CN Нисибинский цикл CommAct Толкование Деяний CommGenEx Толкование на Кн. Бытия CommDia Толкование на Диатессарон СоттРа Толкование посланий апостола Павла De JulSa О Старце Иулиане DeAbrQid Об Аврааме Кидунском DeF Стихи о вере Eccl Стих о Церкви Ep Mon Письмо к инокам эдесским Hae Против ересей HdF Стихи о вере Iej Стихи о посте Nat Рождественский цикл Nic Никомидийский цикл Par Стихи о Рае Pas Пасхальный цикл S Проповеди SdF Проповеди о вере SDom Проповедь о Господе Нашем SHeb Проповедь на Страстную седмицу Vir Стихи о девстве Справочные издания AMS Acta martyrum et Sanctorum, ed. P. Bedjan, Leipzig, 18901897 BHG F. Halkin, Bibliotheca hagiographica graeca, 1957 (Subsi- dia hagiographica, 8) DHO P. Peeters, Bibliotheca hagiographica orientalis, 1910 (Subsidia hagiographica, 10) CPG M. Geerhard, Clavis partum graecorum, vol. 2, Tournhout, 1974 Dspir Dictionnaire de spiritualité PS I. Ortiz de Urbina, Patrologia syriaca, Roma, 1965 LBr C. Brockelmann, Lexicon syriacum, Halle, 1928 TRE Theologische Realenzyklopädie DHGE Dictionnaire de I’Histoire et de géographic ecclésiastique Журналы и сборники статей ПрТСО Прибавления к творениям святых отцов, Москва ВДИ Вестник древней истории (РАН), Москва ХВ Христианский Восток, Санкт-Петербург-Москва AB Analecta Bollandiana, Bruxelles ASTI Annual of the Swedish Theological Institute, Leiden BK Bedi Kartlisa, Paris ECQ Eastern Churches Quarterly, Ramsgate ECR Eastern Churches Review (incorporated into Sobornost), London EHF Ephraem-Hunayn Festival, Baghdad JHS Journal of Hellenic Studies, Oxford JJS Journal of Jewish Studies, Oxford JRS Journal of Roman Studies JSS Journal of Semitic Studies, Oxford-Manchester JThS Journal of Theological Studies, Harvard LM Le Muséon, Louvain NTS New Testament Studies, Cambridge OC Oriens christianus, Rom-Bonn-München OCR Orientalia Christiana periodica, Roma OKS Ostkirchliche Studien, Würzburg OS orient syrien, Paris PdO Parole de l’Orient (ex-«Meltho»), Beyrouth ReArm Revue des études arméniennes, Paris

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Гнев (с. ...) Цикл состоит из 6 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 121–121 об.) печатается впервые. Год века образ (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 122) печатается впервые. 1 ...яко лебедь слатко с Симеоном пети – образ поющего лебедя (символ христианского служения Богу) сопоставлялся с образом Симеона Богоприимца, молитва которого «Ныне отпущаеши...» (Лука, 2:29) цитируется в стихотворении. Гонение (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 123) печатается впервые. Гордость (с. ..) Текст (по списку ГИМ, л. 125) печатается впервые. Гордым Бог противится (с. ...) Сам Симеон Полоцкий сообщает на полях рукописи об источнике данного сюжета: «Плиний, в кн. 8, гл. 16». Автор имеет в виду книгу Плиния Старшего «Естественная история». Текст (по списку ГИМ, л. 125) печатается впервые. Горе воздыхати (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 125 об.) печатается впервые. Грех (с. ...) Цикл состоит из 15 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 128) печатается впервые. 1 Многовременным хладом лед ся утверждает… – поэт излагает распространенную в то время в научном мире теорию происхождения хрусталя из льда, приписываемую Аристотелю. Симеон, очевидно, познакомился с ней по «Естественной истории» Плиния Старшего. 2 ...даже во тверды кристаль преложен бывает… – под термином «кристалл» в научной и художественной литературе вплоть до конца XVIII в. подразумевались кварц и горный хрусталь. Грехи ума (с. ...) Текст (по списку ГИМ, л. 132 об.– 133) печатается впервые. 1 Павел заключает: «не мудритеся паче, неже подобает!» – здесь вольное истолкование слов апостола Павла о тщете «плотской» мудрости, потому что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Коринфянам, 1:27). Дар (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 138) печатается впервые. Двоедушие (с. ...) Цикл состоит из 3 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 140) печатается впервые. Диоген (с. ...) Впервые стихотворение опубликовано А. М. Панченко (с. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Первый цикл евангельских воскресных литургийных зачал оканчивается Неделей, именуемой Пятидесятницей. Чтение этой Недели ( Ин. 7, 37–52; 8, 12 ) открывает всем, кто уверовал в Воплотившегося Сына Божия и последовал за Ним, тайну о ниспослании иного Утешителя ( Ин. 14, 16–17 ) – о благодатном Царстве Святого Духа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7, 37–39 ). Заканчивая цикл зачал, содержащих высокое богословие о Лице Воскресшего, Святая Церковь указывает на свою природу как на сокровищницу даров Святого Духа, как на неиссякаемый источник на земле рек воды живой для спасения вознесшимся Господом людей. Глава 4. ВТОРОЙ ЦИКЛ ГОДИЧНОГО КРУГА ВОСКРЕСНЫХ ЛИТУРГИЙНЫХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ Второй цикл воскресных литургийных евангельских чтений объемлет 32 Недели: от Недели 1-й по Пятидесятнице, именуемой Неделей Всех святых, до Великого поста. Повествуя в первом пасхальном цикле о благодати и истине, происшедших чрез Иисуса Христа, Святая Церковь во втором цикле проповедует о таинственном значении полученных благ. Второй цикл открывает зачало от Матфея (10, 32–33; 37–38; 19, 27–30). Здесь повествуется о наградах, получаемых теми, кто всецело отдается Христу, исповедует Его пред людьми и следует за Ним, «оставив домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать». В этом зачале Святая Церковь показывает для нашего назидания неисчислимый сонм наследников обителей блаженных, сподобившихся небесных наград за последование Христу. Зачало Недели Всех святых является прологом к чтениям последующих Недель, так как, открывая славу Всех святых, Святая Церковь указывает нам их путь – путь каждого христианина. Чтения всех последующих Недель распределяются между святыми евангелистами Матфеем и Лукой. Сначала до 17-й Недели идут зачала из Евангелия от Матфея, затем зачала из Евангелия от Луки, с возвращением в Недели сыропустную и мясопустную к Евангелию от Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Интерьер ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Пробота. Росписи. 1532–1534 гг. Еще один довольно редкий в визант. и поствизант. живописи цикл, «Одиннадцать воскресных Евангелий» (читаются на воскресной утрене), расположен регистром ниже по всему периметру нартекса. Среди ранних примеров можно назвать роспись ц. во имя вмч. Никиты в Чучере, более поздние - роспись алтаря кафоликона Проботы и роспись церкви мон-ря свт. Николая (Филантропинон) на острове в оз. Памвотида (Янина). В редакции некоторых сцен данного цикла очевидно влияние уже упомянутых миниатюр рукописи Paris. gr. 74. В следующем регистре - над входом в усыпальницу - помещена композиция, которой посвящен храм,- «Сошествие Св. Духа», затем - цикл Пятидесятницы (композиции, посвященные тематике празднования воскресений от Пасхи до Недели всех святых). Однако, ввиду того что Фомино воскресенье (2-е по Пасхе) и воскресенье жен-мироносиц (3-е) уже были включены в цикл «Одиннадцать воскресных Евангелий», в этом цикле они были заменены: композиция, расположенная на месте изображения Фомина воскресенья, идентификации не поддается, вместо сцены жен-мироносиц представлена сцена «Оплакивание Христа» по принципу текстового соседства евангельских чтений. Самой необычной является иллюстрация 5-го воскресенья (Недели о самаряныне), к-рая представляет собой удлиненный фриз, включающий кроме беседы самарянки со Христом и с Его учениками беседу с рим. имп. Нероном (согласно пояснительной надписи) на престоле, у подножия к-рого лежат обезглавленные тела мучеников. Т. о. евангельский эпизод перерастает в агиографическое повествование о христ. жизни и мученичестве самарянки, известной под именем мц. Фотинии. Цикл замыкается там, где начался (на восточной стене), композицией «Неделя всех святых». За сценой «Пятидесятница» помещена сцена «Воздвижение Креста Господня» - первый из двунадесятых праздников церковного года. Обращает на себя внимание цикл сцен, которым А. Н. Грабар дал определение «христианские столицы». Для них использованы агиографические композиции «Лествица прп. Иоанна Лествичника», «Чудеса прп. Саввы Освященного» и «Чудеса прп. Афанасия Афонского», наводящие на мысль о том, что главные центры правосл. духовности находятся не в церковных центрах и столичных городах, а в мон-рях Синая, Афона и Иерусалима. Присутствие в этих сценах коронованных персонажей, возможно, указывает на покровительство молдав. господарей данным монастырским центрам.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Это годичный цикл богослужения, который выражается в праздничном цикле Церкви. Каждый праздник имеет свои особенности в богослужении. В основном, это одна и та же форма богослужения, но каждый раз в связи с событиями, которые в этот день года переживает Церковь, какие-то молитвы добавляются, какие-то песнопения добавляются. Каждая литургия в течение года отличается от всех остальных, это не одно и то же каждый раз, а каждый раз что-то новое. И Церковь дает нам возможность двигаться, совершая одно и то же таинство, но двигаться вместе с Богом. Недельный цикл богослужения Внутри годичного цикла есть цикл недельный. И в нем главное событие – это Воскресение Христово, маленькая Пасха, день воскресный, в который обязательно совершается литургия. В другие дни литургия тоже может совершаться, но не во всех церквях, по-разному приходы устроены. Но воскресный день – это маленькая Пасха, в которую обязательно совершается литургия, поэтому к воскресенью как к центральному дню в неделе устремлено богослужение недельное. Все остальные богослужения в течение недели каким-то образом напоминают нам о том, что впереди маленькая Пасха, воскресный день. Поэтому мы призваны в воскресенье собираться вместе для того, чтобы вновь пройти пасхальный цикл со Христом. Каждая литургия – это Пасха, это наша Тайная вечеря со Христом, это участие в Его смерти и в Его Воскресении. Евхаристия – это соединение наше со Христом в Его страданиях, в Его Воскресении и Вознесении. Постные дни недели Недельный цикл так же устремленным к литургии. В течение недели тоже есть свои особые дни, постные дни, когда мы вспоминаем о наших человеческих грехах. Церковь предлагает нам два дня в неделю – среда и пятница. Есть периоды в течение года, когда мы празднуем, и этих дней нет – это так называемые  сплошные недели  после великих праздников, когда среда и пятница не являются постными. А на протяжении всего остального года среда и пятница – это постные дни, когда нам Церковь предлагает совершить некоторую проверку своей совести – как я живу, все ли нормально, или у меня опять что-то накопилось, я опять в чем-то испачкался? И если я испачкался, у меня есть возможность прийти к Богу, попросить прощения в таинстве исповеди. Почему среда и пятница? Среда – это день, в который Иисус был предан Иудой, пятница – это день, в который Он был распят. Два преступления, совершенных человеками, и каждая среда и пятница нам напоминание об этом.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Адам (с. ...) Цикл состоит из 8 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 26) печатается впервые. Алкион (с. ...) Цикл состоит из стихотворений. Сюжет стихотворения 2 заимствован из «Физиолога». Алкион (заимствовано из греческого) – древнерусское название птицы зимородок. Текст (по списку ГИМ, л. 28 об.) печатается впервые. Анафема (с. ...) Цикл состоит из 4 стихотворений. Анафема (греч.) – отречение, проклятие. Текст (по списку ГИМ, л. 29–29 об.) печатается впервые. 1 Викентий святой – монах Ларинского монастыря (V в.) близ Марселя. Прославился своими обличениями еретиков-несториан, отрицавших божественную природу Христа. Апостола (с. ...) Цикл состоит из 9 стихотворений. Апостолы – согласно Новому Завету, двенадцать учеников Христа. Текст (по списку ГИМ, л. 32–32 об.) печатается впервые. 1 Челюсть осла мертвого Сампсон похитил есть, Филистынов тысящу тою поразил есть… – библейский образ Самсона (церковнослав. форма – Сампсон), ослиной челюстью убившего тысячу воинов-филистимлян (Книга Судей, 15:1–16), здесь используется как символ победы Иисуса Христа над силою дьявола. Арианин (с. ...) Ариане – представители крупнейшего еретического движения в IV веке, последователи учения александрийского священника Ария. Текст (по списку ГИМ, л. 33 об.) печатается впервые. 1 Феодорик краль Африки… – имеется в виду Теодорих I Великий, король остготов (454–526). Безместие (с. ...) Цикл состоит из 5 стихотворений. Текст (по списку ГИМ, л. 38 об.) печатается впервые. 1 Александр Ликург – легендарный законодатель древней Спарты. В предисловии к первым книгам «Царств» Франциск Скорина называет имя царя Ликурга в числе тех, кому история приписывала составление законов в странах классической древности. 2 Кикерон Иулия кесаря блажаше… – Марк Тулий Цицерон, выдающийся оратор, адвокат, писатель и политический деятель Древнего Рима (106–43 гг. до н. э.), прославлявший в своих речах Юлия Цезаря. 3 Кинна бе имя врагу… – сюжет заимствован из «Римских деяний». Л. Корнелий Цинна – сын консула, родственник и политический противник Цезаря, однако в убийстве последнего (в 44 г. до н. э.) не участвовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Дальше на этом соборе обсуждался вопрос о святости ирландских отцов, праздновавших пасху не кафолически. Вильфрид высказался по этому вопросу уклончиво, — вероятно, они праздновали пасху по–своему потому, что не были извещены относительно римского обычая — кафолического. Во всяком случае, как ни велика их святость, замечал Вильфрид, а авторитет ап. Петра выше, ибо ему сказано Христом, что он камень Церкви и у него ключи царствия небесного. Король спросил, простираются ли эти обетования на ирландских епископов, и, когда Вильфрид его уверил, что нет, он сказал, что принимает обычай римский. Таким образом, король отрекся от ирландского обычая, а Кольман взял мощи первого нортумберландского епископа и ушел с ними в Шотландию. Папа Вителиан совершил по этому поводу благодарственное Богу молебствие. Таким образом, британская церковь ссылалась на ап. Иоанна и Анатолия. Но Вильфрид уничтожил значение ссылки на ап. Иоанна и поколебал авторитет Анатолия. Кроме liber Anatoli de ratione paschali, ирландские ученые выпустили трактат Афанасия, еп. александрийского о счислении пасхи и пролог св. Кирилла, еп. александрийского. Как известно, последний написал пасхалию на 95 лет, а ирландцы исказили ее применительно к своим обычаям. Так как Римская империя несла на Британские острова счисление Дионисия Малого, которое есть и счисление Кирилла александрийского, принятое повсеместно, то ирландская и британская церковь вооружалась и против практики всей церкви. Конечно, возможно предположить, что восточная церковь следовала практике римской церкви, а британская практике более древней восточной, но не общепринятой. Но и это вовсе не так: ирландско–британская церковь следовала древнему римскому западному чину, а не восточному. Дело в следующем: с 213 по 312 год был написан Августалием цикл празднования пасхи и в Риме — Romana Supputatio; в 312 г. этот цикл был продолжен по 412 г. В некоторых пунктах цикл Августалия в Риме отменен, но общая основа оставлена та же (84–летний цикл). Извещение этого нового цикла на Арелатском соборе (Aries 314 г.) возложено было на римского епископа. На этом соборе было постановлено: «Primo in loco de observatione paschae dominicae ut uno die et uno tempore peromnem orbem a nobis observatur, ut iuxta consuetudinem litteras ad omnes tu diregas» [Прежде всего относительно празднования Пасхи Господней в один день и в одно время по всему миру нами отмечено, чтобы ты, по обычаю, направил всем письма (Лат.)]. На соборе этом в числе других епископов присутствовали также и британские, которые получили копии с продолженного счисления, считая их вполне удовлетворительными. Но в Риме скоро почувствовали несовершенство нового счисления, почему в 354 г. подвергли его исправлению. И в конце концов в Британии было введено счисление Дионисия Малого (84–летний цикл).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

На св. Кирилле, как архиепископе александрийском, лежала обязанность, согласно постановлению Никейского собора, ежегодно определять время празднования Пасхи и оповещать об этом другие церкви. Очевидно, чтобы уничтожить неудобство ежегодных оповещений о времени празднования Пасхи, еще Феодосий Вел., как говорит св. Кирилл, просил Феофила Александрийского составить возможно более ясное руководство к вычислению времени празднования Пасхи, и Феофил составил пасхальный цикл в 418 лет. Но так как „глубина системы Феофиловой превосходить всякое понимание“, то этот цикл не получил распространения, и однообразие в праздновании Пасхи не могло быть строго соблюдаемо. И вот, св. Кирилл, для которого доступна была „глубина“ этого цикла, упростил пасхалию Феофила и составил пасхальный цикл в 95 лет, который потом и известен был под именем св. Кирилла. Цикл этот начинается с 437 г., почему и составление этой пасхалии св. Кирилла можно отнести к этому году. 2034 Однако, и цикл св. Кирилла не уничтожил всех недоразумений, которые возникали при определении времени празднования Пасхи. Недоразумения эти происходили преимущественно на почве неодинаковых в разных церквах правил летосчисления. В Александрии с древних времен, а особенно – со времени Антония Великого , которому было особое откровение от ангела по этому вопросу, 2035 был во всеобщем употреблении 19-ти летний круг для вычисления високосных годов, в каковом високосными считались III, VI, VIII, XI, XIV, XVII и XIX годы; а в Риме был в употреблении 84 летний круг, и високосные годы повторялись всегда через два года. При пасхальных вычислениях употреблялись лунные месяцы, поэтому високосный год в этих вычислениях имел не 12, а 13 месяцев. Вот почему в 444 году, который у римлян был простым, а по александрийскому счету – високосным, разница в пасхальных вычислениях получалась на целый месяц: александрийцы собирались праздновать Пасху в IX календы мая, а римляне – в VI календы апреля. Поэтому папа Лев Великий обратился к св. Кириллу с этим недоразумением, и св. Кирилл написал ему обширное послание, от которого сохранился до нашего времени отрывок, хотя и незначительный, но свидетельствующий о глубине астрономических и математических познаний св. Кирилла. 2036 Здесь, между прочим, сообщается о вышеупомянутом постановлении Никейского собора относительно пасхальных посланий от александрийских архиепископов. 2037 Здесь же записал св. Кирилл древнее предание, что в один и тот же день седмицы (в пятницу) Христос был зачат во чреве Пресвятой Девы – Богородицы и умер на кресте; в пятницу же Адам умер душой грехопадением в раю и в тот же день (седмицы) он умер телом; в марте месяца был убит Авель, в марте же было бегство св. семейства в Египет. 2038

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Мы часто говорим о страстях и грехах. О добродетелях — гораздо реже. Но зная, от чего бежать, не менее важно знать, к чему стремиться. Неожиданные факты из истории христианства . История христианства скрывает в себе множество интересного, с одной стороны, и малопонятного — с другой. Попробуем увидеть ее глазами современников — с живым осознанием собственной причастности. В цикле лекций историка и религиоведа Василия Чернова мы посмотрим на известные события под необычным углом. Дневник Великого поста . Вместе со священником Александром Дьяченко проживаем трудности, радости и искушения Великого поста. Пять книг Библии в иудейском и святоотеческом толковании . Ветхий Завет — эти два слова чаще всего рождают у современного человека ассоциации с неким текстом, пришедшим из допотопных времен. Но такой подход обедняет нашу внутреннюю жизнь и даже само понимание евангельского благовестия. Слово Христово прозвучало не в вакууме, оно было произнесено на конкретном языке в конкретной культуре. Священник Александр Сатомский предлагает опыт современного прочтения самых, может быть, ярких книг Ветхого Завета. Кулинарные путешествия со священником Андреем Битюковым . Рецепты сытных и необычных блюд, привезенные из путешествий санкт-петербургским священником. «Шесть воскресений для Бога» — цикл роликов (плюс аудиоверсии и расшифровки) протоиерея Дмитрия Сизоненко, где он комментирует евангельские чтения великопостных воскресений.  «Великий пост: выстоять или прожить?»  — цикл проповедей (плюс расшифровки) игумена Силуана (Туманова), где он разъясняет великопостные богослужения и традиции. «Сюжеты Великого поста в мировом искусстве» — великопостный цикл видеороликов поэта, культуролога Михаила Кукина, где он раскроет смысл, заложенный в ряде произведений изобразительного искусства на библейские сюжеты. «Семь страстных помыслов: взгляд психолога» — цикл роликов (плюс аудиоверсии и расшифровки) П. Дмитриевского, М. Филоник, А. Дягилева.  «Книги для Великого поста: шесть шагов духовного взросления» — цикл текстов монахини Елисаветы (Сеньчуковой).

http://predanie.ru/tema/velikij-post/

Фигура среднего Ангела занимает центральное место; одет он в синий гиматий и темно-красный хитон (характерные цвета одежды Христа), тогда как два других Ангела одеты в светлые гиматии и хитоны. На столе лежат три хлеба, три ножа и блюдо с головой и костями тельца. В левом углу композиции представлен Авраам с блюдом в руках; Сарра отсутствует. Храм афонского Протата (северная Греция) был расписан около 1290 года легендарным художником Мануилом Панселином (сведения о нем сохранились в труде афонского художника XVIII в. Дионисия из Фурны). Иконографическая программа храма разделена на несколько тематических циклов, каждый из которых размещен в отдельном регистре. Праздничный цикл включает события из жизни Христа на основе Евангелия. Богородичный цикл основан как на евангельском повествовании, так и на сведениях из церковного Предания; кульминацией Богородичного цикла является фреска «Успение», занимающая всю западную стену центрального нефа: это самая многофигурная композиция во всем ансамбле. Страстной цикл состоит из восьми композиций, иллюстрирующих последние дни, часы и минуты земной жизни Христа. Пасхальный цикл включает четыре композиции, посвященные явлениям Христа ученикам после воскресения. Семь композиций составляют цикл, связанный с праздником Пятидесятницы и соответствующий празднованиям, отраженным в богослужебной книге Триодь цветная (Пентикостарион). Стены храма украшены множеством изображений святых: прародителей и пророков, евангелистов и прочих апостолов, святителей и диаконов, монахов, воинов, мучеников, бессребреников и целителей. Особое внимание Панселин уделил образам святых, происходивших из Салоник, его родного города. Искусство Панселина отличается особой духовной глубиной, пластической ясностью, красотой образов и яркостью цветов. Художник тяготеет к симметричным композициям, портретному реализму, скульптурности в изображении человеческого тела. В искусстве художника чувствуется влияние исихазма; лики – будь то Христа на троне, Богородицы на троне, великомучеников Феодора Стратилата или Феодора Тирона – дышат внутренней тишиной, одухотворенностью. Чрезвычайно разнообразны лики Христа в одиночных и многофигурных композициях. Одна из фресок, известная под названием «Христос дремлющий», изображает Младенца, лежащего на подушке: глаза Младенца открыты, но выражение лица у Него сонное, голову Он подпирает рукой. На другой фреске Христос представлен в виде молодого человека с короткими вьющимися волосами и короткой бородой (семитско-палестинский тип); надпись гласит: «Иисус Христос в другом облике». В композиции «Сошествие во ад» Христос изображен склонившимся к Адаму, которого он выводит из ада; черты лица Спасителя отмечены печатью сострадания и спокойствия; лица и фигуры Адама и Евы, напротив, исполнены драматизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010