Стих 28. Во еже вознести многих грехи. И Сам Христос на Тайной Вечери, предлагая ученикам чашу Нового Завета в Крови Своей, сказал, что эта Кровь изливается за многие, а не за всех ( Мф.26:28 ). «Но почему только за многих, а не за всех? Потому, отвечает святой Иоанн Златоустый , что не все уверовали. Христос умер за всех, дабы спасти всех, сколько от Него зависит, ибо смерть Его сильна была спасти всех от погибели, но Он вознёс грехи не всех, потому что они сами не захотели». Глава 10:5. Тем же входя в мир глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил ми еси. Текст приведён апостолом буквально по переводу 70-ти, с удержанием замечательного отличия этого перевода от еврейского подлинника, который вместо: тело же совершил ми еси, читает: уши прорыл Ты мне ( Пс.39:7 ). [Не входя в подробности объяснения этой разности, так как все известные толкования по этому поводу не представляют ничего, кроме более или менее остроумных догадок и предположений, мы заметим, что] оба чтения выражают одну общую мысль о послушании, которое Господь предпочитает паче жертв ( 1Цар.15:22 ), и так как принятие тела или, лучше, уготовление его в жертву Иисусом Христом было знаком Его величайшего послушания воле Божией, то будет всё одно, сказать ли: ты прорыл, или провертел, или уготовал мне уши, или: тело мне приготовил еси, совершил еси и так далее. Апостол избрал то выражение, которое придавало более силы его мыслям. Приложить же эти выражения к Мессии апостол имел право на том основании, что этот псалом относится к известному пророчеству Нафана о рождении Мессии от Давида ( 2Цар.7 ). [Что касается попытки изъяснить появление этой разности текста между словами апостола Павла и текстом 39-го псалма через предложение еврейского текста Послания, в котором будто бы могло стоять слово шеор (высшее) в выражении: высшее приготовил Ты мне, из которого переводчик Послания прочитал шеер (тело, плоть) и перевёл: тело уготовал Ты мне, то такое предположение, само по себе ничем не доказанное, грешит уже тем, что заставляет переделать все рукописи перевода 70-ти по неправильному переводу Послания, сделанному не раньше конца 1-го столетия]. (Прав. Собесед. 1872 г. Дек. Опыт изъясн. Пс.39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

126 Что касается того, что и у Макария на конце Феодоритова слова есть прибавка (какой нет по Досиф. списку), похожая на Данииловскую; то прибавка, говорим, похожая, а не одна и та же. У митр. Даниила окончание Феодоритова слова (такими словами: да тако достоит креститися и благословити, в Стоглаве – благословляти) указывает на иерейское благословение других: но у Макария слово – благословитись, равнозначаще с выражением креститися, иначе сказать, благословлять самих себя. Надобно думать, что митроп. Макарий различал два внешнии выражения чувств нашего благоговения к Богу: 1) когда мы в молитве крестимся и кланяемся, и 2) когда при начале какого-нибудь житейского дела (напр., принятия пищи, пития), просим благословения Божия и ограждаемся крестом (благословляемся) без поклона, но с произношением слов: «Господи благослови». И доселе в простом, благоговейном народе мы слышим выражение: «начинай благословясь!» Слич. 3 посл. митр. Игнат. Казань, 1855 г. стр. 59. 127 Нет никакого сомнения в том, что Феодоритово слово внесено по желанию и одобрению самого митроп. Макария; иначе он взял бы в свою Минею сие слово из сборника, составленного митропол. Даниилом. 128 В составлении 95 гл. Стоглава сей писец дает намек на свое «приклонение к Римскому костелу»; ибо он приводит слова апостолов Петра и Павла, будто бы повелевающих праздновать в субботу, тогда как сие строго воспрещено 29-м правилом св. Лаодикийского собора. Патриарх Филарет, приводя сие правило, говорит, что Латины его нарушают. (Смотр. его Соборн. излож: в потреб. 7147 г. лист. 221). 129 Ученый Франц. Маттеи относит сию книгу – Август к концу XVI, или началу XVII в. См. его лат. заметку на первом листе книги. Чит. Бес. к гл. стар. стр. 203–205. 130 См. обз. дух. лит. 1859 г. стр. 206 и 207. Слич. Указат. для обозр. Синод. библ. изд. 2, 1858 г. стр. 209. 131 В Прав. Собесед. 1855 г. кн. 3, стр. 152–164 представлены довольно сильные сомнения касательно времени напечатания катихизиса при патр. Филарете. Мы со своей стороны, в прибавление к сему, не лишним считаем сказать следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

30 «Постави победительное знамение беру креста на противоглаголющих. Егда бо имаши о кресте Хрисове стязатеся с неверными, предпосли рукою знамение креста христова, и заустится пркословящий» Св. Кир. Иерус. оглас. поуч. 13, ст. 22. изд. Москв. 1772 г. лист. 121 и обор. Тем бо (крестом) надеемся заградити уста богомерзким еретиком, глаголющым на Бога неправду. (В слов. Косм. на богомил. Прав. Собесед. 1864 апрель, стр. 496 и 497). 31 Так мы объясняем речение благословити в смысле славословия или благословения имени Божия см. Пс. 33:1, 62:5, 95:2 . 1Петр. 1:3 . 1Кор. 14:16 . и мн. др.; в этом значении употреблял слово благословити неоднократно и препод. Иосиф волоколамский (см. сл. 3 стр. 158), а не в смысле благословения иерейского, к которому совершенно не приложимы слова «два перста имети наклонена, а не простерта». Притом, если согласиться с мнением старообрядцев, будто под словом благословити надобно разуметь иерейское благословение; в таком случае надобно признать, что самое содержание слова Феодоритова предлагается в научение вере иереям. Ужели у нас бывали такие иереи, которые не знали коренных догматических истин – хотя по символу веры , и которые без особого наставления не умели хорошо и пальцев сложить, когда им надобно благословлять своих детей духовных? (См. о раск. Щапов. прим. 1 стр. 23). Едва ли такое предположение быть может, когда мы видели, как Геннадий заботился об устранении невежества в духовенстве, как он был разборчив и строг в поставлении на священные степени. (См. примеч. 17.). Преосв. Игнатий, митр. сибирский, слово благословити толкует иначе: «Противник глаголет: писано есть блаж. Феодоритом, како креститися, тако и благословити. Но убо мы к сему вопросу отдадим ответ: яко еже речено благословити, не о том благословении глаголет, еже бы такому, яко иерею, тако священнодействовати всякому человеку, двема персты благословляти: но речено есть единственно благословити: сиречь потребе бывшей, единому христианину бывшу, а не сущу священнику, то достоит всякому человеку троичным слаганием перст, якоже самому креститеся, такожде тем же сложением триех перстов брашно и питие свое благословити. Человеков же никому, простцу сущу, таковым сложением трапез (перст) благословляти не подобает: того бо ради и речено единственно творити благословение, а не многих благословляти. И о сем довлеет в увещение, что есть благословляти, и что есть благословити» III посл. гл. I, стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

4 отв. Никиф. Астрах. на 4 вопр.). Мы не разделяем того мнения (см. Прав. Собесед. июнь, 1860 г.), что «в эпоху Стоглава было у нас охлаждение к Востоку, с намерением усилить самостоятельность своей церкви». Согласно ли с сим намерением послание царем Иоанном Грозным Феодорита, бывшего архимандрита Суздальского, в Константинополь (сему-то Феодориту г. Ил. Беляев приписывает составление Феодоритова слова) к патриарху Дионисию для испрошения благословения на царское достоинство, на которое уже венчан был Иоанн своими святителями? Замечательно, когда Феодорит возвратился (в 1561 г.) с благословенною грамотой патриарха, подписанною 36 митрополитами и епископами греческими: тогда царь так обрадовался, что дарил Феодориту большие деньги и «кожух драгих соболей под аксамитом», и предлагал ему епископство; но Феодорит имелъ уже награду по его собственному сознанию: «довольно ми се мздовоздаяние, иже от аптостольскаго наместника, великаго архиепископа, сиречь патриарха вселенска, благословение приях». Едва ли такое чувство может родиться в холодном сердце? (Сказ. Курбс. част. I, стр. 183, 184 изд. 1832 г. слич. Степ. кн. част. II стр. 287). Ранее сего времени (в 1555 г.) царь писал александрийскому патриарху Иоакиму, называя его «пастырем и учителем православных селений, исповедником, страстотерпцем, чудотворцем, судиею вселенней». Опять и в этом мы видим не голос одной политики, но голос сердца. Там же стр. 288–295. 102 Надобно сказать, что старообрядцы очень неблагосклонно принимают это свидетельство (см. ист. св. Соловец. об. стр. 73–75); но такая неблагосклонность конечно не имела бы места, если бы они мало-мальски знакомы были с греческим языком, чтобы внимательно рассмотреть саму книгу Дамаскина. Мы пользуемся книгою очень древней печати без всяких изображений (делаем сию оговорку по тому побуждению, что Денисов в 92 отв. желает заподозрить достоинство книги тем, что в ней есть изображения в лицах Предтечи, обливающего Иисуса Христа; но в лицах редакция позднейшая 1568 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Для того-де, «чтобы выразить в речи, что оба данные предмета действуют совокупно, требуются особые части речи, слова дополняющие и определяющие». Для доказательства этого своего правила автор берет два однозначащие примера, из коих мы приведем один только первый: «У него сыновья оба умерли» Это-де выражение равносильно следующему: у него сыновья и тот и другой умерли 225 ; но отсюда-де невидно, как они умерли: вместе или порознь» (Прав. Собесед., сент. 1893, стр. 31). Сколько тут натяжек и ни к чему не ведущего резонерства! Вместо того, чтобы сочинять новые правила синтаксиса человеческой речи, автор сделал бы лучше, если бы занялся внимательным и хладнокровным анализом занимающей нас речи Номоканона. Предмет этой речи двойственный – νδργυνον (супружеская чета); этому предмету приписывается не «одинаковое только, но одно и тоже нераздельное действие; на эту нераздельность прямо указывает добавочное (определительное) подлежащее: κα ο δο, которое было бы совершенно излишне или требовало бы замены другим, противоположным определительным словом, если бы говорящий имел в виду не совместное, а раздельное действование двух предметов своей речи. Всего любопытнее, что проф. Бердников покусился обратить в «свою пользу» и приведенные нами из Евангелия Иоанна два примера синтаксического употребления слова ο δο в смысле настоящей статьи Номоканона. Вот эти примеры в пересказе и с толкованиями самого нашего оппонента: « Иоан. ХХ, 4 : τρεχον δ ο δο μο. По-русски это переведено так: они (Петр и другой ученик Господа, услышавшие о Его воскресении) побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее, и пришел ко гробу первый. Здесь, замечает проф. Бердников, указывается на совокупность действия, но для означения этого обстоятельства употреблено особое слово μο – вместе». Да, ответим мы, употреблено, но вслед за тем указана и причина присоединения этого плеоназма к ο δο: побежали оба вместе, а пришли врознь. На другом примере: κουσαν ατο ο μαθητα ( Uoah. I, 37 ) проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» ( Быт.18, 27 ). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу? АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» ( Иов. 2, 10 ), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10, 38 ), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» ( Откр.14, 4 ), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Галат.6, 14 ) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха. СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

А некоторые изречения, если не будут утончены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч ( Лк.12:35 ; Лк.22:36 ). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф.10:38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т. е. как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою то обрати, к нему и другую ( Мф.5:39 ), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф.10:23 ; Мф.19:21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3). О двояком смысле Св. Писания Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято, или положительно, или в среднем смысле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

А некоторые изречения, если не будут уточнены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч ( Лк. 12, 35; 22, 36 ). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня ( Мф. 10, 38 ). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, то есть как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую ( Мф. 5, 39 ), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 10, 23; 11, 21 ). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3). О двояком смысле Св. Писания Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, не спешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и то, и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, то есть так, чтобы не принимать их с полною уверенностью и не отвергать совершенно. Не должно отвергать ни того, ни другого мнения, когда оба они не оказываются противными вере, как например, что Илия пришел в лице Иоанна ( Мф. 11, 14 ) и опять придет пред пришествием Христовым; или мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом ( Дан. 9, 27 ), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; так же следует понимать и все то, что изображается в Евангелии ( Мф. 24 ), – что оно исполнилось и пред пленением Иерусалима и в конце мира исполнится. Из этих мнений ни одно не опровергает другого, и первое разумение не упраздняет последующего (Там же, гл. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

(Из книги проф. А. Пономарева «Собесед. св. Григ. Вел. о загроб. жизни») Приложение А. Высокие приготовительные условия к блаженству святых. Суд и прославление святых 1. Люди всех возрастов, положений и наций, от начала сотворения мира до известного одному лишь Богу дня должны будут явиться на суд и услышать свой приговор. Страшный день! Счастливый день! Страшный для тех, которые забыли о пришествии Спасителя своего, – счастливый для тех, которые надеялись и ожидали Его. Тогда каждый должен будет дать отчет о своей жизни, именно, как он пользовался дарами, полученными от Бога; временем, здоровьем, разумом, благодатию, скорбями, помощью и внушениями. Грехи юности, забытые грешниками, со всеми частными падениями, откроются пред людьми и ангелами. Они оскорбляли Спасителя Иисуса Христа, не слушая Его слов, оскорбляли его служителей: они увидят Его тогда сидящим, как Судию своего. Их совести будут обвинять их и напоминать им об их преступлениях. Куда скроется несчастный грешник? Кто поймет смущающие его сердце мысли? Ни мир, ни его прежние друзья не в силах помочь ему. Было время, грешник, когда Иисус Христос желал спасти тебя, а ты не хотел этого; теперь ты желал бы этого, но Он уже не хочет. Ты напрасно будешь теперь восклицать: горе, падите на меня и закройте меня от лица седящаго на престоле и гнева Агнца. Итак, я требую от тебя пред Богом и Спасителем Иисусом Христом, Который должен судить живых и мертвых, когда явится в царстве своем, серьезно поразмыслить обо всем этом. Но зачем смущаться тебе, душа смиренная и благочестивая? Спасший Ноя от потопа и Лота при разрушении Содома, забудет ли Он тебя в этот день? Сумеет Господь избавить благочестивых от напастей и соблюсти грешников для наказания в день суда ( 2Петр. 2, 9 ). В этот день Он поразит ужасом своих врагов и покажет своему народу неизглаголанное счастье. Тут нет осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, а по духу. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдает их. Кто осудит, если судья не осуждает ( Рим. 8:1, 33, 34 )? Исповедующих «Меня пред людьми... Я исповедую пред Отцом моим небесным» ( Мф. 10, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После того он вскоре выздоровел и обет свой выполняет в точности; в настоящее время он занимается сапожным мастерством. Крестьянин этот человек грамотный, не пил и не пьет никаких хмельных напитков («Душепол. собесед.», 1888 г., стр. 110). 7) В храмовой праздник, летом, приходит в дом крестьянина священник, по обычаю, с Животворящим Крестом. Хозяйка приняла его и сказала, что муж ее работает в огороде. Окончив пение, священник выходил из дома и на пороге, встретившись с хозяином, стал по обязанности вразумлять его. – Не стыдно ли тебе, – говорит, – ныне у нас такой большой праздник, мы приходим со святой водой и Животворящим Крестом, чтобы освятить твой дом, семейство и помолиться, чтобы Господь благословил твои дела и дал тебе счастье; а ты и знать не хочешь. Тебе надлежало бы встретить и принять, как следует христианину, если не меня, так Животворящий Крест, и помолиться вместе с нами; а ты в такой праздник, не исполнив христианского долга, вздумал работать – это грех! Крестьянин вместо того, чтобы извиниться и раскаяться в своей невнимательности к посещению священника, обиделся на его замечания и возразил: – Да если на все ваши праздники смотреть, так и работать некогда будет, поля не уберешь да без хлеба насидишься. – Бога ты не боишься, – сказал ему священник. – Разве мало у вас рабочих дней? И много ли праздников, чтобы тебе прийти в храм Божий, помолиться Богу да возблагодарить Его за Его к нам милость и, как следует истинному христианину, поразмыслить о своей душе! Ведь и о ней нужно позаботиться; не все хлопотать о мамоне да о мамоне; а ты о душе-то забываешь и в те дни, которые для того и назначены, чтобы заняться ею. Притом же знай, что успех всякой твоей работы зависит от Бога; поэтому ты должен благодарить Его за то, что Он дает тебе всего довольно, да и помолиться, чтобы и впредь не оставил тебя. А ты думаешь поспорить, что, презревши праздники Господни, будешь работать только для мамоны. Не даст тебе Бог подспорья, когда ты идешь против Его воли. Ведь Он, а не иной кто, повелел почитать праздники: от Него мы все получаем, а сами собой, без Него, ничего не сделаем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010