Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Празднование установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем как еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира. Почему на иконах иногда изображается не восемь, а семь Архангелов? Мысль о том, что Архангелов всего семь, иногда встречается в искусствоведческой литературе, однако она не является выражением общецерковного сознания. Более того, даже среди сторонников идеи о столь незначительном количестве Архангелов, в сравнении с представителями других ангельских чинов, циркулирует мысль о восьми, а не о семи Архангелах: 1) Михаил, 2) Гавриил, 3) Рафаил, 4) Варахиил, 5) Уриил, 6) Селафиил (Салафиил), 7) Иеремиил, 8) Иегудиил. Здесь — речь об архангелах, чьи имена известны нам из Писания или Предания. Все восемь Архангелов отображаются в православной иконографии. Существует мнение, что эти Архангелы стоят во главе ангельской иерархии, однако, по « Дионисию Ареопагиту » (чьими текстами восхищалось немало отцов Церкви), чин Архангелов принадлежит к низшей триаде ангельских чинов (что, впрочем, не исключает мысли об особой роли перечисленных Архангелов в деле осуществления Божественного Промысла или об особой трактовке понятия «Архангел» применительно к ним  (см. выше)). Число представителей чина Архангелов, по Дионисию, неизвестно, как неизвестно и число представителей прочих чинов. Численность Ангелов — очень высока. Что касается иконографических образов, представляющих Собор Архангела Михаила, иногда на такого рода иконах пишутся семь Ангелов — символическое число полноты, но иногда восемь, а иногда всего два, иногда и гораздо больше. Напомним, что в иконописи для обозначения сонма святых бывает достаточно отобразить две или несколько фигур, в том числе, например, семь. Цитаты об архангеле «Сегодня праздник св. Архангела Гавриила. В Православной Церкви всегда после большого праздника бывает празднование лицу, послужившему этому празднику. Архангел Гавриил благовествовал Деве зачатие, оттого после Благовещения празднуем Собор Архангела Божия. 7 января праздник — собор Иоанна Крестителя, послужившего Крещению Господню, которое празднуется 6 января. В не принято праздновать эти дни, но я советую вам почитать их: сходите к ранней обедне, а если время не позволяет, то хотя бы зайдите в храм Божий, приложитесь к иконам, поставьте свечку, подайте на проскомидию просфорочку — и это малое Господь примет за великое».

http://azbyka.ru/arxangel

Такую же идею мы встречаем и у представителя Восточной Церкви – преподобного Анастасия Синаита: «…святые отцы говорят, что когда число праведных мужей достигнет числа падших ангелов и горний мир наполнится [ими], тогда и произойдет скончание [века сего]» . Очевидно, что игумен монастыря святой великомученицы Екатерины ссылается на западных отцов – блаженного Августина и Григория Великого. Через творения западнохристианских авторов эта мысль проникает и в русскую книжность. Так, Симеон Полоцкий в «Венце веры» пишет: «Яко селици спасутся человеци, елици ниспадоша Аггли». Впрочем, в русской книжности первое упоминание о замещении падших ангелов праведниками встречается в «Слове о небесных силах», приписываемом святителю Кириллу II, епископу Ростовскому († 1262). Из авторов, близких к нам по времени, эту мысль мы видим у преподобного Варсонофия Оптинского: «…сотворенные духи не все сохранили верность Богу; треть отпала от своего Создателя, и из благих они сделались злыми, из светлых – мрачными. Чтобы возместить потерю, сотворен был человек. Теперь люди, работающие Богу, по кончине своей вступают в лик Ангелов и, смотря по заслугам, становятся или просто Ангелами, или Архангелами и т.д. Этот видимый мир будет стоять до тех пор, пока будет пополняться их число, а тогда – конец» ; у святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Мы приглашаемся в сообщество Херувимов, Серафимов, Престолов, Господств, Ангелов и Архангелов – вместо отпадших, возгордившихся духов» . Работу с источниками можно было бы продолжить, но важнее понять, почему возникла такая идея. Аналогии в священной и церковной истории Происходит восстановление особых чисел: в Священном Писании 12 и 40 являются числами символическими С идеей возмещения недостающего числа мы встречаемся в священной и церковной истории. Чтобы восполнить число двенадцати апостолов, на место отпавшего Иуды был избран Матфий. Апостол Петр, обосновывая необходимость замены предателя новым лицом, ссылается на Книгу псалмов: Достоинство его да возьмет другой (Пс. 108: 8). Обетование Господа Иисуса Христа о сошествии Святого Духа относится к Двенадцати, в будущем веке именно двенадцать апостолов должны воссесть на двенадцати престолах (см.: Мф. 19: 28); следовательно, возникла необходимость восстановления священной дванадесятирицы.

http://pravoslavie.ru/134812.html

Предмет этого гимна взят из библейского повествования о временах эллинистического монарха Антиоха IV Эпифана (175–164 гг. до н.э.), вознамерившегося кровавыми репрессиями принудить иудеев отказаться от своих религиозных традиций. Как рассказывается в гл.7 Второй Книги Маккавейской, в числе арестованных были семеро братьев вместе со своей матерью. Юношей подвергли в присутствии царя особенно жестоким пыткам и замучили до смерти, причем все они, включая самого младшего, проявили стойкость; мать на родном языке, не понятном для царя и палачей, увещевала их быть мужественными, а после их смерти умерла сама. Хотя эти мученики иудейской веры жили до Христа, церковная традиция усмотрела в них прообраз христианского мученичества и удостоила их почитания наравне с христианскими святыми. 1 Чреда о семи днях – семидневная неделя, круг которой дает структуру и иудейскому, и христианскому культу. Светильник о семи ветвях – золотой семисвечник, символизировавший семь светил древней космологии (Солнце, Луна, Сарс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн), который стоял в Скинии Завета, а позднее в Иерусалимском храме; описан в Библии ( Исх. 37:17–24 ). Дом Премудрости о семи столпах. – Ср. библейский текст ( Прит. 9:1 ), возможно также имеющий космологический смысл; «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столпов его». Полнота Духа о семи дарах. – Имеется в виду учение о семи дарах Святого Духа (премудрость, разум, совет, сила, ведение, благочестие, с трах Божий; см. Ис. 11:2–3 ). Числовая символика играет в образности гимна очень важную роль. Семь – число космологическое: Самона, плодоносная мать, породила из себя как бы целый мир, чтобы затем без остатка отдать весь этот свой мир в жертву. Семь – число полноты: ни в плодоносности Самоны, как физической, так и духовной, ни в жертвенной готовности ее воли нет никакого изъяна и ущерба, все целое и цельное. 2 …ибо перья ее – любимые ее… – По-сирийски слово «перо» (ebr´) и сын (br´) дают созвучие, каламбурную игру. С другой стороны, птица – символ души (читатель моет вспомнить изображение Христа с тремя птицами на глиняном блюде V в. из Херсонеса, находящемся в ленинградском Эрмитаже), подготавливающий образ воскресения в следующей строфе (см. ниже)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Толкование на ст. 1–6 А.Жданов Содержание главной части распадается на два отделения: в первом ( Апок. 3:1–3 ) Господь обращает Слово Свое к преобладающему большинству членов Церкви, изображает печальное состояние их религиозно-нравственной жизни ( Апок. 3:1 ), побуждает к покаянию и исправлению ( Апок. 3:2–3 ) и изрекает уг­розы нераскаянным ( Апок. 3:3 ); во втором ( Апок. 3:4–6 ) упоминает о немногих истин­ных носителях живого христианского духа и утешает их обещанием не­бесной награды. Обетование победителю (Апок. 3:5) «Чт.в общ.», апрель 1891 Все обетование победителю распадается на три части. 1) Ст.5. «Побеждаяй, той облечется в ризы белыя». Белые одежды в противоположность нечистым и грязным обозначают праведность и святость (см. Апок.3:18; 19:7–8 ) и присва­иваются прославленным праведникам ( Апок. 4:4, 6:11, 7:9, 13–14, 19:4 ; 3Ездр.2:40 ), Ангелам Божиим ( Деян.1:10 ; Ин.20:12 ) и Иисусу Христу ( Мф.17:2 ; Мк.9:3 ) как одежды славы и победы. Хождение с Христом в белых одеждах относится к блаженству в Небесном Иерусалиме, где спасенные народы будут ходить во свете Агнца ( Апок. 21:23 ), и возводит мысль к браку Агнца, на котором «жена» Его, то есть торжествующая Церковь облечется в виссон белый и чистый, означающий праведность святых ( Апок. 19:7–8 ; ср.гл.14). По­добные же представления находятся в 3Ездр.2:38–40 : «Смотрите, какое число знаменованных на вечери Господней, которые, переселившись от тени века сего, получили от Господа светлые одежды. Приими число твое, Сион, и заключи твоих, одетых в белые одеяния, которые исполнили закон Господень». 2)  И не имам отмыти имене его от книг животных. Символическое представление о книге, в которую Бог вписывает имена людей, находим еще в Исх.32:32–33 ; Ис.4:3 ; Иез.13:9 ; Дан.12:1 ; Мал.3:16 ; записаны в ней имена рабов Божиих (Исх.), праведных и святых ( Пс.68 ), членов теократи­ческого царства (Иез.) и наследников Иерусалима с землей обетованной (Ис., Иез.). Книга жизни Нового Завета имеет одинаковое значение с тем только различием, что она имеет отношение к новому, духовному Израилю, у которого царь – Агнец; а столица – Небесный Иерусалим (гл.19, 21). Эпитет ζως показывает, что в этом символе преобладает мысль о жизни, спасении, блаженстве, приобретенных смертью Христа ( Апок. 13:8 ). Но так как искупление простирается на всех людей без исключения и Царство Божие по идее обнимает все человечество, то в книгу жизни вписаны имена всех людей от сложения мира ( Апок. 13:8 ). Грех как измена Царю Богу и как признак духовной смерти лишает человека прав на вечноблаженную жизнь в Царстве Божием, поэтому Бог изглаживает имена грешников из книги жизни ( Исх.32:33 : «того, кто согрешил предо Мною, изглажу его из книги Моей»), а имена праведников остаются в ней. Отсюда отрицательная форма ο μη εξαλεφω вместо положительной γρφω. Розенмюллер видит здесь простую риторическую фигуру (  λιττης ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Высота храма вместе с крестом составляет 96 м. В 960 году родился равноапостольный великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм. Диаметр барабана главного купола — 19 м 45 см. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 22 м 43 см. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов — 14 м 18 см — 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Высота звонницы — 75 м, именно столько лет прошло со дня Победы. Площадь мозаики в интерьере — 2644 кв. м, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы. Высота мандорлы — 11 694 мм, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза. На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов; 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны. Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта. Полы храма, так же как и крыльца, выполнены из чугунного сплава с переплавленным оружием вермахта. Купол храма выполнен в виде шлема святого благоверного князя Александра Невского, с изображением на нем Архангела Михаила — предводителя небесного воинства. В куполе находится огромный сверкающий золотом мозаичный образ Спаса Нерукотворного, который копирует древнюю новгородскую икону — воинскую хоругвь XII века. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. Со времен Древней Руси этот образ традиционно помещался на знаменах и штандартах, символизируя духовную защиту русского воинства. Храмовый комплекс в совокупности представляет синтез современных видов искусства: мозаика, скульптура, керамика, живопись, витражи гармонично сочетаются в едином ансамбле. В его создании ключевая роль принадлежала главному архитектору и автору проекта Дмитрию Смирнову. По решению Художественного совета храма к работе были приглашены такие именитые деятели искусств, как академики Российской Академии художеств, народные художники России С.Н. Андрияка, С.А. Щербаков, В.И. Нестеренко, известные живописцы Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев. У этих мастеров была особая миссия — в художественных образах рассказать об истории России. Керамическое убранство выполнено в мастерской «Паллада» под руководством К.В. Лихолата, предметы из металла — в литейной мастерской «Кавида» под руководством Ю.Е. Киреева, мозаичные композиции нижнего храма и крестильни исполнялись по эскизам М. Леонтьева и Д. Шабалиной.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5650195...

11 января 2013 г. Рейтинг: 9.4 Голосов: 554 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В западной традиции они именуются святыми Невинноубиенными. Их число, вероятно сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 7: 4). Об этом повествует иудейский историк Иосиф Флавий. скрыть способы оплаты Комментарии Марина 12 января 2016, 09:09 Кондак 6 Боже всяческих, сотри достойно налагаемую на душу мою смертную печать детоубийцы, наложенную правосудием Твоим по шестой заповеди закона Твоего: не убий, и лучами благодати Твоея, Господи, просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя, да радующися, вопию Тебе: Аллилуия. Господи Иисусе Христе, направь нас всех грешных на путь покаяния, снизойди к немощем нашим, грехов наших не помяни, и гневное наказание отврати. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных, Пресвятая Богородица помоги. Любовь 11 января 2016, 23:08 Господи, Иисусе Христе, прости меня Боже по великой милости своей! Омый мя от беззакония моя и избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего!Прости меня, Матерь Божия! Наталья 11 января 2016, 12:29 Пресвятая Богородице, спаси нас, моли Бога о нас. Господи Иисусе Христе, Сыне божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых помилуй мя грешную. Елена 11 января 2015, 23:48 Спаси, Господи! И у меня все то же... Какой ужас Татьяна 28 января 2014, 19:45 Я всегда очень боялась идти на аборт. Мне всегда было страшно. Увы... меня никогда никто не останавливал, врачи всегда молча исполняли , как мне тогда казалось, свой врачебный долг. Муж боялся детей. Все это было в далекие 70-80 годы прошлого столетия. И хотя , зачастую, женщина делает аборт, не думая о последствиях, она всегда очень переживает за своего нерожденного ребенка. В 90-годах я приняла христианство, покрестилась, но только сейчас, я стала понимать весь ужас нашего бытия - безверия. Нерожденные дети, брошенные дети в роддомах, подрастающие дети в семьях, социально не благополучных. А семьи, где нет детей, в силу того, что супружеские пары их не хотят. К, сожалению, я ни разу не попала на покаянный молебен об убиенных младенцах. Мало ходим на службы в храмы. Пора вводить уроки православия в школе, хотя бы какие-то основы. А то что получается, 60 лет, а придешь в храм,и не знаешь основ православия, как правильно войти в храм, где, кому ставить свечку, как правильно готовиться к покаянию и много других вопросов...

http://pravoslavie.ru/58710.html

202 год, в который началось гонение на христиан императора Септимия Севера, резко меняет жизнь Климента. Вместе со своим другом и учеником Александром (впоследствии епископом Иерусалимским) он покидает Александрию, бежит в Сирию и Палестину, где проведёт остаток жизни в почёте, в аналогичных трудах пастыря и христианского проповедника, учёного философа. Точное время смерти Климента также неизвестно, ориентировочно оно датируется 215 годом. Жизненный путь Климента Александрийского , его жизнь в Александрии, а затем на Востоке, в общих чертах прообразует жизнь его ученика Оригена , с той лишь разницей, что у первого она проникнута уважением современников, тогда как у последнего будет омрачена раздорами и, в конечном итоге, тем вредом, который принесёт Церкви его учение. Имеются свидетельства попыток почитания Климента как святого в древности, однако они не нашли общецерковной поддержки. Хотя Климент Александрийский и не вошёл в число канонизированных святых Церкви, мы с глубоким уважением относимся к его личности и к его выдающимся трудам, сыгравшим важную роль в решении актуальных вопросов своего времени. 20.2. Творения Опыт учительства Климента в Александрийской школе отражён и зафиксирован в главных его трудах – трилогии « Протрептик » («Увещание к язычникам»), « Педагог » и « Строматы ». Историзм Климента, изображающий путь к Богу отдельного человека (см. ниже в этой теме) и составляющий важнейшую черту его богословия, отражён в самом составе трилогии; этот состав и изображает, отражает постепенное (а именно трёхчастное) восхождение человека к Богу: – от вкоренения веры в души бывших язычников, необходимого для начала этого пути; – через водительство Педагога (Детоводителя) Христа; – к обретению знания, богопознания, которое есть подлинная и совершенная философия, то есть к теснейшему сроднению человека с учением Христовым. «Строматы» – главное, самое объёмное и заключающее трилогию произведение Климента. Само название его глубоко символично. Переводимое как «нити или лоскуты, составляющие ткань ковра», оно отражает другую важнейшую идею Климента – идею многообразия путей, ведущих человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Будь заботливым отцом для клира и мирян вверенного тебе удела, чтобы духовное твое потомство умножилось, подобно роду праотца Вениамина, твоего небесного покровителя. Но, кроме численного возрастания, паства твоя должна возрастать духовно. Зачастую, называя себя православными, современные люди понимают под этим словом лишь принадлежность к национальной традиции и не представляют себе, в чем суть христианства. Но нравственные основы нашего общества никогда не станут по-настоящему прочными, если Православие будет восприниматься лишь внешне. Просвещая людей светом евангельским, призывай к молитве, самоотречению, внутренней борьбе со страстями, чтобы все большее число приходящих в храмы твоей епархии смогло положить начало подлинной жизни во Христе. Источник и основание такой жизни — Святая Евхаристия. Принесение бескровной Жертвы — это первое дело архипастыря. Твоя задача — объединять людей, но ничто не способствует этому лучше, чем причащение от Единого Хлеба и Единой Чаши Господней. Пусть помнят об этом и священники, и миряне твоей епархии. Епископ, предстоящий за Божественной литургией, символически являет собой Христа. Вокруг него собираются в этот момент все пресвитеры, и хотя каждый совершает Литургию в своем месте, все они во главе с епископом являют единое евхаристическое собрание, образ Церкви — Тела Христова. Будь же для словесных овец образом Господа нашего во всем. Подражай Его жертвенности и любви, Его кротости и смирению. Многоплодным будет твое служение, если избегнешь опасности, от которой предостерегает священномученик Игнатий Антиохийский: «Никто не надмевайся высоким местом!» (Послание к Смирнянам, гл. 6). И «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк. 10:45), как говорит Сам Господь. Так действуй же «в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем» (2 Пар. 19:9), памятуя о том, сколь дорога Спасителю нашему Церковь — Его Невеста, о которой ты с сегодняшнего дня имеешь особое попечение. Да дарует тебе Бог сердце разумное, чтобы судить народ Его и различать, что добро и что зло (см. 3 Цар. 3:9).

http://patriarchia.ru/db/text/2441179.ht...

– За всадником находятся «кони рыжие, пегие (Венск.: гнедые) и белые " ; из дальнейшего ( Зах.1:11 ) можно заключить, что кони эти имели всадников; хотя можно видеть исполнителей воли Божией и в самих конях. Цвета коней, без сомнения, имеют символическое значение, как указание на те бедствия, которыми поразит Господь народы, живущие в безопасности и благополучии и потому не имеющие страха пред Богом ( Зах.1:15 ). – Муж на рыжем коне не есть предводитель, находившихся позади его коней; в Зах.1:10 он не включает себя в число тех, которых Господь послал обойти землю; а из Зах.1:11 видно, что этот муж есть Ангел Господень, которому кони (или всадники) дают отчет в исполнении порученной им миссии (см. Глаголев, с. 169, пр. 1). В видении первом выводятся действующими, в образе коней различных цветов, без сомнения, Ангельские силы (Феод. 71), низшие Ангела Иеговы и исполняющие волю Иеговы. Среди прочих небесных сил, упоминаемых, в книге пророка Захарии, Ангел Иеговы занимает высшее, преимущественное положение, как видно уже из видения первого. По замечанию проф. Глаголева, в видении четвертом (гл. III) «Ангел Иеговы является несомненно божественною личностью, имеющею власть, подобно Богу, прощать грехи» (с. 171). Составитель особой монографии о ветхозаветном Ангеле Иеговы Ролинг, в начале своего исследования, указывая на то значение, какое имеет ветхозаветное учение об Ангеле Иеговы, приводит выражение Штольберга, по которому «и Церковь ветхозаветная – есть Церковь вочеловечившегося Бога» (Lie. Aug. Roling, Ueber den Iehovaongel des Alten Testaments, Tubingen, 1866. S. 3). Книгою пророка Захарии эта мысль Штольберга подтверждается вполне: Ангел Иеговы здесь является Лицом Божеским, в конце времен вочеловечившимся Сыном Божиим. По толкованию первого видения пророка Захарии у блаж. Иеронима, «муж, восходивший на коня рыжего есть Господь Спаситель, Который, принимая домостроительство плоти нашей, слышит в книге пророка Исаии: Почему красны одежды твои " ( Ис.63:2 ; с. 12). Зах.1:11 .  И они отвечали Ангелу Го­с­по­дню, стояв­шему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как это можно понять? Можно в том смысле, что у патриарха в потомках будет целый народ, как оно и сбылось. Но с высоты Нового Завета очевидно: речь идет не столько о потомках по крови, сколько о том, что из семени Авраамова придет Мессия — Христос, через Которого благословится все человечество: и число последователей Христа — духовных наследников Авраама — будет «как песок морской». (Быт. 12: 2-3) Существует и понятие мистического, духовного толкования. Четвертое Евангелие, Иоанново, даже называется «Евангелион Пневматикон» («Духовное Евангелие»). Но здесь нужно быть осторожными. С древних времен практика «мистического способа» толкования Священного Писания связывалась с еретиками-гностиками. Они кичились тем, что им якобы открыты некие особые тайны и дарованы особые книги: иными словами, им одним открыт подлинный, духовный смысл Писания. Этакая «монополия» на истину. В Православии подход к «духовному прочтению» куда трезвее. Нет никаких «сверхтайн», нет деления на «посвященных» в великие «истины» и «непосвященных». Как ни странно, в Евангелии, вне зависимости от того, как ты его понимаешь — буквально или символически, аллегорически, — любой из способов может стать духовным. В отличие от гностиков, Православная Церковь убеждена, что Евангелие предназначено для каждого человека, а величайшая весть Нового Завета о возможности спасения не скрыта для «избранных», а доступна всем, «открыта младенцам», как сказал Христос. Одному открывается что-то через буквальный подход, другому — через аллегорический, символический. Один — простой рыбак, другой — философ, один — назидается притчей, скажем, о том, что как забросили невод в море, вытащили все, что попалось, и стали разбирать: рыбу — в корзину, а водоросли, мусор — выкинули вон (см. Мф. 13: 47-50). Рыбаку это понятно, он знает, о чем идет речь, и от буквального прочтения может сделать духовный вывод. А философ читает начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог» (Ин. 1: 1) — и это дает ему некоторое представление о безначальности, личности и божестве Логоса.

http://pravoslavie.ru/56822.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010