Как на менее значительный вариант, можно еще указать, что в конце, пред отпустом, – «Господи помилуй» указывается – или трижды, или дважды, или без обозначения числа, или же 12 раз; нервое – обычно; второе весьма редко; третье – см. – Псалтирь Соф. библ. л. 109–110 об.; четвертое – см. Служ., ркп. (XVI в ) Соф. библ. д. 128 об.–131. Нельзя также не отметить, что выражение «отпуст» иногда не употреблялось вовсе (Псалтырь, ркп. Кирилло-Белоз. библ. или заменялось словом – конец. Псалтырь, ркп. той же библ. л. 617–620; Служ., ркп. Соф. библ. л. 195–196 об., и др. 343 Впрочем, по современному Требнику в последовании освящения воды на Богоявление, из тропарей рассматриваемого чина имеется только один трети. См. Требник (Большой), гл. 25. 344 Разумеем известное свидетельство И. Златоуста о том, что крещенская вода может не портиться два ила три года. (См. у Гоара Εχολογ. Par., 1647, pag. 467. not. 1). 345 Подробное из след. о нем см. в цит. кн. «О службах Русской церкви» Н. Т. Ннкольского, стр. 257–286. 349 Впрочем, из других случаев, в которых также наблюдается тесная внутренняя связь чинов – рассматриваемого и «омыти мощи...» скорее дается основание к совершенно обратному заключению. Так, напр., в одном из ркп. Служебников (XVI в.) Моск. Синод, библ (См. у К. Т. Никольского , цит. соч., стр. 274), при обычном составе чина «омыти мощи..», – в него включены и т две молитвы, которые составляют специальное достояние чина обозреваемого. Подобного рода памятники, очевидно, скорее дают понять о самостоятельном происхождении чина причащения Богоявленской водою, причем доводить до нашего сведенья только о том, что чин «омыти мощи...» иногда понимался (с внутренней его стороны) аналогичным с рассматриваемым, почему в него и переносились некоторые составные элементы из последнего. 350 См. прилож. к I т., отд. I, у Горчакова–«К истории епитимийных номоканонов. (В XVI отч. о присужд. нагр. гр. Уварова, стр. 110). 355 Между прочим, кром указанных, и в издании псевдо-Зонарина номоканона пр Стрятннском требнике (см. стр. 638). В греческом же подлиннике этого правила, как дни причащения Богоявленской водою, упоминаются только – праздник Рождества Хр. и св. апостолов. (См. Cotelerins, Eccles. Graecae monumenta. Т. I, Par. 1677, pag. 133, can. 411).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1128 Он сознавался тогда даже мирянами и известный Посошков рекомендовал, напр., в особом донесении «А егда станет во время поста пресвитер детей своих духовных исповедовать, то ради совершенного управления не во един бы день всех исповедывал, яко прежнии (духовники) обычай имели, но хотя б токмо по десяти человеке на день исповедывал, токмо б со всяким испытанием; и того б ради хотя с понедельника начинал, и тако б зо всю неделю исповедывал, дабы совершенно мог их управить». (См. Русские достопамятности, ч. I, М. 1815, стр. 185). 1130 Павловский Ив. «Справка по делу уклонения прихожан от исполнения религиозных обязанностей в своих приходских церквах». Ст. в Церк. Вести. 1880 г., стр. 11–12. 1131 Как некоторые священники, действительно, и практикуют, рекомендуя, напр., детям исповедоваться преимущественно в одном посту, мужчинам – в другом, и т. д. (См. Литовские Е. В. 1883. Булгакова «Настольн. кн. для священнослуж., стр. 716). 1135 Послание Тимофея, пресвитера великие церкви в Константинополе к Иоанну, сослужебнику его (V в.). См. у Котелерия. Monnmenta Eccles. Graec. t. III, pag. 377 378 ет sequ. 1139 В особенности в отношении к латинянам. (См. подробнейшую аргументацию принятия их чрех крещение в Пидалионе при замечании на 46-е Апост. правило. Πηδλιον Ed. Λειψα, 1800, σελ. 33–38; в извлечении переводом см. в кн. Никольского Ив. «Греческая Кормчая книга» (Пидалион) М. 1888, стр. 244–249). 1141 Кроме поименованных в канонических правилах Несториан, Евтихиан и пр. См. у Серафимова, цит. исслд. Стр. 349. 1147 Как отдельная книга, с загл. «Чинопоследование соединяемым из иноверных к православно-кафолической Восточной церкви» Вторичные издания были в 1831, 1875 и др. годах. 1153 См. т. I, гл. I. Любопытно, однако, что в Русской церковно-практической литературе раз поднимался вопрос. – «Нужна ли исповедь для взрослых, ищущих святого крещения из язычников, иудеев и магометан, когда они, вслед за святым крещением, имеют приступить к святому причащению?» – и некий С.И.Г. нашел уместным написать в ответ на него – довольно пространное рассуждение. (См. Руков. Для сельск. паст. 1867 г. m.I, стр. 424–428).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

427 Theod. Lect. Eccl. hist. 2. 32. См.: Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. Harlow, 1985. P. 348–350. 428 Требник. М., 1882. Л. 1–4; начальные слова этих молитв: 1) Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язю; 2) Владыко Господи Боже наш, родивыйся от Пречистыя Владычицы нашея Богородицы; 3) Господи Боже наш, благоволивый снити с небес. 429 Арранц М. Избранные сочинения по литургике. М., 2003. Т. 1: Таинства византийского Евхология. С. 223; подробнее о формировании этого чина см.: Алмазов А.И. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Каз., 1884. С. 122–132. 430 Подробнее см.: Gieschen C. A. The Divine name in Ante-Nicene Christology//VigChr. 2003. Vol. 57. P. 133–134. 431 Подробнее см.: Ткаченко А.А. Воцерковление//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. C. 495–496. 434 Следует отметить, что до нас дошли целые циклы катехизических, или огласительных, бесед, принадлежащих свт. Кириллу Иерусалимскому (рус. пер. этих текстов представлен в издании: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991р) и свт. Иоанну Златоусту (рус. пер. двух циклов бесед был издан совсем недавно: Иоанн Златоуст , свт. Огласительные гомилии/Сост., введ., пер. с греч., коммент., библиогр. И.В. Пролыгина. Тверь, 2006). 435 Характеристика этапов оглашения приводится по: О крещальной Литургии//Крещальная литургия. М., 2002. С. 113. 441 Там же. Текст этого оглашения, а также чин отречения от сатаны и сочетания Христу см. в: Goar J. Euchologion sive Rituale Graecorum... Venetiis, 1730. P. 279–281. 442 Подробное изложение чина Крещения по Типикону Великой церкви см.: Mateos J. Le Typicon de la Grand Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1963. T. 2. (OCA; 166). P. 84–87. Рус. пер. см. в: О крещальной Литургии//Крещальная литургия М., 2002. С. 113–116. 447 Подробнее об освящении воды для Таинства Крещения см.: Желтов М., диак. Водоосвящение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 140–148.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

185 Образцы подобных компиляций см. в кн.: Алмазов А. Я. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. Одесса, 1901. 187 См. отрицательную реакцию священника М. Паозерского на то, что о. Иоанн не носил пояс – он усмотрел в этом желание выделиться, но позже раскаялся, увидев, как в конце службы кто-то заворачивает нижнюю рубашку и сорочку пастыря, чтобы постирать: они были насквозь мокрыми, словно только что из воды. Паозерский М. Впечатления. С. 621. 188 Например, воздержание от мяса, молочных продуктов, половой жизни и спиртных напитков. См.: Heretz L. The Practice and Significance of Fasting in Russian Peasant Culture at the Turn of the Century//Food in Russian History and Culture/Ed. by Giants M., Toomre J. Bloomington, 1997. P. 67–80. 189 См. канонические комментарии, особенно Дионисия, в кн.: Правила святых отец с толкованиями. М., 1884. С. 14–17; Levin Е. Sex and Society in the World of the Orthodox Slavs, 900–1700. Ithaca, 1989. P. 101–122, о женской нечистоте в славянской исторической среде; Warner М. Alone of All Her Sex: The Myth and the Cult of the Virgin Mary. N.Y., 1983. Гл. 3, об эволюции этого табу на католическом Западе. 190 См. исповеди о. Иоанна, подтверждающие это представление, в работе: Kizenko N. The Making of a Modern Saint: Ioann of Kronstadt and the Russian People, 1855–1917. Ph.D. diss., Columbia University, 1995. P. 189–254. 198 См. свидетельство о чудесной целительной силе причастия в кн.: Лебедев В. Е. Мое воспоминание о поездке к о. Иоанну в Кронштадт//Псковские епархиальные ведомости. 21. 1 ноября 1896. С. 370–371. 203 Там же. Д. 4. Л. 1а об. О церквях, принявших эту черту, см.: Султанов Н. Описание новой придворной церкви Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, что в Новом Петергофе. СПб., 1905. С. 12–13. 205 Alexander; Bishop [Aleksandr Semenoff-Tian-Shanskii ]. Father John of Kronstadt: A Life. Crestwood, N.Y., 1979. P. 39. 206 Вьяннэ был назначен покровителем всех французских священников в 1905 г. и «всех священников мира» в 1929 г. Boutry P., Cinquin М. Deux Pelerinages aux XIXe Siecle, Ars et Paray-le-Monial. P., 1980. P. 146–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

230 См. Суворова Н. С. К вопросу о тайной исповеди и духовниках в восточной церкви, Ярославль, 1886, стр. 76 и след. 231 См. – Ильинский Николай, Алфавитная Синтагма Властаря, (Симферополь, 1892) стр. 265, прим. 2. 252 Это делается при статьях: 68, 88, 95, 101, 106, 110–111, 123–125, 127, 144, 155, 160, 217, 226. 253 См. примечания к статьям – 47 (в толкованиях Вальсамона) 115 (в аскетических произведениях Василия В.). 257 См. у А. С. Павлова, стр. 118–119, ср. Правила изд. Общ. люб. дух. просв, т. III, стр. 314–325. 259 Чем и объясняются перепечатки их во многих местных духовных изданиях. См., напр., «Калужские Епарх. Вед.». 1875, стр. 179–185, «Тамбовские» – 1874, стр. 807–808, и др. 265 Цветаев Дм. Из истории брачных дел в царской семье Московского периода, М. 1884, стр. 8 и след. 271 Заключаем так в виду требования «Различных главизн», чтобы иеромонахи-духовники имели возраст не менее как 40-летний. «Колицем летом должен быти, хотя да будет духовник? – читается здесь. – «Ответ. И сие святии отци уставиша. Аще есть добродетелен, и тщалив в духовных чинех, длжен быти повышше четыридесят лет, а нижей сих лет; аще видиши кого духовника не имей его духовника ниже дръзай ему что исповедати, ибо диавол в нем ликует, и уявляется на всяк день, и не познавает съкровищуя себе вечный огнь; аще и скопец есть, но сердцем на всяк день блудит». Номоканон, изд. 1620 г., стр. 109–110. Ответ принадлежит Иоасафу, митр. Ефесскому, Подлинный текст см. в Сборн. ркп. Ватиканской библ., codd Ottoboniani“, 418. 272 По крайней мере, в прошедшем столетии, духовниками женских монастырей (равно как и совершителями всех церковных служб в таких монастырях) допускались и иеромонахи. Право избрания таких духовников предоставлялось игумении с сестрами. При этом, сообразно с местом духовнического служения, в данном случае – требовалось избирать «иеромонаха – мужа достойного и искуссного и книг божественных писания ведущего человека», доброжительного и воздержанного и в летех совершенного». (См. Дело (1722 г.) Архива Св. Синода «О разрешении игуменьи Успенского женского монастыря, что в Александровской слободе, избрать с сестрами нового духовника (Полн. Собр. пост, и расп. по вед. правосл. исповед., т. II, (стр. 495 (стр. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

53 В каком смысле оно употребляется еще в Евангелии Мф. 3:6 (и крестились от него (Иоанна) в Иордане, исповедуя грехи свои), и Мк. 1:5 (также). В Ветхом завете трактуемое выражение хотя и понимается (См. Смириов В . Происхожд. и лигургич. характ. таинств, К. 1875, стр. 54) в настоящем смысле у Даниила (6:10, – «и молихся ко Господу Богу моему и исповедахся и рех»), однако, неправильно. См. русский пер. Библии . 54 В таком именно значении в цитируемом месте книги Деяний употреблено выражение «τς πρξεις», которое в сирском переводе обозначается термином «согрешения» (См. Иннокентий (архим.), Обличит. ботосл., т. IV, Казань, 1864, стр. 429–430; «О публичном покаянии», Правосл. Соб. 1868, I, 99). 55 В книгах же Ветхого завета, употребление выражения «ξομολογεν» наблюдается исключительно в смысле хвалить, прославлять (=еврейскому godà), – разумеется, Бога (см. цит. 39). 56 По мнению комментатора Маттея «ξομολογεσθαι» значит «libenter, aperte et vegementer confiteri». – См. цит. 39. 57 Потому-то в сирском переводе это выражение и переведено словом, значущим «перечислять». См. «О публичном покаянии», Правосл. Соб. 1868, 1, 99; Иннокентий , Обличит. Богосл. т. IV, каз. 1864, стр. 430. На этом основании, добавим, место кн. Деян. 19:18 и поставлено в Православн. исповед. (вопр. 113), как доказательство необходимости подробной исповеди и по апостольской практике. 58 Вероятно, на таком соображении данное место и приводилось, в русской церковной литературе, как доказательство подробной исповеди. См. кн. «О церкви и таинствах к увещанию глаголемых старообрядцев» М. 1854, л. 38 об. 60 О публичном, покаянии. Правосл. Соб. 1868, I, 101–102; Frank Die Bussdisciplin der Kirche von den Apostelzeiten bis zum siebenten Jahrhundert, Maïn, 1867, cap. V. 61 Steitz . Das römische Bussacrament, Farnf. a. M. 1854, s. 77; Суворов H . Объём дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884, стр. 39. 64 Иннокентий . Обличит. Богословие, IV, Каз., 1864, стр. 430 (цит. 2) –431; ср. О публичном покаянии. Правосл. Собес. 1868, I, стр. 99–100.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

987 Подробные свидетельства о том см. в статьях, довольно богатых ими: «Как провождали св. четыредесятницу древние христиане?» – Руковод. для сел. пастыр. 1867 г. т. I, стр. 375–382 и С-ва А. Как проводили древние христиане страстную седмицу. См, ibid., стр. 513–548 988 См. т. I, прил. отд. II. Тоже самое, – надо предполагать, по крайней мере относительно кающихся в первый раз, – былой в древней практике Русской церкви. См. у Голубинского. Истор. Рус. церкви, ч.1, стр.384; ст. «Св. Илия, архиепископ Новгородский и его соборное поучение священникам» – в Рук. для сел. пастырей 1891 г., т. II, стр. 343–344. Сборн., ркп. Соф. библ. л. 47 об. et sequ. (Где помещена статья о новокающемся, начальные слова которой: «[#иже новопокается, #][#кто #][#не бывал дотоле в повканьи, аще велици 6дтъ#] [#греси, да приимет первое опитемью на м днии...#]»). 989 В небезизвестном сочинении монаха Иова (XIII в.) «Περ τν πτ μυστηρων τς κκλησας ϑεωρα κα διασφησις...», посвященном рассуждениям специально о таинствах православной церкви, – и то по настоящему вопросу туманно замечено, что сакраментальное покаяние вообще необходимо исполнять хританнну. (См. «Χρυσνϑου πατρ. Συνταγμτιον περ τν φφικων». Ed. Benet. 1778, σελ. 140. 990 «Εϑασιν ο εγενες τν λλνων παξ τρς, τετρκις το νιαυτο μεταλαμβνειν... μως ξομολογονται πρτον τς μαρτας ατν πνευματικ ερε» См. Allatii. De Ecciesiae Occidentaiis atque Orientalis perpeina consentione. Colon. Agripp. 1648, pag. 1311. 991 Каллиник (аатр.). Διδασκαλα πρς τος πνευματικος πατρας. Βιννη. 1787, (πρλογ), σελ. 2–3. 993 По крайней мере, в цитованном нами изд. «νϑολογα, περιχουσα ρμηνεαν π τς τελετς τν πτ μυστηρων», ed. ϑην. 1880, – не имеется никакого указания на четырекратную в году исповедь. 996 Георгий митр. Заповедь во исповедующимся сыном и дщерем. См. у Голубинского Е. История Русской Церкви, т. I, ч. I, М. 1880, стр. 511, пр. 9. 999 Слова различных отцов, ркп. (XVI в.) Кирилло-Белоз. библ. л. 181 об. (В поучении на листах 180 об.–191 об. [в нед. 30-ю] под заглав. – «[#Почение#] [# всех книг, еже имети всяком кр с тпянин стра х #]».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1207 Соболевский А.И. Два русских поучения с именем Григория//ИОРЯС. 1907. Т.12. С.250–253; см. прочие попытки идентификации этого Григория: Бенешевич В.Н. “Заповеди св. отец” домонгольского периода//Там же. 1917. Т.22. С. 10–12 (новгородский архиепископ Григорий Пихоя Р.Г. Церковь в Древней Руси (конец X – первая половина XIII в.). Свердловск, 1974 (автореф. канд. ист. н.). С. 14 и сл. (Григорий – учитель Клима Смолятича, игумен Андреевского монастыря); Смирнов С. И. [(прим. 248). С.340 и сл.], опираясь на чтение в одном из списков, говорит о белгородском епископе Максиме († 1190 г.); ср. выше, прим. 888. [См. также: Рыков Ю.Д., Турилов А.А. Неизвестный эпизод болгаро-византийско-русских связей XI в.: Киевский писатель Григорий Философ//ДГ, 1982 г. 1984. С. 170–176 (на основе новонайденных рукописных материалов об атрибуции Григорию Философу, прибывшему на Русь в свите митрополита Георгия в 1062/1063 г.). – Прим. изд. (А.Н.)]. О другом Поучении попом св. Григорья Богослова см.: Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т.З. С.267 и сл. (здесь издание). 1209 Соболевский А.И. Материалы и заметки по древнерусской литературе//ИОРЯС. 1912. Т.17. С.77; Гальковский Н. (прим. 98). Т.2. С. 133–136. О другом Слове того же Моисея (о ротах и клятвах) (там же. С. 138–140) см. также: [ Срезневский И.И. ]//ИпоОРЯС. 1861/1863. Т.10. С.703 и сл. [см. также: Колесов В.В. Моисей//СлККДР. Вып.1. С. 256–257. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1210 Бегунов Ю.К. (прим. 571) (подробная библиография); Tschiewskij D. (прим. 477). S.263–265; по поводу чуда об утопшем отрочати (на Западе) см.: Toubert Н. “Rome et le Monm-Cassin”: Nouvelles remarques sur les fresques de l’Eglise inférieure de S.Clément de Rome//DOP. 1976. Vol. 30. P. 14–16; Dujev I. Images byzantins méconnus de Cyrille et Méthode?//Byz. 1966. T.35. P.51–73 (перепеч.: idem. Medioevo [прим. 318]. T.2. P. 169–190, особ. 174–180). 1212 “...он просит о том, чтобы отцы (т.е. князья)... более их «любили и присвоили»”. Здесь автор, на наш взгляд, вольно толкует вполне ясный текст оригинала: “По истине блажен еси! (обращение к Клименту. – Прим, перевод.) Того ради вся ны схрани тебе любяща, и отци бо суть чадолюби, не гнушаются младенствующих при разуме и губнующи[х] языком, но паче любят и присвояют”, – т.е. любовь “блаженного” Климента к своей новой земной пастве сравнивается со снисходительной любовью “чадолюбивых отцов”, в которых вовсе нет повода видеть киевских князей. (А.Н.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

865 Черное духовенство, в особенности, не имеет права старчествовать и исповедовать без разрешения архиерея. См. строжайшие предписания относительно этого: блаж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Труды. Т. 1. М., 1916. С. 176. 214–215 (старообрядческое издание); ср. еще подробные цитаты из него же в: «Основы» Отдел 3. Гл. 12. § 6. Раздел «Литургия». Также см.: Властарь Матфей . Синтагма буквы «М». Изд. 1892. С. 291. Гл. 9. (См. также: Александров Д. Выписки из творений святых отцов. СПб., 1907. С. 180.) 866 О чем к их сведению и руководству говорится в ставленной грамоте. Подробно см.: Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. 2. Одесса, 1894. С. 7; Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческие и славянские, с объяснительными и критическими примечаниями. М., 1897. С. 266 и след. 867 В Восточной Церкви право вязать и решить передавалось епископами чрез особую грамоту – ενταλτηριον. Образцы таких грамот известны начиная со второй половины XIII века. Дерзнувший принимать исповедь без повелительной грамоты епископа признавался преступником божественных правил, «ибо не точию себе погуби, но и елици у него исповедашася, неисповедании суть, и елика связа или разреши, не исправлена суть...» (Павлов А. Номоканон... С. 86.) Исключение делалось разве только в случае смертной опасности. Кроме грамот, многие епископы употребляли еще возложение рук ( χειροθεσια) на кандидата в духовники. Конечно, не без особой молитвы, если не целого чинопоследования. На Руси разрешение иеромонахам («игуменам») исповедовать мирян также давалось особой епископской грамотой, под названием: «Писмо датися священноиноку, когда поставят его отца духовнаго». Подробно см.: Смирнов С. Древнерусский духовник... С. 14; там же. С. 21. Примечание 3. 868 Св. Киприан Карфагенский . Творения. Т. 1. С. 170. Письмо 43; Тертуллиан. De pudicitia, XII. Это не значит, что Церковь на совершивших подобные преступления смотрела как на язычников и на совершенно ей чуждых, а значит только то, что она предоставляла весь суд над ними совершать за гробом Самому Богу. В настоящей же жизни она не примиряла этих грешников с собою, хотя и позволяла им нести пожизненное покаяние. Некоторые из подобных случаев приведены в описании известной «Темницы». См. о последней дальше в тексте этого параграфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

963 Известный Иоанн еп. Смоленский, не считая нужным особенно комментировать цитемое правило Тимофея Александрийского, в подстрочном примечании к нему замечает однако: «по общему установлению Церкви исповедь грехов должна начинаться с семилетнего возраста; след. уже с этих лет человек может подлежать суду за свои грехопадения» – и значит, видит некоторую связь настоящего правила с современною практикою Русской церкви в отношении возраста исповедиников. (Опыт курса церковного законов, т. II, СПб. 1851, стр. 119, прим. 78). Проф. Павлов в не раз цитованной его книге «Номоканон при Большом Требнике» также признает отношение настоящего правила к занимающему нас предмету, раз после коментария выше упомянутого правила Иоанна Китрского – тотчас же дает сведения о трактуемом правиле Тимофея Александрийского (См. указываемое изд., стр. 165). 966 Собствевно он говорит толььо следующее: «Грехи судятся у Бога, сказал (отец), по мере познания и разумения. Ибо одни из детей, имея более острые и бойкие способности, скорее различают добро и зло; а другие отличаясь более вялыми и слабыми способностями, бывают медленными в познании должного; почему первым вменяются грехи с десятилетнего возраста, а вторым с большего и совершеннейшего». (См. выше цит. 75; ориг. текст см. Σνταγμα κανν. Ραλλη κα Ποτλη, т. IV, σελ. 341. 970 Не надо, однако, забывать, что митр. Георгий, предполагаемый составитель одного из цитуемых теперь правил, – родом был Грек. 973 См. Правила св. отец, изд. Общ. любит, дух. просв. М. 1884, стр. 534. В рукописях этот ответ приводится короче и именно: «[#По разоум и смыслоу когождо. вии . #]летяяго возраста, ви ж и болша...» См. Канонич. сборник, ркп. XVI в., Соф. библ. 1454, л. 129 об. 976 В указах 1716 г., февр. 8, и 1718 г., февр. 17, относящихся специально исповеди, – про исповедь детей не упоминается (См. II. С. 3., т. V, и 3169); тоже надобно сказать здесь и относительно Дух. Регламента. 977 Ук. св. Синода 1722 г. 28 февр. Полное собр. пост, и распор, по вед. правосл. исп. т. II, Спб. 1872, стр. 102.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010