монастырской церкви под руководством П. Шевалье (2001-2002; см.: Chevalier, Maquet. 2003; Eidem. 2004). Между 2-й пол. XI в. и 2-й пол. XII в. храм св. Петра, возведенный Одилоном, существенно перестроили и расширили. В середине центрального нефа, перед алтарной преградой, находился саркофаг эпохи Меровингов. Возможно, в этом саркофаге с 1063 г. покоились мощи Одилона, а в 1095 г. туда поместили также мощи М. ( Chevalier. Le tombeau. 2004. P. 120; Maquet. 2004. P. 113). По другой версии, в саркофаге хранились только мощи М.; здесь же находился алтарь Св. Креста, о котором упоминал Нальгод ( Gautier. Les sépultures. 2004. P. 134). Гробница располагалась ниже уровня пола и была окружена каменной оградой (сохр. фрагменты с остатками росписи). После очередной перестройки храма (возведение нового хора приблизительно в сер. XII в.) уровень пола был поднят, но саркофаг остался на прежнем месте, в небольшом склепе, над к-рым установили деревянную сень-киворий. Усыпальница примыкала к высокой алтарной преграде, украшенной резной аркатурой и фигурами святых. По предположению М. Э. Готье, в это время мощи Одилона, ранее покоившиеся в другом месте, могли быть помещены в гробницу М. ( Gautier. Les aménagements. 2004. P. 78-79; idem. Les sépultures. 2004. P. 136-138). С перестройкой гробницы исследователь связывает празднование перенесения мощей М., указанное под 10 сент. в монастырском сакраментарии (Moulins. Bibl. municip. 14. Fol. 69v - 70r, кон. XII в.; см.: Gautier. Les aménagements. 2004. P. 77). Новое, более пышное оформление усыпальницы М. и Одилона относится к XIII в. Над криптой, в которой находился саркофаг с мощами, была воздвигнута готическая скульптурная гробница; на ее верхней плите помещены почивающие фигуры св. аббатов в полном богослужебном облачении, а также в митрах и с посохами (гробница, разрушенная в 1793, известна по рисункам XVIII в.; в 2003 частично восстановлена из сохранившихся фрагментов; см.: Chevalier. 2008). Наиболее вероятная датировка скульптур - 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Провожали: Зимняя, Птица, Ворона, Голубка, Сова и человек 15 неизвестных обоего пола...» [ «Русский» - Григорий Ефимович; «Сова» - Акилина Лаптинская; «Голубка» - Зинаида Манчтет; «Зимняя» - Любовь Валериановна Головина; «Птица» - Мария Евгеньевна Головина (Муня); «Ворона» - Мария Сазонова - расшифровка Э. Радзинского ]. 129 Старец Григорий уехал, но столичное общество не унималось, о чем не преминула сообщить генеральша Богданович в своем дневнике от 22 февраля 1912 г.: «Весь Петербург взбудоражен тем, что творит в Царском Селе этот Распутин. У царицы, увы, этот че­ловек может все!!!» 130 Но нет худа без добра. Судьба предоставила Григорию Ефимовичу время немного отдохнуть душой, утешиться в окружении родных, близких, любящих людей. Агентурные сводки полиции за 22 февраля 1912 г. сообщают: «Прибыл в Тюмень, встречали жена и дочь и очень были обра­дованы его приездом». 131 Воспоминания Коковцова дают очень ценный материал для понимания того, что подлинными причинами травли Григория Распутина были не мнимые его безобразия, а упорное желание приписать их ему, и, даже если все обвинения окажутся дутыми, доказать его вину. Механика настолько примитивна и прозрачна для понимания, что приходится только удивляться слепоте многих, подобно Коковцову, не желавших замечать очевидное. Примечания: 116. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 463. 117. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 464. 118. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 464. 119. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 466. 120. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 466. 121. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 467-469. 122. Верная Богу, Царю и Отечеству. С-Пб: Царское Дело, 2005. С. 125. 123. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 469. 124. Распутина М. Распутин. Воспоминания дочери. М: Захаров, 2000, С. 218-219. 125. Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/08/...

Достойно замечания, что, низлагая Игнатия, отцы Собора вовсе не упомянули о том, якобы он был поставлен неправильно и был незаконным образом архипастырем Русской Церкви, на что всего прежде следовало бы указать при его низложении. И есть несомненные свидетельства, что Игнатия считали современники патриархом, а не лжепатриархом, хотя и признали потом еретиком» ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 78, 85). Скончался ок. 1640 г. в Виленском Троицком монастыре (Строев. С. 6). 1079 Первая дата – по: Патриархи Московские. M., 2004. С. 50. Вторая дата – дата заключения в кремлевских подвалах. Скончался сщмч. Гермоген от голода 17.02.1612 (Патриархи Московские. M., 2004. С. 52). Память – 17.02 и 12.05. 1082 В грамоте к гетману Сапеге о дозволении освятить оскверненный храм, датированной 11.1608, именуется «Митрополит Ростовский и Ярославский, нареченный Патриарх Московский и всея Руси» (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1841. С. 136). По-видимому, «наречение» произошло в стане Тушинского вора. Дата избрания – по: Патриархи Московские. M., 2004. С. 66. Вторая дата – дата кончины (Там же. С. 68). 1083 Первая дата – дата поставления (Патриархи Московские. M., 2004. С. 74). Вторая дата – дата кончины (Там же. С. 84) 1085 Первая дата – дата поставления (Патриархи Московские. M., 2004. С. 88). Вторая дата – дата кончины (Там же. С. 109). 1086 Первая дата – дата поставления. Вторая дата – дата добровольного устранения от управления. Дата соборного осуждения Никона – 12.12.1666. Преставился 17.08.1681 на р. Которосли, подплыв на струге к Ярославскому Спасскому монастырю. Погребен в Ново-Иерусалимском монастыре. 1091 Первая дата – дата избрания (Патриархи Московские. M., 2004. С. 180). Вторая дата – дата кончины (Там же. С. 181). 1094 Обе даты – по: Патриархи Московские. M., 2004. С. 197. После упразднения Патриаршества «,..на Патриаршем дворе и в (Успенском. – Сост.) соборе в это время сохранялся еще старый церковный обычай, что при священнослужениях в отсутствие Патриарха творили поклонение, как присутствующему, его месту, на котором всегда стоял и патриарший посох. Само собою разумеется, что для новых порядков Духовного Регламента такое обстоятельство представлялось уже великою несообразностью, и потому Святейший Синод 14 августа 1721 г. определил: «В Москве, в Успенском соборе и в преждебывшем патриаршем доме, в церкви Двунадесяти Апостолов, патриаршим местам поклонения не творить и во оных, в соборе и в церкви, и в Крестовой полате, и в прочих (местах) обретающиеся при патриарших местах посохи, отобрав, отдать в Ризницу». При расспросах по сему предмету ризничий объяснил: «Который де посох в церкви Двунадесяти Апостол, и оный де для того на том месте, что к тому месту, по прежнему обычаю, кланяются они (прихожане. – Сост.) даже и до ныне» (1722 г. )...» (Забелин И. История города Москвы. M., 1905. С. 529–530).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

638 Совместные документы комиссий Московского Патриархата и Русской Православной Церкви заграницей//Церковный вестник. 2005. 13 – 14 (314 – 315). 640 Троицкий С. Юрисдикция Царьградского Патриарха в области диаспоры//Церковные ведомости. 1923. 11 – 12. С. 7. 641 Viscuso Р. А quest for reform of the Orthodox Church: the 1923 Pan-Orthodox Congress. Berkeley. 2006. P.185–186. 642 Viscuso P. A quest for reform of the Orthodox Church: the 1923 Pan-Orthodox Congress. Berkeley. 2006. P.189–191. 643 Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей//Церковные ведомости. 1923. 13 – 14. С. 1 – 2. 644 Троицкий С. Догматический смысл запрещения второбрачия священнослужителей//Церковные ведомости. 1923. 13 – 14. С. 7. 645 Случай со священником Григорием Агафоникиади, окормлявшем общину РПЦЗ в Афинах (ГА РФ. Ф. 6343. Оп. Д. 77. Л. 2; Д. 78. Л. 1). 654 «Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах»/Сост. и коммент. И.В. Шпиллера. М.: Реглант. 2004. С. 381 – 382. 660 «Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах». Сост. и коммент. И.В. Шпиллера. М.: Реглант. 2004. С. 96. 661 Косик В. Некоторые сведения о церковном строительстве в Болгарии и судьбах русского зарубежного духовенства (1940 – 1950-е гг.)//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2004 г. (на обложке ошибочно указан 2005 год). М.: ПСТГУ. 2004. С. 307; Косик В. Русская Церковь в Болгарии (1940 – 1950-е годы)//Славяноведенис. 2003. 6. С. 87. 662 Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945 – 1963 гг. М.: Росспэн. 2009. Т. 1. С. 399. 666 «Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах». Сост. и коммент. И.В. Шпиллера. М.: Реглант. 2004. С. 96, 106. 679 Косик В. Некоторые сведения о церковном строительстве в Болгарии и судьбах русского зарубежного духовенства (1940 – 1950-е гг.)//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2004 г. (на обложке ошибочно указан 2005 год). М.: ПСТГУ. 2004. С. 303.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Души моей Святыня» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004) «Какая милость, что над нами Бог!» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004) «Мгновенье жизни — Вечности предтеча» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004) «Радость моя, наступает пора покаянная» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004) «Всё моя молитва превозможет…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004) «Раскрою я Псалтирь святую» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004) «Слава Богу, снова я один…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004) «Белый храм над рекою» (CD, Петербургская студия грамзаписи, 1994) Книги: Там моя Сербия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 6. Re: Иеромонаху Роману (Матюшину) – 60 лет Спасибо РНЛ, - впервые услышала об отце Романе и, конечно, сразу окунулась в эту потрясающую поэзию! Впервые слушаю песни не как музыкальное произведение, а подобно повести - скорбной, исповедальной, одновременно и светлой, и печальной... Каждое слово - дар драгоценный, прорастает в душе не просто откликом, а каким-то неведомым ранее упоением родства, словно бы каждый вздох, или крик, или плач - про меня или даже мой собственный... Невольно вспомнила мысль архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского): " Проза говорит о бытии. Поэзия есть это бытие, открывающееся миру. Когда человек скитается вдали от мира истины, мир становится для него запыленным и пылеобразным. Мир человека надо непрестанно проветривать, иначе в нем можно задохнуться. Доставлять чистый воздух горнего мира дано молитве. И молитва поручает поэзии быть её помощницей. " Стихи отца Романа подобны покаянной молитве, которая сильна горчайшими слезами и полна мучительнейшей безысходностью, но всегда завершается чудом преображения и колоссальным облегчением. Огромное спасибо батюшке! Божьего благословения в труде праведном!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/08/ie...

Это дело будущего. Для нас, его современников, важно сохранить его слово и его облик такими, каковы они есть. Воспоминания о нем часто грешат эмоциональностью (“блюмопо­клон­ники”), обрастают домыслами. В печати, в интернете уже можно встретиться с тем, что примеры, которые Владыка упоминает в своих беседах, безосновательно описываются как происшествия с ним самим, да еще несколько подправленные, опять же, в угоду потребности “вспоминающего”. Самое странное, что факты (и даже фамилию Владыки) зачастую искажают люди, как будто искренне его уважающие, любящие. Хотя, пожалуй, я не права, говоря, что оценка его дела принадлежит будущему. Этой весной в Санкт-Петербургской Духовной семинарии были написаны и защищены три работы, посвященные различным аспектам учения митрополита Антония. В лондонском соборе сейчас читается цикл лекций о наследии Владыки (автор — А. С. Филоненко, ученый из Харькова, в этом году преподающий в Кембриджском православном институте). Там же планируется однодневная конференция, посвященная, кажется, экклезиологии в свете учения владыки Антония (организатор — протоиерей Михаил Фортунато). Случайно слышала, что что-то планируется то ли в Ростове-на-Дону, то ли в Ставрополе. Мне кажется, Владыка очень удивился бы, что его слово становится предметом “изучения”, “анализа”. Смысл своей жизни он видел в том, чтобы помогать людям встретить Христа. 1 Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002. 2 Вестник Европы. 2003. Т. Х; Альфа и Омега. 2004. 1(39) и 2(40); Московский психотерапевтический журнал. 2004. 3; Континент. 2004. 120; Церковь и время. 2004. 2(27); Отечественные записки. 2004. 3. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/duhovnoe-nasledie-mitr...

Полиптихи палеологического времени содержат в основном изображения двунадесятых праздников; один из них – гепсаптих (размер каждой створки 30 на 13 см) – имеет на обороте створок изображения двух архангелов, апостолов Петра и Павла, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого 187 , а другой – тетраптих – включает изображения страстей и мучеников 188 . Как видим, во всех памятниках присутствует цикл двунадесятых праздников, на большинстве – святые года, в меньшем количестве – серии с триодными евангельскими сюжетами. В большинстве серий входят Менологии, которые включают, как правило, праздники постоянных дат. На многих полиптиках каждый цикл целиком изображен на отдельной плоскости: двунадесятые праздники, сюжеты Постной или Цветной Триоди, святые месяца, трех месяцев или полугода. Такая организация позволяет вместить в серии большое число изображений праздников и святых. Суммируя сюжетный состав полиптихов, можно сказать, что он подчиняется единой схеме, которая предполагает участие одного или нескольких определенных циклов. Цикл двунадесятых праздников при этом видится обязательным, сюжеты евангельских чтсний в службах Великого noera, Страстной недели и Пятидесятницы выступают как дополнительные. Цикл с изображением святых имеет два варианта, то есть святые изображены или по дням памяти, согласно менологию, или по чинам святости. Серии соответствуют составу литургического года в двух его частях – пасхальной и календарной, что бесспорно говорит о их связи с богослужениями года. Опираясь на выявленную типологию, мы можем отнести к иконам proskynesis также мозаичные и живописные палеологовские диптихи с изображением двунадесятых праздников, а именно: мозаичный диптих в музее Opera dei Duomo во Флоренции 189 , створку живописного диптиха в Эрмитаже 190 , створку подобного же диптиха в Третьяковской Галерее 191 и диптихи, представляющие единую композицию на песнопение Великой Субботы «Не рыдай мене, мати...» (например, в монастыре Метеоры, размер каждой створки примерно 27 на 21 см 192 ), как некие обособившиеся циклы больших литургических серий. Названные двусоставные иконы имеют малый формат, от 20 до 30 см – тот же, что у большинства синайских полиптихов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Как и аналогичный западный Требник, «Минеи» являют собой позднее, приходящееся на эпоху после Константина, развитие Литургии, которое опиралось на исторический интерес к былым событиям, на местное благочестие, связанное с почитанием определенных святых и их мощей, и на паломничество к святым местам в Палестине. Однако «Минеи» в каждом случае учреждают связь с центральным, пасхальным содержанием христианской веры. Так, например, праздникам Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января) предшествуют периоды приуготовления, образцом своим, гимнографическим и музыкальным, имеющие службы Страстной седмицы. Благодаря этому напоминанию Крест и Воскресение показаны конечной целью Воплощения. Три крупных цикла годовых праздников увековечивают память о жизни Христа, Девы Марии и Иоанна Крестителя. Христологиче–ский цикл включает в себя праздники Благовещения, Рождества, Богоявления, или Крещения, Обрезания, Сретения (2 февраля) и Преображения. В этот же цикл входит и праздник Воздвижения Креста (14 сентября). В цикле Девы вспоминается Ее зачатие, рождество, введение во Храм и успение. Цикл Иоанна Крестителя — раннее творение палестинского происхождения с библейской основой послужил образцом для разработки мариологического цикла. В цикл Иоанна Крестителя входят праздники зачатия, рождения и усекновения главы. Вся эта система, иконографически представляемая так называемым «деисисом» (говорят еще «деисус») — композицией, очень часто занимающей центральную часть иконостаса и изображающей в центре Христа, а по сторонам Марию и Иоанна, — наводит на мысль о параллелизме между Матерью и Предтечей, двумя представителями человеческого рода, ближе всего стоявшими к Иисусу. Св. Иосифу никакого особенного литургического внимания не уделяется, за исключением сравнительно скромного памятования 26 декабря, когда он включается в число иных «святых праотцев» Христовых. «Минеи» содержат явственные упоминания многочисленных персоналий Ветхого Завета — пророков, царей и прочих. Это, в смысле богословия, подразумевает то, что, по сошествии Христа во ад, они, как и те, кто угодил Богу в новом предназначении, живы в Нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Фактически армянский церковный год слагается из следующих камней монолитов: а) с 23 декабря по 13 января «богоявленский цикл» …. 22 дня _____________________________ А б) c αρααυοRαЦ βαRεκενδαν по пятницу по Вардаваре «пасхальный цикл» …. 174 дня ____________________________ Б в) c «памяти Ефесского собора» по пятницу, по Иове, «успенский цикл». …. 28 дня ____________________________ В г) с «памяти Никейского собора» по «апостолов Филиппа и Андрея», «крестовоздвиженский цикл». …. 71 дня ____________________________ Г д) с βαRεκενδαν jισνακαц по «св. Иакова нисивинского [ ]», часть периода jισνακχ. ____________________________ Д АБВГД промежутки между монолитами, цемент. В «цикле» а) между 23–29 декабря (оба включительно) нужно поставить четыре праздника (на 4 дня недели) 3 : α) Давида царя и апостола Иакова, брата Господня, β) первомученика Стефана, γ) верховных апостолов Петра и Павла и δ) сынов громовых Иакова и Иоанна. (Замечу, что эти праздники – остаток седойседой древности). С 30 декабря по 5 января – богоявленскорождественский пост, с единственным праздником «св. Василия Вел. и иже с ним» в субботу в этом посту. Если бы я эти строки напечатал, то десятки читателей вообразили бы, что поняли всё. На самом же деле следует немедленно поставить мне вопрос: а как быть, если суббота приходится на 5 января, на сочельник=навечерие (=vigiliae, Rαγ [=candela, λυχνιαν] – αLoц [lowθanel зажигать], RαγαLoц, λυχνιαν, illumination), когда очевидно св. Василию и иже с ним праздновать не должно? Отвечаю откровенным: не знаю. ΣαRγις Гνουνι 4 ) – подчас мокрая курица в отрепьях. В венецианском орацуйце ο περ Βασλειον вытеснили «сынов громовых» с 29 декабря (суббота) на 31 декабря (понедельник). Как поступили в 1890 г. армяне эчмиадзинские, к сожалению, не знаю, не имея их календаря в руках 5 . В «цикле» б) от Пасхи зависящем, всё предусмотрено твёрдо; какие трудности в богослужении создаёт для армян совпадение с воскресеньем или постным днём 14 февраля=Сретения и 7 апреля =Благовещения с пасхою или страстною неделею, я не знаю; но то факт, что 14 февраля и 7 апреля празднуются обязательно, в какой бы день они не пришлись. То же самое с 8 сент., 21 ноября и 9 декабря, но эти три праздника вытесняют с этих дней недели приходящихся на них святых; соединение этих праздников с другими, т. е. перенесение их в этом случае на другие дни, и составляет один из секретов календарной техники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Вы же, братия, празднуйте дни Пасхи со всяким тщанием, после равноденствия, дабы не творить дважды в один год воспоминание Страстей. В году лишь единожды воспоминайте Того, Кто пострадал лишь единожды, и не ищите более совершать ваше торжество с иудеями» 133 . Правила Святых Апостолов, находящиеся в конце «Апостольских постановлений», происходят из той же среды в северной Сирии. В правиле 7 сказано: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, будет праздновать святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия, с иудеями, то да будет извержен из священного чина» 134 . Св. Епифаний, опровергая позицию секты авдиан относительно празднования Пасхи, напоминает три принципа, которыми православные должны руководствоваться при установлении даты праздника: полнолуние, равноденствие, воскресный день 135 . Таким образом, основные положения постановления I Вселенского Собора о Пасхе могут быть восстановлены в таком виде: 1) этот праздник должен совершаться всеми Церквами в одно и то же воскресенье; 2) следует исходить из полнолуния, следующего после весеннего равноденствия; 3) вследствие этого те восточные Церкви, которые основывались на тогдашнем иудейском способе вычисления Пасхи, должны отказаться от этого обычая. С другой стороны, Собор не входил в подробности самого метода определения Пасхи и, таким образом, не настаивал на употреблении девятнадцатилетнего цикла. Как совершенно справедливо отмечает профессор Д. П. Огицкий, «детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского календаря), не входила в компетенцию Собора» 136 . Тем не менее постепенно утвердилось представление о том, что александрийский девятнадцатилетний цикл предписан отцами Никейского Собора. По-видимому, такого мнения держался уже св. Амвросий 137 . Убеждение это окончательно утвердилось с начала VI в. Дионисий Малый безапелляционно утверждает, что упомянутый цикл был установлен никейскими отцами поп tarn peritia saeculari quam Sancti Spiritus illustratione [не столько светским познанием, сколько просвещением Святого Духа] 138 . В VII в. автор Chronicon Paschale утверждал, что этот цикл, который он именует «изумительным и приснопамятным», принят был I Вселенским Собором под действием Божественного вдохновения ( θεοπνεστως) 139 . Влияние Дионисия на Западе привело к тому, что девятнадцатилетний цикл стал там применяться повсеместно. В правление Карла Великого он был воспринят всем латинским христианским миром. С тех пор в отношении сроков празднования Пасхи между латинским Западом и византийским Востоком царило полное согласие. Такое положение сохранялось до 1582 г., когда в Римско-католической Церкви введен был григорианский календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010