26 Tune surrexit Job, et scidit vestimenta sua, et tonso capite corruens in terram adoravit./Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился. (Синод. пер.) 27 In miseriis non subsistent./Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали. (Синод. пер.) 28 Nudus egressus sum de utero matris meae, nudus revertar illuc./Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. (Синод. пер.) 29 Melior est dies una in atriis tuis super millia./Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. (Синод. пер.) 30 Vidi Dominum sedentem super solium suum, et exercitum coeli a dextris et sinistris ejus, et dictum est: In quo decipiam Achab, ut ascendat et cadat in Ramoth Galaath? Et dixit alius ita, et alius aliter. Et egressus est unus, et dixit: Ego decipiam Achab. Et dictum est: In quo decipies? Qui respondit, dicens: Egrediar, et ero Spiritus mendax in ore omnium prophetarum ejus./Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. (Синод. пер.) 32 Non jejunabunt filii sponsi, quandiu cum illis est sponsus./Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Синод. пер.) 33 Propterea captivus ductus est populus meus, quia non habuit scientiam./... A на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ Мой пойдет в плен непредвиденно ( Ис.5:12–13 ) (Синод. пер.) 34 Nunquid aliquis ex principibus credidit in eum, aut ex Pharisaeis? Sed turba haec quae non novit legem, maledicti sunt./Уверовал ли в Hero кто из начальников или фарисеев? Но этот народ – невежда в законе, проклят он. (Синод. пер.) 36 У верблюдов на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. По этому признаку их семейство выделяют в особый отряд мозоленогих. (Онлайн энциклопедия Кругозор.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

32 а между тем обвиняли Иова. Т.е. клеветали. 32:8 Мудрость человека не от прожитых лет, а от пытливого духа и Божиего откровения. Глава 33 33 звук слов. Елиуй цитирует Иова (ср. 33,10.11 с 13,24 и 27). Дословное цитирование не было характерно для древнего Востока. 33:12–22 Обращение Елиуя к трансцендентности Бога в очередной раз повторяет сказанное друзьями. Однако Елиуй несколько иначе подходит к рассмотрению этого вопроса. Он намерен показать, что хотя Бог трансцендентен, Он все же говорит с человеком: через откровения (в сновидениях) и посредством испытаний. 33:23–30 В отличие от друзей Иова, не оставляющих места благодати и посредничеству в отношениях между Богом и человеком (5,1), Елиуй считает, что Господь дает и то, и другое. Глава 34 34:1–37 Елиуй приводит отдельные высказывания Иова, которые с легкостью можно опровергнуть (12,4; 13,18; 27,2.6). Основная мысль их состоит в том, что в действительности нет ни одного безгрешного человека, и потому Бог всех судит беспристрастно (ст. 5), справедливо и великодушно (ст. 10–30). Елиуй осуждает Иова и призывает к раскаянию (ст. 31–37). 34 Не может быть у Бога неправда. Или: «Бог никогда не делает зла». Далее (10–31) Елиуй развивает эту тему. Верно, что в наиболее критические моменты своей жизни Иов сомневался в этом (10,3; 12,4–6; 21,7; 24,1–12). 34:14–15 Елиуй безусловно прав: благословение Господа необходимо для поддержания их существования. 34:16–20 Иов задается вопросом: почему Бог медлит с судным днем над грешниками и нечестивцами (24,1). Елиуй же отвечает, что Бог судит их постоянно, хотя это и не всегда очевидно. 34:29 Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? Точнее: «Но если Он сохраняет молчание, кто может осудить Его». Это прерогатива Всевышнего, люди же не всегда знают, что делает Он, чтобы сокрушить зло. 34:31–37 В древнееврейском тексте ст. 31–33 содержат некоторые трудности для толкования. Общим замечанием здесь может быть следующее: Господь в Своих действиях не подвластен человеку ни при каких обстоятельствах. Глава 35

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В решении этого вопроса ученые прежде всего обращали внимание на время жизни самого Иова. В жизни Иова все видели признаки древнейшего, патриархального времени и строя жизни: Иов, за отсутствием определенного священнического класса, сам приносил жертвы за себя и детей своих (1:5); за отсутствием также определенных судей или царей народный суд производился старейшинами народными (29:7–25); древнейшая форма звездопоклонства – целовние руки (31:27); употребление древнейшей, относимой Пятокнижием к патриархальному времени, монеты «кеситы» ( Быт.33:19 = Иов.42:11 ); в прибавление к книге Иова, заимствованном в греческих списках Библии из какой-то сирской книги (и без сомнения под влиянием Быт.36:10–34 ), Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским ( Иов.42:17 ); авторитет нравоучения заключается у старцев и в их мудрых изречениях (4:12;5:27;8:8); необычайная продолжительность жизни Иова (около 200 лет). На основании этих признаков полагали, что и писатель книги Иова, касавшийся столь отдаленного времени, сам должен жить в древнейшее время. Подобно тому, как в кн. Бытия описал патриархальные времена Моисей, так он же вероятно описал их и в кн. Иова. Тем более это вероятно, что следы этого мнения сохранились в иудейском (Baba Batra 14, a) и в христианском предании ( Ориген , Златоуст, Ефрем Сирин , Мефодий, Полихроний, Иероним). Кроме того, есть сходство и в языке между книгой Иова и Пятокнижием, ибо некоторые еврейские слова употребляются только в этих книгах и более нигде: (33:9= Иов.42:11 ); (молва, слух – 4:12–26= Исх.32:25 ); (ощупывать – 5:14= Втор.28:29 ); (глотать – 39:24= Быт.24:17 ); также некоторые одинаковые выражения встречаются в обоих писаниях, например, «доколе дыхание Его во мне и дух Его в ноздрях моих» (27:3= Быт. 2:7 ), «умер Иов, насыщенный жизнью» (42:17), как умирали еврейские патриархи ( Быт.15:15;25:8;35:29 ). Моисею, 80 лет проведшему в аравийской пустыне (40 лет в пастушестве и 40 лет вождем Евреев), возможно было получить сведения о живших в Аравии Иове и его друзьях. Итак, утверждали Карпцовий, Ейхгорн, Ян, Бертольд, книга Иова, по времени своего происхождения, должно быть отнесена к числу древнейших библейских писаний и принадлежит Моисею. В русской богословской литературе это мнение высказывалось Еп. Агафангелом (в толковании на книгу Иова) и в Христианском чтении за 1833 год, 3т. (автор не назван).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В решении этого вопроса ученые прежде всего обращали внимание на время жизни самого Иова. В жизни Иова все видели признаки древнейшего, патриархального, времени и строя жизни: Иов, за отсутствием определенного священнического класса, сам приносил жертвы за себя и детей своих (1:5); за отсутствием также определенных судей или царей народный суд производился старейшинами народными (29:7–25); древнейшая форма звездопоклонства – целование руки (31:27); употребление древнейшей, относимой Пятикнижием к патриархальному времени, монеты «кеситы» ( Быт.33 ­­ Иов.42:11 ); в прибавлении к книге Иова, заимствованном в греческих списках Библии из какой-то сирской книги (и без сомнения под влиянием Быт.36:10–34 ), Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским ( Иов.42:17 ); авторитет нравоучения заключается у старцев и в их мудрых изречениях (4:12; 5:27; 8:8); необычайная продолжительность жизни Иова (около 200 лет). На основании этих признаков полагали, что и писатель книги Иова, касавшийся столь отдаленного времени, сам должен жить в древнейшее время. Подобно тому как в книге Бытия описал патриархальные времена Моисей, так он же вероятно описал их и в книге Иова. Тем более это вероятно, что следы этого мнения сохранились и в иудейском (Baba Batra. 14а) и в христианском предании ( Ориген , Златоуст, Ефрем Сирин , Мефодий, Полихроний, Иероним). Кроме того, есть сходство и в языке между книгой Иова и Пятикнижием, ибо некоторые еврейские слова употребляются только в этих книгах и более нигде: (33­­ Иов.42:11 ); (молва, слух – 4:12, 26 ­­ Исх.32:25 ); (ощупывать – 5­­ Втор.28:29 ); (глотать – 39­­ Быт.24:17 ). Также некоторые одинаковые выражения встречаются в обоих писаниях, например: «доколе дыхание Его во мне и Дух Его в ноздрях моих» (27­­ Быт.2:7 ), «умер Иов, насыщенный жизнью» (42:17), как умирали еврейские патриархи ( Быт.15:15; 25:8; 35:29 ). Моисею, 80 лет проведшему в аравийской пустыне (40 лет в пастушестве и 40 лет вождем евреев), возможно было получить сведения о живших в Аравии Иове и его друзьях. Итак, утверждали Карпцовий, Ейхгорн, Ян, Бертольд, книга Иова, по времени своего происхождения, должна быть отнесена к числу древнейших библейских писаний и принадлежит Моисею. В русской богословской литературе это мнение высказывалось еп. Агафангелом (в толковании на книгу Иова) и в Христианском Чтении за 1833 г. 3 т. (автор не назван).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Книга Иова отчасти воспроизводит элементы традиционного учения Ветхого Завета о воздаянии, например, в прологе и эпилоге, где ясно выражено, что Бог здесь, на земле, дает блага Своему праведнику. Речи Елиуя углубляют эти частичные решения вопроса о воздаянии: если грешник не наказан, как он того заслуживает, то это значит, что он может еще покаяться (34:27–33). Если же Бог посылает несчастие тем, кто кажется праведником, но не является им, то это ради того, чтобы они покаялись в своих ошибках и в грехах неведения 34:31–32). Но речи Елиуя не только углубляют древнее учение о воздаянии, но и делают шаг вперед в сравнении с ответами на этот вопрос трех старших собеседников Иова. Бог посылает страдания праведнику, чтобы предупредить его от грехов в будущем и уврачевать таящуюся в них неосознанную гордость. Это очень ценное добавление к традиционной точке зрения о воздаянии 36:8). Если Бог не отвечает на вопль гонимых и невинно угнетенных, то это бывает не потому, что «Бог не слышит», а «по причине гордости злых людей». Книга Иова все эти ответы и размышления воспринимает и углубляет. Друзья Иова считают, что Иов в чем-то согрешил, но что его несчастья временны, что это лишь средство, которым Бог хочет его очистить, так как никакой человек не является абсолютно чистым в глазах Бога (4:17; 5:17). Иов же говорит дерзновенные слова, которые друзья его расценивают как хулу на Бога и считают, что он впал в еще более серьезное греховное состояние. Они стараются раскрыть ему глаза, поставить его перед лицом вины и объясняют все, что с ним произошло, не иначе, как грехами, и поэтому учение о воздаянии в речах друзей Иова представлено как неизбежный автоматический закон. Иов, однако, не согласен с мнением друзей; он не отвергает вообще возможность воздаяния, но считает, что не всегда и не во всяком несчастии можно и нужно видеть наказание за грехи. Он полемизирует именно с этим узким, упрощенным представлением о правде Божией и показывает, что это воззрение не оправдывается фактами и что нет закона, которому был бы подчинен Бог . Бога Иов представляет совершенно отлично от того, как представляли Его его друзья. Он борется за то, чтобы опять найти Бога, Который от него удалился; он опровергает все взгляды, которые не отвечают глубине понятий, выросших в его страдании, друзья Иова довольствуются тем, что они сами благочестивы и что они говорят о Боге благоприличные слова. Иов же ищет Бога во всей Его непостижимости. Он жаждет живого общения с Богом, и потому вплотную подходит к проблеме Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

“Так как Он поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим” (Иов 30:11). В этих словах объяснение столь дерзких нападок на Иова его друзей: уж очень велик соблазн унизить мудрого и обличить праведного, если есть такая возможность. Питая в сердце гнев (Иов 36:13) и зависть и не заботясь о своем исправлении, друзья спешат оправдаться пред своей совестью, но их “мысли и ухищрения” — “одна ложь” (Иов 21:27,34), ибо они подвластны “закону греха и смерти” (Рим 8:2). Чтобы сокрушить, казалось бы, непоколебимую стену греха между Богом и человеческим сердцем, чтобы жить “не по плоти, но по духу” (Рим 8:1), нужен Посредник, который “положил бы руку свою на обоих нас” (Иов 9:33). “Я знаю, Искупитель мой жив!” (Иов 19:25), — восклицает истерзанное сердце Иова. Искупить грех, вернуть человека в первозданное состояние “первой любви” может только Тот, Кто Сам этому греху неподвластен; научить любви, вложить ее в сердце способен лишь Тот, Кто Сам умеет любить. Поэтому Искупителем и Посредником может быть только Бог, возвращающий человеку целостное видение мира. Только Господь может претворить любовь рассудочную, оценивающую, выгадывающую, которая по сути есть эгоистическая любовь к себе, лишь усугубляющая разделение, в любовь животворящую, которая “никогда не перестает” (1 Кор 13:8), в любовь, неподвластную человеческим немощам. Но чтобы обрести истинную любовь, необходимо сначала избавиться от любви чувственной, замешанной на самоугождении, на страстях по плоти. “Не мир пришел Я принести, но меч” (Мф 10:34), — говорит Господь, — меч, которым и следует отсечь все, что недостойно Царства Божия. А недостойно Царства Божия то, что делаем в угоду себе, своим плотским чувствам, все это наследует смерть и рассыпается в прах. Другими словами, для того, чтобы Божественная любовь вселилась в сердце, человеческая любовь должна претерпеть изменение, преобразиться из любви чувственной, плотской в любовь духовную. Но такое изменение невозможно без Жертвы, которая и стоит во главе нашего спасения: Господь ради нас претерпел смерть, чтобы мы ради Него смогли жить, потому что Он “не есть Бог мертвых, но живых” (Мф 22:32).

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в  Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

А дальше, после того как мы убедились, что человек: а) создан из земли и б) имеет дуновение жизни, мы читаем, что Бог дал ему «дыхание жизни» (др. евр. нишмат хайим ). А вот это нечто, чего нет у животного. Нишмат (дыхание) – это та реальность, которая во всех 24-х случаях упоминания в Ветхом Завете относится только к Богу и к человеку и никогда к животному! Именно благодаря ей человек совершает дела, которые его характеризуют как человека, дают ему статус человека. Это то, что приводит человека к разумению Бога ( дыхание Вседержителя дает ему разумение – Иов 32:8 ), то, что можно назвать самосознанием, позволяющим познать самого себя:  Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца ( Притч. 20:27 ). В других местах Библии это «дыхание» связывается с нравственностью, молитвенностью и иными качествами человека, отличающими его от животного. Итак, перед нами – особая составляющая человека, нишмат хайим , которой он принципиально отличается от животного. Эта составляющая позволяет человеку становиться человеком, она связана в человеке с его сознанием, свободой, нравственностью, религиозностью. Благодаря ей человек связывается со своим Творцом. Как подчеркивается в книге Иова: Дух Божий создал меня, и дыхание ( нишмат ) Вседержителя дало мне жизнь ( Иов 33:4 ). А теперь очень важный момент: да, в человеке, есть сверхъестественный элемент, но он не делает человека бессмертным сам по себе. В этом отличие библейского взгляда от греческого. У Платона и других философов душа неуничтожима в принципе, а в Библии она дана Богом, и если Бог ее заберет, человек истлеет, как всякое животное, как сухой лист. В книге Иова сказано: Если бы Он (Бог) …взял к Себе дух ее (жизни) и дыхание ( нешамах – производное от нишмат ) ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах ( Иов. 34:14-15 ). В последней цитате упоминаются те самые дух и дыхание, о которых говорится в рассказе о сотворении человека: «вдунул» и «дыхание жизни». Как мы уже увидели, «дух» – это жизненная сила, которая есть и у животных, а «дыхание жизни» – это то, что делает человека человеком. Так вот, если Бог заберет это, то человек истлеет и от него ничего не сохранится, ни здесь, ни в мире ином.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Благо есть мужу, егда возмет ярем (ярмо служит символом всяких бедствий) в юности своей (27 ст.) – мысль, выраженная здесь, уясняется словами: егоже любит Господь наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Притч. 3:12 ) и еще: блажен человек, егоже обличи (тоже, что наказа) Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит, и паки возставляет: порази и руце Его исцелят. Шестижды от бед измет тя, в седмем же не коснеттися зло ( Иов. 5:17–19 ). – Яко воздвигне на ся (28 ст.) – потому что сам навлек их, т. е. бедствия, на себя. Ближайшим образом это сказано о тех бедствиях, которые посылаются человеку Богом в наказание за его грехи. Но не все бедствия, постигшие людей, имеют эту причину. Часто подвергаются бедствиям праведники, не только ничем не заслужившие их, напротив даже вполне достойные всяческих благ на земле. Цель этих бедствий – испытать твердость веры и благочестия праведников и затем воздать им сугубую награду за укрепленную и возвышенную веру и праведность их, так что бедствия праведников являются выражением милости Божией к ним, которую они привлекают к себе своею праведностью. Таким образом не только о грешниках, но также и о праведниках можно сказать, что «сами они навлекают на себя бедствия», только одни навлекают их грехами своими, а другие – добрыми делами. – Положит в прахе уста своя, негли како будет надежда (29 ст.) – слова уст своих будет считать прахом, т. е. за ничто, иначе – смиренно сознает бесполезность роптания среди бедствий и умолкнет (ср. 28 ст., а также Иов. 39:34–35; 42:6 ), в той мысли, что «может быть еще есть надежда на лучшее». – Подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн (30 ст.) – т. е. не только не будет сопротивляться обидчикам и отвечать им на обиды обидами, но даже с готовностью будет встречать всякие обиды, иначе – будет побеждать зло кротостью и терпением (ср. Мф. 5:39–41 ; Пс. 37:18 ). б) Тем, что «Господь не оставляет человека без своей помощи (не отринет) никогда (31 ст.), но по великой милости Своей накажет и помилует (32 ст.), ибо Он не от сердца Своего оставляет людей и наказывает (33 ст.), и чтобы покорять под ноги Его всех пленников земных (34 ст.), чтобы лишить справедливости человека пред лицом Всевышнего (35 ст.), чтобы обвинить человека, когда он судится, – на это нет воли Божией (36 ст.), а помимо воли Божией никто ничего не может сделать (37 ст.); все в мире, и бедствия, и благополучия, посылаются от Бога (38 ст.); поэтому никто из живущих не должен роптать, пусть сетует каждый о грехах своих (39 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Ослы и ослицы, которых патриархи держали в своих стадах в большом количестве ( Быт.12:6 ; Иов.1:3 ), с течением времени разводились в гораздо меньшем числе, так как они приносили пользу израильтянам только как верховые и вьючные животные. Еще менее значительно было верблюдоводство, так как настоящая польза этих животных открывается только в примннении их к большим путешествиям. Между тем как еще Давид имел особенных надзирателей при стадах даже за ослицами и верблюдами ( 1Пар.27:29 ), между богатствами Ехезкии ( 2Пар.32:29 ) мы находим поименованными только стада овец и волов. – Постепенному уменьшению ослов могло способствовать и введение в употребление лошадей во время Давида, особенно во время Соломона, 964 так как с этого времени цари и знатные, вместо ослов и мулов ( Суд.10:4; 12:14 ; 2Цар.13:29; 18:9 ; 3Цар.1:33,38 ), пользовались обыкновенно лошадьми как для верховой езды так и для езды в колесницах ( 4Цар.9:21,33; 11:16 ; Ис.30:16 ; Ам.4:10 ), также и частные люди начали употреблять лошадей даже для молотьбы хлеба ( Ис.28:28 ), без сомнения и для других полевых и земледельческих работ, – хотя в гористой и частью скалистой почве Палестины ослы и мулы с их верным шагом более были годны к употреблению во многих отношениях, и даже как верховые животные могли бы предпочитаться лошадям, как и теперь еще на востоке. 965 О других домашних животных мало указаний находится в св. Писании. Собаки были презренными животными, которые, как еще и теперь на востоке, по большей части никому не принадлежа, бродили в городах, были дики и алчны к мясу ( 3Цар.14:11; 19:4; 21:19 ; 4Цар.9:36 ), но впрочем по Иов.30:1 издревле уже держались для охранения стад и вероятно также домов; в позднейшее время известны даже комнатные собачки для забавы ( Тов.5:17; 11:3 ; Мф.15:27 ). 966 Куры не упоминаются в Ветхом Завете, но только в новом ( Мф.23:37; 26:34 qq.; Мк.14:30 и д.), между тем как куроводство едва ли могло быть неизвестно израильтянам из Египта, и в Талмуде оно предполагается очень распространенным между иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010