Заусцинский. Ук. соч. С. 229; Макарий (Булгаков). Заметки о новгородских Макарьевских Четиих Минеях, в: Тихонравов. Летопись русск. литературы и древностей. 1 (1959). Отд. 5. С. 68 и след.; Ключевский. Жития. С. 228–231; Макарий. 2-е изд. 7. С. 407 и след. Ключевский. Ук. соч. С. 228. О содержании всего свода см: Макарий. 2-е изд. 7. С. 409 и след. Полное оглавление Великих Миней Четий в: Чтения. 1877. 4. Отд. 4. Сперанский. История древнерусской литературы (1911). С. 161; Ключевский. Ук. соч. С. 222. Там же. С. 222–296. До 1537 г. существовало уже две редакции жития Михаила Клопского (там же. С. 209); они напечатаны в: Памятники старинной русск. литературы. 1; редакция Тучкова — там же. 4. Житие, написанное по заказу архиепископа Феодосия для Миней, помещено в Минеях под 30 августа. Макарий. 2-е изд. 7. С. 418. ВЧМ. 9 сентября. С. 455–498; Макарий. 2-е изд. 7. С. 418–419; Ключевский. Там же. С. 292, 293. Ключевский. Ук. соч. С. 293; Ржига. Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист, в: ТОДРЛ. 1 (1934). С. 8. Это житие ранее было издано Невоструевым: ЧОЛДП. 1865. Невоструев. Ук. соч. Заусцинский. Ук. соч., в: ЖМНП. 118 (1881). С. 30. Геронтий. Описание Иосифо-Волоколамского монастыря (1894). С. 47; Ключевский. Ук. соч. С. 296, 312; Макарий. 2-е изд. 8. С. 47, 61. Ключевский. Ук. соч. С. 295. Этот монах Кассиан был восприемником царя Ивана IV, что также говорит о близких отношениях между Иосифовым монастырем и великокняжеской семьей. Кадлубовский. Ук. соч., в: Рус. фил. в. 45 (1901). С. 35 и след; Ключевский. Ук. соч. С. 289, 294–295. Житие Кассиана Босого тоже включено в эту «Повесть». О влиянии древнехристианских аскетических сборников, известных под названием Патерики (ср.: Krumbacher. 1897. S. 188), см.: Кадлубовский. Ук. соч. С. 51–70. Ключевский. Ук. соч. С. 272–273; ИРИ. 6. С. 849–853, 853–855. Сказание о Спасо-Каменном монастыре, в: Прав. соб. 1861. 1. С. 197–214; Ключевский. Ук. соч. С. 275. О местном почитании Иосифа см.: Голубинский. История канонизации. С. 149. Взгляды нестяжателей отражены также в житии св. Даниила Переяславского († 1540); оно по желанию царя было составлено уже после Соборов 1547 и 1549 гг., около 1553 г., неизвестным автором. Это житие принадлежит к жемчужинам древнерусской агиографии. См. Ключевский. Ук. соч. С. 282; Макарий. 2-е изд. 7. С. 433.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

923 Ядовитое растение (иначе называемое «оногир»), вдыхание запаха или вкушение плодов которого приводило к одышке или рвоте, вследствие чего и сложилась аттическая поговорка о навлекающих на себя беду: «трогаешь анагир». Это выражение нередко встречается у авторов XIV в. (Григория Акиндина, Никифора Григоры, Иосифа Калофета, свт. Филофея Коккина и др.). 925 По закону Солона каждая из четырех афинских фил состояла из трёх фратрий, а каждая фратрия – из 30 родов. 926 Ср.: свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея, LVII, 3//PG 58, 562: 29 (Изд.). Согласно Златоусту, демон выжидает лунные циклы, чтобы оклеветать таким образом природные стихии, заставляя неумных людей видеть причину беснования лунатиков не в нем, а в луне (Пер.). 931 ποκ ρυξις в византийском языке означает приблизительно то же, что φορισμ ς, а потому для различения синонимов мы использовали в переводе здесь и далее корневое значение слова. 932 Акиндин, сражаясь с Варлаамом, называл свет нетварным, а ведя полемику с Паламой, говорил, что только Фаворский свет был таинственным и нетварным, а любой другой свет, даже являющийся созерцателям, отличен от того и тварен. Ср.: свт. Григорий Палама , Письмо к Афанасию Кизическому, 8// ΓΠΣ 2, 418–419 (Изд.). На самом деле Акиндин считал, что в Фаворском свете имеются, как и в самом Христе, две природы: тварная и нетварная. См. ниже, с. 298, примеч. 7 к трактату Изложение нечестий (Пер.). 969 Автор ссылается на свой трактат О божественном единении и различении, подробнее см. в предисл. 977 В переводе сохранен анаколуф подлинника (придаточное относительное остается незавершенным). 979 Речь может идти только о Соборе 1341 г. В конце § 7 об этом же Соборе говорится как об имевшем место чуть более года назад. Следовательно, главы 1–2 второй книги Опровержений писались на рубеже лета-осени 1342 г. См. об этом выше в предисл. 983 Ныне не употребляющийся седален утрени 6 августа (Изд.). См. примеч. 104. «Чистый блеск божества»: ср. также синонимичные эпитеты в Триадах (III, 1, 15// ΓΠΣ 1, 629: 10–11). По-видимому, свт. Григорий Палама свободно перелагает и комбинирует упомянутый седален по полиелее и первую стихиру на стиховне, цитируемую более точно в Триадах (III, 1, 12// ΓΠΣ 1, 626: 25) (Пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   Что касается временного состояния души со времени ее разлучения с телом и до дня всеобщего воскресения, то Священное Писание учит, что душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых», ибо у Него все живы, — сказал Христос (Матф. 22:32; ср.: Екк. 12:7). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (см.: 2 Пет. 1:15; Фил. 1:23; 2 Тим. 4:6; Деян. 13:36). Ясно, что слово «успение» (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше.    Справедливость этого утверждения видна из притчи Спасителя о богатом и Лазаре (см.: Лук. 16:19—31) и из чуда на Фаворе. В первом случае евангельский богач, находившийся в аду, и Авраам, находившийся в раю, обсуждали возможность послать душу Лазаря на землю к братьям богача, чтобы предостеречь их от ада. Во втором случае жившие задолго до Христа пророки Моисей и Илия беседуют с Господом о Его предстоящих страданиях. Еще Христос сказал иудеям, что Авраам увидел Его пришествие, очевидно, из рая и возрадовался (см.: Ин. 8:56). Эта фраза не имела бы смысла, если бы душа Авраама пребывала в бессознательном состоянии, как учат некоторые сектанты о жизни души после смерти. Книга Откровения в образных словах повествует о том, как души праведников на Небе реагируют на события, происходящие на земле (см.: Апок. 5, Апок. 6, Апок. 7, Апок. 8, Апок. 9). Все эти места Писания учат нас верить, что действительно деятельность души продолжается и после ее разлучения с телом.    При этом Писание учит, что после смерти Бог назначает душе место ее временного пребывания в соответствии с тем, что она заслужила, живя в теле: рай или же ад. Определение в то или иное место или состояние предваряется так называемым «частным» судом. Частный суд надо отличать от «всеобщего» суда, который состоится в конце мира. О частном суде Писание учит: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» (Сирах 11:26). И дальше: человеку надлежит«однажды умереть, а потом суд» (Ев. 9:27), очевидно, индивидуальный. Есть основание предполагать, что в начальной стадии после смерти, когда душа впервые попадает в совершенно новые для нее условия, она нуждается в помощи и руководстве своего Ангела-хранителя. Так, например, в притче о богатом и Лазаре рассказывается, что Ангелы взяли душу Лазаря и отвели ее на Небо. Согласно учению Спасителя, Ангелы заботятся о «малых сих» — о детях (в прямом и переносном смыслах).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кондак, гл. 1. Плоды присноцветущия от твоея книги принося учения, премудре, услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющим, блаженне: лествица бо есть, души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе верою чтущих тя. Пр. безмолвника, прежде бывшего епископа. Родом из Никополя (в Армении), сын славного и богатого военачальника, с 18 лет инок, потом игумен созданного им монастыря, с 28 лет епископ римского г. Колонии, он после 9-летнего улравления паствой тайно от всех поступил в обитель св. Саввы Освященного (см. 5 дек.) и под видом простого монаха служил на поварне и в странноприимнице. Намерение св. Саввы сделать св. Иоанна пресвитером, заставило его открыть свой сан. С этого времени св. Иоанн подвизался в обители безмолвным затворником и скончался в глубокой старости (104 лет от роду), после 557 г. (по другим, 7 дек. 558 г.). См. 3 и 7 дек. Пр. епископа Сиракузского. Рожденный по усиленным молитвам своих родителей, он с детства был отдан в монастырь св. Лукии (см. 13 дек.). Достигнув совершеннолетия и преуспев в добродетели, он был сделан стражем при гробнице св. Лукии, а потом диаконом. После 30 лет подвижничества он был избран игуменом обители, а впоследствии епископом Сиракузским. В этом сане св. Зосима прославился особенными милосердием, так что однажды снял с себя одежду, чтобы продать ее и дать 2 монеты бедному. Паству свою он назидал как примером, так и словом, украсил храм Богоматери и отклонил подкупленного начальника города от намерения дать иудеям позволение построить себе синагогу. После 13 лет управления св. Зосима мирно предал Господу дух свой (около 662 г.). Многие больные получили исцеление при одном прикосновении к его гробнице. Пророка Он жил в X в. до Рождества Христова и обличал Иеровоама в распространении идолопоклонства в своем царстве. Вопреки воле Божьей он зашел в дом к одному пророку в Вифиле, и за такое непослушание Господь попустил льву умертвить его, но не есть его тела ( 3Цар.13 гл.). Свв. апостолов от 70-ти Сосена, Аполлса, Кифы, Кесар и Св. Сосфен ( Деян.18:17 ) был обращен ко Христу ап. Павлом и епископствовал в Колофоне (в Лидии); св. Аполлос ( Деян.18:24–28; 19:1 ; 1Кор.3:4–6; 16:12 ), сотрудник ап. Павла, был епископом в Крите, а позднее – в Кесарии; св. Кифа – в Колонии; св. Кесарь – в Диррахии (в Беотии); св. Епафродит ( Фил.2:25–30: 4:18 ), сотрудник ап. Павла, был епископом в Адриаке (во Фракии, по другим на о. Кипре). См. 8 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Православный собеседник, издание казанской духовной академии, Казань. 1858 г. и сл. Христианское чтение, издаваемое при С.-Петербургской духовной академии. Спб., 1822 г. и сл. Чтения в обществе любителей духовного просвещения. Журнал учено-литературный. Москва. 1878 г. и сл. Прибавления к изданию творений св. отцов. Москва. 1846 г. и сл. Православное Обозрение, журнал учено-литературный. Москва. 1859 г. и сл. Archiv für katholisches Kirchenrecht. Herausgegeben von E. Моу de Sons, Innsbruck, 1857–61 und von Dr. Fr. H. Vering, Mainz, 1862 ff. Zeitschrift für Kirchenrecht. Herausgegeben von Dr. Rich. Dove und Dr. Em. Friedberg. Organ der Gesellschaft für Kirchenrechts-wissenschaft in Göttingen. Freiburgim. B., 1861, ff. 1 О значении религии в этом смысле см. пр. Макарий, Введение в православное богослове, § 11, Спб., 1871, стр. 24–25. Латинское слово «religio» означает тоже самое по учению западных отцов и учителей церкви Лактанция (Jnatit. div., IV, 28) и Августина (Retract., I, 13. De vera relig., с. 41, 55). 2 См. И. Чельцов, История христ. церкви, И, стр. 1–30, Спб, 1861. Фил. и С. Терновские Три первые века христианства, Киев, 1878, стр. 3–28. Ign. Dollinger. Paganisme et Judaisme, ou Introduction à histoire du Christianisme (trad, de allemand), Bruxelles, 1858, 4 vol. Все это важно для решения вопроса, о котором идет речь, а главные выводы см. IV, 109, 276. 3 Говоря об этом, мы не можем не привести слов одного ученого англичанина о влиянии христианской церкви на человечество: «она (т. е. церковь ) ослабила грозы войн, облегчила участь пленных, смягчила деспотическое управление властителей, уничтожила многоженство, осудила погубление утробного плода и убиение рабов; осудила гладиаторские бои и бесстыдные языческие обряды; если не могла уничтожить противоестественных пороков, то явно указала на них и изобличила тех, которые предавались им; улучшила благосостояние рабочих классов, которые составляют значительное большинство целого общества, установив один день в неделю для отдыха; везде, где она являлась, возникали бесчисленные учреждения для подания помощи больным, сиротам и покинутым детям»... Will Paley, А view of the evidences of Christianity. Edimb. 1875, p. 219. В частности, о влиянии христианства на государства см. Am. Thierry, Tableau de empire romain, Paris, 1872, p. 344, 359 и др., на право – M. Troplong. Do influence du chistianisme sur le droit civil des Romains, Paris 1868, p. 147, aq., а вообще – Chateaubriand, Le Génie du christianisme, Paris 1864, 2 vol., и главным образом ту главу, в которой автор восклицает: «что было бы теперь с человеческим обществом, если бы христианство не явилось в мир!», II, стр. 262–280.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1158. 1246. 1274) и еврейский оригинал у Ап. Павла (I: 224. II: 157–9. 473). Семьдесят языков якобы обязательны для членов синедриона II: 854. Сенека фил. (II: 403,1198. 774,1103. 775,1117; 1009. 1010. 1011. 1013. 1017. 1018. 1019. 1023. 1029. 1030. 1039. 1046. 1082. 1105. 1146. 1286) в отношениях к иудейству (II: 1068 сл.), христианству и Ап. Павлу (II: 1048 сл. 1052 сл. 1056 сл. 1064 сл. 1068 сл. 1239,2038), переписка с последним (II: 1048–52) и его пороки (II: 1074–5). Sepharim chizzonim I: 833 сл. 880,567. II: 431,2. 656,827. 832–3. 850. Сефироты I: 261. 263. II: 221. Сивиллы и Сивидлины оракулы г. 868,548. 877,558. II: 774. 111,1029. (II: 413 и III: 16). Симеоново колено, из членов коего якобы были минимы, мистики александрийские II: 412,1246. Симеон, сын Гамадиила 81 II: 834 82 . 854. 870–1. Симеон, сын Гиддедя 83 I: 153. Сим(е)он бен-Иохай рав. 84 I. 187. 291. 293,60 698,164. II: 12. Симеон бен-Зома см. на стр. 23,4. Симеон бен-Лакиш рав. 85 I: 564,267. 854. 863–4. II: 10. 12. 414,1248. 1099. Симлай рав. 86 II: 849,119. Сим(е)он бен-Аззай рав. 87 II: 920,665а. Симон маг II: 808,1256. 1050. Синагога и книжничество II: 762,1049. Синагога Александрийцев и Тарсийцев II: 1246,29. συγγενες (–ς) II: 903. 967,945. Синайский завет по Гaлam. II: 72 сл. Синайское законодательство: при нем участвовали Ангелы (I: 701. 705 сл. 778–9), а у Израиля изглажден (первородный) грех , который остался у язычников, отвергнувших тогда закон Божий (I. 342. 795,361). Синедрион в римскую эпоху I: 153–4. Синедрион небесный I: 770. Синкретизм религиозный II: 434,5. 1068. 1148. 1151. 1154. 1159. συνεδηοι II: 804,1246. 979,1069. 984 (см. еще «совесть» на стр. 68). Синкелл Георгий, визант. хроногр. IX в. I: 837. 846,509. συ(ν)οτχεοιν II: 80. Сира рав. I: 716 напечатано ошибочно вместо «Зера» (см. стр. 35). Сирахова сына Иисуса книга см. «Иисуса с. Сир. кн.» выше на стр. 38. Сирийский язык II: 834. 853. Сион I: 566,276. Скинотворчество Ап. Павла I: 180–1. Скрибизм в иуд. I: 822,424. 832,456. σχλοψ I: 758,271. Смерть по иуд. воззрениям (I: 292 сл. 416–7 сл. 468) и у Ап. Павла (I: 469–470. 590,358)·

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ему же приписывают и «Второе послание» к той же церкви, представляющее собой образец первобытных церковных поучений. (См. 10 нояб.). Тропарь, гл. 4. Иже от Бога чудодействы преславно удивляя вселенныя концы мира, священный страдальче: паче естества морю, составы водам содеваеши разделение, в честней памяти твоей, всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь , чудесным твоим мощем: и по всенародном хождении, море во едино течение чудодетельне твориши, Клименте предивный, моли Христа Бога спастися дугшам нашим. Кондак, гл. 2. Божественнаго винограда священоодеяна всем лоза явися, каплющи сладость премудрости, молитвами твоими всечестне; да тебе исткану яко богряницу, песнь мысленную принесем Клименте святе: спаси рабы твоя. Иже во святых отца нашего и священномуч. Петра Александрийского. Он вступил на кафедру Александрийского архиепископа в 300 г. Гонение Диоклетиана особенно жестоко свирепствовало тогда в Египте, и св. Петр, «истинно апостольскими сияя даровании», укреплял на подвиг мученичества не только свою паству, но и христиан Фиваиды и Ливии. Отпадения от веры некоторых из них побудила св. Петра разослать в 306 г. правила покаяния. В 311 г. св. Петр, как «великий учитель веры Христовой», внезапно был схвачен язычниками и без всякого суда обезглавлен. Кондак (свв. Климента и Петра), гл. 4. Церкве недвижими и Божественны пиргове (столпы), благочестия Божественнии столпи, воистинну крепцыи, Клименте с Петром всехвальнии, вашими молитвами соблюдите вся. Ап. ( Фил.3:20–21; 4:1–3; 246 зач.; Ев. см. 18 янв.). Пр. Петра молчальника. См. 1 февр. 26 . Пр. отца нашего столпника. Родом из Пафлагонского г. Адрианополя (в Мал. Азии), он сначала подвизался в одной гробнице вне города. Затем, св. подвижник взошел на столп и, претерпевая зной и холод, град и дождь, провел на столпе 53 года, побеждая «ополчения страстная». Достигнув высокой степени нравственного совершенства и «ангельское жительство восприем», пр. Алипий явился «страшен и неприступен демоном». Скончался св. подвижник при имп. Ираклии (610–641). Глава пр. Алипия находится в обители Кутлумусианской на Афоне. Тропарь, см. 1 сент. пр. Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мефодий патриарх, † 847 г. (Болланд.). Происходил из Сиракуз от знатных и богатых родителей. Юношей переселился в Константинополь. Житие, составленное вскоре после его смерти, издано в AASS, июнь, III, 440−447 и у Migne, P.G., 100, 1244−1261. Память 14 июня. Мина муч. Очень важные, в культурно-историческом отношении, чудеса мощей святого в Александрии, в IV в. (см. стр. 84, где описано чудо с сыном Порфирия, бывшего другом мученика), собранные и записанный Тимофеем, патр. Александрийским. Издан И. Помяловским («Зап. СПб. Унив. Ист. Фил. Фак.» 1900 г. стр. 62−89). Мина, патриарх Константинопольский. † 552 г. (Болланд.). Краткое житие издано в AASS. Август, V, 169−170. Память 25 августа. Мирон, еп. Критский, жил в средине IV в. (Болланд.). Краткое житие в AASS. Август, II, 342−346. Память 8 августа. Михаил Малеин, род. 894. † 961 г. (см. L. Petit стр. 291−292). Происходил из Каппадокии от знатных патрикиев, родственников Романа I и Никифора Фоки. Подвизался в Вифинии, где был игуменом монастыря. Житие, написанное учеником святого Феофаном (см. L. Petit, стр. 545), издал L. Petit (Revue de l’Orient Chrétien, 1902 г. стр. 549−568). Память 12 июля. Михаил Синкелл, † 846 г. (Болланд.). Происходил из Иерусалима, сын знатных родителей. Житие святого, составленное в третьей четверти IX в., по разным сведениям монахом Хорского монастыря (см. Шмит, стр. 24−27). Издан Ф. Шмитом («Извест. Русс. Инст. в Константинополе», 1906 г. стр. 227−259). Память 18 декабря. Модест, архиеп. Иерусалимский. Время жизни неопределённо. Очень легендарное (Ehrhard у Krumbacher2, 165 видит в нём прямо апокриф), но не лишённое ярких бытовых черт житие, дошедшее в целом ряде редакций, основных кратких и позднейших, распространённых. Издано Х.М. Лопаревым («Памятники древней письменности», 1892 г. стр. 15−54.). Память 18 декабря. Мученики Аморийские, 845 года. Прекрасное издание главных редакций жития сделано Васильевским и Никитиным («Зап. Акад. Наук» 1905 года, т. 6, 2, стр. 1−78). При издании находится исчерпывающее исследование взаимоотношения редакций (стр. 114−278), результаты которого, в общем, приняты и Х.М. Лопаревым (Греческие жития, стр. 78−87). Основная редакция мученичества представляет благодаря своей точной хронологии очень важный исторический документ для истории осады и взятии Амории, лёгший в основу повествования Продолжателя Феофана, и была составлена вскоре после самого события. Прочие редакции, все, восходящие к ней, написаны в промежуток времени от 845 до 880 года и имеют лишь литературный интерес. Для наших целей из них важна только редакция Г., представляющая подробную биографию одного из мучеников – Каллиста придворного, а потом воина, гонимого им. Феофаном за иконопочитание. Память 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ефес. 45:24. 2Тим. 3:15 . 2Тим. 1:13 . 2Тим. 2:25 . 2Тим. 2:22 . 1Тим. 3:9 . 2Тим. 3:10 . 2Тим. 4:2 . Флп. 2:5 . Иер. 1:5 . Кол. 1:1 . 2Тим. 1:1 . 1Тим.4:12 . 2Тим. 2:15 . 1Макк. 5:56–62. 2Тим. 2:3 . Фил. 2:9 . Псал. 118:6 . 1Тим. 4:16 . Тим. 2:15. 1Петр. 1:10 . Ныне Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский. Григ. Богосл. 1е слово защит. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника . Слово 28, глава 51 по Московскому изданию 1851 года. Исаака Сирского слово 55, пр. Варсонофия Великого ответы 2. 108, 311, 342 и другие; пр. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 74, слово 27, гл. 1, пр. Нила Сорского слово 11. Пр. Аввы Дорофея поучение 5. В Казанской Д. Академии 7 лет был наставником по классу св. Писания. Сын священника. В 1857 году, когда нареченный находился на чреде священнослужения и проповеди слова Божия в Санктпетербург; то был опасно болезни, и лучшие столичные врачи исчисляли жизнь его только несколькими днями. Но сверх чаяния, по милости Божией, выздоровел. Особенная настроенность чувств и мыслей в этой речи объясняется теми обстоятельствами, при которых она была произнесена. Наречение происходило в Четверток св. Пасхи, и нареченный Архипастырь, будучи глубоко проникнут мыслями и чувствами, внушенными ему, с одной стороны, предшествовавшими днями Страстной недели, с другой — недавно празднованным событием Благовещения Пресвятой Богородицы, а с третьей — праздником св. Пасхи, излил в своей речи все это разнообразие своих священных чувств и мыслей. — Наречение и посвящение Высокопреосвященнейшего Антония совершено в Киеве, после смерти Митрополита киевского Филарета, — преосвящен. Евсевием Епископом Подольским и Брацлавским и Стефаном Епископом Болгарским. Слова Григория Богослова. См. Твор. его в русск. пер. ч. 1, стр. 80. Деян. 20:28 . Григ. Бог. См. Твор. его в русск. пер. ч. I, стр. 81. 2Тим. 2:15 . Государь Император утвердил доклад св. Синода о назначении архимандрита Виталия во Епископа Томского и Семипалатинского — именно 27 Ноября, когда православная Церковь торжествует праздник знамения Божией Матери.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Теперь хочу указать на главнейшие прообразы Богородицы в Ветхом Завете. В моём духовном пути от баптизма к Православию раскрытие этих прообразов имело немалое значение, так как сам факт их наличия в Библии свидетельствовал о великой значимости личности Девы Марии, которую (значимость) протестанты так пытаются умалить. 1) Лестница Иакова (см. Быт.28:11–12 ) по разуму Церкви прообразовала собой Богоматерь, ибо, как посредством лестницы сходили Ангелы, так посредством Девы сошёл с Небес Сын Божий при воплощении от Девы. 2) Богородицу называет Церковь также купиной неопалимой (см. Исх.3:2 ), то есть, кустом несгораемым, в котором говорил Бог с Моисеем. Как терновый куст горел и не сгорал, так и Богоматерь носила в Себе Бога, Который есть «огнь поядающий» (ср. Исх.24:17 ; Евр.12:29 ), но нисколько не была повреждаема. 3) Скала несекомая , то есть гора нерукосечная, о которой сказано в Дан.2:34,45 . В видении Навуходоносор видел, как от горы оторвался камень, который разрушил истукана и наполнил собою землю. Главное толкование этого пророчества таково: скала есть Бог, а камень – Христос, оставивший небеса и пришедший в наш мир, и Царство Его наполнит всю землю. То, что камень меньше горы, говорит о том, что Христос пришёл на землю в уничижении, «приняв образ раба» ( Фил.2:7 ). Но у пророчества Даниила есть и другое важное толкование. Гора, от которой «оторвался» Иисус, есть Богородица. И как «камень был отторгнут от горы не руками», то есть не человеком, так и Христос был зачат и родился сверхъестественным образом, без участия человека. И камень (Сын) потому здесь меньше горы (Марии), что Христос пришёл в этот мир младенцем. 4) Ковчег Завета также прообразовал собою Богоматерь, ибо как манна, «хлеб небесный» ( Пс.77:24 ) находилась в ковчеге ( Евр.9:4 ), так и Пречистая Дева носила в себе «хлеб живый, сшедший с небес» ( Ин.6:51 ). И Сам Христос, говоря о Себе как о хлебе, сравнивает Себя именно с манной ( Ин.6:49 ). 5) Жезл Аарона расцветший. Как сухой жезл Аарона чудесным образом ожил, расцвёл и дал плод (см. Числ.17:8 ), так и Дева без мужеского семени дала жизнь и родила Сына. Св. Иоанн Златоуст писал: «Но, может быть, ты скажешь: что за сходство между жезлом и Девою рождающею? Смотри, как много сходства. Этот жезл был образом Девы: он образ, а она истина, он наперёд взятый образец, а она самый предмет. Как тот жезл дал плод вопреки природе, так и здесь вопреки природе Дева произрастила цвет благочестия. «И произойдет жезл от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ( Ис.11:1 )» .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010