С. является его представление о Сыне, воспринявшем человеческую природу в единство с Собой, как о третьем Лице Св. Троицы. Так, у И. С. встречается упоминание о человечестве, воспринятом Христом, «Который есть третье Лицо в Троице» (tertia in Trinitate persona - Sent. I 3. 1). Это представление, нарушающее традиц. для христ. богословия порядок Лиц в Св. Троице, вероятно, появилось у И. С. под влиянием слов прор. Аггея (Агг 2. 5-7) и прор. Исаии (Ис 48. 12-16), которым он дает тринитарное толкование: «Таинство этой Троицы приоткрыл и пророк Аггей, говоря от лица Бога: «Дух Мой пребывает среди вас». Вот Бог, Который говорит, и вот Дух Его; после Них он добавил и о третьем Лице (de tertia persona), т. е. о Сыне: «Я потрясу небо и землю… и придет Желаемый всеми народами». И у Исаии показывается различие Троицы по каждому Лицу, когда Тот же Сын говорит: «Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса… Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там». И добавляет: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». Вот, два Лица: Господь и Дух Его, Которые посылают, и третье Лицо (tertia persona) Того же Господа, Которое посылается» ( Isid. Hisp. De fide cathol. I 4. 6-7). Христологическое учение И. С. вполне традиционно и ничем не отличается от учения Вселенского IV Собора (Халкидонского) об одном Лице и двух истинных и совершенных природах Христа, соединившихся неслитно и нераздельно; по утверждению И. С., «одно Лицо Христа имело две совершенные сущности: божественную и человеческую, ведь полнота двух сущностей не привела к удвоению лиц, и единство Лица не привело к слиянию двух сущностей» (De eccl. offic. II 24. 2; ср.: Sent. I 14. 3-7; De fide cathol. I 5. 1-11). Взгляды И. С. на происхождение мира и его устройство также в значительной мере зависят от концепций, развивавшихся блж. Августином. В сочинениях И. С. излагал августиновское учение о вечном идеальном бытии мира в Божественном замысле (in aeterna ratione et consilio), о мгновенном творении из ничего ангелов и бесформенной мировой материи, к-рая потенциально содержала в себе все вещи в совокупности и из к-рой в течение 6 дней творения постепенно появились все отдельные вещи в соответствии с их видами; он принимал иерархию творения, состоящую из пяти уровней: неживые вещи, растения, животные, люди, ангелы (см.: Differ.

http://pravenc.ru/text/674918.html

Книга пророка Ионы глубоко христологична. В ней можно обнаружить множество явных параллелей с текстом Нового Завета. Прежде всего, образ Ионы, помещённого во чрево кита, является прообразом смерти и Воскресения Христа, Его сошествия во ад и выхода оттуда для исполнения Своего мессианского предназначения, то есть спасения человечества (см.: Мф.12:40 ; Лк.11:29–30 ). В Книге пророка Ионы также можно увидеть прообраз Креста Господня. «Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и Страданиях Его, в службе на праздник Воздвижения названо несколько имён, в частности, упомянут пророк Иона» 188 . Сравнительный анализ этого прообраза достаточно сложен для осмысления, однако он отражает суть Креста и смерти Господа на нём. Сокрытый, таинственный характер этого прообраза обусловлен тем, что современники Ветхого Завета не смогли бы открыто вместить в своё сознание и принять на веру то, что Господь примет на Себя страдания и такую смерть, которая вызывала лишь общественное презрение. Пророк Михей прямо указывает на место рождения Спасителя. Он называет Мессию, Того, Кто придёт избавить народ от власти первородного греха, Единосущным Господом. Тем самым пророк в точности предсказывает раскрытие в новозаветном вероучении Троичных свойств Личности Бога. Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ), – говорит пророк о городе Вифлееме. Хронологическая близость пророчеств ко времени пришествия в мир Спасителя не только всё более точно раскрывает в них образы земного пути Спасителя, но и открывает некоторые подробности Его Второго Пришествия. Так, в Книге пророка Аггея можно обнаружить указание на то, как Господь будет осуществлять Свой праведный Суд во времена окончания бытия этого мира. Ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего ( Агг.2:6–7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. фактически лишь намекает на эти темы, напоминает монахам о них, подтверждает библейскими цитатами, но не раскрывает подробно их суть, т. к. они хорошо были известны членам общины. Нек-рые из этих тем были забыты последующими поколениями монахов, а в др. монашеских традициях (особенно в традиции Евагрия Понтийского) они либо отсутствовали, либо были второстепенными. Основной для понимания учения О. является «Книга Орсисия», в к-рой отразилась обстановка внутреннего кризиса пахомианской общины, вызванного духовным расслаблением монахов и отказом их от нищеты. В общине появилось неравенство: начальствующие перестали заботиться о духовной пользе подчиненных, думая более о собственном благополучии. О. стремился восстановить прежние порядки общежития. Содержание поучений и посланий О. во многом перекликается с основными идеями его завещания. Приводя ряд цитат из книг ВЗ (Лев 26. 42; Мал 2. 10-11; Ис 24. 4-6; Ис 61. 8-9), О. напоминает монахам, что киновия есть образ апостольской Церкви, что Бог заключил с прп. Пахомием и основанной им общиной монахов Завет, подобно тому, как некогда Бог заключил Завет с патриархами Авраамом, Исааком, Иаковом (о теме Завета в егип. монашестве см.: Couilleau G. L " «Alliance» aux origines du monachisme égyptien//Collectanea cisterciensia. 1977. N 39. P. 170-193). Киновия - это новый Израиль и «народ Божий» именно благодаря прп. Пахомию, к-рый стяжал божественную мудрость и творил дела, угодные Богу ( Orsies. Lib. 1, 50// Boon. 1932. P. 109, 143 (ср.: Вар 3. 9-15; 4. 1-5); Orsies. Catech. 3// Lefor. 1956. Vol. 1. P. 71 (ср.: Вар 4. 4)). Монашеское братство есть «дом Божий и вертоград святых» ( Orsies. Lib. 28// Boon. 1932. P. 129), так же как и душа человека есть храм,- в котором Христос и Св. Дух (Idem. 19//Ibid. P. 121 (ср.: 1 Кор 3. 16-17; Еф 4. 30); Orsies. Ep. 3. 4// Vogüé . 1986. P. 11). Об исполнении Завета, заключенного с этим новым «народом Божиим», спросит Судия в конце времен, когда в эсхатологической перспективе будет восстановлен духовный Храм (ср.: Агг 2.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

Агг. 2:6–7 ). И Сам Иисус Христос говорил, что когда приидет время воздать каждому по делам, тогда солнце померкнет, и звезды спадут с небес, и силы небесные поколеблются (см. Мф. 24:29 ). Таким образом, и в словах пророческих, и в словах Господних слышится угроза вероотступникам – осуждение на вечные муки по приговору последнего суда Божия. С другой стороны, в изменении колеблемого, чтобы пребыло непоколебимое, толковники видят указание на изменяемость Ветхого Завета и неизменность Нового, при неизменном пребывании всего существующего под новым небом и на новой земле ( Апок. 21:1 ), где будет царствовать и жить только правда. Отсюда святой Павел делает христианам такое увещание. 12:28–29. Итак, христиане, вошедшие в этот новый завет – Царство Христово непоколебимое, должны хранить данную им благодать, и при помощи благодати Божьей, исполнять волю Божью, как необходимое условие завета, со страхом и благоговением. «Будем благоустроять себя так, чтобы заслужить уважение» (Златоуст), иначе Господь, как грозный Судия, грозно и страшно накажет. Сам Иисус Христос предуказал, что Он скажет в день суда нарушителям Его воли: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:41–46 ). Чем и как служить Богу при помощи благодати Его, святой Павел указывает далее. Раздел пятый. О христианских добродетелях (братолюбии, страннолюбии, целомудрии, нестяжательности и твердой вере в Господа Иисуса) в подражание великим наставникам веры (13:1–8) Глава 13 1 Братолюбие между вами да пребывает. 2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. 3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. 4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. 5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? 7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Если кто-либо скажет, что Писание говорит: “Бог грядет с юга”(См. Авв. 3, 3.), — поэтому и поклонялся пророк Иерусалиму, ибо Иерусалим на юге, — то Писание говорит еще и так: “Пойте Богу, воспевайте Господа, восшедшего на небеса небес на востоке”(Пс. 67, 34.). Вот — и на востоке Бог! И еще: “Уготовьте пути Шествующему на запад, Господь имя Ему”(Пс. 67, 5.). Вот — и на западе Бог! И еще сказано: “На северной стороне ее город великого Царя. Бог в жилищах его ведом”(Пс. 47, 3–4.). Вот — и на севере Бог! Пророк знал, что Бог — везде, но не поклонялся ни на восток, ни на запад, ни на север, но только Иерусалиму, на юг. Разве этим он показывает, что Божество — в Иерусалиме, заключая Его в одном месте? Нет, пророк поклонялся Иерусалиму, желая показать честь и славу Божественного храма. Ибо нигде тогда не было храма, кроме Иерусалима; поэтому пророк поклонялся только Иерусалиму, то есть храму. Хотя храм и город и были тогда разрушены, но сохранялись остатки этих досточтимых храма и города. Писание в книге пророка Иеремии свидетельствует: когда иудеи, жившие в Вавилоне, услышали от пророка Иеремии, что придет погибель Вавилону от Кира Персидского, “они плакали, и постились, и молились пред Господом, и собрали серебра, сколько было по силам каждого, и послали в Иерусалим к Иоакиму священнику, сыну Хелкии, и ко всем, находившимся в Иерусалиме… и говорили они: вот, мы посылаем вам серебро, и купите на это серебро всесожжения и жертву за грех, и ладан, и приготовьте жертву и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего, и молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни сына его Валтасара, да поживем мы под покровом их и будем служить им много дней, как повелел нам Господь за грехи наши, и найдем милость у них” . Ясно отсюда, что если бы не было остатков этого святого храма, не послали бы иудеи серебро из Вавилона в Иерусалим, чтобы сотворить всесожжение и жертву за грех, — ведь тогда нигде нельзя было совершать всесожжения и других жертв приносить, кроме Иерусалимского храма, как свидетельствуют три отрока: “Нет у нас в настоящее время… ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе”(Дан. 3, 38.). Пророк знал, что есть еще в Иерусалиме остатки почитаемого храма и города, и знал также, что Бог еще воздвигнет храм и город, по словам Исаии: “Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку… Он построит город Мой и отпустит пленных Моих”(Ис. 45, 1, 13.). О создании храма Захария сказал: “Руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его”(Зах. 4, 9.); и Аггей также сказал: “Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф”(Агг. 2, 9.). Поэтому Даниил поклонялся Иерусалиму, то есть храму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

2293. См.: Притч. 5. 15. 2294. См.: Ин. 7. 38. 2295. Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 5. 3). 2296. См.: Сирах. 23. 28–29. 2297. Ср.: 4Цар. 4. 10. 2298. Ср.: 4Цар. 14–17. 2299. См.: Деян. 10. 9. 2300. Ср.: Деян. 10. 34–35; 11. 17–18. 2301. Ср.: 2Цар. 18. 17–18. 2302. Ср.: 1Петр. 1. 5. 2303. Ср.: Иер. 52. 13. 2304. Ср.: hymn. 5. 19. 2305. См.: Ин. 2. 19. 2306. Ср.: Агг. 1. 4. 2307. Ср.: Иер. 22. 16. 2308. См.: Иер. 22. 13. 2309. См.: Иер. 22. 19. 2310. Свт. Амвросий резко критикует богачей, устраивающих подземные комнаты, чтобы избежать зноя. 2311. «До времени исправления» — то есть «до времени Суда» (см.: Banterle. P. 135). 2312. См.: 1Тим. 5. 6. 2313. См.:Агг. 1. 3. 2314. Ср.: Мф 7. 7. 2315. Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 1). 2316. См.: Агг. 1. 8. 2317. Ср. у блж. Иеронима (in Agg 1. 8). 2318. См.: Еф. 6. 16. 2319. Ср. Агг. 1. 10. 2320. Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 10). 2321. Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 1). 2322. Ср.: Откр. 21. 6. 2323. См.: Кол. 1. 16–17; Рим. 11. 36. 2324. Ср.: fug. 6. 34. 2325. Ср.: 4Цар. 9. 30–37. 2326. Ср.: hymn. 5. 19 2327. Ср.: Исх. 13. 21–22; 14. 21–22; 16. 35; 17. 6. 2328. Ср.:Лк. 23. 44–45; Мф. 27. 51–52. 2329. Ср.: Пс. 73. 14. 2330. См.: Мф. 4. 19. 2331. Ср.: Ин. 4. 35. 2332. Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 2. 1). 2333. См.: Агг. 2. 7–8. 2334. См.: Пс. 11. 7. 2335. См.: Агг. 2. 9. 2336. См.: Флп. 4. 7. 2337. Ср.: Агг. 2. 22. 2338. См.: Зах. 9. 10. 2339. См.: Кол. 1. 18. 2340. Аллюзия на имя адресата, «Ириней». 2341. Ср.: Кол. 1. 15. 2342. Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 2. 21). 2343. Ср. у Горация, carm. 2. 10: tutus caret obsoleti sordibus tecti. 2344. Эти слова свт. Амвросия можно понимать в святоотеческом смысле, что в душе каждого человека Христос распинается грехами. — Примеч. ред. 2345. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 8). 2346. Ср.: Иоил. 1. 8. а также у Климента Александрийского (paed. 1. 5. 19. 3). 2347. См.: Пс. 103. 15. 2348. Ср. у Саллюстия, iug. 85. 10: hominem ueteris prosapiae. 2349. Ср. блж. у Иеронима (in Ioel. 1. 8). 2350. Ср 2Цар 2. 2.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

И272 МОЙ, МОЕГО – в греч. «этот»: τοτον, τοτου. Так и в Агг. 2:2 . и Агг. 2:9 по Острож: храм сем . ЗАВЕРШАТ – форма буд. вр. в слав. испорчена, причем в сп1 и сп2 по-разному. (БОЛЬШЕ, ЧЕМ) ПРЕДЫДУЩАЯ, (БОЛЬШЕ, ЧЕМ) ПЕРВАЯ: τν μπροσθεν, τν πρτην Б392 25 . Β пер. два раза первъ И272 6 (как и на И272 2 ) в значении «предыдущий» и «первый», так что противопоставление, построенное на различении τν μπροσθεν – τν πρτην, не передано. Обсуждается пророчество по Агг. 2:9 . В Острож б детъ слава храм сем послдн паче прьвы . в синод. пер.: Слава сего последнего храма будет больше прежнего. У РЕКИ ВАВИЛОНСКОЙ – См. комм к И130 15 . ЗАВЕТ: завтъ И272 27 в соот. с σπονδ Б394 3 букв. «возлияние» как обряд, «приношение», далее «договор» (так как заключение договора сопровождалось обрядом возлияния). В синонимической паре θυσα κα σπονδ реализуется первичное значение: «жертва и возлияние». В Острож . Перевод словом завтъ впечатлен темой завета, доминирующей в этом пророчестве ( Дан. 9:26–27 ), в Острож в стихе Дан. 9:27 слово завтъ употреблено два раза. И – союза нет в греч., нет в Тр, есть в S; так и в Острож. Цитирование Дан. 9:27 очень неточное. ВНЕЗАПНОЕ: напрасно И272 30 в соот. с ρδην Б394 8 «полное» (αρω «поднимать, возвышать). Свободный перевод. И273 ОТОЗВАНИЯ; далее в Тр утрачено два листа, между л.165г и 166а содержательная лакуна. Она восстановлена В.М.Истриным по Унд. В 80-е годы эти листы были найдены О. А.Князевск ой в самой рукописи Тр: это сер. л. 250об.-нач. 252а. О СБЫВШЕМСЯ: х с И273 5 на месте ν παρεκβσει Б394 13 «в порядке отступления», «между прочим» (παρ-κ-βασις «отступление, отклонение от темы, гл. παρ-εκ-βανω «отступать, отклоняться»). Ср. однокоренное κβασις «исход, результат» (κ-βανω «ис-ходить», «происходить»). Переведена более короткая основа, как бы без первой приставки – под влиянием контекста об исполнении пророчества. См. комм. к И29 на О ПОЛКАХ. ВОЗНОСИТЬСЯ: Унд. горзпа И273 6 , Увар. горзп на месте -νοητανων прич. наст. род. мн. Б394 15 «не-разумные» (споры). Перевод горзп можно понять как неправильную кальку этого греч. прич., ошибочно разделенного на о и ητανων: гор соотносится с о, понятого как νω «вверх»; сп (из сп от спти «стремиться») соотносится с τενω (τανων похоже на форму от этого глагола). Это слово, составленное по недоразумению, приведено в Микл. Итак, вместо «прекратите неразумные споры» получилось «прекратите спорить и возноситься» – активизация темы гордыни как главного греха. Ср. въспрьзьп юще И235 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

792 См.: Ис. 2:4. 793 Т. е. согласно апостолам, спасение язычникам дает не обращение к закону Моисея, но к Христу. 794 См.: Ис. 52:7. 795 Конъектура Кройманна. В рукописи: «вторил». 796 См.: Пс. 19 18:5. 797 Ср.: Ис. 2:3. 798 См.: Ис. 46:12—13. Текст отличен от Септуагинты. 799 См.: Ис. 52:11. 800 Ср.: Ис. 52:10. В Септуагинте: «Откроет святую руку Свою». 801 См.: Пс. 2:3. 802 См.: Пс. 2:1—2. 803 См.: Ис. 57:1. Цитата по Септуагинте, где, однако, сказано иначе: «от лица несправедливости отнимется (т. е. спасется) праведный». 804 См.: Прем. 2:12. 805 Этих слов в Септуагинте нет. В оригинале и Вульгате: «посреди города». 806 См.: Иез. 9:4. ? Тау в Септуагинте слов нет, но thau появляется в Вульгате, в оригинале: ?? [taw] « знак». 807 Ср.: Мф. 12:49—50; Рим. 8:29. 808 Ср.: Еф. 1:5. 809 См.: Пс. 22 21:26. 810 См.: Мал. 1:10—11. 811 Ср.: Ис. 2:20. В Септуагинте сказано: «В тот день отбросит человек свои серебряные и золотые гнусности, которые сделали, чтобы поклоняться, пустым < вещам> и летучим мышам». В рукописи у Тертуллиана используется слово noctivus «вредный»; «сова» — noctua. В Вульгате: « чтобы поклоняться кротам и летучим мышам». 812 Ср.: Ис. 3:1—3. 813 Ср.: Ис. 5:6. Слово «Сорех» отсутствует и в Септуагинте, и Вульгате. В долине Сорек («виноградник») жила Далида, которую полюбил Самсон (Суд. 16:4). 814 Ср.: Ис. 5:7. 815 Ср.: Ис. 5:4. В Септуагинте: «он (виноградник) произвел терние (κνθας)». 816 Терновый венец сплели и возложили на Господа римские солдаты. Ср.: Мф. 27:29; Мк. 15:17; Ин. 19:2. 817 Ср.: Ис. 5:7. 818 Ср.: Мф. 27:23; Мк. 15:8,13—14; Лк. 23:18,21,23; Ин. 19:6,12,15. 819 Ср.: 2 Цар. 1:21; 3 Цар. 17:1; Агг. 1:10. 820 Ср.: Лк. 16:16. 821 См.: Ис. 52:5; ср.: Иез. 36:20—23. 822 По всей видимости, речь идет о распущенном иудейскими первосвященниками и старейшинами слухе о похищении учениками тела Господа (ср.: Мф. 28:11—15). Маловероятно, что Тертуллиан намекает на то, что иудеи становились виновниками дурной молвы о христианах в последующие времена. В Tert. Ad nat., 114,1 (ср.: Tert. Apol., 16,12), правда, упоминается некий предавший свою религию иудей, предложивший публике картину, на которой христианский Бог изображен в тоге с лошадиными (ослиными) ушами, с копытом на одной ноге и с книгой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

29 В частности, конечно, здесь разумеется ревность к построению храма, к которой увещевал иудеев св. пророк Аггей ( Агг. 2:1–9 ; см. в моей брош. об Аггее, стр. 13–21). Иначе было бы, в самом деле, странно, как говорит Клифот (см. в Черн. епарх. изв. 1868, 3, стр. 62), что содержание вступительной речи прор. Захарии состоит, по-видимому, из такого общего увещания к исправлению, какого мы нигде потом не встречаем у него, – не говоря уже о том, что только под условием связи с указанным пророчеством Аггея, эта речь Захарии может быть действительным введением к последующим видениям его. 30 Vidi, как толкует бл. Иероним, per noctem, non in die sicut Moyses, qui Deum facie videbat ad faciem. Et Esaias qui loquebatur: vidi Dominum super thronum excelsum et elevatum (с. VI): antequam populus duceretur in captivitatem, antequam Hierusalem destrueretur et templum, sed adhuc in servitutis malisr populo constituto, ea quae pro eis videt, cernit in tenebris (comment. in с. I Zach. p. 233). По указанию самого пророка, видение происходило ночью 24 Шевата, след., ровно через 5 месяцев по возобновлении храмовых достроек и через 2 месяца после вторичной закладки храма (сравн. Агг. 1:15; 2:18). 32 См. описан. мирта в опыте Биб. – Естеств. Истор. Сибирц., стр. 71–73. Житель Востока считает величайшим счастьем для себя – спокойно отдыхать и освежаться в тени, защищающей его от солнечного зноя. Потому-то картина подобного состояния у св. писателей, как и вообще писателей Востока, и представляется символом – не просто мира, но величайшего благополучия (compar. Virgil. Georg. 2, 112; 4, 124; Ovid. Metam. 9, 334; 11, 232). Mystice, Cornel. a Lapid. пишет, hic vir stans inter myrteta est Christus, qui in carne quam ex myrto, id est, B. Virgine, assumpsit, in medio Patriarcharum, Prophetarum, ac sanctorum veteris et novi testamenti, quasi inter myrteta, consistit. Equus rufus est humana natura, cui insidet deitas, quam sumpsit ex primo parente, qui a terra ruta, ex qua plasmatus est a Deo, dictus est Adam, id est, rufus, quamque rubricavit sangvine, tum suo, tum hostili, quem victor sparsit (comment. in Zachar. p 639; сравн. Ис. 63:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3 ). 61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3. облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17). Глава 62 62 Сиона. См. ком. к 1,8. Не умолкну... не успокоюсь. См. ст. 6; 42,14; 57,11; 64,12; 65,6. правда. См. ком. к 1,21. спасение. См. ком. к 12,2. горящий светильник. См. 58,8; 60,1–3. 62 новым именем. Подобно новым одеждам (61,10), новое имя, данное народу Сиона, означает перемену во всей его судьбе (ст. 4, 12; ср. 1,26; 56,5; 58,12; 60,14.18; ср. Быт. 17,5.15 ; Ос.2,22.23 ; Откр.2,17; 3,12 ; ком. к 43,1). 62 венцом славы. Господь разделяет славу со Своим народом (см. ком. к 4,2). 62 оставленным. См. ст. 12; ср. 54,6; 60,15. пустынею. См. 49,8.19; 54,1. 62 сыновья. Вариант перевода «строители», предлагаемый в примечании NIV, является более предпочтительным (49,17; Пс. 146,2 ). 62 сторожей. Т.е. пророков (56,10). не умолкайте. В основе этого призыва лежат слова ст. 1. 62 десницею... и крепкою мышцею Своею. Т.е. Самим Собой (ср. 40,10; 41,10; 51,9; 52,10; 53,1; ср. Исх 6,6 ; Втор. 5,15 ). 62 в ворота. В этой поэтической картине пророк создает образ восстановленного Иерусалима как центра обновленного Сиона с широко распахнутыми воротами для свободного входа всех желающих. приготовляйте путь. См. ком. к 40,3. 62 Спаситель. См. 40,9; Зах. 9,9 ; Мф. 21,5 . награда. См. ком. к 40,10. 62 их. Все народы, собравшиеся воедино в Царстве Божием (ст. 2). народом святым. См. гл. 43; Исх. 19,6 ; 1Пет. 2,9.10 . искупленным. См. ком. к 35,9. Глава 64 64 страшные дела. Исаия обращается к истории исхода ( Втор. 10,21 ; Пс. 65,3–6; 105,22 ). 64:4 Этот стих обобщает одно из важнейших богословских положений ВЗ (43,11; Втор. 4,35 ). 64 Все мы... как запачканная одежда. Народ Божий сознает свою греховность (53,6) и духовную нечистоту ( Лев. 13,45 ; Агг. 2,13.14 ). поблекли...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010