Господом всей земли. Всемогущий Бог повелевает ангелам Своим выполнять Его волю (4,14 и ком.). 6 стремились идти, чтобы пройти землю. Горячие кони означают скорое осуществление Божией кары. Бог повелевает им пройти всю землю вдоль и поперек. 6 землю северную. Север здесь означает врагов Израиля, потому что в силу географических условий Палестины любой неприятель, наступающий с востока, вынужден был для нападения зайти с северной стороны. Таким образом, персидское войско должно было прийти из северной земли. дух Мой. Если северная страна осуждена Богом, то и все остальные страны, безусловно, также подвергались Его осуждению, но народ Божий находится под Его полной защитой. 6:9–15 Этот раздел содержит дополнительные Комментарии к четвертому и пятому видениям. Особое внимание уделено соединению функций священника и царя в лице Мессии. 6 ОТРАСЛЬ. Имя Мессии, которое уже упоминалось в 3,8. Ср. Ис. 4,2 ; Иер. 23,5.6; 33,15.16 . Захария объединяет в этом имени царские и священнические функции. Ранние иудейские толкователи видели в нем имя Мессии. 6 Он создаст храм Господень. Мессия, действующий как Царь, построит храм. Это обещание призвано было воодушевить евреев во дни Захарии, но оно исполнится только во Христе, Который обещал построить Свою Церковь . См. Мф. 16,18 ; 1Кор. 3,16.17 ; Еф. 2,19–21 . 6 издали... в построении храма. Имеются в виду народы, которые присоединятся к трудам Мессии по восстановлению храма. См. Агг. 2,7 и ком. Глава 7 7:1–14 Выяснение вопроса о продолжительности поста показывает отсутствие у народа понимания истинного смысла покорности Богу. Суть ответа Захарии состоит в том, что послушание лучше жертвы ( 1Цар. 15,22 ). 7 четвертый год... четвертый день девятого месяца. 7 декабря 518 г. до Р.Х., то есть, немногим более чем через два года после видений, описанных в гл. 1–6. 7:2–3 послал... помолиться пред лицем Господа и спросить у священников. Делегация прибыла из Вефиля, чтобы выяснить, следует ли им продолжать поститься, оплакивая разрушение храма. Храм был разрушен в пятый месяц 586 г. до Р.Х. (см. 4Цар. 25,8 и далее). Сторонники восстановления храма в Иерусалиме руководствовались религиозными мотивами, но они не пожинали плодов истинной веры, которая должна проявляться в добрых делах ( Иак. 1,26.27 ). См. ком. к 7,9.10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 60 60:1–22 Пророчества Исаии о Божественном спасении получают дальнейшее развитие в рассматриваемой главе. Удивительные слова пророка о славном будущем Иерусалима в наши дни воплотились в образе Иерусалима небесного, а окончательно сбудутся в новом небе и новой земле. 60 Восстань. Слова, с которыми прежде пророк обращался к иудеям, томящимся в плену (51,17; 52,1), теперь адресованы участникам нового завета. светись. Лучи Божественного света пронизывают и наполняют Сион (ср. Лк. 1,78.79 ; Еф. 5,14 ; Откр. 21,11 ). 60 тьма покроет... воссияет Господь. Как и во времена исхода из Египта, Господь дарует Свой свет избранным, в то время как над всей землей простираете тьма ( Исх. 10,23 ). слава Его. См. 4,5; 40,5; Ин. 1,14 ; Откр. 21,11 . 60 придут народы. В 2,3 пророк говорил о народах, приходящих научиться путям Господним; ныне они восходят на Сион поклониться свету Божественной славы. Это пророчество продолжает исполняться в наши дни в каждом человеке, открывшем для себя Бога (2,2–4 и ком.). к восходящему над тобою сиянию. Т.е. ко Христу (42,6; 49,6). 60 Возведи. Эти слова обращены к спасенным верным сынам Израиля, перед которыми открывается величественная картина наступления века Мессии. 60 богатство... придет к тебе. См. Агг. 2,7 ; Зах. 14,14 . Это пророчество начало осуществляться, когда Дарий повелел возвратить иудеям захваченные вавилонянами сосуды иерусалимского храма ( 1Езд. 6,8.9 ). Окончательное исполнение этих слов наступит, когда новый Иерусалим восстанет над вечностью и в нем воцарится Христос ( Евр. 11,39.40; 13,14.15 ). 60 из Мадиама. Населявшие эту пустынную местность племена были известны как торговцы и проводники караванов ( Быт. 37,28.38 ; Суд. 6,5 ). Ефы. Местность в непосредственной близости от Мадиама ( Быт. 25,4 ). из Савы. Страна в юго-западной Аравии. Царица Савская нанесла визит царю Соломону ( 3Цар. 10 ). 60 Кидарские. См. ком. к 21,16.17. Неваиофские. Так называлось одно из измаильтянских племен ( Быт. 25,14 ), известное также под именем Нават.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Таково содержание книги св. пророка Амоса! Книга эта от других пророческих и священных книг отличается обилием образов и выражений, взятых большею частью из пастушеской жизни, что замечает и бл. Иероним. „Пророк Амос (говорить он), бывший пастырем из пастырей и пастырем не в местах возделанных и насажденных виноградниками, и не в лесах и зеленеющих лугах, но в обширной пустыне, в которой свирепые львы нападают на стада, употреблял выражения заимствованные от своего занятия. Так, глас Господа он называет страшным и ужасным рыканием львиным, сравнивает разрушение городов Израильских с беспокойством пастырей и иссушением гор“. См. . Нельзя не заметить еще, что некоторые места книги св. пророка Амоса имеют сходство с местами других пророческих книг. Ср. Осии: ( Ос.7:14, 12:9,10 ) Амоса: ( Ам. 2:5, 1:4,7,10,12,14, 11:10,11 ); Ис. 30:10, 32:9,11 ; Ам. 2:12, 4:1,3 ; Иер. 49:3,27 ; Ам. 1:15,4 ; Иер. 46:6 ; Ам. 2:14 и др. Иез. 28:26 ; Ам. 9:14 ; Агг. 2:18 ; Ам. 4:9 ; Зах. 3:3, 13:5 ; Ам. 4:2, 7:14 . Прим. При объяснении книги св. пророка Амоса были те же пособия и руководства, какие были при нашем объяснении книг св. прор. Осии и Иоиля. 1 «Город Фекоа находился в южных пределах колена Иудина», гов. св. Ефр. Сир. В тот город построен и укреплён был Ровоамом с другими городами, по отделении царства Иудейского от Израильского 2Пар. 11:5–6 ; по бл. Иерониму, находился от Иерусалима в 12, а от Вифлеема в 6 римск. милях. К сему городу прилегала пустыня, названная по городу, Фекойскою, на которой пастухи пасли стада свои, «дабы множеством стад вознаградить бесплодие» говор. бл. Иерон. в толк. на Амоса. Фекоа давно разрушен, на месте его впоследствии был построен монастырь св. Феодосия. Отселе видно, что напрасно некоторые считали Амоса Израильтянином. Фекоа никогда не принадлежал Израильскому царству, по отделении от Иудейского; к первом Амос пророчествовал, а родился в последнем. 2 Возделывал сикоморы, в славянск: ягодичная обирая κνιζων συκαμινα ( Ам. 7:14 ) – надрезывая сикамины. «Слышал я, гов. бл. Феодорит, от одного описывавшего тамошние (палестинские) места, что плод сего дерева (сикомора) не дозревает, если не сделано будет на нем какого-нибудь малого надреза. Сие-то, вероятно, разумели LXX, употребив здесь слово κνιζων, вместо: очищающий или собирающий». Сикомор или сикамин из породы фиговых деревьев, по плодам похож на смоковницу ( συκος, а по виду, по листьям на шелковицу ( μωρον; Сикомор – огромное дерево, славилось необыкновенною крепостью, потому египтяне делали из него гробы для мумий, всегда зеленое и приносит плоды несколько раз в год, плоды похожи на смоквы, сладки на вкус, растут па стебле и висят на черешке, который выходит из стебля и имеет вид ножки. Сими плодами питается большая часть народа в Египте, но сикоморы росли и в Палестине. 3Цар. 10:27 ; 1Пар. 27:28 ; 2Пар. 1:15 . См. опыт Библ. – естеств. ист. Сибирцева стр. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

26, 16, 18). Аарону поставлен вечный завет и семени его на дни неба, чтобы они служили Господу и вместе священнодействовали и благословляли народ Его именем Его; Он избрал его из всех живущих, чтобы приносить Господу жертву, курение и благоухание в память умилостивления о народе своем; Он дал ему Свои заповеди и власть в постановлениях судебных, чтобы учить Иакова откровениям и наставлять Израиля в законе Его (Сир. 45, 19–21). Закон истины... во устах их. Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (malah) Господа Саваофа (Мал. 2, 6–7). Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе (Агг. 2, 11). Пророк Иезекииль упрекает священников за то, что они оскверняют закон, данный Богом, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, закрыли уста свои от суббот (Иез. 22, 26; ср.: 44, 23). Тот же пророк повторяет многие законы Моисея, которые священники должны особенно хранить и тщательно проводить и в свою, и в народную жизнь (см.: Иез. 45, 9–25; 46, 5–20; ср.: Лев. 19, 19, 27; 21, 1, 5, 7, 13, 14; 17, 15; 22, 8; 23, 4 и др.). В исторической жизни еврейского народа священники нередко и выступают учителями закона. Но характерно для ветхозаветного священства, что священники выступают проповедниками уже данного закона. В первый раз, непосредственно от Бога закон возвещается не через священников, а через других лиц; священники уже после распространяют готовый закон (см.: Лев. 10, 11); проповедь ветхозаветного священника есть только проповедь закона, чтение закона, проповедь по чужой тетрадке. Есть, однако, небольшая группа фактов, когда священник или первосвященник сообщает волю Божию, непосредственно открытую ему Богом. Мы разумеем все то откровение или возвещение воли Божией, которое получалось через урим и туммим. Урим и туммим — это что-то совершенно непонятное и темное в сфере ветхозаветного священства. Вид и значение урима и туммима нет возможности ясно и опрделенно представить, и представители науки отказываются от этой задачи.

http://pravoslavie.ru/5840.html

210. В Синодальном переводе: «на поле Иисуса Весфамитянина»; в Септуагинте: «на поле Осии, которое было в Весфамифе». 211. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 132 (С. 344—345). 212. См.: Агг. 1:1. 213. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 115 (С. 316—317). 214. Там же 85 (С. 272). 215. Ср.: Пс. 71:17. 216. Ср.: Втор. 4:19. 217. Пс. 71:17. 218. Зах. 6:12. В Синодальном переводе: «имя Ему Отрасль». 219. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 121 (С. 327). 220. Там же 39 (С. 194). Ср.: 1 Кор. 12:7—9. 221. Мал. 1:10—12. 222. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 116—117 (С. 319—320). 223. Иустин. 1–я Апология 61 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 92). 224. Там же 61 (С. 93). 225. Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина 1, 1 (PG 12, 825 А—827 А). 226. Taмжe1,3(PG12,828A). 227. Песн. 1:2. 228. Ориген. Беседы на Песнь Песней 1, 4 (PG 13, 41 D—42 А). 229. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 117 (С. 320—321). 230. Ориген. Увещание к мученичеству 46 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. II. М, 1996. С. 63). 231. Ориген. Против Цельса 1,24 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книги 1—4. М., 1996. Пер. Л. Писарева. С. 48—49); 5, 12 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книга 5. Пер. А. Фокина. — Богословский сборник Свято–Тихоновского православного богословского института. Вып. VII. М., 2001). 232. Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63). Возможно, здесь аллюзия на Деян. 18:15. 233. Рассмотрение и систематизация взглядов античных философов на природу имен выходят за рамки нашей работы. Некоторые ученые труды на данную тему упомянуты нами в Библиографии. 234. Мы пользуемся классификацией Лосева в его примечаниях к диалогам Платона. См.: Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М., 1990. С. 827. 235. Платон. Кратил 384d. 236. Платон. Кратил 435d. 237. Платон. Кратил 438с. 238. Платон. Кратил 390de. 239. Платон. Кратил 389а–е; 390е—391е. 240. Платон. Кратил 397Ь–с. 241. Ориген ссылается также на мнение стоиков о зависимости имен от природы вещей и мнение Эпикура о соответствии имен природе вещей: Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Butterworth Mike Книга Пророка Малахии Введение Об авторе В переводе с древнееврейского имя Малахия означает «Мой Вестник» или «Мой Ангел», если же оно представляет собой укороченную форму от Malachiah, тогда возможно и значение «Вестник Яхве». Основываясь на LXX (Септуагинте), некоторые исследователи утверждали, что указанное в 1:1 имя следует понимать не как имя собственное, но как титул: «Мой Вестник». Однако более убедительным представляется предположение, что Малахия является именем собственным, каким его и рассматривали в большинстве древних источников. Если так, то Книга Пророка Малахии, подобно посланиям остальных четырнадцати пророков–писателей, открывается представлением автора (ср. 1:1 в частности с Агг. 1:1 ). Стало быть, игра слов в 3:1, основанная на значении имени пророка: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» – подчеркивает, что пророческое служение самого Малахии является прообразом служения грядущего Вестника, Который отождествлен в Новом Завете с Иоанном Крестителем (см. коммент. к 3:1 и 4:5–6). См. также табл. на с. 217 Дата написания книги В отличие от большинства других пророческих посланий Ветхого Завета в Книге Пророка Малахии нет ясного указания на время ее написания. Тем не менее большинство исследователей согласны, что Малахия, по всей видимости, был современником Неемии и пророчествовал в середине V в. до н. э. Это подтверждается тем, что в 1:10; 3:1,8 подразумевается богослужение в Храме, а оно могло иметь место только после воссоздании Храма в 515 г. до н. э. Однако решающим доводом в отношении датировки Книги Пророка Малахии является существенное сходство тех духовно–нравственных язв, которые бичевал Малахия, с пороками, которые обличали Ездра и Неемия. Его, как и их, тревожили моральное разложение священства (1:6 – 2:9; Неем. 13:4–9,29–30 ); браки с язычниками (2:11–12; Езд. 9 – 10 ; Неем. 10:30; 13:1–3,23–27 ); беззаконие в отношении слабых (3:5; Неем. 5:1–13 ) и скупость в принесении десятин (3:8–10; Неем. 10:32–39; 13:10–13 ). Историческая обстановка

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1.3.2. Пророки после вавилонского плена Пророки послепленного периода рассматривали ruach в первую очередь как основной источник и силу для вдохновения и истолкования. У возвратившегося из плена народа возобновляется интерес к закону и ранним пророчествам. Преобладают попытки совместного, а не индивидуального истолкования традиции, и поэтому пророчества постепенно заменяются апокалиптикой. Однако отдельные богодухновенные пророки продолжают играть ключевую роль в распознавании Божественной воли и избежании заблуждений. Божественный Дух обычно овладевает пророком или «облекает» его, вдохновляя для суда Божия над непокорным народом 50 . Также появляется новое и очень важное учительное действие Духа (ср.: Ин. 16:13 ). Пророк Захария (около 520 г. до Р. X.) 51 произносит страшное предзнаменование своему народу за отказ слушать закон и слова, которые посылал Господь (см.: Зах. 7:12 ), – как и прежде, люди опять подставляют себя под Божественный гнев с его неизбежными последствиями: пленением и разорением страны. Ненаученные ни египетским, ни вавилонским пленением, они ожесточили сердца против Духа Божия и открылись для обмана лжепророков. Здесь видна параллель с иоанновским дуализмом, противополагающим дух истины духу заблуждения. И хотя ruach не идентифицируется с Ягве, но провозглашает тем не менее Его волю и открывает Его присутствие среди народа. Несмотря на измену народа, верность Бога сильнее Его гнева. Он посредством Духа хочет научить народ и вести его путем закона, данного Моисею. Вновь Бог в смиренной преданности хочет воссоединить падшую «невесту» с Собой, и снова Ему изменяют. И лишь в эсхатологической перспективе Откровения «и Дух и невеста говорят: прииди!» ( Откр. 22:17 ). В послепленный период Дух пребывает со всем народом, чтобы вести его по пути духовного обновления и спасения. В пророчестве Аггея вновь слышим о верности Бога своему народу и о Духе, остающемся с ним, чтобы народ не боялся (см.: Агг. 2:5 ). В еврейской традиции выражение «не бойтесь!» является формулой Откровения и часто означает явление Бога – теофанию 52 . И в богословии апостола Иоанна это свидетельство занимает центральное место – Ин. 6:16–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

в пятокъ же распят. – Пост в среду и в пятницу установлен со времен апостолов в память о предании Иисуса Христа на страдания и смерть (среда) и о самих страданиях и смерти Господа (пятница). 599 О Ионин пост и Аггеев, яко о Ниневии, и прочии... – Во времена опасности или общественных бедствий у иудеев был обычай и считалось религиозной обязанностью налагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы. О двух таких постах упоминает Иван Грозный – о посте, проповеданном пророком Ионой жителям Ниневии – столицы Ассирийского царства ( Иона. 3, 3–5 ), и о посте, проповеданном иудеям пророком Аггеем при строительстве храма Господня во времена правления Зоровавеля ( Агг. 1–2 ). 600 Тако и Ахавъ Езавели ради Науфею постъ заповда, и в томъ пост уби его. – Ахав, 8-й царь Израильский (925–903 гг. до н. э.), однажды решил взять в свое владение виноградник соседа Навуфея. Однако тот отказал ему. Тогда нечестивая жена Ахава Иезавель повелела старейшинам от имени мужа объявить в городе пост и по обычаю посадить Навуфея на первое место в народе, а напротив его посадить двух клеветников. Оклеветанный ими Навуфей был выведен за город и до смерти забит камнями, Ахав же таким образом завладел его виноградником ( 3Цар. 21 ). 614 ...в Бытийсках книгах... – Бытие – одна из пяти книг Ветхого Завета, написанных пророком Моисеем. Бытие состоит из 50 глав и повествует о сотворении мира и человека, о грехопадении Адама и искуплении греха, содержит в себе историю патриархов от Адама до Иосифа. Далее Иван Грозный кратко пересказывает основной сюжет Бытия о сотворении мира и грехопадении Адама. 620 «Приидте, возрадуемся Господеви... человек быв человеколюбия ради». – Из службы на Рождество Христово. 621 «Животворящему твоему кресту бес престани кланяющеся... яко единъ благъ и человеколюбецъ». – См. Октоих, стихиры воскресны, глас 4. 627 ...прочти во «Царствиих» Льва Исавра иконоборца... Констянтина Гноитезнаго, и Льва Арменина, и Феофила Богомерскаго... – Ссылаясь на известия Хронографа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пророки после вавилонского плена . Пророки послепленного периода рассматривали ruach в первую очередь как основной источник и силу для вдохновения и истолкования. У возвратившегося из плена народа возобновляется интерес к закону и ранним пророчествам. Преобладают попытки совместного, а не индивидуального истолкования традиции, и поэтому пророчества постепенно заменяются апокалиптикой. Однако отдельные богодухновенные пророки продолжают играть ключевую роль в распознавании Божественной воли и избежании заблуждений. Божественный Дух обычно овладевает пророком или “облекает” его, вдохновляя для суда Божия над непокорным народом 41 . Вычленяется также важное учительное действие Духа (ср. Ин 16:13). Пророк Захария (около 520 г. до Р. Х.) 42 возвещает страшное предзнаменование своему народу за отказ слушать закон и слова, которые посылал Господь (см. Зах 7:12), — как и прежде, люди опять подставляют себя под Божественный гнев с его неизбежными последствиями: пленением и разорением страны. Не наученные ни египетским, ни вавилонским пленением, они ожесточили сердца против Духа Божия и открылись для обмана лжепророков. Здесь видна параллель с иоанновским дуализмом, противополагающим дух истины духу заблуждения. И хотя ruach не идентифицируется с Ягве, но провозглашает тем не менее Его волю и открывает Его присутствие среди народа. Бог в смиренной преданности хочет воссоединить с Собой падшую “невесту”, и снова Ему изменяют. И лишь в эсхатологической перспективе Откровения и Дух и невеста говорят: прииди! (Откр 22:17). В пророчестве Аггея мы вновь слышим о верности Бога Своему народу и о Духе, остающемся с ним, чтобы народ не боялся (см. Агг 2:5). В еврейской традиции выражение не бойтесь! является формулой откровения и часто означает явление Бога — теофанию 43 . И в богословии апостола Иоанна это свидетельство занимает центральное место — Ин 6:16–21. Отвержение народом воли Божией привело к прекращению богодухновенного пророчества, потому что пророки стали изрекать ложь. Дух, Который вывел Израиль из египетского рабства и вавилонского плена, замещен общественным самосознанием Израиля как основным предметом эсхатологической надежды.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

Псал. 104:3–13.74:12–17.18:7–14.147:7–9.15–18 (7–9.4–7). Иса. 51:15. Словами силы, воинства Писание означает также невидимый мир, и тогда называются так чины духовных существ: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы и прочие лики бесплотных сил: ( Псал. 103:20.21 . 3Цар. 22:19 . Лук. 2:13 . Колос. 1:16 . Ефес. 1:21 .) Произнося слова «Господь саваоф», мы ими исповедуем в Боге творца и Господа видимого и невидимого мира. 70 греческих толковников соединяли это же понятие со словом: «Вседержитель». Основанием такому значению слов силы, воинства, служат те места Писания, в которых отношение имени Господь к слову сил, или Иегова к саваоф, как отношение творца к сотворенному им, державного к тому, что держится в бытии Его силою, ясно выражается посредством другого имени Его, словами: Господь, Бог сил, или Иегова, Бог воинств, Псал. 89:9 . Осии 12:6 . Амос. 3:13. 5:14 . Агг. 1:2.5 . Зах. 1:3.4 . Малах. 1:4.6 . Приложение 33 Составитель «Записок на книгу Исход» (Православный Собеседник, 1861 г. Ч. 1. (месяц апрель) стран. 354) пишет: «Иудеи верою и благочестивым преданием приписывали имени Иегова сверхъестественную, страшную и чудодейственную силу. Они учили, что это имя не только за злоупотребление его, но и за одно неосторожное, безвнимательное и бесстрашное произношение его могло поразить смертью всякого легкомысленного; что Моисей все чудеса в Египте совершал силою этого имени, открытою ему самим Иеговою; что Моисей одно только это имя сказал тихо, на ухо, царю египетскому, и тот пал мертв; наконец, некоторые из ученых иудеев, после рождества Христова, приходили к мысли, что и Иисус Христос творил чудеса силою сего же имени (см. Clem, alex. Strim. 1.5). Ориген свидетельствует, что самые язычники употребляли это священное имя в своих заклинаниях и при врачевании болезней (Orig. contra Celsum. 1.1).» Один из Евреев, нам современных, принявший христианскую веру, указывая на религиозную отчужденность евреем от христиан, на их вымыслы, какими они успокаивают себя при неверии в Мессию, рассказывает (в «Духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010