Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полное торжество Добра и Жизни.    В синодальном переводе: «и на земле, как на небе».    Вспомним слова мудрого Гамалиила, давшего совет иудеям не преследовать учеников Христовых (Деян. 5:38-39).    Написавшего со слов Петра Евангелие, называемое «от Марка». Марк не состоял в числе 12-ти апостолов.    Эти предметы, показанные Моисею на Синайской горе, употреблялись также и в ветхозаветном храме.    Добровольные «скопцы» ради Царства Небесного, см. об этом: Мф. 19:12; Откр. 14:1-5. В Церкви этот подвиг нередко осуществлялся в монашестве.    Или Моисея и Илию. Известно, что Енох и Илия были взяты на Небо живыми (см. Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11).    Некоторые предполагают, что во времена антихриста Иерусалим станет столицей всемирного государства. При этом приводят экономическое обоснование такого мнения.     «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19) — говорил апостол Павел галатским христианам.    Это была первая революция во вселенной!    (Быт. 3:14; Мк. 9:29). Следует вспомнить, что многие усердные христиане уже с первых веков переселялись в пустыню в буквальном смысле, покидая шумные города, полные соблазнов. В отдаленных пещерах, скитах и лаврах они все свое время отдавали молитве и богомыслию и достигали такой духовной высоты, о которой современные христиане и представления не имеют. Монашество расцвело на Востоке в IV-VII веках, когда в пустынных местах Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии образовалось множество обителей, насчитывающих сотни и тысячи монахов и монахинь. С Ближнего Востока монашество перекинулось на Афон, а оттуда — в Россию, где в дореволюционное время насчитывалось более тысячи монастырей и скитов. Таблица 1 Перечень важнейших событий, царей и пророков (все даты указаны до Рождества Христова) Израильские цари Иудейские цари Пророки События Ахав 875—853 Иосафат 876—851 Илия Рост Финикии Охозия 876—851 Иорам 851—842     Иорам 851—842 Охозия 843—842 Елисей 850—879   Ииуй 842—814 Гофолия 843—836     Иоахаз 814—797 Иоас 836—796 Иоиль Рост Ассирии Иоас 797—781 Амасия 796—782 Иона   Иеровоам 782—740 Азария 782—737   Основание Рима Менаим 740—737 Осия     Факей 737—733 Иофам 737—735     Осия 733—722 Ахаз 735—725   Падение Израиля 722   Езекия 725—696 Исаия Михей, Наум 730-690 Осада Иерусалима 700   Манассия 696—639   Гонение на пророков   Аммон 641—639 Софония, Аввакум     Иосия 639—608 Иеремия Падение Ниневии 606   Иоаким 608—597 Авдий     Иехония 597       Седекия 597—586 Иезекииль Падение Иерусалима 586     Даниил Вавилонское пленение     Аггей Падение Вавилона 539     Захария Кир Персидский 559—529 Возвращение из плена 536 Дарий I, Восстановление Храма     Малахия 475 Указ Артаксеркса, 446 Седмины Даниила Ездра собирает Священное Писание 420—425

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

208 Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. С. 43; древнейшая, краткая редакция жития Владимира составлена в конце XII или начале XIII в. (там же. С. 44); «Память и похвала князю Владимиру», написанная монахом Иаковом, появилась не раньше середины XI в., она представляет собой первый опыт церковного сочинения о св. Владимире (там же. С. 50). Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 436. 209 Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 238; см.: Богуславский. К вопросу о первоначальном тексте жития вел. кн. Александра Невского, в: ИОРЯС. 1914. 1. С. 261. Житие издано Мансиккой, в: ПДП. 180 (1913). 211 Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 247; первая, древняя редакция жития Никона составлена была еще раньше известным агиографом XV в. Пахомием Логофетом. Там же. С. 248, 152, 119. 212 Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 272; Коноплев. Ук. соч. С. 68; Кадлубовский. Ук. соч. С. 47. 217 Из наиболее древних были зачитаны жития: архиепископа Иоанна Новгородского († 1186) и обоих основателей Соловецкого монастыря, Савватия († 1435) и Зосимы († 1478). Макарий. 2-е изд. 7. С. 420; Ключевский. Ук. соч. С. 198, 269. 218 Общерусское прославление получили двое святителей, девять преподобных отцов и один великий князь: 1. Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186); 2. Иона, митрополит Московский († 1461); 3. Никон, игумен Троице-Сергиева монастыря († 1426); 4. Павел Обнорский († 1429); 5. Савватий Соловецкий († 1435); 6. Дионисий Глушицкий († 1437); 7. Михаил Клопский († 1452); 8. Пафнутий Боровский († 1478); 9. Зосима Соловецкий († 1478); 10. Макарий Калязинский († 1483); 11. Великий князь Александр Ярославич († 1263), прозванный Невским, и 12. Александр Свирский († 1533). Голубинский. История канонизации. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Как местно чтимые святые были канонизованы один святитель, пять князей и три Христа ради юродивых (salo…), (они не давали иноческих обетов): 1. Арсений, епископ Тверской († 1409); 2, 3 и 4. Константин, князь Муромский († 1129), и его сыновья Михаил и Феодор; 5 и 6. Петр, князь Муромский, и его супруга Феврония; 7. Прокопий Устюжский († 1285), вероятно, немецкого происхождения; 8. Иоанн Устюжский († 1494); 9. Максим Московский († 1433) – трое последних юродивые Христа ради. Голубинский. Там же. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Жития Христа ради юродивых появились, вероятно, лишь после их канонизации. Ключевский. Там же. С. 277, 278, 246. О русских юродивых см.: Федотов. Святые Древней Руси (1931). С. 205–219.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

–– Июня 8, накануне приезда Великого Князя, в 8 часов утра, состоялось переложение св. мощей Преподобного Корнилия в новую раку. По отправлении ему соборне молебна, св. мощи его, стоявшие в прежнем его деревянном гробе пред Царскими вратами Успенского храма, были подняты на руки настоятелем монастыря, Архимандритом Иннокентием и собором священно-служителей монастырских (иеромонахов) и перенесены ими, при пении тропаря сему Угоднику, к южной стене того же собора и здесь опущены с деревянным гробом в благолепно устроенную раку, предварительно окропленную св. водою. II. Список лиц, особенно известных в истории Псково-Печерского монастыря по своим иноческим подвигам и высокому служению церкви и отечеству а) Угодники Божии, издревле почитаемые в Псковской области 144 1) Преподобный Марк, первый старец Печерский (см. выше стр. 4 и 70). 2) Преподобный Иона, первый основатель Псково-Печерского монастыря (см. выше стр. 6). 3) Преподобная Васса (стр 7 и 8). 4) Преподобный Досифей (по сказанию других – Дорофей), подвизавшийся в сем монастыре. Впоследствии он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь. Преставился в лето 6990 (1482) Октября в 8 день; его мощи почивают под спудом в его монастыре, ныне приходской церкви, на Псковском озере, близь острова Талабска. 5) Преподобный Корнилий, игумен Печерского монастыря. 145 Подробнее о нём сказано выше, на стр. 13 и 72. 6) Блаженный Варлаам, монах сего Печерского монастыря, несколько раз стиравший надпись над «Богом зданной пещерой» (стр. 4) Покоится в той же пещере; но когда именно жил и скончался неизвестно. б) Старцы святой жизни 7) Старец Дорофей (стр. 54). 8) Иеросхимонах Лазарь, старец прозорливый (стр. 70) в) Российские святители 9) Савва, Епископ Тверской (1571 г.). 10) Трифон, Митрополит, но где святительствовал и когда именно неизвестно. 11) Иоаким, первый Архиепископ Псковский и Изборский (1616–1623). 12) Антоний, Архиепископ Рязанский (1621 г.). 13) Иоасаф, Всероссийский патриарх (1634–1641). 14) Макарий, Архиепископ Псковский и Изборский (1650–1664). Скончался схимником в Псково-Гремячем монастыре в 1665 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

« Пакы ему достоит чюдитися, что ради не провъзгласи единицею или дважды, но паче третицею, яко да явится ученик святыя Троица, поне же убо тричисленое число паче инех прочих числ болши есть зело чтомо. Везде ко троечисленое число всему добру начало и вина взвещению, яко же се глаголю (здесь Епифаний ссылается на 12 – запомним это! – библейских примеров.– В. К.): /1/трижды Гос- подь Самоила пророка възва ( 1Цар.3:2–8; 10–14; 19–20 );/2/трею камению пращею Давид Голиада порази (см. выше); /3/трижды повеле възливати воду Илиа на полена, рек: Утройте! – утроиша ( 3Цар.18:30 ; Сир.48:3 ); /4/трижды тожде Илиа дуну на отрочища и въскреси его ( 3Цар.17:1–23 ); /5/три дни и три нощи Иона пророк в ките тридневнова ( Иоан.2:1 ); /6/трие отроци в Вавилоне пещь огньную угасиша ( Дан.3:19–26 ); /7/тричисленое же слышание Исаию пророку серафимовидцу, егда на небеси слышашеся ему пение аггельское, трисвятое въпиющих: Свят, свят, свят Господь Саваоф! ( Ис.6:1–3 ); /8/трею же лет въведена бысть в церковь Святаа Святых пречистая Дева Мариа (апокриф); 450 /9/тридесяти же лет Христос крестися от Иоанна въ Иердане ( Лук.3:23 ); /10/три же ученикы Христос постави на Фаворе и преобразися пред ними ( Лук.9:28–36 и др.); /11/тридневно же Христос из мертвых въскресе (Мат.16:21; 20:19); /12/трикраты же Христос по въскресении рече: Петре, любиши ли мя? ( Иоан.21:15–17 ). Что же извещаю по три числа, а что ради не помяну болшаго и страшнаго, еже есть тричисленое Божество:/1/треми святынями, треми образы, треми собьствы – в три лица едино Божество;/2/пресвятыа Троица – и Отца, и Сына, и Святого Духа;/3/триипостаснаго Божества – едина сила, едина власть, едино господьство? Лепо же бяше и сему младенцу трижды провъзгласити, въ утробе матерне сущу, преже рожениа, прознаменуя от сего яко будет некогда троичный ученикь, еже и бысть, и многы приведет в разумь и въ уведение Божие, уча словесныя овца веровати в Святую Троицу единосущную, въ едино Божество». 451 Должно подчеркнуть: это рассуждение – помимо того, что вводит жизнь прославляемого подвижника в русло Священной истории – доказывает еще и мысль, что всякое сакральное событие по сути и по форме представляет собой предопределенную свыше реализацию известной закономерности, или известного – выражающего идею троичности – канона, по которому действуют участники происходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1868 г., т, 137. 363–365. 474 Рассуждение Вассиана о неприличии монахам владеть вотчинами. Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских 1859 года, кн. III, отд. 3. 475 Прение Даниила с иноком Максимом Святогорцем. Чт. в Общ. Ист. в Древн. Рос. 1847 г., 7. 7, 8. 476 В главнике м. Даниила между многими другими статьями находятся и следующие: «Сократа, мудреца еллинского, вопросы и ответы», Аристотеля философа от епистолии к царю Александру Македон». Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво), главы 13–14. 477 См. рукоп. Новг. Соф. биб. 1281, послание 6-е. Здесь находится сказание об Александре Македонском. 478 Прение Даниила с Вассианом, 3, 11. Прение Даниила с иноком Максимом. Чт. в Общ. Ист. и Др. Рос. 1847 г., 7. 10. 479 Рассуждения Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чт. в Общ Ист. и Древн. Рос. 1859 г., 3. 6. 481 Имени этого строителя вовсе не находится в списке Строева. У него строителем Ниловой пустыни Белозерской назыв. Тихон под 1515 г., Маркелл под 1526 г., Иона под 1559 г. Время строительства Христофора можно полагать после Маркела, т. е. после 1526 г. Строев, Списки иерархов и настоятелей русской церкви, стран. 87. Очень может быть, что Вассианова пустынь имела отдельную администрацию от Ниловской. 486 Это видно из одного послания великого князя в Волоколамский монастырь, в котором он просил прислать ему крест, бывший на схиме старца Касьяна Босаго и приказывал Тихону Ленкову привезти его с собой в Москву, «а Васьяна княжь Иванова приказал бы Тихон беречи Феогносту Ленкову» Послание написано 4 марта 7040 года. Рукоп. Син. библ., 927, неописанная, л. 113–115. 487 Курбский говорит, что в Иосифовом монастыре «иноки умориша вскоре» Вассиана. Сказания князя Курбского, изд. 2-е. 5. Вполне доверять Курбскому невозможно. Несомненно известно, что в следующем 1532 г., в марте Вассиан был еще жив. Рукоп. Москов. Синод. библ. 927, л. 115. См. также: Новоструев, Рассмотрение книги Хрущова: исследование о сочинениях И. Волоцкого, 70–71. Автор письма «о нелюбвах между Иосифовскими и белозерскими иноками» говорит о смерти Вассиана просто, что «он преставися и погребен бысть тамо (в Волоколамском монастыре)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В кон. XV - нач. XVI в. в обители, вероятно, настоятельствовал архим. Кассиан, о чем свидетельствовала надпись на иконе в ризнице Иосифова Волоколамского мон-ря ( Голубцов. 1910. С. 189-190). Предположительно Кассиан впосл. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (1508-1514), а затем пребывал на покое в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133; см. также: Меняйло В. А. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; А. С. Усачёв не связывает архим. Кассиана с П. Б. м., см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 106-107). Игум. Пафнутий II упоминается в Летописном сборнике XVI в. (Боровский летописец) в записях о постройках в П. Б. м. в 1522-1523 гг. ( Тихомиров. 1979. С. 162), а в Архангелогородском летописце имеется запись о его кончине в 1531 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 102). Сведения о настоятелях П. Б. м. в сер.- кон. XVI в. отрывочны: помимо игуменов, участвовавших в важных церковных событиях, в источниках упомянуты игум. Тихон в 1551 г. (Писцовые книги. 1877. С. 1506) и игум. Гурий в 1562 г. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 61). Довольно продолжительное время П. Б. м. возглавлял игум. Иоасаф (не позднее 1592-1605). В февр. 1592 г. на его имя была прислана грамота царя Феодора Иоанновича с просьбой принять возвращавшегося из Москвы митр. Тырновского Дионисия с его свитой и отпустить их с должными почестями (ИРИ. Ч. 3. С. 434-436). В 1605-1610 гг. Иоасаф занимал должность архимандрита Троице-Сергиева мон-ря, а затем ушел на покой в П. Б. м., где погиб 5 июля 1610 г. при взятии обители войсками Лжедмитрия II . Вместе с архим. Иоасафом погиб и игумен П. Б. м. Никон. В кон. XVI в. в обители принял постриг иером. Варлаам (Яцкий, Яцкого), впосл. насельник Чудова мон-ря, отправившийся в 1602 г. в Киев вместе с Григорием (Отрепьевым) - буд. Лжедмитрием I . В 1599 г. в обители перед смертью принял постриг в схиму с именем Левкий окольничий А. П. Клешнин. В 10-х гг. XVII в. монастырь возглавлял игум. Иона (упом. в 1613-1618), переведенный из серпуховского Высоцкого монастыря, затем игум. Иосиф (не позднее 5 сент. 1619-1649). В 1649-1651 гг. во главе П. Б. м. стоял игум. Симеон, который в 1651-1664 гг. был архиепископом Тобольским и Сибирским, а в 1664 г. уволен на покой в московский Покровский мон-рь. В 1651-1652 гг. обитель возглавлял игум. Павел , хиротонисанный в 1652 г. во епископа Коломенского и Каширского. Настоятель обители в 1665-1667 гг. игум. Парфений в 1672-1680 гг. был митрополитом Астраханским и Терским.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Это значит, что как не по своей воле пр. Иеремия начал возвещать людям Слово Божие, так не в его же власти было и прекратить свою проповедь. – Что пр. Иеремия из желания избежать оскорблений, а может и опасности жизни (см. ниже 10 ст. и сравни 11:19–21), решается прекратить свою пророческую деятельность – это не должно казаться странным. По таким же побуждениям другой великий пророк Илия оставляет место служения своего – царство израильское и скрывается от преследований Ахава и Иезавели в пустыню на юг Палестины, а оттуда уходит еще далее к горе Хориву ( 3Цар. 19:3–8 ). Подобным образом пр. Иона, хотя и по другим побуждениям, уклонялся от исполнения своих пророческих обязанностей и вместо того, чтобы идти в Ниневию, куда посылал его Бог, направился в Фарсис ( Ион. 1:2–3 ). Все такие случаи свидетельствуют лишь о том, что все люди, без исключения, грешны ( Иов. 4:17–19; 14:4–5 ) и что даже великие праведники, избранники Божии, не чужды были некоторых, свойственных человеческой природе, слабостей: яко несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Екк. 7:21 ). Так, пр. Моисей, с которым Бог беседовал лицом к лицу как бы с другом Своим, дозволил себе такой поступок, за который лишен был возможности вступить в землю обетованную ( Чис. 20:11–12, 24 ; Втор. 32:48–52 ). Пророк и царь Давид, который называется в Писании мужем по сердцу Божию ( 1Цар. 13:14 ; Деян. 13:22 ) при всей праведности своей сделал тяжкий грех , убив Урию Хеттеянина ( 2Цар. 11:14–17 ). Сын и преемник его Соломон, возлюбленный Богом ( 2Цар. 14:15 ), при всей своей несравненной мудрости ( 3Цар. 3:12, 29–34 ) впал в тяжкий грех идолослужения ( 3Цар. 11:5–8 ). Первоверховный апостол Петр, который готов был положить душу свою за своего Божественного учителя ( Мф. 26:33–35 ), во избежание угрожавшей опасности трижды с клятвою отрекся от Него ( Мф. 26:69–75 ). Другой великий апостол Павел, избранный сосуд благодати Божией ( Деян. 9:15 ), потрудившийся в деле благовестия более всех других апостолов, сам говорит о себе: еже бо хотети (доброе) приложит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю ( Рим. 7:18–19 ). Такова сила греховной привычки в человеке и столь слабы собственные силы его для борьбы с нею? – Если же так близки к падению даже великие праведники, то сколько же удобоподвержены греху все прочие? Если по Слову Божию, мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10:12 ), то сколько же должны быть осмотрительными и осторожными в своих поступках все мы?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

(2) Использование греческого мифологического материала (проглатывание мифологического героя большой рыбой; выплевывание Ясона в истории аргонавтов) возможно, скорее всего, лишь в ранне-эллинистический период. (3) Дословные совпадения в текстах Книги Иоиля и Книги Ионы ( Иоил.2 :13b= Иона 4 :2b; Иоил 2 :14а= Ион.3 :9b) возникли, скорее, в результате заимствований в Книге Ионы из Книги Иоиля, чем наоборот (см. выше, FVIII.2). 5.4. Богословие Книга пророка Ионы относится к наиболее популярным книгам Библии. Она впечатляет, как литературное произведение, но при этом, как показывает история христианских и иудейских комментариев к этой книге, ее богословское содержание также никогда не остается без внимания. Многочисленные комментарии можно «свести к четырем основным направлениям, каждое из которых предлагает свой ответ на следующие вопросы: что стало причиной отказа Ионы от поручения быть пророком в Ниневии? Что хочет сказать Бог своему пророку посредством шторма, рыбы и куста клещевины?» (U. Simon, Jona 13 ). Эти четыре позиции могут быть тезисно подытожены и оценены следующим образом: (1) Выраженное в отказе Ионы подчиниться повелению Бога представление о том, что грех можно искупить только посредством наказания, опровергается демонстрацией в рассказе искупительной и спасительной силы обращения. Такая точка зрения явно легла в основу существующей в иудейском богослужении, в соответствии с Вавилонским Талмудом (Мегилла 31а), практики, согласно которой книгу Ионы следует целиком прочитывать в качестве завершающего этапа послеобеденной молитвы в Йом Киппур (день примирения). В христианских комментариях такое понимание Книги Ионы нередко приводило к тому, что пророк Иона воспринимался как выразитель мнения непокорного иудейства, а язычники – как «лучшие иудеи», в соответствии с Рим.2:17 слл. Ссылаясь на Мф.12:41 ; Лк.11:32 , этого Иону=иудейство делали (и делают) символом «неверующих» иудеев, отказывающихся принять Иисуса как обращенное к ним Слово Божье и Мессию. Тему обращения нельзя, однако, назвать главной темой повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Уже по одному заранее высказанному пророком признанию своей вины, они, жребием успокоенные теперь в своих совестях, не смели сами гадать о виновности Ионы и о характере этой виновности и потому должны были говорить именно так: за кого беда сия. Рассказанное пророком уклонение его от данного ему поручения Иеговы показывало корабельщикам в пр.Ионе человека смиренного, любящего и угодного Богу, иначе по их воззрению, он не мог удостоиться божественного откровения. С другой стороны, жребий ясно говорил, что именно Иона – виновник, грешник, и мысль о том, в чём же должен был состоять этот грех , невольно вызывала и остальные вопросы; они думали в самых занятиях Ионы найти что-либо бесчестное. Те же, которым такие объяснения этих вопросов покажутся неудовлетворительными, должны помнить, что душа в сильно взволнованном состоянии, каково именно и было состояние корабельных людей, способна на самые невероятные и противоречивые порывы мысли и чувства (ср. Мк.9:6 , Ин.11:21–27 ). Затем на корабле могли быть и такие, которые действительно ничего не знали о пророке. Книга пр. Ионы, обобщая все вопросы, представляет в них лишь суть всего говорённого в данную минуту на корабле теми и другими. 444  Об этом можно догадываться потому, что писатель четвёртой книги Царств, кратко обозначая многое из царственных царей еврейских, за подробностями отсылает то к книге словес царей израилевых, то к книге словес царей иудейских и т. п. (см. 3Цар. 14:19, 29; 15:7; 16:5, 14 ; 4Цар.1:18; 8:23; 10:34 и мн. др.), т. е. даёт понять, что его книга не первоначальная повременная летопись, ведённая из года в год, а сокращение таких летописей, написанное, очевидно, уже после составления этих летописей, следовательно, после всего того, что представляется совершившимся уже в этой книге, следовательно, много спустя после смерти Иеровоама II, так как четвёртая книга Царств обнимает собою период времени от Ахава до плена вавилонского, по крайней мере, до 567 г, до Р.Х. 445  Это предположение высказал ещё блаж.Иероним. Вот подлинные слова в его толковании 1 гл.2, 3 стихов книги Наума: Sensus est: diu quidem sceleris Assyriorum potiens fuit et magnanimitatis suae fortitudine iniquitates eorum sustinuit, provocans eos ad pocuitentiam; sed quia contenta vanitate Dei secundum cor impoenitens, mhesaurizarunm sihi iram in die irae uno, Михаэлис по этому поводу замечал: non obscurns respectus est ad totum illud vaticinium Ionae et ejus querelos Ion 4, 2 et Naum 1:2, 3 . Читать далее Источник: О книге пророка Ионы: Опыт исагогико-экзегет. исслед./[Соч.] Законоучителя Лицея цесаревича Николая свящ. И. Соловьева. - Москва : Унив. тип., 1884. - 436 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

4. Глагол   - «хранить», к-рый много раз употребляется в Библии в породе   встречается только в Книге прор. Ионы с тем же значением в породе   (Иона 2. 9, в синодальном переводе чтущие), которая засвидетельствована для этого глагола в раввинистических текстах. 5. Глагол  (  ) используется в Иона 4. 2 в значении «делать заранее», что является нормальной формой для арам. и раввинистического евр. языка; в классическом же древнеевр. языке  (  ) означает «идти навстречу, идти против». 6. Глагол   - «трудиться» (4. 10), к-рый встречается 12 раз в Книге Екклесиаста и 5 раз в поэтических текстах (Суд 5. 26; Пс 126. 1; Притч 16. 26; Иов 3. 20; 20. 22), в классической библейской прозе не употребляется, зато засвидетельствован в арам. и раввинистическом евр. языке. 7. В Иона 4. 10-11 обыгрываются 2 значения глагола   (жалеть) - «проявлять милосердие» и «сожалеть о потере чего-либо, не желать расстаться с чем-либо», из к-рых 2-е характерно в основном для раввинистической лит-ры (в Библии - только в Быт 45. 20). 8. Слово   - «много» (Иона 4. 11) в классическом древнеевр. языке встречается гл. обр. в устойчивом сочетании    - «очень много». Вне данного сочетания слово   в основном зафиксировано в поздних текстах (15 раз в Книге Екклесиаста, 5 раз в 1-й Книге Ездры и в Книге Неемии; Агг 1. 6, 9; 2 Пар 25. 9), только 5 примеров приходится на тексты классического периода или с неясной датировкой (2 Цар 1. 4; 4 Цар 10. 18; Пс 129. 7; Ис 30. 33; Иер 42. 2). К поздним словам и оборотам можно также отнести  /     - «из-за» (Иона 1. 7, 8, 12),   - «утихать» (1. 11-12),   - «ярость» (1. 15),   - «путь» (3. 3-4) и др. (анализ всех примеров см.: Рофэ. 1997. С. 162-166). Помимо специфической лексики поздний древнеевр. язык обладает рядом грамматических особенностей, к к-рым можно отнести использование предлога  перед прямым дополнением (     - «избавить его» - Иона 4. 6), что характерно для арам. языка начиная с персид. периода. Ни один из перечисленных примеров не является решающим в доказательстве позднего происхождения текста. В каждом случае следует учитывать возможность неск. альтернативных объяснений, напр.: текст искажен переписчиком; слово или его значение редко встречается в классических текстах; автор использовал диалектизм (как в случае со словом   - «который», являющимся диалектизмом в ряде ранних и классических библейских текстов) или окказиональное иноязычное заимствование (как, возможно, в случае с   - «эдикт, указ», поскольку такое значение не зафиксировано в др. евр. текстах). Т. о., каждый пример оказывается лишь потенциальным аргументом в пользу поздней датировки и в отдельности может быть оспорен (см., напр.: Landes. 1982). Однако концентрация потенциально поздних элементов в тексте Книги прор. Ионы, состоящем всего из 48 стихов, очень высока, что делает менее вероятной возможность случайных совпадений.

http://pravenc.ru/text/578248.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010