17 июня 1833 г. Волынско-Житомирский еп. Иннокентий (Сельнокринов) установил на Волыни праздник в воспоминание обретения мощей И. 28 авг. 1659 г. 28 авг. 1833 г. по благословению Святейшего Синода еп. Иннокентий возглавил обретение мощей И. в пещерной ц. вмц. Варвары. Он и Каменец-Подольский архиеп. Кирилл (Богословский-Платонов) в присутствии духовенства и множества народа после литургии сняли крышку с гроба И. и обнаружили нетленные мощи святого. Пещерную ц. вмц. Варвары значительно расширили, при мощах святого ежедневно совершались богослужения. В 1841 г. Волынско-Житомирский архиеп. Никанор (Клементьевский) учредил в лавре должность «гробового иеромонаха» («блюстителя мощей»), первым на эту должность был назначен иером. Зиновий (Никорович), в схиме Зосима. В пещерную церковь был поставлен 2-й иеромонах для ведения «Книги записей чудес и знамений почаевских», записи в к-рой делались до 1917 г.; каждый случай исцеления был подтвержден особыми актами, заверенными наместником лавры и свидетелями. В 1848 г. исцелился римо-католик ген.-майор Филипп Кейсер, в 1855 г. избавилась от беснования 60-летняя крестьянка Устинья Кирихина из Елабужского у., в 1870 г. излечилась одержимая Ирина Волошинова из Екатеринославской губ. В 1842 г. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала в Почаевскую лавру изготовленную в С.-Петербурге серебряную раку для мощей И. с покровом и серебряной позолоченной лампадой. 14 авг. 1842 г. Острожский епископ, вик. Волынско-Житомирской епархии, Анатолий (Мартыновский) торжественно переложил мощи И. в новую раку. В 1858 г. было установлено местное празднование дня преставления И.- 28 окт. «наравне со всеми остальными важнейшими праздниками (на Волыни)». В том же году пещерный храм вмц. Варвары был разделен на неравные половины: в зап. части, ближе к пещере И., устроили посвященный преподобному храм, к-рый перегородкой был отделен от ц. во имя вмц. Варвары. В 1862 г. 2 церкви соединили в одну - посвященную И., престол вмц. Варвары был перенесен в придел лаврской больничной церкви. В 1914-1918 гг. мощи И., как и имущество Почаевской лавры, находились в Житомире, в 1918 г. вернулись в обитель. О чудесах, совершавшихся от мощей святого в годы первой мировой войны, писал архим. Дамаскин (Малюта) , с 1918 г. являвшийся насельником Почаевской лавры (в 1920-1931 наместник). Архим. Дамаскин сообщил, что в 1918 г. в связи с началом новой фазы военных действий на Волыни мощи святого были вынуты из раки и положены открыто, рака спрятана ( Дамаскин (Малюта), архим. Почаево-Успенская лавра//Воскресное чтение. Варшава, 1930. 42). В отчете Совета по делам РПЦ от 3 дек. 1947 г. упоминается, что большая частица мощей И. хранилась в Воскресенском соборе в г. Ковеле Волынской обл. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 150. Л. 230-231). В наст. время мощи И. почивают в серебряной раке, возвращенной в лавру ок. 1920 г., в пещерном храме его имени. 13 мая 2002 г., после канонизации прп. Амфилохия Почаевского, мощи последнего были положены рядом с мощами И.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины… У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев. В истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся… Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца. Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками… Но ничто не могло сломить духа и силы веры Варвары. Более того, те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех этих мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары, Диоскора, и злого правителя града того – вскоре они были убиты молнией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

С 1786 года церковь великомученицы Варвары являлась приписной к Покровской от Торга церкви. В 1882 году вместо деревянной сделана железная крыша, на средства купеческой вдовы Прасковьи Бобовкиной и других лиц церковь обнесена деревянной оградой. В 1896 году на средства прихожан позолочен иконостас, стены внутри окрашены масляной краской. Церковь деревянная, обшита тесом. Из-за ветхости в 1882 году поперек стен поставлены деревянные стойки, которые насквозь связаны железными болтами. Престол один – во имя святой великомученицы Варвары. Церковь холодная, богослужения в ней совершались 4 (17) декабря и с праздника Пасхи по 1 (14) октября. В церкви находилась написанная на доске, чтимая жителями посада икона великомученицы Варвары. Причта в церкви не было. Колокольня церкви также деревянная, в связи с церковью, на ней висели четыре небольших колокола. 1 июня 1920 года составлен акт отделом управления Псковского уездно-городского исполкома о передаче религиозной общине церкви Покрова от Торга приписной Варваринской церкви. 23 января 1936 года Псковский городской совет принял решение о закрытии церкви святой Варвары, ее здание было передано музею. В тот же год, 11 апреля, это решение утвердил Псковский окрисполком. В годы Великой Отечественной войны были повреждены стены, кровля, перекрытия, полы, а также наружная и внутренняя отделка церкви. В 1973 году проводилась реставрация церкви великомученицы Варвары. Это единственный деревянный псковский храм XVII века, дошедший до наших дней. В настоящее время церковь является действующей. Первое богослужение после длительного перерыва было совершено 17 декабря 2006 года. Кафедральный собор святой великомученицы Екатерины в Краснодаре Свято-Екатеринский собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии. Свято-Екатерининский кафедральный собор – один из самых больших храмов России. Первоначально на этом месте в начале XIX века была устроена деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Инициатором ее строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский. В городе тогда имелись лишь Воскресенский собор в крепости и небольшая армянская церковь. Посещать собор, ввиду его отдаленности, многим горожанам было неудобно, да он и не всегда мог вместить всех желающих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

в Киеве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, заступника своего, с честью положил в ней святые мощи великомученицы [ 16 ]. Во время нашествия на Русскую землю татарского хана Батыя [ 17 ], мощи святой великомученицы были сокрыты церковнослужителями в тайном месте под ступенями каменной лестницы, ведшей на верх храма. Спустя много лет после Батыева погрома, честные мощи, по благоизволению Божию, были обретены, вынуты из-под спуда, и открыто положены с честью в том же храме. В 1644 г. при великом ревнителе православия Киевском митрополите Петре Могиле [ 18 ] Киев посетил канцлер польского королевства Георгий Осолинский. Придя в церковь Михайловского монастыря для поклонения честным мощам великомученицы Варвары, он рассказал следующее: — Я питаю глубокую веру в помощь святой великомученицы Варвары, ибо многие свидетельствуют, что тот, кто вручает себя ее заступлению, не умрет без покаяния и причастия Божественных Тайн. Я был в Риме и в западных странах и везде спрашивал, где находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке. Мне сказали, что на Западе не обретается мощей святой великомученицы, нет их также и на Востоке, как утверждают бывшие там, но что они пребывают в здешних странах. Ныне верую, что именно здесь в Киеве находятся истинные мощи святой великомученицы Варвары. Поклонившись с усердною молитвою святым мощам и с благоговением облобызав их, канцлер просил, чтобы ему дана была некая часть сих святых мощей. Ради его великой веры, ему была дана часть перста правой руки святой великомученицы, которую он и принял с великою благодарностью. В 1650 г., при митрополите Киевском Сильвестре Коссове [ 19 ], литовский гетман князь Януш Радзивилл взял приступом город Киев. По его желанию, ему даны были две части мощей святой великомученицы Варвары, взятые от персей и от ребра. Часть от персей великомученицы гетман отдал своей жене, княгине Марии, благочестивой дочери молдовлахийского господаря Василия. Когда же Мария скончалась, то хранившаяся у нее часть мощей досталась киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому [ 20 ] и была принесена им в город Канев [ 21 ], а по его смерти была перенесена в город Батурин [ 22 ], где и ныне почивает в монастыре святого Николая Чудотворца и, благоговейно почитаемая, источает чудесные исцеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке хранится часть перста великомученицы Варвары с перстнем, перенесенная из церкви великомученицы Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей великомученицы, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875–1882). За молитвенной помощью к великомученице Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1995 году Варвара стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 1999 году ее икона, находящаяся в настоящее время в Самарском епархиальном музее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлekcuя II, побывала на борту орбитальной станции «Мир». Иконография великомученицы Варбары Великомученица Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в церкви Санта-Мария Антиква в Риме 705–707 годов: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография великомученицы Варвары сложилась к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке, как на обороте двухсторонней иконы 2-й половины XIV века с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне (нач. XV b., Византийский музей, Фессалоника). Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви святителя Николая Мирликийского (Болгария, 1259); гравюра «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых»(монастырь Хиландар, Афон, 1837) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых», частная коллекция, Афины, 1868). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон великомученица Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории (на серебряном кратире, Вел. Новгород, XII b.; на эмалевом ожерелье из Старой Рязани, кон. XII b.); а иногда с непокрытой головой (в клеймах двух житийных икон нач. XIX b.) или с золотой повязкой на голове, как на иконе с поясным изображением великомученицы Варвары (кон. XV b., круг Дионисия, некогда храмовая икона монастыря во имя великомученицы Варвары в Волоколамске).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Нерехта. Церковь Воскресения Христова. Варваринская церковь Карта и ближайшие объекты Местная икона великомученицы Варвары, древняя и многочтимая. При ней, в особом ковчеге, имеются частицы от мощей великомученицы Варвары. О приобретении святых мощей предание сохранило следующее сказание: " Нерехтские посадские люди: Лука Федоров Климов, Федор Ипатьев и Григорий Васильев Князев, бывши в Киеве для богомоления, на возвратном пути из онаго, проходя через город Батуринъ, выпросили у Архимандрита Батуринского Николаевского монастыря Варсонофия Пальмовскаго отделение частицы св.мощей великомученицы Варвары, в котором монастыре большая часть оных мощей, по свидетельству четьминеи под 4 числом декабря месяца, обретается " . И. Беляев, стр.143-144 Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли. В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочённый иконостас, выполненный Костромскими мастерами-Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами. В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены.

http://sobory.ru/article/?object=01066

Заметив, что по левую сторону от церкви лежат сучья финиковой пальмы, я побежал туда и, пока варвары были заняты истязанием святого отца нашего Павла, успел спрятаться под ней. При этом я думал, что со мной непременно будет одно из двух: или я скроюсь здесь и избавлюсь от смерти, или меня найдут здесь и убьют вместе с отцами. Нечестивые варвары, оставив двух упомянутых отцов, когда те умерли, ворвались в церковь; неистово крича и размахивая мечами, они бросились на отцов и беспощадно перебили всех без исключения, от старого до малого. Рассказывая нам об этом, инок горько плакал и рыдал; его рассказ, — передает Аммоний, — вызвал и с нашей стороны громкий плач и рыдание. Плакали все много. Слезы, подобно ручьям, струились из наших очей и омочали наши одежды. — О, братия, — продолжал со слезами этот инок свой рассказ, — как мне изобразить или как описать все горестное, что видели глаза мои! Был там один великий отец, по имени Адам. У него был молодой ученик Сергий, лет пятнадцати. С младенческого возраста он воспитывал его, поучая иноческой жизни и борьбе с бесами. Варвары сжалились над красотой и молодостью Сергия, и не умертвили его. Они вывели его за руку вон и хотели взять с собою. Юноша, видя, что его не хотят убивать вместе с отцами и братьями, но что он должен сопутствовал нечестивым варварам, горько плакал и рыдал. Потом, воспылав духом и отбросив всякий страх, он смело подбежал к варвару и, выхватив у него меч, ударил им в плечо одного варвара; он хотел возбудить этим против себя злобу варваров, чтобы они убили его. Желание его исполнилось. Обезумев от злобы, варвары изрубили его в куски. Под ударами мечей он улыбался и говорил: — Благословен Господь, Который не предал нас живыми в руки грешников, — и потом почил о Господе. Я видел все это и молил всемилостивого и человеколюбивого Бога, чтобы нечестивые варвары не заметили меня, и чтобы, таким образом, было кому похоронить тела святых. Тела убитых святых отцов наполняли кровью всю святую церковь. Они приняли смерть без страха и скорби, радуясь и благодаря Бога за свою участь.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

В храме образ великомученицы Варвары под серебряною ризою, тот самый, который найден целым после пожара, испепелившего храм 1781 г.; он составляет предмет особенного благоговения. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». 1873 г. Построенная, вероятно, в 80-х годах XVIII в., потому что в цокольном ярусе иконостаса в картуше помещена запись: «Сооружися сей иконостас снецарскою работой средства асаула сотенного Максима Клювеского а иконописною преодолена с облого всех... дателей и прихожан... В 1788 году апреля 15 мастером снецарской мещанином новгородским Федором свистухою а жителем ямпольским карнетом Шарыпою». Церковь Варвары принадлежит к распространенному на Черниговщине типу небольших скромных тризрубних одноверхих церквей с «кубическим» срубом стен центральной участка; у алтаря и бабинца срубы стен вдвое ниже, чем в центральной части, а площадь их чуть ли не в четыре раза меньше плана центра. Верх в церквях такого типа порой недоразвит. Грани первого залома в них иногда сразу переходят в маленький световой фонарь (именно такой и является церковь Варвары), или же между срубом стен и фонарем вставлен восьмерик, объем которого резко уменьшен по сравнению со срубом стен (таковой является, например, церковь в с. Чубковичах на Стародубовщине). План церкви Варвары состоит из трёх четырехгранников (Южный и Северный приделки достроены впоследствии). Исходный размер в построении плана - длина плана центрального участка. У четырехгранного центра ширина равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине четырехгранника. Алтарь в плане - четырехугольник: ширина его равна половине диагонали центра, а длина равняется ширине его. Бабинец – также четырехугольник, длина его (с обеими стенками вместе) равна длине алтаря, а ширина бабинца равняется его длине. Высота сруба стен центрального участка равна длине плана участка. Начинает переходить сруб в восьмигранник на высоте равной полусумме длины плана центра и алтаря. Первый залом в разрезе имеет форму трапеции с углом наклона боковых граней в 45 град. при основании. Заготавливался сруб залома центрального верха с помощью шаблона-трапеции, у которой основание – длина сруба стен участка (вверху), верхняя грань - четверть основания и высота - половина полной длины плана алтаря. Световой фонарь – восьмигранная призма: длина его четверти длины стен сруба участка (вверху) и высота на толщину венца больше длины его. Прикрывает фонарь в интерьере плоский плафон.

http://sobory.ru/article/?object=56758

В 1678 году султан послал многочисленное войско турок и татар взять Украину для Юрия Хмельниченка. После осады Чигирина «бусуманы, так говорит летописец, 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному казацкому городу Каневу и сентября 4, взяв его, опустошили и умертвили множество людей. Особенно в старинном и прекрасном монастыре Каневском каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь; но турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всех в церкви» 399 . История преподобного Макария передает следующие частности сего страшного события: неприятели окружили монастырь, где преподобный питал каневцев молитвою и постом; они старались выманить каневцев из обители; но это не удалось. Разрушив ворота обители, ворвались они в обитель. Преподобный Макарий стоял у ворот с крестом в руках. Они схватили его, и тогда как прочие рассыпались по кладовым и погребам, варвары начали бить преподобного чем попало и ругались над святым крестом. Преподобный молил их об одном – пощадить заключившихся в храме. Они вытащили его за монастырь и продолжали бить без пощады. Страдалец со взором, обращенным к небу, молился: «Господи! приложи мне веру, да верным окажусь пред Тобою». Варвары, терзая святого, вынуждали сказать, где золото и имущество монастырское? Он отвечал: «Мои сокровища на Небе, – не собирал и не прятал я ничего». Варвары с насмешкой выслушали эти слова и, отпустив тех, которых успели схватить в монастыре, послали сказать заключившимся в храме: пусть сдадутся и выдадут все, иначе ждет их смерть. Преподобный с теми же посланными послал сказать: пусть хранят святую веру и помнят слова Спасителя: аще терпим, с Ним и воцаримся, аще отвержемся, и Той отвержется нас ( 2Тим. 2, 12 ). Варвары поставили преподобного между двух столбов и железным оружием стали крутить ноги его. Он молился и терпел. Они били его в грудь и по лицу и хотели было сдирать кожу, но кончили тем, что отрубили голову; тело святого тайно унесено было во храм. Варвары зажгли храм и уморили всех бывших в нем дымом. По уходе их из Канева православные нашли в храме тело преподобномученика во власянице, с крестом на персях и с крестом в руке, – и оно было как бы живое 400 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А менее чем через год после освящения, летом 1887 года, основательница монастыря переселилась душой в небесные обители, а телом упокоилась в усыпальнице, которую соорудили в нижнем этаже Троицкого храма. Эта усыпальница стала для Сомовых фамильной. В ней похоронили в 1899 году Афанасия Николаевича, с 1890 года бывшего сенатором. Он и после смерти игумении Варвары не оставлял Сомовский монастырь своими заботами. Благодаря ему, у обители появился свой лес и увеличились земельные угодья вблизи монастыря. Ежегодно при жизни главного благотворителя монастырь получал от А.Н. Сомова субсидии, а по завещанию Афанасий Николаевич оставил обители 10 тысяч рублей. Неудивительно, что нижний храм новопостроенной церкви был освящен в честь преподобного Афанасия Афонского – небесного покровителя А.Н. Сомова. Примеру дяди следовали дети Варвары Петровны. Они по мере сил поддерживали главное детище мамы. В 1908 году в усыпальнице под Троицким храмом появился третий гроб – с телом Петра Михайловича Сомова, старшего сына игумении. В годы революции все три гроба исчезли. Говорят, будто в уже объятую революционным брожением Сомовку на одну ночь приехал из Петербурга младший сын Варвары Петровны – Сергей. Следующим утром его уже не было в деревне. А вместе с ним исчезли и тела его родных. Вероятно, Сергей Михайлович перезахоронил маму, дядю и брата, справедливо предполагая, что новая власть может надругаться над прахом усопших помещиков. Сам С.М. Сомов, незадолго до февральской революции назначенный в Государственный Совет, эмигрировал с супругой-художницей за границу. В 1920 году он похоронил жену в Риме. Туда же через четыре года из Мюнхена было привезено для погребения и его тело. Места захоронения других двух сыновей Варвары Петровны не установлены. Известно лишь, что до революционных потрясений Митрофан Михайлович и Афанасий Михайлович дожили. Ложка игумении В 1914 году Варваринский монастырь собирался торжественно отметить свое 50-летие. В «Воронежских епархиальных ведомостях» опубликовали объявление о сборе исторических сведений и воспоминаний об этой обители. Готовился новый исторический очерк. Однако началась война, и все торжественные мероприятия пришлось свернуть.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/18/dve_va...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010