II. Митрополит Иона III Сысоевич и его постройки в Кремле Ростова Великого Верстах в 10 от Ростова, за озером Неро, в Воржской волости, есть небольшая деревенька, называемая Ангелово. Вблизи этой деревни в старину была густая роща, у опушки которой находилась усадьба князей Луговских. В конце XVI века на месте усадьбы был уже погост, в котором жил поп Сысой, и у этого попа около 1607 года родился сын, впоследствии митрополит Иона Сысоевич. О первых годах жизни Ионы не сохранилось никаких известий, и мы знаем его прямо уже иноком Угличской Воскресенской обители. Затем Иона был архимандритом Ростовского Белогостицкого монастыря, а позднее настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 15 августа 1652 года патриархом Никоном Иона был посвящен в сан митрополита и назначен в Ростов; при самом вступлении в управление епархиею он написал окружное послание к ростовскому духовенству. Иона Сысоевич вступил на кафедру во время того великого движения в русской церковной жизни, которое составляет отличительную черту царствования Алексея Михайловича и которое особенно стало заметно с возведением на патриарший престол новгородского митрополита Никона. Отречение Никона от кафедры, самовольный уход его в Ново – Иерусалимский Воскресенский монастырь и вмешательство оттуда в дела управления, и в то же время начатый уже пересмотр церковных книг, все это создало в среде правящего духовенства положение в высшей степени тревожное и неопределённое, которое и послужило причиной созыва многократных соборов. На всех соборах мы видим присутствующим и Ростовского митрополита Иону Сысоевича, без которого не было ни одного собрания как при Никоне, так и после Никона; без Ионы не предпринималось ни одного более пли менее выдающегося дела того времени. В первый же год своего поставления на кафедру, а именно через 4 ½ месяца, – 30 декабря 1652 года Иона выехал из Ростова в Переяславский Данилов монастырь, где свидетельствовал св. мощи преподобного Даниила Переяславского. Любопытен документ по поводу открытия этих мощей, сохраняющийся в Переяславском Даниловом монастыре: «И мы, богомольцы твои», – пишет Иона к патриарху Никону , – «мощи преподобного чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели подлинно; и мощи, государь, преподобного чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая; обвит мантиею и сплетен плетцами, а на главе куколь, и та, государь, одежда обветшала, и была, государь, буря велика по три дня, и как мы чудотворцевы мощи в седьмом часу нощи обрели и милостию Божиею и его чудотворными молитвами Бог дал тишину» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

С вященномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в селе Лучино Санкт–Петербургской губернии в семье священника. В 1892 Иван Иванович окончил Новгородскую Духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников. 4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино–Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо–Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита. В 1907 году епископ Тихон жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрита Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона. 29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии, но приступить к своим обязанностям он по независимым от него обстоятельствам не смог. 14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме в этом селе. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно–трудовых лагерей, заключенные которых занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отношениях с царством Израильским. Столица Ассирии — Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город вселюбящий и милующий Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, — сказал Бог, — ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2). Но Иона не хотел идти к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел в корабль и отправился совсем в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря, и кораблю стала угрожать гибель. Матросы-язычники день и ночь боролись с ураганом и умоляли своих богов смиловаться над ними. Видя, что буря не утихает, капитан корабля решил бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигла их эта беда. Жребий пал на Иону, и матросы потребовали у него: «Скажи нам, за кого постигла нас эта беда?» Иона признался, что это он вызвал гнев Бога Израилева, ибо не выполнил Его святую волю. Тогда встревоженные матросы спросили: «Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» Иона смиренно сказал: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта, великая буря» (Иона 1:8, 11–12). Моряки были добрыми людьми и хотели высадить Иону на сушу, но большие волны и сильный ветер не позволили им этого сделать. Тогда им не оставалось другого выхода, как, помолившись Богу Израилеву, бросить пророка Иону в море. Как только Иона скрылся в пучине морской, буря утихла. Но Иона не утонул, его по повелению Божию проглотил огромный кит и носил его в своем чреве три дня и три ночи. Все это время пророк пел благодарственные гимны Богу и просил Его о помиловании. Через три дня кит выбросил пророка живым на берег.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Память его празднуется 31 марта в день преставления, 27 мая в день обретения и перенесения мощей, 15 июля в день, установленный при прославлении, 5 окт. вместе с московскими святителями и всея России чудотворцами и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Святитель Иона был сыном Аносова из города  Галича Костромской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он поступил в  московский Симонов монастырь. Раз, обозревая местность, митрополит Фотий (память его 2 июля) вошел в пекарню, где проходил послушание Иона, и застал его спящим после трудов. Пальцы правой руки его были сложены как бы для иерейского благословения. Митрополит благословил его и предсказал, что он будет великим святителем. После кончины митрополита Фотия (1431) святитель Иона, бывший тогда епископом Рязанским, был избран его преемником, но в Константинополе уже поставили грека, митрополита Исидора, подписавшего впоследствии Флорентийскую унию. Только после  его бегства из России святитель Иона стал митрополитом Киевским и Владимирским.  Во время борьбы вел. князя Василия II Темного с его двоюродным братом, князем Димитрием Шемякой (галицким), святитель Иона поддерживал вел. князя и, когда он был низложен, взял детей его на поруки - «на свою епитрахиль» (так говорили тогда) — к себе в Рязань. В его святительство по проискам вел. князя Литовского произошло печальное разделение Русской Церкви на северную (Московскую) и южную (Киевскую), что имело для нее весьма тяжелые последствия. Святитель Иона не мог, несмотря на все свои усилия, помешать этому.  В 1451 г. в отсутствие вел. князя татары осадили Москву. Св. митрополит устроил крестный ход по стенам города. Во время него он увидел благочестивого инока Антония, которого он почитал, и попросил его молитв. Антоний ответил, что Господь их молитвы услышал и город будет спасен, а убит будет только он один. И в то же мгновение вражья стрела поразила его. Святитель Иона с честью похоронил его, а 2 июля, в праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы, татары в смятении бежали от Москвы, точно гонимые какой-то неведомой силой. В память этого святитель Иона соорудил на своем дворе церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1897 году, когда юноше исполнилось восемнадцать лет, он отправился на Афон и поступил послушником в Пантелеимонов монастырь. Здесь в славной и древней обители и завершилось, по его словам, его духовное образование. Здесь 17 апреля 1899 года он был пострижен в рясофор с именем Иона, а 12 марта 1902 года в мантию. 5 июня 1905 года он был рукоположен в иеродиакона, а 14 сентября 1913 года в иеромонаха. Послушание отец Иона проходил в канцелярии, а с 1914 года на подворье в Константинополе. 1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополе, где он прослужил до начала войны Турции с Россией. В июле 1914 года, когда все русские подданные были высланы из Константинополя, отец Иона выехал оттуда поездом вместе со служащими русского консульства. Все время своего пребывания в Константинополе он писал письма игумену отцу Мисаилу, поддерживая с ним духовную связь 331 . По прибытии в Россию он был определен на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе и прослужил здесь до подворья при безбожной власти в 1923 году. Лишившись храма, отец Иона перешел в Благовещенскую церковь Одессы, где прослужил до 1927 года, когда власти закрыли и эту церковь . Тогда отец Иона стал служить в храме Всех святых на кладбище, но и эта церковь в 1930 году была закрыта. В том же году отец Иона получил с родины письмо, в котором его знакомые сообщали, что у них в селе Алпатьево, находящемся в нескольких километрах от села Солчино, скончался священник и они приглашают его служить в этом храме. Отец Иона тут же отправился на родину и был направлен священноначалием в храм села Алпатьево, где и прослужил до своего ареста. В конце 1937 года в связи с массовыми репрессиями против Русской Православной Церкви сотрудники НКВД допросили председателя сельсовета и председателя колхоза в Алпатьево, а также дежурных свидетелей относительно деятельности отца Ионы. Те показали, что в 1937 году был поставлен вопрос о закрытии храма и передаче под школу. По этому поводу было созвано собрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Июня 21 (4 июля) Преподобномученик Иона (Санков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Иона (в миру Иван Андреевич Санков) родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Луховицкого уезда Рязанской губернии 59 в благочестивой купеческой семье. Отец его, Андрей Никитович Санков, занимался хлебной торговлей в Москве, и вся семья в это время жила вместе с ним. В 1884 году, когда Ивану исполнилось одиннадцать лет, тяжело заболела его мать и по совету врачей она уехала на родину в село Солчино, где у семьи был дом и небольшой земельный участок, и взяла его с собой. Живя в Солчино, Иван окончил два класса, но тут скончалась мать, и он возвратился в Москву к отцу. Здесь он закончил свое образование и стал заниматься вместе с отцом торговлей, но сердце благочестивого юноши не было расположено ни к занятию торговлей, ни к семейной жизни. В их семье было традицией, чтобы кто-то из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь молитвенником за всех родных, – и Иван пожелал уйти на Афон и принять монашество. Отец с радостью дал на это свое согласие и родительское благословение. В 1893 году, когда юноше исполнилось двадцать лет, он отправился на Афон и поступил послушником в Пантелеимонов монастырь. Здесь в славной и древней обители и завершилось, по его словам, его духовное образование, здесь через некоторое время он был пострижен в мантию с именем Иона, а затем рукоположен в сан иеромонаха. 1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополь, где он прослужил до начала войны Турции с Россией в июле 1914 года, когда все русские подданные были из Константинополя высланы. Отец Иона выехал из Константинополя поездом вместе со служащими русского консульства. По прибытии в Россию он был определен служить на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе и прослужил здесь до закрытия подворья при безбожной власти в 1923 году. Лишившись храма, отец Иона перешел служить в Благовещенскую церковь в Одессе, где прослужил до 1927 года, когда власти церковь закрыли. Отец Иона стал служить в храме Всех Святых на кладбище, но в 1930 году и эта церковь была закрыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У него всегда причащалось много народа. Он, подобно о. Иоанну Кронштадтскому , и сам очень часто приобщался Св. Таин. Приезжавшие к нему всегда говели по его благословению, подобно древним христианам, которые причащались очень часто. Во время причащения, я увидел, как к Чаше подводили больных, так называемых бесноватых, которые во время литургии изрыгают страшные и богохульные слова и кричат на всю церковь . К о. Ионе привозят бесноватых очень часто, иногда их бывает по несколько. Вот ведут к Чаше бесноватую женщину, она упирается и не идет, ее подносят на руках. После причащения она умиротворилась, успокоилась. «Дивны дела Твои, Господи!»– подумал я. Потом подвели бесноватого мужчину, еще не старого. Он не хотел идти и говорил разные нелепости. Пред святой Чашей он присмирел и причастился. По окончании литургии о. Иона стал раздавать всем антидор. На клиросе в это время пели очень протяжно и умилительно 33 псалом «Благословлю Господа на всякое время…». Когда о. Иона раздавал антидор, подвели страждущую беснованием 18-летнюю девицу Елену Мазур... Она не хотела брать антидор. Отец Иона говорит ей: «Посмотри на меня». Как только она взглянула в лицо о. Ионы, то, по ее словам, почувствовала, как некая сила осенила ее, и внутреннее томительное и мучительное чувство исчезло. После сего она несколько раз причащалась у о. Ионы и совершенно выздоровела. Раздав антидор, о. Иона вышел на середину храма и стал совершать освящение воды, которое он совершал каждое воскресенье и даже по будним дням. Молящиеся стали подавать массу записок. Сколько глубокой веры слышится в каждом молитвенном слове о. Ионы... Кончился молебен. Отец Иона погружает крест в воду... Я заметил, что крест у о. Ионы из кипарисового дерева, обложен по сторонам каким-то вызолоченным металлом, в подножие вставлена частица Животворящего Креста Господня. В середине креста есть пустота, в которую набирается вода и маленькими струйками льется чрез нижний конец креста. Богомольцы раскрывают рот, и о. Иона льет воду из креста в рот и на лицо всем присутствующим в храме. После этого все прикладываются к кресту, и о. Иона окропляет их святой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

протоиерей Николай Попов Знаменитые люди в народе божием во времена царей Пророки. Понятие о пророках Бог издревле говорил людям слово Свое через пророков. Пророки были святые люди, которых Бог исполнял Духом Своим и посылал возвещать прочим людям волю Свою. Они прорекали, предсказывали будущее, учили людей вере в Бога и закону Божию, обличали нечестивых людей, умоляли их обратиться к Богу, угрожали им бедствиями, а благочестивых людей утешали предсказаниями о Спасителе, и в подтверждение того, что их послал и через них говорил Бог, творили знамения и чудеса. Чем более усиливалось нечестие в народе Божием, тем чаще являлись пророки. Поэтому особенно много являлось пророков в период разделения царства еврейского на Иудейское и Израильское. Люди, которые распространяли между другими людьми слова пророков, назывались учениками пророческими, Из пророков времен царей особенно знамениты: Самуил, Давид, Илия, Елисей, Иона, Исаия, Иеремия и Иезекиль 476 . Пророк Иона Вскоре после смерти пророка Елисея явился в царстве Израильском пророк Иона. Господь повелел Ионе идти в город Ниневию, столицу ассирийского царства, и проповедовать жителям ее покаяние во грехах. Иона, провидя, что ассирийцы будут врагами его отечества, не захотел проповедовать им покаяния, пришел в Иоппию, сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис 477 , и поплыл по морю. Господь воздвиг на море великую бурю, и корабль готов был разбиться. Все бывшие на корабле испугались и стали молиться каждый своему богу. А Иона в это время крепко спал внутри корабля. Пришел к нему начальник корабля и сказал: «Что ты спишь? Встань, молись Богу твоему». Но буря не прекращалась. Тогда бросили жребий, чтобы узнать, за кого постигла их такая беда. Жребий пал на Иону. Иона открыл свой грех перед Богом и сказал: «Бросьте меня в море, и море утихнет». Иону взяли и бросили в море, и море утихло. Господь повелел большому киту 478 поглотить Иону. И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи, молясь Богу. После этого Господь повелел киту извергнуть Иону на берег, и кит выбросил его на берег моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В конце поста, как передавала одна его духовная дочь, проводившая так пост, она перестала ощущать вес своего тела. Такая была в ней легкость и радость духовная, по молитвам пастыря. Наступала Пасха, самый радостный праздник. Накануне во двор храма въезжало четыре-пять подвод с провизией. После торжественного праздничного богослужения отец Иона христосовался с каждым, кто был в храме, и раздавал пасхальные подарки. Вот как описывает один паломник из Москвы богослужение батюшки во святую Четыредесятницу: «С трепетом и радостью переступил я порог маленькой СвятоНиколаевской церкви. Было еще рано, около половины седьмого утра, а людей в храме было много. После я узнал, что во всю святую Четыредесятницу двери храма не закрываются ни днем, ни ночью. Народ остается в церкви на всю ночь. Ночью в храме читается Псалтирь. В двенадцать часов ночи отец Иона совершает полунощницу и читает коленопреклонно акафист Страстям Господним, в субботу читает акафист Божией Матери, а в воскресенье – Пресвятой Троице. Служба оканчивается в два часа ночи. Народу бывает полный храм. Батюшка Иона всем молящимся раздает по куску черного хлеба. Приезжие бедняки только и питаются этим благословенным хлебом, остатки хранят как святыню, дорожа благословением дорогого батюшки. Когда я переступил порог храма, на меня повеяло чем-то небесным, святым. Я чувствовал себя, как среди древних христиан, которые собирались по ночам в катакомбах или подземных храмах на молитву. Вот вышел из алтаря отец Иона и стал прикладываться к иконам, изображая на себе крестное знамение широким крестом, с глубоким поясным поклоном. Приложившись к святым иконам, отец Иона стал совершать проскомидию. На клиросе чтец начал читать утренние молитвы. С благоговением я смотрел на батюшку. Я не мог отвести глаз от его кроткого, изможденного подвигами лица. Мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь души отражалась в каждой черте его лица. По окончании утренних молитв отец Иона вышел на амвон и стал читать канон Пресвятой Троице, который он читает каждое воскресенье. Умиление, надежда, вера, упование, глубокое благоговение слышались в этом трогательном чтении. Читая, отец Иона как бы беседует, разговаривает с Пресвятой Троицей и Божией Матерью, как бы Они здесь перед ним находятся, а не там, где-то в недосягаемой для нас выси, в надземных заоблачных мирах. В спокойном, тихом голосе слышится глубокая искренняя вера. Сам он при этом всецело сосредотачивался на читаемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Иерусалиме жил в то время благочестивый человек по имени Мина, который каждый день совершал 400 молитвенных рякиатов и каждый день ангел приносил ему пищу. У него был сын – Иона, 451 который вскормлен был в горах пастухами. 452 Пастухи привели однажды овцу, у которой не было молока, но когда Иона пожелал молока, то молоко потекло в изобилии и прямо в рот Ионе. Когда Иона насытился, то воскликнул. «Хвала Богу, Господу миров!» (1-й ст Корана). Пастухи изумились и уверовали в Аллаха. Когда Иона возрос, то явился к Михею. Гавриил сказал Михею: «Иди на гору Хара; там ты найдешь одного раба и примеряй к нему данную трость». Иона оказался данной меры и Михей сказал ему: «Радость, тебе, Иона! Бог всевышний сделал тебя пророком!» Потом явился и Гавриил, передал Ионе салям от Аллаха и послал его в Ниневию с проповедью ислама. Иона отправился на базаре в то селение, где был идол Тсалятс и восклинул: «Нет Бога, кроме Аллаха и подлинно Иона – посланник Аллаха». 453 Доложили царю, и Иону привели к нему. Царь устрашился, когда увидел пророка; сердце его начало биться. Когда царь спросил Иону, что ему нужно, Иона отвечал: «Скажи: нет Бога, кроме Аллаха и подлинно я, Иона – посланник Аллаха». 454 Спустя немного, Иона снова предложил царю произнести исповедание веры. У царя во дворце был какой-то магический камень, который он и показал Ионе. Иона приказал этому камню двинуться вперед. Камень, по повелению Божию, двинулся и проговорил: «Нет Бога, кроме Аллаха и подлинно Иона – посланник Аллаха». Через 20 дней Иона снова был у царя и снова предлагал ему ислам. Когда спросили Иону: что будет, если не принять предлагаемую им веру, он отвечал: «С появлением зари лица ваши пожелтеют: через три дня – покраснеют; еще через три дня – почернеют и, наконец, через 10 дней явится полное наказание " … Когда появились признаки казни, царь и народ приняли веру. После этого Иона пришел со своею женой и детьми к морю, по которому плыл корабль. Иона пошел на корабль, а сыновья остались играть на берегу моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010