и сокровенные знания на Руси. М., 1995. С. 48-131 [Пахомиевская Проложная ред. Жития Стефана Пермского]; Антонова Е. В. Службы св. Борису и Глебу в книжности Др. Руси: Дис. М., 1997. С. 169-192 [Пахомиевская ред. Службы Борису и Глебу]; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 343-375 [Первая Пахомиевская ред. Жития Сергия Радонежского], 377-439 [Третья Пахомиевская ред. Жития Сергия Радонежского]; То же. 2001. Т. 2. С. 53-55 [краткая летописная ред. Жития митр. Алексия], 107-114 [Вторая Пахомиевская ред. Повести о Темир-Аксаке]; БЛДР. 1999. Т. 6. С. 230-241, 550-552 [Вторая Пахомиевская ред. Повести о Темир-Аксаке]; Там же. С. 450-459, 569-570 [Житие Иоанна Новгородского (Слово 2-е)]; Там же. 1999. Т. 7. С. 132-217, 506-512 [Первая ред. Жития Кирилла Белозерского]; Там же. С. 232-253, 516-519 [Житие Ионы Новгородского]; Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2000 [Первая ред.]; БЛДР. 2003. Т. 12. С. 45-51, 542-543 [Слово о убиении Батыя]; Там же. С. 54-60, 543-547 [Слово на Покров]; Там же. С. 60-79, 547-549 [Пространная ред. Жития Саввы Вишерского]; Там же. С. 80-105, 549-550 [Пространная ред. Жития Никона Радонежского]; Шибаев М. А. Авторский вариант Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 290-319 [Четвертая Пахомиевская ред. Жития Сергия Радонежского]; Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиеп. Антоний в житии и мистериях, XII-XVI вв. М.; СПб., 2010. С. 227-390 [Вторая Пахомиевская ред. Жития Варлаама Хутынского], 390-412 [Похвальное слово Варлааму Хутынскому], 552-557 [Похвальное слово Знамению Богородицы в Новгороде], 559-637 [Служба Варлааму Хутынскому], 600-637 [Служба Знамению Богородицы в Новгороде]; Преподобный Кирилл Белозерский/Сост.: Г. М. Прохоров. СПб., 2011. С. 70-174 [Первая ред. Жития Кирилла Белозерского], 223-239 [Пахомиевская Служба Кириллу Белозерскому (частично)]; Карбасова Т. Б. Цикл текстов, посвящ. Варлааму Хутынскому, в Минее Софийского собр. 191//ОФР. 2016. Вып. 19. С. 3-57 [Первая Пахомиевская ред.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Служба прп. Варлааму Хутынскому была написана не позднее 1438 г.: вместе с Житием (во 2-й редакции, по Дмитриеву, или Первой Пахомиевской, по Карбасовой) и Похвальным словом прп. Варлааму она включена в пергаменную служебную Минею на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. Яблонский предполагал, что Служба была написана раньше Жития и Похвального слова - «как наиболее важная для богослужебного прославления святого» ( Яблонский. 1908. С. 148). П. Л. сам надписал канон своим именем в списке-автографе Службы, созданном в кон. 30-х - 40-х гг. XV в.: РНБ. Соф. 429. Л. 1-34 об. («творение священноинока Пахомиа Логофета», л. 17 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 145), и это надписание повторяется в ряде др. списков. О составлении П. Л. канона прп. Варлааму сообщается в Житии свт. Ионы, архиеп. Новгородского, и в Службе ему. Хотя местное празднование прп. Варлааму было установлено ранее, следов допахомиевской Службы не обнаружено. Считается, что П. Л. является автором всей Службы, в пользу чего говорят общие чтения песнопений с др. службами гимнографа (в частности, со Службой прп. Сергию Радонежскому, см.: Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43-44) и с др. произведениями цикла, посвященного прп. Варлааму,- Первой Пахомиевской редакцией Жития и Похвальным словом (см.: Яблонский. 1908. С. 146; Карбасова. Цикл текстов. 2016). (Однако Гордиенко, которой был неизвестен список-автограф Службы с именем П. Л. в сборнике РНБ. Соф. 429, вслед за Дмитриевым считала редакцию Жития прп. Варлаама в Минее РНБ. Соф. 191 не принадлежащей П. Л. и высказала сомнение в том, что автором цикла, посвященного прп. Варлааму, включая Службу, был П. Л., см.: Гордиенко. 2010. С. 130-133). Служба бденная, нередко сочетается в рукописях со Службой Павлу Исповеднику. В надписании канона указан акростих: «Инь канон святому Варлааму, ему же краегранесие сице: Глагол даждь ми, Христе мои, въсхвалити Твоего угодника» (РНБ. Соф. 191. Л. 62; цит. по: Яблонский. 1908. С. 144), однако в каноне акростих не прочитывается, что характерно для ранних служб П. Л. Все тропари 7-й и 8-й песен канона имеют единое окончание, что прослеживается, хотя и менее последовательно, в др. преподобнических службах автора ( Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43. Примеч. 86). А. Н. Кручинина, исследовавшая музыкальное оформление Службы, отметила, что все песнопения снабжены ремаркой «самогласны» - это единственное сочинение П. Л., построенное без опоры на образцы. Основной темой Службы, согласно Кручининой, является тема обретения мощей, согласно Карбасовой - празднование Новгородом памяти своего святого. Последняя обратила внимание на использование в Службе формулы «Вседержительная Десница», связанной с собором Св. Софии, для к-рого создавался комплект служебных Миней (включая РНБ. Соф. 191, куда вошла Служба) и где под куполом находилось изображение Пантократора. Важной для Службы является тема света, уподобление святого солнцу, что найдет отражение в Службе прп. Сергию Радонежскому.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

В поствизант. период популярным оставался сюжет «Огненное восхождение», в иконографии к-рого использовались самые невероятные формы колесницы и расположение коней. Наиболее часто встречается вариант фронтальной иконографии, когда полуфигура И. помещена в колесницу, напоминающую по форме лодку, с каждой стороны к-рой у колеса - по коню, напр.: болг. икона - фрагмент темплона (XVI в., ЦИАМ); македон. икона из ц. св. Афанасия в с. Гари, где отсутствует изображение прор. Елисея, И. держит развернутый свиток (2-я пол. XVII в., Художественная галерея, Скопье - см.: Поповска-Коробар. 2004. Кат. 105); икона из ц. св. Николая Больничного в Охриде (Македония), И. также изображен со свитком (рубеж XVII и XVIII вв., Галерея икон, Охрид), и др. На иконе иерея Петара, написанной для ц. Спасителя, И. изображен в профиль, в левой руке - свиток с надписью: «Пророк Илия рече ко Елисею: седи убо зде. Яко посла мя Господь...», а правой отдает милоть прор. Елисею (1802, Художественная галерея, Скопье - см.: Поповска-Коробар. 2004. Кат. 159). Очевидно, в поздней иконографии «Огненного восхождения» акцент переносится на преемственность пророческого служения Елисея. Реже встречался сюжет «Прор. Илия в пустыне», напр. икона XVIII в. из иконостаса мон-ря Сучевица. В искусстве поствизант. и Нового времени - т. н. Балканского возрождения - часто встречаются житийные иконы И. Иногда клейма располагаются традиционно, по периметру средника, как, напр., на македон. иконе (1626) из ц. арх. Михаила мон-ря Лесново, где средник с поясным изображением И. окружают 12 клейм (Художественная галерея, Скопье - см.: Поповска-Коробар. 2004. Кат. 65). На румын. иконе 1795 г. иконописца Раду Диакону (Национальный музей искусства Румынии, Бухарест) в среднике И. изображен в рост, с развернутым свитком в руке, внизу - маленькие фигурки ктиторов. Житийный цикл на этой иконе состоит из 20 сюжетов, нек-рые достаточно редкие (напр., клеймо «Прор. Илия молится о дожде, царь Ахав уезжает в колеснице»); цикл завершается клеймом «Преображение Господне».

http://pravenc.ru/text/389301.html

И ныне к нам приехал ваш(его Пско)ва града священный протопоп Иларион и память привез от вас от шти соборских старост с вашими руками. А в памяти пишет: Лета 7060 третьяго по царскому совету, и по Соборному уложению, и по господинову и государеву слову Пресвященнаго Пимина архиепископа Великого Новагорода и Пскова избрали шти соборские старосты и весь собор и всего Пскова града священницы и диакони в соборные священники беречи церковнаго чину и строенья [вся]ких духовных дел делати старейших священников и добре сведущих церковный чин и строенье и имущих в себе истинное слово и мудрость Божественнаго розума – Софеиньского из домантовы стены священника Ивана, Никольского з Гребли священника Василья, димитриевского из Домантовы стены, священника Никиту, похвальского священника Андрея иерусалимского, священника Потапиа богоявленского из Бродов, священника Микулу Никольского с Усохи, священника Моисея георги(евского) з болота, священника Тимофея воскресеньского из Домантовы стены, священника Никиту георгиевского, священника Ивана Воздвиженского, священника Стефана георгиевского со възвоза, священника Михаила тимофеевского, священника Евстафея борисоглебского, священника Бориса з Запсковиа, козмодамьянского священника Георгия, варламского з Запсковия священника Прокопиа, из Величиа пречистенского священника Симеона, воскресеньского с полонища священника Ивана, от нового Вознесениа священника Ерема, воскресенского с стадища священника Василья. И аз убо архиепископ молю вас, детей своих, и благословляю и челом бью: слышите иерейский собор! К вами слово, понеже вы нарекостеся земнии ангели и небеснии человецы, вы со ангелы предстоите у престола Господня, вы со серафими носите Господа, вы сводете Дух Святый с небес и претворяете хлеб в Плоть и вино в Кровь Божию человеком невидимо, мнозии же святии видеша и ныне достойнии видять. Вы же просвещаете человеки Божественым крещением, вы связуете на земли Бог не разрешает на небесех, вы разрешаете на земли, Бог не связует на Небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И ныне к нам приехал ваш(его Пско)ва града священный протопоп Иларион и память привез от вас от шти соборских старост с вашими руками. А в памяти пишет: Лета 7060 третьяго по царскому совету, и по Соборному уложению, и по господинову и государеву слову Пресвященнаго Пимина архиепископа Великого Новагорода и Пскова избрали шти соборские старосты и весь собор и всего Пскова града священницы и диакони в соборные священники беречи церковнаго чину и строенья [вся]ких духовных дел делати старейших священников и добре сведущих церковный чин и строенье и имущих в себе истинное слово и мудрость Божественнаго розума — Софеиньского из домантовы стены священника Ивана, никольского з Гребли священника Василья, димитриевского из Домантовы стены, священника Никиту, похвальского священника Андрея иерусалимского, священника Потапиа богоявленского из Бродов, священника Микулу никольского с Усохи, священника Моисея георги(евского) з болота, священника Тимофея воскресеньского из Домантовы стены, священника Никиту георгиевского, священника Ивана воздвиженского, священника Стефана георгиевского со възвоза, священника Михаила тимофеевского, священника Евстафея борисоглебского, священника Бориса з Запсковиа, козмодамьянского священника Георгия, варламского з Запсковия священника Прокопиа, из Величиа пречистенского священника Симеона, воскресеньского с полонища священника Ивана, от нового Вознесениа священника Ерема, воскресенского с стадища священника Василья. И аз убо архиепископ молю вас, детей своих, и благословляю и челом бью: слышите иерейский собор! К вами слово, понеже вы нарекостеся земнии ангели и небеснии человецы, вы со ангелы предстоите у престола Гсподня, вы со серафими носите Господа, вы сводете Дух Святый с небес и претворяете хлеб в Плоть и вино в Кровь Божию человеком невидимо, мнозии же святии видеша и ныне достойнии видять. Вы же просвещаете человеки Божественым крещением, вы связуете на земли Бог не разрешает на небесех, вы разрешаете на земли, Бог не связует на Небесех.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

«Корабль веры плавает среди подводных камней, бродов, заливов и проливов идолослужения, развивая свои паруса по дуновению Духа Божия, всегда покойный, если он осторожен, и в полной безопасности, если не ослабевает бдительность. Кто же допустит себя опрокинуть, тот будет увлечен в неизбежную пучину идолослужения, подвергнется крушению, от которого никто не спасется, низвергнется в бездну, которая поглотит несчастных, осужденных на гибель. Каждая волна тогда поглотит, каждая пучина приведет в ад. Не говорите: кому же тогда удастся сохранить себя в безопасности? Лучше, в таком случае, уйти из мира. – Конечно, лучше уйти из него, чем оставаться идолопоклонником. Но ничего нет легче, как избегнуть идолослужения, лишь бы боялись его больше всего. Какова бы ни была наша бедность, она ничто в сравнении с такой великой опасностью, как идолослужение. Святой Дух освободил нас, по ходатайству Апостолов, из-под ига ветхого закона для того, чтобы потом мы посвятили все наши усилия на избежание идолослужения. Пусть это будет нам законом! Этот закон не тяжел, но тем более надлежит наблюдать его. Это отличительный признак. христиан, – он отделяет нас от идолопоклонников и служит нам искусом. Его прежде всего следует предлагать приближающимся к вере; его следует прививать тем, которые уже приняли веру для того, чтобы одни обсудили его, прежде чем приблизиться к вере, другие соблюдали бы его, третьи отступили бы от него заблаговременно, т.е. отказались бы от звания христианина, если не желают следовать ему». «Должны ли войти в церковь , согласно символу ковчега, ворон, коршун, вол, собака и змея? Известно, что идолослужение не имеет своего образца в ковчеге: никакое животное, бывшее в нем, не было предметом идолопоклонения. Но что не было допущено в ковчег, то да не войдет и в церковь ». О терпении («De Patientia»). Трактат о терпении принадлежит к серии сочинений Тертуллиана , касавшихся нравственности. Он вызван не внешними отношениями христиан к языческому обществу, но внутренними, – имеет в виду, как и другие трактаты, установить на твердом основании нравственные законы и правила христианской жизни. Этот трактат в последствии послужил образцом подобным же трудам, вышедшим из-под пера двух знаменитых отцов церкви, св. Кирилла и св. Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Ещё село это упоминается в акте от 26 апреля 1619 года в жадобе от имени Жидичинского архимандрита Гедеона Балабана, и всей братии Жидичинского монастыря на князя Самуила Корецкого о нападении на монастырские имения Буремец, Подгайцы, Рудлев и Сапогов и ограблении тамошних крестьян (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 400). Ещё оно упоминается в акте от 2 ноября 1563 года в жалобе Жидычинского архимандрита Ионы о порче межевых знаков между имениями Ярославичами и Буремцами и поорании полей слугами жены земского подскарбия Федоры Сангушковичевой (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 26, п. 4). Ещё оно упоминается в акте от 24 августа 1564 года в жалобе Ионы, архимандрита Жидичинского на Мстишинского урядника князя Александра Федор. Чорторыйского о нападении на село Буремец, побоях и грабежах тамошних крестьян (там же 2:038). Ещё оно упоминается в акте от 17 июня 1565 года в жалобе Жидичинского архимандрита Ионы о том, что крестьяне пани Феодоры Боговитинович и дочери её пани Федоры Трибуховской уничтожили межевые знаки в имении Буремце, распахали монастырские поля и истребили лес (там же 2,039, стр. 17, п. 33). Ещё оно упоминается в акте от 29 июня 1568 года в осмотре возным трупа неизвестного преступника, повешенного урядником и слугами подскарбиной земской Федоры Богушовой и Холмского подкомория Михаила Джалынского на Буремецкой земле Жидичинского архимандрита Ионы, и осмотре им также следов порубки межевых дерев, а равно потоптания и потравы Буремецких полей теми же слугами (там же 2,042, стр. 17, п 194). Ещё оно упоминается в акте от 26 июля 1568 года в свидетельстве возного по жалобе архимандрита Ионы о нанесении побоев его крестьянам и грабеже сена в его Буремецком имении Лучицкими крестьянами Луцк. костёла Св. Троицы (– – стр. 20, п. 234). 381 Село Большая-Городница – под именем присёлка Городницы, как имение князя Феодора Данииловича Острожского, – упоминается в акте от 3 июля 1396 года в грамоте, которою вел. князь Витовт подтверждает князю Феодору Данииловичу его наследственные по отцу права на Острог с сёлами к нему относящимися, а также с своей стороны надаёт ему «село Бродов, а также Радоселки, Радогоща, Межиречье, Дьяков, также Свищово ис приселки: Озеряны, Городница, два Ставки» (Archiwum ks.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

И вот среди этого общего томления в одной из самых диких пустынь раздался голос нового великого пророка, молва о котором быстро пронеслась по всей стран. Это было в пят­надцатый год царствования второго римского императора Тиверия, в управление Иудеей прокуратором Понтием Пилатом. Со вре­мени Малахии пророчество совершенно прекратилось среди избранного народа, который в течение целых столетии принужден быль черпать религиозно-нравственные силы исключительно в законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не ожидал появления новых пророков, а ожидал лишь вторичного появления Илии, как непосредственного предте­чи Мессии. И этот Илия как бы явился теперь в лице Иоанна. Строгий назарей, Иоанн явился в пустыне не только в духе и силе Илии, но и походил на него всею своею внешностью и всем образом жизни. Подобно своему великому прообразу, он носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни – диким медом, кое где встречавшимся в малодоступных щелях скал, и акридами, т. е. высушенною на солнце саранчею (еще и доселе употребляемою в пищу бедуинами, особенно в голод­ные годы). Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, темь более, что проповедь его касалась самого жизненного вопроса – времени пришествия Мессии. «Покайтесь, проповедовал Иоанн, ибо приблизи­лось царство небесное». И на этот призыв отовсюду собираться стали к Иоанну все утруждающееся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений. Дви­жение было настолько всеобщим, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и вольнодумные саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения от сурового пророка. Местом его проповеди было необитаемое пространство пустыни, которая тянется на юг от Иерихона и бродов Иордана к берегам Мертвого моря. В скалах, нависших над узким проходом, ведущим от Иерусалима к Иерихону, гнездились разбойники; в камышах, окаймляющих воды Иордана, еще водились дикие звери и крокодилы; но это не страшило народ, который толпа­ми стекался сюда послушать небывалого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Русские стали строить мосты, искать бродов, и перешли через Дон. По одним летописным сказаниям, эта переправа случилась вечером и ночью, по другим – рано утром. Об этой ночи пред великим днём кровавой разделки русских со своими поработителями сохранилось такое предание, записанное в повести о битве: была ночь тёплая и тихая, а после полуночи (глубоце ночи) пришёл к великому князю Димитрию Боброк, родом Волынец. Пришёл он, по сказанию повести, вместе с Олгердовичами служить Димитрию против врагов веры христианской. Его знали за удалого и смышлёного воителя и боялись мужества его. Опытный в брани, он искусен был и в гаданиях, которыми тогда славились в его родине. «Хочешь ли – сказал великому князю Боброк: – я покажу тебе такие приметы, по которым ты узнаешь, что случится вперёд?» Условились никому не говорить об этом; Димитрий сел на своего боевого коня и поехал вместе с Волынцем вперёд. Было перед ними широкое ровное поле, сзади Дон, впереди речка Непрядва, впадающая в Дон. Это поле звалось Куликово. Они остановились посреди поля в ночной тьме. «Оборотись к татарской стороне и слушай, князь» – сказал Боброк. И стояли они несколько времени молча, и слышны были им крик и стук, звучали трубы, а далее завывали волки и будто дрались между собою; а по правую сторону кричали птицы, граяли вороны, клекотали орлы над рекою Непрядвою. «Что слышишь?» – спросил Боброк. «Страх и гроза» – отвечал Димитрий. «Теперь – сказал Боброк – обратись, княже, на русский полк» Оба повернулись лицом к Дону. «Что слышишь?» – спросил Боброк после нескольких пишут. «Ничего не слышу – отвечал великий князь: – тишина великая; вижу только, будто от множества огней зарево». Тогда сказал ему Димитрий Боброк: «Господине княже, благодари Бога и Пречистую Богородицу и великого чудотворца Петра и всех святых: огни – это доброе знамение тебе; призывай Бога на помощь и молись Ему часто; не оскудевай верою к Нему и Пречистой Богородице и к пастырю вашему и молебнику великому чудотворцу Петру. Это добрые приметы. Но у меня есть ещё иная примета».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

218 Село Бродов – как имение князя Януша Острожского – упоминается в акте от 1617 года 12 октября в объявлении от имени Краковского каштеляна князя Януша Острожского о том, что во время набега татар, ими опустошены и разорены его имения в Острожской волости, в том числе и село Бродов, а жители их частью убиты, частью уведены в плен (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 381). Ещё оно – под именем села Бродова, как имение Чурилы Бродовского – упоминается в акте от 1583 года 8 апреля в листе, коим Чурило Бродовский записывает своё село Бродово князю Феодору Даниловичу (Острожскому). Акт этот читается так: «В лето шести тисячное и осмсотное деваносто третее, на память святаго мученника Ефимя, на кануне провод у суботу. А се аз Чурило Бродовский дал семи село свое Бродово князю Федору Данилевичу и детем его при своем животе, а ему печаловати ся душою моею и жоны моее душею, а на то послуси я: Иван. Владични зять, Васко Голчи, Яхно Онистимкович, Васко Андреевич, Яцко Ланевич, Лукьян тивун. Павел Подвойский, Иван Башкиртович, Хваткович, Одурович, Кривец, Федоров, а кто поступит, на мое олово, введает ся тот перед Богом не моею душею, а писал Родунискович». Archiwum ks. Lubartowiczów Sanguszków w Sawucie, t. 1, стр. 2. Село Бродов расположено в низменной местности, окаймлённой горными полосами, сопровождающими ложбину реки. Низменность эта наполняется во время дождей и таяния снегов водою, стекающею сюда с окрестных высот. Вода, останавливаясь во впадинах этой луговой полосы, образует во многих местах броды, которые, быть может, и послужили поводом назвать самое село – «Бродовом». Некогда село Бродов принадлежало фамилии Чурилы герба Корчак-Бродовского; в 1385 г. его приобрёл князь Феодор Данилович Острожский. Последний ординат Острожский князь Януш Сашгушко в 1753 г. отдал г. Острог с 33 сёлами, в числе коих было и село Бродов, Малаховскому – вел. коронному канцлеру. В 1794 г. село это было конфисковано в казну и Императрицею Екатериною Великою даровано с целым Острожским ключём генералу Ферзену, от которого в 1800 году приобрёл его Иосиф-Август граф Ильинский, русский сенатор и внук его Александр Ильинский в 1873 году целый Хоровский ключ с селом Бродовом перепродал Удельному Ведомству, во владении коего село это и доселе состоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010