См.: Голубинский Е.К нашей полемике с старообрядцами. Частные вопросы. II. О песни аллилуйя//БВ, 1892, 5, с. 197-223. 99 Источник цитаты: Бес. КП, II, 4, с. 197. 100 Оцет- уксус. В евангельском рассказе о мучения Христа: «Даша ему пити оцет с желчию смешан…» (Мф. 27, 34 - церк.-слав.) 101 См.: Бес. КП, II, 4, с. 251. 102 Кенозис(греч.) - богословский термин, обозначающий самоограничение Бога, который проявляет себя во времени и в греховной жизни людей, а также самоуничижение Сына Божьего, явившегося в человеческом образе. См. у ап. Павла: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 6-8). Учение о кенозисе разработано в V в. Кириллом Александрийским в связи с его критикой несторианства (см. коммент. 56). См. также фундаментальный труд русского богослова: Тареев М.Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901. Кенотической может быть названа такая христология, основной идеей которой является самоуничижение Сына Божьего. Подробнее об этом см.: Fed. RR, I, р. 94-131. 103 Пролептически(лат. prolepsis - упреждение) обозначает здесь «заранее», «упреждая будущее». 104 В источнике: «старыя старины» с примечанием Бессонова: «Старицы, старики» (следовало бы: «старицы, старцы». - А. Т.). 105 «Свиток Иерусалимский», известный как в прозаических, так и стихотворных версиях, представляет собой переложение апокрифической «Эпистолии о неделе» (см. коммент. 31). 106 Ср. наблюдения В.В. Розанова о том, что русский народ свел христианство к почитанию Божьей Матери ( Розанов В.В.Религия и культура//Сочинения. М., 1990, т. 1, с. 444, 558). 107 В книге «Русское религиозное сознание» Федотов вернется к своему выводу о том, что в культе Богоматери русские подчеркивали ее материнство, а не девственность, и подтвердит это наблюдениями над иконографией Богоматери (Fed.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

450. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетии (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 558—559). 451. Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 13 (С. 9—10). 452. цит по. Успенский Синодик в Неделю православия. Одесса, 1893. С. 6—7. 453. Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 98. 454. Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 18 (С. 141). 455. Фил. 2:9—10. 456. Феодор Студит. В Навечерие светов (Творения преподобного Феодора Сту–дита в русском переводе. Т. 2. СПб., 1908. С. 99—100). 457. См.: Ориген. О началах 2, 6. 458. Григорий Богослов. Слово 30, 21, 13—14 (SC 250, 272=Творения. Т. 1. С. 443). 459. Кирилл Александрийский. О правой вере, к Феодосию 28 (PG 76, 1173 ВС). 460. Кирилл Александрийский. О правой вере, к царицам 13 (PG 76, 1220 CD). 461. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 6 (С. 203—205). Ср.: Афанасий Александрийский. Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом 1—2 (PG 26, 1133 В=Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 3. Троице–Сергиева Лавра, 1903. С. 341). 462. О различных смыслах понятия «исихазм» см. в: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. В кн.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. С. 562—565. 463. Подробнее об этом учении мы говорили в другом месте. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. 2–е. СПб, 2001. С. 351—355. 464. Исх. 33:20. 465. Быт. 32:30; Исх. 33:11; Втор. 34:10. 466. 1 Ин. 3:2. 467. См., напр.: Григорий Богослов. Слово 38, 7 (SC 358, 114—116). Подробнее об 1том см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 239—247. 468. Василий Великий. Письмо 234. 469. Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 960 ВС). 470. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2,11 471. Григорий Палама. Триады III, 2,24—25 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 675—677=Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. М, 1995. С. 325—327).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Из рукописи зографской на славянском языке. Повесть эта была напечатана в книге «Рай мысленный», издание Валдайского Иверского монастыря (7167 г. 28 окт.). И здесь событие это обозначено 1276-м годом (см. стр. 19–34), т.е. согласно с зографской рукописью. В этом же виде повесть сия известна была и Барскому (см. наше изд. «Второе посещение святой Афонской Горы Вас. Григ. Барского». Спб. 1887. 317–319), однако хронология этого события у него показывается неправильно. На русском языке повесть эта напечатана в «Холмском календаре» на 1886 г. (Киев). О подвигах страдальцев есть известие и в послании прота к Великому князю Василию Васильевичу, писанном около 1441 года. О зографских мучениках здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех во освящение имамы». Послание это напечатано в 3-м т. «Летописи занятий Археографической Комиссии» (Спб. 1865). Знал о сем предмете и говорил в своей знаменитой «Палинодии» и Захария Копытенский, и многие другие писатели (см. «Изучение Византийской истории в древней Руси» – Фил. Терновского, вып. 2-й, Киев, 1876, стр. 221 и дал., «Пахомий Серб», – Ив. Некрасова, в Записк. Новороссийского Университета, 1871 г., т. VI, стр. 4, «Апокрисис» Христофора Филарета, Киев, 1870, стр. 396–399, «Святые южных славян» Филарета, архиеп. Черниговского, Чернигов, 1865, отд. 2, стр. 136–286). О нашествии на Святую Гору еретиков-латинян есть на Афоне сказание в рукописях и на греческом языке. Последнее, заимствованное из рукописей Московской Синодальной библиотеки было напечатано архимандритом Димитракопулом в его книге H orqodoxoz Ellaz (Leipzig, 1872). Такое же сказание на греческом языке из рукописи XVI века, принадлеж. Синайскому монастырю, напечатано еп. Порфирием в его «Истории Афона» (ч. III, отд. 2, 6, стр. 634–637). Кроме того, об этом событии говорится и в книге: Sunoyiz tvn diajorwn iotorivn (Enetihsin, 1806), что будто бы на Святую Гору являлся со своим насилием сам папа Николай, преемник папы Евгения, при котором состоялся известный Флорентийский собор. Здесь передается и самый акт соединения Церквей, совершившегося на этом соборе. В числе подписей под сим актом есть подпись и какого-то екклесиарха – иеромонаха и местоблюстителя Великой лавры Святой Горы. А о Михаиле Палеологе говорится только то, что он принял латинство (олатинился), и более ничего (см. стр. 399, 484, 534, 535 и 538). Что на Флорентийском соборе были, действительно, депутаты и от святой Горы Афонской – см. «История Флорентийского собора» (см. 34, М. 1847).

http://isihazm.ru/1/?id=1834

192. Там же. Подобия 9, 28 (С. 246—247). 193. См.: Andia Y. de. Jesus, Seigneur et Christ. Trinite et Christologie chez Irenee de Lyon et Basile de Cesaree. — Paper at the International Encounter of Patrologists of East and West on the Theme " Christ according to Greek and Latin Fathers of the First Millenium in Europe " (Vienna, 7—10.06.2001). 194. Иустин. 2–я Апология 6 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М, 1892. С. ПО—111). 195. Ис. 44:6. 196. Иустин. Увещание к эллинам 20—21 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 425—426). 197. См.: Числ. 13:17. 198. Об имени…. в составе собственных имен см.: Лебедев Виталий, протоиерей. Библейские собственные имена в их религиозно–историческом значении. Пг, 1916. С. 113—115. 199. Греч, σωτηρα Κυρου. См.: Филон Апександрийский. О перемене имен 121 (Les oeuvres de Philon d " Alexandrie 18: De mutatione nominum. Introduction, traduction et notes par R. Arnaldez. Paris, 1964. P. 86). Трактат Филона «О перемене имен», представляющий собой развернутое мистико–аллегорическое толкование на Быт. 17:1—6 и 17:15—22, является первой попыткой перенесения библейского богосло–пия имени на греческую почву. Интерпретация Филона оказала влияние на последующих христианских толкователей Библии, в частности, на Иустина и Оригена. 200. Исх. 23:20—21. 201. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 75 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 255—256). 202. Там же 113 (С. 313—314). 203. Исх. 17:9—13. 204. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 90 (С. 282—283). Смысл этих слов Иустина, как кажется, следующий: амаликитяне были побеждаемы не молитвой Моисея или коголибо из стоявших рядом с ним, а силой креста Христова, изображаемого простертыми руками Моисея, и имени Иисуса, бывшего «во главе битвы». 205. Аллюзия на Фил. 2:10. 206. Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 111 (С. 310). Ср.: Там же 91 (С. 284). 207. Там же 131 (С. 343—344). 208. См.: 1 Цар. 6:7—14. 209. См.: Ис. Нав. 10:12—13.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Иустин. 2–я Апология 6 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М, 1892. С. ПО—111). 195 Ис. 44:6. 196 Иустин. Увещание к эллинам 20—21 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 425—426). 197 См.: Числ. 13:17. 198 Об имени…. в составе собственных имен см.: Лебедев Виталий, протоиерей. Библейские собственные имена в их религиозно–историческом значении. Пг, 1916. С. 113—115. 199 Греч, σωτηρα Κυρου. См.: Филон Апександрийский. О перемене имен 121 (Les oeuvres de Philon d " Alexandrie 18: De mutatione nominum. Introduction, traduction et notes par R. Arnaldez. Paris, 1964. P. 86). Трактат Филона «О перемене имен», представляющий собой развернутое мистико–аллегорическое толкование на Быт. 17:1—6 и 17:15—22, является первой попыткой перенесения библейского богосло–пия имени на греческую почву. Интерпретация Филона оказала влияние на последующих христианских толкователей Библии, в частности, на Иустина и Оригена. 200 Исх. 23:20—21. 201 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 75 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 255—256). 202 Там же 113 (С. 313—314). 203 Исх. 17:9—13. 204 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 90 (С. 282—283). Смысл этих слов Иустина, как кажется, следующий: амаликитяне были побеждаемы не молитвой Моисея или кого-либо из стоявших рядом с ним, а силой креста Христова, изображаемого простертыми руками Моисея, и имени Иисуса, бывшего «во главе битвы». 205 Аллюзия на Фил. 2:10. 206 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 111 (С. 310). Ср.: Там же 91 (С. 284). 207 Там же 131 (С. 343—344). 208 См.: 1 Цар. 6:7—14. 209 См.: Ис. Нав. 10:12—13. 210 В Синодальном переводе: «на поле Иисуса Весфамитянина»; в Септуагинте: «на поле Осии, которое было в Весфамифе». 211 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 132 (С. 344—345). 212 См.: Агг. 1:1. 213 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 115 (С. 316—317). 214 Там же 85 (С. 272). 215 Ср.: Пс. 71:17. 216 Ср.: Втор. 4:19. 217 Пс. 71:17. 218 Зах. 6:12. В Синодальном переводе: «имя Ему Отрасль». 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

15:53. 292 Точное изложение православной веры 3, 28. 293 Ис. 9:2. 294 Лк. 4:18—19. Ср. Ис. 61:1—2. 295 Фил. 2:10. 296 Точное изложение православной веры 3, 29. 297 1 Кор. 15:28. 298 Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 59. Подробнее об этом учении см.: J.-C. Larchet. La divinisation de l’homme selon Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 647—652. 299 Откр. 3:20 300 Рим. 8:29—30. 301 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II — начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 302 Беседа 16-я на Послание к Римлянам. 303 F. Nau. Notes sur diverses homelies pseudepigraphiques. — Revue de l’Orient chretien 13. 1908. P. 433—434; 304 См. H. G. Beck. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 400—401. 305 PG 86, 509—526. 306 PG 86, 525—536. 307 PG 86, 384—406 (три различных редакции). 308 PG 62, 721—724. 309 Пс. 23:7 (по переводу LXX). 310 На Святой и Великий пяток... (PG 62, 721—724). 311 Об этом произведении см.: Clavis patrum graecorum. Vol. II. Ed. M. Geerard. Louvain, 1974. P. 333—334 (No. 3768). См. также: A. Vaillant. L’homelie d’Epiphane sur l’ensevelissement du Christ. — Radovi staroslovenskog instituta 3. Zagreb, 1958. P. 5—100. Данная публикация содержит греческий и славянский тексты «Слова», а также французский перевод. Издатель считает, что «Слово» написано не ранее конца VII в. 312 Ср. Григорий Богослов. Слово 45, 24. 313 Слово в Великую субботу (PG 43, 440 A—D). 314 Пс. 28:8. 315 Данное толкование притчи о заблудшей овце восходит к св. Григорию Нисскому. См. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. М., 1991. С. 234. 316 Слово в Великую субботу (PG 43, 461 A — 464 C). 317 О душе 55 (PL 2, 7). 318 О воскресении плоти (Цит. по: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II — начале III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. С. 132). 319 О суете идолов (Цит. по: Св. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1891.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

В сб. «Платон и его эпоха». М., 1979. С. 9—57. 140 Радлов Э. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913. С. 77. 141 Там же. С. 87. 142 August. Enchirid. XXXII. — Творения блаж. Августина. 2-е изд. 4.1. Киев, 1908. С. 27. 143 Никольский А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев//Вера и разум. Филос. отд. 1902. 24. С. 480. 144 Там же. С. 481. 145 Там же. С. 482. 146 Никольский А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев//Вера и разум. Фил ос. отд. 1902. 24. С. 482—483. 147 Там же. С. 483. 148 Там же. 149 См.: Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879. С. 282—359; Елеонский Ф. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Св. и об отношении Их к Отцу. СПб., 1881. 150 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 200. 151 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 120–121. 152 Там же. С. 142. 153 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 198. 154 В сб. «О Владимире Соловьеве». М., 1911. С. 129–206. 155 Там же. С. 134. 156 В сб. «О Владимире Соловьеве». М., 1911. С. 131. 157 В сб. «О Владимире Соловьеве». М., 1911. С. 201. 158 Там же. С. 205. 159 Голубев А. Н. Гегель и Вл. Соловьев. Границы идеалистической диалектики//Доклады X Международного гегелевского конгресса. Вып. II. М., 1974. С. 73–87. 160 См.: Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983. С. 111, 118–119. 161 См.: Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 165-169. 162 Цит. по: Соловьев Вл. Стихотворения. 7–е изд. М, 1921. С. XII-XIII. (Предисловие написано в апреле 1900 г.) 163 См.: Соловьев Вл. Стихотворения. 7–е изд. С. 300. См. также: Соловьев С. М. Указ. соч. С. 119. 164 Соловьев Вл. Россия и Вселенская церковь. М., 1911. 165 Необходимо указать на полезную работу В. Н. Топорова «Древнегреческая происхождение слова и его внутренний смысл» — в кн.: Античная балканистика. Вып. 3. М., 1978. С. 46—50. Автор ухватил глубокую сущность термина, указывающую на совмещение умозрительности и производственно–технической направленности древнегреческой «софии». Это полезно для понимания не только древнегреческого термина, но и для всей вообще истории этого термина, включая Вл. Соловьева, у которого на первый план тоже выдвигалось совмещение здесь идеально существующего ума и всех его материальных функций в его окружении. 166

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

«Записки м. Филарета», лист 1, стр. 1. 383 В перемены уроков он принужден был все время скрываться до при­хода в класс наставника. См. интересный рассказ бывшего его товарища, впо­следствии директора Симбирской гимназии, А. И. Гапонова. Этот расск. содержится в рукописи и перепечатан арх. Серг. 1 т., 40 стр. 385 Кроме богословия, он изучал поэзию, риторику, философию, историю, географию и языки латинский, греческий, немецкий и французский. Архив. Моск. Дух. Акад. Дело 37, 1816 г. и дело 39, 1817 г. 386 См. письмо митр. Филар. к своему родственнику Я. К. Амфитеатр. Аскоченский, «Я. К. Амфитеатров. Биограф. очерк». Киев. 1857 г., стр. 3 и 4. 388 Арх. Серг. «Высок. Антоний арх. Казан. и Свияжск.», т. 1, стр. 34, ср. «Киев. Еп. Вед.» 1907 г. 49, стр. 1170. 389 См. подробно об этом рассказ самого о. Георгия. Остромысленский, стр. 11–12. «Странн.» 1862, I. 391 Байбаков, из учеников славяно-греко-латинской академии (см. историю этой академии С. К. Смирнова, стр. 355), ум. в 1801 г. еписк. Архангельским. 399 Брошюра: «Пути промысла Божия в мой жизни», прот. Луки Ефремова. СПБ. 1862 г., 2 изд., стр. 7 и «Домашняя Беседа», 1863 г. Вып. 4, стр. 90–91. Автобиогра­фия Турчанинова. 400 Ibid., что Филарет человек дурной жизни, имеет упрямый характер, выскоч­ка (намек на блестяще сказанную речь м. Платону), скучает в Севске, бредит губернскими городами (намек на желание Филарета перевестись в семинарию в Орел по причине нездорового севск. климата). «Орлов. Еп. Вед.» 1908 г. 5, стр. 127; ср. «Правосл. Собес.» 1879 г. 89. 404 См. расск. об этом самого Филар. «Киев. Еп. Вед.» 1907 г. 49, стр. 173 и «Правосл. Собесед.» 1879 г., стр. 90. 405 Августин (Сахаров) из Александроневской семинарии, автор многих, боль­шей частью остающихся ненапечатанными, сочинений, касающихся, главным обра­зом, церковных законов; ум. в 1841 г.; как архиерей выдавался крайним формализмом. 407       Ibid. ср. 85 стр. (расск. об описи имущества Фил.). Арх. Серг. I т. Высок. Антоний. Стр. 17, ср. Лука Ефремов «Пути промысла Божия в моей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

считая локоть в локоть с ладонью. См. ком. к 40,5. 43:18–27 Здесь излагаются уставы для освящения жертвенника. В первый день в жертву за грех приносится телец (ст. 18–21); во второй день козел без порока (ст. 22–24). Затем в остальные дни приносили по козлу, по тельцу и по овну (ст. 25,26). Когда закончится время освящения, смогут начаться регулярные жертвоприношения (ст. 27). Ср. 2Пар. 7,8.9 . Священники не из племени Садока (43,19) при освящении были исключены из служения (см. ком. к 44,15). 43 для кропления на него кровью. См. Исх. 29,16 ; Лев. 4,6; 5,9 . 43 на назначенном месте дома вне святилища. См. Исх. 29,14 ; Лев. 4,12.21; 8,17 . Автор Послания к Евреям воспринял эти наставления как свидетельство принесения Христом Самого Себя в жертву ( Евр. 13,11–13 ). Глава 44 44 они были затворены. Пророк был во внутреннем дворе (43,5), но теперь он взят к восточным воротам. Ворота остаются всегда закрытыми, потому что через них прошла в храм слава Господня (43,4; ср. Пс. 23,7–10 ). Закрытые ворота свидетельствуют, что Господь больше никогда не покинет храм (43,7.9). Так называемые Золотые Ворота в восточной стене старого города Иерусалима также были закрыты и заложены. Соответствующие ворота византийского времени (IV начало VII вв.) были восстановлены и открыты крестоносцами (XI-XII вв. по Р.Х.). Нет сомнения в том, что они были построены на остатках ворот более ранних периодов. Эти ворота снова заложили мусульмане в правление Сулеймана Великолепного (XVI в.). 44 он, как князь, сядет в них. Поскольку ворота закрыты, их проем превратился в комнату, и в ней князю позволяется вкушать ритуальную пищу. Это предписание, правда, никогда не было реализовано ни одним из израильских царей. В видении Иезекииля здесь символизируется особое отношение обетованного царя к храму (см. ком. к 37,24). 44:4–9 В то время, как в некоторых текстах Ветхого Завета подчеркивается, что иноплеменникам запрещено принимать участие в израильском богослужении ( Исх. 12,43 ; Лев. 22,25 ; Неем. 9,2 ; Иер. 51,51 ), из других ветхозаветных текстов видно, что это запрещение в свое время будет снято (47,22.23; 3Цар. 8,41.43 ; ср. Зах. 14,21 ; Еф. 2,12.19 ). Ср. Неем. 13,1–9 ; Агг. 2,14 . В Израиле Нового Завета, т. е. в Церкви, все запреты как для иудеев, так и для язычников устранены, за исключением различий на основе веры, духа, но отнюдь не плоти ( Рим. 2,28.29 ; Фил. 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Учение об «иллюзиях, восстанавливающих целостную истину», развито там–же Ibid., стр. 63–68 1016 См. Рус. Старина, 1916 г. (письмо 1850 г.). 1017 Ibid., стр. 237. 1018 Соч., т. П, стр. 182. 1019 Ibid., стр. 18б. 1020 Iibid., стр. 187. 1021 Ibid., стр. 198. 1022 Ibid., стр. 199. 1023 Ibid., стр. 40, 200–1. Это напоминает отчасти Шеллинга, отчасти средневековые идеи. 1024 Соч., т 1, стр 79–91. 1025 Соч., т. II, стр. 207. 1026  Ibid., стр. 209. 1027 ibid., стр. 83. 1028 Ibid., стр. 114. 1029 Ibid., стр. 216 1030 Ibid., стр. 221 1031 Основным материалом для изучения жизни Толстого, является биография, составленная его последователем П. И. Бирюковым (т. 1–IV). Очень важны; 1) Письма Л. Н. Толстого к жене, 2) Письма С. А, Толстой, 3) Воспоминания Т. А. Кузьминской, детей Л. Толстого, Гольденвенгера, 4) Дневники Л. Н. Толстого. Из биографических очерков о Толстом, особенно следует отметить Т. И. Полнср, Л. Толстой и его жена, 1928. Главные книги, посвященные учению Толстого, указаны ниже. 1032 Диалектика религиозных исканий Толстого лучше всего/вскрыта в небольшом этюде В. А. Маклакова, «О Л. Толстом», (Па риж 1929). Кстати укажем здесь и на литературу, посвящеиную Тол стому. Самым большим и основательным труден, посвященным ре лигиозно–философским взглядам Толстого, является книга Д. С. Ме режковского, Толстой и Достоевский (т. 1–11). См. также А. Козлов, Религия Л. Н. Толстого и его учение о жизни и любви. Архим. 1оанн (Шаховской), Толстой и Церковь. Шестов, Добро в учении Толстого и Ницше. И. А. Ильин, О сопротивлении злу силой. Вяч… Иванов, Тол стой и культура (сборник «Борозды и межи»), сборник статей «Рели гия Толстого» (Москва 1911). Иванов–Разумник, История русской общественной мысли (т. II, гл. IV). Отметим среди разных статей о Толстом — статьи Н. К. Михайловского. См. также Н. А. Астафьев, Нравственное учение Л. Н. Толстого, (Вопросы Фил. и Псих., кн. 4). См. также О. Lourie, La Philosophie de Tolstoi, 1899. Лосский, Тол стой, как художник и мыслитель. (Совр. Зап., Dwelshauvers. Rousseau et Tolstoi, 1912. Обзора огромной литературы, посвящен ной Толстому, насколько мне известно, не существует (см. очень неполную биографию у Ueberweg. Gesch. d. Philos. В. VI. 12te Aufl. 1928 S. 348). 1033

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010