26:16. Ворота Шаллехет. Эти ворота упоминаются только здесь, и нам неизвестно их местоположение и назначение. Из данного контекста следует, что они были на западной стороне храма (в его задней части), но это не были западные ворота. Поскольку к западу находилось место сборов, форум (см. коммент. к 26:18), возможно, эти ворота вели на западный край этой территории, тогда как западные ворота – от форума к храмовой территории. 26:16–18. Роль привратников. Одной из самых важных задач священников была охрана храмовой территории, внутреннего круга «священного пространства» (об этом см. в коммент. к Лев. 16и Чис. 18:1–7 ). Осквернение святилища требовало очистительной жертвы («жертвы за грех», см. коммент. к Лев. 4:1–3 ) и могло повлечь за собой наказание как отдельного человека, так и всего народа. Привратники должны были закрывать доступ на территорию храма посторонним. В храмовых пределах находились также ценные вещи. Изобилие золота и серебра было большим соблазном для нечестных людей, которые не боялись наказания Бога за проникновение на храмовую территорию и кражу храмового имущества. Эти ценности тоже нужно было охранять. Незаконное присвоение того, что считалось священным, требовало принесения жертвы повинности (см. коммент. к Лев. 5:14–16 ). Привратники должны были охранять от посягательств имущество храма. 26:18. Притвор. Значение этого термина не совсем понятно, обычно его относят (опираясь на свидетельства «Храмового свитка» из свитков Мертвого моря) к открытому пространству (похожему на место сбора, форум) непосредственно к западу от святилища (т. е. в его задней части), где находятся три свободно стоящие колонны. 26:20. Храмовые сокровища. См. коммент. к 26:16–18. 27:1–24 Военные подразделения и начальники 27:1. Значение переписи. В обязанность израильтян входила военная служба на благо царю и во славу родины; кроме того, они могли отбывать и трудовую повинность, часто в специально сформированных рабочих бригадах. В последнем случае принудительный труд был своеобразной формой налогообложения. Указанные списки, однако, касались организации воинской службы, при этом состав воинских подразделений не определялся строго по семействам или родам. В регулярной армии были подразделения, в которых помесячно служили призывники, и, тем самым, создавалась система постоянно действующей армии, в дополнение к профессиональным военным и наемникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15:16. Истукан для дубравы. См. коммент. к 14:3. Влияние и официальный статус царицы-матери (см. коммент. к 3Цар. 2:19 ) мешали Асе проводить реформы, а потому понятно, что он лишил ее «царского достоинства» и полностью уничтожил ее истуканы. 15:16. Долина Кедрон. Долина Кедрон начиналась сразу за восточной стеной Иерусалима; в ней находился один из главных источников водоснабжения города, источник Тихон, а потому для Асы это было прекрасное место, где он мог расправиться с языческими культами. Соломон воздвиг капища Хамосу и Молоху ( 3Цар. 11:7 ), но более поздние реформаторы – цари Аса, Езекия ( 2Пар. 29:16 ) и Иосия ( 4Цар. 23:13 ) – продемонстрировали в этой долине свою решимость в борьбе за избавление народа от растления язычеством. 15– 16:1. Хронология. Есть некоторое несоответствие между датой конфликта между Асой и Ваасой, приведенной здесь, и информацией в параллельном тексте в 3 Цар. Более подробные сведения на эту тему приводятся в коммент. к 3Цар. 15:33 . 16:1. Рама. Присоединение Ваасой Рамы (er-Ram), расположенной всего лишь в 5 милях к северу от Иерусалима, к своей территории для Иудеи имело большое значение. Точно так же, как Ровоам расширил свой контроль над главными меридиональными магистралями, соединяющими Израиль и Иудею, еще на 5 миль (см. коммент. к 13:19), Вааса захватил контроль над теми же магистралями к югу от традиционной границы между двумя государствами. В этих местах не производилось археологических раскопок. 16:2,3. Договор с Венададом. Судя по тому, в какой форме заключался этот договор (что описано здесь и в параллельном тексте в 3Цар. 15:18–19 ), Сирия, вероятно, стремилась придерживаться политики невмешательства, возможно, ожидая лучшего предложения от воюющих сторон. Венадад I царствовал в первой половине IX в. до н. э., но установить время его правления более точно не представляется возможным. В коммент. к 3Цар. 20содержится информация о трудностях, которые испытывали сирийцы в своей истории в IX в. до н. э. 16:4. Завоевания Сирии. Нападение Венадада на Северный Израиль по подстрекательству Асы стоило Ваасе потери важного торгового коридора. Города, захваченные в этом военном походе (см.: 3Цар. 15:20 ), включали Дан (центр северного культа), Ийон на севере низины Хуле (примерно в 10 милях от Дана), Авелмаим (Авел-Беф-Мааха в 3 Цар.) – все они были расположены на дороге между Сирией и финикийскими портовыми городами Тиром, Сидоном и Акко. Тот факт, что Ийон упоминается здесь первым, позволяет полагать, что нападение было с запада, а затем войска продвигались в южном направлении. Как долго эти города находились во владении сирийцев, неизвестно, но, согласно 4Цар. 10:29 , несколько десятилетий спустя они уже были под контролем Ииуя. В надписи, найденной в Дане, упоминается другая сирийская кампания против Северного Израиля, что свидетельствует о наличии постоянной угрозы Израилю со стороны Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

34:22. Вторая часть Иерусалима. Вторая часть Иерусалима также упоминается в Соф. 1 («у других ворот») в связи с разрушением «на холмах». Иногда этот район отождествляют с пригородами города Давидова, который вырос на западном холме Иерусалима. Раскопки в этом районе выявили крупное городское поселение того периода. Дополнительную информацию см. в коммент. к 32:5. 34:29–33. Реформа Иосии. См. коммент. к 4Цар. 23:1–20 . 35:7. Дар Иосии. Дар Иосии на празднование Пасхи сопоставим с даром Езекии. См. коммент. ко 2Пар. 30:23,24 . 35:10–14. Пасхальные ритуалы. Более подробную информацию о пасхальных ритуалах см. в коммент. к Исх. 12:1–11 . О праздновании Пасхи во времена Езекии см. в коммент. к 30:15–17. 35:18. Уникальное празднование Пасхи. Это было первое общенародное празднование Пасхи со времен, о которых говорится в Нав. 5:10,11 . С тех пор и до реформы Иосии Пасха в основном оставалась семейным праздником (хотя см. празднование Пасхи в эпоху Езекии в 30:15–17). Примером восстановления древнего праздника может служить вавилонский праздник Акиту. В течение двадцати лет (689–669 гг. до н. э.) этот ритуал возведения на престол (самый важный для вавилонских праздников) не справлялся. Он был восстановлен Асархаддоном, когда Вавилон снова стал играть важную роль в истории. 35:20. Наступление Нехао на Кархемиш. В вавилонских хрониках записано, что в 609 г. до н. э. египетский фараон Нехао начал помогать Ассирии, которая стремилась отобрать назад столицу провинции Харран в Сирии, захваченную мидянами и вавилонянами годом ранее. Войска Нехао должны были укрепить военный гарнизон в Кархемише. Египтяне вступили в союз с Ассирией, когда увидели, что чаша весов качнулась в сторону Вавилона. Можно предположить, что Нехао увидел больше возможностей для осуществления своих честолюбивых замыслов в Палестине и Сирии, если бы Ассирия смогла успешно защитить себя от Вавилонии и Мидии. Легко понять антиассирийскую позицию Иосии, поскольку Иудея была под игом Ассирии на протяжении более ста лет. Однако, даже при поддержке Египта, ассирийцам не удалось изгнать мидян и халдеев из Харрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:9. Молоко и мед. См. коммент. к 6:3. 26:11,12. Разделение благ с левитами и пришельцами. Здесь снова перечисляются незащищенные группы населения и провозглашается заповедь разделять с ними долю жертвоприношений. Что касается левитов и пришельцев, то ни те, ни другие не имели возможности приобрести землю, и потому были ущербны в экономическом отношении (см.: 1:16; 12:18; 14:29; 16:11). Получаемая ими помощь компенсировалась в случае с левитами их служением в качестве священников, а в случае с пришельцами – их трудом в качестве странствующих работников. 26:12–15. Десятина на древнем Ближнем Востоке. См. коммент. к 14:22–29 и Чис. 18:31,32 . 26:12. Третий год, год десятин. См. коммент. к 14:29. 26:12,13. Забота о нуждающихся. К нуждающимся причислены левиты, пришельцы, вдовы и сироты. Поскольку у них не было ни земли, ни дома, обязанность заботиться об их пропитании и правовой защите была возложена на все общество (см.: 1:16). В данном случае речь идет о помощи в форме десятины, откладываемой в каждый третий год. Впрочем, не вызывает сомнений, что поддержка нуждающихся осуществлялась на протяжении всего года и отнюдь не только в третий год (см.: Руф. 1:2–18 ). 26:14. Не ел в печали, не отделял в нечистоте. Перечислением трех признаков ритуальной чистоты, напоминающим по форме «клятву чистоты» Иова, жертвователь утверждает, что не осквернил священную пищу. К примеру, нечистыми считались люди, прикасавшиеся к трупам ( Лев. 5:2 ). Хеттский ритуал приготовления пищи для царя и жертвоприношения богам включал тщательную проверку физической чистоты и удаления ритуально нечистых людей и животных (собак и свиней). Возможно, в этом библейском установлении подразумевается ритуальная пища, связанная с культом предков или хананейским культом плодородия (см. плач женщин о Думузи/Фаммузе в Иез. 8:14 ). 26:14. Приношения мертвым. См. коммент. к Чис. 3 и Втор. 14:1,2 . В данном случае жертвователь уверяет, что священная пища не была осквернена нечистыми людьми или оскверняющими действиями, например, приношением части жертвы мертвым. Этот ритуал заключался в «кормлении» духа умершего человека, чтобы укрепить его перед дорогой в Шеол (как явствует из Тов. 4:17 ) или чтобы узнать что-нибудь о будущем ( Втор. 18:1 ). Кроме того, связь между съедением «жертвы бездушным» и хананейским культом Ваала устанавливается в Пс. 105:28 . Каждое из этих действий означало веру в иные силы, а не в Яхве, и потому они осуждаются библейским автором как оскверняющие и ведущие к гибели. 27:1–8 Устройство жертвенника на горе Гевал

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24и Езекией во 2Пар. 29:7,27–29 ) – после периода отступничества и после запрета со стороны ассирийцев. 3:4. Праздник кущей. См. коммент. к Исх. 23:16 ; Лев. 23:33–43 и Втор. 16:13–17 , где приводятся сведения об этом важном религиозном празднике. Праздник кущей связан также с освящением храма Соломона ( 2Пар. 5:3 ) и церемонией обновления завета Ездрой ( Неем. 8:13–18 ). Во всех трех случаях это означало национальное возрождение, а праздник всегда знаменовал собой торжество, связанное с заключением завета или договора (см. коммент. к Быт. 31:54 ). 3:5. Новомесячия и другие священные праздники. См. коммент. к Чис. 28:1–30 , где рассматривается религиозная основа этих праздников в религиозном календаре израильтян (см. также: 1Цар. 20:5 ). Что особенно бросается в глаза, так это решимость упорядочить религиозную жизнь народа с помощью восстановления всех ритуалов допленного периода. 3:7. Пища, питье и масло. Расчеты заработной платы всегда основывались на дневной норме пищи, питья и оливкового масла (см. перечень во 2Пар. 2:10 ). Подобные сведения содержатся также в документах о выдаче продовольствия (как вольнонаемным работникам, так и рабам) из Вавилона, Мари и многих других месопотамских городов. 3:7. Доставка кедровой древесины морем. Подобно тому, как в XI в. до н. э. египетский жрец Ун-Амун заключил контракт с правителем Сирии о поставке кедровых бревен по морю, здесь представлен вариант договора о поставке древесины в портовый город Яфу для восстановления храма (см. коммент. ко 2Пар. 2:16 , где приводятся дополнительные примеры подобной практики). 3:8. Хронология. Как и храм Соломона, второй храм начали сооружать весной, во второй месяц сиф ( 3Цар. 6:1,37 ). Сказано, что работа началась «во второй год по приходе [Зоровавеля] к дому Божию». Но в данном тексте нет никаких разъяснений по поводу того, когда пришел Зоровавель. Он никогда со всей определенностью не рассматривается как современник Шешбацара или Кира (хотя это можно предположить на основании 4:1–5), но всегда связывается с Дарием. Многие считают, что в Езд. 2 описывается эпизод возвращения из плена, имевший место примерно через пятнадцать лет после первого возвращения, о котором говорится в гл. 1. В такой ситуации трудно установить, какой год был вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:18. Дерева посвященные и идолы. Это были дубравы богини Астарты, очевидно, искусственные объекты, которые часто размещали в рощах (см.: Иер. 17:2 ), хотя иногда это были и живые деревья (см.: Втор. 16:21 ). Культовые объекты Астарты символизировал саму богиню. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к 4Цар. 13:6 . 24:23. Война весной. На Ближнем Востоке в древности войны обычно начинались весной. Прежде всего, зимой передвижение войск было затруднено. Во-вторых, созревший весенний урожай позволял наступавшим войскам пополнять запасы продовольствия. В ассирийских источниках описываются все военные кампании, которые случились зимой или в самую летнюю жару, которая была непереносима для воинов. 24:23,24. Война с Сирией. В последней декаде IX в. до н. э. арамейское царство Дамаска освободилось из-под ассирийского ига и получило возможность распространить свое влияние на запад и на юг, в Иудею (см. коммент. к 4Цар. 10:32 ). Сирийцы атаковали Геф (возможно, Gittaim на севере Шфелы, а не филистимский Геф), что представляло непосредственную угрозу для Иерусалима (см.: 4Цар. 12:18 ). Сирийским царем в это время был Азаил (см. коммент. к 4Цар. 8:8 ), который правил с 843 г. и практически до конца IX в. до н. э. 25:1–28 Царствование Амасии 25:1. Хронология. Тиль установил годы правления Амасии как 796–767 до н. э. Амасия был современником израильских царей Иохаза и Иеровоама II. В Ассирии в это время правили Адад-Нирари III, Салманасар IV и Ашшурдан III. 25:5. Численность войска. Древнееврейское слово «тысяча», " eleph, используется также для описания военной «единицы», «подразделения», что, вероятно, и подразумевается в данном контексте. Таким образом, по переписи Амасии у него было 300 войсковых соединений, но их общая численность из текста неясна. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. ко 2Пар. 11:1; 13:2–20 . 25:6. Наемники. В древности на Ближнем Востоке в армии широко использовались наемники. В Ассирии начали серьезно полагаться на наемников в правление Тиглатпаласара III (время правления 745–727 гг. до н. э.). Хотя наемники были опытными и хорошо обученными воинами, рассчитывать на их верность было опасно, особенно если они не получали должного вознаграждения или воевали против родственных народов. Так, во время персидской войны ионийские наемники покинули персидский лагерь и стали сражаться на стороне греков в битве при Платеях (480 г. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С другой стороны, слово, переведенное как «колесо» (galgal), может относиться к котлу. Такое толкование основано на его сходстве с аккадским понятием gulgullu, которое, вероятно совсем не случайно, означает еще и «череп». Книга Песни Песней Соломона 1:1. Лобзание. Поцелуй в губы рассматривался как выражение пылкой любви по всему Ближнему Востоку, хотя в Египте в древности его часто заменяло касание носами. 1:2. Благовоние мастей. Для курения и умащения тела использовали целый ряд благовоний, основными ингредиентами которых были масло и смолы растений, в том числе мирра и ладан (см.: Ис. 60:6 ; Иер. 6:20 ). Шафран, аир и алоэ привозили из Индии, корицу – из Шри-Ланки, нард – из Непала. О других способах применения благовоний в библейские времена см. в коммент. к Исх. 30:34–38 и Прит. 7и 27:9. 1:4. Кидар. Кидар – одно из самых могущественных арабских племен в Северной Аравии в период между VIII и IV вв. до н. э. Оно упоминается в ассирийских и нововавилонских хрониках, а в Быт. 25его происхождение возводится к Измаилу (см. коммент. к Быт. 25:12–16 ; Ис.21 :16и42:11). Кидарские шатры делались из шкур животных или тканей, которые натягивались на шесты и представляли собой трехсторонние конструкции. Черный цвет обусловлен, вероятно, тем, что материал покрытия был изготовлен из черной козьей шерсти (см. коммент. к Исх. 26:7–13 ). 1:10. Золотые подвески с серебряными блестками. Как и в Прит. 25:11 , библейский автор использует здесь образ искусно изготовленного ювелирного украшения, чтобы продемонстрировать свою влюбленность. Об украшениях см. также в коммент. к Ис. 3:18–23 . 1:12. Мирровый пучок. Мирровые деревья растут к северу от прибрежных холмов Йемена и Омана, в зоне, орошаемой дождями, выпадение которых определяется действием юго-западного муссона. Мирра, красноватая ароматическая смола, каплями сочится из надрезов, сделанных в коре стволов и колючих ветвей. Мирру использовали для изготовления благовоний и в медицинских целях. Ее естественный аромат, несколько напоминающий скипидар, был довольно устойчивым, поэтому ее нередко помещали в саше для усиления сексуального удовольствия или использовали для уничтожения запахов, часто наполнявших в те времена дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:2. Рамоф Галаадский. Местоположение Рамофа Галаадского точно не установлено, но предполагают, что это мог быть Tell Ramith, если учитывать его размеры, расположение и керамику железного века, обнаруженную в процессе археологических раскопок. Если эта идентификация верна, то Рамоф находился в Трансиордании, примерно в 45 милях к востоку от Изрееля. Это стратегический пункт на «Царской дороге» в том месте, где дорога, проходящая к югу от Дамаска, поворачивала на запад, далее пересекала Иордан вблизи Беф-Сана и входила в пределы Изреельской долины, соединяясь с главной магистралью (см. статью «Основные торговые маршруты» в коммент. к Быт. 38 ). В 3Цар. 20сирийский царь обещал вернуть города, захваченные у Израиля. Возможно, он этого не сделал, и Рамоф Галаадский остался во владении Сирии. В этом сражении погиб Ахав, следовательно, оно произошло после битвы при Каркаре с ассирийцами (см. коммент. к 3Цар. 22:1 ), в которой Израиль и Сирия выступали как союзники. 18:4. Роль пророка. В этот период пророки Израиля исполняли в целом такую же роль, что и их древние коллеги на Ближнем Востоке (см. коммент. к Втор. 18:14–22 ). Одним из животрепещущих вопросов того времени были военные действия. Поскольку считалось, что вмешательство Бога определяет исход военных мероприятий, они начинались с повеления Бога выступить против врага. Такое божественное повеление записано в типичной царской надписи ассирийцев. Важно также было испрашивать совета бога о времени и стратегии сражения. Иногда, однако, пророческие вести получали, не вопрошая о них, или неожиданно. Такие божественные повеления можно нередко увидеть в ассирийских надписях. Во время правления Саула и Давида такого рода информацию обычно получали с помощью священников, использующих оракульские средства (см. коммент. ко 2Цар. 14:10 ; 22и 23:9–12). Ныне вместо обращения к священнику или жрецу вопросы задавались пророку, который, как представитель Бога, отвечал от Его имени. 18:7. Пророчествует худое. Во всем Древнем мире бытовало поверье, что пророки не только провозглашают весть божества, но и одновременно дают ход божественным деяниям. Неудивительно поэтому, что пророка, настроенного против царя, нужно было контролировать, дабы избежать неприятностей, смуты и разрушений. Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали о любых странных или отрицательных высказываниях любого человека, особенно пророков, людей находящихся в исступлении, а также толкователей снов. Понятно, почему царь стремился упрятать в тюрьму пророка, чьи заявления могли спровоцировать восстание или вызвать роковые события.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В Иерусалиме, по всей видимости, существовала колония тирских купцов, которым было позволено совершать деловые операции вне сферы действия иудейского закона. См. коммент. к 10:31. 13:24. Азотский язык, язык иудейский. Хотя до вавилонского плена Азот был филистимским городом, на каком языке там говорили в этот период, неизвестно. Они могли говорить либо на арамейском диалекте, который был языком межнационального общения в Персидской империи, либо на каком-то диалекте хананейского языка. Под «иудейским» подразумевается библейский древнееврейский язык (см. коммент. ко 2Пар. 32:18 ). 13:28. Санаваллат. См. коммент. к Неем. 2:10 . Книга Есфирь 1:1–22 Отстранение Астинь 1:1. Артаксеркс. В исторической литературе царь, названный в библейском тексте Артаксерксом, традиционно именуется Ксерксом I; он правил Персией с 486-го по 465 г. до н. э. Его отцом был Дарий Великий, а матерью – Атосса, дочь Кира. Он унаследовал от своего отца огромную империю, но, вопреки многочисленным попыткам, не смог расширить ее границы за время своего правления. Его политика по отношению к религиозным меньшинствам резко отличалась от той, которую проводили Кир и Дарий и которая характеризовалась большой терпимостью. Как и его отец, он исповедовал зороастризм. Ксеркс I относился к другим религиям как к источнику нестабильности в обществе и «прославился» тем, что разрушил много храмов, стремясь подавить проявления патриотизма. Отсутствие новых завоеваний способствовало созданию экономических трудностей, которых раньше не было. Войны с Грецией вместо ожидаемого пополнения казны и военной добычи, а также расширения торговых связей принесли одни убытки. Найдено более двадцати надписей, связанных с Ксерксом I, и наиболее известная из них – из Дайвы. Более подробную информацию об этом см. в коммент. к Езд. 4:6 . 1:1. Сто двадцать семь провинций. Основной административной единицей Персидской империи была сатрапия. Число сатрапий в разное время варьировало от двадцати до тридцати одной, следовательно, в данном тексте речь идет не о сатрапиях. Возможно, здесь подразумеваются более мелкие административно-территориальные подразделения или народы, входившие в состав империи. 1:1. От Индии до Ефиопии. Персидская империя простиралась от долины Инда на востоке до Фракии и Македонии на западе, охватывая весь Ближний Восток, Северную Африку, включая Египет, Ливию и Куш, а также всю Малую Азию, Армению, Урарту и Бактрию на севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:13. Должность Давида. Давид был поставлен «тысяченачальником», однако понятие «тысяча», по-видимому, обозначало отряд, укомплектованный членами одного клана, а численность подобных отрядов зависела от величины соответствующих кланов. Позднее эти отряды были унифицированы и стали насчитывать по тысяче человек, но в начальный период отряд мог состоять всего из десяти человек. Очевидно, израильское войско было разделено на такие «кланы» ( Чис. 31:5 ; Нав. 22:21,30 ; Суд. 5:8 ). Следующим подразделением израильского войска была «сотня» ( 1Цар. 22:7 ) и даже «пятьдесят» (см. коммент. к 1Цар. 8:12 ). 18:17. Женитьба на дочери царя. Женитьба на старшей дочери царя могла принести Давиду титул «царского зятя», что чрезвычайно повысило бы его статус. Во многих древних обществах это было единственной возможностью приблизиться к престолу, но в Израиле подобная практика не подтверждается. Давид осознавал, что его род имеет более низкий социальный статус, чем род Саула. Саул хотел обеспечить преданность и заручиться поддержкой прославленного воина (см. коммент. к 17:25). Следовательно, низкий социальный статус Давида не рассматривался как препятствие его принятию в семью Саула. 18:25. Выкуп за невесту. Выкуп за невесту (вено) – денежная сумма, выплачиваемая женихом родителям невесты (см. коммент. к Быт. 29:21–24 ; Исх. 22:16,17 ; Втор. 22:23,25; 22:29 ). Обычно эти деньги хранили на тот случай, если муж разведется с женой или умрет. Для членов царского рода в подобной предусмотрительности не было необходимости, но величина выкупа имела значение, поскольку отражала статус невесты. Давид не располагал средствами для женитьбы на царской дочери. Но, очевидно, величина выкупа определялась отцом невесты (см.: Быт. 34:12 ), и Саул решил связать этот вопрос не с финансовыми возможностями будущего супруга, а с его воинскими качествами. На древнем Ближнем Востоке подсчет убитых нередко производили по каким-нибудь частям тела, например, отсеченным кистям рук (см. коммент. к Суд. 8:6 ) или отрубленным головам ( 4Цар. 10:6–8 ). Саул потребовал принести «краеобрезания», чтобы убедиться, что убитые действительно были филистимлянами, поскольку многие другие соседи Израиля практиковали обрезание. 19:1–24 Саул преследует Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010