Сведения о времени и месте мученичества св. велмуч. Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что она пострадала в 237 г. при имп. Максимине (235–238), возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309–313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата 306 г., т. е. скорее всего св. велмуч. Варвара пострадала при имп. Галерии Максимиане (284–305, † 311), соправителе имп. Диоклетиана. В большинстве греч. текстов, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданное Б. Момбрицием) местом кончины св. велмуч. Варвары назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.), в Мартирологах Узуарда и Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) — Рим или Антиохия. Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца она познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших житиях св. велмуч. Варвары, ее учителем был Ориген. Св. Великомуч. Варвара не упомянута в одном из древнейших источников — Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов жития св. велмуч. Варвары восходят к VII в. Известны акты св. велмуч. Варвары, приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора (BHG, N 217; PG. 96. Col. 782–814), анонимные жития (BHG, N 213, 214, 214 c–e, 215, 216 b–c). Сохранилось житие св. велмуч. Варвары, написанное Иоанном, архиеп. Сардским (IX в.) (BNG, N 215i). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста (BHG, N 216) (PG. 116. Col. 301–316) и др. минологии начиная с IX в. Сохранилось арм. житие В. (BHO, N 132) и 2 сир. жития (BHO, N 133, 134). В. посвящены похвальные слова Арсения, архиеп. Керкирского (BHG, N 218), Георгия Грамматика (BHG, N 218a–218b), Феодора Патрикия (или Петра, еп. Аргосского) (BHG, N 218d), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора) (BHG, N 218а), Феодора Продрома (BHG, N 218p) и др.

http://sedmitza.ru/text/412589.html

См. Картлис Цховреба на грузинском языке, Царь Баграт IV Великий, стр. 219, а о перенесении святых мощей-та же статья, стр. 222. 107 21 января (н. ст.) - Прим ред. 108 30 января (н. ет.) - Прим ред. 109 Фирман-указ государя в странах Ближнего и Среднего Востока - Прим. ред. 110 Впоследствии на месте стжжения св. Або, С.В.Сафонов, после полученного им исцеления от святого, устроил в каменной скале часовню. Но с течением времени она совершенно разрушилась. Мною в 1868 г часовня была возобновлена и украшена. 111 26 сентября по н. ст. Житие и страдание святой сначала было описано очевидцем ее жесточайших мучений, затем ее страдание описал в стихах царь Теймураз I, сын ее, затем царь Имеретинский Арчил II, дядя царя Иессея, отца Католикоса Антония I, описал также страдания ее в стихах Георгий, иеромонах обители святого преподобного Додо Гареджийского, потом блаженный Виссарион, Католикос Иверский (+ 1724г.), затем царевич Вахуштий, в своем описании Кахетии, и Католикос Антоний I, по настоянию и просьбам своей бабушки по матери, дочери царя Ираклия I, блаженной памяти царевны, монахини Макрины. Кроме того, свидетелями жесточайших мучений великомученицы были монахи Августинского ордена.См. Аррат. in annal. - 1617 п. 9 Bise1. Med. Hist. sepm. 3, Историю Церкви Флери, том 55, стр. 694, издание латинское. 112 По грузинскому обычаю прежнего времени, который отчасти сохраняется и теперь, дети с самого раннего возраста учились Священному Писанию, и в этом заключалось их первоначальное воспитание, отчего так твердо укрепилось и стояло в Грузии Православие, тогда как вся Передняя Азия в то время была населена дикими варварами. 113 См. о нем " Картлис Пховреба " , на грузинском языке, стр.114 - 123. Царь Теймураз умер схимником в 1663 году в персидском городе Астрабаде - (Астрахан - Б.С.), откуда тело его перевезено было в Алавердский собор и предано земле. Он описал в стихах мученичество своей матери, его перу принадлежат стихотворение " Роза - Соловей " и многие другие. 114 Мудрая Кетевань знала, что старый царь Александр любит Георгия и поэтому может завещать престол ему, а не законному наследнику Теймуразу. Знала также, что Георгий, сделавшись царем, может легко погубить Теймураза. Поэтому, призвав к себе своего вельможу Шермазана Чолокаева, взяла с него клятву в верности себе и своему сыну и с ним послала Теймураза к персидскому шаху Аббасу I как заложника. Шах воспитал Теймураза, и тем юноша был спасен от погибели. См. Картлис Цховреба, статья Царь Давид II, стр.112. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В этом послании между прочим говорится: Reliquias (S. Sabae) clarissimus dux Scythiae Junius Soranus, Deum colons, missis viris, fide dignis, e loco barbaro in Romaniam transtulit, et gratincari volens patriae suae, praetiosum munus, fructum fide glo-riosum, misit in Cappadociam ad vestram religionem... Или: Cum enim (S. Saba) genere Gotthus esset... (Останки (святого Саввы) славнейший предводитель Скифии Юний Соран, снарядив для того мужей, достойных доверия, перенес из страны варваров в Романию. Желая же услужить своей родине, он этот драгоценный дар, плод славной веры, отослал в Каппадокию, вам на поклонение... Поскольку (святой Савва) был по происхождению гот... (лат.).) См. в Актах первых мученик., собр. Рюинаром. С. 601 и 604 (255). Кроме святого Саввы, из пострадавших тогда в Готии православная Церковь чтит великомученика Никиту 15 сентября и еще двадцать шесть мучеников вместе – марта 26. В житии святого Никиты, напечатанном в Чети-Минеи (30), довольно подробно и совершенно согласно с древними источниками описаны и самые гонения, бывшие в Готии. 135 Socrat. Hist. eccles. Lib. IV. Cap. 33 (259); Sozom. Lib. VI. Cap. 37 (260). Во время гонения Атанарикова вместе с православными пострадали некоторые и из этих готов, находившихся под властью Фритигерна и заразившихся арианством, как свидетельствует Сократ в указанном месте. 136 Предки Ульфилы, по словам Филосторгия, были из числа христиан, плененных готами, родом из Каппадокии близ города Парнасса. Phi1osmor. Hist. eccles. Lib. II. Cap. 5 (245). 137 Сократ в своей Церковной истории (II. 41 (259)) ясно различает Ульфилу от его предшественника Феофила. А потому ошибаются Михаил Лекьен (Oriens. christ. 1. 1241 (221)) и за ним Кеппен (Крымский сборник. С. 65 (52)), считая Ульфилу и Феофила за одно лицо. В нашей Чети-Минеи (30) (см.: житие святого Никиты сентября 15) они также различаются. Филосторгий, назвавший Ульфилу первым Готским епископом, не заслуживает большого вероятия, излагая об Ульфиле и другие несообразности, например, будто он рукоположен во епископа еще при Константине Великом патриархом Евсевием, который сделался патриархом спустя более 10 лет по смерти Константина Великого , или будто еще при Константине готы с Ульфилою переселились в Мизию и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный Михей есть местный святой Троицкой лавры. 9. Больничная [бывшая] церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, находящаяся в линии западного, или так называемого казначейского, корпуса келей, построена в продолжение 1635–1637 годов, о чем в Кратком летописце монастыря записано под первым годом: «Того же лета почали делать больницы новые каменные, четыре келии, и церковь каменна преподобных чюдотворцов Зосимы и Савватия Соловецких, и совершена же бысть в лето 7145 (1637-е) и священа бысть архимаритом Нектарием того же лета месяца августа в 5 день». Тогдашний келарь лавры Александр Булатников был из монахов Соловецких и по его усердию, как должно думать, церковь и посвящена была Соловецким чудотворцам. Длина ее с алтарем и с находящеюся при ней трапезой – 10 саженей с половиной, ширина – 5 саженей. Верх ее имеет форму коническую, шатровую [см. на снимке, помещенном на с. 227]. По описи монастыря 1641 года у церкви было пять колоколов, а по описи монастыря 1768 года при ней показана стоявшая неизвестно где и представлявшая собой неизвестно что колокольня: «при той церкви колокольня каменная ж». Больница при церкви с самого первого времени, как и до [послед-него] времени, была не больницей в собственном смысле слова, а богадельней для престарелых монахов монастыря, не могших нести никаких послушаний, которых опись 1641 года называет «старцами больничными», а позднейшие некоторые акты – «немощными старичками» (о церкви Зосимы и Савватия жители Посада выражались: служба старичков, пошел молиться к старичкам, молился у старичков). [В настоящее время церковь Зосимы и Савватия служит местом исповеди и причащения святых Таин для богомольцев, для которых здесь ежедневно бывает всенощная и правило ко святому 10. Церковь св. Иоанна Лествичника Устроена в 1893–1896 годах при новом здании больницы-богадельни, в третьем этаже, вдаваясь частию в это здание, а частию выступая из него на восток. Иконостас здесь весь золоченый, пол мозаичный, стены росписаны иконописью в 1901 году палехским иконописцем Н. М. Сафоновым. В сей церкви имеется за левым клиросом в сребропозлащенном складне-ковчеге довольно большая часть святых мощей великомученика Пантелеимона, а за правым клиросом врезана в икону часть одежды, прилегавшей к мощам святителя Феодосия Черниговского, чудотворца. Заслуживает внимания паникадило в виде креста из виноградных лоз с 33 лампадами по числу лет земной жизни Спасителя. Рисунок иконостаса и паникадила см. в книге епископа Никона «Житие и подвиги преподобного Сергия» (изд. 5-е, 1904, с. 121 и 239). 11. Церковь мучениц Варвары, Анастасии и Акилины

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Как понять, что в одном месте в Библии написано: «наказываю детей за грехи отцов до четвертого поколения», а в другом, что дети не несут ответов за грехи отцов? Ответ на ваш вопрос дан в 18 главе книги пророка Иезекииля. Читайте внимательнее Библию ; там еще есть разъяснения. Почему есть такие противоречия: «возлюбите друг друга» и «благословенны миротворцы», а в другом месте: «Не мир Я принес вам, а меч», «Я пришел восстановить человека против его отца, дочь против ее матери и т. д.»? Да, христианство – это религия любви, и не вина Иисуса Христа, что многие не смогли принять Его вероучение. Его Самого, не имевшего греха, предали истязаниям и позорной смерти на Кресте. Словами: «Не мир Я принес вам, а меч», Он предсказывал, как мир часто будет ненавидеть всех верующих в Него. И не вина мучеников, верующих во Христа, что даже родители истязали их (см. житие святой Варвары-великомученицы), а беда мучителей, что они не восприняли это учение любви и желали силой истребить его. Как понимать слово «блаженны», именно «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»? Какие нищие духом и почему? «Блаженны» – значит счастливы. Счастливы нищие духом – это те люди, которые осознают себя находящимися только в начале духовного движения к Царствию Небесному, сознают, что имеют недостаток собственных сил для достижения духовных дел и им требуется Божественная помощь. У таких людей всегда стремление к идеалу святости. Им чужда фарисейская самоудовлетворенность, которая порождает косность и застой и конец совершенствования. Поэтому «нищие духом» недалеки от достижения Царствия Небесного, а это есть величайшее счастье. Я слышала, что в Библии сказано: «Пей из сосуда своего, и будешь долго жить и не болеть». Но почему-то я в Библии этого не прочла. Дело в том, что я лечусь уриной – больны ноги. Правильно ли я поступаю? Библия у меня американская, каноническая, в переводе, но крестик на обложке нехристианский. Может, не следует ее читать или в принципе они одинаковы? Текст Библии звучит так: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя… Источник твой да благословен – и утешайся женою юности твоей ( Притч.5:15–20 ). В вашей Библии этой книги нет, так как ваша Библия содержит только канонические книги. Читать ее можно, но в ней не хватает одиннадцати книг. Сегодня появились новые переводы, по крайней мере Нового Завета, Евангелия, которые верующих вводят в сомнение. Там действительно есть тексты, которые православные не принимают. Поэтому старайтесь приобретать Библию, которая напечатана с текста, одобренного Священным Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетевань! Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице! 124 112 По грузинскому обычаю прежнего времени, который отчасти сохраняется и теперь, дети с самого раннего возраста учились Священному Писанию , и в этом заключалось их первоначальное воспитание, отчего так твердо укрепилось и стояло в Грузии православие, тогда как вся Передняя Азия в то время была населена дикими варварами. 113 См. о нем «Картлис Пховреба», на грузинском языке, стр.114 – 123. Царь Теймураз умер схимником в 1663 году в персидском городе Астрабаде – (Астрахан – Б.С.), откуда тело его перевезено было в Алавердский собор и предано земле. Он описал в стихах мученичество своей матери, его перу принадлежат стихотворение «Роза – Соловей» и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975, с.55 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция В). В настоящем исследовании используются четыре редакции Жития протопопа Аввакума. Для удобства ссылок на них вводится следующее обозначение: «Полная» редакция обозначается буквой А, Прянишниковская редакция – буквой П, «Пространная» редакция – буквой В, «Краткая» редакция – буквой Б, самая краткая редакция – буквой К. Аввакум... Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.228об.-229 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция Б). Аввакум... Житие протопопа Аввакума./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова.  М.: ГИХЛ, 1960, с.106 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция А). Аввакум... Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.337 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция П). Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, с.237. См. так же Приложение наст. раб. «Вилица – …2) развилина у языка». Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с.76-77. Данная информация предоставлена главным анестезиологом-реаниматологом Костромской области Толкачевым О.В. (далее: Толкачев О.В.). Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 3./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, с. 361-362. Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.273-274.

http://bogoslov.ru/article/4792683

Вопрос о том, насколько Житие Варлаама Важского соответствует канону, до сих пор специально не исследовался, однако некоторые высказывания по этому поводу были недавно сделаны Е.А. Рыжовой. В статье «Житие Варлаама Важского (Пенежского) – памятник истории и культуры Важского края», исследовательница отмечает, что Житие Варлаама Важского «имеет традиционную трёхчастную композицию: введение, основное повествование и описание 24 чудес, произошедших после преставления святого» 458 . В той же работе, а также в статье «Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края», она указывает на традиционность рассказа о выборе места для будущего монастыря в Житии Варлаама Важского 459 . Наконец, в статье «Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв.», Е.А. Рыжова подробно описывает состав памятника и отмечает традиционность ряда мотивов во вступлении к Житию, в рассказах о выборе места для основания монастыря и о периоде иночества Варлаама Важского 460 . Вместе с тем, Житие, по мнению исследовательницы, «во многом нарушает устоявшийся житийный канон» 461 , в чём «проявляются характерные для северно-русских житий XVI в. тенденции к размыванию жанровых рамок» 462 . Е.А. Рыжова объясняет причины этих изменений, опираясь на концепцию северно-русской агиографии, предложенную Л.А. Дмитриевым 463 . «Это происходит, – пишет исследовательница, – в частности, благодаря широкому включению в ткань повествования преданий и местного колорита, являющихся отражением историко-культурного фона Важского края XV и XVI вв.» 464 . По мнению Е.А. Рыжовой, нарушения канона в Житии Варлаама Важского нельзя объяснить неумением автора составить житие, в соответствии с агиографическим каноном, поскольку ко времени создания этого памятника, иеромонах Иона был известным автором, написавшим Житие Антония Сийского, и, предположительно, Житие Сергия Нуромского 465 . Исследовательница пишет: «Несмотря на то, что Иона оказался северным агиографом, тем не менее, как показывает изучение стиля Жития Антония Сийского, он сумел составить Житие Антония Сийского, композиционно отражающее типичную структуру агиографического сочинения и использующее практически все топосы, известные ещё в византийских агиографических сказаниях» 466 . В другом месте она высказывается ещё определённее: «Житие Антония Сийского составлено Ионой по всем правилам агиографического канона» 467 . Причину, побудившую Иону отойти от канона в Житии Варлаама Важского, исследовательница видит в том, что это Житие «составлялось спустя 127 лет после преставления святого, и свидетелей его жизненных подвигов уже не оставалось, а воспоминания о святом передавались в основном устно» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10. Аввакум... Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.). 11. Аввакум... О второй казни Лазаря, дьякона Федора и Епифания./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 12. Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 13. Аввакум... О первой казни попа Лазаря и инока Епифания и о казнях дьяка Стефана./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 14. Аввакум... Письма и послания Симеону (1)/Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 15. Аввакум… Житие протопопа Аввакума./Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. Приложение 1 (сс. 91-100)./Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004. 16. Аввакум… Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975. 17. Аввакум… Послание «чадом церковным» о дьяконе Феодоре./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 18. Авраамий, инок (лишен иночества). Книга глаголемая челобитная (II)./Материалы… Т.7. «Христианоопасный щит веры», Челобитная и другие сочинения инока Авраамия. М., 1885. 19. Епифаний, инок (лишен иночества). Житие./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009. 20. Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.

http://bogoslov.ru/article/4792683

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010