Кавказ Кавказ (Κακασος; Caucasus). – Имя это в Св. Писании не встречается. В первый раз встречается оно у греческого трагика Эсхила в трагедии Прометей, за 490 лет до Р. Хр. Упоминается еще в Аргонавтике, приписываемой Орфею, жившему около ста лет до Троянской войны, но это почитается вставкой позднейшего писателя, так как и самая Аргонавтика не может принадлежать Орфею. У последующих писателей встречается уже часто. Плиний, подробно излагая ·историю о Кавказе и его древних обитателях, указывает многих древних писателей, кои писали об этом крае (см. H. N. Кн. VII. гл. 5–20). Что до этимологии слова Кавказ, то иные производят его от слов: Кабх или Кавх, или Куг, Кав, Ког – гора или горы долины, и Ас, Асы – обитатели этих гор и долин, которых почитают поклонниками луны и коней, находя основание для такого объяснения в значении слова Ас, Аси, Си, Цси, которое с иранского значит кони. Другие имя Кавказ производят от санскр. Гугам (yugam, lat. iugum, gr. ζυγν, нем. Ioch), что значит горный хребет; или – от Куг, Кукаф, и Каф (вместо Каи, Кав), что с иранского тоже значит горный хребет. То же значение имеет и арабское имя Кавказа: Кабх, или Кавх или Кабож – горы долины. Но не может не заслуживать здесь внимание мнение Бохарта, который в названии Кавказа у армян и колхидян «Гог-Хасан» ( ) или «Гугас» (Gouhas) Гогова крепость, находит имя Гога, и потому производит имя Кавказа от Магога, сын Иафета (сн. Шопена Нов. Зам. на древ. Ист. Кавк. Спб. 1866 г. Herz. VI. р. 444. М. Фил. Зап. на кн. Быт. Ч. 2. стр. 32). В историческом и географическом смысле под именем Кавказа разумеется, во-первых, горный хребет между Черным и Каспийским морями, и потом весь широкий перешеек между этими морями, ограничивающийся с севера землей войска Донского и Астраханской губернией, а с юга – границей России с Турцией и Персией. Местность эта одна из самых замечательнейших в истории. Имя Кавказа связывается со всеми великими переворотами, совершившимися в течение столетий и целых тысячелетий на материке Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

     Тот, про кого современники говорили, что он был «мал и ничтожен с виду», ходил в заплатанной рясе, сшитой его же собственными руками из пренебреженного всеми куска старого сукна, стал Игуменом земли Русской, «настоятелем и учителем всех монастырей иже на Руси». Чему современное монашество учится у Преподобного Сергия Радонежского? Отшельник Пустынь – место уединенное, далекое от людских глаз. Здесь в суровом подвиге мироотреченного жития отшельник преодолевает тяготение земли, истощает потребности плоти и подчиняет ее духу, укрощает и очищает Словом Божиим (см.: Ин. 15:3) душу. А Господь тогда уже Благодатью Духа Святаго освящает ее. Собирает в единое целое дух, душу и тело – этот разбитый в человеке грехопадением образ Божий. Сотворяет из него Свое подобие. Об уподоблении человека Богу рассуждает архимандрит Илия: «Часто приводят слова апостола Павла о том, что христианская жизнь есть подражание жизни Христа. В Послании к филиппийцам апостол даже уточняет, в чем и как можно подражать Спасителю. Конечно, не повторяя Его внешний образ действий, что было бы чистым формализмом, но воспроизводя Его кеносис, который заключается в том, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба [то есть явив послушание], сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным [Отцу Своему, но также и людям] даже до смерти, и смерти крестной» (см.: Фил. 2:2). Поэтому Слава Христова – в послушании Отцу Своему и в послушании людям, которое Он принял, отказавшись от явления Своей Божественной Славы, присущей Ему по естеству, чтобы воспринять иную природу – природу человеческую, природу падшего человека, из любви к нам. Следовательно, для нас «подражать» – значит отказаться от «ложного величия», то есть, в самом общем плане, от нашей собственной воли, чтобы приобрести во Христе природу, которая не является присущей нам, – Божественную природу, дарованную нам Благодатью Божией». И тогда уже ни бесы не могут одолеть этот камень веры (их полчища нагрянули на совсем еще юного инока Сергия, когда, не выдержав тягот пустынного жительства, старший брат Стефан удалился и оставил Преподобного Сергия в маковецких лесах в одиночестве), ни хищные звери не проявляют к нему усвоенной ими после грехопадения человека по отношению к падшему «венцу творения» агрессии. Напротив, сам царь русского леса медведь стал для аввы Сергия ручным, точно «исповедуя» возвращение Преподобному изначально от создания мира вверенного человеку Владычества. И при этом про Преподобного Сергия принято говорить «само смирение». Как совмещается одно с другим?

http://pravoslavie.ru/104039.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский ...

Мадиам, Мадиан, Мадианитяне Мадиам, Мадиан, Мадианитяне (, , , ,=спор, распря, состязание, ссора; Μαδιμ, Μαδιν, Μαδαντις, Μαδιηναοι; V: Madian, Madianitis, Madianitae; Maдiaмъ, L: Midian, Midianiter): Быт.25:2, 4, 36:35, 37:25–28, 36 . Исх.2:15, 3:1, 18:1, 5 . Чис.10:29, 22:4, 25:6, 14–18, 31:2–3, 7–9 . Суд.6:1 и дал. Суд.7:1 и дал. Суд.7:23–25, 8:3, 12, 22, 24, 26, 28 . 3Цар.11:18 . 1Пар.1:32. 46 . Иудиф.2:26 . Пс.82:10. 12 . Ис.9:4, 10:26, 60:6 . Авв.3:7 . Деян.7:29 . – Четвертый сын Авраама от Хеттуры. Потомки его – мадианитяне. Это многочисленный народ аравийский разных племен, различающихся между собой и местом жительства, и образом жизни, и характером и религией. Родоначальники племен их указываются: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага ( Быт.25:4 . 1Пар.4:33 ). Из городов мадиамских у Исаии упоминается Ефа вместе с Мадиамом, как место торговли, богатое золотом и ладаном ( Ис.60:6 ). По образу жизни, подобно другим Аравийским народам, одни из них вели кочующую жизнь; другие занимались торговлей. Так, еще во времена Иакова мы видим их вместе с измаильтянами, как народ купеческий, производивший торговлю между Азией и Египтом ( Быт.37:28, 36 ). Их не надобно смешивать с израильтянами, и само Св. Писание отличает их от израильтян ( Быт.25, 2–4, 12–18 ); из истории Иосифа видно, что они торговали и людьми ( Быт.37:25–28, 36 ). Главное местопребывание мадианитян, кажется, было при Еланитском заливе Чермного моря, по восточной стороне его, и именно, по Евсевию и Иерониму и арабским географам, город Мадиан лежал далее Каменистой Аравии, к востоку, в пустыне Срацинской (См. Атл. Кипп. Табл. 1 и 2 и Атл. Менке 1). Там же Птоломей полагает города Мадиану и Модиану (Зап. на кн. Быт. м. Фил. Ч. 2. стр. 319). Из того, что Моисей, во время пребывания своего между мадианитянами, доходил со стадами своими до горы Хорива ( Исх.2:15 и дал. Исх.3:1 ), и из знакомства Ховава с этими странами ( Чис.10:31 ), можно заключать, что, по крайней мере, часть этого кочующого народа долгое время обитала и на западной стороне Еланитского залива, но впоследствии времени мы снова должны полагать их на восточной стороне, потому что израильтяне, во время 38-ми летнего странствования по каменистой Аравии, с мадианитянами не встречались, и Иофор, очевидно, приходил к Моисею в пустыню Синайскую из дальней страны ( Исх.18 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: С. Снессорева " Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон " , стр. 214. Возможно это изображение ошибочно, поскольку предлагаемая икона не очень похожа на Казанскую. Файл 11185.jpg:   Размер: 509x633, 0.32 MPix, 101 Kb. Дата: 2010-04-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (278) , (9) . Описание: Надписи различны: на окладе Толгская, на литографии Тобольская. По иконографии Тобольская. Икона " Толгская Богоматерь " 1166157417, размещено 14 августа в 10:55. Икона «Толгская Богородица». Россия 19 век. Маленькая. Размер: см. Оклад из серебра 84 пробы. Клеймо " А.У. " Вес 7,7 грамм. Файл 29373.jpg:   Размер: 720x960, 0.69 MPix, 208 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (1) . Описание: Тобольская Казанская икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся в Софийско- Успенском соборе Тобольского кремля см. Файл 30304.jpg:   Размер: 822x1000, 0.82 MPix, 176 Kb. Дата: 2017-10-31, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (138) , (2) . Описание: Богоматерь Казанская (Тобольская). Конец XVIII века. Дерево, золочение, левкас, темпера. 100 х 90 х 3,5 см. Место создания: Россия, Сибирь. Красноярский художественный музей имени В.И.Сурикова. Файл 32287.jpg:   Размер: 459x565, 0.26 MPix, 116 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (1) . Описание: Тобольская июля 5 д. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. С.28-29. С.28: 5. Тобольская. Образ сей чудотворной иконы находится в Тобольском кафедральном соборе.) Файл 34378.jpg:   Размер: 593x755, 0.45 MPix, 186 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (50) , (1) . Описание: Изображение чудотворной иконы Богоматери, именуемой Тобольскою. (Тобольская. В 1661 году в Знаменском монастыре города Тобольска праздновали явление иконы Казанской Богоматери. Внезапно, во время службы, дьякон упал, а очнувшись, оказался глубоким стариком. Своему духовнику он рассказал, что ему несколько раз являлся святой митрополит Московский Филипп и просил, чтобы верующие в три дня построили церковь для иконы Казанской Богоматери, о чем дьякон никому не сказал. Во время службы он увидел Фил[...]

http://pravicon.com/icon-152-photo

а) 1Макк.1:1, 7. 6:2. – Александр Македонский сын Филиппа II-ro, царя Македонского, величайший из завоевателей. Он воспитан был известным греческим философом Аристотелем, и будучи 16 лет, в отсутствии отца своего, управлял уже государством. Двадцати лет вступил он на престол по смерти отца своего. Укротивши сначала волнения в греческих племенах, и потом во Фракии и Иллирии, он предпринял поход против Персии и одержал две славные победы над Дарием Кодоманом – при реке Гранике, и при Иссе, между Киликией и Сирией (Шлосс. 1 стр. 385). Потом он продолжал свои завоевания в Финикии и по взятии Тира и Газы пошел на Иудею; но она добровольно покорилась ему и он предоставил иудеям разные важные преимущества (Древ. Флав. XI. 8. Ист. В. З. Богосл. р. 465–467). Завоевав потом Египет и снова победив Дария при Арбелах, он совершенно разрушила царство Персидское. Покорив затем своей власти многие азиатские земли и государства, он предпринял, наконец, в 327 году до Р. Хр. поход в Индию и овладел многими землями востока; но не дошед до Ганга, по неудовольствию и ропоту войска, возвратился в Персию, и здесь, после разных увеселений и пиршеств расстроив здоровье, получил лихорадку и через неделю скончался в Вавилоне, будучи 32 лет от роду. Царствовал 12 лет, 6 лет один в Македонии, и 6 лет в распространенном своем царстве. По смерти монархия его раздробилась на разные части, в коих военачальники его сделались самостоятельными правителями и царями, возложив на себя венцы царские (1Макк.1:1–9). Более обширные и славные государства, образовавшаяся потом из его монархии, были: Фракийское, Сирийское, Македонское и Египетское. См. Илов. Рук. к всеобщ. истор. изд. 3. 1869 г.стр. 156–163; Слов. Толля; Всем. Ист. Шлоссера 1868 г. Т. I. – В Св. Пис. царство Александра символически изображено в видениях пророка Даниила. В огромном истукане, виденном царем Навуходносором, медное чрево и медные бедра означали царство Македонское и Греческое ( Дан.2:32, 39 ). В видении 4-х больших зверей, третий зверь в виде барса с 4-мя крыльями и 4-мя головами, по изъяснению Иеронима, тоже означал Александрово царство и его разделение на. 4 главные царства ( Дан.7:6 ). В видении овна с двумя рогами и козла с одним рогом, из которого потом выросло 4 рога, под козлом разумеют тоже царство Александра (греческое) и раздроблении потом его царства ( Дан.8:5–8, 21 ). То же изображается у пророка в Дан.22:2–4 . См. Zell. 1. р. 46. Ист. фил. пер. 8. стр. 503. 510–511. 517. Св. ист. Богосл. стр. 465–468. Верх. 1. стр. 60–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Согласно Иоанну Эфесскому, ок. 542 г. в Нубию для проповеди христианства был направлен свящ. Юлиан, который принадлежал к свите Феодосия I , патриарха Александрийского († 566; занимал кафедру в 535-537), сторонника умеренного монофизитства ; после низложения он жил в К-поле. Миссию свящ. Юлиана поддерживала имп. Феодора . Она оказывала покровительство монофизитам, в то время как имп. Юстиниан I (527-565) якобы организовал в Нубии параллельную правосл. миссию. При поддержке дукса Фиваиды Юлиан 1-м достиг Нобатии, начал там проповедовать, а также настроил местного царя против халкидонского православия. Через 2 года свящ. Юлиан покинул Нобатию, миссию продолжил Феодор, еп. Фил ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. 4. 6-7). Хотя некоторые исследователи полагали, что инициатором миссии был Феодосий Александрийский (см., напр.: Maspero. 1909. P. 303; Engelhardt. 1974. S. 73), видимо, христианизация Нубии являлась частью программы имп. Юстиниана по обеспечению безопасности В. Египта посредством создания лояльного Византии христ. гос-ва, а также по окончательному искоренению язычества в регионе. Тот факт, что первые миссионеры были монофизитами, не мог, с т. зр. Юстиниана, препятствовать их деятельности, поскольку они принадлежали к умеренным монофизитским кругам. Есть также основания считать, что 1-е обращение жителей Нубии в христианство происходило на основе либо исповедания Халкидонского Собора (аналогично тому, как действовал Иоанн Эфесский в М. Азии), либо формулы, в к-рой игнорировались различия между христологией халкидонитов и монофизитов. Хотя А. Грилльмайер указывает на то, что новообращенные нубийцы подчинялись Феодосию Александрийскому, к-рого они рассматривали как законного патриарха ( Grillmeier. 1990. S. 275), данная т. зр. не находит подтверждения в источниках. Более вероятно, что в церковном отношении Нубия находилась в юрисдикции правосл. Александрийских патриархов ( Грацианский. 2006. С. 58-83). Свидетельства в пользу этого вывода есть у Евтихия Александрийского: он писал, что нубийцы были первоначально крещены в православие и обратились к монофизитскому патриарху с просьбой о рукоположении для них епископов уже после араб. завоевания Египта в VII в. ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 45-46).

http://pravenc.ru/text/2110699.html

Почему праздник Вознесения Господня так важен для нашей веры и надежды? Потому что Христос возносится на небо, чтобы приготовить нам место на небесах. Вознесение Господне. Византийская икона XII в. Синай, монастырь св.Екатерины      Небо в Священном Писании означает как физическое небо, которое мы видим над нашими головами, с которого льется дождь или идет снег, так и небо духовное – место пребывания Бога, ангелов и святых. Это двойное употребление связано с тем, что люди Библии (и многие поколения верующих после них) видели в физическом мире икону мира духовного: небо над головой, с облаками днем и звездами ночью, напоминало о вездеприсутствии Божием. Поэтому совершенно естественно, что Господь возносится – а не просто удаляется. Его скрывает из вида Облако – библейский символ присутствия Божия. На небе духовном пребывают ангелы, и оттуда они посещают землю (см., напр.: Лк. 2: 15). На небе пребывают спасенные души (см., напр.: Откр. 18: 20). Но самое главное – на небе пребывает Бог. Он есть «Отец, сущий на небесах», как нам заповедано молиться. Нередко в Писании слово «Небо» служит заменой для слова «Бог» – потому что люди опасались произнести имя Божие напрасно. Небо – это измерение реальности, в котором присутствие Бога явно; туда отправляются души благочестивых христиан после смерти. Как говорит апостол: «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5: 6–8). Здесь, на земле, мы «устранены от Господа» – в том смысле, что Его бытие для нас является предметом веры, а не очевидности; здесь мы можем унывать или испытывать сомнения. Но наши испытания кончатся, когда, переместившись на небо, мы окажемся в Его несомненном и явном присутствии. Как еще говорит апостол: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1: 23). Это пребывание во свете лица Божия является для спасенных источником бесконечной радости и утешения. Им еще предстоит общее воскресение – но они уже дома, они прибыли на место.

http://pravoslavie.ru/71068.html

Доклад протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, на IV международной конференции Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» по наследию митрополита Антония Сурожского «Учиться видеть». Протоиерей Кирилл Каледа.    Духовное и богословское наследие приснопамятного митрополита Антония очень разнообразно. Мы черпаем из него наставления о молитве, о предстоянии перед Богом, о построении взаимоотношений с близкими, о труде перенесения болезней и о подготовке к смерти. Темой же настоящего сообщения является видение приснопамятного Владыки святости подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. К подвигу новомучеников Владыка Антоний неоднократно обращался в своих проповедях и выступлениях, и, несомненно, для него самого осознание этого подвига и их молитвенное предстательство имели важное значение. Мученичество Мученики — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью. Как в греческом, так и латинском языках мученики обозначаются, соответственно, словами: «μρτυς» (мартис) и «martyr» (мартир), которые при дословном переводе на русский язык соответствует слову «свидетель». Древнецерковная традиция видит в подвиге мученичества в первую очередь подвиг свидетельства о Христе «даже до смерти» (Фил. 2:6–8). Подтверждение этому мы можем найти в многочисленных богослужебных текстах, посвященных мученикам, в том числе и в службе Новомученикам и исповедникам Церкви Русской (см., например, светилен этой службы). При этом в разных текстах, как в богослужебных, так и богословских трактатах, смысл этого свидетельства обозначается по-разному. Это может быть и прямое свидетельство о Христе Иисусе, Свете Истинном, как в упомянутом выше светильне службы Новомучеников, так и свидетельство мучеников о их верности Христу, как это звучит в молитве Новомученикам. Следуя церковной, святоотеческой традиции, митрополит Антоний также видел в подвиге мучеников в первую очередь подвиг свидетельства, но он обратил внимание на особый аспект, особую грань этого свидетельства.

http://pravoslavie.ru/64252.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 06.10.2023 Митрополит Климент: Дар, которым обретается свобода «Кто может спастись?» (Мк. 10:26) — отзывается в душе человека сомнение апостолов. Порой осознание высоких критериев христианской жизни колеблет надежду на достижение Царства Небесного. Спаситель ободряет верующих: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (Мк. 10:27). Желая помочь утопающему в грехе человечеству, Господь устанавливает таинство Миропомазания (Деян. 2:1—11; Ин. 7:37—39; Лк. 24:49). В нем христианин обретает дар Святого Духа для возрастания в вере и спасения. Даже самый благочестивый человек не может самостоятельно достичь вечной жизни. Это происходит вследствие того, что все люди подвержены греху, а, следовательно, и лишены славы Божией. Только по дару благодати Христовой через Крестную Жертву Спасителя верующие могут оправдаться и избавиться от вечной погибели (см. Рим. 3:24). Примечательно, что даже апостол Павел, ревностный проповедник Евангелия, рассчитывает обрести Господа не своими добрыми делами. Понимая, что человеческих усилий недостаточно, он надеется лишь на праведность «от Бога по вере» (см. Фил. 3:9). Миропомазание совершается сразу после Крещения. Священник, произнося слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь», — крестообразно помазывает миром лоб человека, тем самым освящаются мысли; грудь — это свидетельствует об освящении желаний; губы, уши и глаза — таким образом освящаются чувства верующего. Помазание же рук и ног означает благословение христианина на совершение добрых поступков. Как и Крещение, помазание освященным миром совершается только один раз в жизни человека. «Личная Пятидесятница верующего», — так характеризует Миропомазание протоиерей Александр Шмеман. Изначально таинство дарования только что крестившимся Святого Духа апостолы совершали через возложение рук (Деян. 8: 14—17; 19: 2—6). По мере многократного увеличения христиан епископы утратили возможность лично совершать таинство над каждым верующим. Тогда в Церкви было введено святое миро — особое ароматическое масло, освящаемое предстоятелем или местоблюстителем автокефальной церкви. Оно распределяется через епархиальных архиереев по храмам, и уже только этим миром священник может помазать новокрещенного.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010