с. С. Недобы». (Брат. Сл. 1887 г. т. 1, стр. 322). Ред. 28 В «Памятнике происходящих дел Белокр. Мон.» действительно значится, что 12 декабря 1855 г. «поставлен грубенский Филипп во диакона», а следующего 13-го числа «произведен во священника» (См. Ист. бел. гер. прилож. стр.141). Ред. 30 Вот образчик того, как туманят умы простодушных людей раскольнические начетчики сказками о соборе 1667 г., заимствованными из «протоколов» г. Филиппова и заграничных раскольнических изданий, смешивая притом воедино и собор, и полемические книги! 31 Достойно удивления, что этот пункт решился подписать Кирилл Балтский, ярый противуокружник. Здесь вместе с произносящими хулу на имя Исус предаются проклятию и хулящие четвероконечный крест, называющие его «кумиром», каковы именно противуокружники, отвергающие изложенное в Окружном Послании учение об этом кресте как достойном почитания: значит, Кирилл предал проклятию самого себя! 32 В силу этого пункта у раскольников должны бы оказаться по два епископа, одинаково законные, на одной кафедре в явную противность церковным правилам. Так, на московской кафедре восседали бы купно Савватий и Иов. 33 Итак, Кирилл решительно недоволен был предварительной мирной грамотой, считал ее ошибкой со своей стороны, допущенной потому, что «замотался с волками». Значит, он приехал потом на Кишиневское соборище с решительным намерением отвергнуть изложенные в ней условия мира. 34 Т. е., по вопросу о принесении на проскомидии частицы за царя. Еще Антоний Шустов как истый беспоповец, предписывал своим попам не вынимать частицы за царя, которого считал антихристианским царем; также поступают и противуокружники, с которыми так желают соединиться гг. Шибаевы, Драгуновы и прочие; в Окружном же Послании решительно заповедуется моление за царя и принесение просфоры за него. 35 Вот чем можно объяснить внесение в предварительную мирную грамоту 17-го пункта, в котором проклинаются называющие четвероконечный крест кумиром и по поводу которого мы выразили удивление, как мог принять его Кирилл – ярый кресторугатель. Оказывается, что это была с его стороны невольная уступка окружникам, сделанная под влиянием даже некоторых противуокружнических попов, признающих невозможным называть четвероконечный крест кумиром, и именно под влиянием того самого попа Иерофея, который и после кишиневского соборища в беседе с православными осуждал фанатизм Кирилла и прочих противуокружников, дерзко ругавшихся также и над именем Иисус. Видно, что Кирилл – очень недоволен попами Лукьяном и Иерофеем, и именно за то, что они защищали учение Окружного Послания о кресте четвероконечном, а не за то, что они были пьяны. 36 См. о его сношениях и беседах с австрийским попом Ефимом Мельниковым в Брат. Сл. 1887 г. т. 1, стр. 449 и след., 546 и след. 37 Значит, не один Анастасий со своими повинен в том, что прибег к искусственным средствам для возбуждения смелости на соборных прениях; противуокружники тоже не сдержали обещания «ни есть, ни пить в день собора " …

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

См. пояснение к Карф. 12. 30 . Заблагорассуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками. Ср. VI Всел. 72 с пояснениями. 31 Епископы и состоящие в клире да не усваивают ничего тем, кои не суть православные христиане, хотя бы то были сродники; ничего из своих вещей, как речено, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире. Это правило содержит норму греко-римского законодательства того времени. 32 . Епископы не иначе да отходят за море (из Африки в Италию), как по разрешению своего по каждой области епископа первого престола, то есть взяв преимущественно от самого первенствующего епископа так именуемую отпустительную грамоту, или одобрение. «За море» обозначает Италию и преимущественно имеет в виду Рим. 33 . Постановлено также: да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания суть сии: Бытие, Исход. Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств – четыре книги, Паралипоменон – две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг – четыре, Пророческих книг – двенадцать, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры – две книги. Нового Завета – четыре Евангелия, Деяний Апостолов – одна книга, посланий Павла – четырнадцать, Петра Апостола – два, Иоанна Апостола – три, Иакова Апостола – одна, Иуды Апостола – одна, Апокалипсис Иоанна книга одна. Для твердости же предлежащего правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (Еп. Римский) и прочие епископы тех стран, ибо мы приняли от Отцов, что сии книги читать подобает в церкви. Ср. Ап. 80; Лаод. 60; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св. Писания; Амфилохия о тех же книгах. 34 . Аврилий епископ сказал: к сим, честнейшие братья, при рассуждении о воздержании некоторых из клира, кроме чтецов, от своих жен, присовокупляю утвержденное на разных Соборах: иподиаконы, Священным Тайнам прикасающиеся, и диаконы, и пресвитеры, также и епископы, по свойственному каждой из сих степеней правилу, да воздерживаются от жен своих, и да будут как не имеющие их; и если сего не сотворят, то да будут извержены от церковного чина – прочие же причетники да не принуждаются к сему, разве в преклонных годах, Весь Собор сказал: вашею святынею праведно распределяемое, как приличное священству и Богоугодное, утверждаем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что ты должен решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготернением, или чрез гнев предаться на сторону противника. Дай время своим мыслям избрать благую часть 44 Но более всего должно с искреннею молитвою обращаться к Богу, чтобы Он дал нам дух кротости и терпения и Своею благодатиею укрепил наше сердце в кротости и незлобии. Ибо эти добродетели - дары Духа Святаго, которые ниспосылаются от Бога людям достойным и способным принять их. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Что значит: наследят землю? - Значить то, что кроткие насладятся и в здешней жизни долгоденствием и многими другими благами, как кроткий и долготерпеливый Иов, Давид, или кроткий патриарх Иаков, как многие просиявшие кротостию святые в Новом Завете, а главное, - что они получать обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т. е. на небе. Эти блага да сподобит получить всех нас многомилостивый Господь Своею благодатию, щедротами и человеколюбием. Аминь. 32. Письма о св. Горе Афон., письмо 17 33 . Мф. 25, 40 34 . Мф. 5, 39 - 45; 35. Мф. 11, 29; 36. Мф. 12, 19. 37 . 1 Петр. 2, 28; 38. Мф. 6, 14, 15 39. Римл. 8, 9 40. Мф. 11, 29 41. Рим. 14, 17. 42. 1 Петр. 2, 23 43. Учил. Благоч. Част. III, стр. 64. 44 . Вас. Вел. в русск. пер., т. 4 стр. 168 - 169. БЕСЕДА ПЯТАЯ Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Во ДНИ поста и говения, покаяния и причащения св. Христовых Таин особенно благовременно слово об алчущих и жаждущих правды. Кто из нас праведен и кто не томится гладом духовным? Кто поэтому, кажется, не алчет и не жаждет правды, т. е. оправдания чрез веру в Иисуса Христа, кто не жаждет праведности, исправления, обновления духовнаго? Однакож, не смотря на безсчисленныя неправды наши, не смотря на нарочитое время поста и покаяния и приобщения святых, бессмертных, животворящих, страшных Таин Христа Спасителя, действительная алчба и жажда правды не во многих приметны, сколько можно судить по холодной и формальной, без сердечной теплоты, исповеди многих исповедников, и по неисполнению этого христианскаго долга многими ежегодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

Ибо, если тебе представляется весьма тяжким и невыносимым видеть, что жена твоя любит другого, то и ты не пытайся разрушать чужие браки. И в этом выражалось воздержание свойственное сему Праведнику. О справедливости же и суде (в защиту) обидимых и беспомощных, послушай, что он говорит: «В правду облачахся, одевахся же в суд (правосудие) яко в ризу. Спасох убогаго от руки сильнаго, и сироте, емуже не бе помощника, помогох. Око бех слепым, нога же хромым: аз бех отец немощным, распрю же, еяже не ведях, изслеидих: сотрох же членовныя неправедных, от среды же зубов их грабление изъях» 17 ( Иов.29:12–17 ). Но Праведник был выше и принятий даров на судах; ибо он говорит: «Аще рукама моима прикоснухся даров: да посею убо, а инии да поядят» ( Иов.31:7–8 ) 18 . Праведностью же он был так облечен, как одеждой, как он говорит, гораздо более прекрасной и блистательной, чем царская порфира. Он не презрел наицарственнейшую из всех добродетелей – милосердие и странноприимничество, а, напротив, считал в высшей степени это необходимым. Ибо, что он говорит? – «Аще же и хлеб мой ядох един, и сирому не преподах от него: понеже от юности моея кормих якоже отец» ( Иов.31:17–18 ) 19 . И еще: «Аще же презрех нага погибающа, и не облекох его: «немощнии же аще не благословиша мя, от стрижнения же агнцев моих согрешася плещы их – то и то да приключится мне» ( Иов.31:32 ) 20 . И еще: «Дверь моя всякому приходящему отверста бе, и аще оставих маломощнаго изыти из дверей моих тщим недром» ( Иов.31:32–34 ). Но и с должников он не требовал возвращения долга, так что разрывал и их расписки: «Писание, еже имех на кого, раздрав его отдах, ничтоже взем от должника» ( Иов.31:35–37 ) 21 . И все же, будучи таковым, если ему случилось когда-нибудь невольно согрешить, он не проявлял небрежения в исповедании сего, но все исповедывал, и не перед одним только, но пред многими. Таким образом, живя прежде Евангелия и Закона, он держался Евангельского учения. Ибо он говорит: «Аще же согрешая неволею, скрых грех мой: не посрамихся бо народнаго множества, еже не поведати пред ними» ( Иов.31:33–34 ) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_III/pos...

Нет ни одного в жизни происшествия, подобно как в мире нет ни одного явления, которое происходило бы случайно, без Божия Провидения. Во всем открывается глубина Божией премудрости, и никто не может познать ум Господень ( Рим.11:33–34 ). 31. Диавол, зная о будущем своем наказании (ст. 29), страшится ада ( Лк.8:31 ), и не имея возможности вредить человеку лично, старается вредить его имуществу и достоянию ( Иов.1:11 ), хотя и над сим, без попущения Божия, он не имеет никакой власти (ст. 32). 31–32. Грешники, подобные нечистым животным ( 2Пет.2:22 ), утопают в водах скорбей, посылаемых, по попущению Божию диаволом. 32–34. Велик и страшен ( Лк.8:37 ) Господь; страшны чудеса его для нас грешников, во гневе ли (ст. 32), или в милости ( Лк.5:8–9 ). 34. Удобнее верблюду сквозь игольные уши (тесные врата – Мф.7:13 ) пройти, нежели богатому войти в царствие Божие ( Лк.18:25 ). Гл. 9. Ст. 2. Молитва с верою исцеляет больного ( Мф.8:13 ), и Господь, по вере молящихся ( 4Цар.19:34 – 3Ездр.7, 37–41 ) прощает ( Иер.29:7 ) больному грехи ( Иак.5:15 ), особенно – если он и сам в чувствах веровать, видя приближение свое к смерти (сл. слово: дерзай). Грех прежде болезни, и где болезнь, там большей частью ( Ин.9:3 сл.) грех , или наследственный (родительский – Пс.50:7 ·), или наш собственный. И так должно молиться о прощении грехов больного, а вместе с сим и о здравии; ибо одно здравие грешнику не полезно. Грех есть сам себе наказание ( Иер.2:19 ; Рим.2:9 ), подобно как добродетель сама себе награда ( Мф.5:6 ). 6. Ни один грешник не бывает без болезни, и ни один больной совершенно без греха: но Кто имеет власть отпускать грехи ( 2Пет.1:3 ), Тот подает и здравие; а врачи суть только орудия Божии, или Божии посланники для нашего исцеления: сами же по себе они не могут исцелить ни праведника, ни грешника ( Мк.5:26 ·), если только не будут молиться Господу, да управит им покой и исцеление ради оздравления ( Сир.38:14 ). 12–13. Больные имеют нужду во враче, а грешники в Искупителе и в искреннем покаянии. Покаяние есть врачевство от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

29. Авва Евагрий сказал: начало спасения есть самоосуждение. 30. Было некогда собрание в Келлиях по какому-то делу. Авва Евагрий стал, было, говорить, но пресвитер сказал ему: знаем, авва, что, если б ты был в своей стране, давно бы был епископом и главою многих, а теперь ты сидишь здесь, как странник. Он извинился, но не смутился и, покачав головою, сказал ему: истинно так, отче, но единою глаголах, вторицею же не приложу ( Иов. 39:35 ). 31. Авва Карион сказал: подвиг трудов моих много больше сына моего Захарии, но не достиг я в меру его – в смирении и молчании его. 32. Один брат, египтянин, пришел к авве Зинону в Сирию и пожаловался старцу на свои помыслы. Старец в удивлении сказал: египтяне скрывают добродетели, которые имеют, но всегда обвиняют себя в грехах, коих не имеют. А сирияне и греки присваивают себе добродетели, которых не имеют, и скрывают грехи, которые имеют. 33. Говорили, что в одном селении некто много постился, так что его прозвали постником. Услышав о нем, авва Зинон позвал его к себе, и тот с радостью пришел к нему. Помолившись, они сели. Старец начал работать молча, постник же, не находя, о чем говорить, начал сильно скучать и, наконец, сказал старцу: помолись обо мне, авва! Я хочу идти домой. Зачем? – спросил его старец. Он отвечал: у меня сердце будто в огне, и я не знаю, что с ним делается. Когда был я в селении, постился до самого вечера и никогда не случалось со мною подобного. Старец говорит ему: в селении ты сыт был слухом, но теперь ступай и с сего времени принимай пищу в девятом часу и, если что делаешь, делай тайно. Когда постник начал так делать, то уже с болезнию ожидал девятого часа. Знавшие заповедь его говорили: поистине, одержим бесом. Когда он пришел к старцу и рассказал ему обо всем, он ответил: такой путь угоден Богу. 34. Авва Моисей говорит однажды брату Захарии: скажи мне, что делать? Услышав сие, он повергся долу к ногам его и сказал: меня ты спрашиваешь, отче? Старец ответил ему: поверь мне, чадо Захарие, я видел Духа Святого, сошедшего на тебя, и это заставляет меня спросить тебя. Тогда Захария, сняв с головы кукулий свой, положил его под ноги и, попирая его, сказал: если не будет стерт так человек, не может быть монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Иов.15:29 .  Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его. Иов.15:30 .  Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его. Иов.15:31 .  Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. Иов.15:32 .  Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть. Иов.15:33 .  Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой. Иов.15:34 .  Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Иов.15:35 .  Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман. Конец грешника. Иов.15:29 .  Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его, и не распрострется по земле приобретение его. Иов.15:30 .  Не уйдет от тьмы; отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его. Создаваемое вышеуказанным путем (ст. 28) благоденствие грешника непрочно. Его приобретению не суждено процветать и достигнуть зрелости: «не распрострется по земле приобретение его» (образ выражения заимствован от ветви, отягченной плодами). Оно погибнет, подобно дереву, брошенному в огонь. «Отрасли» не дети нечестивого, так как речь о потомстве идет ниже, а части растущего накопляемого имущества, которое сравнивается с деревом. Иов.15:31 .  Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. В обреченных на запустение и развалины местностях и домах (29 ст.) нельзя прочно обосноваться: надежда на это тщетна, суетна. Думающего и поступающего иначе («заблуждающегося») ждет гибель. Иов.15:32 .  Не в свой день он скончается, и ветви его не будут зеленеть. Иов.15:33 .  Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою и, как маслина, стряхнет цвет свой. Иов.15:34 .  Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Утучневший, презревший божественное определение грешник наказывается не только уничтожением имущества, но и преждевременною смертью (ст. 32; ср. Пс 54:24, 72:18, 19, 77:31, 33 ) и таковою же гибелью своих детей (ст. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и от руки сильных вопиют. Но никто не говорит: «где Бог , Творец мой, Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных»? Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей. Но не правда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это.» ( Иов. 35:9–13 ). Что же до желания Иова судиться с Богом, то Елиуй тонко подмечает в нем опасную тенденцию рассматривать свою совесть как безупречное нравственное мерило, т.е. видит в нем начатки того, что позднее станет учением об автономности человеческой морали. «Считаешь ли ты справедливым, что сказал: «я правее Бога»?» ( Иов. 35:2 ) Отсюда недалеко и до сознательного безбожия, признаки которого Елиуй давно подмечает у Иова: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? Потому что он сказал «нет пользы для человека в благоугождении Богу».:» ( Иов. 34:7–9 ). В промежутках речи Елиуй предлагает Иову защищаться, если тот сможет: «Если имеешь что сказать, отвечай; говори, потому, что я желал бы твоего оправдания. Если же нет, то слушай меня; молчи, и я научу тебя мудрости.» ( Иов. 33:32–33 ). Но Иов безмолвствует. Похоже – ему нечего ответить. Когда же речь Елиуя подхватывает явившийся в буре Яхве, Иов совсем сникает и отказывается не только задавать свои вопросы, но даже оправдываться. «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду.» ( Иов. 39:34–35 ). Спор подходит к развязке. Переходом на позиции друзей и невозможностью возразить Елиую и Яхве Иов уже достаточно засвидетельствовал несостоятельность своих рассуждений. Теперь ему остается только открыто заявить об этом. И вот Иов, признав справедливым обвинение в неразумии, предъявленное ему Самим Богом ( Иов. 38:2 ), отрекается от своих прежних слов и раскаивается. «И отвечал Иов Господу и сказал::

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iskush...

Глава 33 Окончание введения и первая речь Елиуя. 1–7. Обращенное к Иову увещание внимательно отнестись к его речам. 8–33. Разбор одного из неправильных взглядов Иова. Иов.33:1 .  Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим. Иов.33:2 .  Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей. Иов.33:3 .  Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Беспристрастные по содержанию ( Иов 32.21 ), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ( «внимай всем словам»). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей ( Иов 13.4 ). Иов.33:4 .  Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Иов.33:5 .  Если можешь, отвечай мне и стань передо мною. Иов.33:6 .  Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; Иов.33:7 .  поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя. И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: «вот, у Бога, пред Богом (евр. «ла-эл», ср. Иов 12.16 ) я, как и ты» (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним – вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. Иов 9.34, 13.21, 16.22 ) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: «вот я, по желанию твоему, вместо Бога», не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога ( Иов 13.3–5 ); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога. Иов.33:8 .  Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: Иов.33:9 .  чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; Иов.33:10 .  а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; Иов.33:11 .  поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Писано же есть паки возстати ему, с нимиже Господь восставит (воскресит) и, тако толкуется (переводится) от Сирские книги: в земли убо живый Авситидийстей на пределах Идумеи и Аравии. Прежде же бяше имя ему Иоав. Взем же жену Аравляныню, роди сына, емуже имя Еннон. Бе же той (Иов) отца (от отца) убо Зарева, Исавовых сынов сын, (от) матере же Воссоры, якоже быти ему (так что он есть) пятому от Авраама . Эти слова, не встречающиеся в Еврейском тексте Библии и в синодском переводе ее, составляют приписку к книге Иова в Библии Греческой и Славянской. Эта приписка заимствована от Сирские книги, неизвестно впрочем – какой 6 . В этой книге Иов отождествляется с Иоавом, Идумейским царем, о котором упоминается в родословной потомков Исава в кн. Бытия ( Быт. 34:33 ) и 1 кн. Паралипоменон ( 1Пар. 1:34 ). В сих книгах Иов, иначе Иоав, действительно представляется пятым от Авраама Исаак, Исав, Рагуил, Зареф, Иоав. Но о сыне Иова Енноне не упоминается в сих книгах, а в самой книге Иова говорится не об одном, а о многих сыновьях, и никто из них не назван по имени. Воссора, названная в приписке матерью Иова, есть имя не лица, а города, откуда, по свидетельству Бытия и Паралипоменон, происходил Иоав ( Быт. 36:34 ; 1Пар. 6:44 ). Полагают, что рассматриваемая приписка имеет значение одной догадки неизвестного автора о лице Иова. Автор убежден был, что книга Иова содержит историю лица действительного, а не вымышленного, и для подтверждения своей уверенности отождествил его с одним из Идумейских царей, упоминаемым в других священных книгах. Рассмотренная паримия назначена для чтения в день страдания и смерти Спасителя потому, что изображенное в ней благополучное состояние Иова после перенесенных им тяжких испытаний напоминает о благотворных последствиях страданий и крестной смерти Христовой. Иов среди тяжких страданий был как бы живой мертвец, как бы заживо был погребен, и выздоровление его есть как бы воскресение из мертвых, и в этом отношении служит образом воскресения Христова. – Иов во время своих страданий не терял надежды на прекращение их и на будущее свое выздоровление взирал, как на воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010