756 Отметим важное замечание G. Theissen, The Miracle Stories of the Early Christian Tradition (tr. F. McDonagh; Edinburgh: Clark, 1981) 195: «Взаимоотношения между изменчивостью и стабильностью должны определяться для каждого жанра [христианской литературы] в отдельности». 757 Это показывает на конкретных примерах Dunn, Jesus Remembered, 210–224; он же, «Altering the Default Setting: Re-Envisaging the Early Transmission of the Jesus Tradition,» NTS 49 (2003) 156–163. 759 Ε. E. Ellis, «New Directions in Form Criticism,» там же, Prophecy and Hermeneutic in Early Christianity (WUNT 18; Tübingen: Mohr, 1978) 242–247; idem, «The Synoptic Gospels and History,» in B. Chilton and C. A. Evans, eds., Authenticating the Activities of Jesus (NT Tools and Studies 28, 2; Leiden: Brill, 1999) 53–54; см. также Riesner, Jesus als Lehrer, 491–498. 760 A. Millard, Reading and Writing in the Time of Jesus (Sheffield: Sheffield Academic, 2000), особенно главы 7–8. 761 H.Y.Gamble, Books and Readers in the Early Church (New Haven: Yale University Press, 1995) 28–32. 762 См. Byrskog, Story as History, 116: «Записи не избегались, но служили подспорьем для памяти: в них заносилось то, что следовало запомнить в результате устной коммуникации». 763 Gerhardsson, Memory, 157–163; он же, The Reliability of the Gospel Tradition (Peabody: Hendrickson, 2001) 12–13. 766 О разновидностях записных книжек (восковые дощечки, папирусные и пергаменные записные книжки и т.д.) см. L.A.Alexander, «Ancient Book Production and the Circulation of the Gospels,» in R. Bauckham, ed., The Gospels for All Christians: Rethinking the Gospel Audiences (Grand Rapids: Eerdmans, 1998) 73–75, 82–84; Stanton, Jesus, 173–178, 187–188. Множество примеров использования записных книжек в древности см. в: С. S. Keener, The Gospel of John: A Commentary, vol. 1 (Peabody: Hendrickson, 2003) 55–56. 767 В отличие от Millard, Reading, выступающего за широкую грамотность, С. Hezser, Jewish Literacy in Roman Palestine (TSAJ 81; Tubingen:Mohr, 2001), полагает, что грамотными были менее 10% палестинцев, возможно, всего 3%.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

574 Агриппа Ноттесгеймский. Оккультная философия. М., 1993. Кн. 1. Гл. 65. К началу XX в. эти «эманации», то есть магический агент, мало изменились, добавились лишь новые электрические спекуляции, навеянные недавно изобретённым телеграфом. «Мозг так же посылает мысли, как телеграф Маркони беспроволочные послания. … Действие мозга создаёт в атмосфере известные колебания или волны», – утверждал А. В. Сегно (Сегно А.В. Ментализм – путь к счастью и успеху. М., 1912. С. 8). Несколько ранее У. Эванс иллюстрировал всепроникающий «эфир» современным ему проволочным телеграфом: «Когда посылается телеграфное сообщение из Нью-Йорка в Лондон, … передается сила вибрационной волны в упругой среде, называемой эфиром. Так и действие одного духа на другой, влияние его мыслей и чувств, когда оживленные ими тела разделены сотнями миль, объясняется подобным же образом» (Evans W.F. The mental cure. Boston, 1869. Ch. 21). 575 Braden Ch.S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 117. 576 McConnell D.R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 166. 580 McConnell D.R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 162. 582 Грэхэм Х. Визуализация. Практическое руководство. СПб., 2001. С. 13–14. Разные исследователи дают противоречивые результаты экспериментальной проверки мысленного влияния на исцеление раковых больных. Результаты исследования К. Саймонтона 1978 г. показывают, что позитивная мыслепрактика привела к исцелению 22,2 % из 159 неизлечимо больных пациентов, 31 % умерли в четырёхлетний период исселдования, но продолжительность их жизни выросла в 1,5 – 2 раза по сравнению с ожидаемой (Там же, С. 29–30). С другой стороны, исследование Дж. Койна с медицинского факультета Пенсильванского университета «свидетельствует о том, что эмоциональное состояние онкологических больных никак не влияет на выживаемость» (Кондо Ж.Ш., Кондо-Динуччи Н. Анти-Тайна. Минск, 2009. С. 132). Несмотря на эти расхождения, сам факт признания медициной психосоматических заболеваний даёт повод предположить возможность влияния душевного состояния на исцеление от рака с позиций науки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Беляев Д. Ф. «Byzantina». Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. СПб., 1893. Кн. 1. М. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 2002. T. l (1); Т.1 (2). Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-церковнослужителей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1903. Дмитриевский А. А. Ставленник. Киев, 1904. Долоцкий В. Н. О священнических одеждах//Христианское чтение. 1848. Ч. 1–2. Киреева Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX в. М., 1970. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. Маясова Н. А. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993. Т. 1. Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1912. Т. 2. Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. Православная энциклопедия. М., 2000–2017. Убрус. Церковное шитье. История и современность. СПб., 2009. Вып. 12. Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y.: Palgrave Macmillan Publ., 2005. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient: Nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg i. Br., 1907. Byzantium. Faith and Power (1261–1557)/ed. by H. C. Evans. N. Y., 2004. Piltz E. Trois sakkoi byzantins. Analyse iconographique. Uppsala, 1976. Woodfin W. T. Late Byzantine liturgical vestments and the iconography of Sacerdotal Power. Illinois, 2002. Woodfin W. T. The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium, Oxford University Press, 2012. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. 2019. Vol. 35. P. 9–32 DOI: 10.15382/sturV201935.9–32 Tatiana Adamova, Researcher, St. Tikhons Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation atv_73@mail.ru ORCID: 0000–0003–1553–2651

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Freiburg i. Br., 2001; Bovon F. Luke 1: A Commentary on the Gospel of Luke 1:1- 9:50/Transl. Chr. M. Thomas. Minneapolis, 2002; Chilton B. D. John the Baptist: His Immersion and His Death//Dimensions of Baptism: Biblical and Theological Studies/Ed. S. E. Porter, A. R. Cross. L., 2002. P. 25-44; Evans C. A. The Baptism of John in a Typological Context//Ibid. P. 45-71; M ü ller U. B. Johannes der Täufer: Jüdischer Prophet und Wegbereiter Jesu. Lpz., 2002; Rippin A. Yahya ibn Zakariyya//EI. 2002. Vol. 11. P. 249; Dunn J. D. G. Jesus Remembered. Grand Rapids; Camb., 2003; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville, 2003; Theissen G., Merz A. Gerichtsverzögerung und Heilsverkündigung bei Johannes dem Täufer und Jesus// Idem. Jesus als historische Gestalt: Beitr. z. Jesusforschung/Hrsg. A. Merz. Gött., 2003. S. 229-255; Dapaah D. S. The Relationship between John the Baptist and Jesus of Nazareth: A critical study. Lanham (MD), 2005; Kelhoffer J. A. The Diet of John the Baptist: «Locusts and Wild Honey» in Synoptic and Patristic Interpretation. Tüb., 2005; Rothschild C. K. Baptist Traditions and Q. Tüb., 2005; Charlesworth J. H. John the Baptizer and the Dead Sea Scrolls//The Bible and the Dead Sea Scrolls: The 2nd Princeton Symp. on Judaism and Christian OriginsEd. J. H. Charlesworth. Waco (Tex.), 2006. Vol. 2: The Dead Sea Scrolls and the Qumran Community. P. 1-35; Klawans J. Purity, Sacrifice, and the Temple:Symbolism and Supersessionism in the Study of Ancient Judaism. Camb.; N. Y., 2006; Heger P. Cult as the Catalyst for Division: Cult Disputes as the Motive for Schism in the Pre-70 Pluralistic Environment. Leiden; Boston, 2007; Luz U. Matthew 1-7: A comment./Transl. J. Crouch. Minneapolis, 2007; Булгаков С., прот. Друг Жениха (1927)// Он же. Малая трилогия. М., 2008. С. 183-389. А. А. Ткаченко Гимнография Уже в памятниках древнего иерусалимского богослужения V-VIII вв. имеется ряд памятей И. П. В иерусалимском Лекционарии сохранившемся в груз.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВИРИН языческое римское божество. Этимология имени В республиканскую эпоху считалось, что имя К. восходит к сабинскому curis (копье) ( M. Terenti Varronis De Lingua Latina Libri. I 1; V 51; V 73; VI 68. B., 1885; Dionys. Halicarn. Antiq. II 48) или к названию сабинского г. Куры. Эта этимология, однако, не подтверждается законами исторической грамматики и в наст. время поддерживается немногими историками. Наиболее надежной считается этимология имени Quironus, предложенная П. Кречмером ( Kretschmer P. Lat. quirites und quiritare//Glotta: Zschr. f. griechische u. lateinische Sprache. Gött., 1919. Bd. 10. H. 3. S. 147-157; Idem. Mythische Namen//Ibid. 1922. Bd. 12. H. 1/2. S. 51-61), к-рый убедительно показал, что название римлян Quiromes - «квириты» является не этниконом, как, напр., Samnomes - «самниты», а апеллативом «граждане» от «сограждане» (co-uiromes). Т. о., К. изначально был богом гражданского единства. Тем не менее совсем не принять во внимание при определении «сабинский» источник культа К. нельзя из-за ряда указаний в античной традиции на связь сабинян с К. Кроме прочего известно, что в 241 г. до Р. Х. в Риме была создана Квиринская триба (tribus Quirina, территориальный и избирательный округ), в составе к-рой были исключительно сабиняне, а Э. К. Эванс обнаружила археологические следы культа К. в сабинских землях ( Evans E. C. The Cults of the Sabine Territory. N. Y., 1939). Происхождение и семантика Вероятно, К. входил в древнейшую рим. триаду богов: Юпитер , Марс и К., место к-рой впосл. заняла Капитолийская триада: Юпитер, Юнона , Минерва . К. входил в известный каталог рим. царя Нумы Помпилия, на что указывает праздник Квириналий (17 февр.). Фламин Квирина (Flamen Quirinalis) (см. ст. Фламины ) был 4-м по значимости жрецом Рима (после Rex sacrorum и фламинов Юпитера и Марса). Происхождение К. объясняли различным образом. Согласно наиболее распространенной гипотезе, К. вошел в древнейшую триаду богов в результате синойкизма жителей Палатинского и Квиринальского холмов: латинов и сабинян. На это указывает, во-первых, то, что места культового почитания К. во все эпохи существования Рима ограничивались Квириналом (холмом К.). Во-вторых, известно, что в Риме существовало 2 коллегии жрецов салиев, которых называли соответственно Salii Palatini и Salii Collini (т. е. Квиринала): первые были жрецами Марса, а вторые - К. В-третьих, согласно традиции, Нума Помпилий, царь, к-рый на заре рим. истории упорядочил культ и календарь Рима, происходил из сабинского г. Куры. Теория синойкизма позволяет объяснить состав первоначальной рим. триады богов и источник сабинской этимологии имени К.: вероятно, что Марс и К.- боги войны жителей Палатина и Квиринала (латинов и сабинян), к-рые объединены в триаде верховенством Юпитера.

http://pravenc.ru/text/1684075.html

5 Cm.: Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V начало VII века). С.179; ßaf/ffo/P.Op.cit.P.40–41; Orlandis Rovira J. Gregorio Magno y la Espana visigodo-bizantina//Estudios en homenaje a don Claudio Sanchez Albornoz en sus 90 anos. Buenos Aires, 1983.T.I. P.331–332; Evans G.R. The Thought of Gregory the Great. Cambridge, 1988. P.3–6. 6 Cm.: Martyn J.R.C. Gregory and Leander: An Analysis of the Special Friendship between Pope Gregory the Great and Leander, Archibishop of Seville. Cambridge, 2013. 8 См.: Markus R.A. The Latin Fathers//Cambridge History of Political Thought/ed. J. Burns. Cambridge, 2008. P.116–122; Markus R.A. Gregorio Magno e il suo mundo. P.97–101; Шкаренков П.П. Империя и королевская власть в концепции христианского миропорядка Григория Великого //Империи и этнонациональные государства в Западной Европе в Средние века и раннее Новое время. M. 2011. С.386–389. 9 См.Шкаренков П.П. Империя и королевская власть в концепции христианского миропорядка Григория Великого . С.380–394. P.A. Маркус обращает внимание на то, что Маврикий и его придворные лелеяли планы no renovatio imperii и завоеванию варварских королевств, представлявшиеся Григорию совершенно нереалистичными. См.: Markus R.A. Gregorio Magno e il suö mundo. P.189–190. 10 Существует обширная литература, посвященная III Толедскому собору. См. например, Orlandis J. Ramos-Lissön D. Historia de los concilios de la Espana romana y visigoda. Pamplona, 1986; Concilio III de Toledo: XIV Centenario. 589–1989: congreso. Toledo, 1989; Stocking R. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589–633. Michigan, 2000; Castellanos S. Los godos y la cruz. Recaredo y la unidad de Spania. Madrid, 2007. 12 Cm.: Thompson E.A. The Goths in Spain. Oxford, 1969. P.110. Garcia Moreno L.A. Urbs cunctarum gentium victrix gothicis triumphis victa. Roma y el reino visigodo//Roma fra Occidente e Oriente: Settimane di studio del Centro Italiano di studi sull’alto Medioevo. XIX. Spoleto, 2002. P.280–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Литература Бенедиктинское издание Августина в St Maur (Paris, 1679– 1700), often reprinted, is in J. P. Migne, Patrologia Latin (Paris, 1841–2). Проповеди G. Morin, Sermones post Maurinos reperti (Rome, 1930), C. Lambot, Sermones Selecti (Utrecht, 1950), and F. Dolbeau, Vingtsix Sermons aux Peuple d’Afrique (Paris, 1996). A guide to these in P. P. Verbraken, Études critiques sur les sermons authentiques de S. Augustin (Steenbrugge, 1976). Многие основные произведения имеют современные издания в двух сериях: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum and Corpus Christianorum. Есть также значительный корпус английских переводов: в Oxford Library of the Fathers (1838–81), a series edited by M. Dods (T. & T. Clark, and Eerdmans), и три недавние серии, Library of Christian Classics, Fathers of the Church, and Ancient Christian Writers. Translations of Confessions (Oxford World’s Classics, 1992) и The City of God (H. Bettenson, London, 1972, new ed. 1984). Лучшее издание " Исповеди - A. Solignac (Paris, 1962). Превосходная биография без богословия: Peter Brown (London, 1967). Об идеях см. E. Gilson, The Philosophy of St Augustine (Eng. tr., London, 1960); J. Burnaby, Amor Dei (Norwich, 1995); G.Bonner, Augustine, Life and Controversies (London, 1964, new ed. Norwich, 1986); E. TeSelle, Augustine the Theologian (New York, 1970); R. A. Markus (ed.), Augustine: A Collection of Critical Essays (New York, 1972); on the Church, R. F. Evans, One and Holy (London, 1972); on ethics, H. A. Deane, The Political and Social Ideas of St Augustine (Columbia, paperback 1963). O донатистах см. W. H. C. Frend, The Donatist Church (Oxford, 1952, reprinted 1985). Нелплатонизм:: J. J. O’Meara, The Young Augustine (London, 1954, paperback 1980); C. Harrison, Augustine, Christian Truth, and Fractured Humanity (Oxford, 2000); R. Sorabji, Time, Creation and the Continuum (London, 1983); Paul Henry, The Path to Transcendence (Eng. tr. Pittsburgh, 1981); P. Courcelle, Late Latin Writers and their Greek Sources (Eng. tr., Harvard, 1969); H.

http://predanie.ru/book/221362-avgustin-...

21. Talmud, Baba Meziah, 59, b. (мой перевод. — Э. Ф.). 22. См. обсуждение симбиотических отношений в книге: Escape from Freedom, p. 158 ff. 23. См.: Escape from Freedom, p. 141 ff. 24. Здесь легко может возникнуть непонимание. Мы сейчас обсуждаем, является ли мотив, который человек считает причиной своего действия, истинным мотивом. Речь не идет об истинности рационализирующего утверждения как такового. Приведем простой пример: если человек не выходит из дому, боясь кого-то встретить, но в качестве причины указывает на сильный дождь, то он рационализирует. Истинной причиной является страх, а не дождь. При этом само по себе рационализирующее утверждение, а именно, что идет дождь, может быть и истинным. 25. Negro Digest, 1945. 26. См.: Thompson С., Muliahy P. Psychoanalysis: Evolution and Development. Hermitage House, Inc., 1950; Muliahy P. Oedipus — Myth and Complex. Hermitage House, Inc., 1948. 27. Отметим здесь, что термин " исцеление " имеет не только современное значение " курса лечения " , но и более широкий смысл — " заботы " . 28. Этот пример, как и другие клинические иллюстрации, взят не из моей практики, а из материалов студентов. Все детали изменены, чтобы исключить какое-либо узнавание. 29. Tibetan Yoga and Secret Doctrines, W. Y. Evans-Wentz, ed. (Oxford University Press, 1935, p. 77). Quoted by Spiegelberg F. The Religion of No-Religion (James Ladd Delkin, 1948, p. 52). 30. Юнг в своих ранних работах ясно и убедительно показал необходимость такой ревизии фрейдовской концепции инцеста. 31. См. обсуждение противоположности авторитарной и гуманистической совести в книге: Man for Himself, p. 141 ff. 32. Isaac Meir de Ger, quoted in Time and Eternity, N. N. Glatzer ed (Schochen Books, 1946, p. 111). 33. Религиозный опыт, который я имею в виду, характерен для индийского религиозного опыта, христианского и еврейского мистицизма, пантеизма Спинозы. Я хотел бы заметить, что в полном противоречии с распространенным мнением, будто мистицизм является иррациональным типом религиозного опыта, он представляет — подобно индуизму, буддизму и спинозизму — высшее развитие рациональности в религиозном мышлении.

http://predanie.ru/book/220202-psihoanal...

58 (Freiburg i. B, 1889). Идеи Гарнака о каноне изложены еще в Lehrbuch der Dogmengeschichte, 3–е изд., 1894; пер. на англ. яз., History of Dogma (London, 1900; репринт, New York, 1961), pp. 38–60. 60 В слегка расширенном варианте он был издан на нем. яз. под названием Einleitung in das Neue Testament (Leipzig, 1909). 61 The Text and Canon of the New Testament (London, 1913). Перераб. изд., подготовлено Уильямсом (C.S.C Williams), опубликовано в 1954 г. Уильямс также поместил главу «The History of the Text and Canon of the New Testament to Jerome» во второй том The Cambridge History of the Bible, изданной G.W.H. Lampe (Cambridge, 1969), pp. 27–53. 62 Analecta; Kurzere Texte zur geschickte der alten Kirche und des Kanons; II. Teil,Zur Kanonsgeschichte, 2–е изд. (Tubingen, 1910). 63 Evidence of Tradition; Selected Source Material for the Study of the History of the Early Church, Introduction, and Canon of the New Testament (London, 1967; Grand Rapids, 1968). 68 Die Entstehung des neuen Testaments (Strassburg, 1904). В несколько расширенном варианте она появилась в серии Religionsgeschichtliche Volks Bucher (Tubingen, 1911). 69 Wie wurden die Bucher des Neuen Testaments heilige Schuft? (Lebensfragen, 21; Tubingen, 1907); воспр. в Kleine Schriften, Лицмана, изданных Аландом, – К. Aland(Texte unt Untersuchungen, lxviii; Leipzig, 1958), pp. 15–98. 72 Der Kanon des Neuen Testaments (Biblische Zeitfragen, I, 5; Munster i. W, 1910:4–e изд., 1921). 73 Die Entstehung des Neuen Testaments (fur Gottes Wert und Luthers Lehr! III, 2; Gutersloh, 1910). 74 Пер. на англ. яз. The Origin of the New Testament Canon and the Most Important Consequences of the New Creation (New York, 1925). 78 (New York, 1965). В Великобритании вышла в Hutchinson " s University Library series (London, 1965); затем переводилась на французский (Paris, 1969) и итальянский (Brecia, 1973). Грант был и автором главы «Канон Нового Завета» в т. 1 The Cambridge History of the Bible, изд. Эккройдом (PR. Ackroyd) и Эвансом (CF. Evans) (Cambridge, 1970), pp. 284–308.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Stanford, 1996; Bantjes A. A. Idolatry and Iconoclasm in Revolutionary Mexico: The De-Christianization Campaigns, 1929-1940//Mexican Studies/Estudios Mexicanos. Berkeley, 1997. Vol. 13. N 1. P. 87-120; Camp R. A. Crossing Swords: Politics and Religion in Mexico. N. Y., 1997; Vargas J. A. Freedom of Religion and Public Worship in Mexico: A Legal Comment. on the 1992 Federal Act on Religious Matters//Brigham Young University Law Review. Provo, 1998. N 2. P. 421-481; Bonner A. «We will not be stopped»: Evangelical Persecution, Catholicism and Zapatismo in Chiapas, Mexico. Parkland (Fl.), 1999; Purnell J. Popular Movements and State Formation in Revolutionary Mexico: The Agraristas and Cristeros of Michoacán. Durham, 1999; The Cambridge History of the Native Peoples of the Americas. Camb., 2000. Vol. 2: Mesoamerica. Pt. 1-2; Estudios sobre el zapatismo. México, 2000; The Oxford History of México. N. Y., 2000; Цейтлин А. «Еврейские индейцы» в совр. Мексике и амер. версия легенды о десяти коленах//Еврейский мир: Сб. 1944 г. Иерусалим, 2001. С. 294-305; Brading D. A. Mexican Phoenix: Our Lady of Guadalupe: Image and Tradition across Five Centuries. Camb., 2001; Ершова Г. Г. Древняя Америка: Полет во времени и пространстве. М., 2002. [Т. 1:] Сев. Америка; Юж. Америка; [Т. 2:] Мезоамерика; Butler M. Keeping the Faith in Revolutionary Mexico: Clerical and Lay Resistance to Religious Persecution: East Michoacán, 1926-1929//The Americas. Wash., 2002. Vol. 59. N 1. P. 9-32; Morgan R. J. Spanish American Saints and the Rhetoric of Identity, 1600-1810. Tucson, 2002; Петрова Т. П. Католичество в совр. Мексике//Религия в междунар. отношениях: За пределами «межконфессионального диалога»: Сб. ст. М., 2003. С. 93-102; История Латинской Америки: 2-я пол. ХХ в. М., 2004; Evans S. T. Ancient Mexico and Central America: Archaeology and Culture History. L., 2004; Germeten N., von. Black Blood Brothers: Confraternities and Social Mobility for Afro-Mexicans. Gainesville, 2006; Ларин Е. А. Всеобщая история: Латиноамер.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010