Для свт. Иринея Лионского проглатывание И. китом и его чудесное избавление служат символами грехопадения человека и его спасения. В полемике с гностиками, утверждавшими, что человек может спастись самостоятельно, он приводит историю И. как доказательство, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор 12. 9). Бог не желал погибели человека, но, предвидя победу, терпеливо попустил человеку, как и И., «быть поглощенным великим китом, который был виновник преступления», чтобы привести человека через покаяние к спасению ( Iren. Adv. haer. III 20. 1). Кит, проглотивший И., также служит для Оригена образом диавола, к-рый был изображен уже в Иов 3. 8 ( Orig. De orat. 13. 4); избежать его чрева можно только благодаря Спасителю, став причастником Св. Духа (Ibid. 16. 5). Погружаясь в морскую бездну, И. предобразил сошествие Христа во ад ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 14. 32). III. Молитва И. и его чудесное спасение (Иона 2. 2-11). Образ И., который не отчаивался даже во чреве морского чудовища, становится в христ. лит-ре наиболее наглядным примером надежды на Бога, демонстрирующим действенность молитвы (см., напр.: Hilar. Pict. In Matth. 5. 1). Свт. Климент Александрийский считал, что молитва И. показывает «терпение истинного гностика, в этом проявляется его знание. Даже в состоянии невыносимой скорби, подобно мужественному Иову, он произносит лишь слова благословения» ( Clem. Alex. Strom. II 104. 1). В др. месте он говорит, что «Бог Сам исследует сердцевины и глубины сердечные и прислушивается к тем, кто слезно взывают к Нему во чреве китовом, и близок ко всякому верующему» ( Idem. Quis div. salv. 41. 7). Полное прообразовательное раскрытие молитвы И. происходит, по мнению свт. Кирилла Александрийского, в Гефсиманской молитве Христа накануне страданий: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Суг. Alex. In Jon. 2. 9-10). Исихий Иерусалимский сопоставляет каждый стих молитвы И. с одним из моментов Страстей Христовых, как, напр.: воззвание к Господу из чрева преисподней (Иона 2. 3) - с воплем распятого Господа на кресте (Мф 27. 46) и др. ( Hesychius Hierosolymitanus. Capita Jonae prophetae//PG. 93. Col. 1353).

http://pravenc.ru/text/578248.html

Иеромонах Савва (Сергей Евстратович Борисов, 1871 – 31.10/13.11.1937) – из вдовых крестьян деревни Толсиково (по др. документам Толстиково) Новоторжской волости Тверской губернии. Насельник Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Монашеский постриг принял на подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Москве (25.3.1906). Духовник обители (авг.1916). Во время изъятия мощей прп.Саввы Сторожевского (весна 1919) сыграл особую роль. «Духовник иеромонах Савва, – доносил наместник игумен Иона (Фиргуф) (См. о нем.: Фомин С. Игумен Иона//Саввинское слово. Газета Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря. 2000. 2–4.) викарному епископу Димитрию (Добросердову), – передавал мне, что когда я в облачении внес св.мощи в алтарь и (затем) был вызван для присутствия при осмотре раки, один из членов съезда [депутатов Звенигородского уездного совета] (в алтаре) ...около пяти раз плюнул на голову Преподобного. Некоторые другие члены съезда вели себя крайне неблаговидно в алтаре, изрыгая ужасные кощунства и касаясь святого престола...» Арестован на родине в Новоторжской обл. (14.8.1919). Приведен на допрос (21 авг.) и отправлен в тюрьму. Попытки оклеветать его путем поддельных «показаний» наместника и старшей братии обители провалились. Несмотря на угрозы безбожников, нашел в себе мужество подтвердить кощунство, совершенное в монастыре 4/17 марта. Подтверждал это и позднее, даже ходатайствуя об освобождении! Постановлением Московского революционного трибунала приговорен к 10 годам тюрьмы (16.1.1920), по амнистии (5.11.1919) тут же сокращенным до трех лет. Освобожден (24.3.1921) под подписку о невыезде. Вскоре после освобождения, еще при о. Алексии пришел в храм Свт.Николая, где состоял в штате. Рекомендовал его туда его друг иеромонах Феодосий – лаврский инок, служивший в часовне прп.Сергия у Ильинских ворот в Москве. О.Савва служил на Маросейке и при о.Сергии. Вместе с последним и другими священниками с Маросейки отпевал в 1928 г. прп. Нектария Оптинского в с.Холмищи. С о. Сергием Мечевым и о.Константином Ровинским, О.А.Остолоповой и несколькими маросейскими братиями, среди которых был и будущий епископ Можайский Стефан (Никитин, 15.9.1895 – 15.4.1963), арестован (29.10.1929). Выслан на север. Вновь арестован в Малоярославце (1937). По ст.58–10 и 11 УК РСФСР приговорен к расстрелу (29.10/11.11.1937). Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28).    В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1:4—5).    Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8).    Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51).    Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39).    Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22).    Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11).    Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95).    Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3).    О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).    3 Цар. 17:1—21, 29. 4 Цар. 1:3—2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

М., 2003. Вып. 9. С. 428. 23. 887 См.: Макарий, архимандрит. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215–217. 890 Собрание государственных грамот и договоров (далее – СГГД). М., 1813. Ч. 1. С. 414–415. 149; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. 4. 3. С. 26. 892 СГГД. Ч. 1. С. 439– 443. 159; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М„ 1791.4. 3. С. 74–83. 893 Судные списки 1971. С. 90. См. также: Список с судного списка. Прение Митрополита Московского и всея Руси со иноком Максимом Святогорцем//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Раздел II: Материалы отечественные. С. 1, 11–13. 896 Зимин 1976. С. 145. Позднее, в год кончины епископа Досифея, Чудовский настоятель был посвящён во епископа. См. о нём: Макарий, архимандрит. Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)//АО 39/1. 2004. С. 143–154. 901 Подробнее об этом см.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 195–205; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 222–229. 906 ПСРЛ. Т. 8. С. 279. О храме Вознесения см.: Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 29–42. 910 ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 295. О поездках святителя Макария см.: Макарий, архимандрит 2002. С. 63–68. 911 ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 16; Платон, митрополит Московский. Краткая церковная Российская история. М., 1805. Ч. 1. С. 380; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. 4.1. С. 91, 92. 912 О мятеже князя Андрея Старицкого см.: Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х годов XVI века. М.; Л., 1958. С. 53–74. В Новгороде по благословению святителя Макария в связи с этим, как молитва о мире, было составлено житие преподобного Михаила Клопского (Макарий, архимандрит. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51). 913 Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 201; ПСРЛ. Т. 13. Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

234 – 174. Иза Брянска Пречистые Богородицы Свинскава моностыря игумен Карнилей и в сына своего духовного места 344 келаря Иева руку приложил. 235 – 175. Того же монастыря строитель Варсунофей р. В экземпляре Оружейной Палаты 1 – 1. Смиреный Ефрем, Божиею милостию, митрополит Казанскый и Свияжскый. 2 – 2. Божиею милостию смиренный, Кирил, митрополит Ростовскый Ярославскый. 3 – 3. Смиренный Иона, Б[ожиею милостию, митрополит] С[арскии и Подонскии]. 345 4 – 4. Божиею милост[ию, смиренный Гераси]м,[архиепи]скоп [Суждалскии и Тору]скии. 5 – 5. См[иренный Феодорит, Божиею милостию, архиепископ Рязанскии и М]ур[омскии]. 6 – 6. Смиренный Арсений, Божиею милостию, архиеп[ис]коп Архангельскии. 7 – 7. Сми[ренный Иосиф, Коло]менскы и К[оширс]кый. 8 – 8. Смиренный Селивестр, еп[ископ Корелскии и Орешскии]. 9 – 9. [Рожественного монастыря архимарит Исаия]. 10 – 10. Ч[юдо]ва монастыря ар[химарит Аврамей]. 1111. [Живоначалные Троицы Сергиева монастыря келарь старец Аврамей]. 12 – 12. Симонова монастыря архимарит Павел. 13 – 13. Свияжской архиморит Корнилей. 14 – 14. [А]н[д]рониковской архимарит Сергей. 15 – 17. Кирилова монастыря игумен Матфей. 16 – 15. С Костромы Ипатцкого монастыря архимарит Кирил. 17 – 16. Из Нижнева Печерского монастыря архимарит Феодосей. 18 – 18. Из Ростова Богоявленского монастыря архимарит [Иосиф]. 19 – 19. [С Костромы Богоявленского монастыря игумен Арсении]. 20 – 20. [Богоявленской игумен Семеон из Ветошного ряду]. 21 – 21. Из Ярославля Спаского монастыря архимарит Феофил. 22 – 22. [Чюдова монастыря келарь старец Мисаило]. 23 – 23. Из Боровска Пафнутьева монастыря игумен [Иона]. 24 – 24. С Волока Иосифова монастыря иг[умен Арсении]. 25 – 25. [Спа]ского монастыря из Суздаля архимадрит Ми[трофан]. 26 – 26. С Резани Спаской архиморит Рофаил. 27 – 27. С Вологды Каменого монастыря архимарит Питирим. 28 – 28. Из Ростова Борисоглебской игумен Петр. 29 – 29. С Р[еза]ни [Сол]отчинского монаст[ыря Трифон]. 30 – 30. С Вологды Прилуцково монастыря игумен Кирил. 31 – 31. Ис Кашина Колязина монастыря игумен Феодосей руку пр[иложил].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Изяслав Ярославич Вел. Кн. Окт. 3. Иконы: образ нерукотвор. Спаса. Окт. 18. Авг. 16. – Живоначальныя Троицы. Дек. 7. – Владимирской Богоматери. Мая 21. Июня 23. Авг. 1. 26. Знамения Богоматери. Ноября 26. – Одигитрии Богомат. Авг. 1. 15. Марта 29. 31. Июля 11. – Олонецкия Богоматери. Июля 10. – Казанской Богоматери. Июля 8. – Смоленской Богоматери. Июля 28. Ноября 21. – Тихвинской Богоматери. Июля 11. Икона Колочской Богоматери. Июля 11. – Феодоровской Богоматери. Авг. 15. – Николая Чудотворца Зарайского. Июля 29. Иноческое житие: – Устав. Авг. 19. Марта. 11. Окт. 21. Грамота Преп. Иосифа. – О иноческом и монастырском устроении. Сент. 30. – Келейное правило иноков . Сент. 30. Ипполит Папа Римский. Марта 31. Ирод и младенцев избиение. Дек. 29. Исаак Праотец. Окт. 9. Исидор Митропол. Марта 30. Исихий пресвитер; его слово на Сретение Господне. Февраля 2. О искушениях и напастях, находящих на Святых. Дек. 17. Иоанн Златоуст ; его слова. Генв. 6. Сент. 1. Дек. 20, 23; его житие. См. Жития. Иоанн Патриарх Антиохийский. Дек. 4. Иоанн Даниилович Вел. Кн. Марта 31. Иоанн Еп. Евхаитский. Генваря 30. Иосиф игум. Волоцкий; его грамота. Сент. 30. Иосиф прекрасный. Марта 29,31. 31. Иона Архиеписк. Новгородский. Ноября 5. Февр. 29. Иустиниана Царя законы. Сентября 30. Казанская икона Богоматери, см. Иконы. Казань город. Апр. 7. Канон Св. Духу. Июня 30. Келейное правило иноков. Сент. 30. Кирилл философ. Генв.27. Кирилл Архиеп. Александрийский. Марта 14. Апр. 22. Авг. 6. Дек. 17. Июля 16, Кирилл Архиеп. Иерусалимский. Февр. 2. Киевопечерская церковь . См. Печерск. монастырь. Мая 3. Климент Папа Римский. Ноября 25. Генв. 30. Колочский монастырь. Июня 11. Константин Митропол. Киевский. Чудо о преставлении его. Марта 14. Константинополь. Авг. 7. Кончина Мира. Марта 31. Креста Господень. Сент. 14. Мая 7. Крещение Господне. Генв. 4.6. Косма Веститор. Генв. 27.. Космы игум. видение. Окт. 5. Лазарь друг Божий. Слово о нем. Окт. 17. О Латинах. Мая 3. Леонтий Епископ Кипрский. Ноября 12. Леонтий пресвит. чернориз. Ноября 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

также: Быт.4:7; Чис.22:22; 16:31). Неужели можно со спокойной совестью заниматься куплями житейскими (2Тим.2:4), когда родную мать - Святую Церковь - терзают, ее родных детей похищают? В лице Церкви снова Христос возносится на Крест, снова безумно ругаются Ему и поносят Его. И кто способен пройти мимо, покивая главою? Какую совесть нужно иметь для того, чтобы не облегчить тяжелого Креста Христова, подобно Симону Киринейскому? Всякий, кто получил церковное образование, кому Бог дал силы, знания, кто любит Бога, кого Христос избрал на Свое служение, как может он не стать на защиту своего Спасителя? Как может он не охранять достояние Божие от хищных волков? Это великое и благое дело. Если кто из вас, - пишет апостол, - уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:19-20). И как прискорбно становится, когда слышишь, что начаша вкупе отрицатися вси (Лк.14:18). Кругом братья по вере погибают, а званые говорят: " Это не мое дело: пусть служит им, кто хочет, а я... я село купих... жену поях... имей мя отречена " (Лк.14:18,20). Но кровь брата твоего, кровь всех, по нерадению твоему в удалении от Церкви от мысленного волка звероуловленных, вопиет от земли к Богу (см.: Быт.4:10). Тебе даны силы, даны знания, а ты не захотел отдать их на служение Богу и Святой Церкви? Семидал и мед и масло ял еси, но позорно изменил Богу (см.: Иез.16:13). Говоришь о слабости, о недостоинстве? Да, мы знаем, что Моисей отрекался (см.: Исх.3:11-4,17), Иона бежал в Фарсис (см.: Ион.1:3), страшились Григорий и Златоуст, по смирению преподобный Сергий отрекался. Но ты-то, так ревниво оберегающий свое мелочное самолюбие в другое время, ты-то искренно ли говоришь о своем недостоинстве? Не желаешь ли ты под предлогом смирения предаться беспечности, как говорит святой Златоуст, и твои слова смирения не пустая ли только отговорка, которой ты думаешь успокоить и себя, и других? Словами смирения не готовишь ли ты только покойную постель, на которой мог бы безмятежным сном почить твой дремлющий дух? Лицемерное малодушие не скрывает ли под собою окамененного нечувствия к делу Христову? Не потому ли только избегают церковного служения, что славу человеческую больше возлюбили нежели Божию славу (см.: Ин.12:43)? Будь хоть с самим собой на минуту искренним и ответь себе, брат мой, без боязни, смело и правдиво на все эти вопросы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/224/...

2 . Вологоцкой епискуп Алексей. да рязанскои владыка Касьян. да крутицкой владыка Матфей. лежат, в паперти Успения Богородицы на правой стороне у передних дверей 1142 . 3 . Князь Василей Дмитриевич Палецкой лежит в паперти на правой стороне под лавкою, камен на нем подписан 1143 . 4 . Подле ево лежит отец ево князь Дмитрей Федорович Палецкой во инацех Деонисей камени на нем нет 1144 . 5 . Подле князя Дмитрия лежит князь Михаило Кубенской камень на нем подписан 1145 . 6 . Князь Борис Дмитриевич Палецкой. во иноцех Боголеп 1146 . 7 . Да подле ево князь Иван Петрович Шуйской во иноцех Иев лежат на правой же стороне дверей в паперти Успения Богородицы 1147 . 8 . Князь Феодор Прозоровской во иноцех Феодосеи, лежит в паперти Успения Богородицы по левую сторону дверей, камень на нем подписан 1148 . 9 . Князь Семен Сицкой во иноцех Серапион. лежит на левой же стороне. камень на нем подписан 1149 . 10 . Василей Михайлович Тучков лежит на левой же стороне подле Шереметевых 1150 . Шереметевы 11 . Иван Василевич Болшей во иноцех Иона да сын ево Еремей Иванович. да дочь ево княгиня Кайбалова инокиня Агафья Иван Василевич Меншей Шереметев да сын ево Федор Иванович Шереметев да сын Федоров Алексей Федорович Шереметев. Да Григорей Василевич Шереметев. Да Федора Ивановича Шереметева семья инока Ефросиния над нею камен подписан. все Шереметивы лежат в паперте по левую сторону дверей. Никита Васильевич Шереметев лежит за олтарем, у болшие церкви 1151 . 12 . Дьяк Никифор Шниулин да сын ево Исакии лежат в паперти на другой стороне камень над ними подписан 1152 . Воротынские Князь Владимер Иванович да князь Александр Иванович , во иноцех Арсенеи. Да князь Михайло Иванович да дети ево князь Логин Иванович во иноцех Иона. Да князь Иванов сын князь Алексей Иванович Воротынские. все лежат в церкви князя Владимира Киевского 1153 . Приложение пятое «Синодик братский» «Список» иноков, скончавшихся в Кириллове монастыре 1154 до второй четверти XVII го века, извлечен из «подстенного» синодика (Рукоп. Кир. библ. 759–1016) и сверен с рукописью Кир. библ. 754–1011 (об этих рукописях см. ниже в главе VI-oй). Так как при помощи хронологических сопоставлений этот список приобретает значение для статистики и разрешения вопросов о времени кончины тех или других членов кирилловского братства, то в примечаниях вами помещены указания на время смерти тех лиц, которых, по нашим соображениям, он имеет в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

А то ужас что было: снимают как-то паникадило, чтобы к Пасхе его начистить, а люди прямо в храме в сторонке стоят — но акустика-то хорошая! — и обсуждают: — Вот приехал москвич, продать паникадило хочет! — А нам что-нибудь дешевенькое подвесит! А уж потом эти лютые прихожанки так нашего владыку полюбили! И сами стали такими, что не узнать! Он их еще и выделял потом всегда как-то особо, как сказано у апостола: немощные в большем попечении нуждаются (см. 1 Кор. 12: 12-27). Всегда по имени обратится. И люди как-то оттаивали. Мы же не знаем, что в жизни человеку довелось пережить, какое у него детство было… А Владыка умел каждого в какое-то благое устроение перевести. У него был удивительный характер — мягкий такой, ненавязчивый. Он же, казалось бы, архиерей. Мог и власть применить. Ан нет. Он не разгонял, он преображал паству. Сейчас уже понимаешь, что это целый мир — преподанная нам, явленная Владыкой любовь. Она и есть, и будет. Потому что выше всего преходящего — любовь Христова. Рейтинг: 10 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Виктория 25 января 2023, 09:10 Спасибо!!! Митрий Батавин 15 мая 2020, 00:16 До сих пор смерть Владыки кажется чем-то нереальным!Не могло такого случиться!... Но на всё воля Божья. Благодарю Господа , что Великим постом, в день Торжества Православия 08.03.20 я был на Литургии,которую возглавлял митрополит Иона в своём родном Крестовоздвиженском храме в Алтуфьево.И что-то меня подтолкнуло сделать несколько его фотоснимков... Больше я его живым не видел,только ,почему-то особенно усердно стал поминать Владыку.И вдруг-сообщение о его смерти.Шок!Теперь я осознал,Кто подтолкнул меня фотографировать Владыченьку,ведь в тот день я был на службе, именно в Крестовоздвиженской, последний раз прошедшим Великим постом,а потом храм закрыли из-за режима самоизоляции! Ирина 12 мая 2020, 19:43 Митрополит Иона был очень добрым батюшкой. Вечная память! Олег 12 мая 2020, 11:43 Царство небесное Владыке Ионе! Видел его несколько раз. Первый раз на крестный ход в день равноап.Кирилла и Мефодия в Астрахани. Жаль, что узнаешь лучше о человеке уже после его смерти. Но доброта в нем видна была - вот чем нужно людей к Церкви притягивать, приобщать. А то сейчас на экранах часто агрессивные проповедники, обличители и " наказатели " . Люди тянутся к доброте, к любви, а не к обличениям, основанным больше на гордости. Если люди не почувствуют любви, простоты - хоть " запроповедуйся " . Вечная память вл.Ионе и вечный покой.

http://pravoslavie.ru/130998.html

Ин. 6:63. 226 Пс. 118:13. 227 Лк. 3:2. 228 Лк. 1:70,72. 229 Иона 1:1. В оригинальном библейском тексте: бысть слово Господне ко Ионе [сыну] Амафиину. 230 Ис. 2:1. 231 Исх. 3:6. 232 Быт. 2:7. 233 1 Кор. 15:45. 234 Быт. 1:26. 235 Ср. Пс. 13:3, Притч. 23:32. 236 «τ ζν εκεθεν» — буквально: «живущее отсюда», то есть почерпающее жизненную силу от души. 237 1 Кор. 15:45. 238 1 Кор. 2:16. 239 1 Кор. 6:17. 240 Григорий Богослов, Слово 30, 21, PG 36,… (р. п.: Т. 1. С. 443). Ср. также Кирилл Александрийский, Homiliarum incertarum fragmenta, 6, Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis, Oxford, 1872 (репринт: Brussels, 1965), C. 462 (TLG). 241 В последних двух предложениях нам пришлось сильно изменить порядок слов по причине несогласованности оригинального текста, где эти два предложения являются одним и притом весьма сложным по конструкции. 242 Точное исповедание веры, 8, op. cit., 8, 289–293 (р. п.: С. 27 (99)). 243 Иак. 1:17. 244 Иоил. 3:1. 245 1 Кор. 12:8. 246 1 Кор. 2:10. 247 1 Ин. 2:27; 3:24; 4:13. 248 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 55, PG 32,172В (р. п.: Ч. III. С. 318). 249 Т. е. Сам Дух. 250 Его же, Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. III. С. 229). 251 1 Кор. 12:4–6. 252 2 Кор. 6:16. 253 См. Иез. 37:27. 254 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48, PG 32,156D (р. п.: Ч. III. С. 306). 255 Гал. 5:22. 256 Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. IIΙ. С. 229). 257 Рим. 3:19. 258 Деян. 1:4. 259 Деян. 1:5. 260 Ин. 14:16. 261 Ин. 14:26. 262 Ин. 15:26. 263 Ин. 16:7. 264 Там же. 265 Очевидно, здесь имеется в виду ниспослание Духа от Отца на Христа при Его крещении. 266 Ин. 13:14. 267 Ин. 14:26. 268 Ин. 15:26. 269 Ин. 16:8. 270 Ин. 16:14. 271 Ин. 16:13. 272 Там же. 273 Там же. 274 Ин. 12:49. 275 Ин. 16:15. 276 Ин. 16:14. 277 Ин. 14:16. 278 Ин. 14:26. 279 Мф.15:24; Лк. 4:43; Ин. 17:3 и др. 280 Ис. 9:6. 281 Молитва «Царю Небесный». 282 В оригинале стоит множественное число: «των χαρτων». 283 1 Кор. 12:9, 30. 284 1 Кор. 12:10. 285 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалласию, Пролог, PG 90, 264В (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника, Книга 11, перевод С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова, М. («Мартис»), 1993, С. 16). Св. Григорий здесь значительно переиначивает данное место из преп. Максима, которое в оригинале выглядит так: «Святой Дух Божий … обычно ведет [человеческий] разум к сожительству [с Собой] и делает божественным изваянием сущей по подобию [Божию] красоты, ничего из естественно присущих божеству [свойств] по благодати не лишенным». 286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010