокляты за этот грех Шамашем, богом справедливости». В обязанность родителей входит забота о своих детях. Об этом ясно говорится в египетских «Наставлениях Анкшешонги»: «Дети глупцов бродят по улицам, дети же мудрых сидят рядом с родителями» (ср. предписание закона о блудном сыне во Втор. 21:18–21 ). 14:19. Преклонение у ворот. В данном случае речь идет о воротах дома праведника, а не о городских воротах (ср. преклонение слуг у царских ворот в Есф. 3:2 ). В этом смысле параллелизм стиха указывает на то, что нечестивцы будут вынуждены выражать свое почтение праведникам, т. е. превратятся в их рабов. Описание ситуации, в которой почтение вынуждены выказывать те, кто ранее не замечал своих «новых господ», встречается в Исх. 11:8 , где Моисей предсказывает, что египетские вельможи преклонятся перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:9. Тиргак. Тиргак (Тахарка) был египетским царем 25-й эфиопской династии (690–664 гг. до н. э.). О географическом положении «Ефиопии» (Куша) см. в коммент. к Чис. 12:1 . Библейский титул «царь Ефиопский» мог быть пожалован ему в то время, когда он был наследным принцем, хотя в других источниках эта информация не подтверждается. Он энергично занимался строительной деятельностью в Египте, обновив храмы и городские стены в Мемфисе (царской резиденции), Фивах и Напате. Он оставил многочисленные надписи по всему Египту. До 61А г. до н. э. Тахарка вел активные военные действия в Леванте. В этом году на Египет напал Асархаддон Ассирийский, но был решительно оттеснен войсками Тахарки. Однако три года спустя Асархаддон захватил Мемфис, вынудив египетского царя бежать на юг. Следующее вторжение ассирийцев в 666 г. до н. э. привело к тому, что Тахарка бежал в Нубию. И все же его признавали царем Египта до самой смерти в 664 г. до н. э. 19:12,13. Перечень. Гозан находился в Сирии, куда были переселены изгнанники из Израиля (см. коммент. к 18:11). Харан лежал западнее Гозана на реке Балих в современной Турции. Рецев (Rasappa) – это, по всей вероятности, город, ставший столицей ассирийской провинции в Сирии, к востоку от Эмара и к западу от Мари, в верховьях Евфрата. Арамейское племя Bit-Adini (сыны Едена) в Северо-Западной Сирии было покорено Салманасаром III (858–824 гг. до н. э.) и переселено в Фалассар (Til-Ashshuri, «курган ассирийцев») – селение в горах Загрос на реке Даяле в Ираке. Емаф и Арпад были крупными арамейскими городами-государствами, завоеванными Тиглатпаласаром III (745–727 гг. до н. э.). Сепарваим предположительно определяют как Sipirani, к югу от Ниппура, хотя такой вариант, как Shabarain в Сирии тоже не исключается. Ена и Ивва неизвестны. 19:15. Сидящий на херувимах. Херувимы – это крылатые существа, ассоциирующиеся с ковчегом Завета и присутствием Яхве. Они же сопровождают Яхве в Его полетах (см.: Пс. 17:11 ). В ассирийских мифологических текстах они упоминаются как Karibu, божественные заступники. В ассирийском искусстве они изображаются в виде фантастических существ с одним или несколькими лицами (человеческими, бычьими, орлиными, львиными), с парой или двумя парами ног. Дополнительную информацию см. в коммент. к Исх. 25:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:33. Царский мул. На начальном этапе периода царств верховым животным царя был мул (см.: 2Цар. 18:9 ). Объяснение этому обычаю можно найти в письме из Мари, где царю Зимри-Лиму советуют ездить на колеснице, запряженной мулами, а не лошадьми, так как это больше соответствует царскому достоинству. Кроме того, израильтяне вообще мало использовали лошадей. В начале периода царств мулы стоили в два-три раза дороже, чем лошади. Эти животные поставлялись из других стран и, разумеется, не размножались. 1:33. Гион. Источник, известный в настоящее время под названием «Айн Ситти Мариам», находится в Кедронской долине, у подножия восточного склона «Давидова города» (см. коммент. ко 2Цар. 5:8 ). В отличие от Адонии, опирающегося на традиционную племенную знать, Соломон искал поддержки в самом Иерусалиме, царском городе. Поэтому Гион, основной источник водоснабжения Иерусалима, как нельзя лучше подходил для этой церемонии. 1:34. Помазание священником и пророком. Церемония помазания будущего царя пророком имеет исторический прецедент (см. коммент. к 1Цар. 16:1 ). Помазание давало царю божественную «санкцию» на царствование. На древнем Ближнем Востоке жрецы нередко играли важную политическую роль, но о пророках, которые бы приводили царей к власти, ничего неизвестно. Ныне, когда царская власть впервые передавалась по наследству, участие в церемонии помазания первосвященника и пророка вполне соответствовало тожественности момента. 1:38. Хелефеи и фелефеи. Информацию об этих наемниках (вероятно, выходцах с Крита или потомках других «народов моря») см. в коммент. ко 2Цар. 15:18 . Они играли в Израиле такую же роль, какую и фала в Риме преторианская гвардия, и отличались исключительной преданностью царю. Об использовании хорошо обученных профессиональных воинов-наемников сообщают также египетские, месопотамские и римские источники. 1:41. Шум в городе. Хотя источник Рогель удален от южной стены города всего на 250 ярдов, он находится гораздо ниже по высоте (у юго-западной оконечности современного района Сильван). Все происходящее в городе или у источника Гион отсюда не видно, но шум ликования, несомненно, долетал сюда через долину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но явный пропуск Иисусом слов день мщения Бога нашего… (ср.: Лк. 4:19–20 ) указывает, что это та стадия, которой еще предстоит быть выполненной (ср.: Мф. 25:31–46 ; Деян. 17:31 , 2Фес. 1:6–8 ). Таким образом в различных контекстах используется то одна часть пророчества, то все оно в развитии и окончательном значении. Далее см. коммент. к 63:4. 61:5–9 Обильное воздаяние. Иногда считается, что данный отрывок проигрывает по сравнению с щедростью миссионерского духа, например, в 19:24–25; 45:22; 66:18–21, что язычники тут описаны как люди второго сорта, чей вечный удел – прислуживать иудеям. Но это означает лишь неверное понимание метафоры. В образе священника–Иерусалима, которому прислуживают иноземцы (5–6) и который обогащается за счет своих бывших притеснителей (7–8, на самом деле изображен Божий народ (а это не зависит от национальной принадлежности; ср.: 1Пет. 2:10 ; Отк. 7:9 ), оправданный и в полной мере наслаждающийся своим наследием в качестве царей и священников (ср.: 1Пет. 2:9 ; Отк. 1:6 ), в то время как гордыня человеческая усмирена и власть обуздана. О побежденных язычниках см. коммент. к 60:10–16; об обращенных язычниках – к 19:16–24 и 60:1–9. С обещанием удвоенной доли ср., вероятно, 40:2. 61:10–11 Песнь оправданных. Песнь хвалы и радости в этих стихах ср. с 12:1–6 и песнями в гл. 24 – 27. Отметим две метафоры правды: во–первых, одежды и риза, о которых лучше всего сказано в Лк. 15:22 – «лучшая одежда», праздничная и совершенно незаслуженная; а во–вторых, побеги ростков жизни, плоды того, что было посеяно, чья унаследованная жизнеспособность проявляется в росте и форме. Первая метафора характеризует правду как нечто данное извне (ср.: Рим. 3:22 ), а последняя – как нечто исходящее изнутри (ср.: Рим. 8:10 ). Но обе они показывают ее как дар Божий. Об оттенках значения ср. коммент. к 46:12–13. 62:1–5 Брачная красота Сиона. Это еще один отрывок из целой серии (начинающейся в 49:14 и заканчивающейся в 66:7–16), где Сион изображен в образе женщины, оплакивающей разлуку со своим мужем и семьей. Но здесь делается акцент на Божественном желании воссоединиться: силе Его желания (1а); высоте (1б) и ширине (2) того, что Он от нее ждет; гордости, с которой Он говорит о ее совершенстве (3); Его радости о возвращении домой отверженной (4а) и главной тайне – что это все не проявления благотворительности, но пылкая любовь (4б, 5б).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010