– Иезекииль (21 июля) пророчествовал в первые годы плена Вавилонского почти за 600 лет до Рождества Христова. – Даниил (17 декабря) проповедовал при нескольких царях вавилонских более 70 лет. Он один из всех пророков предсказал во всей точности время, когда должен явиться Мессия и совершить искупление людей. Вот имена 12 малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона (трехдневное пребывание его во чреве китовом и избавление его было прообразом воскресения трехдневного Иисуса Христа из гроба), Михей, предсказавший рождение Спасителя в Вифлиеме ( Мих.5:2–4 ), Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, предсказавший о входе Иисуса Христа в Иерусалим на жребце юном ( Зах.9:9,10 ; Мф.21:5 ) и точно предсказавший о количестве денег, за которые Иуда предал Иисуса Христа ( Зах.11:13 ; Мф.26:14 ) и Малахия, предсказавший явление Св. Пророка и Предтечи Христова Иоанна ( Мал.3:1–3 ). Из пророков, не оставивших после себя писаний, особенно замечательны св. пророк Илия, взятый живым на небо и ученик его Елисей, – оба жили в царстве Израильском, были ревностными обличителями современных пороков и великими чудотворцами. Проскомидия (от греч. προςκομζω – приношу) есть первая часть литургии, во время которой (части) приготовляются Дары, приносимые в жертву Богу (см. Литургия), т. е. хлеб и вино. Просфора (греч. προςφορα приношение) – это хлеб, употребляемый для совершения таинства Евхаристии. Он должен быть квасным, круглым, двухсоставным во образ двух естеств в Иисусе Христе, из лучшей пшеничной муки, приготовлен со всевозможной чистотой и запечатлен священной печатью. Печать эта, прилагаемая на верхней части просфоры, состоит из четвероконечного креста и делит просфору на четыре части, на которых вытиснуты слова Iuc. – Иисус, Хс. – Христос, Ни. Ка. – Ника. – Для совершения таинства собственно требуется одна просфора, из которой вынимается Св. Агнец (см. это слово), но вообще для литургии требуется пять просфор. Вторая просфора в честь Богородицы (см. Богородичная просфора), третья в честь св. пророков, апостолов, мучеников и проч. (см. Девятичиновая) четвертая за живых и пятая за умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

11.   Толковые пророки охватывают книги Исайи, Иеремии (главы 26– 45 и 52), Иезекииля, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии (глава 1). Греческими оригиналом послужили комментарии Феодорита Кирского на Исайю, Иеремию, Иезекииля и 12 малых пророков: CPG 6204, 6205, 6206, 6208; PG, t. 81 Следует иметь в виду, что в собрание 16 пророков входят книги, на которые в этом переводе никогда не было толкований, это книги Даниила, Софонии (главы 2 и 3), Аггея, Захарии и Малахии. Известно не менее 40 рукописей XII- XVII вв., многие из них восходят к оригиналу 1047 г., списанному в Новгороде попом Упырем Лихим с южнославянского оригинала. В части рукописей текст освобожден от толкований, в их число входит ГБ. Исследование см.: Евсеев 1897, 1905; издание части текста дает Туницкий 1918 (пророки Осия-Иона с толкованиями). 12.   Толкования Ипполита Римского на книгу пророка Даниила. Греческий оригинал PG, t. 10, р. 633–699. Публикацию небольшого фрагмента текста по древнейшей рукописи XII в., РНБ, Пог. 68, см.: Ильинский 1929. Другая древняя рукопись, которая содержит часть этого произведения, также относится к XII в. (ГИМ, Чуд. 12). Исследование текста дает Евсеев (1902а), отрывки текста в критическом аппарате у Евсеева (1905). 13.  Толковое евангелие Феофилакта Болгарского (умер ок. 1108). Греческий оригинал PG, t. 123. Это обширный свод всех толкований (катены) на Четвероевангелие, составленный в конце XI-haчaлe XII в. знаменитым Охридским архиепископом. Рукописи многочисленны, каждая обнимает одно или два Евангелия, объем произведения не позволяет вместить его в один кодекс. Древнейшая рукопись имеет русское происхождение, датируется XIII в., содержит краткие фрагменты толкований на Мф. (БАН 4.9.11), издание см.: Срезневский 1871. Издание Ин. см. в ВМЧ, сентябрь, 1795–2153, Лк. -ВМЧ, октябрь, 1132–1511, Мф. – ВМЧ, ноябрь, 2136–2618 6 . 14.   Толкования на апостольские послания. Оригиналом послужили поздние византийские катены, близкие к тексту, изданному Крамером (Cramer, vol. 5). Древнейшая рукопись неполная, содержит Послания апостола Павла к римлянам, 1 и 2 коринфянам, галатам и ефесянам, написана в 1220 г., возможно, в Ростове (ГИМ, Син. 7). Полные пергаменные рукописи XIV в., содержащие все послания, как апостола Павла, так и Соборные – РЫБ, F.n.1.24 и РНБ, Пог. 30. Апостольский текст заметно отличается от обычного служебного или четьего. Имеется разновидность этого произведения, в которой отдельные перикопы апостольского текста сгруппированы по служебным зачалам, соответственно сгруппированы и толкования. Эта разновидность представлена, например, в двух русских списках XV в. – РГБ, Унд. 21 и РНБ, Солов. 24/24.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Такие слова как «Мой раб Моисей» повторяются во всех книгах Библии ( Втор.34:5 ; см. Исх.14:31 ; Чис.12:78 ; И. ; 3Цар.8:53,56 ; 4Цар.18:12, 21:8 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.1:3, 24:6,9 ; Неем.1:78, 9:14, 10:29 ; Пс.104:26 ; Ис.63:11 ; Дан.9:11 ; Мал.4:4 ). Отдельные пророки, такие как Ахия ( 3Цар.14:18, 15:29 ), Илия ( 3Цар.18:36 ; 4Цар.9:36, 10:10 ) и Иона ( 4Цар.14:25 ) – все названы «рабами Господа» или подобным образом. Группы пророков называются «Мои/Его/Твои рабы пророки» («Мои рабы» – 4Цар.9:7, 17:13 ; Иер.7:25, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4 ; Иез.38:17 ; Зах.1:6 ; «Его рабы пророки» – 4Цар.17:23, 21:10, 24:2 ; Иер.25:4 ; Ам.3:7 ; Дан.9:10 ; «Твои рабы пророки» – Езд.9:11 и Дан 9:6 ). Эпитет «раб-пророк» предполагает особенные отношения с Яхве. Второзаконие 32:36 указывает, что «Яхве заступится за Свой народ и пожалеет Своих рабов», а стих 43 замечает: «За кровь рабов Своих отомстит Господь». Со словами, похожими на Второзаконие 32:43 был помазан на царство Ииуй ( 4Цар.9:7 ): «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели» (курсив добавлен). В отношениях раба-пророка с Яхве неотъемлемой частью было наказание тех, кто враждовал с пророками Божьими. Таким же образом, исполнившееся пророчество характеризует взаимоотношения раба-пророка с Яхве. Языком, напоминающим Книгу Второзакония 18:1424,4 Книга Царств 10:10 говорит: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию» (курсив добавлен). Этот и другие отрывки ( 3Цар.14:18, 15:29 ; 4Цар.9:36, 14:25 ) подчеркивают не исполнение слов пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через своих рабов пророков. Рабы-пророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово, которое после исполнения указывало на то, что эти рабы-пророки проповедовали в традиции «пророка, равного Моисею» ( Втор.18:1522 ). В устах «пророка, равного Моисею» были слова Яхве, он говорил по наставлению Яхве (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

302 . Иллюстрированный каталог хромо-литографических, а также живописных на кипарисовых досках икон, книг, брошюр и листков. Изд. 2-е. На 1898/99 год. (Афон), РСИСА, (1898). 202 с.; илл. 303 . Ильинский Г. А. Грамоты болгарских царей. М., 1911. IV, 159 с.; 7 илл. 304 . – Значение Афона в истории славянской письменности. Обзор. – ЖМНП, 1908, нов. сер., ч. 18, 11, отд. 2, с. 1–47. 305 . – Рукописи Зографского монастыря на Афоне. – ИРАИК, 1908, т. 13, с. 253–276. Отд. изд. София, 1908. 24 с. Описано 184 рукописи. 306 . Имяборческая пропаганда. Б. м. и г. Перед загл. А. И. 307 . Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев. СПб., 1914. 188 с. 308 . Иннокентий, архимандрит. Путевые впечатления при посещении Святой Горы Афона и поклонении святыням оного в 1872 году. Ярославль, 1877. 32 с. 309 . Инок Матфей, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне († 14.9.1911). – ЦВ, 1912, 4, с. 133–134. 310 . Инок Матфей, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне и секретарь монастыря. – РИ, 1912, вып. 54, март, с. 62. 311 . Иночество на Афоне. – ВЧ, 1859, 17, 20, 23, 33, 41, 45, 48. 311а. Иоаким, игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Сказание о Святой Афонской Горе... – См.: Леонид, архимандрит (Кавелин) 427). См. также: Ундольский В. М. 854). 311б. Иоанн Симеонид – См.: Иларий, схимонах Русика 298). 312 . Иоасаф, иеромонах. Святая Афонская Гора и ее пустынные обители. Исторически-бытовой очерк. – «Монастырь», 1908, 1, с. 17–37; 3, с. 8; 4, с. 9. 313 . Иона, архимандрит. Афон. 1. Топография Афона и краткие сведения из истории местного монашества. – 2. Быт киновиального монашества. – 3. Быт монашества идиоритмического. – 4. Быт монахов, обитающих вне афонских монастырей. – 5. Здоровье и продолжительность жизни афонских монахов. – СППО, 1911, т. 22, с. 365–381, 520–536. 314 . – Свет с Востока. Письма архимандрита Ионы, настоятеля посольской церкви в Константинополе, о церковных делах Православного Востока. Вып. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. С. 43; древнейшая, краткая редакция жития Владимира составлена в конце XII или начале XIII в. (там же. С. 44); «Память и похвала князю Владимиру», написанная монахом Иаковом, появилась не раньше середины XI в., она представляет собой первый опыт церковного сочинения о св. Владимире (там же. С. 50). Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 436. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 238; см.: Богуславский. К вопросу о первоначальном тексте жития вел. кн. Александра Невского, в: ИОРЯС. 1914. 1. С. 261. Житие издано Мансиккой, в: ПДП. 180 (1913). Макарий. 2-е изд. 7. С. 422; Ключевский. Ук. соч. С. 238, 240; Кадлубовский. Ук. соч. С. 64. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 247; первая, древняя редакция жития Никона составлена была еще раньше известным агиографом XV в. Пахомием Логофетом. Там же. С. 248, 152, 119. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 272; Коноплев. Ук. соч. С. 68; Кадлубовский. Ук. соч. С. 47. Иосиф Волоцкий лично знал Макария Калязинского и пишет о его подвижнической жизни с большим уважением; см. «Духовную грамоту» Иосифа в: ВМЧ. Сентябрь. Ч. 1. С. 558. Ключевский. Ук. соч. С. 289; Макарий. 2-е изд. 7. С. 21–22, 423–424. Ключевский. Ук. соч. С. 222–225, 228; Сергий. Ук. соч. 1. С. 194–196. ААЭ. 1. 213; Голубинский. История канонизации. С. 94; Herman. De fontibus. P. 50. Из наиболее древних были зачитаны жития: архиепископа Иоанна Новгородского († 1186) и обоих основателей Соловецкого монастыря, Савватия († 1435) и Зосимы († 1478). Макарий. 2-е изд. 7. С. 420; Ключевский. Ук. соч. С. 198, 269. Общерусское прославление получили двое святителей, девять преподобных отцов и один великий князь: 1. Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186); 2. Иона, митрополит Московский († 1461); 3. Никон, игумен Троице-Сергиева монастыря († 1426); 4. Павел Обнорский († 1429); 5. Савватий Соловецкий († 1435); 6. Дионисий Глушицкий († 1437); 7. Михаил Клопский († 1452); 8. Пафнутий Боровский († 1478); 9. Зосима Соловецкий († 1478); 10. Макарий Калязинский († 1483); 11. Великий князь Александр Ярославич († 1263), прозванный Невским, и 12. Александр Свирский († 1533). Голубинский. История канонизации. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Как местно чтимые святые были канонизованы один святитель, пять князей и три Христа ради юродивых (salo…), (они не давали иноческих обетов): 1. Арсений, епископ Тверской († 1409); 2, 3 и 4. Константин, князь Муромский († 1129), и его сыновья Михаил и Феодор; 5 и 6. Петр, князь Муромский, и его супруга Феврония; 7. Прокопий Устюжский († 1285), вероятно, немецкого происхождения; 8. Иоанн Устюжский († 1494); 9. Максим Московский († 1433) — трое последних юродивые Христа ради. Голубинский. Там же. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Жития Христа ради юродивых появились, вероятно, лишь после их канонизации. Ключевский. Там же. С. 277, 278, 246. О русских юродивых см.: Федотов. Святые Древней Руси (1931). С. 205–219.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

130 См. Софийскую 2-ю летопись в Собр. лет. VI, 195 fin., и Воскресенскую летопись ibid., VIII. 171. Первая летопись говорит, что св. Иону «цела суща обретоша», вторая летопись говорит, что «нощи его (обрели) вси цели и неразрушимы, прилае бо плоть кости его и не двигнушяся сстави его». В 1812-м году мощи св. Ионы одни из всех мощей, находящихся в Успенском соборе, остались нетронутыми и серебряная рака их неповрежденною. – Н. Коганов,  История Московск. епарх. управления, ч. 3, кн. II. стр. 24. – Св. Иона скончался 31-го Марта, но или при первом установлении празднования ему или собором 1547-го года память его вместо 31-го Марта ошибочно положена 30-го Марта. в XVN веке в Успенском (Московском) соборе ему праздвовано было в различные дни, как укажет царь или патриарх (в Выходах государей записаны дни празднования: 20, 30 и 31 Марта, 1, 4, 16, 21 и 23 Апреля. 13 Мая и 6 Июня). В Уставе 1682-го года, неизвестно нам почему, память его перенесена с 30-го Марта на 15-е Июня. В настоящее время празднуется св. Ионе кроне 15-го Июня еще: 29-го Мая, в день обретения мощей, и 5-го Октября, в день четырех Московских святителей. 132 В первый раз Муравьев высказал свое предположение в Путешествии ко святым местам Русским, напечатанном в первый раз в 1830-м году, а потом повторил его и в Житиях святых. 135 См. послание архиепископа Вассиана к вел. кн. Ивану Васильевичу на Утру в Собр. лem. VIII, 213. 137 См. у преосв. Макария в Ист. IV. 260, Описания Соловецких рукописей т. II, стр. 360, и Типогр. лет, стр. 340. 138 Между рукописями Соловецкого монастыря, находящимися теперь в библиотеке Казанской Дух. Академии; есть служебная минея, написанная в Новгороде в 1494-м году, и в минее этой между новыми Русскими чудотворцами под 11-м Марта – Евфимий, архиепископ Новгородский, см. Описание Соловецких рукописей, ч. II. 616 (518), стр. 358. А в 1500-м году в Вяжицкож монастыре была уже построена церковь , посвященная имени Евфимия, – преосв. Макария Археологич. описание церковных древностей в Новгороде, I, 599.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15), во время к-рых Патриарх крестил оглашенных и после к-рых совершалась Божественная литургия. Вечерня, как и в др. дни, начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (известны слова входных тропарей: «Живоносное Твое восстание славим», «Спасительное Твое восстание славим» - Мансветов. С. 244-246; Bertoni è re. P. 124). После «Господи, воззвах» был вход в алтарь и начинались чтения: прокимен из Пс 65, паремии Быт 1. 1-5 и Ис 60. Во время 2-й паремии Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; Крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) и завершалось собственно погружением в воду, Миропомазание происходило уже в храме. По Типикону Великой ц. непременно прочитывались только первые 7 паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; с прокимном из Пс 26 после 3-й паремии и пением в составе 6-й паремии песни Моисея с припевом Исх 15. 1b и славословием в конце). Если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, читались также паремии с 8-й по 14-ю (1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; с прокимном из Пс 92 после 10-й), в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 (LXX)) никогда не отменялась, а входившая в ее состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан 3. 57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещеные прибывали ко входу в храм (точнее, в часовню ап. Петра) и начинали петь «Елицы во Христа» (Гал 3. 27), во время чего Патриарх совершал Миропомазание. Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Пс 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого); прокимен не пелся, Апостол - Рим 6. 3-11, вместо аллилуиария - Пс 81 со стихами, Евангелие - Мф 28. 1-20, пелась обычная херувимская (т. о., в IX в. в к-польском последовании В. с. еще не было заимствования из литургии ап. Иакова -херувимской «Да молчит всякая плоть»), причастен - Пс 77. 65 ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 82-91; см. также: Bertoni è re. P. 124-126; Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160-164; Крещальная литургия. С. 109-126). В. с. в православном богослужении с XI в.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Его научно–паломническое дело продолжали: архимандрит Агрефений, дошедший в 14 в. из Москвы до Синая (см.: Хождение архимандрита Агрефенья обители Пресвятыя Богородицы/Под ред. архим. Леонида/Правосл. Палестин. сб. 1896. Т. 16. Вып. 3); иеромонах Варсонофий [Хождение священноинока Варсонофия ко св. граду Иерусалиму в 1456 и 1461–1462 гг./Под ред. С.О. Долгова/Правосл. Палестин. сб. 1896. Т. 15. Вып. 3 (45)], Василий Позняков [также: Поздняков; см.: Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока 1558–1561 гг./Чт. Моек, об-ва истории и древностей Российских. 1884. Т. 1 (изд. И.Е. Забелина); Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока/Ред., предисл. Х.М. Лопарева /Правосл. Палестин. сб. 1887. Т. 4. Вып. 3 (18) (по другому списку)], московские купцы Трифон Коробейников (ум. после 1594) и Юрий Греков (Хождение Трифона Коробейникова 1593–1594 гг./Изд. и предисл. Х.М. Лопарева /Правосл. Палестин. сб. 1888. Т. 9. Вып. 27. Коробейников, как указывает И.Е. Забелин, практически полностью заимствовал «Хождение» Познякова), купец из Казани Василий Яковлевич Гагара [Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары в 1634–1637 гг./Ред., предисл. С.О. Долгова/Правосл. Палестин. сб. 1891. Т. 11. Вып. 3 (33); Хожение Василия Гагары в Иерусалим и Египет/Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М., 1988], «черный диакон» Иона Маленький из Троице–Сергиева монастыря [Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы, по реклому Маленького: 1649–1652/Ред. С.О. Долгова/Правосл. Палестин. сб. 1895. Т. 14. Вып. 3 (42)], иеромонах Ипполит Вишенский (ум. после 1709) [Пелгримация, или Путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского, постриженца святых страстотерпец Бориса и Глеба катедри архиепископии Чернеговской во святый град Иерусалим (1707–1709 гг.)/[Предисл.: архим. Леонид]. М., 1877 (из «Чт. в Имп. Об–ве истории и древностей рос. при Моск. ун–те». 1876. Кн. 4; новое изд.: Правосл. Палестин. сб. 1914. Вып. 61), священник Андрей Игнатьев с братом (Путешествие из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору находившегося при российском посланнике графе Петре Андреевиче Толстом священника Андрея Игнатьева и брата его Стефана в 1707 г./ЧОИДР. 1872. Кн. 4), иеромонахи Спасского монастыря в Новгороде–Северском Макарий и Селиверст (Путь нам иеромонахам Макарию и Селиверсту из монастыря Всемилостивого Спаса Новгородка Северского до Святого града Иерусалима поклонитися Гробу Господню 1704 г./Чт. в Об–ве истории и древностей рос. 1873. Кн. 3. Отд. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дана 11 сент. 1458 г. 3 См. Лист Исидора к холмским старостам и воеводам, в Чтен. Моск. Историч. Общества 1846 г. N 1. О поисках в познанской библиотеке, стр. 14. – Грам. св. Ионы Епископу владимирскому Даниилу, в Акт. Истор. Т. I. N 52. 5 В 1465 г., сказано в Летописи, -прибеже на Москву Евфимий, Еп. брянский и черниговский, покиня свою епископью, и даша ему Суждаль и Колугу и Торусу. Летопис. издан. 1784 г. стр. 261. 6 Narbulh Dzieje narodu Litewskiego Т. VIII. s. 153. Dlugoss. Hist. Polon. L. XIII, an. 1461. p. 265. 7 Длугош, современник, прямо свидетельствует, что кроме литовского, и притом, не княжеского, происхождения киевляне указывали на его разноверие с ними: alterius ritus ob disparitatem cnltus. Ibid. an. 1471 . p. 462. 9 Казимир скончался в 1484 г. и причислен латинянами к святым. В житии его (пис. в 1520 г.) сказано » Rutheuos, qui S. Apostolicae sedi minime parent et quorum per Lithuaniam ipsam maximus est numerus, ео sancto insectaretur odio, ut regi Poloniae parenti suo eorum antiqua Fana instaurari publico edicto prohiberetur, modo opportune, modo importune persvaderet (Act. SS. Martii. T. I. d. 4. pag. 349.). Другой жизнеописатель того же Казимира, позднее живший (1554 г.), прибавляет, что в кафедральной церкви виленской хранился в его время самый акт королевский, которым воспрещалось возобновлять ветхие и строить новые церкви. (Ibidem). 11 Иоанн говорил послам Короля польского: «не те одны городы и волости русские, которые ныне за нами, – наша отчина и вся русская земля, с Божией волею и из старины, от наших прародителей – наша отчина.» Акт. Зап. Рос. Т. I, стр. 280. «Нам ныне своей отчины жаль; а их отчина – лятская земля, да литовская.» Стр. 331, см. Памятники Дипломат. сношений России. Т. I, стр. 11. 12 Акт. Истор. Т. I. N 63. «Слышахом, яко нецын тамо в вас приобщаются ему и служат с ним (Григорием), писал св. Иона к Епископам литовским. 13 Это знаем из грамоты В. К. Иоанна Васильевича в Новгороде, а к нему писал Иосиф Митрополит Кесарии палестинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

3. Ниневитяне (см. Иона. гл. 3). Господь сказал: Ниневитяне восстанут на суд с родом этим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной: и вот, здесь больше Ионы (Мф. 12, 14; Лк. 11, 32). 4. Закхей. Начальник мытарей, сподобившись принять Господа, сказал Ему: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: Ныне пришло спасение дому этому, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 1 - 10). 5.Апостол Петр после троекратного отречения. Господь, обернувшись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, когда Он сказал ему: Прежде, чем пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И выйдя вон, горько заплакал (Лк. 22, 61 - 62). 6. Разбойник на кресте (см. Лк. 23, 40 - 42). 7. Остановимся теперь несколько подробнее на дивном примере покаяния одной грешницы. В св. Евангелии можно прочитать повествование о милосердии Господа Иисуса Христа к покаявшейся грешнице, которая получила прощение. В то время, как Господь возлежал в доме фарисея Симона, одна женщина, грешница, подошла к Нему с сосудом драгоценного мира и начала омывать слезами ноги Его и отирать волосами головы своей, а потом мазать их миром. Такое обращение грешницы с Мужем Праведным возбудило в хозяине дома подозрение, сомнение в Его праведности, но, будучи свидетельством веры и любви ее, низвело на нее благодать прощения грехов. Предложенной для решения хозяину дома притчей о двух должниках, которым заимодавец простил долги: одному - в 500 динариев, другому - в 50, Господь Иисус показал, что вера женщины во столько раз выше почтения Симона к Нему, во сколько долг одного превышал долг другого. Если Симон, когда Он пришел в его дом, не омыл Ему ног и не возлил на Него масла, то он мало любит своего Гостя; а эта женщина не пожалела для Него ни слез, ни мира и как более любящая получит и больше милости (см. Лк. 7, 37 - 50). Пример раскаявшейся грешницы показывает, как мы должны вести себя при покаянии, чтобы получить от Бога прощение грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010