4832         Sipre Deut. 45.1.2; " Abot R. Nat. 16A; b. B. Bat. 16a; Ber. 5a; Qidd. 30b, bar.; Sukkah 52b; Pesiq. Rab Kah. 4:6; Pesiq. Rab Kah. Sup. 3:2; Lev. Rab. 35:5; Pesiq. Rab. 41:4; cf. 2Macc 2:23; T. Ash. 3:2; Aristotle Po1. 3.11.4, 1287a. 4836 Often noted, e.g., Sylvia Mary, Mysticism, 64; White, Initiation, 70 (though White, p. 252, sees Hellenistic background in John 3:3 ); Watkins, John, 74; Malina and Rohrbaugh, John, 82 (citing b. Yebam. 22a; 48b; 62a; 97b; Bek. 47a). Lightfoot, Talmud, 3:265, noted this in regard to John 3in the seventeenth century. 4840 In practice, freed slaves converted to Judaism were forbidden lest they view Judaism as less than holy (Cohen, Law, 148–49). Moreover, the emphasis on embracing proselytes fully (Kern-Ulmer, «Bewertung»; Bamberger, Proselytism, 145–61; McKnight, «Proselytism,» 840–41) may not have always translated into practice (cf., e.g., m. Hor. 3:8; Sipre Deut. 253.2.2; Bamberger, Proselytism, 161–69; McKnight, «Proselytism,» 841–42; Keener, Spirit, 146–47; 4Q279 frg. 1, line 6). 4841 Cf., e.g., Jeremias, Jerusalem, 324. Further on legal status, see Hoenig, «Conversion,» 54–55. 4842 Gaius Inst. 1.59; this remained true even after the adoptive tie was broken. Cf. also blood siblings in Mbiti, Religions, 276. 4843 Gaius Inst. 1.127–128. Cf. the loss of agnatic ties by change of status in 1.161; the invalidation of a will through status change in 2.147. 4846 Sallust Speech of Gaius Cotta 3; cf. Cicero Att. 6.6.4. Accepting citizenship in one place terminated it elsewhere (Cornelius Nepos 25 [Atticus], 3.1). 4849 L.A.B. 20:2; 27:10. For Philo, ascending to the pure realm of spirit as Moses did could produce a «second birth» (QE 2.46). 4850         Jos. Asen. 8:9/8:10–11. Some also think the prayer for the regeneration of catechumens in Apos. Con. 8.6.6 reflects an earlier Jewish prayer, but this is unclear. 4854 n Abraham: Gen. Rab. 44:12; 48:6; Exod. Rab. 38:6; cf. Apoc. Ab. 20:2–5. Abraham " s exaltation appears in earlier sources without reference to this motif (e.g., T. Ab. 9:6–15A; 8:2–12:15B; cf. T. Mos. 10:8–9), which may reflect broader Hellenistic currents about exalted deities (cf. also Eph 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

6) и «Свет истинный (τ φς τ ληθινν), Который просвещает всякого человека» (Ин 1. 9), а также посланный Им Св. Дух - « Дух истины» (τ πνεμα τς ληθεας - Ин 14. 17; 15. 26), наставляющий «на всякую истину» (Ин 16. 13). Согласно Оригену, Христос является «светом для людей», «светом истинным» и «светом мира», поскольку Он просвещает и озаряет разумную способность (τ γεμονικ) людей и вообще всех разумных существ ( Orig. In Ioan. comm. I 25, 27). При этом вся И. среди людей произошла через Иисуса Христа: «Истина у Павла и других апостолов произошла чрез Иисуса Христа; поэтому... хотя существует одна Истина, от нее как бы проистекло множество истин» (Ibid. VI 6); «Как в Иисусе есть истина, так она будет и в нас, узнавших Христа» ( Idem. In Ephes. Fragm. 19). По мнению свт. Иоанна Златоуста , когда Христос называет Себя Истиной, а о Св. Духе говорит как о «Духе Истины», это означает, что Их слова абсолютно истинны и в них нет никакой лжи ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 73. 2; 77. 3). Поэтому Христос есть «Истина и Источник истины, из Которого исходит все, что истинно, для изобличения всего, что ложно» ( Arnobius Iunior. Liber ad Gregoriam. 11//Opera minora. Turnhout, 1992). И. как истинное знание о Боге По словам апологета Лактанция , для человеческой души нет более сладостной пищи, чем «познание истины» (cognitio veritatis - Lact. Div. inst. I 1), ведь способность «мудрствовать» (sapere), т. е. «искать истину» (veritatem quaerere), врождена всем людям (Ibid. II 8). Именно мудрость (sapientia) ведет к познанию истинного Бога (divinitatis intellectus, Dei notitia), благодаря к-рому человек наследует вечную жизнь и бессмертие, что составляет для него высшее благо ( Idem. De ira Dei. 12-13//PL. 7. Col. 121; Idem. Div. inst. VII 9). Согласно Клименту Александрийскому , «как мерой постигается измеряемое, так и познанием Бога измеряется и постигается истина» ( Clem. Alex. Protrept. 6. 69). Для свт. Григория , еп. Нисского, «познание истины» (τς ληθεας γνσις) тождественно постижению Бога как истинно Сущего ( Greg.

http://pravenc.ru/text/675021.html

481 Эти слова в римском чинопоследовании стоят в повелительном (forma imperativa), а в греческом – в изъявительном (forma indicativa) наклонении, и в первом изменяются с каждою степенью священства, а не одни и те же, как в последнем. 483 Избранного на папство епископ Остии посвящает пред главным престолом базилики Петровой, где никто не может быть посвящаем, кроме епископа римского. Lunadoro – Relaz. della Corte di Roma P. 1. p. 96. 487 André – Cours de dr. can. t. 1. col. 1251–1252. Pascal – Or. et rais. de la Lit. Cath. col. 891–894. 490 André – Cours de dr. can. t. 2. col. 710. Walter’s Kirchenr. S. 438–439. Salzano – Lez. di dir. can. v. III. p. 58. 499 Латинская Церковь обязывает священнослужителей от епископа до иподиакона включительно к безбрачию (с XI–XIII века), кроме иподиаконов, диаконов и пресвитеров восточных Церквей и обществ, подчинившихся ей, как то: маронитов, мелхитов, сирийцев, халдеев, греков, поляков и др. Pavy – Lettres sur. le célibat. ecclés. р. 395. Alger. 1851. 500 André – Cours de dr. can. t. 2. col. 319–333. Devoti – Inst. Can. t. 1. p. 357–370. Scavini – Theol. Mor. Un. t. III. p. 331–339. 530 André – Cours de dr. can. t. 2. col. 710. Walter’s – Kirchenrecht. S. 438–439. Salzano – Lez. di dir. can. v. III. p. 58. По учению латинян рукоположение действенно, хотя бы епископ был еретик, низверженный, святокупец и неправильный (irregularis). Scavini – Th. М. Un. t. III. p. 314. 534 Поэтому латинские епископы (с XI–XIII века) (Devoti – Inst. can. t. IV. p. 64) в своем титуле употребляют формулу: «Милостию Божиею и Апостольской кафедры»... (Dei et Sedis Apostolicae gratia). 540 Латинские архиепископы посвящаются также как и епископы (André Cours de. dr. can. t. 1. col. 804). У нас архиепископы и митрополиты не получают нового посвящения. 561 В тех западных государствах, в которых не обнародованы постановления Тридентского собора (напр. в Англии, Шотландии, Ирландии Пруссии и др. Scavini – Th. Mor. Un. t. III. p. 444), имеют полную силу браки, совершенные между жителями их латинянами без всяких формальностей. Walter’s Kirchenrecht. S. 619.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Есть 2 рода Г., считает прп. Иоанн Кассиан: один искушает людей «духовных», а другой - «новоначальных и плотских» (т. е. начинающих усваивать основы христ. нравственности или находящихся в самом начале пути подвижничества) ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. XII 2; Collat. V 12). Плотская Г. характеризуется следующими признаками: в разговоре - крикливостью, в молчании - досадой, в веселии - громким смехом, в ответе - строптивостью, в речи - безрассудством, она сопровождается нетерпением, чужда любви, дерзка в оскорблениях (ср.: Притч 6. 17), а в перенесении их малодушна, не признает повиновения, увещания, всегда готова настаивать на своем мнении и т. п. По таким проявлениям можно распознать возникновение Г. и подавить ее в самом начале ( Idem. De inst. coenob. XII 29, 27). Свт. Игнатий (Брянчанинов) добавляет к этим признакам ересь, безбожие, невежество, смерть души (1996. С. 170). Гордец унижает ближнего, завидует другим, кичится своим имением (ср.: Ам 6. 4-8), бесстыдно проповедует свои труды, самохвалится, ненавидит обличения, а в результате, уповая только на себя, отвергает Божию помощь ( Ioan. Climacus. 23. 2). В то же время одержимый Г. упрекает Бога в том, что Он ему не помог, когда он просил Его. В таком случае надо бы человеку смириться и с сокрушением сердца всмотреться в себя - действительно ли он достоин того, чтобы Бог помогал ему. Ибо Господь все делает к пользе нашей, и если не получили того, что просят, то, разъясняет прп. Иоанн Лествичник, по к.-л. из 3 причин: «или потому, что прежде времени просят; или потому, что просят не по достоинству и по тщеславию; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение» ( Ioan. Climacus. 26. 60). У людей в обычае, говорит прп. Исидор Пелусиот , превозноситься родом, или мудростью, или имуществом, или красотою, чином - но это чуждо Божественным законам и нисколько не помогает тем, кто, «будучи взяты из земли, снова обратятся в землю» ( Isid. Pel. Ep. I 99; ср.: Idem. Ep. 147). Преподобный увещевает смотреть на «сии ненадежные имущества, как на тень, дым и ветер» (Ep.

http://pravenc.ru/text/166207.html

intern. Symp., Trier, 1978. Mainz, 1983. S. 167-174. (Aegyptiaca Treverensia; 2); idem. Ein neuer Achtstützenbau im Raum von Aswan in Oberägypten//Mélanges Gamal Eddin Mokhtar. Cairo, 1985. Vol. 1. P. 339-348; idem. The Triconchoi in Early Christian Churches of Egypt and their Origins in the Architecture of Classical Rome//Roma e l " Egitto nell " antichità classica. R., 1992. P. 181-190; idem. Christliche Architektur in Ägypten. Leiden; Boston, 2002; Sauneron S., Jacquet J. Les Ermitages chrétiens du désert d " Esna. Le Caire, 1972. 4 vol.; Kleinbauer W. E. The Origin and Function of the Aisled Tetraconch Churches in Syria and Northern Mesopotamia//DOP. 1973. Vol. 27. P. 89-114; Walters C. C. Monastic Archaeology in Egypt. Warminster (GB), 1974; Coquin Ch. Les édifices chrétiens du Vieux-Caire: 1. Bibliogr. et topographie historique. Le Caire, 1974. (BiblEtC; 11); Severin G. Zur Süd-Kirche von Bawit//Mitteilungen des Deutschen Archäol. Inst., Abt. Kairo. 1977. Bd. 33. S. 113-124; Badawy A. Coptic Art and Archaeology: The Art of the Christian Egyptians from the Late Antique to the Middle Ages. Camb. (Mass.), 1978; Wiessner G. Christliche Kultbauten im Tur-Abdin. Wiesbaden, 1982. Bd. 1. Tl. 1; Bd. 2. Tl. 2; 1983. Bd. 2. Tl. 1. (Göttinger Orientforsch. R. 2; 4); Desc œ udres G. Die Pastophorien im syro-byzantinischen Osten. Wiesbaden, 1983; Kuhlmann K. P. Materialen zur Archäologie ung Geschichte des Raumes von Achmim. Mainz, 1983; Grossman P., Kosciuk J., Severin G., Severin H. G. Abu Mina//Mitteilungen des Deutschen Archäol. Inst., Abt. Kairo. 1984. Bd. 40. S. 123-151; Martin A. Les premiers siècles du christianisme à Alexandrie: Essai de topographie religieuse (IIIe-IVe siècles)//REAug. 1984. Vol. 30. P. 211-225; Timm S. Ad-Der al-Abyad//Das christlich-koptische Ägypten in arabischer Zeit. Wiesbaden, 1984. Bd. 2. S. 601-638; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven, 19864. P. 110-117, 304-308; al-Syriani S. Guide to Ancient Coptic Churches and Monasteries in Upper Egypt.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Canard avec Ie concours de C. A. Nallino, E. Honigmann et Backvis. Bruxelles, Inst, de philol. et d’hist. orient., 1935. 451 p. (Corpus Bruxellense historiae Byzantinae, 1) . Honigmann, E. Byzance et les Arabes. III. Die Ostgrenze des byzantinischen Reiches von 363 bis 1071 nach griechischen, arabischen, syrischen und armenischen Quellen. Bruxelles, Inst, de phil. et d’hist. orient., 1935. 269 p. (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae, 3). Andreommi, R. II regno dell’imperatore Giuliano. Bologna, Zanichelli, 1936. 206 p. Bidez, J. Julian der Abtrunnige. Uebers. von H. Rinn. 2. Aufl. München, Callwey, 1940. 453 S., 10 Taf. В. Giustiniano primo principe e legislatore cattolico. Milano, Vita e Pensiero, 1936. VII, 190 p. 15 lit. (Pubbl. dell ’Univ. Cattol. del S. Cuore, S. II. Sci. Giurid., vol. 48). Diehl, Ch. Theodora, imperatrice de Byzance. Paris, de Boccard, 1937. 315 p. Higgins, M. J. Persian war of the Emperor Maurice (582–602). Pt. I. The chronology with a brief history of the Persian calender. Washington, Catholic Univ. of Am., 1939. (Byzantine studies, v. I). Martin, E. J. A history of the iconoclastic controversy. London, S. P. С. K., 1930. XII, 282 p. (Church Hist. Soc.). Ostrogorsky, G. Studien zur Geschichte d. byzant. Bilderstreites. Breslau, Marcus, 1929. VII, 114 S. (Hist. Untersuchungen, 5). Benrath, H. Die Kaiserin Theophano (956–991). Vortr. in d. Ges. z. Förd. d. kulturellen Lebens. Zürich, 1939. 22 S. Runciman, S. The emperor Romanus Lecapenus and his reign; a study of tenth-century Byzantium. Cambridge, Macmillan, 1929. VI, 275 p. Buckler, Georgina. Anna Comnena. A study. London. Oxford Univ. Press, 1929. X, 558 p. Вöнт, L. Johann von Brienne, König von Jerusalem, Kaiser von Konstantinopel, 1170–1237. [Diss]. Heidelberg. 1938. Dade, E. Versuche zur Wiedererrichtung der lateinischen Herrschaft in Konstantinopel im Rahmen der abendländischen Politik (1261 bis etwa 1310). Jena, Biedermann, 1938. XVII, 158 S. Grousset, R, Histoire des croisades et du Royaume Franc de Jerusalem.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Mil., 1928; idem. Les Églises du monastère des Syriens au Wâdi Natrûn. Mil., 1928; idem. La basilica cristiana in Egitto//Atti del IV congr. intern. di archeologia cristiana. R., 1940. Vol. 1. P. 291-319; Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi " n Natrûn. N. Y., 1926-1933, 1973r. 3 vol.; Fakhry A. Bahria Oasis. Cairo, 1950. Vol. 2; idem. The Nekropolis of El-Bagawatin Kharga Oasis. Cairo, 1951. (The Egyptian Desert); idem. The Oases of Egypt. Cairo, 1973-1974. 2 vol.; Torp H. Some Aspects of Early Coptic Monastic Architecture//Byz. 1957. T. 25/27. Fasc. 2. P. 513-538; Wace A. J. B. et al. Hermopolis Magna, Ashmunein. Alexandria, 1959; Evers H.-G., Romero R. Rotes und Weisses Kloster bei Sohag: Probleme der Rekonstruktion//Koptische Kunst: [Intern. Arbeitstagung. Essen, 1963]: Christentum am Nil/Ed. K. Wessel. Recklinghausen, 1964. S. 175-195; Adams W. Y. Architectural Evolution of the Nubian Church, 500-1400 A. D.//J. of the American Research Center in Egypt. Princeton, 1965. Vol. 4. P. 87-139; Torp H. Murs d " enceinte des monastères coptes primitifs et couvents fortresses//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " École Française de Rome. 1964. Vol. 76. P. 173-200; Grossmann P. Die von Somers Clarke in Ober-Ansina entdeckten Kirchenbauten//Mitteilungen des Deutschen Archäol. Inst., Abt. Kairo. Wiesbaden, 1969. Bd. 24. S. 144-168; idem. Eine vergessene frühchristliche Kirche beim Luxor-Tempel//Ibid. 1973. Bd. 29. S. 167-181; idem. Zum Typ der «Breithauskirche» in Ägypten//Oriens Chr. 1975. Bd. 59. S. 159-164; idem. Zur christlichen Baukunst in Ägypten//Enchoria. Wiesbaden, 1978. Bd. 8. S. 89-100; idem. Esempi d " architettura paleocristiana in Egitto dal V al VII secolo//XXVIII Corso di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1981. P. 149-176; idem. Mittelalterliche Langhaus-Kuppelkirchen und verwandte Typen in Oberägypten. Glückstadt, 1982. (Abhandl. des Deutschen Archäol. Inst., Abt. Kairo. Koptische R.; 3); idem. Die zweischaligen spätantiken Vierkonchenbauten in Ägypten und ihre Beziehung zu den gleichartigen Bauten in Europa und Kleinasien//Das römisch-byzantinische Ägypten: Akten d.

http://pravenc.ru/text/187963.html

313 Patrologiae curs. compl. series I, tomus II, ed. Migne, Parisiis, 1844; Opp. Tert. pars, II, 155–6 p. Advresus Prax.; Klee, Dogm. В. 1, s. 186. 317 Der Primat des Pabstes in allen christlichen Iahrhunderten von Rothensee, Mainz, 1836, p. 27–8, Clemens von Rom. 319 Bellarm. Disput. t. I, p. 229–30, de Rom. pontif. lib. II, cap. 19; Libermann, inst. theol. t. II, p. 233, arg. II. 322 Libermann, Inst, theolog. ed. Moguntiae, t. II, p. 233; Dobmayer, ib. p. 283; Klee, ib. s. 137. 364 «Защищавшие еретиков, – пишет Фирмилиан (Epist. ad Сург.), – должны быть спрошены нами: их крещение есть ли плотское или духовное? Если плотское, то ничем они не разнятся от крещения иудеев, которым эти пользуются так, чтобы им, как обыкновенным и повседневным омовением, только отмыть нечистоты. Если же духовное, то каким образом может быть духовное крещение у тех, у которых нет Святого Духа? И потому вода, в которой они моются, это есть плотское омовение, а не таинство крещения. Если крещение еретиков может доставлять возрождение пакибытия: то тех, которые у них крещаются, должно считать не еретиками, а сынами Божиими. Ибо второе рождение, бывающее в крещении, порождает сынов Божиих. Но если невеста Христова есть одна, именно кафолическая Церковь : то она одна порождает сынов Божиих. А синагога еретическая не одно с нами; и поскольку она не невеста, но прелюбодейца: то и сынов Божиих рождать она не может». 365 «Говорят, – пишет Фирмилиан (Epist. ad Cypr.), – что каким бы образом кто ни крестился вне, может наследовать благодать крещения: это, без сомнения, смешно, как будто с неба может низвести на себя или ум лукавый освящение праведных, или вера ложная истину верующих». 373 Perrone, Praelect. theolog. t. II, p. 911, de locis theol. par, 1, sect. 2. с. 1. de Petri primatu. 390 Фирмилиан приезжал (в Антиохию), – пишут отцы собора, – даже два раза и отверг нововведение Павла... Так-как Павел обещался оставить свои мысли: то, веря ему, в надежде, что дело обойдется без всякой ссоры за слово, Фирмилиан, обманутый тем, который отрекся от своего Бога и Господа и не соблюл прежней веры, тогда отсрочил приговор!» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ряд важных идей о Е. п. был высказан рим. юристами. По мнению Павла, Е. п.- это то, что всегда является справедливым и добрым (Dig. I 1. 11). Ульпиан (Dig. I 1. 1. 3) рассматривал Е. п. как общее для людей и животных (Inst. Just. I 2; II 1. 11). Е. п. или приравнивалось к ius gentium, или выделялось в самостоятельную разновидность права (ius naturale), противостоящую как ius civile, так и ius gentium. Так, согласно Гаю, ius gentium основано на «естественном разуме» (naturalis ratio) и тождественно ius naturale (Gai Inst. I 189; II 65, 66, 69, 73, 79). По словам Ульпиана, в соответствии с Е. п. все люди равны, а рабство существует согласно ius civile (Dig. L 17. 32). Для Трифониана же рабство является институтом ius gentium, тогда как Е. п. содержит в себе понятие свободы (Dig. XII 6. 64). Однако рим. юристы не занимались специально разработкой понятия Е. п., поэтому в рим. праве оно не приобрело точного значения; Е. п. оставалось «школьной» идеей, не оказывавшей особого влияния на действующее право ( Kaser. 1971. S. 183). Христ. мысль стала рассматривать Е. п. (lex naturae) как проявление божественной воли. Об этом писали Лактанций , свт. Амвросий Медиоланский и блж. Августин . Согласно Августину, существует вечный закон (lex aeterna), исходящий от Бога и проявляющийся в моральном порядке, свойственном человеческой природе ( Aug. De divers. quaest. 83. 53. 2). В систематическом виде христ. понимание Е. п. было изложено Фомой Аквинским . Он различал вечный закон, естественный закон, человеческий закон и божественный закон. Вечный закон - это божественный замысел, управляющий миром, познать к-рый во всей его полноте люди не в состоянии; естественный закон - это «участие вечного закона в разумном творении», его частное проявление, относящееся к жизни человека и доступное для его понимания; человеческий закон - социальные нормы, устанавливаемые людьми, к-рые должны соответствовать естественному закону; божественный закон составляют истины Откровения, содержащиеся в Свящ.

http://pravenc.ru/text/190261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН ПЕТАВСКИЙ [Петавийский; лат. Victorinus Petabionensis] (230-303/4; пам. зап. 2 нояб.), мч., еп., лат. экзегет. Жизнь По свидетельству блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 74), В. П. был епископом г. Петавия (Петовиона, лат. Petabium, Poetovio, совр. Птуй, Словения) в В. Паннонии. Блж. Иероним называет его «наш Викторин Петавский» как своего соотечественника (Ep. 36, 16). В своем списке «знаменитых мужей» (De vir. illustr. 74) он помещает его после еп. Анатолия Лаодикийского ( после 282) и до Памфила Кесарийского ( 309/10), однако в нек-рых письмах - после сщмч. Киприана ( 258) и до Лактанция ( между 320 и 330) (Ep. 48. 19; 58. 10; ср. также: Ep. 60. 10). Амброзиастер ставит В. П. после Тертуллиана и до сщмч. Киприана ( Ambrosiaster. In Rom. 5. 14//PL. 17. Col. 96). Точное время епископства В. П. неизвестно. Обычно считают, что В. П. принял мученический венец (inclyto martyrio coronatus - Hieron. Ep. 58. 10) в 303 или 304 г. во время гонений имп. Диоклетиана , однако нек-рые исследователи склонны относить его мученичество к гонениям Нумерана в Иллирике 283-284 гг. ( Dulaey. Victorin de Poetovio. Vol. 1. P. 12). По свидетельству Иеронима (De vir. illustr. 74), В. П. знал греческий гораздо лучше, чем латынь, что может указывать на его вост., т. е. греч., происхождение. Он не получил достаточного образования в лат. словесности, хотя имел глубокие познания и стремление к образованию (Ep. 58. 10; 70. 5; ср.: In Is.//PL. 24. Col. 20), поэтому сочинения В. П. при всей их глубокомысленности написаны весьма грубым стилем (De vir. illustr. 74). Свидетельство Кассиодора о том, что до принятия епископства В. П. был ритором ( Cassiod. De inst. div. lit. 7//PL. 70. Col. 1119), скорее всего ошибочно и происходит от отождествления В. П. с известным рим. ритором, философом и богословом Викторином Марием (IV в.). Сочинения Список сочинений В. П., к-рый приводит блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 74), включает: толкования на кн. Бытие (упом. также в: Ep. 36, 16), Исход, Левит, Книги пророков Исаии, Иезекииля, Аввакума, Книгу Екклесиаста (упом. также в: In Ezech. IV 13), Книгу Песни Песней, Евангелие от Матфея (упом. также в: Transl. Hom. Orig. in Luc., prol.; Cassiod. De inst. div. lit. 7), Откровение; соч. «Против всех ересей» (Adversum omnes haereses). Блж. Иероним подчеркивает неполноту этого списка, добавляя «и многие другие».

http://pravenc.ru/text/158590.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010