293 Ж. М. Н. Пр. 271 ч., стр. 296. В исповедных вопросах встречаются такие: «венчалася ли еси с мужем своим» (Алмазов, III, 154 ср. 145; 160 ср. 161. 164:169). 294 Памятников этого рода много издано в кн. проф. Алмазова Тайная исповедь, в III томе, на который мы так часто ссылаемся. 295 Р. И. Б. т. VI, 836–846. В отпускных грамотах нередко встречаются подписи духовных отцов, см. Щукина, Сборник стар. бумаг II, 153; III, 138, 176. А. 10. В. т. II, ст. 643, 646. 296 В исповедных вопросах женам говорится: «блуда со отцем духовным не сотворила ли еси», а священноинокам: «не пал лы ся еси с духовною дочерью» (Алмазов, III, 165, 179:173). 298 В древней Руси, как и в Греции (Павлов, Номоканон, 337–341), не было общего правила, определяющего возраст, с которого дети должны приходить на исповедь. «Мужскому полу подобает прити в покаяние 9 лет, а женскому полу до 7 лет, понеже писание глаголет поледнему сему веку y яко не обрящье и тысящи девиц едина девица ч(и)ста 7 лет» (Златая Чепь тр. л. 11, л. 39, ср. Пономарёв, 25). В других памятниках назначается высший возраст: 8 или 10 (Голубинский, История I, 1, 513.), 12 и 14 (Арх. Варлаам, Опис. сборн. XV в. 19. Яковлев, К истории сборников, 527.) 300 Там же, 870. В древности брачующихся приобщали преждеосвященными св. дарами (Голубинский, История, l, 2, 390–391). 301 Алмазов, I, 457, 459 и 467. О смерти митр. Филиппа I (1473 г.) летопись рассказывает: «он же в той час посла по отца своего духовнаго, и святых таин причастися и маслом повеле свящатися». Пам. ст. рус. лит. т. VIII, 177. 305 Инок Василий написал житие своего духовного сына Акакия, епис. тверского (Бычков, Оп. рук. сб. И. П. Б., 3 стр.). Житие преп. Антония Римлянина представляется написанным духовником подвижника иноком Андреем (проф. В.О. Ключевский , Жития святых, стр. 306). 307 Глава из сочинения «К истории просвещения в России»“. Академией Наук сочинение это удостоено почётного отзыва. (См. Отчёт о седьмом присуждении Императорской Академией Наук премии Митрополита Макария в 1897 г. стр. 16–18. Рецензия профессора СПб. духовной Академии А. Пономарёва ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

599 Макарий, id., стр. 93, стр. 306 (Пол. собр. Рус. Лет. т. I, 185; II, 107, 117, 122, 136, 141, 143, 152). 604 Свидетельства о том см. раньше, а также у Е[вгения Болховитинова], id., стр. 25–26, у Татищева, Рос. Ист. ч. I. Стр. 581. 606 Е. Е. Голубинский ссылается на Сказание о построении Новгородской церкви Николы Дворищенского, см. Аохеолог. описание древностей церковных в Новгороде архим. Макария, т. I, стр. 256, прим. к т. II, стр. 58. «Как будто – говорит Е. Е., – встречалось нам и вполне достоверное свидетельство, что Мстислав носил христианское имя Георгия, не ручаемся однако, чтобы это было так» (Голубинский, id., прим. 2). 615 Арх. Калач. кн. II, полов. II-ro Примеч. 3-е к. статье «Дополнения и прибавления к Собранию Русских народных пословиц и притчей, сообщенные М. М. Снегиревым». – Морошкин, id., стр. 41, прим. 2. 617 Дополн. к историч. актам. Том I, 28, стр. 28. См. Алмазов, id., стр. 148. См. «Э.С.» 52, стр. 916, Н. Сумцов, «Родины». См. также Алмазов, id., стр. 150, прим. 2. 621 Истор. Тат. ч. III, прим. 553. Труды общ. И. и Др. Т. II, стр. 91–97, Москвитянин, 1853, 3, стат. Лавровского: об обряде пострижения у древних славян. См. Морошкин, id., стр. 97–98. 627 Алфавит, книга премудра, имея в себе К. Д. яыка (Н. Пуб. Библ. Отд. XVI, 3, см. также Архив Калачева, кн. стат. Буслаева: дополнения и прибавления ко II тому сказаний Русского народа, собранных Н. Сахаровым. 633 Корн. де Бруин. «Путешествие чрез Московию», чт. В Общ. истор. и древн. Рос. 1872 г., кн. II, отд. IV. Стр. 113. 634 «Священник дает младенцу имя, какое бы пожелали родители. Симеон Солунский , De Sacramentis, cap. LIX Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. CLX, col. 209. В рус. переводе «Пис. отцов и учителей Церкви относит. к истолк. Богослужению». Т. II. Стр. 47. 637 Мы будем ссылаться в этом § по преимуществу на след. книги: Фюстель де Куланж. История общественного строя древней Франции. Перевод под редакцией Гревса. Том I. Римская Галлия. СПб., 1901. Отзыв экстраординарного проф.      В. В. Болотова о сочинении проф. А. И. Садова , Журналы заседаний Совета С. Петербургской Духовной Академии за 1895/96 учебный год. СПб., 1900. Стр. 97–202.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Серпухова. Фома Кемпийский. О подражании Христу СПб., 1847, с.215. Цит. по: Цветник Духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых М., 1909, с.37. Афанасьев Н., прот. Указ. соч., с.64. См.: Св.Иустин Философ. Указ. соч., с.92; Тертуллиан. О покаянии. Указ. соч., сс.312, 316; Дионисий Ареопагит. Указ.соч., с.34. «Называю вас братьями еще прежде рождения и приветствую вас, как родных, еще прежде нежели вы родились.” Св. Иоанн Златоуст . Первое огласительное слово. Творения. T.II. СПб.,1899, с.251. Такие случаи тоже бывают, и избежать их не так просто. Однако, не следует воспринимать подобное замечание в качестве жесткой непримиримой критики. В одноштатных приходах личное оглашение по ходу таинства – лучшее, что может позволить себе священник. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. В помощь при совершении общественного Богослужения. – Путь Православия. 1, 1993, с.63. слова написаны еще в «доперестроечное» застойное время, но, как это ни странно, они во многом согласуются с современностью. Действительно, волна массовых взрослых крещений подходит к концу, основным контингентом крещаемых становятся дети. Ср.: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж YMCA – PRESS, 1947, сс.188–189. См.: Шмеман А., прот. Таинство верных. Вестн. РХД 114, 1974, с.15. Ср.: Св. Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные и тайноводственные, М., 1991, с.1. Ср.: Михаил (Мудьюгин), архиеп. Указ. соч., сс.37–39. См.: Арранц М., о.и. Исторические заметки о чинопоследовании таинств. ЛДА, 1979, с.18. См.: Алмазов А. Указ. соч., сс.476–498. См.: Алмазов А. Указ. соч., с.480. См.: Шмеман А, прот. Таинство верных. Вестн. РХД. 114, 1974, сс.17–18. Следует помнить, что крестим мы, по большей части, не тех, кто обращен к вере нашей миссионерской проповедью, а тех, кто пришел самостоятельно за церковно-обрядовым подтверждением своей смутной религиозности. Иногда даже отрицательные плоды катехизического общения в подобном контексте могут расцениваться как успех. Автору вспоминается скептически настроенная тридцатилетняя женщина, которая ухмылялась и провоцировала его всю первую беседу; второй раз она, напротив, была предельно сосредоточена, а в конце беседы (после разговора о смысле и необходимости предварительного покаяния) серьезно спросила: «Это что значит, что мне больше нельзя грешить? – Да».

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

Цит. по: Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 293. Пресвитер Руфин Аквилейский , переводя на латынь некий греческий текст, повествующий о житии преподобного Макария, сделал показательную правку: греческий оригинал говорил о том, что колдун действительно превратил женщину в лошадь, Руфин же смягчил это утверждение, сделав акцент на том, что женщина стала казаться окружающим лошадью… (см.: Пресвитер Руфин. Жизнь пустынных Отцов. 28). Интересно, что этот эпизод отсутствует в греческом тексте жития святого Киприана, написанном Симеоном Метафрастом (см.: Симеон Ме тафраст. Житие и мученичество святых Киприана и Юстины//Памятники византийской литературы ГХ-Х1У вв. М., 1969. С. 89–103). Вопрос о том, откуда, когда и как он попал в русские жития,— остается открытым. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1909. Вып. 2. С. 127. См.: Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского . Оптика пустынь, 1997. С. 249–250. См.: Требник. Л. 1 об. См.: Алмазов А. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры… С. 40. Алмазов А. К истории молитв на разные случаи… С. 9–10. Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия (4,4; 2,3; 15, 2; 17, 1)//Творения. Т. 4. Кн. 1. С.11:27, 121, 138. В Великих Четиих Минеях в перечне грехов были такие, как «аще кто на восток помочится», «ничком спати на земли» (см.: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: Тексты и заметки// Смирнов С. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. М., 1913. С. 46,50). Притом этот же самый текст старается настолько возвысить духовенство над народом, что запрещает церковникам шутить даже между собою: в перечне грехов стоит — «аще кий причетник смешно речет да ся посмеют инии». А ведь, например, блаженный Августин «любил употреблять в своих проповедях анекдоты “для забавы и увеселения своих слушателей”» (Епископ Антоний (Банковский). О проповедях блаженного Августина //Сосуд избранный: История российских духовных школ… [Кн. 1 ]. С. 48). Рассказ о том, как преподобный Антоний Великий шутил со своими монахами, известен всем…

http://sueverie.net/pochemu-xristiane-ne...

797 См. его «Письма к одному лицу в С.-Петербурге по поводу появления там нового учителя веры». СПб., 1881. С. 71–72. Таково же по существу и учение об этом символич. книг правосл. Церкви. (См. А.А. Тихомирова «Дух отношения между благодатью и свободной волей в возрожденном человеке. Исследование этого отношения по руководству символич. книг правосл. Церкви». Христ. Чтение, 1894. Март и апрель). 799 См. об этих таинствах: проф. А.И. Алмазов. «История чинопоследований крещения и миропомазания». Казань, 1884; проф. М.Ф. Ястребов. «О таинствах» (Из лекций по догматич. богословию»), «Труды Киев. дух. Академии», 1907. Сентябрь; Замятин. «Покаяние и его значение для нравственной жизни христианина». Киев, 1904. 803 Проф. Н.Я. Беляев. «Пелагианский принцип в римском католичестве». Православ. собеседник, 1871. III. С. 231. О римско-католическом учении относительно оправдания и спасения человека см.: М.С. Григоревский . «Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправдания его пред Богом по римско-католическому учению». Христ. чтение, 1906. Август-октябрь; Теодорович Н.И. «Учение тридентского собора о первородном грехе и оправдании». Почаев, 1886 и др. 805 Cremer. Biblisch – theologisches Wrterbuch der Neutest. Gräcität. Gotha, 1895, s. 262. Фаррар. «Жизнь и труды ап. Павла». С. 1010; отчасти преоовящ. Макарий. «Православное догматич. богословие». Т. II. С. 330; Т. I. С. 494 и др. 809 О таинстве миропомазания см.: проф. Алмазов. «История чинопослед. крещения и миропомазания»; проф. М.Ф. Ястребов. «Таинство миропомазания». «Труды Киевск. дух. Академии», 1907. Декабрь. 810 Biblisch – theologisches Wrterbuch der Neutest. Gräcität s. 48, 51. И no Веск’у, освятиться – это то же, что вступить в общение с Богом («Die christliche Libenslehre». Zw. Abtheilung: die Lehre von den Sacramenten, s. 63). 813 По толкованию св. Иоанна Златоуста , блудный сын представляет собой образ падших после крещения; а что это так, видно вот откуда: «Он называется сыном, а сыном никто не может назваться без крещения. Он и жил в доме отеческом, и получил долю во всем отеческом имуществе, а прежде крещения нельзя воспользоваться отеческим достоянием... Притом блудный сын был братом жившего честно, а братом не мог быть без духовного возрождения» (Творения. Т. II. Кн. 1. СПб, 1896. С. 312).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900. 12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582. 13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21. 14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев./Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544. 15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546. 16 Там же. С. 546-547. 17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл. 18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992. 19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст. 20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13. 21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2. 22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви//Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155. 23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/nuzhno-li-k...

351 В доказательство существования тайной сакраментальной исповеди в Церкви периода Вселенских Соборов, и в частности в монастырях, покойный А. С. Павлов ссылался на свидетельство Иоанна, игумена Раифского, в схолиях на «Лествицу» Иоанна Синайского: «Чистосердечно исповедовать грехи мы обязуемся в силу божественного повеления. Это видно из преданий и правил, предложенных Кафолической Церкви апостолами по внушению Святого Духа. Исполняя их каноны и уставы и по их заповеди исповедуя свои грехи Божиим священникам (Dei sacerdotibus peccata confitentes), мы удостаиваемся получать разрешение и отпущение» (PG. Т. 88. Col. 1222; Павлов А. С.  Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. С. 472). Но Н. С. Суворов справедливо замечает: « А. С. Павлов упустил из виду, что в схолиях Иоанна Раифского описывается публичное покаяние по степеням и неизвестно, о каком покаянии и о каких священниках идет здесь речь, а словом sacerdos без прибавления обычно называются епископы» (Вопрос о Номоканоне Иоанна Постника … С. 82–83). 355 См.: PG. Т. 31. Col. 1157; рус. пер.: Т. V. С. 244. В приведенном свидетельстве, на наш взгляд, нельзя усматривать показание на публичную исповедь. См.: Алмазов А. Тайная исповедь… Т. I. С. 53–54. Это тайная, точнее, частная исповедь, только при невольном свидетеле; публичная исповедь, как известно, требует другой обстановки – церковного богослужебного собрания. Что старица являлась здесь только охранительницей нравов, надзирательницей, которая, может быть, не слышала самой исповеди, – в этом могут убеждать те предосторожности, которые принимались в последующее время при тайной исповеди женщин. См.: Номоканон//Ecclesiae Graecae monumenta… Vol. I, § 40. P. 75. 356 PL. T. 30. Col. 401. Термин sacerdos означает вообще сбященника, в более узком смысле – епископа или пресвитера. Сопоставляя правило блаж. Иеронима с постановлением св. Василия Великого , следует придавать здесь термину второе значение. 357 А. Алмазов (Тайная исповедь… Т. I. С. 54) приводит статью из Правила монахиням без всяких оговорок, как произведение блаж. Иеронима. Но ведь известно, что творения, собранные в 30-м томе Патрологии Миня (11-й том сочинений Иеронима), представляют писания, только надписанные именем этого учителя Церкви, но ему не принадлежащие. См.: Жизнь блаж. Иеронима стридонского при рус. переводе его сочинений. 1-е изд. Т. I. С. 178179. Аббат П. Лорэн в своей книге «De Tintervention des laiques, des diacres et des abbesses dans Г administration de la рёпкепсе» (Paris, 1897. P. 5, примеч. 1) говорит о приведенных словах св. Василия Великого , что «редакция этого правила, без сомнения, более поздняя, чем IV века». Любопытно, что в предписаниях об исповеди для мужских монастырей св. Василий не дает правила о тайной исповеди перед пресвитером (об этом ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Статья эта должна быть отнесена к худым номоканунцам. В ней есть такие зпрещения: «грех есть ставше мужу на восток, мочитеся… грех есть лечи на чрево ниц»… За это полагаются епитимии. Конца статьи, к сожалению, не достает. 1019 Р.И.Б. 4, стр. 8. Митр. Иоанн в своем 16 правиле руководился постановлениями: 6 вселенского собора (правило 24), Лаодокийского (54 правило) и частью 18 правилом собора Карфагенского. 1030 Жмакин, Митр. Даниил, 559–566. – Пам. стар. рус. лит. Кушелева-Безбородка, вып. 1, стр. 200–204. 1033 Ркп. Моск. Дух. Акад., Волокол. Монаст., 16 в., л. 218. Тихонравов. Летопис. 5, от. 3, 137–140. 1041 См. Сказания Сахарова. Спб. 1885 г., 2, 233. Такие гулянья бывают во многих местах на Вознесенье – в Ярославле, Туле у Вознесенских церквей. В настоящее время ярмарка и народное гулянье на Вознесение бывает в Смоленске, по случаю храмового праздника в Вознесенском женском монастыре. 1042 Рождественский. К истории борьбы с церковными безпорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту 12 в. Челобитная нижегородских священников 1636 г. Чтен. Об-ва ист. и древн. российск. 1902 г., кн. 2, отд. 4, стр. 23–31. 1053 Софийский Требник 16 в. Алмазов Тайная исповедь в православной церкви, т. 3, приложение, стр. 154. 1055 Требник 16 в. Чудова монаст. Вопросы черноризцам или схимникам. Алмазов, ibid, стр. 176. 1061 Памятники стар. русской литературы, 1, стр. 209, по рускописи Публичн. Библиотеки Погодин. Древлехранил., 1064 Голубинский. История русск. церкв. 1, 1, изд. 2, стр. 824. Слова на Четыредесятницу со вступительной статьей Петухова напечатаны в Памятниках Пономарева, 3 часть, стр. 153–192; 174. 1065 Рукопись 15 века Троицкой Серг. Лавры л. 194. Слово, вероятно, русское. Архангельский не указывает греческого источн. См. твор. Отцов церкви в древн. рус. письм. 4, стр. 153 и след. 1072 Ркп. 16 в. Моск. Акад. л. 199. В Измарагде 2-й редакции гл. 123. См. приложение стр. 201–202. 1074 Измарагд 2 редак. Гл. 138, Златоуст. 16 в. Троицк. Серг. Лавры лист 181. См. приложение стр. 204; 206.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20. И.Л. Белый медведь. Русские преступники во Франции. -//Возрождение, 1932, 8 января. - с.5. 21. Цит. по кн.: Назаров М. Миссия русской эмиграции. - Изд. 2-е испр. Т.1. - М., 1994. - с.26-27. 22. Большаков В.В. Русские березы под Парижем .- М.: Молодая гвардия,1990. - с.195. 23. Там же. - с.197. 24. Православная часовня, устроенная бароном Дельвизом в своем замке, в последствии перенесена на русское кладбище в Ницце. 25. Большаков В.В. Ук. Соч. - с.216. 26. Цит. по: Там же. 27. Там же. 28. Там же. - с.217. 29. Там же. 30. Архимандрит Феодосий (Алмазов), соловецкий узник, затем с 1930 по 1932 гг. настоятель греческой церкви в Кишиневе, позднее переехал в Болгарию, где преподавал в Пастырском училище при монастыре святого Кирика. - О нем см.: - Алмазов Феодосий, архим. Мои воспоминания (Записки Соловецкого узника). - М.: Крутицкое Подворье, 1997. 31. Университет в Софии носит имя святого епископа Климента Охридского (886-916 гг.), знаменитого болгарского просветителя, ученика одного из просветителей славян святого равноапостольного Мефодия. 32. На русском кладбище в Ницце нет французских могил, как, например, на русском кладбище под Парижем в Сен-Женевьев-дю-Буа, где первые могилы появились в 1927 г.; ни немецких, как под Кале, ни американских, как в Калифорнии или австралийских под Сиднеем. 33. См.: Guide des Russes en France. - Paris, 1990. - p.407. 34. Большаков В.В. Ук. Соч. - с.219. 35. Кончина архимандрита Митрофана. Ук. соч. - с.27. 36. Согласно древнехристианской традиции в православии существует правило, когда при совершении монашеского пострига ново посвящаемому меняется имя, в знак символической смерти прежней греховной жизни и духовного рождения для нового обновленного бытия. 37. Prefecture des Alpes Maritimes - Префектура Приморских Альп (фр.). 38. Cure de l " Eglise Orthodoxe - православный священник (фр.). 39. См.: Уалаау Ф. Очерки марокканской экономики. - М.: Прогресс, 1983. 40. Протокол Общего собрания православных русских в Курибге, 1930.21.12. - ТХКМ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/408/...

из Требника также стало предметом старообрядческой критики), или вовсе заменена ими (см. типологию формул М. в Евхологиях и Требниках разного времени в ст.: Arranz. 1987. P. 84-92). Забвение византийской традиции о соединении таинств Крещения и М. с чином Евхаристии и совершении всех 3 таинств в различных местах (Крещения - в баптистерии, М.- в небольшой церкви у входа в главный храм, Евхаристии - в главном храме) привело к непониманию функции Пс 31 в чине М. как песнопения при переходе из одного места в другое. В частности, согласно русской дониконовской традиции перед ектенией М. произносился 1-й стих Пс 31, а полностью его исполняли после М., что в целом соответствовало древнему порядку. В греч. старопечатных и русских послениконовских изданиях псалом предписано исполнять трижды между Крещением и М.; в современных греч. изданиях псалом предписано петь также между Крещением и М., но уже единожды, с троекратным повторением его 1-й строки. Поменяло свое расположение в чине также и песнопение «Елицы во Христа крестистеся». Если изначально оно было указано дважды: между молитвой М. и самим священнодействием помазания (из-за того, что помазание происходило под исполнение этого песнопения), а затем перед апостольским и евангельским чтением (здесь уже как начальное песнопение литургии), то с поздневизантийского времени в греческой традиции в Евхологиях сохраняется только 2-е указание, причем возникает традиция еще и обводить новокрещеного вокруг купели во время пения (ср.: Sym. Thessal. De sacr. 35). В русской традиции до патриаршества Никона сохранялись оба указания: о пении «Елицы во Христа крестистеся» сначала перед помазанием св. миром, а затем с троекратным обхождением купели уже после пострижения волос; это перешло в старообрядческие издания; после Никона текст рус. богослужебных книг был приведен в соответствие греческому (см. обзор истории чина М. в рус. традиции: Алмазов. 1884. С. 416-424). См. также библиографию к статьям Конфирмация , Крещение . Лит.: Алмазов А.

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010