к тобою избавлюс – перевод с вульгаты Евр. и греч. πειρατрιο (=разбойничья шайка, полчище) понято в переносном смысле испытаний различными несчастьями и опасностями (=πειρασμς), в каковом смысле употребляется это слово в Иов.19:12 и объясняется с греч. у св. Афанасия н бл. Феодорита. ла. Бгъ мой, непороченъ пть словеса Гдн Защититель всхъ уповающихъ на него. лв. к кто бгъ, разв гда; ил кто бгъ, разв бга нашег; 32. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? В ст. 31–32 псалмопевец, повторяя высказанную выше общую мысль, что Господь есть щит всех уповающих на Него, усиливает ее новым исповеданием, что один только Господь такой Бог и нет кроме Его другого защитника, и таким образом переходит к 3-й части псалма, – подробнейшему изображению испытанных им на себе действий всесильной божественной помощи и защиты. Непороченъ: в евр. то же слово, которое в ст. 26 переведено неповинен, – русск. искренен, а в др. местах переводится: истинен ( Втор.32:4 ), совершен ( – 18:13). непороченъ пть всех делах Своих «Бог верен Своему Завету, совершенно свят и праведен и нет неправды в Нем ( Втор.32:4 ср. Пс.144:17 ). словеса Гдн – богооткровенное слово, все обетования Божии, разжжена, (=евр. греч.) – как переплавленное серебро или золото (ср. Пс.11 ), т. е. чистая, непреложная истина, которая не может остаться неисполненною ( Числ.23:19 ). Кто защита – букв. с евр. скала ср. ст. 3, – кроме Бога нашего? К слав.-гр.-лат. наименование Господа скалою или защитою заменяется прямым его именем Бгъ, как Втор.32:4, 15, 18, 30 и 31. лг. Бгъ препосй м силою, и полож непороченъ пть мой: 33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; 33 . Как воин, готовясь выступать против врага препоясывается мечом (ср. 1Цар.17:39 ), так Бог препоясывает, т. е. наделяет Давида силою телесною к одолению видимых врагов ( – 34–37) и к перенесению физических трудов и лишений, и духовною храбростью, и благоразумием ( 1Цар.18:5, 14, 17:30 ), кротостью и смирением ( 2Цар.6:20–22 ; Пс.130:1–2 ), великодушием ( 1Цар.24:5–7 и сл. 26:8–9 и сл. др.), терпением и другими нравственными качествами, – и тем пролагает ( полож – букв. пер. евр.-греч.; по ходу речи уместнее полагай ср. Амфилохий) ему верный, неуклонный и непреткновенный (непороченъ ср. ст. 31) путь, т. е. делает его способным к точному прохождению предназначенного ему служения в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Потом он точнее указывает предметы ведения церковной власти, Прежде всего ей принадлежит высшая власть на земле: «вязати и решити» и это «от Бога убо установлено есть и утверждено», Специально же под ведением церковной власти должны быть «церкви и пресвитеры и прочая причетники и люди за ними живущии, и вся освященная и вся возложенная Богови, и монастыри и молитвенные храмы и пищепитательницы» 32 . По отношению ко всем сим лицам и предметам церковной власти принадлежит «всяческое попечение о них и суд и разсуждение и устроение и уничижение и наказание. Епископы должны твердо отстаивать принадлежащия им по церковным канонам указанные права, как они клялись при своем наставлении, и безбоязненно защищать их «и пред цари не стыдитися». В противном случае им угрожает страшный суд Христов, представляя который святейший Иов восклицает: «О горе и люте! каков суд тем " … 33 . Особенно п. Иов ратует за независимость церкви в избрании служителей ея: епископов и прочего священства. На основании того положения, что святые апостолы, наученные от Бога, не царям и князьям поручили все церковное правление, а епископам, Патриарх Иов воспрещает получать сан священный (т. е. избрание) «от мирских». Кто же получил «священничество» от поспешества мирских князей и людей должен быть возбранен и запрещен. Это свое положение он далее подтверждает правилами 39 Ап., VII в. с. 3 34 . С такою же силою он ратует за самостоятельность церковного суда и за неприкосновенность церковных имуществ. Известно, что в митрополичий период были попытка ограничить судебные и владельческие права церкви, были случаи вмешательства князей и царей в избрании иерархов церкви. Все это продолжалось и при патриархе Иове. Патриарх угрожает таковым обидчикам церкви страшным наказанием «в нынешнем веце и будущем», и приводит на память примеры такого страшного наказания, как то наказание Даана, Авирона, Корея, царя Озии и из христианского периода: Августа, Тиверия, Кая, Клавдия Констанция, Галла и др. 35 . Когда же все священное будет искренне почитаемо от князей, тогда «вся благая устроения от Бога бывают подаема, мир и умножение плодом и врагом одоление» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

Так Иов, в своем бедственном состоянии, вызвавшем у него искреннюю исповедь во всех его прежних житейских отношениях, говорит, что он никогда не пренебрегал правами своих рабов, когда даже они спорили с ним, что он всегда носил в себе сознание того, что раб и господин равны по человеческому достоинству. “Не Он ли, восклицает Иов, который создал меня во чреве, создал и его (раба), и равно образовал нас в утробе“ ( Иов.31:13–15 )? Какую противоположность с этим изречением Иова имеют, например, изречения представителей двух классических народов – Аристотеля и Ювенала. γρ δολος μψυχον ργανον, τ δ’ ργανον ψυχος δολος ςι, – бессердечно говорит философ Аристотель, бравшийся за решение вопросов о счастье человечества. О demens! ita servus homo est? – вторит ему Ювенал, своей сатирой, неумолимо бичевавшей все низкое и позорное в римском обществе, хотевший возвысить человеческое достоинство. 161 Каким холодным бессердечием и варварством отдают слова этих “великих“ людей, и какой нежностью, любовью и гуманностью веет от слов библейского страдальца. А вот другой библейский “господин“ – богатый Вооз. Он не считает для себя низким обращение с рабами; напротив, он сам идет в поле к жнецам, с истинно братским радушием вступает в их круг и искренно приветствует их ласковыми словами: “Господь с вами“, на что рабы также радушно отвечают ему: “да благословит тебя Господь“ ( Руфь.2:4 ). Такие дружеские отношения к рабам имели место и в домашней обыденной жизни. “Если есть у тебя раб, – говорит мудрец, – то поступай с ним как с братом, ибо ты будешь нуждаться в нем, как в душе твоей“ ( Сир.33:32 ). При отсутствии наследников, по древнейшему обычаю, раб мог становиться полным наследником имущества господина ( Быт.15:3 ), или даже жениться на дочери господина, как это было например в семействе израильтянина Шешана, на дочери которого женился раб его египтянин ( 1Пар.2:34–35 ). Благодаря такому гуманному отношению к рабам объяснимо и то обстоятельство, что в еврейской истории нельзя указать и единственного примера восстания рабов, как это много раз случалось у римлян и греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Ст. 31. Аще же и многажды (много ли раз) реша рабыни моя: кто убо дал бы нам от плотей (мяса) его насытитеся, зело мне благу сушу. Никто не мог злословить Иова, никто не дерзал проклинать его даже из числа его рабов. Так как Иов обладал богатыми пастбищами и многочисленными стадами; то рабы и рабыни его имели отличное содержание и пропитание, а потому никогда не роптали на недостаток мяса, – всегда ели оное вдоволь, что служило отличным средством к укреплению их сил, изнуряемых работой. Ст. 32. И вне (па улице) не водворяшеся странник, дверь же моя всякому приходящему отверста бе. Принимать странников в древности на Востоке признавалось высокою добродетелью. Ни один странник, приходя к его дому, не оставался вне дома, на улице: дверь для всех была открыта, а потому всякий без стеснения, без замедления и без опасения входил в дом и находил в нем привет, прием и приют. И ни один путник, выходя из дома Иова, не злословил его ( – против Елифаза, гл. 22, ст. 7; ср гл. 20, ст. 26). Ст. 3334 а .Аще же и согрешая неволею, скрых грех мой, не посрамихся бо народнаго множества, еже не поведати пред ними. И твердо желая во всем следовать воле Божией, человек может, однако, погрешать, помимо своей воли, может не заметить страдании ближнего, не дознать виновности подсудимого, – не оценить заслуг трудящегося. В подобных обстоятельствах Иов не таил своего греха: не стыдясь «народного множества» – в народном собрании (при вратах города) он во всеуслышание объявлял свою вину е раскаянием в своем погрешении. Ст. 34 б. Аще же и оставих маломощнаго изыти из дверей моих тщим недром (с пустой пазухой): (аще бы не убоялся). Не мнение народного множества было, однако, побуждением для добродетельного Иова, а страх Божий, охранявший его святую совесть. Поэтому он не презирал и «маломощного» труженика, который всеми удобно мог быть презираем: напротив, он не только кормил его в своем доме, хотя и не по заслугам его, но и давал ему хлеба еще полную пазуху.( – куда нищие обыкновенно на Востоке собирали и собирают подаяние) и так делал его сытым на несколько дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

22:31–38 Накануне отречения 22:31,32. Пшеница просеивалась для очищения от посторонних примесей; см. об этом образе у Амоса (9:9). О веянии пшеницы для удаления плевел см. в коммент. к Мф. 3:12 . Упоминаемое здесь требование «сатаны, вероятно, основано на Иов. 1:6–12 и 2:1–6, где сатана пытается обвинить Иова перед небесным судом (евр. слово «сатана» означает «противник», т. е. обвинитель). 22:33,34. В древних источниках пение петуха обычно считается верным признаком наступления рассвета (см. напр.: Апулей, «Метаморфозы», 2.26; 3Мак. 5:23 ; Вавилонский Талмуд Berakot 60b). Но некоторые комментаторы отмечают, что в Палестине ночное пение петуха может периодически повторяться в течение ночных страж, начиная с половины первого ночи; второе пение раздается обычно около половины второгоночи. В любом случае здесь речь идет о том, что отречение неотвратимо. 22:35. См. коммент. к 9:3. 22:36–38. Упоминая о мече, Иисус не призывает к насилию, в отличие от зилотов (ср.: Псевдо-Фокилид, 32–34; Фокилид – греческий поэт VI в. до н. э.). Иисус призывает к временному и символическому акту – двух мечей достаточно (ст. 38), чтобы Его можно было обвинить в мятежных намерениях и, следовательно, «причесть к злодеям» в соответствии с Ис. 53:12 . (О «мессианском аспекте Ис. 53 ом. в коммент. к Мф. 12:15–18 .) Без верхней одежды ночью человек мог замерзнуть и простудиться, но Иисус говорит, что это лучше, чем если ученики окажутся невооруженными в предстоящем конфликте. 22:39–46 О тех, кто готов и кто не готов 22:39. Путь из дома, где они совершали трапезу в верхней горнице, до Елеонской горы занимал не менее пятнадцати минут. 22:40. Они могли добраться до Гефсимании в десять или одиннадцать часов вечера (что считалось поздним временем, поскольку сельскохозяйственные работы и деловые операции совершались при дневном свете). В пасхальную ночь евреи обычно долго не ложились спать, беседуя об искуплении, которое совершил Бог . Ученики должны были найти в себе силы бодрствовать; они, вероятно, во все предыдущие пасхальные ночи в своей жизни ложились спать очень поздно. «Искушение» здесь означает испытание. Учитывая использование этого понятия в еврейском религиозном обиходе, можно предположить, что Иисус сказал следующее: «...чтобы не пасть жертвой испытания, которое вам предстоит».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

(29). Праведницы же наследят землю. Нередко упоминал, что кротким дается земля, убеждая тем вожделевать ее. (30). Уста праведного поучатся премудрости. На языке ли, в уме ли, но должно, говорит, всюду обносить с собою словеса Божии и постоянно упражняться в изучении их. Так научившись поступать, любитель добродетели пребывает бестрепетным и непоколебимым, преодолевая покушающихся низложить его. Это сказал Псалмопевец и в первом псалме: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1, 2). И язык его возглаголет суд, т. е. правосудие не судебное, но обнаруживаемое в непогрешительном и здравом суждении. (31). Закон Бога в сердце его, и не запнутся стопы его. (32) Сматряет грешный праведного. (33) Господь же не оставит. Одно и тоже выражает различно, чтобы при многократном изучении тверже сохранилось в памяти. Говорит же, что Владыка не презрит праведного, когда злоумышляют против него лукавые, и не соизволит, когда отважатся они на что-либо подобное, но сделает, что праведник избегнет сетей. Такое промышление видел над собою Авраам при двукратном похищении Сарры, изведал его и Исаак, подвергшись той же опасности, изведал и Иаков, когда завидовали ему брат и тесть, изведал и Иосиф, когда вооружились на него ненависть и клевета. Но нужно ли пересказывать все? Любознательным нетрудно, как собрать ветхозаветные примеры, так и усматривать примеры в новом завете. (33) Ниже осудит его, егда судит ему, т. е. во время суда над ним. (34) Внегда потреблятися грешником, узриши. Увидишь, говорит, грешников истребленными. (35). Видех нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския. По сказанному: сень наше житие (Иов. 8, 9). (36). И мимо идох, и се не бе. Увидев, что лукавые благоденствуют, размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть: даже не в состоянии был отыскать место, на котором, казалось, стояли они. (37). Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. И наказание лукавых, и останок или достояние добрых, да внушат тебе заботиться о простоте сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

И таким образом душа, облеченная в броню правды, в шлем спасения, в щит веры, и приняв меч духовный, научается вести брань со своими врагами, и вооруженная Духом Господним, борется с духами злобы, и угашает разожженные стрелы лукавого. А без духовного оружия не вступает в ополчение, как же скоро имеет оружие Господне, едва услышит и ощутит сильные брани, исходит «со скаканием и ржанием», как сказано у Иова ( Иов. 39, 25 ), потому что от самого гласа моления ее падают враги. Совершив же такой подвиг и с помощью Духа одержав во брани победу, с великим дерзновением примет победные венцы, и будет упокоеваться вместе с Небесным Царем (23, 3). 33. Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своею природой, с прежними нравами и с тем навыком, который тебе прирожден. А во время борьбы с сим навыком найдешь противящиеся тебе помыслы и борющиеся с умом твоим, и помыслы сии повлекут тебя и станут кружить тебя в видимом, от чего ты бежал. Тогда-то начнешь борение и брань, восставляя помыслы против помыслов, ум против ума, душу против души, дух против духа (32, 9). 34. Ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце. И Господь бывает близ души и тела твоего, и смотря на борьбу твою, влагает в тебя сокровенные, небесные помыслы, и втайне начинает упокоевать тебя. Но пока оставляет еще тебя под обучением, и в самых скорбях промышляет о тебе благодать. И когда придешь в упокоение, даст тебе познать Себя, и покажет тебе, что для твоей же пользы попускал быть тебе в борении. Как сыну богатого человека, у которого есть пестун, пока наставник наказывает его, и учение, и раны, и удары кажутся тяжкими, и это бывает пока не сделается мужем, и тогда начинает уже благодарить пестуна: так и благодать промыслительно обучает, пока не придешь в совершенного мужа (33. 10). е) Поскольку такой надлежит труд решившемуся работать Господу, то кроме безжалостного к себе определения себя на всякое трудничество, ему необходимо еще иметь рассудительность, внимание и осмотрительность.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Вероятно 70 толк. начальное слово ст. вм. (яркидем)=заставляет их скакать, – как в древн. переводах: халд., сирск. (по Dathe), Акилы, Симмаха и в 5-м пер. экзапл Оригена , – читали (ядикем от Исх. 32:20 ; 4Цар.23:6 и 15; 2Цар.22:43 ; Ис.41:15 ; Дан.2:34 и 35; ср. ткж. Иер.48:12 , где так. обр. прочитано было (ярикем), что обыкновенно переводится значением λεπτνειν – истончать, растирать, или же, имея одинаковое с нынешним чтение, переводили его в несобственном смысле, подобно как бл. Иероним: disperget eas; а во 2 полуст. слово (весирйон)=и Сирион, – как в перевод. сирск., бл. Иеронима и в толк. Евсевия (халд.: «гора производящая плод»), – принимали за (ешюрун) – ласкательное имя Израиля, обыкновенно переводимое значением: возлюбленный (Втор.32:15; 33:5 и 26; Ис.44:2 ). з. Гласъ Гда, пресцающаг пламень гн. 7. Глас Господа высекает пламень огня. 7 ст. с евр. Глас Господа высекает пламень огня, т. е. подобно тому, как ударами железа о камни высекаются искри, вместе с ударами грома, – вылетают из туч, как бы высекаемые из них, блистающие, пламенные молнии (ср. Пс.17:14–15; 76:18–19; 134:7 ; Сир.43:14 ). Слав.-грек.-лат. (=халд. и сирск.) пер. слова (=вырубать, высекать, напр. водоём Иер.2:13 ; надписи на камне Иов.19:24 ) значением пресцающаг, т. е. рассекающего, разделяющего (διακπτοντος, intercidentis, бл. Иероним: dividens) выражает мысль, что удары грома, представляющие собою глас Господа, рассекают исходящий из уст Его пламень (ср. Пс.17:9; 96:3 ) на разбегающиеся зигзагами по небу, отдельные огненные струи блистающих молний. Так как пламень от Господа обыкновенно служит символом или просвещения и очищения верующих ( Мал. 3:2–3 ), или же наказания грешников ( Втор.4:24 и 32:22), то в отношении к церкви новозаветной слова эти можно понимать – с одной стороны, как предвозвещение сошествия Св. Духа на апостолов во гласе бурном и в виде разделившихся языков, как бы огненных, которые и почили на каждом из них ( Деян.2:2–4 ; бл. Феодор. на ст. 4 и 7; ср. Филарета Μ. М. в обозр. Псс.); с другой – как предызображение огня вечных мучений для грешников ( Мф.3:12; 25:41 ), когда, по замечанию оо. и уч. церкви, Господь гласом своего приговора «пресечет пламень огненный на две свойственные ему силы, – силу освещать и силу сожигать» (св. Вас. В.) и «силу света предоставит праведным, а силе жжения и мучения предаст грешных» (Евф. Зигабен, ср. бл. Феодорита).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ст. 32. И той во гроб отнесен бысть, и на гробищих побде (среди могильных холмов неусыпно заботился). Не подвергаясь обличению, порицанию и наказанию за свое преступное поведение при жизни, нечестивый не наказывается презрением и позором по смерти. Напротив, его хоронят с праотцами, относят в могилу на руках и полагают среди могильных холмов на том месте, которое он сам облюбовал и заранее с неусыпным старанием повелел приготовить для себя и украсить. Ст. 33. Усладися ему (к его удовольствию – ) дробное камение потопа: и в след его всяк человек отидет, и пред ним безчисленнии. На месте вечного покоя погребальное ложе тщательно устилается мелкими камнями (мозаически), чтобы оно было прочно, уютно, красиво и долее хранило труп в лучшем состоянии. Сюда-то торжественно относится злодей с общим почетом, как будто драгоценное народное сокровище, тогда как иной праведник заживо умирает «на гноище», очищая прокаженное тело черепком. За трупом злодея, как будто за священными останками отца, идут не только ближайшие родственники и знакомые, нет – даже толпы народа, как будто они не желают расстаться со своим благодетелем, тогда как истинный благодетель народа погибает за городом, оставляемый женою, друзьями, рабами.. Ст. 34. Како же мя утешаете суетными; а еже бы мне почити от вас, ничтоже. Благополучная жизнь, мирная кончина и почетное погребение злодеев достаточно ясно свидетельствуют, что на земле не всегда карается нечестие и торжествует добродетель. При сознании этого, все хлопотливые, усиленные, изысканные советы и многократные увещания друзей представляются Иову «суетными» – неосновательными и нецелесообразными: в них нет беспристрастной, непоколебимо основательной правды и утешения для мудрого страдальца. 17 По изданию Штира и Тэйле греческий текст этого стиха полнее: μοθυμαδν δ ο υο ατο π γς κοιμηθσονται, σαπριαδ ατος κλυψεν π γς – Это дополнение, по нашему мнению, хорошо соответствует смыслу стиха, если принять во внимание, что Иов, при изображении судьбы страждущего праведника, живо представляет свои бедственные семейные обстоятельства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Старец: На вопрос этот отвечать тебе не легко; знай только, что не место спасает человека, но добронравие и сердечное произволение. Адам, живя и в раю, согрешил, а Лот и в Содоме спасся; Иов на гноище заслужил оправдание, а Саул, и находясь в царских чертогах, лишен царствия настоящего и будущего. Спастися убо возможно на всяком месте и при всякой доле, по судьбам Всевышнего нам доставшейся. Вопрос 32. Кого из грешников Бог наипаче отвращается? Старец: «Надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея» ( Сир. 25, 4 ). Отвращается еще и памятозлобного человека, надменного сердца и гневливой души. Хотя бы мы были и довольно праведны, но и если памятозлобствуем, то все дела наши тщетны и бесплодны, и спасения получить не можем. А потому всякую вражду непременно должно уничтожать и всегда иметь мир и любовь со всеми, без коих «никто не увидит Господа» ( Евр. 12, 14 ). Вопрос 33. Возможно ли не употребляющему вина быть пьяну, а пиющему вино иметь трезвость? Старец: Возможно; ибо в Писании упоминается «опьяневший, но не от вина» ( Ис. 51, 21 ). Без вина упивается тот, кто не оставляет исступление и не удерживает буйство страстей благочестивым рассуждением. Можно и употребляющему вино быть трезвым душою и добрым во всех душеспасительных делах; ибо если бы сие было невозможно, святой апостол Павел не дал бы святому ученику своему, апостолу Тимофею, такого совета: «употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5, 23 ). Ибо пьянство не что иное есть, как исступление естественного ума, превращение сердца, оскудение смысла, лишение разума; все оное не от одного винного пьянства происходит, но и от пьянства ярости и непорядочного похотения. Вопрос 34. Что есть добродетель человека, а паче монаха? Старец: Добродетель человека есть любовь к Богу, знание себя самого и честность в отношении к ближним. Потому не составляют оную ни богатство, да не боимся нищеты, ни здравие тела, да не страшимся болезни, ни народное мнение, да не вменяем в бесчестие злословие, ни жизнь, да не ужасна будет смерть. Беспристрастие ко всем вещам есть добро; а потому уклонивыйся Господа ради от мира уже более не должен прилепляться к мирским вещам, потому что исчезнувшие страсти удобно опять возвращаются в человека. Вопрос 35. Что необходимо оставляющему мир для блага души?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Musat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010