668. Иоанн Синайский. Лествица21, 7. 669. Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670. Нил Сорский. Послание 1. 671. Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672. Пс. 70:12 и далее. 673. Пс. 34:1. 674. Ср.: Пс. 117:14—16. 675. Пс. 6:3. 676. Нил Сорский. Послание 2. 677. Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678. Мф. 6:6. 679. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680. Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681. Там же, гл. II (С. 10). 682. 1 Фес. 5:17. 683. 1 Кор. 14:19. 684. Кол. 3:17. 685. Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686. Лк. 1:38. 687. Мф. 1:21. 688. Деян. 4:11–12. 689. Пс. 50:8. 690. Мал. 4:2 691. Песн. 1:2. 692. Фил. 2:11. 693. Ср.: Иак. 2:19. 694. Ср.: Ин. 1:9. 695. Фил. 2:10. 696. Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697. Ср.: Рим. 10:10. 698. 1 Кор. 2:2. 699. Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80. 670 Нил Сорский. Послание 1. 671 Ср.: Пс. 16:11; 31:7. 672 Пс. 70:12 и далее. 673 Пс. 34:1. 674 Ср.: Пс. 117:14—16. 675 Пс. 6:3. 676 Нил Сорский. Послание 2. 677 Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14. 678 Мф. 6:6. 679 Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6. 680 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8). 681 Там же, гл. II (С. 10). 682 1 Фес. 5:17. 683 1 Кор. 14:19. 684 Кол. 3:17. 685 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14). 686 Лк. 1:38. 687 Мф. 1:21. 688 Деян. 4:11–12. 689 Пс. 50:8. 690 Мал. 4:2 691 Песн. 1:2. 692 Фил. 2:11. 693 Ср.: Иак. 2:19. 694 Ср.: Ин. 1:9. 695 Фил. 2:10. 696 Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 697 Ср.: Рим. 10:10. 698 1 Кор. 2:2. 699 Св. Димитрий имеет в виду 64–е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617=Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2–е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, " sis zaab " , in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei). 700

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Сл. 38, 11, 24–25; SC 358, 126=1.527. 1261 Сл. 39, 20, 12–15; SC 358, 196=1.544. 1262 1 Кор. 13:12. 1263 Сл. 7, 17, 13–21; SC 405, 222=1.170. О созерцании света как цели существования души говорит Плотин в Энн.5,3,17. 1264 PG 37, 749=2.196. 1265 PG 37, 1511–1512=2.271. 1266 PG 37, 939=2.229. 1267 Ср. Суд. 13:22. 1268 Ср. Лк. 5:8. 1269 Мф. 8:8. 1270 Ср. Кол. 3:5. 1271 Ср. Фил. 3:21. 1272 Лк. 19:9. 1273 Сл. 20, 4, 8–25; SC 270, 62–64=1.299–300. В последней фразе можно услышать намек на возможность для христианина использовать материальное богатство и светскую ученость в добрых целях. 1274 О молитве 16, 1. 1275 Ср. Quasten. Patrology II,67. 1276 Ср. Meyendorff. Palamas and Spirituality, 23. Иисусова молитва получит распространение в египетском монашестве после V века. 1277 Текст см. в PG 36, 700–733. См. также Gerhards. Gregoriosanaphora. 1278 О Григории не сохранилось сведений как о реформаторе литургической практики или авторе литургических текстов. 1279 PG 37, 1349=2.80. 1280 PG 37, 1281–1282=2.112. 1281 PG 37, 1417=2.105. 1282 PG 37, 1407–1408=2.105–106. 1283 PG 37, 1408=2.111. 1284 PG 37, 1553=2.260. 1285 См. " молитва утренняя " " , " молитва вечерняя " " и " " молитва на следующее утро " " в PG 37, 1284–1286=2.106. 1286 См. PG 37, 1279–1280=2.107, и др. 1287 См. PG 37, 518–522=2.107–108. 1288 PG 37, 1325–1327=2.97. 1289 У Григория можно также встретить молитвенные обращения к умершим святым, родственникам и друзьям. Имеется упоминание и о молитве Деве Марии (см. Сл. 24, 11, 1–3; SC 284, 60=1.351), показывающее, что ко времени Григория Богослова молитва Пресвятой Богородице вошла в практику Восточной Церкви. 1290 Ориген считал, что Сын " " ниже " " Отца (см. Против Цельса 8, 15) и что Святой Дух ниже Сына (см. О началах, введение, 4). 1291 PG 37, 1016–1017=2.66. 1292 Против ересей 4, 20, 7. 1293 Ин. 1:18. 1294 Ириней Лионский. Против ересей 4, 6, 6. 1295 Ср. Феофил Антиохийский. К Автолику 1.2. 1296 Ср. Григорий Нисский. Толкование Блаженств 6 (ed. Callahan, 141). 1297

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

По изъяснению Апостола, пред духовным взором псалмопевца при изображении им человека и предносился именно образ обетованного Спасителя, который, приобщившись плоти и крови ( Евр.11:14 ), соделался истинным, совершенным человеком со всеми немощами человеческого естества, кроме греха ( – 4:15), и который во время земной жизни Своей особенно любил именовать себя сыном человеческим ( Мф.8:20; 9:6; 12:8 ; Ин.1:51, 3:14 и др.). Как предвечный Сын Божии, единосущный Богу Отцу, будучи по своей Божеской природе высшим всех ангелов ( Евр.1:3–4 ). в Своём вочеловечении, во время земной жизни своей и особенно в своих искупительных страданиях и крестной смерти, Он на некоторое время унизил себя пред ангелами ( Евр. 2:9 : ср. Фил.2:6–8 ); но затем, в воскресении и вознесении на небо, Бог Отец даже по человечеству увенчал Его славою и честию и все покорил под ноги Его ( Евр. 2:8–9 ; 1Кор. 15:27 ), даровав Ему власть не только на земле, но и на небе ( Мф.28:18 ), дабы пред именем Его преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Фил.2:9–11 ). Эту славу и власть чрез веру в Искупителя приобретает от Него и искупленное человечество, что совершается отчасти уже в здешней жизни, в царстве благодати, когда верующие во Христа в особенных случаях получают от него силу чудесным образом господствовать над животными и стихиями (ср. Мф.28:17–18 ), и окончательно во всей полноте совершится в, царстве славы, когда верующие, достигнув уготованного им блаженства вечной жизни, совершенно уподобятся ангелам ( Мф.22:30 ) и когда вместе с тем и вся тварь, освободившись от рабства тлению в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ), не будет уже более враждовать против своего земного владыки и пребудет у него в полной покорности и повиновении ( Ис.11:6–9 ; Апок.7:16; 3:21 ). Гди гдь нашъ, к чдно им тво по всей земл. 10. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! 10 . Повторение начальных слов псалма в качестве вывода или заключения к размышлению о человеке, так как в преимущественном благоволении и любви Божией к нему, особенно в совершении его искупления, с особенною ясностью открывается величие и слава имени Божия на земле. 109 Разбор возражений против существования псалмов из этой ранней поры жизни Давида см. в нашем исслед. о происх. Псалтири, стр. 50–55. Читать далее Источник: Толкование на Псалтирь/Сост. свящ. Н. Вишняков. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880-. (Толкования на Ветхий Завет, изд. при Санкт-Петербургской духовной академии; Вып. 3, 4, 8, Вып. 8 напеч. в тип. А. Катанского и К°)/Вып. 3. - 1880. - С. 1-173; Вып. 4. - 1882. - С. 175-335; Вып. 8. - 1891. – С. 337–522. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

25 . Д. Св. апостола и евангелиста Марка. Один от 70-ти апостолов, называвшийся также Иоанном, ученик ап. Петра и спутник ап. Павла, евангелист Марк был родом иудей ( Деян.12:12, 25; 13:5, 13; 15:37, 39 ; Фил.23:2 ; Тим.4:11; Кол.4:10 ) и находился в родственных отношениях с ап. Варнавой (полагают, что он был сын сестры Варнавы). Он был от природы человек впечатлительный и пылкий, стремительный и деятельный. Мать его Мария имела в Иерусалиме свой дом ( Деян.12:12 ), где во множестве собирались верующие. Наименование ап. Петром Марка, «сыном своим» ( 1Пет.5:13 ) дает повод думать, что Марк и в христианство был обращен ап. Петром. Сблизившись с ап. Павлом чрез ап. Варнаву, ап. Марк сопутствовал ему во время его первого апостольского путешествия, как его «помощник» ( Деян.13:5 ), до Пергии в Памфилии, где ап. Марк отделился от него и снова возвратился в Иерусалим ( Деян.13:13 ). Затем он вместе с ап. Варнавой отправился в Кипр ( Деян.15:36–39 ). Впоследствии ап. Марк снова был при ап. Павле ( Кол.4:10 ; Фил.23–24 ; 2Тим.4:11 ). Наконец мы встречаем ап. Марка вместе с ап. Силуаном близ Вавилона при ап. Петре ( 1Петр.5:13 ) и отцы Церкви согласно называют его «истолкователем, изъяснителем или споспешником» ап. Петра. С этим апостолом св. Марк был в Риме, где, под руководством ап. Петра, написал св. Евангелие, потом он был послан в Египет, основал многие церкви в Александрии, был там первым епископом, положил начало британскому огласительному училищу (см. еще ниже, о литургии) и наконец претерпел мученическую смерть. Язычники, возненавидя св. Марка за проповедь о Хрясте, в праздник Сераписа вторглись в церковь , когда он совершал богослужение, схватили его и повлекли в темницу, продержали здесь его ночь, а на утро, обвязав шею его веревками, долго влачили по улицам города по острым камням, от чего он и скончался (около 68 г., по другим – 4 апр. 63 г., по третьим – в 75 г.). Погребен был св. ап. и ев. Марк в Александрии. Память его в Восточной и Западной церквах совершается 25 апр. В IX в., по причине владычества арабов и усиления монофизитов, св. мощи его перенесены были в Венецию, где и теперь почивают в великолепном храме его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Бегичев, писатель. 158 и пр. 1. Белоцветов М.В., дьячок. 7. 9. 13. 14. Беляев В.А., учит. уч. 109. Беляев Ив.Гав., учит. уч. 168. 188. эк. семинар. 223. Беляев Илья Вас., ст. ак. 419. Беляев Ф.Г., окон. кур. сем. 163. 165. 167–169. студ. ак. 171.178. 327. преп. сем. 383. 387. 399. В. Валединский Ив., уч-к сел. 106. священник 299. Варсонофий, свят. Каз. 427. Василий Васильевич, окольн. 9. Василий Игнат., свящ. 21. 22. Васильевский Ив.Ст., ст. ак. 419. Варлаам, игум. 148. Велланский Дим., писат. 172. Веселовскийй, уч.-к уч. 47. Взоров В., студ. ак. 313. 318. 365. 419. 421.457, пр. 2.458. рек. уч. 471. 472. Вигилянский Ил., уч.-к сем. 149. Викторов А.Е., ст. ак. 307. 312, пр. 1. 420. 455. Винклер, фил. 171. Виноградов Аф.Як., прот. 184. Виноградов Викт., ст. ак. 419. пр. сем. 472. Виноградов Иак.В., свящ. 144. Виноградов Кс., свящ. 165. Виноградов Ф.С., дьяк. 180. 196, пр. 1. 198. 201. 260.286. 324. 328. 329. 371. 397. 402. 441. 486. 500. Вигшняков Гр., свящ. 73. 74. Вишняков С.Г., уч.-к уч. 73. 74. 312. 375. окон. ак. 385. 392. пр. сем. 415. 44К. 449. 472. 490. Владимир (Алявдин), вик. Киев. 82. еп. Костр. 117. 118. Срав. Алявдин. Владимир, Вел. Кн. св. 85. Владиславлев Вл., уч.-к сем. 142. Владыкина О.И., жена проф. 307. Владыкин Я.И., преп. сем. 95. 98. 99. 111.135. 136. 294. 300. 302. 307. 344. 352. 449. 454. 465. Воздвиженский Александр, ст. ак. 419. 454. 455. см. уч. 472. Вознесенская Ек.Ст., жена свящ. 187. 205. 211. 215. 226. 232. 238. 248. Вознесенский Виктор и Пав., дети священника. 187. Вознесенский Ал., сын свящ. 205. 213. Вознесенский В.Н., свящ. 187. 203. 209. 225. 234. 236. Вознесенский Г.Е. преп. сем. 95. 96. 99. Вознесенский Паша, сын свящ. 227. Войнов И., прот. 343. Войцехович А.И., дир. Син. канц. 497. Волков Кон.Игн. 509. Волков П.А., куп. 06. Воскресенский Ив., уч.-к уч. 63. Всеволод Юрьевич, Вел. Кн. 86–88. Всесвятский Вик., ст. ак. 420. Венецкий И.П, учит. уч. 65. Вяземский, князь, писат.125 и пр. 1. Г. Гаврилов Алексей, мещан. 493. Гавриил, архим., авг. ист. фил. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

О втором даровании свидетельствуют: а) слова Спасителя апостолам: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся, – на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ); б) апостол Иаков в своем послании: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне; и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь; и аще грехи сотворил есть отпустятся ему» ( Иак.5:14–15 ); в) книга Деяний св. апостол, повествующая, что «руками апостолов подавался Дух Святый» ( Деян.8:18 ); г) молитвы пресвитерской и архиерейской хиротоний; д) литургийные молитвы священника (Об этом см. наше «Пастырское богословие», выпуск первый, стр. 38–44). О третьем даровании очень важное свидетельство нашел наш выдающийся пасторалист митр. Антоний (Храповицкий) в творениях Иоанна Златоуста в толковании на послание к Колоссянам. Здесь мы читаем: «Духовную любовь не рождает что-либо земное. Она исходит свыше, с неба и дается в таинстве священства, но усвоение и поддержание благодатного дара зависит и от стремления человеческого духа». Об отеческо-материнском характере этой любви свидетельствует ап. Павел, говоря о себе в послании к Галатам ( Гал.4:19 ): «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». О том же ап. Павел говорит во втором послании к Коринфянам ( 2Кор.11:29 ): «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» О трогательности этой любви говорят следующие выражения ап. Павла: «Братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» ( Фил.4:11 )… «Ибо кто наша надежда или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом… Ибо вы слава наша и радость» ( 1Фес.2:19–20 ). Эту свою пастырскую любовь ап. Павел называет любовью Христовой. «Бог, – свидетель, – говорит ап. Павел в послании к Филиппийцам ( Фил.1:8 ), – что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа». Сам Христос Спаситель уподоблял свою любовь к людям любви материнской в своем обращении к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья и вы не захотели» ( Мф.23:37 ). Митрополит Антоний называет эту любовь любовию «сострадательной».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Пусть знает такой, что всю праведность внешнего человека пророк назвал тряпками женщины в ее месячных ( Ис. 64:6 ), а Апостол почитает за сор ( Фил. 3:8 ). 5 . Нам же пусть будет даровано подчиниться праведности, совершающейся во внутреннем человеке, в котором утвердилась стопа Христова вместе с Его незапятнанным святилищем. Это трудно в глазах моих, – говорит пророк, – доколе не вошел я во святилище Божие ( Пс. 72:16–17 ). И свидетельство совести ( 2Кор. 1:12 ) будет похвалою крестом Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ), спасающего от тлена жизнь нашу и очищающего совесть нашу от мертвых дел ( Евр. 6:1 ), чтобы мы служили духом Божиим и не на плоть надеялись ( Фил. 3:3 ); чтобы мы знали, чему поклоняемся, согласно Сказавшему: Мы знаем, чему кланяемся ( Ин. 4:22 ). Всему этому есть Свидетель верный в небесах, ведь мы проповедуем перед Богом, во Христе ( 2Кор. 2:17 ), ничего иного не имея на уме, кроме того, что хорошо благодатью укреплять сердца, и учениями различными и чуждыми не увлекаться ( Евр. 13:9 ). Молимся, чтобы ты отрешился от славы у людей, которая, похоже, хитроумно и премудро строит козни, мешая тебе приобрести водительство Божией Силы; чтобы тебя не смущало презрение людей и чтобы ты не прельстился снова самомнением. Пусть душа твоя сочетается с Христом, как сочетается с женихом невеста. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к непорочной душе ( Еф. 5:32 ). Ибо никто не будет записан в церкви первенцев на небесах ( Евр. 12:33 ), кроме непорочной души, и никто не увенчается, если незаконно будет подвизаться ( 2Тим. 2:5 ). 1 В том числе – в «Курсе патрологии» Миня, Париж, 1860 (PG, t. 34, col.449–821), с которого делался и русский перевод прошлого века. 2 Die 50 geistlichen Homilien des Macarius. Hg. und eriautert von H.Dorries, E-Klostermann, M.Kroeger. Berlin, 1964. 3 См.: Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Пер. с греч. при Московской духовной академии. Издание 4-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собственная типография, 1904 г. Во введении здесь даны сведения о старых русских переводах. Приложенные к этому изданию «Семь слов преподобного отца нашего Макария Египетского » – перевод не сочинений его в их исходном составе, а выдержек (глав), расположенных старинными составителями, одним из которых предание называет славного Семиона Метафраста, в новом порядке. Например, слова «О совершенстве духовном» и «О молитве», входящие также и в 3-й том «Добротолюбия», – это части «Большого (Первого) послания» св. Макария с изложением монастырского устава (критическое издание: Macanos-Symeon. Epistola magna. Eine messalianische Monchsregel und ihre Umschrift in Gregors von Nyssa «De institute christiano». Hg. von Reinhart Staats. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1984).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

" Один " " и " " Другой " " относится к Ипостасям Святой Троицы; " одно " " и " " другое " " — к двум природам во Христе. Впервые в святоотеческой христологии средний род, указывающий на " " природу " " , противопоставляется мужскому роду, указывающему на " " Ипостась " " : ср. Grillmeier. Christ I,370. 1133 Письмо 101 (1–е Кледонию); SC 208, 42–48=2.9–10. 1134 См. Kelly. Doctrines, 292. 1135 См. Lietzmann. Apollinarius, 251. 1136 Сл. 22, 13, 1–15; SC 270, 246–248=1.343–344. 1137 PG 37, 467–468=2.131. 1138 См. Quasten. Patrology III, 247. 1139 Письмо 101 (1–е к Кледонию); SC 208, 50=2.10. 1140 Письмо 101; 52=2.11. 1141 Докетизмом называют раннехристианские ереси (I-III вв.), которые объединяло общее представление о том, что тело Христа было призрачным, то есть имело лишь вид материальной плоти. 1142 Письмо 101; 58=2.12–13. 1143 Письмо 101; 64–66=2.14. 1144 Письмо 101; 46–48=2.10. 1145 Фил. 2:7. 1146 Письмо 102; SC 208, 76–78=2.17. 1147 Ср. 1 Кор. 15:14. 1148 Письмо 102; 80–82=2.18. 1149 Письмо 202; SC 208, 90–92=2.6–7. 1150 Письмо 202; 94=2.7. 1151 Ср. Пс. 73:2; Мих. 6:4 и др. 1152 Ср. Ис. 41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:26; 59:29; 63:16 (все ссылки относятся к тексту так называемого " " Второисаии " " ). 1153 Ср. Мф. 20:28; Мр. 10:45; Рим. 3:24; Гал. 3:13; 4:5; Еф.1:7; 1 Тим. 2:6; Евр. 9:12, 15; Откр. 5:9 и др. 1154 Лк. 23, 46. 1155 На Мф. 16, 8 (GCS 40, 498). 1156 Большое Огласительное Слово 22–24. 1157 Беседы на Пс. 7, 2 и 48, 3. О выкупе, принесенном Богу, см. также Беседу на Пс. 28, 5. 1158 Огласительное слово 13, 2. 1159 Сл. 45, 22; PG 36, 653=1.675–676. 1160 Изложенная теория сатисфакции принадлежит Ансельму Кентерберийскому. 1161 Соборы 1156–57 гг. были созваны в связи с ересью Сотириха Пантевгена, излагавшего теорию искупления в терминологии, близкой к учению Ансельма. Отцы Собора, в частности св. Николай Мефонский, в своем учении об искуплении основывались на молитве из Литургий свв. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, обращенной ко Христу: " Ты бо еси Приносяй и Приносимый " " . См. об этом Павел (Черемухин). Собор; Angelou. Nicholas; Meyendorff. Christ, 197–200. 1162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

и гробом его стала вода. И ныне испрашивает душам нашим великую милость.   В праздник прекрасный Крещения Спасителя во второе рождение великого мученика Або возрадовались реки, и возликовали потоки. Ибо благоволил Господь на водах. Тогда исцелил Он немощи человеческие и радостью исполнил верных. И ныне испрашивает душам нашим великую милость.   На умовение рук. Глас 2. Придите, верные христиане, сотворим память святого Або, который презрел порядок агарянский и презрел огонь и меч ради имени Христова. Воспринял он венец нетленный со святыми. О историческом значении гимнографических памятников см. в частности Τομαδκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα κα ποσις. - Θησσαλονκη. 1965, Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. - Αθναι, 1986. Сведения о нем и полную библиографию о нем и его житии см. Никитин В.А., Крашенинникова Н.Н. Або Тбилисский .//Православная энциклопедия. Т.1. М., 2000. С. 45-46. Позднее на этом месте был выстроен Метехский храм при царе Димитрии I Самопожертвователе в 1278-79 г. О нем см.  Исследования -  Джавахишвили И. Иоанэ дзэ Сабаниси//Тхзулэбани. Тбилиси, 1977. Т. 8. С. 76-86 Новейшая научная публикация текста см. Дзвели Картули агиограпиули литературис дзеглеби (Памятники  древней грузинской агиографической литературы – на грузинском языке) Тбилиси, 1963. С. 41-86.. Исследования – Кекелидзе К. Або Тбилелис Мартвилоба (Мученичество Або Тбилисского)//Дзвели Картули литературис история (История древнегрузинской литературы). Тбилиси, 1980. Т.1. С. 12 Издание – Удзвели Иадгари (Древнейший Иадгари).  Тбилиси, 1980 (далее – Иадгари..)О нем см. Хевсуриани Л. Структура древнейшего тропология. Диссертация на степень кандидата фил. Наук. Тбилиси, 1984. О песне Отроков, ее богословии и значении см. в частности  Василик В.В. Происхождение канона.  История. Богословие. Поэтика. СПБ 2006.  Van Esbroek M. Jean II de Jerusalem et les cultes de S. Etienne, de la Sainte Sion et de la Croix//Analecta Bollandiana. 1984.  T. 102. Например: «Сын есть Дух Святой». Подобия V, 2. Об этом смешении и особенностях некоторых маргинальных раннехристианских триадологических учений  см.  в частности  Margerie  B. La Trinité chretienne dans l’histoire. Paris, 99-100. Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 122-123.

http://bogoslov.ru/article/2368300

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010