529 ...и иных христианских историков... – Общее число источников, которые использовал Димитрий Ростовский , очень велико. Самыми авторитетными были «Acta Sanctorum» болландистов (к тому времени вышло 18 томов «Acta Sanctorum» за месяцы январь–май (Антверпен. 1643–1688)). «De Probatis Sanctorum Historiis» Лаврентия Сурия (митрополит постоянно пользовался греческими житиями Симеона Метафраста , которые Сурий напечатал в латинском переводе). «ywoty witych» Петра Скарги (в библиотеке святителя были издания 1619, 1626 и 1700 гг ). Основными русскими источниками были Успенский список Великих Четьих Миней митрополита Макария, Киево-Печерский патерик (Киев. 1661. 1678) и Пролог (М . 1685). 530 ...последнее напечатано в Минеях Четиях... – Видение было напечатано в качестве приложения к Житию. 531 ...святаго мученика Ореста... – Святой Орест Тианский (Каппадокийский) (?–304) – мученик, был искусным врачом, принял мученическую смерть во времена императора Диоклетиана. Память 10 ноября. 532 Первое. В лето 1685, месяца августа в 10 день в понедельник... – Текст взят из «Диариуша» Димитрия. 533 Благовест – церковный звон, совершаемый одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения. 534 ...к заутрени... до чтения Псалтири. – Имеется в виду одно из богослужений суточного круга в Православной церкви, совершаемое утром. 535 ...святую великомученицу Варвару.Святая Варвара (Илиопольская) (?–306) – великомученица, пострадала за Христа от рук отца-язычника. День памяти 17 (4) декабря. 536 ...святыя Варвары, патрона моего... – Святитель Димитрий вслед за Мелетием Дзиком считал святую Варвару своей покровительницей. Димитрием была написана новая редакция Жития святой Варвары, повесть «О честных мощах святыя великомученицы Варвары», вошедшая в «Книгу житий святых», стихотворный «Венец от дванадесят звезд святой Варваре, от молитв к ней о крайней доброй смерти даре», в 1691 г. к 1692 г. произнесены две проповеди на день памяти святой Варвары. Именно в игуменство Димитрия Ростовского в Батуринский Свято-Николаевский Крупицкий монастырь с разрешения гетмана Ивана Мазепы 13 января 1691 г. была перенесена из казенной палаты гетмана частица мощей великомученицы Варвары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8025 Михайловский Златоверхий мужской монастырь, по древнему преданию, построен в первые годы по введении в России христианства первым митрополитом Киевским и всея Руси Михаилом, крестившим киевлян в Днепре на том самом месте, где стоял главный идол Перун. Но, по первым летописным сказаниям, он основан в 1108 г. великим князем Киевским Святополком Изяславичем. 8026 Феодосий Сафонович – учитель и проповедник Киевский, с 1665 г. игумен Златоверхого Михайловского монастыря. 8027 Святополк Изяславич – внук Ярослава Мудрого и правнук св. равноапостольного князя Владимира – княжил в великом княжестве Киевском с 1093 по 1114 г. 8029 В Златоверхом Михайловском монастыре, где мощи св. великомученицы Варвары почивают и доныне, положенные в 1847 г. в богатую сребропозлащенную раку. 8031 Петр Могила , знаменитый поборник православия, был митрополитом Киевским с 1631 по 1646 г.; известен своею борьбою за православие с католиками и униатами, устройством Киеве-братской школы, изданием богослужебных и душеполезных книг, своими проповедями и др. сочинениями. 8033 Иосиф Нелюбович-Тукальский – с 1663 г. митрополит Киевский, известный поборник православия, впоследствии заточен был поляками и скончался в Чигирине. 8037 Лазарь Баранович – архиепископ Черниговский с 1647 по 1693 г., деятель Русской Церкви, известный своею полемикой с иезуитами и другими сочинениями, а также своей проповеднической деятельностью. 8040 Кроме того, часть мощей св. великомученицы Варвары – палец – хранится в Москве, в церкви имени св. великомученицы, на Варварке; есть также на Афоне некоторые части мощей святой Варвары. К вышеприведенным чудесам по молитвенному предстательству ее должно присовокупить и чудеса позднейшего времени. Так по чудесному заступлению ее в 1710 г. во время более десяти месяцев свирепствовавшей и страшно опустошавшей Киев и всю Малороссию чумы – смертоносная язва не коснулась Златоверхого Свято-Михайловского монастыря, где почивают мощи святой Варвары, и ни один из иноков обители не умер от этой болезни, хотя ворота монастыря и были постоянно открыты для всех желающих молитвенного утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Жития Святых — месяц сентябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц сентябрь Память 1 сентября Слово в первый день индикта, или нового года Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян. 1:7) [ 1 ], Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.41. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.42. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29. Устав преподобного Венедикта.//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). – С.628. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.57. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.59. Житие Сергия Радонежского. Подготовка текста Д.М. Буланина, перевод М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина, комментарии Д.М. Буланина. (О преставлении святого)./Библиотека литературы Древней Руси.

http://bogoslov.ru/article/5108957

Аноним (VII в.). Житие Алипия Стилита (VII в.) Иоанн, архиепископ Фессалоникийский (ок. 610–641) и его анонимный продолжатель (кон. VII в.). Чудеса вмч Димитрия Фессалоникского (конец VI – нач. VIII вв.). (первая часть – 580–610 гг.; вторая часть – 610-е и 670–680-е гг.) Аноним (до VIIIb.). Житие Петра Афонского (VI-VII вв.) Аноним (VIIb.?). Житие Петра, епископа Аргивского (Argivorum) (VII в.) Аноним (VIIb.?). Житие Трифиллия Кипрского (VII в.) Аноним (не ранее кон. VII в.). Воспоминания о Папе Мартине I (649–655) Аноним (рубеж VII-VIII вв.). Краткая история о сделанном против блаженного Мартина бывшего Папы Рима, а также преп. Максима и его ученика (640660-е гг.) Аноним (кон. VII-VIII вв.). Грузинское житие Максима Исповедника (580–662) VIII век Аноним (ок. 720). Житие Давида Фессалоникского (ум. ок. 538) Симеон Иеромонах (вторая четверть VIII в.). Мученичество 60 мучеников Иерусалимских (ок. 724.) («кесарейская» ред. – по рукописи Х в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Петра Нового, мученика Капетолийского (первая треть VII в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Варлаама и Иосафа (первая пол. VIII в.) МаринНеапольский (VII-VIIIbb.?). Житие Прокла (VII в.?) Никита (вторая треть VIII в.). Житие Андрея, архиепископа Критского (ум. ок. 712–720) Аноним (вторая пол. VIIIb.). Житие Иоанна Постника , Патриарха Константинопольского (582–595) Никифор Скевофилакс (вторая пол. – кон. VIII в.). О перенесении мощей Феодора Сикеота (ум. 613) Константин, епископ Тия (кон. VIII в.). Рассказ о перенесении мощей вмч. Евфимии (730-е гг.) Арабский аноним (вторая пол. VIII в., пер. с араб. Иоанна Иерусалимского в Хв.). Житие Иоанна Дамаскина (675 – умер до 754) Аноним (кон. VIII в.). Житие Павла Кайумского (середина VIII в.) Аноним (кон. VIII в.). Житие Льва Катанского (ум. 785) Аноним (кон. VIII в.). Житие Космы, епископа Майумского (ум. 787) Аноним (кон. VIII в.). Мученичество Вакха (ум. 788) Иоанн Сабанисдзе (кон. VIII в.). Мученичество Або Тбилели (VIII в.) Элия, эконом Великой церкви (кон. VIII в.). Чудеса Св. Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

Преподобный Сергий, церковный сосудохранитель, опасаясь посреди мучений открыть, где хранится утварь церковная, также бежал из обители и также был захвачен. Варвары повели его в лавру, требуя, чтобы сказал, где скрыто серебро и золото; но святой отец не хотел идти, боясь слабости человеческой. Варвары отсекли ему голову. Несколько иноков убежали от убийственных рук и скрылись в вертепе, но были замечены и окружены злодеями. Здесь-то исполнились слова Спасителя: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин.15:13 ). Когда в тёмной пещере все трепетали и друг за друга прятались, преподобный Патрикий на ухо сказал им: «Не бойтесь, братия! Я один выйду, а вы сидите как можно тише», – и вышел человек поистине великий и уверил, что в пещере никого более не было. Наконец, варвары, ещё не насытившись кровью невинных старцев, всех, кого удержали в лавре и кого захватили в бегстве, собрали в соборную церковь и начали вымучивать, который из них начальник обители, чтобы через него, как главу братии, всё узнать; но иноки под смертными ударами отвечали единодушно: «Мы все равны; все уверяем, что нет у нас ни золота, ни серебра; а начальник наш для общих потребностей находится в Иерусалиме». После этого ни огонь, ни железо, ни разные пытки не могли принудить их, чтобы из среды своей они выставили настоятеля. Варвары заключили их в пещеру, где прежде подвизался святой Савва, и начали морить дымом; но восемнадцать старцев геройски там скончались, не объявив утвари, Богу принадлежащей, не обнаружив игумена, с ними же пострадавшего. Только слышимы были молитвы к Богу: «Господи! Приими в мире дух мой... Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Варвары разграбили святую обитель. Но Правосудный Бог наказал их на обратном пути. Поссорившись между собой (такова дружба злодеев и вообще порочных людей!), они истребили друг друга и пали на съедение зверям и птицам, а окаянные души их низверглись в геенну. Необоримое оружие против врагов видимых и невидимых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В 1678 г. султан послал многочисленное войско турок и татар – взять Украйну для Юрия Хмельниченка. После осады Чигирина, «бусурманы, так говорит летописец, 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному козацкому городу Каневу и сентября 4 взяв его опустошили и умертвили множество людей. Особенно в старинном и прекрасном монастыре Каневском, каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь: но турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всех в церкви». 48 История пр. Макария передает следующие частности сего страшного события: неприятели окружили монастырь, где преподобный питал каневцев молитвою и постом: они старались выманить каневцев из обители; но это не удалось. Разрушив ворота обители, ворвались они в обитель. Преподобный Макарий стоял у ворот с крестом в руках. Они схватили его и тогда, как прочие рассыпались по кладовым и погребам, варвары начали бить преподобного, чем попало, и ругались над св. крестом. Преподобный молил их об одном – пощадить заключившихся в храме. Они вытащили его за монастырь и продолжали, бить без пощады. – Страдалец со взором, обращенным к небу, молился: «Господи! приложи мне веру, да верным окажусь пред Тобою». – Варвары, терзая святого, вынуждали сказать, где золото и имущество монастырское? Он отвечал: «мои сокровища на небе, – не собирал и не прятал я ничего». Варвары с насмешкой выслушали эти слова и отпустив тех, которых успели схватить в монастыре, послали сказать заключившимся в храме: пусть сдадутся и выдадут все, иначе ждет их смерть. Преподобный с теми же посланными послал сказать: пусть хранят св. веру и помнят слова Спасителя: аще терпим, с Ним и воцаримся, аще отвержемся, и Той отвержется нас. Варвары поставили преподобного между двух столбов и железным оружием стали крутить ноги его. Он молился и терпел. Они били его в грудь и по лицу и хотели было сдирать кожу, но кончили тем, что отрубили голову; тело святого тайно унесено было во храм. Варвары зажгли храм и уморили всех бывших в нем дымом. По уходе их из Канева, православные нашли в храме тело преподобномученика во власянице, с крестом на персях и с крестом в руке, – и оно было как бы живое. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Училищная церковь в два света, светла, обширна. В ней иконостас трехъярусный; в нижнем ярусе по правую сторону церковных врат местные иконы: Спаситель, благословляющий детей, и храмовая икона св. великомуч. Варвары, по левую сторону царск. врат - Божия Матерь, держащая в своих руках омофор, и икона св. муч. Софии и дщерей Веры, Надежды и Любви; на алтарных дверях изображения - на южной св. мученицы диакониссы Татианы, а на северной - преп. Олимпиады диакониссы; во втором ярусе - посреди Тайная вечеря, а по сторонам оной двенадцать праздников; в третьем ярусе находятся следующие иконы: св. правед. Елисаветы (5 сент.), Анны пророчицы (3 февр.), равноапостол. Марии Магдалины (22 июля), царицы Елены (21 мая), Нины, просветительницы Грузии (14 янв.), вел. княгини Российской Ольги (11 июля), св. муч. царицы Александры (21 апр.), св. великомуч. Екатерины (24 нояб.), св. муч. Параскевы, нареченныя Пятницы (28 окт.), преп. Марии Египетской (1 апр.), св. муч. Антонины (1 марта) и св. великомуч. Анастасии (22 дек.). В алтаре на горнем месте икона Господа Вседержителя в деревянной золочен. раме - подарена училищному храму Тверским архиересйским домом; над жертвенникогм древняя икона Спасителя, прежде находившаяся в Никол. церкви г. Твери, что в Капустниках. На аналогии - икона св. великомученницы Варвары, освященная в Киеве на мощах ее. Этой иконой Архиепископ Димитрий благословил училище в день освящения церкви (5 нояб. 1900 г.); в сей иконе находится частица от мощей св. великом. Варвары. Сзади правого клироса находится деревявный крест с изображением на нем распятого Спасителя и с предстоящими пред Господом на Голгофе Божией Матерью и св. ап. и еванг. Иоанном Богословом; крест устроен на средства церк. старосты Ив. В. Короткова; им же устроена в большом киоте икона св. великом. Варвары, Марии Магдалины, св. великом. Димитрия и друг. святых; такая же значительного размера икона св. Николая чудотворца, архидиакона Лаврентия, великом. Екатерины и др. - дар г. директора народн. училищ Н.Ф. Добровольского. Замечательный киот для этой иконы бывший на Москов. выставке, соружен в мастерской Тверского рем. училища. Ко дню освящения церкви некоторые монастыри (Калязинский, Желтиков, Александро-Невская жен. община, Мариинский женск. монастырь и др.) прислали в дар евангелия, иконы, облачения и разные церков. вещи. К храму примыкает актовый зал, через что увеличивается вместимость оного. Заслуживает внимание в храме люстра (паникадило).

http://sobory.ru/article/?object=32368

Мысли их были обращены к своему Владыке. Чрез праведную жизнь они сделали себя храмами для святого Духа. Презрев прелесть и суету мирскую, они последовали одному Богу и, наконец, умерли за имя Его среди разного рода мучений. Между тем варвары, перебив отцов, стали обыскивать весь монастырь, рассчитывая найти в нем много всяких богатств. Нечестивцы не знали, что святые отцы не заботились о приобретении ничего земного, но, живя во плоти, были подобны ангелам. Пока все это происходило, я, хотя не имел на себе ни одной капли крови, лежал, однако, как мертвый. Я боялся, что варвары, ища сокровищ, могут приподнять сучья. Часто я высматривал из-под них, и ждал, когда, наконец, придут ко мне и, найдя, убьют меня, как прочих. Смерть стояла пред глазами моими, и я молил Бога спасти меня, если сие угодно Ему. Действительно, варвары подошли к сучьям, но Бог ослепил их сердца и глаза: вещь эта показалась им нестоящей внимания, и они ушли. Затем, оставив мертвых святых отцов и не найдя никакой добычи, они снова возвратились к пристани, чтобы отправиться морем в свой путь. Но когда они пришли на место, то нашли свой корабль разбитым, ибо оставленный для охраны корабля кормчий, перерезал, тайно от бывшего с ним варвара, веревку корабля. Ветер прибил корабль к берегу, и он разбился об него, кормчий же, убив варвара, убежал и скрылся в горах. Потеряв корабль, варвары не знали, что им делать и как возвратиться в свою землю. В отчаянии и свирепой злобе, они бросились с мечами на своих пленников и перебили их всех, не исключая женщин и детей, потом развели огонь и пожгли все финиковые деревья. Между тем из города Фарана пришло множество отборных воинов, числом до шестисот, ибо до них уже дошел слух об избиении святых отцов в Раифе. Узнав об этом, варвары приготовились к битве и, с восходом солнца, вступили на берегу моря в бой с пришедшими. С обеих сторон было пущено множество стрел, при чем фаранские жители, как более многочисленные, стали одерживать верх, и перебили уже много варваров.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010