Церковнослав. язык воспринял слово   в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно   обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание «великая А.». Иногда встречающееся новообразование «малая А.» (НКС. Т. 4. С. 651) обозначает святую воду малого водоосвящения. Великая А., т. е. богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь правосл. Церкви и имеет широкое литургическое употребление (см. Вода в богослужении ). Великую А. пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Св. Таин. Совр. Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак А. и антидор (см. чин исповеди, послеисповедное увещание; Вениамин. Новая скрижаль. С. 371, 478). В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить великой А. натощак. Великая А., остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике, ст. 199). В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (De Baptismate Christi//PG. 49. Col. 366b; Типикон. Т. 1. С. 192). Лит. (см. также в ст.: Вода в богослужении, Водоосвящение великое и малое): Goar. Euchologion; Требник. Ч. 1-2. С. 85; Требник Большой. Л. 291 об.; Εχολγιον τ Μγα; Алмазов. Тайная исповедь. Т. 2. С. 138-152; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1905.

http://pravenc.ru/text/63290.html

Под рук. К. в КазДА курсовые сочинения на степень кандидата богословия по церковной археологии защитили 11 студентов и 35 - по литургике (см.: Павлов. 1985). Наиболее выдающимися учениками К. были А. И. Алмазов и А. А. Дмитриевский . Последний благодаря содействию К. занял кафедру церковной археологии и литургики в Киевской ДА и для разработки собственных курсов опирался на учебные программы К. (см.: Красносельцев. 2013; Щепёткин. 2014). До конца своих дней К. состоял в переписке с Дмитриевским, хотя отношения между ними не всегда были простыми: на наиболее крупные работы своего ученика К. написал критические рецензии. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. В годы преподавания в КазДА К. активно занимался научно-исследовательской работой. Особо следует отметить его участие (наряду с И. Я. Порфирьевым и А. В. Вадковским) в описании рукописей Соловецкой б-ки, переданной в академию в 1855 г. До своего перехода на службу в Новороссийский ун-т К. составил ок. 30 печатных листов описания рукописей литургического характера (РГБ НИОР. Ф. 178. Ед. хр. 3296. Л. 318, письмо от 14.03.1898). К. трижды представлял КазДА на археологических съездах: в Киеве (1874), Казани (1877) и Ярославле (1887) ( Терновский. 1892. С. 410). С 1883 по 1886 г. он был редактором и цензором журнала КазДА «Православный собеседник». В 1881 г. К. обратился в Совет КазДА с просьбой о годичной командировке в Италию, во Францию и в Германию, чтобы лично ознакомиться с памятниками христ. архитектуры и искусства и поработать с древними рукописями в европейских б-ках и книжных собраниях вост. мон-рей (Протоколы... за 1881 г. С. 213-215). Эта первая заграничная поездка оказала большое влияние на К. как ученого: в Ватиканской б-ке он ознакомился с неск. десятками богослужебных рукописей, материал которых был положен им в основу ряда историко-литургических исследований. В вакационное время К. обычно ездил в Москву или С.-Петербург для работы в б-ках этих городов. Важной для него поездкой также было путешествие в 1888 г. на Восток и в Палестину. К. побывал в Стамбуле, Смирне, Александрии, Каире, Иерусалиме, Афинах, Фессалонике и на Афоне, познакомился с интересными людьми. В Св. граде К. пробыл месяц и успел поработать со слав. рукописями в Иерусалимской патриаршей б-ке (РНБ ОР. Ф. 608. Оп. 1. Ед. хр. 892. Л. 27 об., письмо от 23.10.1888). Начиная с этого года и вплоть до своей смерти К. практически каждый год во время летних каникул выезжал за рубеж для работы в б-ках христ. Востока. Так, в Пантелеимоновом мон-ре на Афоне он познакомился с библиотекарем Матфеем (Ольшанским), с к-рым впосл. состоял в переписке и обменивался книгами.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

с 09.02.30 – ПП ОГПУ Центрально-Черноземной области; с 28.04.32 – ПП ОГПУ – нач. УНКВД Западно-Сибирского края; с 16.02.35 – пом. нач. ГУЛАГа НКВД СССР; с 0712.35 – зам. нач. Волжского ИТЛ НКВД (г. Рыбинск); Спецзвание с 29.11.35 – старший майор гб; 27 .06.37 – арестован; 01 .12.37 – осужден в особом порядке к ВМН; 09 .12.37 – расстрелян. АЛИДИН Виктор Иванович (родился в 1911 г.), уроженец г. Кимры Тверской области, русский, чекстаж с 1930 г. партстаж с 1932г., образование – высшее (ВПШ при ЦК ВКП(б)); с 1930 г. – сотрудник УГРО ОГПУ (г. Кимры); с 1933 г. – служба в 56 полку войск ОГПУ (г. Киев); с 1937 г. – сотрудник НИИ ортопедии и травматологии (г. Киев); с 1937 г. – помощник секретаря Кировского РК ВКП(б) (г. Киев); с января 1938 г. – инструктор Киевского ГК КП(б)Украины; с 1939 г. – зам. зав. оргинструкторским отделом Киевского ГК КП(б) Украины; с октября 1939 г. – зав. отделом (там же); с 1942 г. – инструктор, зам. зав. отделом, инспектор ЦК КП(б) Украины (гт. Харьков, Воронеж, Ворошиловград Сталинград Саратов, Москва); с мая 1945 г. – слушатель ВПШ при ЦК ВКП(б) (г. Москва); с 1949 г. – секретарь Херсонского обкома КЩб) Украины (г. Херсон); с 23 августа 1951 г. – зам. начальника/управления МГБ СССР; с 9 апреля 1953 г. – начальник Отдела «П» МВД СССР; с 10 мая 1954г. – зам. начальника 7 управления КГБ при СМ СССР; с 1959 г. – начальник 7 управления КГБ при СМ СССР; с декабря 1967 г. – член коллегии КГБ СССР; с 6 января 1971 г. – начальник УКГБ СССР по г. Москве и Московской области; с 6 января 1986 г. – на пенсии. Спецзвания, воинские звания: с 1951 г. – подполковник гб; с 10 декабря 1964 г. – генерал-майор; с 10 декабря 1968 г.– генерал-лейтенант; с 16 января 1979 г. – генерал-полковник. АЛМАЗОВ (Алмазян) Завен (Зувен) Арменакович (1898–1940гг.), уроженец Армении, армянин, партстаж с 1919 г., чекстаж с 1929 г., образование – неполное высшее; с 6 января 1931 г. – помощник начальника строительства Вишерской целлюлозно-бумажной фабрики; с 16 декабря 1933 – помощник начальника ГУЛАГа;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Входя в состав крещения еще в период его соединения с литургией, чтение апостола естественно осталось в данном чинопоследовании и после его обособления, отделения от евхаристии. Показателем этого являются греческие и славянские списки крещения, начиная с XVI ст. 12 См. Чин литургии Иоанна Златоуста и Василия В. по рукописи Ватиканской библ., 14 XV в. Красносельцев. Сведения о некоторых литургических рукоп. Ватиканской библ., стр. 165, 167. Ср. чин крещения по рук. Солов, библ. XV в. Ibid., стр. 100. 13 См. рукописи XIII в. – Патмосской библ. Синайской библ. XIV в. – Синайской библ. XV в. – Афоно-Костамонидской библ. Афоно-Пантелеймоновского монастыря Московской Синод, библ. Севастьяновского собрания XVI в. – Святогробской Константинопольской библ. и Афоно-Пантелеймоновского монастыря А.А.Дмитриевский . Описания. II т. стр. 154, 209, 332, 492, 572, 812, 827. Его же. Богослужение в русской церкви в XVI в. Приложения, стр. 23, 17, прим. 1. 14 См. рукописи Синайской библ. IX–X в. 957; X в. 956, Пантелеймоновской на Афон X–XI в. 162, Синайской XI–XII в. 962 и XIV в. 981, Святогробской библ. в Константинополе XV в. 8, Афоно-Пандократорской библ. XV в. 149, Святогробской константинопольской библ. XVI в. 615 и библ. Афоно-Пантелеймоновского монастыря того же века 305. А. А. Дмитриевский . Ibid., стр. 3, 17, 39, 70, 340, 458, 487, 739, 827 15 «После крещения священник берет его (новокрещенного) и входит в храм с пением: «Блаженни, им же»... Здесь он читает молитву: «Благословен еси, Господи Вседержителю, источниче благих»; помазует его святым миром, говоря: «Печать дара Духа Святого», а затем отходить, поя: «Елицы во Христа». А.А. Дмитриевский . Ibid., стр. 195. 16 Рукоп, Синайской библ. XIV в. 981. А.А.Дмитриевский . Ibid., стр. 439. Симеон Солунский : «когда певчие поют псалом: «блаженни, их же оставимася», священник, предшествуя крещенному, приводить его пред жертвенник и там преподает ему страшное причастие». Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. II т. стр. 73. 19 См. рукописи: Синайской библ. 1426 г. 968, библ. лавры пр. Афанасия на Афоне 1435 21, Синайской библ. 1475 г. 980. А.А.Дмитриевский . Описание. II т. стр.400, 419, 432. Проф. А.И. Алмазов утверждает, согласно Gaar’oм, что обхождение вокруг купели практиковалось уже в IV ст., являясь символом и выражением духовной радости. История чинопоследования крещения и миропомазание, стр. 437. Но подобному мнению не благоприятствует отсутствие данного акта в списках крещения до XV ст. Как нельзя более гармонирует с поздним появлением обхождения вокруг купели и то обстоятельство, что только в XVI в., возникают попытки его объяснения. «Делают три круга, читаем в чин крещения по Евхологию Ватиканской библиотеки XVI в., во образ, думаю, трисиятельного луча Св. Троицы». Красносельцев. Сведения. Стр. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

516-525 525-535 НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) 535-537 НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых) 537-538 НИКИТА Андреевич Сухарев (1876-1942), мч. (пам. 21 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 538-539 НИКИТА (XII в.?), св. (пам. 9 сент.), хартуларий (письмоводитель) К-польский, «сокровенный», т. к. его богоугодная жизнь была скрыта от людей 539-540 540-541 541-543 543-545 НИКИТА Никита, митр. Никомидийский (30-е гг. XII в.), участник греко-латинской полемики в Византии 545-547 547-549 549-550 НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман 550-554 554-557 557-558 558-560 НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений 560-563 НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов 564-568 НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице))

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

и сщмч. Киприана Карфагенского отражено и в более поздних источниках. Так, в Минологии Василия II и в Синаксаре К-польской ц. мученичество К. и И. относится ко времени правления имп. Деция. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сообщается, что К. был родом из Карфагена и пострадал при имп. Деции. Эта традиция совмещения фактов из жизни одноименных святых сохранилась и до наст. времени, напр. в сочинении митр. Софрония (Евстратиадиса) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 260-261). В агиографическое досье К. и И. входят переводы греч. Актов на вост. языки: «Обращение Киприана» - на сирийский и арабский (BHO, N 228-230), фрагменты «Исповеди Киприана» и «Мученичества Киприана, Иустины и Феоктисты» - на коптский (BHO, N 231, 232) (здесь имя христианина Феоктиста приведено в жен. варианте). Остается открытым вопрос о родине К. По свидетельствам синаксарей и минологиев, он был родом из Антиохии, но основные источники (Акты) не упоминают происхождения К. В «Мученичестве...» рим. моряки, забравшие останки К. и И., названы соотечественниками святого, что может указывать на Рим как на его родину. Однако в нек-рых редакциях сочинения сказано, что эти моряки были из одного города не с К., а с Феоктистом. Достоверно атрибутируемых К. произведений не сохранилось. Известны т. н. молитвы К. (BHG, N 460-461c). Это пространные молитвы для избавления от злых духов и воздействия нечистой силы. Три из 5 изданы разными исследователями, 2 остаются неопубликованными. Вероятно, они позднего происхождения, не встречаются в рукописях ранее XV в. Их авторство может приписываться К., т. к. традиционно считалось, что он имел дар повелевать духами и снимать заговоры. Автор этих молитв, христ. поэт V в., называется также Киприаном . Известны аналоги (а не точные переводы) этих молитв в слав. Требниках (см.: Алмазов. 1900. С. 90-93). Мощи Серебряный мощевик с частицами честных глав сщмч. Киприана и мц. Иустины. 1805 г. (ц. сщмч. Киприана в Менико, Кипр) Серебряный мощевик с частицами честных глав сщмч.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Так постепенно может быть восстановлена истинная древняя церковная практика Таинства Покаяния, и уяснится в сознании верующих неправильность взгляда на возможность замены частной исповеди общею.  6 ноября 1944 г. Архиепископ Григорий.   Григорий (Чуков), митр. Таинство Покаяния и «общая исповедь». В сб. Избранные речи, слова и статьи. 1954. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К.СПб.2010. Комментарии ( 5): диакон Владимир. 20 августа 2010г. 23:52 Что же тут можно добавить? Только то, что своевременно  вышла данная статья!    Можно только присовокупить, что в сегодняшнее время Таинство Исповеди и Таинство Причастия идут одно за другим, однако же должно быть время для покаяния и время для подготовки к Причастию. Священник должен быть очень внимателен при исповеди кающегося и, в его праве - разрешать и вязать.   Спаси, Господи! архим. доц. Павел Стефанов, Шумен, Болгария 21 августа 2010г. 02:33 " Между тем такой практики [общая исповедь] никогда не знала древняя Церковь " . Как раз наоборот - частная исповедь в Византийской церкви введена только во времени св. Иоанна Златоуста в конце века. См. классические исследования: А. И. Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории: Исследование преимущественно по рукописям. Т. I–III. Одесса, 1894. Репринт. М., 1995; B. Poschmanna. Paenitentia secunda. Die kirchliche Buße im ältesten Christentum bis Cyprian und Origenes. Eine dogmengeschichtliche Untersuchungen. Bonn, 1940; A New History of Penance. Edited by A. Firey. Leiden, 2008 (Brill " s Companions to the Christian Tradition, 14). Лидия Константиновна Александрова-Чукова 21 августа 2010г. 16:16 Досточтимый о.Павел Стефанов !  Это  очень  смешно будет,  если   я сейчас стану  доказывать  компетентность   владыки  Григория, председателя  Учебного Комитета Св. Синода, тем  более, что  это  - вопрос богословский, и я недостаточно,  конечно,   компетентна.    .  Из богарского далека,  думаю,   не зная  наших  местных особенностей,   похоже,   что   Вы,    отец  архимандрит,    путаете  суровое  публичное покаяние   в древней  Церкви,   (я тут  в сети  поинтересовалась):

http://bogoslov.ru/article/1013701

1)Εχ π μετανοοντων τοι ατα εχα λγονται κα ες λεχοσαν γυνακα. Θες, Θες μν, δι το προφτου σου Νϑαν μετανοσαντι τ Δαβδ π τος δοις πλημμελμασι... (обычно); 2) Εχ τρα π εξμολογουμνων «Κριε... Πτρ κα τ πρν»;3) Εχ ετρα Κριε Σαββαϑ Θες κ.τ.λ. ζτει ες τ Βπτισμα. φορκοσμς γ’. (та же самая, что теперь стоит третью заклинательною молитвою в ряду молитв об оглашенных) и 4) λλη εχ. Κριε Θες μν, τν δα μετανοας, ζτει ωϑινς. ϑ’. 456 . Это – мол. «Κριε Θες μν τν δι μετανοας αιεσιν τος νϑρποις δωρησμενος κα τπον μν πιγνσεως μαρτημτων κα ξμολογσεως, τν το προφτου Δαβδ μετανοαν πρς σηχρησιν ποδεξας... κα ναϑορν ν τος γοις σου ϑησιαστηροις. εη τ κρτος τς βασιλεας» 457 . Таким образом, здесь под понятие безразлично – покаянной или исповедной молитвы прежде всего подводятся – первая «о кающихся» и вторая (см. ниже) «об исповедующихся; правда, это не следует из самого надписания их, но о том говорит самая параллельная постановка в данном случае обеих этих молитв с обычным их надписанием. – Это, однако, не особенно важно; более любопытно то, что писец с одной стороны присоединяет к указываемым молитвам – третью заклинательную из чина оглашения и девятую светильничную, а с другой – все эти молитвы понимает уместными для чтения родильнице (разумеется в восьмой день). – Привнесение сюда первой из этих двух последних молитв отчасти еще объяснимо, если принять во внимание усвоенное ей здесь назначение для родильницы, в виду последнего писец мог руководствоваться здесь некоторою чисто внешнею связью между молитвами родильница и чином крещения вообще; непонятно только, – в чем именно он видел внутреннее отношение данной молитвы к положению родильницы? В виду заклинательного ее характера, не руководила ли им в этом случае какая-либо суеверная идея? – Что касается до второй (светильничной) молитвы, то этот выбор представляется еще более оригинальным. Правда, эта молитва, по ее внутреннему характеру, весьма подходите к типу исповедных, но во всяком случае она никак не может быть подведена под категорию молитв для родильницы. – Необъяснимо, наконец, чем именно мотивировался писец предназначая все приведенные им в настоящем случае молитвы для родильницы, и необъяснимо совершенно, если припомним, что для таковой цели всегда существовали особые молитвы и что некоторые из цитуемых здесь молитв (особенно – взятая из чина оглашения) совершенно не приложимы сюда со стороны своего содержания. Для нас, добавим, рассматриваемый факт весьма поучителен лишь с одной стороны, это – как очень характерное доказательство того, насколько бесцеремонно греческие книгописцы обращались с исповедными молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Д. 472, л. 179 об.–182 об., Арханг. С. 109, л. 158–161, Арханг. С. 110, л. 111–118, Арханг. С. 235, л. 59 об.–61об., Белокр. 218, л. 19–23 об., В-5636/37 (ВСМЗ), л. 64 об.–69 (отдельный извод), Волок. 87, л. 272 об.–274 об., Волок. 517, л. 13 об.–15, Епифанов 23, л. 222 об.–230 об., КДА 174л, л. 248 об.–250 об. и 280–282 об., Кир.-Бел. 528/785, л. 17 об.–19, Кир.-Бел. 530/787, л. 150–152 об., Кир.-Бел. 547/804, л. 87 об.–89 об., Колоб. 176, л. 11 об.–12 об., Мих. Q 9, л. 154 об.–155 об., Перетц 145, л. 87 об.–92 об., Погод. 306, л. 25–27, Погод. 308, л. 301–302, Синод. (ГИМ) 898, л. 237–240, Синод. (РГИА) 868, л. 70–71об., Со­лов. 1018/1127, л. 75 об.–77 об., Солов. 1086/1195, л. 98 об.–99 об., Солов. 1099/1208, л. 182–183 об., Соф. 836 , л. 202–203 (отдельный извод), Соф. 861 , л. 170 об.–172 об., Соф. 890 , л. 174 об.–176 об., Соф. 1061 , л. 208 об.–210 и 241 об.–243, Соф. 1062 , л. 196–197 об., Соф. 1065 , л. 22–23 , Соф. 1088 , л. 72 об.–75, Соф. 1095 , л. 51 об.–54 об., Соф. 1102 , л. 36 об.–38 об., СПбДА АП/128, л. 287–291 об., ТСЛ 232, л. 28–29 об. (отдельный извод), ТСЛ 272, л. 182–184, Усть-Цилем. (Пе­чорское) 336, л. 145–150 об., Хлуд. 119, л. 256–257 , Чуд. 54, л. 217–218 об., F.I.100, л. 154–156, Q.1.595, л. 78–79 об., Q.1.851, л. 173–175, О.1.35, л. 60 об.–63, О.1.100, л. 23–25, 16.7.27, л. 173 об.–178. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 182–183 (по списку Чуд. 54). 1169 О вопросах, связанных с блудом, обращённых к клирикам, которые мы не разбираем специально, см. Левина Е. Секс и общество в мире православных славян. 900–700//«А се грехи злые, смертные...». М., 1999. С. 385–418. 1170 Св-Вологод. 64: Вологод. 64, л. 262–263. Здесь и далее ссылки на рукописи Основной редакции вопросника священникам не приводятся. 1175 Св-Печ. тр.: 7001 сп (БАН), л. 292–295 об. Иван Грозный через саксонца Шлитта обращался к Карлу V с просьбой прислать «ученых богословов немецких, чтобы они узнали наш закон, а мы ваш латинский» (Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1842.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Св. Иустин Философ и мученик. Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. – М., 1995, т.1, с.92. Интересно и другое высказывание этого знаменитого богослова, прямо подтверждающее тезис о наличии в ранней Церкви практики продолжительного оглашения: «утверждаю, что оглашенные, хотя и могут желать креститься, но не должны быть допускаемы к этому слишком скоро… Ибо тот более достоин благодати, кто более потрудился, более поисправил себя» (Тертуллиан. О покаянии. – В: Тертуллиан. Творения, СПб., 1847, ч.2, с.92). Афанасьев Н., прот. Указ. соч., сс.80–81. Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Казань, 1884, сс.45–46. Ср.: Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992, с.80. Алмазов А. Указ. соч., с.61. «…в настоящее время младенцы делаются слушающими или оглашенными не потому, что они способны в этом возрасте принимать наставления, но чтобы соблюсти древний обычай существовавший, как уже сказано, при Апостолах» (Феодульф еп. аврелианский «De Baptism»; цит.по: Алмазов А. указ. соч., с.34). Арранц М., о.и. Исторические заметки о чинопоследовании таинств. ЛДА, 1979, с.18. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т.1. Ч.II. М., 1997, с.877. Голубинский Е. Указ. соч. Т.1. Ч.I., сс.165–166. Там же. ср.: Голубинский Е. Указ. соч. Т.1. Ч.II., с.832 См.: «Вопросы Кирика и ответы Нифонта». – Русск. историч. библ. Т.4. Ч.I. СПб., 1880, с.33; цит. по: Алмазов А. Указ. соч., с.61. .Голубинский Е. Указ. соч. Т.1. Ч.II, с.427. См.: Арранц М. Чин оглашения и крещения в древней Руси. – Символ. 19, 1988, сс.75–77. См.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб., 1881, с.103; Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т.1. Ч.II, с.857; Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. Т.1. М., 1991, сс.210–211. Карташев А.В. Указ. соч., с.211. Одинцов Н. Указ. соч., с.142. Алмазов А. Указ. соч., сс.600–604. Цит. по: Алмазов А. Указ. соч., с.62. Алмазов А. Указ. соч., с.63. Цит. по: Каледа Г. , прот. Задачи, формы и структуры катехизации в Русской Православной Церкви в современных условиях. – Путь Православия, 1. М., 1993, с.21.

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010