Иез.39:10 .  И не будут носить дров с по­ля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей сво­их, и оберут обирателей сво­их, говорит Го­с­по­дь Бог. «Громадная величина катастрофы живо представляется во множестве доставшегося в добычу оружия, в сравнении с которым остальная добыча мыслится только случайной» (Сменд). Оружие обыкновенно считается самой ценной военной добычей, так как им можно в свою очередь воспользоваться против врага. Но здесь не так: что стал бы делать Израиль с оружием, когда в том славном будущем он не будет вести войн (см. объяснение Иез.38.11 , как и вообще на земле тогда не будет войн: Ис 9.5 ), как и теперь исход войны решил для него один Бог. Итак, с оружием не остается сделать ничего лучшего, как воспользоваться им в качестве топлива вместо того, чтобы искать последнего на поле (откуда получали более легкий материал для топлива – «дрова») или в лесах (дрова в соб. смысле), «что так кстати в бедной лесом стране» (Креч.). Для усиления впечатления оружие перечисляется подробно, образуя с своим родовым понятием 7 (символическое число полноты и бесконечности) членов соответственно 7 годам сожигания его (такая громада его для всей страны на 7 лет!). Это сожжение вместе с тем и очистит страну от последних остатков неприятельской, языческой скверны (ср. ст. 14 и Чис 31.20 ). «Латы» – с большою вероятностью предполагаемое значение евр. цинна, которое LXX и Вульг. передают «копье», благодаря чему последнее у них названо дважды (еще последним: «сулица»). – «Булавы» – букв. «палки рук», пастушеские палки ( Чис 22.27 ), дубины, которые, следовательно, тоже служили оружием, конечно, у более диких народов (вообще все оружие здесь представляется более деревянным, чем металлическим, если оно служит для топлива). – «И оберут грабителей своих», как при исходе из Египта. – «Говорит Господь Бог», Которого справедливость требует этого мщения. Иез.39:11 .  И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину про­хожих на восток от моря, и она будет задержи­вать про­хожих; и по­хоронят там Гога и все по­лчище его, и будут назы­вать ее долиною по­лчища Гогова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О жизни Лао-цзы имеются довольно скудные сведения. Большая часть информации содержится в знаменитых «Исторических записках» Сыма Цяня (ок. 135–86 гг. до н. э.), в которых, в частности, сообщается о том, что Лао-цзы родился в княжестве Чу и его при жизни звали Ли Эр Бо-ян , а по смерти – Дань . Имя – посмертно Китайская традиция давать новые имена умершим объясняется стремлением подвести итоги жизни человека, посему посмертное имя должно было отражать заслуги покойного или его некие отличительные особенности. Так, посмертное имя Лао-цзы – Дань – вероятно, означало «длинное, отвислое ухо». Длинные или оттопыренные уши издревле считались в Китае признаком святости и говорили о неординарности и особых духовных дарованиях их обладателя. По легенде Лао-цзы появился на свет в возрасте 81 (!) года . Эта цифра вовсе не случайна. В китайской нумерологии, во многом сформировавшейся под влиянием даосизма, 9 означает число полноты и традиционно ассоциируется с элементом «земля». Соответственно, 9 2 =81. Почтенный возраст новорождённого был отмечен сединами, потому он и получил своё имя Лао-цзы, т. е. « Престарелый младенец » 174 . Выйдя из тела матери через левый бок, Лао-цзы указал рукой на стоящее рядом дерево и произнёс: «Вот это и будет моей фамилией». По-китайски ли «слива», тем же иероглифом обозначалось и фамильное имя Лао-цзы – Ли. Сыма Цянь упоминает также о встрече Лао-цзы с Конфуцием 175 , после которой Конфуций якобы сказал своим ученикам: «Я знаю, что птица умеет летать, что рыба умеет плавать, а дикий зверь умеет бегать. Бегающих можно поймать в капкан, плавающих выловить сетью, летающих сбить стрелой. Что же касается дракона, то я не могу понять, как он, оседлав ветер и пронзая облака, устремляется к небесам. Я сегодня виделся с Лао-цзы, который подобен дракону!» 176 Лао-цзы учил о дао и дэ (подробнее см. ниже), призывал к жизни в простоте и уединении, а по прошествии некоторого времени, потеряв надежду утвердить среди человеческого сообщества правильный образ жизни, решил навсегда покинуть Поднебесную. Сам акт ухода Сыма Цянь описывает подробно, указывая на ряд деталей, имеющих важное символическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

То же число 1 418, уже в человеческих шагах (что составляет около 1,2 км), составит галерея «Дорога памяти», которая проходит по периметру территории всего храмового комплекса (Илл. 1). Это не просто символическое обозначение границ земельного участка, а настоящий мультимедийный музей. Здесь разместятся беспрецедентные для России мозаичные панно, сотканные из 33 миллионов исполненных в технике микрофотографии портретов (1 × 1 см) всех наших участников войны. Фотоснимки Героев Советского Союза, в отличие от остальных фронтовиков, предстанут на золотом фоне, а все вместе эти распечатки сформируют гигантские изображения 280 раритетных кадров военной фотохроники. Какие-то из них широко известны и время от времени публикуются еще с советской поры, иные станут открытием для посетителей. Под мозаичной панорамой все эти портреты в режиме бегущей строки можно будет увидеть в увеличенном формате, а еще ниже установят интерактивные мониторы — так называемые тачскрины, которые по запросу будут демонстрировать не только портрет участника войны, но и его биографическую справку (Илл. 2). Колоссальная работа по информационному наполнению «Дороги памяти» уже началась, но в полном объеме ее реализация, скорее всего, займет несколько лет. Сейчас для нее создаются архитектура цифровых носителей и компьютерные программы, параллельно подбираются и персональные данные о фронтовиках. Вполне может оказаться, что отнюдь не по всем персонам в государственных архивах сохранились качественные фотопортреты. Специально для таких случаев открылся общедоступный интернет-ресурс , при помощи которого потомки воевавших смогут направить соответствующие фотодокументы администраторам галереи (разумеется, перед использованием и публикацией они пройдут тщательную модерацию и про­верку). Но и это еще не все. По трем пространственным осям — северной, восточной и южной — на «Дорогу памяти» «нанизаны» три периферийных здания. У каждого из них свое предназначение: в первом разместится администрация храмового комплекса, во втором — паломническая служба, в третьем — методический центр для обучения штатного и внештатного военного духовенства, занятий с руководящими чинами Министерства обороны, курсов сестер милосердия и т. д. А связывающие их залы отдадут под постоянную экспозицию о духовном смысле защиты своего Отечества. Всего таких помещений семь. Три из них посвящены святым русским воинам, два — Пресвятой Богородице, еще два — истории и современности Российской армии и флота.

http://e-vestnik.ru/society/glavnyy_hram...

Толкователи Откровения расходятся во мнении относительно времени исполнения видений, описанных в 6,1 18,24. Некоторые считают, что исполнение уже имело место при падении Иерусалима, если книга Откровение была написана в 67–68 гг., или при падении Римской империи. Другие полагают, что все, предреченное в Откровении, исполнится в последний критический период перед вторым пришествием Христа. Представители исторической школы считают, что текст Откровения с 6,1 по 18,24 представляет собой очерк последовательного течения церковной истории от I в. по Р.Х. (6,1) вплоть до второго пришествия Христа (19,11). Сторонники символического толкования убеждены, что в картинах Откровения отражены не определенные события, принципы духовной войны и что эти принципы действуют на протяжении всей истории церкви, и их воплощение может повторяться. Ближе всего к истине, вероятно, будет сочетание этих мнений. Образы книги Откровение многогранны, и возможно различное их толкование. Если полагать, что в Откровении выражены лишь общие принципы, то эти принципы имеют отношение не только к семи церквам и их проблемам (1,4; см. Время и обстоятельства написания). Эти принципы будут актуальны в течение всей земной истории церкви вплоть до второго пришествия Христа (22,20; ср. 2Фес. 2,1–12 ). Христиане вовлечены в эту духовную войну и должны применять эти принципы к самим себе и к своему времени (1,3 и ком.). Следовательно, многие моменты Откровения могут относиться, по крайней мере, к трем периодам времени: и к первому веку, и к периоду конца истории мира, и к тому времени, в котором мы живем. Значительные трудности для истолкования представляет тысячелетний период (20,1–10). Тысячелетний период, или, как его обычно называют, Тысячелетнее царство («милленниум»), толкуется различно. Премилленниалисты считают, что Тысячелетнее царство последует за вторым пришествием Христа, которое описано в 19,11–21. После второго пришествия сатана будет связан, и Христос возвестит о начале продолжительного периода мира и благоденствия на земле. Одни толкователи понимают тысячу лет буквально, другие считают, что это число является символическим и означает очень долгий период времени. В начале Тысячелетнего царства христиане обретут новые тела. Но окончательный суд над остальными людьми произойдет в конце, после мятежа, поднятого сатаной. Этого взгляда придерживались Иустин Мученик и Папий (II в. по Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Трактат о сотворении мира», сохранившийся в рукописи X-XI вв. из б-ки Ламбетского дворца в Лондоне, был впервые издан в XVII в. Ж. Кавом (J. Cave), а затем воспроизведен в PL. Долгое время считалось, что этот трактат - всего лишь фрагмент какого-то из многочисленных комментариев В. П., возможно на кн. Бытие. Однако подробный анализ структуры текста показал, что он является самостоятельным законченным трактатом, в к-ром отчетливо выделяются следующие части: 1) вступление, о цели написания трактата; 2) рассуждение о первых 7 днях творения; 3) число 7 как Божественный символ земных и небесных вещей; 4) параллель между 7 днями творения и домостроительством спасения согласно различным значениям числа 7; 5) заключение, 12 свидетелей дел Божиих ( Dulaey. P. 26-29). В этом трактате В. П. рассматривает библейский рассказ о сотворении мира в символическо-арифмологическом ключе. Особенностью трактата является соединение в нем экзегетических принципов и построений Александрийской школы (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) с хилиастическими представлениями, поэтому большое место здесь отводится свидетельствам Откровения. По-видимому, именно хилиазм В. П. стал причиной того, что в V в. его сочинения в одном из посланий папы Геласия I , повторенном в т. н. «Декрете» Псевдо-Геласия, были отнесены к апокрифам. Особенности богословского учения В. П. Бинитаризм Богословие В. П. архаично: его терминология и формулировки не отвечают отточенности Никео-Константинопольского исповедания. Его «мерило веры» (mensura fidei), содержащееся в 11-й гл. «Толкования на Откровение», отличается простотой: «Исповедуем Отца всемогущего и Сына Его Господа нашего Иисуса Христа, духовно рожденного у Отца (apud Patrem) прежде начала века, ставшего человеком, и после того как были побеждены и смерть, воспринятого Отцом на небесах вместе с телом, Святого Господа, и Залог бессмертия. О Нем и Пророки проповедовали, и Закон записал; Он есть Рука Божия и Слово Отчее от Бога, во всем Господь и Создатель мира» (Comm. in Apoc. 1. 1).

http://pravenc.ru/text/158590.html

— Как возникла идея этого фотоконкурса? Алина Багрина: Для службы «Среда» это логичное продолжение фотопроекта «Святое и Ценное», проведенного в 2012-2013 г. Если в «Святом и Ценном» мы постарались посмотреть на «вертикаль» восприятия святого, возникающую в личном опыте фотореспондента, — причем, как представляется, был сделан ряд ценных наблюдений, во многом благодаря экспертному сотрудничеству, — то на этот раз, в «Локальных святынях» взгляд, угол зрения, другой: теперь задача — это «горизонталь». Это не биография человека, а его родина, страна как общее пространство раскрытия духовного опыта. То есть пространственное и социальное измерение в большей степени, чем личностное и временное. Интересно, что ряд находок в обоих конкурсах прорезонировал, но есть и различия. Сопоставление двух фотомассивов дает глубину, позволяет делать интересные выводы. Будем рады, если к интерпретациям собранных работ присоединятся эксперты, коллеги. — А что именно интерпретировать? Алина Багрина: В открытом доступе на сайте выложено пять тысяч фотографий, итоги фотопроектов «Святое и Ценное» и«Локальные святыни». Интересно, что хотя оба конкурса с точки зрения их организации выстраивались по-разному, – например, «Локальные Святыни» продвигались преимущественно через интернет-сообщества фотолюбителей, а «Святое и ценное» — через партнерские издания и порталы, — получено оба раза почти одинаковое число работ. Знаете, как высказывание, — «я сказал..» — и расшифровывайте. А как – расшифровывать? Мы имеем дело с символическими репрезентациями святого в России, получена своего рода подборка «глубинных интервью», состоящая из нескольких тысяч образных высказываний. Это своего рода мега-качественное (то есть не количественное, не стандартное анкетное, — а использующее психологический инструментарий) исследование. Нас недавно спросили, как в фотоисследованиях с репрезентативностью? Вопрос социологически неграмотный, о репрезентативной выборке в качественных исследованиях речь в принципе не идет, рекрутинг участников добровольный и преимущественно спонтанный, даже если изначально ставятся фильтры. Собраны фотовизуальные нарративы. Это экспериментальный метод. Но удивительно наглядный. Странно другое: «по науке» наши фото-полевые работы не могут быть репрезентативными.. а вот выглядят таковыми. Например, распределение вероисповеданий. Если мы грубо, механически сравним «частотку» в процентах по представленности религий среди присланных фоторабот, она будет примерно совпадать с данными о представленности вероисповеданий в России, полученными в результате репрезентативного количественного опроса 56 000 респондентов (см. проект АРЕНА ).

http://pravmir.ru/svyatoe-v-rossii-kto-s...

Размеры пещеры 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у её восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы времён Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная — православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры симметрично по обеим сторонам от неё. Обычно паломники спускаются по южной лестнице, а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V—VI веков были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню. Пол и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы. Потолок сильно закопчён, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и отчасти лампадами и свечами. В западной стене пещеры есть дверь, которая ведёт в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, в котором жил святой Иероним Стридонский . Как правило, эта дверь заперта. Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 году «вопрос о Святых местах» (см. Крымская война). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства. Место Рождества [ править править код ] Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой в полукруглой нише висят 16 лампад, из которых шесть принадлежат православным, шесть армянам и четыре католикам. За этими лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы. Ещё две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу сразу за звездой у стены.

http://azbyka.ru/palomnik/Пещера_Рождест...

Использование К. фиксируется в рубриках чина протесиса в XI-XII вв., совершать чин мог диакон ( Муретов. 1895. С. 233-235). Это также подтверждается в «Протеории» Николая Андидского (XII в.), где сказано, что в Великой ц. диакон вырезает из просфоры Агнец «железным предметом (σιδρ τιν)», который называется К. (PG. 140. Col. 429B). В сер. XI в. кард. Гумберт критиковал греков за то, что они используют для литургии обычный хлеб, вырезая из него части с помощью «железного копья» и нарушая тем самым целостность Тела Христова ([Dialogus] adversus Graecorum calumnias. 33//PL. 143. Col. 951). Внешняя форма копья была придана этому литургическому предмету, видимо, не сразу. Так, на мозаике «Евхаристия» в соборе Софии Киевской К., лежащее на престоле (2-й предмет справа), выглядит как обычный нож с узким лезвием ( Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. Табл. 33). В «Изъяснении Божественной литургии» Николая Кавасилы (сер. XIV в.) помимо символической интерпретации К. сообщается и о его форме: оно получило свое название и изготавливается в виде копья потому, что символизирует копье, к-рым был пронзен на кресте Христос; толкование сопровождается цитатой из Ин 19. 34:               ( Nicol. Cabas. Sacr. Liturg. interpr. 8//PG. 150. Col. 385A; также см.: толкование на Божественную литургию XV в. Симеона , архиеп. Фессалоникийского ( Sym. Thessal. De Sacra liturgia. 84//PG. 155. Col. 264B)). Рукоять К. иногда увенчивается крестом. Иногда крест бывает вырезан в центре лезвия. В повседневной богослужебной практике обычно используется несколько К.: большего размера - для изъятия Агнца, меньшего - для прочих просфор. В традиции грекоязычных Церквей, где распространены просфоры с неск. печатями, в качестве К. для изъятия Агнца может использоваться большей хлебный нож с волнообразным лезвием. Особый чин освящения К. не предусмотрен; в практике Русской и ориентирующихся на ее традицию Церквей К. освящается по «Чину благословения новых сосудов церковных» (см.: Никольский. Устав. С. 18). К. включается в число священных сосудов (в составе т. н. евхаристического набора). Именно в этом качестве при архиерейском богослужении или при сослужении нескольких священников К. может нести в руках один из священников на великом входе (напр., см.: Чиновник. Ч. 1. С. 83).

http://pravenc.ru/text/2057190.html

Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Крещение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы. Створка тетраптиха. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Перечень не только Господских, но и Богородичных праздников содержится в проповеди Иоанна, еп. Эвбейского, на праздник Зачатия Пресв. Богородицы (744): Зачатие Пресв. Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресв. Богородицы (PG. 96. Col. 1476). Этот перечень уже близок к поздневизант. системе Д. п. С XI-XII вв. в визант. церковном искусстве получила широкое распространение иконографическая программа, состоящая из 12 праздников (не вполне совпадающая с позднейшей системой Д. п.) и, как правило, включающая Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение Пресв. Богородицы (см.: Лазарев. 1960. С. 39-44; он же. 1986. С. 76). С того же времени она получает и название ωδεκορτον ( Walter. P. 222). В этой программе, как и в святоотеческих списках праздничных событий, почти отсутствуют Богородичные праздники - кроме Успения, не сразу вошедшего в этот ряд (Благовещение можно понимать как Господский праздник). Соч. «На Господские праздники» Иоанна, митр. Евхаитского († не позже 1095), начинается четверостишием, в к-ром перечисляются 12 праздников, включая Обрезание Господне, но без Успения Пресв. Богородицы (PG. 120. Col. 1197). В праздничный тетраптих XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в число 12 изображений входит и Успение Пресв. Богородицы. В диптихе кон. XIII - нач. XIV в. с 12 праздниками (мон-рь св. Павла на Афоне) пропущено изображение Успения, но в него включено Рождество Христово ( D ö lger, Weigand, Deindl. S. 164-165). С XIV в. Успение постоянно присутствует в праздничных рядах. Возможно, первоначально эта иконографическая программа не была предназначена для иллюстрирования круга годовых праздников, а служила иконографическим выражением Священной истории или же символического толкования Божественной литургии как воспоминания земной жизни Господа ( Сорокатый. С. 466).

http://pravenc.ru/text/двунадесятых ...

Постоянное поселение Б.-эд-Д. возникло в фазе РБ IB, характеризуемой керамикой с расписным линейным орнаментом и первыми постройками из сырца. Появился новый тип погребений в круглых склепах. План и разрез шахтной гробницы План и разрез шахтной гробницы Поселок фазы РБ IB развился в город (фаза РБ II) с множеством прямоугольных в плане кирпичных домов, типичных для раннего бронзового века (см. Арад , Иерихон ). В нем обнаружено и первое из святилищ (в фазе III его сменит большее по размеру, но на том же месте и почти тех же пропорций). На кладбище круглые раньше склепы стали продолговатыми и прямоугольными и вмещали больше погребений. Вершин процветания города на юго-вост. берегу Мёртвого м. достигли в фазе РБ III, к-рая оказалась самой длительной - 350-400 лет; слои достигли 4 м. Б.-эд-Д. вырос до 400 тыс. кв. м, окруженный стеной толщиной в 7 м, с вратами к западу, к равнине Мазраа. Самым заметным из зданий было святилище с внутренним двором и алтарем. Поселение вышло за стены, число жителей могло превысить тысячу (соседние поселения были значительно меньше); на кладбище вторично использовали ряд старых склепов и добавили новые. Ок. 2350 г. до Р. Х. город погиб, пожар достиг даже кладбища, где остались только обожженные и проломленные стены склепов; городская стена и сырцовая стена святилища рухнули на склон холма. Причиной происшедшего ученые считают природную катастрофу (землетрясение?) или нападение врагов, как в Нумейре. После катастрофы (фаза IV) жители заселили не центр города, а северо-вост. и юж. части, единственное исключение - вновь отстроенный район святилища. На кладбище вернулись к строительству шахтных гробниц, содержавших в основном первичные погребения. Фаза IV длилась ок. 200 лет, пока ок. 2150 г. до Р. Х. эти места не оставили, возможно по экологическим причинам. Б.-эд-Д. более никогда не обживался. Вопросы о гибели города и его соотношении с последней фазой остаются открытыми, как и проблема локализации библейского Содома, с к-рым предлагали связать погибший город фазы III. Олбрайт и Лапп не допускали прямого отождествления Б.-эд-Д. с Содомом, поскольку «города окрестности» скрыли воды Мёртвого м., но полагали, что он тоже мог служить их общим культовым центром или кладбищем. В 1987 г. Раст непосредственно связал Б.-эд-Д. с библейским повествованием о «городах окрестности», объясняя неточность локализации Содома в пророческой традиции (Иез 16. 46-56) тем, что Содом мог быть лишь символическим, обобщающим именем, к-рое и вошло в местные рассказы о природном катаклизме. Одновременно допускают мысль о существовании реального древнего города на Мёртвом м., его местонахождение было забыто потому, что равнина юго-восточнее Мёртвого м. с конца ранней бронзы до раннего железа (1200-600 гг. до Р. Х.) почти не была заселена. С ним ассоциировали память о разрушении ряда др. городов на юге Мёртвого м. в конце фазы РБ III.

http://pravenc.ru/text/77304.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010