23.  Верста — растояние, равное 1,0668 км. 24. Руфин и Сократ называют его Пиаммоном. 25.  Артаб — емкость для измерения жидких и сыпучих тел, равная 52,48 л. 26.  Синдон — льняная одежда. 27.  Вира — денежная пеня за убийство свободного человека. Здесь, видимо, имеются в виду сборщики податей, надзиратели. 28.  Эпарх (епарх) — градоначальник, областеначальник. 29.  Секстарий составлял шестую часть римской конги, которая вмещала в себя три кружки. 30.  Арианин — последователь ереси, названной по имени её основателя, пресвитера Александрийской Церкви Ария. Осуждена на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г. 31.  Евномианин — сторонник ересиарха Евномия (IV b.), представителя крайнего арианства. 32.  Аполлинарист — последователь ериси Anoллuha–puя (III b.), бывшего епископом Лаодикийским. Осуждена на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 г. 33.  Срачица — хитон, нижняя льняная или шерстяная одежда, сорочка. 34.  Благости и наказанию и разуму научи мя (Пс. 118, 66). 35.  Снестся ли хлеб без соли, или есть вкус во тщих словесех? (Иов 6, 6). 36.  Аморреи — горные жители, или горцы; воинственные племена, населявшие некогда Палестину. 37.  Хорепископ (сельский епископ) — лицо, имевшее пресвитерскую, а иногда епископскую степень, уполномоченное от епископа города. Являлся проводником епископской власти в сельских и деревенских церквах. 38. О другом мученике — Филороме — упоминают Евсевий (Церковная история. Кн. 13. Гл. 10) и Никифор (Церковная история. Кн. 7. Гл. 9). Тот пострадал в царствование Диоклетиана, а описываемый Палладием терпел за веру при Юлиане. 39.  Епанча — широкий длинный плащ без рукавов. 40.  Проконсул — наместник провинции, обычно из числа бывших консулов (выборных высших должностных лиц). 41.  Павел Самосатский — еретик, антитринитарий, противник догмата о Святой Троице. Осужден Четвертым Вселенским Собором в Халкидоне в 451 г. 42.  Аларик — король вестготов, захвативший и разграбивший Рим. 43.  Ковы — злоумышления, козни. 44.  Нарамник ( нараменник) — верхняя одежда, возлагаемая на рамена (плечи).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

25 «Бог милостив, и много у Него путей спасения». 26 «Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь. Господь дал, Господь и взял (как угодно было Богу, так и сделалось). Да будет имя Господне благословенно. Во всем, что с ним произошо, не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге». 27 «Женщина, наполнившись духовным благовонием (то есть любовью ко Христу), избавилась от (прежнего) зловония – многих грехов». 28 «Неблагодарный ученик, отказавшись от Тебя, Христос, собрав против Тебя сборище крайне беззаконных людей, сделался предателем». 29 «Осудить на небесах Сидящего Господа, Судью всех». 30 «Управляющий временем, Ты Пасха наша и очищение грехов, принесенный в жертву за всех, как Ягненок». 31 «Иисус, Ты, желая показать неестественное Твоей природе унижение, ужинал в доме Симона, чтобы блудница получила благодать, которую нельзя купить». 32 Епископ Феофан Вышенский . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1991. С. 44-45. 33 «Блудница подошла к Тебе, проливая на ноги Твои миро со слезами, Человеколюбец, и от зловония грехов избавляется по воле Твоей. А неблагодарный ученик, дыша Твоей благодатью, отрекается от нее и покрывается зловонием (грехов), продавая Тебя из сребролюбия». 34 «Господи, женщина, впадшая во многие грехи, поняв, что Ты Бог, подобно мироносицам, рыдая, миро Тебе приносит раньше погребения, говоря: “Горе мне, что по ночам я невоздержанно распаляюсь блудом! Прими потоки моих слез… снизойди к воздыханиям сердца моего… чтобы мне облобызать пречистые ноги Твои и вытереть волосами головы моей. Кто исчислит множество грехов моих и множество путей спасения Твоего? Спаситель души моей, не презри меня, Твою рабу, по безмерной Твоей милости!”». 35 «Когда грешница приносила миро, ученик сговаривался с беззаконниками. Она радовалась, выливая дорогое миро, а он старался продать Бесценного. Она Владыку узнала, а он от Владыки отпал. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врага. Весьма трудно искреннее покаяние — даруй мне его, Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас!» 36 «Каким образом ты, Иуда, сделался предателем Спасителя? Разве (Он) тебя от апостольства отлучил? Разве дара исцеления лишил? Разве на Тайной вечере тебя от трапезы изгнал? Разве, других ноги помыв, твои презрел? Сколько же благ ты забыл! Таким образом обличается твой неблагодарный нрав и раскрывается безмерное долготерпение и великая милость Спасителя».

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

27 Алексей чюдотворец был наместник у Феогнаста митрополита и потом поставлен был в Володимерь владыкою. Потом в лето 6861 поставлен на Феогнастово место в митрополиты при Вели[ком] князе Симионе Ивановиче Калитине. Лежит в Чюдове. 28 Киприян. 29 Митяй Вели[каго] князя Димитриа духовник. Как поехал на поставление в Царьград и его на дороге не стало, а с ним послан з дворца Спаской архимарит Пимин и в Митяево место он поставлен в митрополиты по упро ению иже с ним посланных. И как Пимин пришол к Москве и князь Вели[кий] Дмитрий положил на него опалу, а велел ему быти у Чюда. А в его место взят на митрополью ис Киева Киприяна митрополита. И Киприян прииде ис Киева на Русь в лето 6894 и бысть мятеж церквам, зане два митрополита на Руси. При них же в лето 6903 в 7-е лето княжения его приходил под Москву Темир Аксак. Лежит у Пречистой. 30 Фотий лежит у Пречистой в соборе. 31 Исидор митрополит прииде на Русь из Царяграда, родом грек, в лето 6945 при Великом князе Васили Василиевиче. Того году поиде в Рим на осмый собор к папе Евгению. Из Рима прииде к Москве в лето 6948 и в среду Крестопоклонную сведен бысть в Чюдов, он же убеже тай в Рим в лето 6949. 32 Иона чюдотворец был владыка на Резани, поставлен митрополитом на Москве первыми своими епископы в лето 6957 дек[абря] в 15 день. 33 Феодосий отослан. 34 Филипп лежит у Пречистой [Л. 189]. 35 Геронтий лежит у Пречистой. 36 Зосима отослан. 37 Симон лежит у Пречистой. 38 Варлам отослан. 39 Даниил. 40 Иасаф сам отставил. 41 Макарий преставися в лето 7072 дек[абря] в 31 день в среду лежит у Пречистой. 42 Афанасий отставлен. 43 Филипп Колычов при царе Иване Васильевиче сослан и в той опале преставися, лежит на обещании на Соловках. 44 Кирил лежит в Новинском монастыре. 45 Антоний отставлен. 46 Дионисей отставлен. 47 Иов был владыкою на Коломне, потом был в Ростове митрополитом, из Ростова взят на Москву на митрополию. Сей же бысть патриарх первый на Москве поставлен Иеремием патриархом Цариграда на Москве по совету всех Вселенских патриарх повелением царя Феодора Ивановича в лето 7097 ген[варя] в 26 день. В том же году поставлени митрополиты: в Новъгород Александр, в Казань Ермоген, в Ростов Варлам, на Крутицы Галасиа. И при Гришке Отрепьеве в лето 7113 Иов патриарх отставлен, лежит в Старице в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не оставил и тела во гробе Тот, Кто жил в Ее нетленной утробе. Так и нам уснуть, и от сна востати, Моли Твоего Сына, Богомати? 27. Надпись к Иконе Богоматери с предвечным Младенцем Ты воевать Того, Кто словом мир носит; У Теба млека Питатель всех просить. Защити же нас толь крепкой рукою, И взаимною у Сына мольбою Испроси душам алчным млеко ссати Живодательной Его благодати. 28. Надпись к Иконе Св. Анны. Анно! учишь Дщерь едино быть с Богом, Юже Он избрал быть Своим чертогом. Моли же Мати Дщерь, а Дщерь моли Сына, Да и нам будет с вами часть едина. 29. Надпись к Иконе Св. Первомученика Стефана Диаконе! ты лик Мучеников водишь, И Патриархов самих превосходишь, Ты пред Божиим ближе стал престолом С своим орарем, чем кто с омофором. Убо молитвенник, Диаконе, буди За грешна Пастыря и за его люди. 30. Надпись к Иконе Св. Великомученика Георгия Не ходишь, Воин Христов, пехотою; Да води же и подставу с собою. Тебе нет нужды коней запасати: Ты и без кона яко дух крылатый. Но для мена грехами отягченна, О! сколь подмога твоя вожделенна! Не смел Сикеот, хотя в Святых чтится, Без твоей подмоги в путь смертный пуститься. 31. Надпись к Иконе Святителя Николая Се Исповедник, по Вере ревнитель, На земле и море скорый всем спаситель! Честно Его имя самим Агарянам: Как же в Нем Христа не чтить Христианам? 32. Надпись к Иконе Св. Великомученика Евстафия Иовли страсти легко забываем, Когда Плакиды житие читаем. Иов, потеряв богатство со чады, Сугубы приял от Бога награды; Плакида на то с своими собрался, Чтоб в быке разженном, в их очах, скончался. 33. Надпись к Иконе Св. Пророка Самуила При отправлении оной к Митрополиту Киевскому Самуилу Миславскому. О! сын молитвы сокрушенной Анны, Во святительство самим Богом званный! За Самуила, что имя и нравы И чин Твой носит, моли Бога славы. 34. На кончину Князя Г. А. Потемкина-Таврического Взял Крым, хотел забрать Волохи и Молдавы, Турецку потрясти и Польскую державы; И – на песке сыром, между Ясс и Бендер, Чужой плащ подостлав, Потемкин наш умер!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

«Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его» ( Иов.31:29–30 ). «Объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем. Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее ( Иов.31:37–38 ), ...вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь» ( Иов.31:40 ). Далее говорится о Елиусе, сыне Варахиила, вузитянине, который разгневался на Иова за то, что он назвал себя праведным перед Господом. «И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение» ( Иов.32:6 ). Когда трое молчали, Елиус, встав, с бесстыдством говорит против Иова: «Ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня» ( Иов.32:18 ); и затем продолжает: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною» ( Иов.33:4–5 ). «Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость ( Иов.33:17 ), чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» ( Иов.33:18–19 ). «Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно» ( Иов.33:21 ). «Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне» ( Иов.33:27 ). Еще сказал Елиус Иову: «Внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания» ( Иов.33:31–32 ). Еще в третий раз Елиус говорит: «Выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище» ( Иов.34:2–3 ); и продолжает: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?» ( Иов.34:7–8 ). «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему» ( Иов.34:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иов.34:24 .  Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места; Без подобного долгого исследования Бог низвергает сильных (не тоже ли и с Иовом) и на их место поставляет других лучших правителей (ср. Иов 8.19 ; Ис 65.15 ). Иов.34:25 .  потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются. В зависимости от этого и само низвержение совершается с быстротою ночи. Иов.34:26 .  Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других, Иов.34:27 .  за то, что они отвратились от Него и не уразумели всех путей Его, Иов.34:28 .  так что дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных. И при всем том оно вполне справедливо: сильные наказываются за уклонение от пути, указанного Богом, за угнетение слабых (ст. 28; ср. Пс 9.13 ). Иов.34:29 .  Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека, Иов.34:30 .  чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. Ни мир, даруемый Богом бедным (ст. 28), ни Его гнев, поражающий угнетателей («скрывать лице Свое», ср. Иов 13.24 , Пс 103.29 ; Ос 13.11 ), не подлежат в силу своей справедливости отмене. И действительно, насколько последний законен, можно судить по тому, что низвержение дурных правителей делается с тою целью, чтобы своим примером и правлением они не привели народ к гибели («чтобы не был сетью для народа», – буквальный перевод второй половины 29-го ст. ; ср. Ос 5.1 ; Исх 10.7 ; Иер 23.1 ; Иез 34.1–6 ; Иов 9.24 ; Иов 12.6 ). Иов.34:31 .  К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. Иов.34:32 .  А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду. При Божественном Правосудии нет и не может быть места для ропота со стороны человека. Наказание должно положить конец греху, возбудить стремление и желание отстать от него ( Иов 33.30, 36.9–10 ). Иов.34:33 .  По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь же, убедившись (через собственное несправедливое страдание), что Бог выше любых закономерностей и правил – даже тех, что установлены Им Самим, Иов понимает, что он плохо знал своего Бога. Именно поэтому главный вопрос Иова к Богу отныне: кто Ты? Однако подобный обращенный к Богу вопрос – и это Иов ощущает очень верно – невозможно задать с помощью человеческих слов. Лишь молчание – как абсолютная и безропотная готовность услышать и принять Божественное Слово – может оказаться единственно верной формой подачи такого вопроса. И поэтому Иов умолкает (Руку мою полагаю на уста мои – Иов. 39:34 ), тем самым признавая всемогущество и таинственность Господнего Промысла о мироздании и человеке и в то же время выражая готовность принять любую волю этого Промысла о себе; только так он и сможет наконец познать Своего Бога – через поступки и слова Творца, обращенные к нему, Иову. И Бог в ответ на такое молчание Иова в дальнейшем откроется ему совершенно неожиданно – одновременно и как Тот же Самый, хорошо знакомый ему, и как абсолютно Новый, являющий иной Свой Лик, неведомую ему прежде Собственную Ипостась: Ипостась Слова, Сына Божия, Искупителя мира. Однако время такого Откровения для Иова еще не настало. Итак, в ответ на Господни слова, по мысли Святых Отцов очень грозные, но в то же время и дарующие страдальцу новую надежду – будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему ( Иов. 39:32 ) – Иов говорит: И отвечал Иов Господу и сказал: ...вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду ( Иов. 39:33–35 ). По мысли святителя Григория Великого , Иов тем самым как бы говорит Богу: «Я считал себя поистине праведным среди людей, но как Тобою сказано, я обнаружил себя неправым перед самими моими несчастьями и упрямствующим в отношении бедствий. Но более я ничего не прибавлю, ибо ныне я более верно постиг Твои речения и с большим смирением смотрю на себя». Итак, Иов раскаивается пред Богом. Однако, как отмечает святитель Григорий, «если мы исследуем прежние слова блаженного Иова», сказанные им во время его предшествующих страданий, то «обнаружим, что он не произнес ничего нечестивого...» 1039 В чем же тогда раскаивается перед Господом Иов, если он, по свидетельству Двоеслова, ранее не сказал ничего заслуживающего серьезного упрека в нечестии? Попробуем найти ответ на этот вопрос исходя из все тех же святоотеческих толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов.31:28 .  Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего. Обоготворение твари, перенесение на нее тех почестей, которые должны быть воздаваемы только одному Богу, является отречением от Него, подлежащим наказанию преступлением (ср. Втор 4.24, 6.15 ; Нав 24.19 ; Ис 13.3, 48.11 ). Иов.31:29 .  Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Иов.31:30 .  Не позволял я устам моим грешить проклятием души его. Верхом добродетелей Иова было доброжелательство по отношению к врагам, исключавшее злорадство при виде их несчастий ( Притч 24.17 ) и пожелание зла при виде благоденствия. Всего этого, особенно призывания на недруга смерти (ст. 30), он избегал, как греха. Иов.31:31 .  Не говорили ли люди шатра моего: о, если бы мы от мяс его не насытились? Иов.31:32 .  Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему. Доброжелательство к врагам было проявлением свойственного Иову человеколюбия, простиравшегося на совершенно чуждых ему лиц (странников) и выражавшегося в широком гостеприимстве. Свидетелями этого являются «люди шатра его», – слуги, говорящие, что не было человека, который бы не насытился от его блюд. Иов.31:33 .  Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, Иов.31:34 .  то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня, и я молчал бы и не выходил бы за двери. Благочестие и нравственность Иова не были показными. Если бы он, в действительности порочный, скрывал, как Адам (евр. «кеадам»; синод, «человек»), свои проступки ( Быт 3.12 ), то боязнь быть обличенным, вызвать презрение сограждан заставила бы его скрываться, не позволила бы выйти за двери своего шатра (ср. Быт 3.8–10 ). Но он пользовался почетом и уважением, принимал участие в решении общественных дел ( Иов 29.7–10, 21–25 ), следовательно, ему было чуждо лицемерие. Иов.31:35 .  О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По сравнению с такой логикой Римское право — просто детская игра! И несмотря на то, что в словах о “венце из грехов” звучит искренняя готовность к жертве, в них же звучит и удивительная гордость. Сокрушаясь о “потерянном рае”, Иов сожалеет и о славе земной: Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, — юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня (29:7–11). Иов пытается говорить языком покаяния, но вместо этого восхваляет себя, перечисляет грехи, коих не совершал: “Не позволял, не оскорблял, не отступал, не прелюбосотворил” и т. д. Терновый венец из грехов как-то не сплетается, слова жалобные и покаянные легче пуха повисают в воздухе. Иов все сказал, самое важное прозрел — и об искуплении, и о мудрости, но что-то осталось недосказанным, не разрешилось в гармоничный аккорд. Вот тут-то выступает четвертый герой, некто Елиуй, “моло­дой и смелый”, не умудренный житейскими истинами, но “ис­полненный духом”. Он называет себя “молодым вином”: утроба моя готова прорваться, подобно новым мехам. Пылко негодует он на трех друзей, что не сумели они открыть правды, не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова, и на самого Иова также излился гнев его (32:2–3). Елиуй. Главы 32–37 Блейк в своей аллегорической поэме соединил образ Елиуя с Иоанном Крестителем, предтечей Христа. Этот герой — боговдохновенный проповедник, и после его пламенной речи является Сам Бог. Исследователи Библии, однако, считают эти главы более поздней вставкой. По содержанию речи Елиуя словно эхо повторяют поучения трех друзей, а последующее Богоявление в какой-то мере ослабляет их смысловую значимость. В самом тексте много арамеизмов, что также указывает на его поздний возраст. Кроме того, о Елиуе ничего не говорится ни в начале, ни в конце; Бог, порицая трех друзей, никак не отметил его. Но даже если эти главы — поздняя вставка, ее наличие чрезвычайно важно, так как является древнейшим комментарием к книге Иова, ведь Елиуй дает оценку всем и вся, подводит итог. Вот я, как ты пред Богом 30 , — говорит он Иову, — также взятый из брения, поэтому страх передо мною не может смутить тебя (см. 33:6). Кажется, будто позднему переписчику, принявшему всю историю близко к сердцу, так и не терпелось высказать свое мнение Иову в лицо! Он, как и его герой, Елиуй, берется разобрать дело наново. И хотя он противопоставляет себя трем старцам, Иов его крайне возмущает: Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу (Иов говорил, что — нет, если человек смертен. — Е. Г.). Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему (34:7–11). К счастью, на эту реплику Иов уже не мог ответить, не то речи пошли бы по четвертому кругу.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

Для достижения этой благой цели в распоряжении Господа – все нужные средства. Он отец дождя и росы. Иов.38:29 .  Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его? Иов.38:30 .  Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает. Ср. Иов 37.10 . Иов.38:31 .  Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? На началах строгой гармонии покоится устройство созвездий «Хима» – «Плиад» и «Кесиль» – «Ориона». Первое состоит из 64 главных звезд, из которых видимы простым глазом лишь шесть. Близкие друг к другу, они составляют одну группу и кажутся соединенными самыми тесными связями. Орион – созвездие из 78 звезд, образующих обширный параллелограмм, расположенный наполовину в одном полушарии, наполовину в другом. Как соединить звезды Плиад, так и разъединить две части параллелограмма Ориона выше сил человека. Иов.38:32 .  Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? Такая же правильная закономерность наблюдается в движении созвездия «маззарот». По мнению одних, под «маззарот» разумеется Венера, Юпитер или Марс, и выражение «выводить... в свое время», указывает на их периодические появления. Другие (Делич, Ланге) разумеют под «маз...» 12-ть знаков зодиака. При последнем понимании вышеприведенное выражение получает такой смысл: можешь ли ты для каждого месяца вывести определенный знак зодиака так, чтобы он был видим пред и после солнечного захода. Чтение LXX « μασουρθ» – оставленное без перевода еврейское название созвездия. «Ас» – большая медведица; дети ее – три звезды, составляющие хвост созвездия. Иов.38:33 .  Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Не только перечисленные созвездия, но и все вообще небо, – его тела подчинены определенным законам, а, кроме того, находятся в известном отношении с землею, – оказывают на нее влияние (ср. Быт 1.14, 18 ). Благодаря этому, две сферы приведены в гармонию. Иов.38:34 .  Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Иов.38:35 .  Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010