Свита или Свитка – верхняя простая грубая одежда. «Облечеся (Исакий) во власяницы, и на власяницу свитку вотоляну» 747 . Северга. См. Стрелы. Сердолик камень кирпичного цвета. См. Камни. Серебро Серебро – употреблялось на разные принадлежности и украшения утварей, одежд и вооружений так же, как и золото. См. Золото. Сермяга Сермяга – грубое некрашеное сукно, из которого крестьяне шьют свои сермяжные одежды и называют их просто сермягами. На беглом холопе Онисимке было «платье сермяга бела Ржевская» 748 . – Впрочем сермяги встречаются и в государевых летних ездовых занарядах; так, в описи XVI в. значится «сермяга сукно бело, строка и завязки шолк багров, лопатки шолк багров да рудожолт. – Сермяга сера, большая, строка шолк багров; на ней пять пуговиц золоты, половинчаты, резаны, с чернью; завязки широкия камка Бурская, на черни шолк лазорев да червчат с золотом; подпушоны камкою Венедицкою» 749 . – В 1469 г. великий князь Иоанн Васильевич послал Устюжанам «300 шуб бараньих, да 300 однорядок, да 300 сермяг» 750 . Серьга Серьга – вдеваемое в мочку уха металлическое кольцо, к которому большей частью делались привески из жемчужных зерен, драгоценных камней, корольков, бус и т. п. По числу привесок серьги назывались одинцами или одиночками, двойнями или двойчатками, тройнями. В старину они, как украшение, носились мужчинами и женщинами: именно мужчины носили серьгу в одном ухе, а женщины в обоих ушах. По сказанию Льва диакона, князь Святослав Игоревич, при свидании с императором Иоанном Цимисхием, имел в одном ухе золотую серьгу, украшенную двумя жемчужинами с вставленным среди их рубина 751 . – Великий князь Иоанн Иоаннович (1356 г.) завещал детям своим Дмитрию и Ивану по серьге «с женчугом» 752 . – В духовной князя Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся «серги болшые, яхонты сини з зерны з Гурмыжскими; а другие серги тройни, яхонтцы сини и лалцы з зерны Гурмыжскими и с Новгородскими; а третьи серешки, лалцы з зерны с Новгородскими» 753 . В имуществе князей Голицыных оказались «серги, под концами (кольцами?) запонки с алмазами, а у обеих 2 камня вислых, лалы Китайские; цена 200 руб. – Серги, запоны с алмазы, а в серге и в подвеске по 8 алмазов болших, а в другом алмазы мелкие; цена 100 руб. – Серги гнутыя, а в них запанки алмазныя, а в средине по подвеске изумрудной на спнях, а у них на серге у колец и в подвесках по 4 зерна Гурмыжских; цена 35 руб. – Серги, запонки алмазныя, у обеих в подвесках 6 зерен Кафимских; цена 20 рублев». – «Серги, лапки с зерны Бурмыжскими, другия серги двойчатки с лалы и с яхонты, и с зерны Бурмыжскими; третьея серги одиночки, зерны болшия Бурмыжския с искры и с камошки, с запоны» 754 . – В рядной записи 1712 г.: «серги двойчатки, изумруды с яхонты лазоревыми на золоте; серги золотые, карунки с яхонты и с изумруды» 755 . – В одной описи крестьянского имущества: «серги да чюсы женские с жемчуги, чюсы золочены; цена сергам и чюсам три рубли» 756 . Скепище, Искепище, Оскепище

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Рис. 8. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица трех названных монахов или паломников Рис. 9. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица строителей храма В 1991 году раскопки, проводимые непосредственно к северу от водохранилища, обнаружили храмовую трехапсидную базилику. Здание особенно хорошо сохранилось напротив восточного склона горы, где оно все еще возвышается над карнизом в том месте, где начиналась сводчатая крыша (рис. 10). Две упавшие и сохранившиеся до сего дня колонны предоставили жизненно важную информацию о точной высоте крыши. Полные раскопки и планировка пяти разрозненных слоев рухнувших деталей каменной архитектуры позволили произвести точную реконструкцию церкви (рис. 11). Характер обрушения и отсутствие на полу церкви многих объектов позволили сделать вывод, что храм был «мирно» заброшен и не пострадал ни от землетрясений, ни от захватчиков. Рис. 10. Вид на базилику святого Лота с северо-запада Рис. 11. Реконструкция базилики святого Лота Базилика была вымощена четырьмя мозаичными панно (рис. 12), три из которых имели греческие надписи. Первое панно (из северного прохода, ведущего к Пещере), было украшено геометрическим узором из ступенчатых квадратов, алмазов и свечей. В его восточном конце перед входом в Пещеру имелась четырехстрочная надпись, обрамленная tabula ansata ( tabula ansata — вотивная (обетная) табличка с «ласточкиными хвостами» по бокам — Прим. перев. ) с именами епископа Иакова и игумена Созомена и указанием даты постройки (апрель 605/607 года). С технической точки зрения это панно было наивысшего качества среди найденных в этом месте. Рис. 12. Вид с высоты птичьего полета на базилику святого Лота, показывающий мозаичные покрытия Мозаичный пол с tabula ansata перед входом в Пещеру Лота в северном приделе базилики святого Лота Следом были раскрыты еще два мозаичных пола, относящихся, скорее всего, к тому же началу VII века. Один из них находился сразу после входа в пещеру и состоял из разноцветных беспорядочно расположенных мозаичных кубов, напоминающих естественный скальный конгломерат пещеры. Второй пол находится в алтаре храма и украшен типичными раннехристианскими византийскими мотивами, такими как птицы, ягненок и павлин, каждый — в окружении виноградных лоз. В центре, на том месте, где когда-то стоял алтарь, находится стилизованное изображение Чаши, а под ним — крест в круге надписью на греческом «ΤΕΛΟΣ ΚΑΛΟΝ (дословно: добрый конец, добрая кончина)». Что можно истолковать как пожелание, чтобы последние наши дни на земле были хорошими (Здесь сложно согласиться с автором, поскольку «τλος καλν» означает добрую христианскую кончину, а не «хорошие последние дни на земле». См. часть просительной ектеньи о «христианской кончине (Χριστιαν τ τλη) живота нашего» — Прим. перев. ).

http://pravoslavie.ru/126754.html

Надгробие Н. Ф. Красносельцева на кладбище Стамбула. Фотография. 2014 г. Надгробие Н. Ф. Красносельцева на кладбище Стамбула. Фотография. 2014 г. В 1893 г. по совокупности ученых заслуг К. была присвоена степень доктора церковной истории (НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 1101. Л. 164; Протоколы... за 1893 г. С. 30-54; см. также: РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Ед. хр. 276. Л. 21). В том же году администрация Новороссийского ун-та возвела К. в звание исполняющего должность ординарного профессора ( Алмазов. 1899. С. 12), а в мае 1894 г. его утвердили в этом звании (НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 1101. Л. 206 об.). Активное участие К. принимал в деятельности Историко-филологического об-ва при Новороссийском ун-те, членом которого он являлся с 1889 г. и до своей смерти. На заседаниях об-ва в 1889/1890 г. сделал доклад «О пергаменном свитке Патриаршей библиотеки в Иерусалиме (содержащем литургию Златоустого с миниатюрами)» (Отчет. 1890. С. 7); в янв. 1893 г. выступил с сообщением о времени установления праздника Православия (НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 1101. Л. 154 об.); 12 окт. 1893 г. прочел доклад о вновь изданных апокрифах (по поводу издания А. В. Васильева Anecdota graeco-byzantina) (Отчет. 1894. С. 2); в февр. 1894 г. зачитал некролог памяти И. С. Ястребова (НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 1101. Л. 197 об.); в сент. 1894 г. сделал сообщение о новой редакции Типикона Великой церкви (Там же. Л. 222-222 об.); 10 окт. 1895 г. выступил с докладом «К вопросу о византийско-русской литургической драме» и 15 нояб. 1895 г. представил свои соображения «О научных интересах И. С. Некрасова» (Отчет. 1899. С. 2). После смерти К. члены об-ва устроили 22 окт. 1898 г. заседание в его честь, на котором были заслушаны доклады Алмазова, Г. И. Перетятковича, В. М. Истрина, П. А. Лаврова и Дмитриевского (Новороссийский телеграф. 1898. 24 октября; также см.: Поминка по Н. Ф. Красносельцеве. Од., 1899). В последнее десятилетие жизни К. его научные заслуги получили широкое признание, он неоднократно выезжал с учеными целями на христ. Восток и в Палестину (1890, 1891, 1893, 1894, 1896), в 1895 г. ездил в КазДА на юбилей ректора прот. А. П. Владимирского.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

Перед молитвой покади в сердце твоем фимиамом страха Божия и святого благоговения: помысли, что ты прогневал Бога бесчисленными согрешениями, которые Ему явнее, нежели самой совести твоей: постарайся умилостивить Судью смирением. Остерегись! Не возбуди Его негодования небрежением и дерзостью: Он благоволит, чтобы даже ближайшие к Нему, чистейшие ангельские Силы предстояли Ему со всяким благоговением и святейшим страхом (см. Пс. 38, 8 ). Риза души твоей должна сиять белизной простоты. Ничего не должно быть тут сложного! Не должны примешиваться лукавые помыслы и ощущения тщеславия, лицемерия, притворства, человекоугодия, высокоумия, сладострастия – этих темных и зловонных пятен, которыми бывает испещрена душевная одежда молящихся фарисеев. Вместо жемчугов и алмазов, вместо золота и серебра укрась себя целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, а прежде нежели получишь эти слезы, слезами покаяния, укрась себя младенческим, ангельским незлобием: вот драгоценная утварь! Когда увидит Царь царей на душе эту утварь, склоняются к душе Его милостивые взоры. Прощение всех, всех без исключения обид – и самых тягчайших – непременное условие успеха в молитве. Когда стоите на молитве, повелевает Спаситель, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (см. Мк. 11, 25–26 ). «Молитвы памятозлобных – посевы на камне», – сказал преподобный Исаак Сирский. 148 Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных. Две лепты вдовицы, принесенные ею в церковь и составлявшие все имение ее, оказались на весах правосудного Бога большими, нежели значительные приношения богатых от избытков их. Так суди и о молитве: назначь себе количество ее соответственно силам твоим... От здорового и сильного сложения взыскивается соответствующая молитва... Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок – то послушаниями, и не имея возможности уделять молитве столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим: законно и по совести проходимое служение приготовляет человека к усердной молитве и заменяет качеством количество. Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная богоугодной деятельностью. Исполнение евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать по заповеданиям Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

По сочинениям церковных историков V в. известно, что в кафедральных храмах существовала должность пресвитера «над кающимися» ( π τς μετανοας) ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 19; Sozom. Hist. eccl. VII 16), но объем его полномочий и характер служения точно неизвестны. Хотя ряд ученых (А. И. Алмазов , А. С. Павлов ) пытались полностью отождествить этих пресвитеров с Д., источники доиконоборческой эпохи эту теорию не подтверждают (нигде пресвитеры не называются Д.). По мнению Н. С. Суворова , в эпоху Вселенских Соборов Д. были только монахи-старцы ( Суворов. 1906. С. 53-54). Однако, как показало исследование С. И. Смирнова , с одной стороны, практика тайной исповеди (с к-рой в эту эпоху стало отождествляться духовничество) существовала и в миру, хотя и не была столь распространенной, как в монашеской среде ( Basil. Magn. In Isaiam proph. 10. 19; Ioan. Chrysost. De Lazaro. 4); с др. стороны, исповедь у старцев отличалась от сакраментальной, поскольку основывалась не на благодати священства, а на личных благодатных дарах подвижников ( Смирнов. 1906). Кроме того, основные принципы пастырского служения и обращения Д. со своими чадами, на к-рые впосл. ориентировались все Д., были сформулированы отцами, служившими в миру (см.: «Правила, пространно изложенные» и «Правила, кратко изложенные» свт. Василия Великого, «О священстве» свт. Иоанна Златоуста и др.; в монашеской среде развернутое наставление Д. оставил прп. Иоанн Лествичник - «Слово к пастырю» в приложении к «Лествице»). Тем не менее термин «духовный отец» в доиконоборческую эпоху применялся гл. обр. к старцам-монахам (если в корпусе лит-ры, связанной с именем прп. Пахомия Великого , он еще не употреблялся, наименования для Д. там - «авва», «старец», «отец», то уже в Apophthegmata Patrum это наименование стало обычным). В канонических правилах эпохи Вселенских Соборов говорится о «тех, кто имеет власть вязать и решить» (ср.: Мф 18. 18; Ин 20. 22-23), но не о Д. Главным отличием Д. от др. монахов был дар различения духов (иногда в сочетании с даром прозорливости). К старцам в пустыни уже в IV в. начинают приходить миряне и даже клирики из городов. Вероятно, долгое время такая практика одобрялась не всеми иерархами (ввиду нестроений, связанных с догматическими спорами). Но уже в VII в. прп. Анастасий Синаит говорил о пользе руководства со стороны «духовного мужа» (подразумевая старца-монаха) для мирян и защищал исповедь перед «святыми людьми» ( Anast. Sin. Quaest. 6//PG. 89. Col. 370-375).

http://pravenc.ru/text/180658.html

Рукав – род муфты для защиты рук от холода. От нынешних муфт рукава отличались тем, что делались большей частью длиннее и уже их, и шились мехом внутрь. Верхи рукавов делались из бархата, атласа, объяри, байберека, камки, китайки и других, дорогих и недорогих тканей, судя по состоянию; на испод и опушку рукавов употреблялись пластины и меха собольи, душки и черева лисьи, горностаи, бобры, овчины и другие. У царя Алексея Михайловича были: «рукав отлас золотной. аксамичен золотом, испод лисей, опушен соболем. – Рукав царской аксамитной» 706 . Из рукавов царя Федора Алексеевича один «отлас Виницейской серебрен, по нем травы золоты, в травах репьи серебрены; испод и опушка пластинчатые собольи»; другой рукав «байберек по лимонной земле, по нем травы золоты с серебром; испод черевей, опушка пластинчатая соболья»; прочие в том же роде 707 . Один из рукавов царицы Агафьи Симеоновны был «низан жемчюгом по алому бархату с запаны алмазными и с яхонты червчатыми и с изумруды; испод и опушка пластины собольи» 708 . Вообще женские рукава делали наряднее мужских. – В имуществе кн. Голицыных оказался «рукавок, испод соболей и опушен соболем же; а на нем на одной стороне 9 запон алмазных, а на другой стороне 8 запон с алмазы ж, а в них в средине 3 изумруда, а девятой запоны нет; а круг тех запон обнизано крупным жемчюгом, в средине 6 камней алмазов в гнездах, да запанка алмазная ж, а круг ее искры алмазныя да 3 камня изумруда; кругом алмазов и изумрудов обнизано мелким жемчюгом репьи, и врепьях изумруды и лалы и яхонтовыя искры; цена 260 рублев» 709 . – Инока Марфа Ивановна пожаловала старице Феофиле «рукав белей хребтовой, цена 2 гривны» 710 . Ручник Ручник – полотенце. «Имеет у собя царь ручник платен (полотняный), чист, и сим обрысоватися, сиречь утиратися, или ясть, или пиеть» 711 . Ручница. См. Пищаль. Рясы, Ряски Рясы или Ряски 1) пряди из жемчужных или бисерных зерен с золотыми и серебряными пронизками, колодками, кольцами и с драгоценными камнями. Они привешивались к венцам у девиц, к кикам и кокошникам у женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Наручи – металлические выгнутые пластины, закрывавшие руку от кисти до локтя. Нижняя пластина наручей называлась черевцом; она прикреплялась к верхней застежками с пряжками. Часть наручей близ локтя называлась локотником, а у кисти – запястьем. Когда локотники заходили за локоть, наручи назывались с локти или с локотки 488 . «Наручи железные с локотки, грани косые, через грань наведены золотом; в локти подпись имя Бориса Федоровича; застешки тясма шолк червчат с золотом; подложены отласом червчатым» 489 . Наручи делались из красного булата, стали, железа; гладкие и граненые; наводились золотом, украшались драгоценными камнями. В одной из наручей князя Ф. И. Мстиславского, кроме золотых цветков, плащей, трав, чепей «с гнезды с золотыми и с каменьем», было «каменья большаго и мелкаго триста девяносто девять каменьев яхонтиков червчатых и лаликов и винисок и бирюз; да в другой наручи … каменья большаго и мелкаго яхонтиков червчатых и изумрудцов и лалов и винисок и бирюз триста тридцать два каменя» 490 . – «Наручи булатныя, насеканы месты золотом, и с тесмами шолковыми зелеными, у тесем и наконешники серебреные; цена 15 руб. – Наручи булатныя ж, круг их каймы обложены серебром и позолочены, подложены отласом красным, с застешки тесмяными шолковыми; цена 12 руб.» 491 . Настрафиль. См. Сукно. Натруска. См. Цепь. Наузольник. См. Пояса. Науз Науз – одна или несколько кистей, повешенных на шнуре или цепочке под шеей лошади. Это конское украшение делалось из шелка, пряденого серебра и золота, с ворворками шелковыми, золотыми, жемчужными; ворворки иногда украшались чекмами и плящиками. «Науз клинец серебрян золочен, сканью; на чепочках на серебряных 3 кисти: 2 кисти серебряны, а 3-я золота; а наверху кисти ворворки жемчужные, а наверх ворворок по плящику серебряну золочену» 492 . Науруз Науруз – мужское наголовье в роде колпака с полками (полями), наугольниками, прорехами, пуговицами и кистями. В имуществе царя Ивана Васильевича значатся наурузы: «пуховой с плащи и с запонами и с золотыми, а в запонах и в плащех 31 яхонт червчатых и лалов, 4 яхонты лазоревых, 29 алмазов да тумпаз (топаз), 4 изумрудцы, 8 берюз, 6 зерен вислых жемчужных, на прорехах 4 пуговицы золоты, а яхонты в низ лазоревы. – Науруз сделати … камка Бурская на зелени репьи золоты с червчатым шолком, запаны на нем золоты, а в них в середке по образине, литой белы; да на него ж две пуговицы жемчуги уродоваты. веревки серебряны делати, подпушка прибрать бела с золотом» 493 . У Бориса Федоровича были наурузы: один из червчатого скорлата, саженый жемчугом с полками, шитыми по червчатому атласу золотом и обнизанными жемчугом; другой скорлятин червчат с поясками и с чешуйчатыми полками, шитыми по алой тафте серебром; два строченые шелком с поясками же 494 . Наушки, Наушни

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Стр. 41–43 отчасти списаны, а отчасти составлены по Макарию (См. §245, m.V, стр. 58.59 прим. 44.60.59 прим.143.59–60.61). Цитаты в 3-ьем примечании на 43 стр. перенесены из Макария (m.V, стр. 58 прим.141, стр. 60 прим.149, стр. 61 прим.151); только цитаты на Августина получили безграмотный вид. Прим. на 46 стр. заимствовано у проф. Соколова, стр. 165 прим. 3. В конце стр. 49 и в начале 50-ой о. Малиновский из статьи проф.Беляева списывает слова Mahrheineke (а не Marcheineke, как пишет о. Малиновский) и в прим.1 отмечает, откуда он берет эти слова. Но дальше из той же статьи списываются слова Тридентского собора, собственные рассуждения проф. Беляева и слова римского катихизиса (в прим.3-ем), но цитат на Православный Собеседник уж больше нет (См. 1871, т.1, стр. 226.227). §143. Установление крещения (стр. 57–63). В этом параграфе о. Малиновскому повидимому может принадлежит лишь одна страница; остальное же все и почти всегда дословно списано с книги А.Алмазова -История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань 1884. Срвп. Стр. 58 Малиновского и стр. 7. 8. 9. у Алмазова. По Алмазову составлено здесь и примечание, которое лишь и снабжено цитатой. При том в списанной у Алмазова цитате на «Луг Духовный» вм. стр. 287 поставлена неизвестно почему 181-я. Стр. 59 вся взята у Алмазова, стр. 11–12. Примеч-Алмазова стр. 11 прим.1. Около половины этой страницы и у Алмазова выписка из догматики Макария (m.1V, стр. 101–102), но у Алмазова заимствование точно отмечено и снабжено цитатой; о. же Малиновский не ставит цитаты ни на Макария. ни на Алмазова. Средина стр. 60 выписана без цитаты из Макария, §202, m.IV, стр. 02, а дальше на протяжении страницы пересказ и отчасти буквальная выписка из Алмазова, стр. 13–16. Книга Алмазова и названа (стр. 60 прим.), но загорожена поставленной впереди статьей Смирнова. Обширная, в целую страницу, выдержка из Тертуллиана (стр. 19–20) взята у Алмазова (стр. 19–20). Алмазов цитирует старый перевод Карнеева (ч.II, стр. 8–9) и приводит в примечании подлинный латинский текст, которому перевод Карнеева, как сделанный не с подлинника, а с французского перевода, соответствует далеко не в точности. § 144. Видимая сторона в таинстве крещения ( стр. 63–77).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Запястье или Зарукавье 1) вообще рукавная обшивка; 2) в частности украшения на оконечностях рукавов у нарядных одежд. Эти запястья низались по атласу или бархату жемчугом и украшались запанами и драгоценными камнями; иногда они пришивались к рукавам, а иногда пристегивались к ним крючками. У станового кафтана царя Федора Алексеевича было «на рукавах запясье низано жемчюгом Кафимским по червчатому бархату; в них по 7 запан золотых с алмазы да 26 алмазов в золотых гнездах, 24 искры яхонтовых в золотых гнездах; у них 10 гнезд крючков серебреных золоченых»; у теплых рукавиц «запястья пупчетые собольи» 232 ; 3) Запястьем называлась и нижняя часть наручей у кисти 233 . Зарбаф Зарбаф – (Перс. зербафт) золотная или серебряная ткань с узорами шелковыми, серебряными и золотыми. Название ее, происходящее от Перс. зер золото и бафт ткань (от бафтен ткать), указывает на вывоз ее из Персии. Нынешнее название золотных и серебряных тканей парчею указывает только вид, в котором они продавались: Перс. парча – значит кусок. Из зарбафа шились шапочные верхи, кафтаны, зипуны, ферези, шубы, штаны и другие нарядные одежды. «Зарбаф золотной, по нем травки в кружках серебряны. – Зарбаф по золотной земле, по нем травы серебряны с шолки. – Зарбаф серебрен, по нем деревца шолк ал да зелен с золотом. – Зарбаф серебрен, по нем травки золоты с шолки с зеленым да с червчатым 234 . Зарукавье=Запястье. Засапожники. См. Ножи. Затинная пищаль. См. Пищаль. Звенья цепей. См. Цепь. Золотые, прорезные, с алмазами и червчатыми яхонтами звенья нашиты были на полах платна царя Федора Алексеевича 235 . Зголовье, Взголовье Зголовье, Взголовье 1) нижняя подушка из полагаемых под головой на постеле; верхняя называлась просто подушкой. Наволоки на зголовье и подушках были: атласные, бархатные, объяринные, камчатные, тафтяные, полотняные. «Взголовье камка Мисюрьская з золотом, да другое взголовье камка на червьци бел шолк, … да три взголовья белых» 236 ; 2) подушка, подкладываемая под сиденье. При бракосочетании царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной (1626 г.) «приказал государь место чертожное, на котором сидети государю и государыне. устроить в грановитой палате, обит бархатом червчатым, а на нем два сголовья бархатных золотных в один узор, каковы государь указал выдать из своей казны; а на сголовьи положить по сороку соболей». Перед венчанием «царевну посадили на ее место, на сголовье, а сорок соболей. сняв. дали держать дьяку Андрею Варьеву …. А государь сел на своем месте, подле царевны, а сорок соболей. с государева места сняв, дали держать дьяку Андрею Подлесову …. И как царь и великий князь, встав с своего места, пошел из палаты, и царя и великого князя сголовье, на чем сидел, положили тогда на царицыно сголовье, а два сорока соболей положили на верх на сголовье» …. На четвертый день после венчания «патриарх пришел к государю в палату со всеми властьми» для поздравления, … и сели государь и святейший патриарх по местам на золотых сголовьях» 237 . Зендень

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Тафья – скуфья, шапочка, закрывающая плотно макушку головы. Слово такия употребляется и теперь у Татар, которые иначе называют ее тюботай от тюбе – верх, маковка. Тафьи делались из сафьяна, сукна, атласа, тафты, бархата, парчи; украшались серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. У Бориса Федоровича: «тафья шиты орлы двоеглавые конителью по отласу по червчатому, низана жемчугом с берюзами. – Тафья Крымская отласна синя, шита золотом» 847 . – У царя Михаила Федоровича: «тафья скорлат червчат; на ней запона золота, в запоне 10 алмазов гранены, клинчаты, на верху в репейке на спне яхонтик червчат; около запоны и тафьи в обнизи 90 зерен гурмыжских. – Тафья скорлат червчат; на ней запона золота с финифты; в запоне 5 алмазцов четвероугольны, гранены, в гнездах, да 4 зерна жемчюжных на спнях; круг запоны и тафьи обнизано жемчюгом большим, а в обнизке жемчюгу 111 зерен» 848 . В выходах царя Алексея Михайловича упоминуются тафьи: большая, первая, вторая, третья и четвертая 849 . У царя Федора Алексеевича тафьи «бархат черн; – сафьян черн» 850 . Тахтуй. См. Тохтуй. Тебенек Тебенек – четырехугольный отрезок кожи, привешенный у седла, для защиты ноги от трения о стременной ремень. Тебеньки крымские (тамошние), бухарские, московские 851 . У Киргизов и других народов Средней Азии и ныне употребляется слово тебеньга в том же значении. Тебеняк=Кебеняк. Тегиляй Тегиляй – одежда в роде кафтана с короткими рукавами и высоким стоячим воротником, подбитого хлопчатой бумагой или пенькой и насквозь простеганного. Тегиляи делались из шелковых, шерстяных, бумажных и холщовых тканей; были в длину ниже колен, надевались в рукава и застегивались пуговицами на груди. Ратники, не имевшие средств делать дорогие доспехи, являлись на службу в тегиляях из толстого сукна и других недорогих тканей. «Три человека в тегиляех, на двух шеломы, а на третьем шапка медяна. – Три в тегиляех, на двух шапки железныя, на третьем бумажная» 852 . – В одной старинной описи царского платья значатся: «тегиляй бархат венедицкой шолк червчат на золотой земле, петли золоты и серебряны; опушен горностаем, подложен тафтою зеленою, без пугвиц. – Тегиляй бархат венедицкой рудожелт, стеган; круживо на нем ткано шолк червчат с серебром; на нем, на вороту и по боком, в четырех местех образцы аксамичены серебром по червчатому отласу; бахрама шолк голуб; пуговки на нем серебряны, угольчаты» 853 . Терлик

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010