Храм святой великомученицы Варвары в Фонтанном доме был устроен графом Петром Борисовичем Шереметевым. Его посвящение выбрано в честь святой покровительницы любимой супруги графа - Варвары Алексеевны, урожденной Черкасской. Варваринский храм был центром духовной жизни не одного поколения рода Шереметевых, известных своей религиозностью и благочестием. В церкви хранились частичка мощей святой Варвары и два старинных Евангелия. Последняя служба в храме состоялась на Пасху 1917 года. Из значимых в истории храма событий можно назвать крещение здесь графа Николая Петровича Шереметева, родившегося 28 июня 1751 года. На тот момент церковь буквально только что была построена, как и весь Фонтанный дом. В одной из двух образных комнат дворца, находившихся рядом с домовым храмом св. Варвары, родился и был крещен граф Дмитрий Николаевич, единственный сын и наследник богатейшего и известнейшего рода. В церкви после рождения графа Дмитрия известным художником В. Л. Боровиковским был написан образ его святого покровителя Димитрия Ростовского. В этой же образной комнате рядом с домовым храмом св. Варвары через три недели после рождения долгожданного сына скончалась графиня Шереметева Прасковья Ивановна, более известная широкому кругу как крепостная актриса шереметевского театра Параша Жемчугова. Дворец, получивший свое название по реке Фонтанке, на берегу которой он находится, принадлежал семье Шереметевых почти двести лет, им видели пять поколений этого древнего рода. Участок, на котором построен Фонтанный дом, был пожалован фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву Петром I в 1712 году. В свое время кроме дома здесь были хозяйственные службы, парк с садовыми постройками и павильонами. Внешний облик дворца формировался годами, в его строительстве и преобразовании участвовали такие известные архитекторы, как Савва Чевакинский, крепостной архитектор Шереметевых Федор Аргунов, Иван Старов, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин. Фонтанный дом всегда был в центре столичной жизни: на музыкальных вечерах здесь выступали со своими произведениями Глинка, Лист, Берлиоз. Художник Орест Кипренский, будучи другом графа Дмитрия Николаевича, писал в этом дворце портреты многих известных личностей, в том числе знаменитый портрет А.С. Пушкина. После революции в зданиях разместился Музей дворянского быта, а спустя годы появился Музей музыки, который находится здесь и в настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=02327

Варвары же, полные ярости, еще с большим криком приставляли мечи к шеям святых, как бы желая уже отсечь головы, и говорили: – Дайте нам сосуды церковные, золотые и серебряные, и укажите нам прочие монастырские сокровища. Святые же отцы говорили, что нет у них никакого сокровища. И сказали варвары: – Укажите нам ваших начальников, кто у вас игумен и прочие строители? Отвечали преподобные: – Отца нашего игумена нет в лавре, он по общему делу ушел в святой город, мы же все равны. Была в обители пещера преподобного отца нашего Саввы; взяв всех святых отцов, варвары повели их в ту пещеру, а при входе в нее развели огонь и наложили туда хворосту и навозу; повалил дым и смрад, и тем дымом морили они преподобных в пещере, чтобы они указали им церковные сокровища и выдали начальников. Потом повели их на пытку и принуждали их лютой смертью открыть им сокровища, но ничего не слыхали от них, кроме молитв к Богу. Один взывал: – Господи, приими дух мой! А другой говорил: – Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем Потом, собрав всех в ту же пещеру, варвары опять стали морить их лютым дымом; и умерли от дыма восемнадцать преподобных отцов, в числе которых были вышеупомянутый Иоанн и Патрикий блаженный; имена же прочих, умерших от дыма, меча или мучений знает один Бог, записавший их в книгу живота. Оставшихся в живых от этого мучения дымом жестокие и бесчеловечные варвары тяжело изранили и избили, бросая их на землю и топча ногами. Ничего не достигнув, но только сами уставши мучить, они взяли все, какие только могли найти, церковные и лаврские вещи и, навьючив их на монастырских верблюдов, ушли. Тогда братия, оставшиеся едва живы, и другие, которые укрылись в горных расселинах и пещерах, сошлись поздно в обитель, тела преподобных отцов, убитых различным образом и уморенных дымом, собрали в церковь (которая спасена была Богом от сожжения), и провели всю ту ночь спасительной страсти 2052 в неутешном рыдании, после чего предали тела честному погребению. А тех, которые были найдены полумертвыми, израненными, братия старались лечить с вышеупомянутым врачом Фомою, которой остался в живых и впоследствии был игуменом так называемой старой лавры. Так страдальчески скончались преподобные отцы в обители преподобного Саввы; а те варвары тотчас после ухода своего из лавры были поражены от Бога внезапной смертью и пали мёртвыми без меча в пустынях и на полях на съедение псам, диким зверям и птицам; души же их окаянные пошли в ад, где огонь на них не угасает и червь не усыпает, а души убитых преподобных отцов оказались в руке Божией и сподобились мученической славы от Христа Бога и Спаса нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки, аминь. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи великомученицы Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем – в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы, и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 году петербургским мастером Андреевым на средства графини А. А. Орловой-Чесменской. Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 годах. В 30-х годах ХХ века мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе. Левая рука великомученицы Варвары, привезенная в XVII веке на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской. В 30-х годах ХХ века они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта). Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиепископом Новгородским, в 1218 году заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138 году) церкви новый каменный храм во имя великомученицы Варвары. Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой. Из описей Новгородского собора Святой Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей великомученицы Варвары и часть ее гроба. О руке великомученицы Варвары в монастыре Святого Креста (Иерусалим) упоминается в «Хожении» гостя Василия 1465–1466 годов. Частица ее мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы великомученицы Варвары находится в церкви Агия-Епискепсис в Трикале (Фессалия), часть руки – в монастыре Симонопетра (Афон), другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В советское время в Варваринской церкви был склад; позже ее передали под конторские учреждения. В 1980 г. в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1991 г. она снова передана Русской православной церкви. Церковь Варвары Великомученицы была построена в Москве в 1514 году зодчим Алевизом Фрязиным недалеко от Кремля. Заказ на строительство церкви поступил от состоятельных купцов-сурожан - так в старину называли город Судак. В летописи говорится, что церковь возвели " за торгом, против Панского двора " . Что такое Панский двор – точно не известно, возможно, в этом месте жили поляки, или, как гласит другая, менее достоверная версия, проживали просто богатые люди. В церкви находился чудотворный образ Варвары Великомученицы, которую начали почитать во времена Ивана Грозного. Спустя некоторое время церковь Варвары Великомученицы приобрела большую популярность в Москве. По имени церкви стали называть улицу, на которой она располагалась, а также угловую башню Китай-города. Как выглядела древняя церковь святой Варвары – можно представить по сохранившимся старинным генеральным планам. Здание было квадратным в плане, с четырех сторон выступали полукружия. Ее можно было сравнить с церковью Петра Митрополита, расположенной в Высокопетровском монастыре. Варвара Великомученица, как и Параскева Пятница в Москве считались покровительницами торговли. Наверное именно поэтому церковь поставили в центре московского торгового посада, в месте, где с незапамятных времен селились купцы и ремесленники, где кипела бойкая торговля всевозможными товарами. В 30-х годах 18 века церковь пострадала от пожара, но была полностью возобновлена императрицей Анной Иоанновной, после чего храм заново освятили. Церковь часто становилась свидетельницей важных событий, вошедших в историю. Неподалеку от церкви Варвары Великомученицы находились Варварские ворота, и в 1771 году у башни этих ворот вспыхнул знаменитый Чумной бунт. Это место известно еще и тем, что на площади перед церковью располагался водозаборный фонтан, из которого водовозы развозили воду для нужд москвичей.

http://sobory.ru/article/?object=02850

Монастырь, посвященный святой Варваре, находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была построена церковь во имя великомученицы Варвары. В VI веке при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в IV веке) мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской Церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII века («Аноним Меркати») и в «Хождении» Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди святой Варвары, из которой сочились кровь и молоко. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Другой храм находился в Манганах, возле ворот святой Варвары. Кроме того, император Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в северо-западной части Большого дворца. Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей святой Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира. Раньше этот брак и, следовательно, перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца X – начала XI века; в настоящее время это событие датируют 1005–1006 годами. Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело святой Варвары без головы, были положены в храме святого Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437–1440 гг. Другая часть мощей, принесенная из Константинополя в Венецию в 1258 году неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Веве. Церковь Варвары великомученицы. Церковь святой Варвары Автор: Дмитрий Сухарев Снято: 18 ноября 2005 Добавлено: 10 января 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Бракосочетание Варвары Петровны Шуваловой и Давида Ивановича Орлова состоялось в 1869 году, когда Орлов был адъютантом по особым поручениям при Великом князе Николае Николаевиче. 3-го февраля 1870 года в Париже в семье Орловых родился сын Иван, в 1871 – дочь Варвара, а еще через год, в Швейцарии в г.Веве, при родах, Варвара Петровна умерла вместе с новорожденной дочерью Марией. Их похоронили в Веве на кладбище Сен-Мартен. В 1878 году на средства её отца, Петра Павловича Шувалова, и Давида Ивановича Орлова в непосредственной близости от могилы Варвары Петровны, в память о ней, была освящена русская православная церковь во имя Св. Варвары. Разработка проекта архитектором И.Монигетти была закончена в 1874 году, им же выполнены рабочие чертежи и шаблоны, необходимые для сразу же начавшихся строительных работ, наблюдение за которыми осуществлял местный техник Кезер-Доре. Более полную информацию легко можно найти в сети, например, www.peter-club.spb.ru/1703-2003/Grigoreva.html, откуда и была взята история церкви Мало кто из русских посетителей Швейцарии бывает в наши дни в этом городе на берегу Женевского озера, расположенном неподалеку от Лозанны. Разве что любитель В. В. Набокова, направляясь в Монтре, чтобы увидеть отель, где писатель провел последние годы своей жизни, по пути на часок завернет в Вевэ. Там он с удивлением обнаружит русскую церковь, стоящую близ вокзала у самого полотна железной дороги. Впрочем, внутри церковь осмотреть скорее всего не удастся, если не осведомиться заранее о расписании богослужений или часах осмотра. «Чистый воздух, хорошая вода, покой, тишина. Идиллическое место для отдыха, воспетое еще Руссо в “Новой Элоизе”... Второй после Женевы промышленный город с крупными фабриками, особенно табачными», – так писал о Вевэ русский путеводитель 1903 года, когда городок еще сохранял свою привлекательность для иностранных пациентов и туристов.

http://sobory.ru/article/?object=01499

В 1991 году церковь Варвары Великомученицы была возвращена верующим. Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены). Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году. Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор Родион Казаков, мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера. В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.

http://sobory.ru/article/?object=02850

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» ( Мф. 10:21 ; Мк. 13:12 ). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг 8023 . Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел. В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь , в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь. О честных мощах великомученицы Варвары Впоследствии честные мощи святой великомученицы Варвары были перенесены из Греции в Россию, в Киев, когда, после просвещения русской земли святым крещением, русские князья находились в особенно близких и дружественных отношениях с греческими царями и брали себе в супруги их сестер и дочерей 8024 . Во время таких близких и дружественных отношений между греческими и русскими правителями Киев и получил из Греции бесценный дар – целебные мощи святой великомученицы Варвары, как об этом повествует сказание, написанное в 1670 г. игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря 8025 , иеромонахом Феодосием Сафоновичем 8026 , мужем достойным доверия. Первою супругою великого князя Киевского Святополка Изяславича 8027 , нареченного во святом крещении Михаилом, была греческая царевна Варвара, дочь Византийского императора Алексия Комнина 8028 . Перед своим отъездом из Царьграда в Россию, царевна Варвара упросила своего отца даровать ей мощи святой великомученицы Варвары, которые и привезла с собою в Киев. Муж ее, великий князь Михаил, выстроив в 1108 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ок. 1714 г. Почаевский мон-рь перешел к униатам. Этому событию предшествовала борьба между сторонниками и противниками унии в братии мон-ря, шедшая в 1712-1714 гг. (Monumenta Ucrainae Historica. R., 1968. Vol. 5: (1702-1728). P. 215-219). Почти сразу униатские власти начали принимать меры к искоренению почитания И., к-рое было очень широким. Одним из способов уничтожения памяти о святом стало прекращение доступа к его мощам в результате устройства над пещерой, в которой он подвизался и где почивали его нетленные мощи, часовни во имя вмц. Варвары. Часовня была поставлена для хранения помещенной в большой серебряный ковчег частицы мощей вмц. Варвары, появившейся в Почаевском мон-ре при униат. Луцко-Острожском еп. Иосифе Выговском. Вскоре была сломана существовавшая при пещере Воскресенская ц. и вместо нее построена ц. во имя вмц. Варвары. Одновременно униаты начали почитание как «блаженного слуги Божьего» полулегендарного подвижника XIII-XIV вв., основателя скита на месте буд. Почаевского мон-ря прп. Мефодия Почаевского . Его Житие было подготовлено почаевскими василианами к печати, первая известная его икона написана в униат. период истории Почаевской лавры. Т. о., почитание вмц. Варвары и прп. Мефодия Почаевского должно было вытеснить память об И. Чудотворения при мощах И. не прекращались, они были засвидетельствованы самими униатами. В 1719 г. святой наказал монастырского экклисиарха Паисия, к-рый без ведома игумена взял деньги из кружки для пожертвований, находившейся у раки И. В 1737 г. у мощей И. был наказан параличом сын местной помещицы Понтовской (Паниовской?), «зле глаголавший о блаженном». Приходившие с верой - как православные, так и католики получали у раки преподобного исцеления. В 1748 г. излечилась от головных болей и горячки Агнесса Пражмовская; в 1753 г. исцелился оружейник итальянец Иоанн Лигурри, приехавший в обитель из Дубно; в 1778 г. по молитвам к И. избавился от ревматизма Григорий Волянский; в 1800 г. от смертельной горячки исцелился «австрийский граф» Иосиф Яворский (очевидно, прибывший из польск. части империи Габсбургов). Согласно сб. «Гора Почаевская...», в униат. период истории монастыря (1719-1830) от Почаевской иконы Божией Матери, мощей И. и мощей вмц. Варвары совершилось 539 чудес, благодаря чему обитель всегда оставалась центром паломничества.

http://pravenc.ru/text/578150.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010