Число 2337 делится на 19 без остатка. Следовательно, первый год седмин, в лунном отношении, соответствует 1875-му году. 3) В 1875 году мартовское полнолуние падало на вечер 8-го апреля; следовательно пасха должна была бы праздноваться 9-го апреля. А так как в 1875 году весеннее равноденствие падало на утро 9 марта, тогда как в год страданий Спасителя – почти на полдень 24 марта; то, для уравновешения лунного течения с солнечным, мы к 9-му апреля должны прибавить 14 1 / 2 дней. Но этого сделать невозможно, так как от одного полнолуния до другого не 14 1 / 2 , а 29 1 / 2 дней. Двинуться назад мы также не можем, потому что, вследствие неточности юлианского календаря, и без того подвинулись уже назад. Остается на 29 1 / 2 дней подвинуться вперед. Это тем более законно, что из 29 1 / 2 дней нам следует вычесть 8 1 / 2 дней разницы между полнолуниями года страданий Господних и полнолуниями 1870-х годов (Правосл. Собесед. 1886 г. декабрь), иначе говоря, вместо 29 1 / 2 дней к 9-му апреля мы должны прибавить лишь 21 день: 9 + 21=30. Это будет означать, что пасха в первый год седмин должна была соответствовать 30-му апреля года страданий. Следовательно 1-му нисана года седмин должно было соответствовать 16-е апреля года страданий, а начало седмин или 15-е адара первого года седмин – 1-му апреля года страданий. А так как за 490 лет луна должна была отстать от солнечного года более, чем на один день; то полнолуние в год страданий должно было опоздать на один день и последовать именно 2-го апреля; иначе сказать: это означает, что одним днем (он мог закончиться и утром, и полднем, и вечером) должны были закончиться седмины, а с другого, непосредственно с ним соприкасавшегося, имел войти в силу Завет Новый Бога с человеком. А.Некрасов 3 Высокпр. Филарет замечает: «сего Санаваллата (т. е. современника Александра В.) нельзя смешивать с современником Неемии тогоже имени. Их разделяет целый век». Начертание Библ. Истории. 1840. стр. 380. 10 Ibid. πεμφθες ες Σαμαρεαν π Δαρεου το τελευταου βασιλως σατρπης.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Писатели западной церкви сами сознаются, что первоначальный, апостольский и всеобщей образ крещения есть троекратное погружение, но в оправдание своих обычаев представляют причины времени, будто бы требующие перемен в древних обычаях, причины, однако ж, странные и неуместные. Так, один писатель говорит: ritus baptizandi antiquissimus et communis erat per trinam immersionem, quam indicunt apostoli, quia immersio plus habebat mysterii ob Dominicae mortis, sepulturae et ressurectionis conformitatem, neque adhibebatur infusionis ritus, nisi erga periculose aegrotantes. Nunc vero maior habetur incommodorum corporis atque puderis ratio simulque amorendarum tentationis, illecebrarum... Cabassut. synops. concil. tom. 3. pag. 331. Paris 1838. Но ещё в VI в. папа Григорий Вел. в своём чинопоследовании крещения установлял, чтобы крещение самых младенцев было совершаемо не иначе, как погружением. S. Gregor. Sacrament, de bapt. infant. Крещение чрез обливание, употребляемое западной церковью, есть уже позднейшее нововведение, не ранее XIV столетия. Правосл. Собесед. 1859. Ч. I, стр. 7–8. Русский митрополит Кирилл (XIII в.) тоже осуждал обливание при крещении, говоря, что оно беззаконно, и что крестимый должен быть всегда погружаем в сосуде особенном. Карамзин. История государства российского. СПБ. 1819, изд. 2-е. Т. IV, стр. 125. В многочисленных грамотах константинопольских патриархов XVII, XVIII и даже XIX столетий тоже осуждается обычай совершать крещение по латинскому обряду, через обливание, как противный учению Восточной Церкви, основанному на несомненном апостольском предании (См. эти грамоты в издании Гедеона: Κανονικα διατξεις, т. II, стр. 89–90, 118, 180, 459). А. Павлов . Номоканон при Большом Требнике. Новое, от начала до конца переработанное издание. Москва. 1897, стр. 349. 30 Св. Киприан карфагенский , и с ним другие африканские епископы, также некоторые из восточных, напротив, полагали, что крещения, совершаемого еретиками, признавать не должно, и потому, при обращении их к Православной Церкви, снова нужно крестить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Писания; но ему отведено было едва ли не последнее место в учебной системе, гегемония же принадлежала одному латинскому. Да и самая латынь в католических школах процветала не древняя, классическая, а грубая, варварская, искаженная полонизмами и местными наречиями, и представлявшая лишь извращение языка золотого века латинской литературы. В самых латинских школах стремление к изучению древних латинских классиков пробудил протестантизм и только при его просвещенном содействии исправилась впоследствии и приблизилась к своему образцу эта польская латынь, получив от Цицерона и Вергилия изящность и приятность, от Гомера и Демосфена силу и энергию. Итак, католическая школа и наука, чуждая истинного духа классической образованности, не могла быть посредницей при усвоении южнорусскими школами греческого классического направления. Такой посредницей могла быть и была протестантская образованность. Ист. Пол. Лит. Кондр. т. I, стр. 220 и 240. 833 Православ. Собесед. за 1858 г. т. I, в статье «князь Константин Острожский» стр. 365–392, 536–567. 835 Dzieie у Prava (Kosc. Polsk. Ostrowskie gow Warszawie 1793 г. т. III, стр. 421 и 423). Эти профессоры-протестанты недолго, однако занимали кафедры в православной академии: «по просьбе богомудраго князя, святейший патриарх Константинопольский часто и часто его навежал и дидаскалы мудрыми облагал, к размножению наук веры православной». Вест. Запад. Р. за 1869 г. кн. 7, отд. II, стр. 8, 9, 13, 21 и Русская истор. Костомарова т. III, стр. 544. 836 В пасторатских училищах питомцы с раннего утра до позднего вечера проводили время в молитве, чтении слова Божия, научных занятиях (каких, не известно), музыкальных упражнениях и физических трудах. Krasinski S. 292. 837 Lukaszew. 2 Th. S. 103–117. Уст. Луцкой школы §§ 11 н 12, в Памятниках, изд. Врем. Ком. при Киевск. Генер.-губ. стран. 83–116, Археографич. сбор. докум., относящ. к ист. Сев. Зап. Рос. т. IV, Отд. III, 14, стр. 136 и 145. 838 Я. Ф. Головацкий доказывает, что действовавший в острожской академии устав луцкой школы составлен не Кириллом Лукарисом, а списан им, с небольшими сокращениями и перифразами, с устава львовской братской школы, «начертанного в 1586 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Веруем, что он труженик, аскет и живот вечный наследит. Подписано Б. И. Соколов . 73 Через год с небольшим по кончине батюшки о. Флавиана усердием давно его знавшей и уважавшей его высокую духовную личность Екатерины Васильевны Иловайской, бывшей духовной дочери о. Илариона, на могилке его был воздвигнут прекрасный памятник из серого мрамора. 2 Некоторые сведения об этой деятельности о.Илариона, а так же и о. Клемченке можно найти в брошюрах: а) Рассказ очевидца о действиях Преосвященного Иакова, по обращению Саратовских раскольников С.-П. б. 1862 г. и б) Два письма о народных суевериях. Москва 1871 г. 13 Степан Петрович Жихарев был в 20–50-х годах довольно в Москве популярный человек как обер-прокурор Сената, деятельный член обществ скакового и сельского хозяйства, а в 50-х годах председатель театрального литературного комитета. В бытность о. Илариона скитоначальником Жихарев однажды приезжал в Оптину пустынь. 14 Подробно о Климчонке см. дальше в приложениях. См. также брошюру «Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по обращению раскольников Саратовского края» а равно и предисловие к брошюрке «Два письма Климчонка о народных суеверных заблуждениях» Москва. 1871 г. 32 Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова по отношению к расколу в Саратовской епархии с 1832 г. по 1839 г., напечатанный сначала в журнале «Доиашняя беседа» за 1861 год, а потом и особою брошюрою в 1862 г. 38 Об о. Моисее Миртовским подробнее будет сказано в приложении в статье о Семёне Климыче и о последних днях его жизни, смотр. Прилож. 40 В марте 1829 года губернатором в Саратове был князь А. Б. Голицын (см. Правосл. Собесед. за 1858 г. ч. 1, стр. 239). Обращение Иргиза губернатором Степановым начато было в 1836 году, следовательно, губернаторство П. было после 1829 и до 1836 г. 41 Ириней Клементьевский был с 1782 по 1788 г. ректором Ярославской семинарии, после 1792–1798 г. архиепископом Псковским, и скончался на покое 24 апреля 1818 г. (смотри обзор духовной русской литературы Филарета, изд. 2-е, часть 2, стр. 199). 54 С 2 июня 1852 г. мантейный монах, с 16 июня 1855 г. иеродиакон, а 23 августа 1862 г. иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 У составителя этой симфонии были под руками в качестве пособий след. книги: 1) Biblischos Kasual – Text-Lexicon. K. Haupt. 3 Auflage. Leipzig. 1893. 2) Dictionnaire des parallèles concordances et analogies bibliques par Lambert. Paris. 1862. 2-ed. 3) Симфония на в. и нов. завет, кн. Барятинской. 4) Симфония изд. ж. «Странник». 5) Статьи журн. «Миссионерск. обозрение». 6) «Душ.собесед.» 7) Наш труд: «Уроки и примеры христианск.веры, надежды и любви» и др. 2 Этим свойством настоящая книга отличается от всех других симфоний, в которых тексты помещены в азбучном порядке, на основании простого звучания начальных слогов в слове – без всякой внутренней их связи и логической близости их между собою, при чем приведены только начальные слова стиха, а не весь стих, или даже сделана одна только ссылка на главы и стихи без самых текстов. 5 В состав настоящих духовно-назидательных рассказов внесена только незначительная часть (1/10) из наших книг, под названием: «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви», и то большею частью в сокращении, – гораздо большая часть их печатается здесь по новым источникам: прологам, патерикам, четьи-минеям и др. подобным книгам. Всех рассказов на 245 понятий приведено около 700. 7 Само собою разумеется, что от начинающих проповедников на первых годах их проповеднической деятельности нельзя требовать свободной импровизации. Довольно для них, если они будут в это время усердно проповедовать слово Божие по руководству лучших проповеднических сборников. Со временем они перейдут к свободному произношению своих поучений, сначала говоря наизусть, или вообще без тетрадки, готовые поучения, разучивая их, конечно, не с букв, точностью, а потом переходя к импровизации, руководясь и здесь на первых порах готовыми конспектами проповедей. Для сего нами и составлены книги: «Ежедневные поучения, Полный годичный круг поучений и т.п.» (первая ступень); «Проповедническая энциклопедия, или Спутник пастыря проповедника», заключающая в себе подробные планы (вторая ступень); «Друг церковного импровизатора», содержащий в себе краткие конспекты (третья ступень).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Такова должна быть супружеская жизнь. Но то ли мы видим на самом деле? Вот какие, например, бывают у нас супружества: два лица заключают между собой брачный союз по минутному влечению или по каким-нибудь необдуманным расчетам, венчаются без совета старших, и что потом бывает? Поживут год-другой – разочаруются друг в друге и разойдутся в разные стороны, так что и не знают потом друг о друге. Или еще: завелись у нас, христиан православных, какие-то гражданские браки; но их и так назвать нельзя; для них и названия не подберешь. Избави Бог нас от таких безобразных браков. Но не лучше у нас и законные супружества. В наших семьях только и слышишь пререкания между супругами, упреки друг другу, брань, ругань, побои, крики, плач и прочее. И все это делается почти каждый день на глазах детей, на виду соседей и чуть ли не всей деревни. Но неужели нет между нами истинно христианских супружеств? Благодарение Богу – и между нами есть счастливые супружества, но только мало. Забыли мы Бога, не исполняем Его святого закона – и вот Господь и наказывает нас то тем, то другим бедствием; наказывает, между прочим, и супружеским несчастьем («Воскр. собесед.», в. 1, стр. 86). Христианская семейная жизнь Добрая жизнь и христианское поведение в доме, семействе есть основание и корень христианской нравственной жизни. Всякий человек в своем доме, в своем семействе усваивает первые навыки, созидает свой нрав, приучается к худому или доброму поведению, усваивает тот или другой характер. Без сомнения, вы не раз слышали такой отзыв о ком-нибудь: этот человек из хорошего дома, из хорошей семьи, и сам должен быть хорошим человеком, и, наоборот, такой человек из худой семьи, и сам таков же. И неудивительно! В добром семействе и дети вырастают добрыми и хорошими, и наоборот, в худом семействе они портятся. Поэтому добрая домашняя жизнь бывает основанием доброй христианской нравственности. Человек нигде не может так хорошо привыкнуть к исполнению Христовых заповедей, как в своем доме. Высшая заповедь есть любовь к ближним; но где ты можешь так усвоить эту заповедь и выказать любовь, как не в родном семействе. Тут-то легче всего обнаружится, есть ли у тебя добрые нравы и можешь ли возлюбить ближнего. Если уж ты не любишь родителей, братьев и сестер, если ты имеешь дурные отношения к ним, то каким образом можешь ты возлюбить чужих людей?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

«Ergo non rei originem exprimit, sed rei exsistentis evolutionem, propagationem..., Proxime urique vox designat filios, posteros. Alibi tamen vocis signification concendenda est latior, ut non mere filios exprimat, sed universim historiam. Humm. 40 p. 319 Так со времен уч. раввина Raschi думают многие из новейших отрицательных критиков – Dillman, Knobel, Kuenen etc. 321 Хотя в подлиннике между тем, что мы определили, как заглавие и тем, что назвали началом повествования, нет никакого знака, но, по нашему мнению, тут необходимо поставить точку, что действительно и делает Vulgata. 322 Юнгеров «Повествование о творении мира и человека в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги». Пр. Собесед. 1880, I, 394–414 стр. 324 Смирнский собор 337 г. по поводу арианской смуты постановил: «si quis hoc dictum faciamus hominem non Patrem ad Filium, sed Deum secum loqui affirmet, anathema sit». Hummelauer – 107 p. 326 Norris “Assirian Dictionary» I, 225 p. см. у Vigouroux «La Bible et les decouvertes modernes...» I, 427 p. 328 Heideggeri «Historia sacra patriarcharum» – Ed. secunda – 1688 г. 118 p. Riehm «Handwrterbuch der Bibl. Altherthums» I, 245 p. The pulpit Commentary – 30 p. Vigouroux «Dictionnaire de la Bible» 1, 171 p. etc. 332 The pulpit Commentary – 30 з. Ochler «The Theologie» A. T. 227 s. «Образ и подобие это синонимы выражающие, вообще, идею человека». 333 Как свод различных древних мнений, замечательно следующее рассуждение бл. Феодорита: «Иные», – говорит он, – «невидимость души называли образом Божиим, иные в великой простоте утверждали, что тело человеческое сотворено по образу Божию в означение его обладания. Некоторые учили разуметь так: Бог всяческих, сотворив чувственную и разумную тварь, напоследок создал человека, поставив его, как некий образ, среди неодушевленных и одушевленных чувственных и разумных тварей». Толк. на кн. Бытия, вопр. 21, 27–28 стр. Твор. бл. Феодорита Ч. 1. Москва 1855 г. 337 Лучшее раскрытие этих мыслей даёт св. Григорий Нисский в своем специальном трактате «об устроении человека», см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Как правильно вести себя с инвалидами//Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dislife.ru/flow/heme/5963/ Как правильно вести себя с инвалидами//Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dislife.ru/flow/heme/5963/ Сопровождение в храме. Ориентировка в храме. правила сопровождения Слепым и слабовидящим людям трудно ориентироваться в пространстве храма. Им сложно найти то место в храме, где можно приобрести свечи, подать записки. Еще сложнее найти именно ту икону, к которой хочется поставить свечу; найти подсвечник и свободное место для свечи, зажечь и поставить ее; понять, куда надо встать для общей молитвы перед исповедью и к кому именно подойти, чтобы исповедоваться; правильно подойти к причастию и т. д. Поэтому незрячие прихожане нуждаются в помощи (в сопровождении). В чем может выражаться такая помощь? Постарайтесь соблюдать несколько основных правил общения с незрячим человеком. • Сами предлагайте помощь незрячим. • Не навязывайте помощь инвалиду, если он от нее отказывается. • Не говорите с незрячим покровительственным то-ном, общайтесь с ним так же уважительно, как с любым другим человеком. • В разговоре обращайтесь непосредственно к незря-чему. Не говорите громче, чем обычно. • Называйте себя и пред-ставляйте других собесед-ников и присутствующих. • Предупреждайте человека, собираясь взять его за руку. • Не проявляйте открыто жалости к незрячим: им нужна помощь, но не жалость. • В присутствии незрячего не следует долго восхищаться красотой чего-либо, лучше рассказать, что именно вызывает восхищение. • Не заменяйте чтение ка-кого-либо важного доку-мента его пересказом. • Если вы обедаете с не-зрячим, то рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. В том, чтобы помочь слепому человеку дойти до храма, прочитать ему важную информацию на доске объявлений, написать и подать записки о здравии и об упокоении, подойти к исповеди и причастию, приложиться к иконе, кресту и т. д. Основные правила сопровождения незрячего в храме и в любом другом пространстве см. на с. 33.

http://azbyka.ru/zdorovie/invalid-v-hram...

Как видно из кратко изложенного содержания рассматриваемой книги, автор ее в прямом ответе на поставленную тему не дает чего-либо нового. Но все же книга не лишена известной ценности, так как, кроме прямого ответа на тему, в ней находится немало, хотя и побочных, но глубокомысленных рассуждений по вопросам, касающимся содержания Евангелия и его божественного достоинства. Обращаем внимание почтенного автора на одно неудачное выражение. В § 50 он говорит: «Христианский мир делится на множество исповеданий, а каждое исповедание подразделяется множество сект, неужели и православное исповедание разделяется на секты? 110 . Книги, статьи и брошюры Н.Ив. Остроумова 1) Какие читать молитвы наш простой народ? (Тульск. Губ. Вед., 1898 г. 125; перепечатано Тульск. Епарх. Вед. 1899 г., 14. Пастырск. Собеседн. 1899 г. 28). 2) Профессор Иван Николаевич Корсунский . Тула, 1900 г., цена 20 коп. 3) Редкий человек (из воспоминаний об Ив.Н. Корсунском, проф. Москов. Дух. Академии). Москва, 1900 г., ц. 15 к. 4) Мысли Аристотеля о воспитании и о значении музыки в деле воспитания. Тула 1903 г., ц. 20 к. 5) Д. Ф. Голубинский (воспоминания). Москва, 1904 г., ц. 15 к. 6) Чему научает нас жизнь препод. Марии Египетской? (Тульск. Губ. Вед. 1904 г., 54). 7) Аналогии и их значение при выяснении учения о св. Троице, по суду блаж. Августина («Правосл. Собесед.», 1904 г., 2). 8) Добрые души (рассказы из быта народа и духовенства). Москва. 1905 г. Издание составляет собственность книжного магазина Ступина. 9) Свадебные обычаи в древней Руси. Историко-этнографический очерк. Тула, 1905 г., ц. 60 к. 10) Блаж. Августин как обличитель отрицательно рационалистического воззрения на христианское учение о св. Троице. Рязань, 1907 г., ц. 20 к. 11) «Великий молитвенник и подвижник русской земли». Из сказаний о препод Серафиме Саровском (по неизданной рукописи; «Тульск. Е.В.», 1904 г., 15). 12) Из сказаний современника о Саровском подвижнике Серафиме (по поводу хулы на него со стороны старообрядцев). Рязань, 1907 г. Цена 10 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

172 Псалом 21 необыкновенно богат мессианскими чертами и притом столь ясными, что некоторые находят его написанным как бы в то время, когда совершились те факты, о коих он пророчествует. Это, можно сказать, самый замечательный из всех мессианских псалмов, если не по непосредственности изображения Мессии, то по яркости, меткости и живости, так что здесь непредубеждённому уму нельзя не узнать исторического Мессию. Но предубеждённых это возбудило к особенно старательной работе против мессианского значения этого псалма. Детальное раскрытие и опровержение этих отрицательных взглядов можно видеть на страницах 162–190 моего сочинения: «Изображение Мессии в Псалтири». 179 Что касается до литературных свойств 21 псалма, то Делич замечает, что он вообще похож на язык Давида, причём приводит и его идиотизмы. Далее здесь отмечается некоторого рода растянутость, какая встречается и у пр. Иеремии, что и понятно при угнетённости страдальца, ищущего излияния в молениях и обращениях к Богу, в которых он неизбежно должен был повторяться как в изображении своих страданий, так и обещаний, в которых между прочим можно видеть и выражение обычного поэтического параллелизма речи: повем и возвещу (см. Comm. Ps. Т. 1, стр. 181–182). В Апостольском чтении приводимого здесь стиха псалма сравнительно с чтением LXX есть разность, а именно: вместо глагола διηγησμαι, ап. Павел ставит παγγελλ, который в связи с νομα более уместен и сообразен. 181 По мнению Куртца (стр. 105), Апостол делает это разделение по той причине, что отношение между Христом и верующими представляется в них с двух различных сторон, а именно: в первой цитате указывается на то, как вочеловечившийся Сын Божий нисшел на точку зрения человека, во второй, напротив (ср. 2:12), говорится о том, как избавленное человечество возвышено Богом на точку зрения Христа. 182 См. у Делича, стр. 78 и у Блеека, стр. 151. В краткий обзор «Мессии и Его царства» по книге пр. Исайи, сделанный И. Григорьевым (см. Пр. Собесед. 1902 г. Август), не входит обозрение этой главы пр. Исайи, но образ Мессии по книге пр. Исайи, данный в начале этой статьи, показывает, как здесь всё дышало необычайной прозорливостью мессианской речи. Здесь указываются мессианские черты, сходные с настоящими, например, из 53 гл. 10 ст., где говорится о долговечном потомстве страдальца-праведника. А в 60 гл. 12–20 ст. говорится даже о просвещении Им сынов Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010