Все знают начало и конец истории Иова: после всех своих бед, к нему обращается Сам Бог; когда Иов покаялся в надменности и гордыне, Бог благословляет его еще большее, чем в прежние дни. Что же касается произошедшего до и во время разговора Иова с Богом и полученных им при этом уроков – это вспоминается не так часто. Вся Книга Иова ведет к тому моменту, когда Сам Бог призывает его к ответу, предоставляя ему аудиенцию, которой он требовал. Наверное, это предупреждение для нас, чтобы мы хорошо обдумывали наши требования! В каком-то смысле, разговор принял форму итогового экзамена. Бог начинает с заявления, что теперь задавать вопросы будет Он, а Иов – отвечать (38:1–3). Как ни как, Иов знал немало (38:4–5). Уже первый вопрос должен был сразу показать Иову, что он явно выступает не в той весовой категории. Бог спрашивает Иова, могли тот сотворить мир (38:4–11). Другие вопросы затрагивали способности Иова передвигать звезды (38:31–33) или править царством животных (39). К этому моменту Иов начал осознавать величие Бога, ежедневно управляющего всем во вселенной. Однако это были еще не все вопросы Бога – в экзамен входила и сложнейшая из всех проблем. Он потребовал от Иова объяснить наличие в мире зла, о котором тот сам ранее спрашивал (38:12–15; 40:3–8). Невероятно, но Бог утверждал, что если Иов сможет дать ответ на эти вопросы, то Господь мира признает, что Иов может сам спасти себя (40:9). К этому времени Иов достаточно услышал и увидел. Он уже признал, что сказать ему больше нечего (39:34–35). В результате разговора, которого он искал, Иов с уверенностью заявил, что Бог всемогущ (42:1–2). Этот вывод уже звучал ранее из уст и Илиуя, и Господа, по-видимому, до того, как Иов признал это 428 . Беседы с Илиуем и с Господом буквально полны важных уроков, которые Иов должен был получить и принять во внимание 429 . (1) Иову не следовало утверждать свою собственную праведность перед Богом, тем более – в возмущенном и презрительном тоне (32:2,5–7; 39:34; 40:3; 42:5–6). (2) Не следует винить Бога, когда Он считает нужным хранить молчание (34:29; 35:12–16). (3) Бог действует многими способами, даже тогда, когда человек этого не замечает (33:14; 38:1). (4) Бог лично заботится о нуждах Людей (34:21–22; 42:12).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

То была, как мы заметили, неосторожность Иова и несправедливость в его воззрении, что он считал себя совершенно чистым пред Богом и приписывал Богу желание мучить его вражескому расположению Его, бесцельному, незаслуженному, опровержение этого составляет содержание первой речи молодого Елигу ( Иов.33 ). – Ей предпослано небольшое вступление, в котором Елигу показывает свое внутреннее состояние и важность речи своей: ( Иов.32:6 и далее Иов.33:1–6 ). Приступая к делу, Елигу напоминает, прежде всего, Иову, что он оскорбительного и недостойного сказал против Бога; обо всем другом он имел право говорить так, как говорил, но о Боге никогда. Может ли он препираться с Богом и говорить, будто Бог оставляет человека, не хочет иметь с ним дела – даже вражески поступает с ним, не хочет с ним говорить и ему открываться? Нет, Бог, несравненно высший человека, не отдающий никому отчета в Своих действиях, открывается человеку не только во снах и видениях, предостерегая его от гордости или от какого-либо порока, но и в бедствиях и болезнях, которые также составляют откровения Бога человеку для того, кто может понимать и знать цену подобных откровений. И таким-то образом Бог говорит к человеку дважды и трижды не для того, чтобы ввергнуть его в бездну бед или свести в могилу, а для того, чтобы предостеречь или вразумить человека ( Иов.33:8–30 ). Внемли, Иов, заключает Елигу, слушай меня, молчи, и я буду говорить. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания. Если же нет, то слушай меня, молчи, и я научу тебя премудрости ( Иов.33:31–33 ). Иов не мог не сознать, что он слышит другого противника, и не такого, как прежние; замечает другой характер речи; не может сказать чего-либо против истины слов молодого друга и – молчит. Елигу начинает снова: после нового короткого вступления, в котором он просит внимания к словам своим, потому что он хочет изыскивать правду и судить, что хорошо ( Иов.34:1–3 ), Елигу напоминает Иову, что он жаловался, будто Бог лишил его права и будто Бог мучает его без вины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

Из указанных приведенными свидетельствами цитат сюда относится корректура Иез.8:17 , где первоначально стояло такое образное выражение: «они подносят ветки к носу Моему». Так читали это место и LXX, хотя и они устранили метафору описательным выражением: «они подносят ветвь ругаясь надо Мною». Соферимы и все другие древние переводы устраняют затруднительность метафоры другим способом, изменяя суффикс первого лица в третье; таким образом вышло: «они подносят ветвь к своему носу». Другой пример. Втор.33:10 : «они предлагают благовония в ноздры Твои»; вместо последних слов древние переводы имеют: пред лице Твое или: во гневе Твоем(последнее чтение не идет к контексту). Само собою разумеется, что те места, в которых Богу в предположительном смысле приписывается какое-либо кажущееся зло, несправедливость, в чтении соферимов подвергались изменениям. Если Чис.11 Моисей говорит Иегове: «умертви меня, чтобы мне не видеть бедствия моего», то, по свидетельству талмуда, последнее слово представляет корректуру, вместо: бедствия твоего (Тобою посланного народу). Это свидетельство впрочем едва ли верно, потому что последнее чтение сохранилось в одном только иерусал. таргуме, между тем как все древние переводы сохранили первую формулу. Более ясен другой пример указанных древних свидетельств Иова 32:1–3. Три друга перестали отвечать Иову, найдя его правым ( Иов.32:11 ). Тогда Елигу, младший из друзей Иова, разгневался на них за то, что они не нашли ответа Иову на последнюю его речь и тем самым обвинили Бога (соглашаясь с справедливостию жалоб Иова) ( Иов.32:3 ). Соферимы, найдя последнее выражение резким, выбросили слово Елогим, а на его месте поставили Иов; таким образом вышло, что друзья обвинили не Бога, а Иова. Но так как чрез это изменение 3-й стих ставился в противоречие с 1-м стихом, где говорилось, что друзья признали Иова правым, то соферимы должны были распространить корректуру в своем смысле и на первый стих, что они и сделали переменою суффикса множест. числа в единств.; вместо: был праведен Иов в глазах их (друзей) – как читали и LXX – стали читать: был праведен Иов в глазах своих (собственных). Корректура соферимов Иов.32:1, 3 удержалась и в нынешней еврейской Библии с масоретским примечанием: тиккун соферим (корректура соферимов). Подобное смягчение и устранение как бы обвиняющих Бога выражений часто встречается в речах Иова, напр. Иов.34 первоначально читалось: Бог допускает царствовать и лицемерам; так читают LXX и другие древние переводы. Но иудейские книжники нашли такую мысль соблазнительною и из положительной речи сделали отрицательную: «Бог не допускает царствовать лицемерам». Иов.34:6 первоначально читалось: Бог извратил суд мой, так и у LXX. По чтению соферимов: Иов (сам) извратил суд мой. Иова 13 первоначально читалось: «вот Он убивает меня, так что я уже не имею надежды»; так читается по Ktib. Соферимы обращают мысль в противоположную: «хотя Он убивает меня, но я все еще надеюсь»; так читается по Qri.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но долгожданная личная встреча с Богом откладывается из-за появления Элигу (а что же касается Иова, то он опасается, что его клятвенное заявление может так и повиснуть в воздухе!). Элигу хорошо известно стремление Иова к открытию судебного процесса (32:9: «рассуждать справедливо»=«судебная тяжба» от мишпат). Он жестоко критикует Иова за выдвинутые аргументы (34:46.23, 35:2, 37:19). Но, поступая так, Элигу постепенно готовит Иова к неожиданному появлению Яхве, приход которого, по иронии, оказывается неожиданным для всех (37:23). Бог отвечает на просьбу Иова «из бури» (главы 3841). «Препояшь себе бедра, как муж! Я спрошу, а ты мне ответь» (38:3; ср. 40:7). Здесь для подготовки Иова к полемике с Богом используется метафора из «борьбы на поясах». Теперь Бог выходит на суд с Иовом (40:2; ср. 10:2, 13:6, 19, 23:6, 31:35, 33:13). Ключ к пониманию Божьего ответа Иову – использование слова мишпат. В то время как по отношению ко всему остальному в книге Иова это слово несет в себе смысл суда (юриспруденция), по отношению к Богу оно означает Его «власть» над вселенной (суверенитет). Таким образом, Бог заявляет о Своей справедливости перед Иовом (40:8), и Иов принимает заявление Бога (42:2). Бог – это Создатель и единоличный Властелин всей, созданной Им, вселенной. Он – Царь, и потому все вокруг принадлежит Ему, даже сам Иов и все его состояние. Иов вскрыл свое невежество и потому был смирён (42:3). То, чего так долго добивался Иов – встречи с Богом «лицом к лицу» – он получил: «О Тебе я прежде лишь слышал, а теперь своими глазами увидел» (42:5). В большинстве переводов Иов «раскаивается» в конце книги. Таков и новый перевод РБО: «Посему я от всего отрекаюсь, раскаиваюсь средь праха и пепла» (42:6). В свете нашей дискуссии, более подходящим был бы следующий вариант перевода: «Посему я отказываюсь (от своих претензий) и отвожу (свою жалобу), (сидя) на прахе и пепле». Иов все еще жив! Всемогущий Бог не отобрал у него жизни. Его «уверения в невиновности» приняты. «Действия Иова указывают на то, что он возвращается к нормальной жизни; он меняется, теперь он перестает добиваться справедливости и занимает место истца среди праха и пепла. Конфликт с Богом исчерпан, и Иов признает Яхве своим Господом». 624

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Речи Елиуя (гл. 32–37) . Молодой юноша, Елиуй, по скромности и уважению к летам и мудрости старших собеседников до сих пор только вслушивавшийся в речи их, теперь, когда Иов и друзья замолчали, не выдержал и начал горячо говорить. Первая речь Елиуя (гл. 82:6–33). Обращаясь к Иову, Елиуй говорит, что он может решить вопрос, за что страдает Иов, и указать его виновность пред Богом, а Иов свободно может защищаться пред ним. Он находит вину Иова в его речах, в которых Иов доказывает свою совершенную чистоту, a Бога считает действующим против него с какой-то жестокой враждебностью (ст. 8–11). Это то гордое самомнение и довело Иова до страшных бедствий. Бог посылает обыкновенно несчастия для предупреждения преступлений и предохранения от вечной гибели ослепленного гордостью человека. Если человек раскается, Бог возвратит ему счастие. Иов должен внимать этому и поучаться (ст. 29–33). Вторая речь Елиуя (34 гл.) начинается приглашением мудрых собеседников Иова рассмотреть высказываемые Иовом мысли, именно: он праведен, невинен, а Бог не дал ему возможности и права доказать свою праведность на Его суде и принуждает лгать на себя самого, карая невинно (cm. 5–6). Эти суждения Иова близки к богохульству и к мысли, что «нет для человека пользы в благоугождении Богу» (см. русск. пер.). Но так как Вседержитель всемогущ и Ему нет нужды изменять правду своего суда, то Он не может быть неправосудным. Для Его суда не нужны доказательства виновности подсудимого, ибо Он всеведущ, a самое наказание бедствиями и есть свидетельство виновности. На долю наказуемого остается только сознать пред Богом свою гордость и просить у Него вразумления. Третья речь Елиуя (гл. 35). Елиуй, отвечая на суждение Иова: «я прав пред Богом, но какая мне польза от этого? и какая выгода мне пред тем, как если бы я и грешил», говорит, что для Бога нет убытка от грехов людских, как нет выгоды. и от их праведности (4–7 ст.), почему Он и не спешит вмешиваться в дела людей. Праведность или нечестие людей имеют интерес по своим результатам только для них самих (8 ст.). Если и терпят угнетенные от своих угнетателей, то это потому, что они не обращаются с теплой молитвой к Создателю, а если и обращаются, то с гордостью. Он видит беззакония людей и слышит вопли страдальцев, только медлит судом и, если наказывает, то не по всей строгости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В 32-й главе в разговор внезапно вступает Елиуй, самый молодой из друзей. В четырех речах он обличает Иова и его друзей. Иова – за то, что он обвинял Бога в несправедливости, а друзей – за плохую защиту Бога, и высказывает свои мнения, защищая Бога. 32:1–5 – введение автора, написанное в прозе, за который следуют поэтические речи Елиуя. 32:6–22 – ораторское вступление Елиуя, в котором он говорит о своей молодости и о том, что он поэтому дал раньше говорить всем тем, кто старше его; но поскольку мудрость старших оказалась недостаточной и бесполезной в этом споре о Боге, продолжает Елиуй, поэтому он считает нужным изложить свою вдохновенную мудрость, которая не знает лицеприятия. Первая речь (33 гл.) обращена к Иову. Иов обвиняется в том, что он восстал против Бога, чтобы вызвать Его на спор; Иов судится с Богом, но, говорит Елиуй, Бог не спорит так, как человек. Он говорит с человеком особым способом: Бог дает предупреждение человеку, а затем говорит ему через страдания, которые должны привести человека к признанию своих ошибок, и после этого снова войти в милость к Богу. Вторая речь (34 гл.) содержит обращение Елиуя к друзьям Иова. Друзья Иова не смогли защитить Бога против обвинения в несправедливости. Елиуй напоминает им слова Иова, на которые они не смогли ничего ответить. Бог не может нарушить справедливости. Он один отвечает за жизнь мира, который Он Сам создал. Но Божия справедливость совершается не путем какого-то судопроизводства, подобного человеческому. Бог может помиловать правдой и милосердием. Этого, по мнению Елиуя, Иов не признает. Третья речь (35 гл.) обращена и к Иову и к друзьям его. Елиуй в своей аргументации показывает, что Бог небезразличен к человеческим делам, как это утверждал Иов в словах о неприступности Божией. Елиуй возвращается к словам Иова и показывает, что ни добродетель, ни грех не затрагивают Бога (стт. 5–9). Но Бог отвечает за порядок в мире. Он ждет, чтобы обиженные и слабые взывали к Нему и только недостаток их веры задерживает вмешательство Бога в их защиту. Но это недостаток человеческой веры, а не незнание Богом человеческой скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

(3) В большой заключительной речи (29–31) Иов сначала противопоставляет свое счастливое прошлое (29) горестному настоящему (30). Затем он вновь говорит о том, что невинен перед Богом (31:1–34), и требует Бога к ответу (31:35–40). Но прежде чем Яхве успевает ответить, слово берет четвертый друг, Элиу. (4) В речах Элиу (32–37) порицаются как друзья Иова, так и он сам. Упрек в адрес друзей состоит в том, что им не удалось убедить Иова (32:1–22). На позиции Иова Элиу останавливается очень подробно, повторяя его высказывания (33:8–11, 13, 34:5–6, 9, 35:3), и по пунктам ее опровергает. Упрек Иова к Богу, что Тот молчит, опровергается Элиу в его первой речи: Бог часто говорит с людьми, но они не обращают на это внимания (33:14–22). Горе есть форма божественного призыва с целью отвратить человека от неверной жизни, чтобы спасти его жизнь от смерти (33:19–29 слл.). Во второй речи (34) Элиу оспаривает утверждение Иова, будто Бог отнял у него его правоту. Против того упрека, что Бог не заступается за угнетенных, Элиу указывает в третьей речи (35) на то, что Бог в своем бесконечном могуществе сам определяет время, когда Он вмешается. В четвертой речи (36–37) Элиу вновь объясняет, что горе есть испытание (36:21) и способ божественного спасительного действия (36:15). Он предостерегает Иова от обращения ко злу (36:21). Он напоминает о неизъяснимой тайне Бога (37:23), перед лицом которой единственной уместной позицией человека может быть страх Божий (37:24). При сравнении речей Элиу с речами троих друзей обращает на себя внимание то, что Элиу больше интересует цель, чем причина горя, хотя этот аспект известен и троим друзьям (5:17 слл.). Речи Элиу подводят, особенно в заключительной части (36:22–37:24), к речам Бога, особым образом демонстрируя величие и тайну Бога и Его действий. Они представляют собой попытку решить проблему Иова исходя из традиционной мудрости, которая, однако, признает границы, устанавливаемые для нее в речах Бога. 2. Возникновение 2.1 Древневосточные параллели Из целого ряда древневосточных параллельных текстов становится ясно, что Книга Иова рассматривает не специально израильскую, но общевосточную тему. От времен начиная с III тыс. и до V в. до н.э. до нас дошли тексты, в которых «проблема Иова» рассматривается в различных формах и тематических ракурсах. Нельзя исключить, что авторам Книги Иова были известны эти или подобные им тексты – в частности, через хананейскую традицию. То, что Иов представлен как неизраильтянин (из страны Уц на Востоке – 1:1–3), может быть отражением этого обстоятельства, а может быть и специальным указанием на него. На то же указывает и ученость автора (или авторов), которая проявляется, в частности, в обращении ко внеизраильским традициям (бегемот, крокодил).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Спасающиеся ( sJzTmenoi ‘те, кто спасутся’) — выражение, обычное в ранней Церкви (Деян 2:47; 1 Кор 1:18; 2 Кор 2:15), быть может, восходящее к Ис 37:32 в переводе Семидесяти. Вопрос о том, многие ли наследуют окончательное благословение в грядущем веке, обсуждался в иудейской традиции; пессимистический ответ на него встречается в апокрифах и в раввинистических трактатах, ср. много званых, а мало избранных (Мф 22:14) и Мф 7:14. Как и в Деян 1:6–8, Иисус не отвечает на вопрос прямо, но указывает слушателям, что им надлежит не рассуждать о судьбе других людей, но поспешить самим войти в тесные врата, как бы трудно это ни было, и не откладывать решения, ибо в последний день окажется, что многие захотят войти, но будет поздно. Хозяин дома встанет и затворит двери — это означает, что все гости, которых ожидал хозяин, уже вошли. Мы ели и пили пред Тобою еще не означает духовного общения, а слова на улицах наших учил Ты не подразумевают, что говорящие откликнулись на учение Христа. Отойдите от Меня все делатели неправды — почти точная цитата из Пс 6:9 в переводе Семидесяти, где эти слова говорит своим противникам страдалец, которого оправдывает Господь. Плач и скрежет зубов — brugmTj ‘зубовный скрежет’ означает, вопреки мнению некоторых комментаторов, отнюдь не запоздалое раскаяние, но бешеную злобу против хозяина дома, ибо никакого другого значения, кроме убийственной ярости, этот образ в Писании не имеет, ср. Деян 7:54; Пс 34:16; 36:12; 111:10; Плач 2:16; Иов 16:10. На мессианском пиру есть место для ветхозаветных праведников, однако многие современники Иисуса будут изгнаны оттуда. Выражение восток и запад уже означало ‘весь мир’, ср. Мал 1:11; Зах 8:7; Ис 59:19, и добавление севера и юга могло только усилить его. Угрозы Ирода (13:31–33) Ввиду того, что ст. 32 и 33 содержат повтор и (может быть) противоречие, Бультман и Иеремиас 99 предполагали, что ст. 31–32 и 33 представляют собой отдельные логии, объединенные по признаку совпадения ключевых слов. Однако поскольку ст. 32 не содержит еще ответа на предупреждение в ст. 31, ст. 33 вряд ли можно оторвать от него.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Иов желал и как бы требовал, чтобы Господь открыл ему его неправду. Елиус, заявив, что Господь видит все шаги человека и потому не требует, чтобы он шел на суд с Богом, что Он без разбирательства делает известными беззаконные дела человека, поражая его бедствиями очевидно для всех (ср. ст. 21–26 , в заключение этой речи еще раз утверждает, что для Бога нет нужды производить дознание так, чтобы виновный сам определил, в чем его вина, какова его неправда и какое воздаяние за нее должно быть. Елиус безусловно уверен в этом и. спрашивая Иова, справедливо ли он так мыслит о правосудии Божием, решительно предполагает непререкаемый ответ со стороны Иова – «да, это верно: сам Бог определяет, в чем правда, в чем неправда...» Ст. 34 35. Темже смысленнии сердцем рекут сия, муж же премудр услыша глагол мой. Иов же, не в разуме глаголаше, словеса же его не в хитрости т.е. или он не понимает, или не умеет высказать то, что понимает). Елиус, уверенный, что понятие его о правосудии Вседержителя непреложно правильно, усиливает значение оного в своем рассуждении -тем, что ссылается на всех людей, кто склонен и может понимать дело беспристрастно и основательно судя согласно с понятием об истинном Боге; при этом он подразумевает прежде всего, что таковые рассудительные люди друзья Иова (ср. ст. 2 4. 10). Елиус уверен, что друзья – собеседники «выслушали» речь, обращенную к ним, и согласны с её содержанием; а если так, то речи Иова, против которых была направлена речь Елиуса, недостаточны и в том, что основные мысли в них несообразны с истинным понятием о Боге и Его правосудии, и в том, что высказаны недоказательно и несдержанно. От. 36–37. Обаче навыкни Иове, не даждь еще ответа, яко же немудрии: да не приложим на грехи наша: беззаконие же на нас вменится, многая глаголющих словеса на Господа. Предполагая совершенное согласие друзей со своим взглядом на дело, Елиус не допускает возможности, чтобы Иов высказал ему противоречие: и если по окончании первой своей речи он советовал Иову молчать, предполагая, что у него нет слов для удовлетворительного ответа (гл. 33, ст. 31–32); то теперь, после второй речи, он, как бы поощряемый молчанием Иова, в порыве увлечения своим красноречием, уже положительно требует, чтобы Иов «научился молчать»... Такое молчание, по убеждению и уверению Елиуса, предотвратит еще больше осуждение Божие, ибо каждое новое слово Иова может быть 45 Эти слова исповеди находится в т. наз. «Книге мертвых». Подлинный экземпляр этой книги хранится в Лувре (близ Парижа). См. краткую историю востока. Ван-ден-Берга. Рус. пер. 1880 г., стр. 56–67. 47 Илиада. Песнь II, ст. 213 – 216 – 270277, и др. Одиссея. Песнь I, ст. 388 – 399, и мн. Читать далее Источник: Книга Иова. Тула, тульские епархиальные ведомости, типография Н.И. Соколова, 1880 г. 114 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иов продолжает речь: он сообщает, что прежнему благополучию пришел конец, настало время бедствия (гл. 29; ср. подобные противопоставления прошлого и настоящего в Плач 4. 1-10). Он чувствует, что оставлен Богом: «Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне,- стою, а Ты только смотришь на меня» (30. 20). Иов молит Бога выслушать его и ответить ему (31. 35). Здесь в беседу вступает его 4-й, самый молодой друг, Елиуй, сын Варахиила, Вузитянина из племени Рамова (32. 2). Елиуй гневается на собеседников за то, что те не смогли обличить Иова, к-рый по-прежнему оправдывает себя и обвиняет Бога (32. 1-5). Елиуй уверен, что страдание - благо для человека, поскольку оно посылается, чтобы смирить его и очистить от греха. Претерпев страдание и освободившись от греха, человек будет благодарить Бога (33. 14-33). Он как учитель обвиняет Иова в неразумии, дерзости и легкомыслии, настаивая на справедливости Суда Божия (главы 34-35). Себя Елиуй называет «совершенным в познаниях» (36. 4; эпитет, который в И. к. обычно относится к Богу - ср.: 37. 16), он высокомерен и самоуверен. В завершении речи Елиуй описывает величие и всемогущество Творца, открываемые в премудром устройстве мироздания, и призывает, т. о., собеседников к благоговению и прославлению Вседержителя (37. 23-24). Ответ Бога Иову Разговор Иова с Богом. Миниатюра из Книги Иова. Кон. XII — нач. XIII в. (Ath. Laur. B. 100. Fol. 167) Разговор Иова с Богом. Миниатюра из Книги Иова. Кон. XII — нач. XIII в. (Ath. Laur. B. 100. Fol. 167) (38. 1 - 42. 6). По мнению Дж. Хартли, это одна из древнейших частей книги, поскольку здесь, как и в прологе, используется имя Божие Яхве ( Hartley. 1988. P. 30). В LXX речь Бога предваряется словами: «После того как прекратил Елиуй речи...». Мн. исследователи полагают, что это позднейшее добавление, к-рое свидетельствует о том, что уже в древности речи Елиуя казались чужеродным элементом ( Рижский. 1991. С. 138). Эта т. зр. поддерживается также тем фактом, что за речью Елиуя не следует ответ Иова. Господь «отвечал Иову из бури...» (38. 1). В 1-й речи (главы 38-39) Он буквально забрасывает Иова множеством вопросов об устройстве Вселенной, о ее пределах, о «вратах» преисподней и т. п. Иов не может ответить на них и, сознавая собственную ограниченность, не принимает предложение Бога продолжить этот спор (39. 31-35). Во 2-й речи (главы 40-41) Господь вновь спрашивает Иова, может ли он, подобно Богу, управлять Вселенной, повелевая всеми животными, и, как пример, описывает 2 чудовищ: бегемота (40. 10-19) и левиафана (40. 20 - 41. 26).

http://pravenc.ru/text/578206.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010