Агг.1:11 . И наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на елей, и на вся, елика износит земля: и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их. Как вы не радите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и Я воспрещу облакам орошать землю, и земле повелю стать бесплодною; карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только земные, но и на возделывающих землю людей; с ними понесет наказание и скот их, созданный им на служение. Бог всяческих угрожает соделать это за нерадение о доме Божием, не потому что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя, повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, во храме исполняя закон, и извлекали из сего пользу, и совершали законное богослужение, пока, по слову Апостола, не придет Наследник ( Рим. 8, 17 ). Ибо, по вочеловечении нашего Спасителя, с явлением нового завета, приял конец завет ветхий, и «закон пестун» ( Гал. 2, 2 ), указав нам премудрого Учителя, уступил Ему место; потому что состоявшие под его пестунством не стали уже иметь нужду в первоначальном его водительстве. Но возвратимся к следующему по порядку в сем пророчестве. Зоровавель, первосвященник Иисус и пасомый ими народ, выслушав сии угрозы, исполнились страха, и повиновались изреченному Пророком. Человеколюбивый же Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает чрез Пророка: Агг.1:13 . Аз есмь с вами, глаголет Господь. Не теряйте мужества, потому что Я – ваш содейственник и помощник. Агг.1:14 . И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великаго, и дух прочиих всех людей: и внидоша и творяху дела в храме Господа Вседержителя Бога своего . Глава 2 Агг.2:1 . В двадесять четвертый день месяца шестаго. Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать соделала их ревностнейшими, и «в двадесять четвертый день месяца» положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие. Потом Владыка в седьмой месяц снова повелевает Пророку передать им следующие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Агг.1:8 .  Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Теперь пророк в прямой и положительной форме высказывает к начальникам народа и ко всему народу определенное требование принять решение начать постройку и приступить уже к делу, наградою за что будет всякий успех в делах их, подаваемый благословением Божиим. Выраженное в первой половине стиха требование пророка имеет общий характер призыва к началу строительных работ; поэтому нет основания – ни видеть в горе, евр. гагар, на которую всходить приглашает пророк, определенную гору (храмовую – Мориа, как полагали одни толкователи, или гору Ливан, как думали другие), ни усматривать в призыве носить деревья указание на характер самого строительства, т. е. думать, что нужен был только деревянный, лесной материал, тогда как, напротив, известно ( Агг 2.15 ; 1Езд.4.4 ), что для постройки фундамента, да и других частей второго Иерусалимского храма потребовалось и употреблено было немало и камня. Таким образом, «гора», гагар, означает в ст. 8 общее, родовое понятие горы и может быть отнесено к каждой из палестинских гор, в данную эпоху еще изобиловавших лесом ( Неем 2:8, 8:15 ), а «деревья», «лес», евр. Эц, выражают мысль о строительном материале для храма вообще. Вторая половина ст. 8 говорит о тех спасительных, благодетельных следствиях, каких может ожидать народ от благоволения Божия к нему вследствие изменения или своего отношения в важному делу храмостроительства. Агг.1:9 .  Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Агг.1:10 .  Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. Агг.1:11 .  И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд. Высказав в ст. 8-м положительное требование народу – приступить к постройке храма, пророк теперь в заключительных стихах (9–11) первой своей речи, выражает свой ретроспективный взгляд на пережитые уже иудеями неудачи и истинную их причину – небрежение о построении храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При этом высказываемая пророком (ст. 10, 11) мысль о зависимости плодородия или бесплодия земли и успеха или неудачи человеческого труда – мысль, бесспорно, библейская (ср. Втор 28.22–23 ), имеет опору в библейском учении о Промысле Божием, а потому будет равно справедливою, относить ли содержание рассматриваемых стихов к прошедшему или будущему, как делают, напр., блаж. Иероним и блаж. Феодорит. Последний передает содержание рассматриваемых стихов таким перифразом: «Как вы нерадите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и я воспрещу облакам орошать землю и земле повелю стать бесплодною, карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только земные, но и на возделывающих землю людей, с ними понесет наказание и скот их, созданный ими на служение. Бог всяческих угрожает соделать это за нерадение о доме Божием, не потому, что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, во храме исполняя закон, и извлекали из сего пользу, и совершали законное богослужение, пока, по слову апостола, не придет Наследник» ( Рим 8.17 ) (с. 60). Агг.1:12 .  И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Агг.1:13 .  Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь. Агг.1:14 .  И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, Агг.1:15 .  в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария. Простая и безыскусственная, но сильная и убедительная речь пророка произвела желательное действие не только на Зоровавеля и Иисуса, но и на всю народную массу: под названием: «весь прочий народ», евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тогда то и явился пр. Аггей со своими увещаниями к Зоровавелю и Иисусу, как представителям народа, на которых лежала отвтственность за народ, – приняться снова за постройку храма, обещая помощь Божию и предрекая славу новому храму. Обозрение содержания для последовательного чтения Народ извиняется, говорит пр. Аггей, в своей медленности постройки храма тяжелыми временами; но для постройки собственных домов y них есть средства. Да и тяжелые времена от того настали, что не построен храм; поэтому и нет y них благоденствия. Они все чего-то выжидают, но чем больше они ожидали, тем менее сбудутся их ожидания. Пусть построят храм, и благословение Божие возвратится к ним. Это увещание пророка слушали князья и народ и вскоре приступили к делу (г. 1). После этого пророк утешает народ в печальном настоящем указанием на будущую славу храма, которая будет больше славы храма первого ( Агг.2:2–9 ср. Евр.12:26 ) – благословением, которое Господь подаст снова ( Агг.2:10–20 ), – обещанием, что Зоровавель (дом Давида), когда погибнут престолы царств и царства народов, будет помазанником Господним, которого Он сделает сиянием своей славы (печатью... Агг.2:21–25 ). Книга пророка Захарии Сведения о лице пр. Захарии, времени и цели пророческого его служения Пр. Захария, подобно пророкам Иеремии и Иезекиилю, происходил из священнического рода; он был сын Варахии и внук Аддая ( Зах.1:1–7 ), представителя одного из священнических родов, возвратившегося из плена вместе с Зоровавелем и Иисусом ( Неем.12:4 ), и наследовал своему деду в священнической должности при первосвященнике Иоакиме ( Неем.12:16 ). Из этого с основательностью можно заключать, что он еще в юношеском возрасте возвратился из Вавилона, и что отец его преждевременно скончался. Этим и объясняется, что пр. Захария в 1Ездр.5:1 и 6:14 называется сыном Аддовым с пропуском имени его отца. Пророческая деятельность Захарии началась во втором году царствования Дария Истаспа, только два месяца спустя после современника его, пр. Аггея, с которым он вместе действовал, убеждая иудеев к построению храма ( 1Езд.5:1, 6:14 ), когда еще был в юношеском возрасте ( Зах.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

2332 Таково, говорю я, было сотрясение пустыни, что больше стало сыновей у неплодной, чем у имеющей мужа (Ис. 54. 1), и процвела пустыня как лилия (Ис. 35. 1), и вошли избранные от язычников к остатку народа (Агг. 2. 2), чтобы чрез избрание благодати (Рим. 11.5) спасся остаток. 13. И наполню, сказано, этот дом серебром Моим и золотом: 2333 глаголами небесными, которые подобны серебру, искушенному огнем, 2334 и блистают ясным светом, словно златом духовным в тайниках сердец святых. Эти богатства Он приносит Церкви Своей, ими наполняются умные сокровищницы, и дом возрастает славой превыше прежней славы, которую стяжал народ избранный. 2335 14. Ведь мир и спокойствие души превыше всякой славы дома, ибо мир превыше всякого чувства. 2336 Тот мир превыше мира, который будет дан после третьего сотрясения неба, моря, земли, пустыни, когда Он разрушит все власти и начальства. 2337 Небо и земля прейдут (Мф 24. 35), и всякий образ мира сего (1 Кор. 7. 31), и каждый с мечом восстанет на брата своего (Агг. 2. 22), то есть со словом, проникающим до сердцевины души, чтобы разрушить то, что противостоит: колесницу у Ефрема и коня в Иерусалиме, 2338 как говорит Захария. И так будет мир во всем, и никакие телесные страсти или помехи недоверчивого ума не будут препятствовать тому, чтобы во всех был Христос, 2339 приводя в подчинение Отцу сердца всех. 15. Смотри, что сказано Ему одному: Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя (Агг. 2. 23). Когда душа наша станет мирной, чтобы было ей сказано: Оборотись, оборотись, Суламита (Песн. 7. 1), что означает «мирная», и чтобы воспользоваться твоим именем, «иреника», 2340 — тогда она примет Христа как печать, то есть образ Божий, 2341 чтобы быть по образу, ибо каков небесный, таковы и небесные (1 Кор. 15. 48), и следует нам носить образ небесного (1 Кор. 15. 49), то есть мир. 2342 16. И чтобы мы знали, что это истина, в Песни песней в конце говорится совершенной душе то, что и тебе скажет Господь Иисус: Положи Меня как печать на руку твою (Песн. 8. 6), чтобы мир сиял в сердце твоем, а в делах твоих — Христос и образовались в тебе мудрость, и правда, и искупление.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Моменты эти следующие. А) Пророк Захария усвояет Зоровавелю имя zemach (отрасль; Зах. 3:8; 4:12 ), а это название при его сопоставлении с Иер. 23:5, означает то, что «он будет владычествовать, как царь» (Stud. II, 165. Ср. Serubb. S. 30). В) Пророк Аггей говорит о Зоровавеле от лица Иеговы: «Я возьму тебя, Зоровавель... раб мой, и буду держать тебя, как печать; ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф ( Агг. 2:23 )». Отношение этого стиха к предшествующему, где речь идет о разрушении языческих царств, заставляет предполагать, «что царство Зоровавеля должно возвыситься взамен всех других» (Stud. II, S. 165), т. е. пророк провозглашает Зоровавеля «избранным Богом царем нового царства» (Serubb. S. 21). С) Оба пророка называют Зоровавеля «рабом», ebed, Иеговы ( Агг. 2:23 ; Зах. 3:8 ), как наследника раба, изображенного Девтеро-Исаией, которому принадлежит бесспорно царское достоинство (Stud. II. S. 165). D) Бoлee веский аргумент в пользу возвышения Зоровавеля Селлин видит в речи Иеговы к пророку Захарии о короновании Иисуса ( Зах. 6:9–15 ). Коронование Иисуса должно понимать символически – в смысле возглавления общины Зоровавелем: «и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле своем» ( Зах. 6:13 ). «Если этим», – замечает Селлин, – «не обозначается: он будет царем, тогда для меня не существует никакой более ясной человеческой речи» (Stud. II. S. 166). Таким образом, если мы примем во внимание общее мессианское возбуждение времени Зоровавеля, возбуждение, носившее на себе религиозно-политический характер, и названия пророками Зоровавеля: a) zemach, b) ebed, а также и речи, обращенной ими к Зоровавелю, с) Агг. 2:23 , d) Зах. 6:13 , то нам остается сделать лишь вывод, кроющийся implicite в этих данных, о провозглашении Зоровавеля по окончании иудеями храма царем (Serubb. S. 43; Stud. II, S. 178). Народ сам начал с этого пункта, предоставляя остальное, предсказанное пророками, довершить Богу (Stud. II, 179, 180). Моменты же, отсылающие, по Селлину, исследователя к мысли о падении Зоровавеля, последовавшем за его возвышением, заключаются в данных позднейшей Зоровавелю истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но видимое присутствие Господа среди народа израильского под образом храма имени Его ( Лев. 26: 11–12 ) возможно было лишь под условием послушания Израиля воле Божьей. Посему Господь говорил: «Если вы отступите и оставите уставы Мои и заповеди Мои, то Я истреблю Израиля с лица земли Моей, которую Я дал им, и храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю Его притчею и посмешищем у всех народов» (2Парал. 7: 20). Грозный приговор Иеговы не замедлил исполниться, лишь только Израиль пошел вослед иным богам. Господь скрыл от него лицо Свое ( Втор. 31: 17–18 ), и отверженный храм был разрушен халдеями, а Израиль отведен в плен и обращен ими в раба. Но и в плену Израиль устами лучших своих сынов воспевал Бога, «восседающего на херувимах в храме Святой Славы Своей» ( Дан. 3: 53–54 ), и молился, согласно воле Соломона ( 3Цар. 8: 48 ), обратившись лицом к месту, где стоял город Иерусалим и святая гора Сион и дом молитвы – жилище Иеговы ( Дан. 5: 10 ). С сокрушенным сердцем и смиренным духом он верил слову пророков, что Господь отомстит за разрушенный храм Свой ( Иер. 51: 11 ) и снова водворит Израиля во святом граде Своем, на святой горе, и воздвигнет дом Свой ( Иер. 25: 12; 30: 18; 50: 28 ; Захар. 1: 16–17 ). Надежды раскаявшегося Израиля сбылись: Кир, во исполнение воли Господа, отпускает народ Его в Иерусалим и велит «строить дом Господа Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме» ( 1Ездр. 1: 1–11 ). И Израиль возвратился в Иерусалим. Надлежало строить храм Господу, но, очутившись на свободе, он забыл тяжкие уроки прошлого и занялся украшением своих домов, оставляя дом Господень в запустении. Тогда Господь чрез пророка Аггея грозно обличает свой народ за небрежение о «доме Господнем» ( Агг. 1 ), и Израиль взялся за построение «дома Господня», и воздвигнутый им храм был «последним» ветхозаветным храмом. Приближалось время пришествия Мессии. Уже среди Израиля раздавался тревожный голос пророков: «Вот внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы желаете, вот он идет, и кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» ( Малах. 3: 1–2 ), и «придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, и слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2: 7–9 ). И с трепетно-радостным сердцем лучшие сыны Израиля внимали слову пророков и верили, что придет в храм Свой Господь во плоти, и освятит, и прославит его на веки ( Мал. 3: 1 ; Агг. 2: 7–9 ; Сирах. 49: 14 ), и сделает его местом жилища Своего среди христиан и святилищем Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

В первой своей речи (Аг. 1: 2–11) пророк говорит, что неуспех в мирских делах – это не причина для того, чтобы медлить с построением храма, но наоборот – прямое следствие этого замедления. Отсутствие должного благочестия и богопочитания, которое бы выражалось в строительстве храма, как раз и ведет к тому, что голод, неудачи во всяких начинаниях преследуют иудеев постоянно. « Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”.…А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг. 1: 2, 4). Логика иудеев неверна: « вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1: 6). Они должны строить храм, и тогда Господь пошлет на них благословение. Эти слова, возможно, послужили одним из побуждений к тому, чтобы возобновить строительство. Однако среди иудеев были и те, кто пережил плен и помнил еще старый Храм, воздвигнутый некогда Соломоном. Возможно, они говорили, что нет смысла начинать сейчас строить храм, когда все равно нет возможности отстроить его таким, каким он был в прежние времена, поскольку средств таких нет и не предвидится. А будет ли Богу угодна их скромная постройка? В ответ, в своей второй речи, пророк Аггей говорит, что строительство имеет весьма большое значение: « Не бойтесь! ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2: 5–9). Именно в этот храм, который восстанавливает Зоровавель, пускай он и не такой богатый, не такой большой, явится Желаемый всеми народами, то есть Христос. И через это слава второго храма будет больше славы Храма Соломонова. Когда освящался Храм Соломонов, сошел огонь и попалил жертвы, облако покрыло его, так что не могли туда входить священники для служения (3 Цар. 8: 11). Но то было символом. А здесь храм наполнится славой, потому что там явится Христос, Сам Бог (вспомним видение пророка Иезекииля о возвращении в храм Славы Божией – Иез. 44).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

А о создании города Исаия возвещал: «Так говорит Господь Киру, которого Я держал за правую руку, чтобы повиновались ему народы» ( Ис. 45:1 ). «Он построит город Мой и пленный народ Мой возвратит» ( Ис. 45:13 ). О построении том и пророк Аггей возвещает: «Во второй год Дария говорил мне Господь, говоря ( Агг. 1:1 ): Зоровавелю, и Иисусу иерею, и всему остальному народу, говоря: Кто из вас видел дом в славе его прежней? И как ныне видите , и как бы нет его перед вами? ныне крепи(те)сь, Зоровавель, и Иисус, И272 и весь народ, и вы построите дом, и Я (со)благоволю на нем» ( Агг. 2:2–4 ). «И будет слава дома последняя больше, чем первая, говорит Господь» ( Агг. 2:9 ). Итак, как Соломон был создателем первого здания церковного, так Зоровавель –/165б второго и последнего. Ведь возвестил Захария: «Руки Зоровавеля основали дом сей и руки его его» ( Зах. 4:9 ). Итак, если бы (Бог) хотел восстановления той церкви, то пророк сказал бы: «и будет слава дому сему последняя больше, чем А если сказал «больше, чем первая», то назвал вторую последней и окончательной. как не бывает первейшей, чем первая, так нет и Б393 последнейшей, чем последняя. Так что если бы он сказал: «вторая (будет) больше первой», то справедливо было бы ожидать и третьего построения. Если же вторую последней назвал, то ясно явил, что это создание города и церкви – окончательное. И напрасно обманываете себя, иудеи, надеждой на их восстановление после Веспасианова и Титова разрушения. Ведь еще до этого святой певец Давид от лица пленников возвещал: «У реки там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы Сион» ( Пс. 136:1 ), потому что «там пленившие нас потребовали слов песенных, и уведшие нас – пения» ( Пс. 116:3 ). В другом месте он добавляет о городе, говоря: «Господь создаст Иерусалим и соберет рассеяние Израилево» ( Пс. 146:2 ). И снова от лица народа возвещает: «Когда возвратит Господь плененный народ свой, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» ( Пс. 13:7 ). Итак, «вы сильно заблуждаетесь, не зная ни Писания» ( Мф.22:29 ), ни лежащего в нем тайного и богодохновенного учения и пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010