28 всех вождей. Летописец перечисляет здесь тех вождей, о назначении которых говорилось в 27,1–34. Эти вожди олицетворяли весь народ (см. ком. к 11,1). 28 имени. См. ком. к 13,6. 28:4.8 над всем Израилем... всего Израиля. См. ком. к 11,1. 28 Он избрал Соломона. Соломон стал наследником Давида в силу Божественного избрания, а не потому, что этого хотела та или иная партия. 28 тверд в исполнении заповедей Моих и уставов Моих. См. ком. к 16,40. 28 Если будешь искать Его... оставит тебя навсегда. Обетования, данные Давиду и его потомкам, делали для них непременным соблюдение определенных обязательств. Хотя династия Давида и не могла быть никогда отрешена от престола, отдельные цари и весь народ за отступничество могли понести Божию кару. Ср. . 28 чертеж... на душе. Хотя чертеж храма и был составлен Давидом, эта работа направлялась Святым Духом. 28 будь тверд и мужествен. Летописец снова вкладывает в уста Давида слова, перекликающиеся с обращением Господа к Иисусу Навину (см. ком. к 22,13). 28 для всякого дела... готовы на все твои приказания. Из этих слов явствует, что назначения священников, левитов и мастеровых Давид делал, имея в виду строительство храма Соломоном (см. ком. к 22,5). Глава 29 29:1–9 Призывая жертвовать на строительство храма, Давид следует примеру Моисея ( Исх. 25,1–8; 35,4–9.20–29 ). Летописец же, передавая слова Давида, предвидит, что его современники скоро забудут о необходимости щедрых пожертвований в новоотстроенный храм ( Агг. 1,2–11 ; Мал. 3,8–10 ; см. ком. к 2Пар. 24,10–12 и 29,31). 29 молод и малосилен. См. ком. к 22,5. 29:2–5 Давид сообщает народу о том, зачем он собирал свои богатства: все они предназначались для строительства храма, которое должен осуществить Соломон (см. ком. к 22,5 и 27,1–34). 29 есть у меня сокровище собственное... его я отдаю. В дополнение к добытому на войне Давид отдает на нужды строительства и свое собственное имущество. Щедрые пожертвования Давида должны были стать примером для членов восстановленной общины (см. ком. к 29,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5:1–2 Новая Глава непосредственно продолжает сказанное в 4,24. Строительство храма было возобновлено не потому, что так повелел Дарий, а потому, что к этому призывали в своих речах пророки, и народ Божий с готовностью откликнулся на их призыв ( Агг. 1,14.15 ). 5 подкреплявшие их. Помощь со стороны пророков выражалась в смелой проповеди и непрестанных вдохновляющих речах. 5:3–4 Возобновившимся работам по возведению храма персидские чиновники вновь стали чинить препятствия. 5:5 Благодаря вмешательству Бога персидские чиновники позволили продолжать работы в ожидании решения Дария. 5 в Иудейскую область. Иудея была в то время не самостоятельным государством, а одной из провинций обширной Персидской империи. работа сия производится быстро. Это происходит благодаря Божественному попечению (ст. 5), проповеди пророков (ст. 1,2) и мудрому руководству Зоровавеля и Иисуса (ст. 2). 5 кто дал вам разрешение..? Этот вопрос еще раз подчеркивает зависимое положение Иудеи. 5:11–16 В письме Дария приводится ответ предводителей Иудеи на вопрос, который был им задан персидскими чиновниками (ст. 3,4). 5 Бога неба и земли. Это более полное именование Господа, чаще встречающееся как «Бог небесный» (см. ком. к 1,2). великий царь у Израиля. Первый храм был построен Соломоном в 966–959 гг. до Р.Х. ( 3Цар. 6,1.38 ). 5 предал их в руку. Израиль был предан в руку Навуходоносору в наказание за отступление от завета. Уповающим же на Христа нет нужды страшиться подобного наказания ( 1Ин. 4,17.18 ). Халдеянина. Халдеи населяли южную часть Месопотамии. В 612 г. до Р.Х. они разгромили ассирийцев и основали Ново-Вавилонскую империю. Халдейская (нововавилонская) династия царствовала до 539 г., когда была низвергнута персами. 5 дал разрешение. Таков ответ на вопрос, заданный персидскими чиновниками предводителям Израиля (ст. 3). 14 Шешбацару. См. ком. к 1,8. 5 с тех пор... строится. Все это время строительные работы не велись они были прерваны на семнадцать лет (см. ком. к 4,24). 5 пусть поищут. В результате первых архивных поисков (4,15) приостановилось строительство городских стен. Теперь же благодаря им будет завершено строительство храма. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 покажу тебе Невесту. См. ком. к 19,1–10. 21 в духе. См. ком. к 1,20. на... гору. Гора выделена как особое место встречи Бога с людьми. Ср. 14,1; Исх. 15,17; 19,1–25 ; Пс. 47,2.3; 67,16.17 ; Иез. 28,14 ; Мих. 4,1.2 . 21 Он имеет славу Божию. Тесно связанная с образами света слава Божия представляет Его величие и красоту; Ему подобает благоговейное почитание. Слава, будучи главной темой повествования 21,9 22,5, ассоциируется с храмом и с явлениями Бога в Ветхом Завете (21,22.23; 22,5; 15,8; Исх. 16,10; 24,16.17; 40,34.35 ; Ис. 6,3; 40,4.5; 60,1.2.19.20 ; Авв. 2,14 ; Зах. 2,5 ). Великолепие, окружающее Бога на небесах, ранее описанное в 4,1–11, теперь наполняет новый мир. 21 длина... широта. Новый Иерусалим имеет форму совершенного куба, так же, как Святое Святых в святилище и храм. 21 сто сорок четыре локтя. Это число представляет собой двенадцать, умноженное на двенадцать. Размеры города символичны и говорят о его связи с двенадцатью коленами Израиля и с двенадцатью апостолами (21,12.14). Число «двенадцать» является символическим обозначением народа Божия. 21 всякими драгоценными камнями. Перечисленные здесь драгоценные камни подчеркивают красоту и великолепие города и то, что он является отображением красоты Самого Бога, Который наполняет его Своей славой (4,3). Перечисленные камни приблизительно соответствуют двенадцати драгоценным камням, имевшимся на наперснике Аарона ( Исх. 28,15–21 ). Таким образом, прерогативы, некогда принадлежавшие исключительно первосвященнику, ныне распространяются на весь город. 21 Храма... не видел. См. ком. к 4,1 5,14. 21 город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне. Это исполнение пророчества Исаии (60,19.20). 21 Спасенные народы. Т.е. искупленное человечество (5,9 и ком.; Ис. 60,3–12 ). славу и честь. См. Ис. 60,3–5 ; Агг. 2,7–9 . 21 Ворота его не будут запираться. В древности ворота городов приходилось запирать на случай нападения. Эти слова служат исполнению пророчества Исаии (60,11). 21 в книге жизни. См. ком. к 13,8. Глава 22 22:1–5 Заключительное описание рая содержит подробности, напоминающие сад в Едеме. Конечным состоянием человечества является восстановление ненарушаемого, совершенного общения между Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 дать клятву. Этой клятвой заверяется решимость вернуться к соблюдению Моисеева завета в том, что касается рабства за долги. 5 пусть вытряхнет Бог. Возобновление завета часто сопровождалось обещанием наказания тем, кто отныне нарушит свое слово (ср. Иер. 34,8–22 ). аминь. Народ, произнеся это слово, присоединился к клятве; обещанное было им исполнено. Бог таким образом во второй раз через Неемию отвел опасность, грозившую прервать строительство. 5 от двадцатого года до тридцать второго года. Т.е. с 445 по 433 г. до Р.Х. Эти двенадцать лет первый срок пребывания Неемии в Иерусалиме в качестве областеначальника; по истечении двенадцати лет он был отозван к персидскому двору (13,6.7), после чего снова вернулся в Иерусалим. Продолжительность второго пребывания Неемии в Иерусалиме неизвестна. хлеба областеначальнического. Областеначальник имел право облагать народ податью в свою пользу; Неемия, заботясь о благе народа, отказался от такого права (5,18; ср. 1Кор. 9,4.12 ; 2Фес. 3,8.9 ). 5 прежние областеначальники... отягощали народ. Среди прежних областеначальников названы Шешбацар ( Езд. 5,14 ) и Зоровавель ( Агг. 1,1 ), но, видимо, здесь имеются в виду не они, поскольку их правление предшествовало правлению Неемии почти на столетие. Речь идет о тех, кто был областеначальником непосредственно перед Неемией и своей политикой породил трудности, которые ему пришлось преодолевать (см. ком. к 5,1–13). по страху Божию. См. ком. к 1,11. 5:16 Неемия стал областеначальником не для собственного возвышения, а для исполнения служения, ради которого он и отправился в Иерусалим (2,5). 5 бывало за столом у меня. Согласно персидскому обычаю, Неемия, будучи областеначальником, должен был принимать у себя подчиненных ему чиновников, а также высоких чужестранных гостей. 5 на один день. Обладая значительным богатством, Неемия был человеком весьма щедрым: перечисленной здесь еды хватило бы человек на семьсот. 5 Помяни... во благо мне. Молитвенное обращение «помяни» встречается во второй раз (см. ком. к 1,8). Это первая из четырех просьб Неемии помянуть его и его дела (13,14.22.31). Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6:1–15 Летописец сосредоточивает внимание на линии первосвященников. От Левия и его сыновей он переходит к Аарону и его потомству, выделяя из него Елеазара (6,1–4). Далее перечисляются потомки Елеазара до времени вавилонского пленения (6,4–15). См. ком. к 6,48–53 и 23,28.32. 6:4–15 Сходный перечень поколений первосвященников приведен в Езд. 7,1–5 . 6 Садок. См. ком. к 15,11. 6 родил Азарию. Стремление летописца к тому, чтобы организация храмового богослужения при Соломоне стала образцом для восстановленной общины, объясняет сделанное им краткое отступление в связи с Азарией (см. 3Цар. 4,2 и Введение: Характерные особенности и темы). 6:14–15 Иоседек. Летописец прослеживает родословие первосвященников до Иоседека, отца Иисуса (Иешуи), который был первосвященником в первые годы после возвращения из Вавилона ( Езд. 3,2; 5,2; 10,18 ; Агг. 1,1; 2,2 ; Зах. 3,1; 6,11 ). 6:16–30 Гирсон, Кааф и Мерари. Летописец называет представителей первого поколения потомков всех трех сыновей Левия (6,16–19), перечисляя затем потомков Гирсона (6,20.21), Каафа (6,22–28) и Мерари (6,29.30). 6:16–19 Данный материал заимствован из Исх. 6,16–19 и Чис. 3,17–20; 26,57–61 . 6:22–23 Асир... Елкана... Евиасаф. Все трое сыновья Корея ( Исх. 6,24 ). 6 Аминадав. Возможно, Аминадав второе имя Ицгара (см. 6,2.37.38; Исх. 6,18.21 ). 6 Елкана. В 1Цар. 1,1 Елкана причислен к семейству Ефрема, что, вероятно, объясняется местонахождением его жилища, а не племенной принадлежностью. 6:31–47 Давид поставил начальниками над певцами. Певцами Давид назначил представителей из всех трех линий потомков Левия (15,16–26; 2Пар. 35,3 ): из рода Каафа начальником над ними стал Еман (6,33–38), из рода Гирсона Асаф (6,39–43), а из рода Мерари Ефан (6,44–47). 6:48–53 Садок. В завершение перечня левитских семейств летописец останавливается на исключительном праве потомков Садока свершать жертвоприношения. 6 как заповедал... Моисей. См. ком. к 16,40. 6:54–81 жилища их... в пределах их. Летописец рассказывает о том, какие земли были отведены для жительства каждому из левитских семейств, отмечая, что левиты имели законные права на весьма обширные владения. Большинство их находилось за пределами территории, занимаемой восстановленной после плена общиной; тем самым он выражает мысль о необходимости расширения ее границ (см. ком. к 2,42–55). Перечень земель строится по следующей схеме: А Б В А Б» В», т.е. потомки Каафа (из которых особое место за сыновьями Аарона, 6,54–61), потомки Гирсона (6,62) и Мерари (6,63); затем снова Каафа (6,66–70), Гирсона (6,71–76), Мерари (6,77–81). Глава 7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В то же время в Книге Еноха (38) и Псалмах Соломоновых (17, 35) Мессия назван Праведным. 2-а. См. " Вестники Царства Божия " , Брюссель, 1972. 2-19. На библейском языке " ангел Господень " может иногда означать посланника Божия (Агг 1, 13; Малах 3, 1). 2-20.  " Тот Человек " (Шаббат 104 и др.). 2-21. Мишна. Сота IX, 17. Еп. Кассиан считает, что в " близости первых христиан к иудейскому народному благочестию надо искать и положительную причину той поддержки, которую иногда оказывали фарисеи " . Еп. Кассиан. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950, с. 140. 2-в. См.приложение о фарисеях в нашей книге " Сын Человеческий " . 2-22. Макот, III, 15: " После того, как он получил удары, он рассматривается, как твой брат " . 2-23. Это предание сохранилось у Климента Александрийского (Строматы VI, 5, 43). 2-24. Некоторые особенности рассказа (жена, не знающая о том, что ее муж похоронен, и сама внезапная смерть обоих) дают основание считать подробности его условными, продиктованными характером назидательного сказания. 2-25. О связи Евхаристии с молитвенными трапезами в ВЗ см.: А. Мень. Таинство, Слово и образ. 3-1. См.: A. Harnack. The Mission and the Expansion of Christianity, p. 8; S. Safrai, M. Stern (ed.). The Jewish People in the first Century. Assen, 1974, v. 5, p. 122. 3-2. Деян 6,9. Согласно раввинскому преданию (Мегилла Таанит 73д) всего синагог в Иерусалиме было 480, хотя, по-видимому, число это несколько преувеличено. О происхождении либертинцев см.: Тацит. Анналы, II, 85. 3-3. См.: Мегилла 26а, Иосиф Флавий. Иуд. война, II, 20, 5. Члены таких коллегий назывались парнасим, старосты, руководители. О связи служения Семи с диаконатом см.: архиеп. Кирилл (Гундяев) . К вопросу о происхождении диаконата. — БТ, сб.13, М., 1975, с. 201 сл. 3-а. Предание называет их дьяконами (от греч. диакониа, служение), но в Деяниях этого слова нет. 3-4. Следует подчеркнуть, что прозелитом в узком смысле слова назывался иноплеменник, который полностью вошел в иудейскую общину (принял обрезание, соблюдал правила Торы и т.д.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В донесении Дарию от Фафная, заречного областеначальника, и его товарищей говорится, со слов самих евреев, то же самое, что Кир передал сосуды „Шешбацару, которого назвачил областеначальником ()» ( 1Ездр.5:14 ) и прибавляется, что именно „тот Шешбацар ( ) пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме« (1Езрд.5:16). – Наряду с этим та же самая книга Ездры говорит, что во главе переселенцев стояли – Заровавель, Иисус и старейшины ( 1Ездр.2:2 , ср. Неем.7:7 ), что Заровавель вместе с ними, т. е. Иисусом и старейшими соорудил жертвенник Богу Израилеву ( 1Ездр.3:2 ), а потом, во 2-й год по возвращении, положил основание и храму ( 1Ездр.3:8 ). Самаряне, по поводу своего желания принять участие в постройке храма, обращаются к Заровавелю (и старейшинам) и получают от него известный ответ ( 1Ездр.4:2–3 ). (В книгах прр. Аггея и Захарии нет никакого упоминания о Шешбацаре, говорится лишь о Заровавеле, и он в первый раз там называется „правителем Иудеи ( )» ( Агг.1:1 , Зах.2:2 ). Но сведение книг прр. Аггея и Захарии относятся ко времени на 16 – 17 лет позже). – Как видим, известия книги Ездры о предводителе переселенцев и первом областеначальнике иудейском, по меньшей мере, неясны: основание храма приписывается и Шешбацару ( 1Ездр.5:16 ) и Заровавелю ( 1Ездр.3:8 ), причем, о тождестве этих лиц не говорится; Шешбацар называется „князем иудиным» ( 1Ездр.1:8 ) и областеначальником ( 1Ездр.5:14 ); Заровавель областеначальником ни в книге Ездры, ни Неемии не называется и безо всякого титула упоминается во главе 12 старейшин (Ср. Ездр.2:2 , Неем.7:7 ); предположение, что именно к Заровавелю относится титул „Тиршафа» кн. Ездр.2:63 и Неем.7:65 , Неем.7:70 и равняется по значению названию „областеначальник» (См. Köhler, Lehrbuch, II, 2, anmer. s. 555–556; Ewald, Geschichte, IV, 112 и др.) – встречает сильные возражения (см. Kosters, Die Wiederherstellung Israels, s. 35–36). – Во избежание всяких недоразумений издавна полагали, что Шешбацар есть персидское имя Заровавеля, подобно тому, как Даниил и его три друга носили кроме еврейских вавилонские имена, хотя относительно Заровавеля и Шешбацара, как уже замечено, ничего подобного в самом свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Во время плена вавилонского, в память особенно печальных событий того времени, евреи также установили четыре чрезвычайных поста, – а именно: в семнадцатый день четвертого месяца, в воспоминание взятия Иерусалима (см. Иер. 52:6–7 ; Зах. 8:19 ); в десятый день пятого месяца, в память сожжения храма (см. Иер. 52:12 ; Зах. 7:3–5; 8:19 ) 139 ; в третий день седьмого месяца, в память убиения Годолии (см. Иер. 41:2 ; Зах. 7:5, 8, 19 ); в десятый день десятого месяца, в воспоминание начала осады Иерусалима (см. 4Цар. 25:1 ; Зах. 7:8, 19 ). С восстановлением Иерусалима и храма, указанные посты, очевидно, становились излишними: так и думали иудеи, родившиеся в плену вавилонском. Но старцы, помнившие великолепие древнего Иерусалима и храма, видя сравнительную скудость нового города и храма (см. Агг. 2:2–3 ), не находили излишним поститься в указанные дни и в это время 140 . Спор возник, прежде всего, в Вефиле и касался, преимущественно, поста девятого дня пятого месяца. Для решения спора отправлено было посольство в Иерусалим, во главе которого находились Шарецер и Регем-Мелех, вероятно, старейшины вефильские, державшиеся противоположных мнений, с целью получить разрешение спорного вопроса от самого Бога через священников, толкователей закона, или же пророков – кроме того, провозвестников и новых Божественных откровений 141 . Ответ действительно и был получен ими от самого Бога, через св. пророка и священника Захарию. И было, говорит пророк, ко мне слово Иеговы воинств и сказано: скажи всему народу земли и священникам: когда вы постились и сетовали в пятый и седьмой месяц сии семьдесят лет, то для Меня ли вы постились? И когда вы ели, и когда пили, то не вы ли ели, и не вы ли пили (ст. 5–6)? Таким образом, вместо прямого ответа на вопрос, Господь указывает на нравственное значение поста, которое должно было обосновываться на сознании виновности человека перед Богом. А это сознание, с своей стороны, должно было быть признаком решимости человека быть, вперед, лучше, нравственнее, чтобы не заслужить нового наказания Божия, могущего потребовать и нового дня сетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

4. Глагол   - «хранить», к-рый много раз употребляется в Библии в породе   встречается только в Книге прор. Ионы с тем же значением в породе   (Иона 2. 9, в синодальном переводе чтущие), которая засвидетельствована для этого глагола в раввинистических текстах. 5. Глагол  (  ) используется в Иона 4. 2 в значении «делать заранее», что является нормальной формой для арам. и раввинистического евр. языка; в классическом же древнеевр. языке  (  ) означает «идти навстречу, идти против». 6. Глагол   - «трудиться» (4. 10), к-рый встречается 12 раз в Книге Екклесиаста и 5 раз в поэтических текстах (Суд 5. 26; Пс 126. 1; Притч 16. 26; Иов 3. 20; 20. 22), в классической библейской прозе не употребляется, зато засвидетельствован в арам. и раввинистическом евр. языке. 7. В Иона 4. 10-11 обыгрываются 2 значения глагола   (жалеть) - «проявлять милосердие» и «сожалеть о потере чего-либо, не желать расстаться с чем-либо», из к-рых 2-е характерно в основном для раввинистической лит-ры (в Библии - только в Быт 45. 20). 8. Слово   - «много» (Иона 4. 11) в классическом древнеевр. языке встречается гл. обр. в устойчивом сочетании    - «очень много». Вне данного сочетания слово   в основном зафиксировано в поздних текстах (15 раз в Книге Екклесиаста, 5 раз в 1-й Книге Ездры и в Книге Неемии; Агг 1. 6, 9; 2 Пар 25. 9), только 5 примеров приходится на тексты классического периода или с неясной датировкой (2 Цар 1. 4; 4 Цар 10. 18; Пс 129. 7; Ис 30. 33; Иер 42. 2). К поздним словам и оборотам можно также отнести  /     - «из-за» (Иона 1. 7, 8, 12),   - «утихать» (1. 11-12),   - «ярость» (1. 15),   - «путь» (3. 3-4) и др. (анализ всех примеров см.: Рофэ. 1997. С. 162-166). Помимо специфической лексики поздний древнеевр. язык обладает рядом грамматических особенностей, к к-рым можно отнести использование предлога  перед прямым дополнением (     - «избавить его» - Иона 4. 6), что характерно для арам. языка начиная с персид. периода. Ни один из перечисленных примеров не является решающим в доказательстве позднего происхождения текста. В каждом случае следует учитывать возможность неск. альтернативных объяснений, напр.: текст искажен переписчиком; слово или его значение редко встречается в классических текстах; автор использовал диалектизм (как в случае со словом   - «который», являющимся диалектизмом в ряде ранних и классических библейских текстов) или окказиональное иноязычное заимствование (как, возможно, в случае с   - «эдикт, указ», поскольку такое значение не зафиксировано в др. евр. текстах). Т. о., каждый пример оказывается лишь потенциальным аргументом в пользу поздней датировки и в отдельности может быть оспорен (см., напр.: Landes. 1982). Однако концентрация потенциально поздних элементов в тексте Книги прор. Ионы, состоящем всего из 48 стихов, очень высока, что делает менее вероятной возможность случайных совпадений.

http://pravenc.ru/text/578248.html

5 у жен. В книгах Ездры и Неемии женщины не выступают на передний план повествования; упоминание о них подчеркивает катастрофичность положения (см. ком. к 3,12; 12,43). на братьев своих Иудеев. Источник конфликта внутри самой общины. 5 Были такие... желали бы доставать хлеб. Здесь речь, вероятно, идет о тех, у кого не было своей земли. Бесплатная работа на восстановлении стен не позволяла им купить хлеба на пропитание своих семей. 5 Были и такие... чтобы достать хлеба. Речь, очевидно, идет о землевладельцах, из-за работы на городских стенах забросивших поля и теперь вынужденных покупать хлеб. Но необходимых для этого денег у них не было, и в результате оставалось закладывать имущество. голода. Голод обычно служит знаком Божиего гнева ( Втор. 11,16.17 ; 1Пар. 21,12 ; Агг. 1,7–11 ). Возможно, в данном случае голод означал Божие наказание неправедным вождям народа Иудеи. 5 Были и такие... на подать царю. Речь идет о землевладельцах, которые во время строительства не получали дохода, необходимого на уплату подати персидскому царю, поэтому им приходилось брать взаймы. 5:5 Этот стих, по-видимому, относится ко всем трем вышеперечисленным группам. в рабы. Согласно Лев. 25,39–43 , человек, обеднев, мог продать себя вместе с семьей в рабство соплеменнику с тем, чтобы со временем восстановить свой прежний статус; при этом с ним надлежало обращаться не как с рабом, а как с наемным работником. Во времена Неемии допускалось двойное отступление от этого предписания: 1) продавались только дети, т.е. нарушалось единство семьи, и 2) с этими детьми обращались как с рабами. 5 строго выговорил знатнейшим. Со стороны Неемии это был смелый поступок. берете лихву. Закон запрещал не только брать высокий процент с одалживаемых денег, но и вообще ростовщичество ( Исх. 22,25–27 ; Лев. 25,36 ; Втор. 23,20 ). 5 И я также, братья мои. Судя по всему, Неемия тоже давал деньги в рост (1,6.7). оставим им долг сей. Призыв Неемии относился и к нему самому. 5 хлеба, и вина, и масла. Эти три продукта всегда перечисляются именно в таком порядке, что отражает последовательность сельскохозяйственных работ: сначала собирали урожай хлеба, затем винограда, и, наконец, олив.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010