Хотя сцены Жития Д. С. могли быть включены в состав стенописей домонг. храмов во имя святого (Димитриевский мон-рь в Киеве, Димитриевский собор во Владимире), древнейшие сохранившиеся рус. циклы относятся лишь к кон. XV-XVI в. и представляют собой житийные иконы. Очевидно, в развитии житийной иконографии святого на Руси особую роль сыграл цикл на полях драгоценного оклада, созданного на рубеже XIV и XV вв., при митр. Киприане, для древней иконы Д. С. из Димитриевского собора во Владимире (от оклада, утраченного в 1812, сохр. сканый венец; о существовании житийных сцен сообщают описи Успенского собора и архидиак. Павел Алеппский). О том, как выглядел оклад рубежа XIV и XV вв., можно судить по серебряному окладу 1586 г. на иконе-списке образа из Владимира, заказанной Д. И. Годуновым для костромского Ипатиевского мон-ря (ГИМ; см. об этом: Постникова-Лосева. 1969. С. 233-242). Житийный цикл на иконе из Костромы состоит из 15 сцен (16-е клеймо - помещенный в центре нижнего поля образ Д. С. в рост) и основывается на тексте Жития и описаниях посмертных чудес в древнейших собраниях чудес, зафиксированных в более позднее время. Это клейма, посвященные назначению святого правителем Фессалоники, его проповеди и заключению в темницу, истории мч. Нестора и Лия (4 клейма, в т. ч. 2 со сценой борьбы), смерти и погребению Д. С. Посмертные чудеса - явление Иллюстрию ангелов и Д. С., отказывающегося покинуть осажденный город, чудо с Калояном, избавление Фессалоники от аваров и славян (изображение конного Д. С., прогоняющего врагов от стен города), исцеление расслабленного эпарха Леонтия и избавление из плена 2 девиц, вышивших образ Д. С. (последний сюжет, неизвестный визант. и поствизант. иконографии, стал отличительной чертой рус. циклов Жития). Необычайно подробный цикл, по количеству сцен превосходящий цикл сер. XIV в. в росписях мон-ря Дечаны, вероятно, стал основой для более поздних рус. житийных икон, близких не только по составу, но и по иконографии нек-рых сцен, явно восходящих к общему источнику.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ (1394, сельцо Кудиново близ Боровска (ныне урочище в Боровском р-не Калужской обл.) - 1.05.1477, Пафнутиев Боровский монастырь), прп. (пам. 1 мая), Боровский. Агиографические и другие источники Основные сведения о П. содержатся в летописной статье под 1477 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 309-310), в его Житии, составленном архиеп. Ростовским и Ярославским Вассианом II (Саниным) , в Иосифо-Волоколамском патерике . Созданию этих произведений предшествовал «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», написанный учеником П., иноком Иннокентием Дивным (см. о нем подробнее: Федотов С. В. Книжник Иннокентий Дивный и начало лит. школы мон-ря Рождества Богородицы под Боровском//Диалог со временем. СПб., 2013. Вып. 42. С. 144-157), вскоре после описываемых событий, в 1477-1478 гг. (Рассказ. 1999 (опубл. по: РГБ. Ф. 113. Волок. 515. Сб. XVI в. Л. 395-419)). Житие П. изучено недостаточно, мн. вопросы остаются дискуссионными. Выделяют 2 полные редакции Жития - Отдельную и Минейную ( Лурье. Вассиан Санин. 1988. С. 125) и 2 краткие редакции ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 208), одна из к-рых - Сокращенная редакция Жития П. (Память. 2003) - встречается только в списках ВМЧ. Основные отличия между текстами полных редакций Жития заключаются в том, что в тексте Минейной редакции отсутствуют «Повести отца Пафнутия» (о Великом море; об умершей инокине; о вел. кн. Владимирском Иоанне I Даниловиче Калите; о сне Иоанна I Калиты; о псе, укрытом драгоценной шубой; о вел. кн. Литовском Витовте ; о милостыне нищим; о видении дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича; об убиении некоего праведного мужа), а также Чудеса об исцелениях посетителей монастыря. Все они читаются в Отдельной редакции (Житие. 1899. С. 131-140). В Минейной редакции (РНБ. Соф. 1321) помещено 17 рассказов о прижизненных чудесах П., в Отдельной редакции (Житие. 1899) - 25 рассказов. В Минейной редакции названо имя составителя Жития - «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» - и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» преподобного. А. П. Кадлубовский полагал, что эпизоды Жития о татях и о старце Евфимии вошли в патерик, а патериковый цикл эсхатологических рассказов П. был включен в текст поздних редакций жизнеописания святого. По мнению Л. А. Ольшевской, «Повести отца Пафнутия» представляют собой цикл эсхатологических рассказов, читающихся в патерике и в Житии П. Этот цикл «имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова - составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа» (Древнерусские патерики. 1999. С. 440; БЛДР. 2000. Т. 9. С. 498).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Свт. Константин составил большой цикл великопостных канонов (трипеснцев и четверопеснцев, общим числом 35) с единым акростихом, содержащим свыше 400 букв и представляющим своеобразное поэтическое произведение ( Попов. (II) 1985). В Октоихе в последнее время обнаружено 26 канонов свт. Климента Охридского (покаянный 6-го гласа, написанный, возможно, для Требника, циклы из 8 канонов каждый св. Иоанну Предтече, апостолам Петру и Павлу и Св. Троице; канон Пресв. Богородице 4-го гласа), 8 канонов и цикл стихир Св. Троице с текстовым акростихом ( Йовчева. (II) 1999; Крашенинникова. (II) 2000; Федоскина. (II) 2000; Иванова. (I) 2003). Для Праздничной Минеи были написаны службы на двунадесятые праздники и избранным святым. Из них известны следующие (в календарном порядке): 8 окт.- канон арх. Михаилу свт. Константина Преславского ( Кожухаров. (I) 2004. С. 45-59); 21 нояб.- канон на праздник Введения Пресв. Богородицы во храм с анонимным текстовым акростихом (Там же. С. 80-96); 22 нояб.- служба Тивериопольским мученикам свт. Климента ( Vukanovi . (I) 1971); 25 дек.- служба на Рождество Христово, включающая цикл из 36 предпразднственных и такого же числа попразднственных азбучных стихир ( Иванова-Константинова. (I) 1971; (I) 1981), цикл из 6 предпразднственных трипеснцев св. Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 160-169) и канон с текстовым метрическим акростихом свт. Константина Преславского ( Попов. (I) 1998); 6 янв.- служба на Богоявление, включающая циклы трипеснцев на предпразднство с анонимным текстовым акростихом и стихир того же Константина, циклы из 36 предпразднственных и 36 попразднственных азбучных стихир, и 2 канона с анонимным метрическим текстовым акростихом ( Попов. (I) 1982; Попов. (I) 1995) и свт. Климента Охридского (открыт в 2005 А. А. Туриловым в серб. Праздничной Минее рубежа XIII и XIV вв.- ГИМ. Муз. 2835); 20 янв.- канон иером. Евфимию Великому свт. Климента Охридского ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 170-181); 27 янв.- служба (канон с анонимным текстовым акростихом и 3 стихиры Климента (?) - Там же. С. 147-148) на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста; 3 февр.- канон прав. Симеону Богоприимцу с текстовым акростихом (Там же. С. 145-147); 17 марта - канон Алексию, человеку Божию, Климента ( Савова. (I) 2003); 23 июля - его же служба сщмч. Аполлинарию Равеннскому ( Йовчева. (I) 2002); 2 авг.- его же канон первомч. Стефану и папе сщмч. Стефану I ( Йовчева. (I) 2001); 6 апр.- общий канон Кириллу и Мефодию с текстовым акростихом; 30 авг.- канон на Положение ризы и пояса Богородицы Климента ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 182-188); 15 авг.- служба на Успение Богоматери: трипеснец Константина ( Попов. (I) 1995) и канон Климента ( Мошкова, Турилов. (II) 1998).

http://pravenc.ru/text/165013.html

М., 2004. С. 93; СилкинА. В. Покров на раку «Благоверная княгиня Анна Кашинская» из собрания ГИМ. Проблемы атрибуции//Русский исторический портрет: Эпоха парсуны: Материалы конференции. М., 2006. С. 24. По мнению А. В. Силкина, этот покров происходит из мастерских Ильи Даниловича Милославского, тестя царя, участвовавшего в паломничестве государя к мощам Анны Кашинской в 1650 г., и может быть датирован 50-ми–первой половиной 60-х гг. XVII в. 3549 ...повелением его царским соучинены быта стихеры и канон и вся служба. – Речь идёт о службе, сочиненной Епифанием Славинецким на перенесение мощей Анны Кашинской. 3562 Публикуемый Агиографический цикл представляет собой устойчивое сочетание агиографических памятников, посвящённых святой благоверной княгине Анне Кашинской. Цикл известен в двух вариантах: более полный (Житие, Повесть о явлении Анны Кашинской пономарю Герасиму, Сказание об обретении мощей, Слово на перенесение мощей и Повесть о чудесах с чудесами, число которых может доходить до 41) и ранний, более краткий (Житие, Повесть о явлении Анны Кашинской пономарю Герасиму, Сказание об обретении мощей и 11 чудес). Чаще всего Агиографический цикл вместе с одной или двумя Службами Анне Кашинской составлял отдельный монографический сборник. Вне Агиографического цикла тексты, в него входящие, практически не встречаются (исключение составляет одна рукопись, в которой Повесть о явлении Анны Кашинской пономарю Герасиму переписана вместе со Службой). История публикуемых агиографических памятников была подробно рассмотрена во время следствия 1677 г. Сначала на вопросы о Житии ответил священник Василий-младший: «А Житие благоверные великие княгини Анны принес брат ево Никифор ис Соловецкого монастыря, а откуду то Житие взято и кто ево написал, про то он, поп Василей, не ведает, а ведает брат ево Никифор. А которому, де, понамарю великая княгиня явилась, и того, де, понамаря ныне вживе нет, и сродников ево никого не осталось» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 88 об.). Чуть больше о Житии знал отец Василия Василий-Варлаам: «А Житие, де, великие княгини писано в Соловецком монастыре, писал старец против речей сына ево Никифора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В совр. богослужебных книгах сохранились стихиры авторства К., которые либо помещены без надписания, либо обозначаются «Ανατολου» («Анатолиево») или «Βυζαντου» («Византиево»), что, вероятно, является указанием не на конкретного автора, а на происхождение песнопения, либо приписываются др. гимнографам: самогласен 1-го гласа Απεστλη Αγγελος Γαβριλ (        ) на литии на вечерне Благовещения, 25 марта (Μηναον. Μρτιος. Σ. 202-203; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 177-178), в рукописях приписывается К., хотя в Минее помещен анонимно (см.: Papadopoulos-Kerameus. 1901. S. 60; Tillyard. 1911. S. 422); самогласен 1-го гласа в честь апостолов Петра и Павла, 29 июня, нач.: Τος φωστρας τος μεγλους τς Εκκλησας (       в Минее (Μεναον. Ιονιος. Σ. 197-198; Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 463) помещен вместе с самогласнами Андрея Критского , но исследователи считают его произведением К. (см.: Tillyard. 1911. S. 422); цикл самогласных стихир 4-го гласа в честь мц. Христины, 24 июля (Μηναον. Ιολιος. Σ. 214; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 81-82), в Минее надписан «Βυζαντου», авторство К. засвидетельствовано в рукописях (см.: Papadopoulos-Kerameus. 1901. S. 60-61); вероятно, К. принадлежит также самогласен плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на «Господи, воззвах» на вечерне в Неделю о мытаре и фарисее, нач.: Παντοκρτορ Κριε (     - см.: Τριδιον. Σ. 5; Триодь Постная. Л. 1 об.) и др. стихиры (полный перечень см.: Кассия (Сенина). 2004. С. 26-27; также см.: Rochow. 1967. S. 35-58). В рукописях сохранились и другие песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон об усопших плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом, содержащим имя автора - Κασσας (Кассии) - в тропарях 7, 8 и 9-й песен (целиком акростих восстановить не удается; судя по всему, богородичны, к-рые не являются творением К. (см.: Kassia (Senina). 2009), и ирмосы в акростих не входят); ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ); нач.: Υψος κα βθος (Высоту и глубину) (текст см.: Krumbacher. 1897. S. 347-356; есть основания считать, что К. составила и др. каноны (см.: Petrides. 1902. P. 235), но они до сих пор не обнаружены); цикл из 8 стихир на Рождество Христово, цикл из 3 стихир на предпразднство Богоявления, цикл стихир на Сретение Господне (см.: Eustratiades. 1932. Σ. 102-105, 106-108).

http://pravenc.ru/text/1681291.html

К ним следует добавить и цикл архистратига небесного воинства арх. Михаила, в который вышеназванная сцена включена. Вместе с другими особенностями иконографическая программа росписей церкви в Пэтрэуци приводит к мысли о некоем специальном назначении этого храма, расположенного недалеко от господарской столичной крепости Сучава как места принесения клятвы на верность. В документе времени правления сына св. Стефана III Петру IV Рареша говорится, что над троном господаря была помещена икона Воскресения Господня, перед которой он приносил клятвы. Возможно, с этим связано и написание нового ктиторского портрета, ибо клятву на верность приносили не только господарю, но и его наследнику. Кавалькада св. воинов. Роспись ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Пэтрэуци. 1487–1488 гг Кавалькада св. воинов. Роспись ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Пэтрэуци. 1487–1488 гг В иконографической программе нартекса прослеживаются черты, которые появятся и в других церквах времени св. Стефана III, и ряд уникальных особенностей. Здесь, как и во всех церквах данного периода, одной из центральных тем является цикл, связанный с посвящением церкви. В Пэтрэуци цикл Честного Креста расположен на вост. стене. Типичны изображения в нижнем регистре преподобных мужей и жен и мучениц. Необычными являются изображение в куполе нартекса Христа Вседержителя в окружении пророков и изображение святителей в монашеском облачении в чине преподобных. Во 2-м регистре нартекса расположен цикл Жития арх. Михаила, в котором выделяется сцена «Явление креста имп. Константину», расположенная во всю длину западной стены. В тимпане южной стены частично сохранились 2 сцены из Жития св. Иоанна Предтечи, что объясняется, согласно также и другим памятникам, символической сопряженностью образа св. Иоанна Предтечи с тематикой Честного Креста. На западном фасаде пэтрэуцкой церкви частично сохранилась сцена «Страшный Суд» . Стиль, иконографические особенности и греч. надписи позволяют считать данную сцену одновременной внутренним росписям.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

традиции: иконы с 4-6 клеймами образуют краткие циклы, остальные памятники, имеющие свыше 8 сцен, относятся к группе т. н. сводных. Однако сводные циклы сравнительно с византийскими изменили характер. Если в визант. циклах каждая сцена вводилась как указание на определенный пласт событий, вслед. чего ее изображение носило знаковый характер, то в соответствующих древнерус. циклах события подробно развернуты на плоскости. Появились тематические циклы, близкие к более ранним византийским, но существующие не отдельно, а в составе обширных сводных. Расширился цикл детства И. П., в к-ром выделена тема зачатия. Напротив, проповеднический цикл, к-рому в визант. живописи уделялось большое внимание, был сокращен до 1-2 сцен - «Проповеди св. Иоанна Предтечи» или «Крещения Господня». Изменился страстной цикл: развитие получила тема реликвий И. П., более подробным стал цикл «Обретений честной главы св. Иоанна Предтечи», и сложилась их рус. иконография. Особое значение приобрели изображения погребения И. П., впервые была проиллюстрирована апокрифическая легенда о погребении И. П. и его отца Захарии в Иерусалимском храме. Даже в традиц. иконографическую схему «Усекновения главы св. Иоанна Предтечи» были введены новые мотивы, связанные с темой прославления святынь И. П. Кроме того, стали изображать посмертные чудеса И. П., не имеющие аналогов в визант. искусстве: «Чудо от перста» и «Явление св. Иоанна Предтечи Иоанну-монаху». Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Икона. XVII в. (ГИМ) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Икона. XVII в. (ГИМ) Пир Ирода. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Paris. Supll. gr. 1286. Fol. 10v) Пир Ирода. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Paris. Supll. gr. 1286. Fol. 10v) Нестабильность состава житийного цикла И. П. была обусловлена состоянием древнерус. житийной лит-ры о святом, насчитывавшей множество вариантов Жития, разнообразных по содержанию ( Творогов. 1987).

http://pravenc.ru/text/471450.html

В других случаях житийный цикл изображался прежде всего на раке с мощами святого. Письменные источники сообщают, что подобная практика формируется в Византии еще в доиконоборческое время. Таков, например, случай с ракой св. Артемия в Константинополе (VII в.), сохраняемой в церкви Св. Иоанна Крестителя 83 . Обычай украшать подобным образом раки с мощами святых характерен и для западной традиции. Интересный цикл, иллюстрирующий сцены из жизни св. Симеона Богоприимца, его чудеса, а также историю его мощей, сохранился на великолепной раке 1380 г. работы мастера Франческо из Милана, находящейся сегодня в церкви Св. Симеона в Задаре (Хорватия). Рака была сделана по заказу королевы Елисаветы Котроманич, супруги Луи Анжуйского, которая после смерти супруга правила Польско-венгерско-хорватским государством. Эта рака заменила каменный саркофаг XIII в. с мощами святого, на котором также были сходные рельефные изображения 84 . Дошедшие до нас подобные памятники в православном мире датируются не раньше XV в., но они, несомненно, следуют старой традиции. Так, например, самый ранний цикл, представляющий житие или, точнее, «мучение» румынского святого Иоанна Нового (Сучавского), сохранился в двенадцати рельефах, украшающих серебряную с позолотой раку второй половины XV в., в которую были положены мощи святого после их перенесения из старой митрополичьей церкви города Сучавы Митрауц в церковь Св. Георгия, где они находятся до наших дней 85 . Деревянные ковчеги или раки также украшались подобными изображениями, исполненными в технике живописи или резьбы по дереву. Сегодня в музеях Московского Кремля и в Третьяковской галерее хранятся части рак Соловецких святых Зосимы и Савватия (XVI в.), украшенные житийными сценами и датируемые также XVI в. Существует и икона 1545 г. с образом Богоматери и сценами жития свв. Зосимы и Савватия, предназначенная для того, чтобы быть поставленной на могиле святых в Соловецком монастыре (сегодня она хранится в Успенском соборе Московского Кремля). Считается, что именно для нее был создан первоначально иллюстрированный житийный цикл этих святых и что именно она послужила образцом для резных дел мастера при украшении рак, датируемых 1566 г. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все сцены евангельских событий расположены в строгой хронологической последовательности на сводах и стенах наоса. Иконографическое повествование начинается в юж. рукаве креста. На вост. столбах размещено «Благовещение». Вост. свод юж. рукава занимает «Рождество Христово», зап. свод - «Крещение». Между ними в люнете юж. стены - «Сретение». Далее повествование продолжается в зап. рукаве центрального креста. Этот рукав несколько длиннее остальных, поэтому здесь размещены 4 композиции. На юж. своде находятся «Преображение» и «Воскрешение Лазаря», а напротив них - «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря». В сев. рукаве центрального креста на зап. своде представлено «Уверение Фомы», на вост. своде - «Сошествие Св. Духа». «Распятие» и «Сошествие во ад» расположены соответственно на южной и западной стенах, замыкающих рукава креста. Цикл, посвященный Страстям Христовым и Воскресению Христа, занимает своды юж. нефа и диаконника, а также стены центрального нефа. Страстной цикл начинается на сев. своде диаконника, где расположена сцена «Отречение ап. Петра». Напротив нее, на юж. своде, находятся сцены «Несение Креста» и «Восшествие на Крест». Между ними в конхе диаконника помещена композиция «Спас Недреманное Око», которая по смыслу связана как с циклом «Страстей» и «Воскресения Христа», так и с литургической программой алтаря. Далее повествование Страстного цикла переходит из диаконника на стену центрального креста, где находится «Распятие», и затем продолжается на сводах юж. нефа. На юж. своде - сцены «Снятие с Креста» и «Оплакивание». Напротив них находятся следующие сцены: «Иосиф Аримафейский испрашивает тело Иисуса у Пилата», «Иудеи просят дать воинов для охраны гроба». Завершается юж. неф композицией «Положение во гроб», которая находится на его зап. стене. Затем повествование продолжается в центральном нефе, куда помещены сцены, связанные с «Воскресением Христа». На юж. стене под «Воскрешением Лазаря» изображены «Спящие воины», а на сев. стене под «Входом Господним в Иерусалим» - «Жены-мироносицы у Гроба Господня». «Успение Пресв. Богородицы» находится на зап. стене над входом. В церкви имеется очень подробный богородичный цикл, включающий сцены жития святых Иоакима и Анны, детства Богородицы (в сев. нефе и жертвеннике), а также цикл «Обручение Марии Иосифу» (во 2-м регистре юж. нефа и в диаконнике). Весь нижний регистр наоса занимают фигуры св. мучеников.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

Иннокентий Пекинский умер 28 июня 1931 г., и современники констатировали: «Чуждый всякого китайского компромисса, неподкупный, стойкий и непреклонный, владыка Иннокентий никому не льстил и сам не искал похвал… одинок был сибирский богатырь, ученый монах-аскет Митрополит Иннокентий, ныне отошедший в селения праведных» Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.236. Оп.1. Д.236. Л.6об. К прославлению священномученика Андроника, Архиепископа Пермского и Кунгурского. Пермь, 1999. С.9. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 504-505. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 563. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 578-579. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 594. (Перевалов) Феодосий. Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925)//История Российской Духовной Миссии в Корее. М., 1999. С.195. Дневники святого Николая Японского. Т.4. с 1899 по 1904 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.612. Дневники святого Николая Японского. Т.5. С 1904 по 1912 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.315-316. Дневники святого Николая Японского. Т.5. С 1904 по 1912 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.129. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г./Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви в 1917 г. Сост. М.А. Бабкин. М., 2006. С.95. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). Т.1. М., 2005. С.52-53. РНБ ОР Ф.1457. Д.6. Л.3-4. Дацышен Владимир Григорьевич  Доктор исторических наук, профессор Сибирский федеральный университет, Красноярск Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/apostol-kitaya/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010